Заболоцкий николай - гроза идет. Заболоцкий николай - гроза

Главной темой этого стихотворения является тема грозы. По одному только описанию мы можем почувствовать все состояние природы: содрогающаяся от мук зарница; трава, смешавшаяся с тенью от тучи. Все в мире чего-то ждёт, все находится в явном напряжении. Но чего именно? Мы, как и природа, в нашем случае – главная героиня, знаем, что будет гроза. Но для нас это явление, которое чаще всего сравнимо с бедствием.А для природы – это часть её сущность. Мы можем не понять насколько это важно и необходимо, что это часть жизни и так будет всегда.

Желание автора показать важность этого явления – стало главной идеей стихотворения. Грозу он сравнивает с рождением слов и, в конце концов, соединяет их в единое целое: мысли наши расходятся молниями, а слова звучат громом. Всё содрогается, трепещет, всё ждет и, наконец, ликует, ведь«слова на родном языке» есть ничто иное как отражение души.

Для создания особого эффекта слышимости и прикосновения к этому тайному миру, Заболоцкий использует парные согласные д-т, г-к, б-п. Их звучание даёт реальное ощущение присутствия грома, кажется, что вся эта картина происходит вокруг тебя. Звук «о» растягивает время, замедляет ход событий, это даёт возможность подумать, влиться в происходящее еще при чтении, чтобы тебя накрыло волной и унесло в тот необыкновенный, созданный автором мир. Время идёт медленно еще и потому, что зарождение чего-либо, в данном случае слов, всегда происходит не сразу, а постепенно. Длинные строки также дают этот эффект.

Важную роль в этом стихотворении играет олицетворение природы:

«…Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке…»

«…И стекает по телу, замирая в восторге, вода,

Травы падают в обморок…».

У нас не остается сомнения в том, что природа имеет душу. В миг, когда гремят первые раскаты грома, вся природа пробуждается. Неземная чистая красота и непосредственность соединились в облике светлоокой девы, появившейся в этот чудесный миг. Вся природа трепещет, раскрывает свои объятья навстречу новому рождению и светлому будущему. После темных туч собравшихся над землей, после долгого напряжения наступает просветление.

«…И, играя громами, в белом облаке катиться слово,

И сияющий дождь на счастливые рвется цветы».

«Сияющий дождь» смывает все невзгоды и прославляет рождение нового слова.

Роль пейзажа здесь очень важна. С помощью его Заболоцкий показывает связь одного события (рождения слова) с явлением природы (грозой). Также с помощью него мы можем наблюдать отношение самого автора к происходящему. Он подчеркивает «дивный блеск» наготы девы, счастливые цветы, замирающую в восторге воду, и сам готов радоваться вместе с ними.

Ключевыми фразами и словами являются: вещий холод, светлоокая дева, восторг, дивный блеск наготы, белое облако и слово.

«Вещий холод на темной руке…»- темная рука – это спящая природа, еще не рожденное слово, а вещий холод – предсказывающий пробуждение или рождение.

Светлоокая дева – новорожденная, чистая, с дивным блеском своей наготы (новое слово).

Белое облако – светлое непорочное.

Это стихотворение о рождении нового и чистого. О вечном соединении с природой. Здесь раскрывается душа природы, которая способна чувствовать и сопереживать, как и человек. Все травы и цветы трепещут перед чудом, а их шорох сравним с человеческим шептанием.

«Гроза» Николай Заболоцкий

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится. Низко стелется птица, пролетев над моей головой. Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов - первых слов на родном языке. Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево Увидавшие небо стада. А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы. И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»

В 1944 году Заболоцкий вышел из лагерей, где провел порядка пяти лет. Осудили его по ложному обвинению в антисоветской пропаганде. В заключении поэт серьезно подорвал здоровье – особенно пострадало сердце. Значительную часть срока ему пришлось отбывать в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, расположенном неподалеку от Комсомольска-на-Амуре – города, по климатическим условиям приравненного к Крайнему Северу. Естественно, пережитый кошмар наложил серьезный отпечаток и на психику Николая Алексеевича. После освобождения ему было достаточно сложно вновь вернуться к занятиям творчеством. Незадолго до своей смерти в 1958 году Заболоцкий составил рукописное итоговое собрание сочинений. В него включены восемь стихотворений, помеченных 1946 годом. С некоторой долей условности их можно объединить в цикл. Среди этих произведений – «Гроза», посвященное по большей части теме назначения поэта и поэзии. При этом начинается оно с прекрасного описания пейзажа: пробежала над миром зарница, легла на землю тень от тучи, низко пролетела птица.

В стихотворении природа тесно связана с человеком. Чтобы продемонстрировать это, Заболоцкий использует множество интереснейших средств художественной изобразительности. В их числе – «молния мысли», падающие в обморок травы, «сумрак восторга». Лирический герой текста показан не сторонним наблюдателем. Он предстает человеком, находящимся в центре мироздания, всецело захваченным великолепным зрелищем, которое разворачивается перед его внимательным взором. Как неожиданно приходит гроза, так же внезапно посещает вдохновение настоящего поэта. Сначала мелькает молния мысли, за ней медленно идут первые слова. В третьей строфе фигурирует образ яркий и загадочный – светлоокая дева, появившаяся из темной воды. Возможно, Заболоцкий отсылает читателей к мифу о древнегреческой Афродите – богине любви, красоты, вечной весны и жизни, возникшей из воздушной морской раковины и вышедшей на берег вблизи Кипра. Дева из стихотворения – одновременно порождение грозы и человеческого воображения. При этом ей подвластны и слова, и природные явления. Можно ее рассматривать и как воплощение Музы.

Гроза в рассматриваемом тексте – еще и символ очищения, начала нового этапа. Для Заболоцкого, прошедшего лагерный ад, важно вернуться к творчеству, к нормальной жизни. В данном случае без вдохновения сделать это не представляется возможным.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет»

И мы должны понять, что есть значок,
Который посылает нам природа...
Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик - таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он - кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение “Гроза идет” - не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.
Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Н. Заболоцкий "Гроза"

Главной темой этого стихотворения является тема грозы. По одному только описанию мы можем почувствовать все состояние природы: содрогающаяся от мук зарница; трава, смешавшаяся с тенью от тучи. Все в мире чего-то ждёт, все находится в явном напряжении. Но чего именно? Мы, как и природа, в нашем случае – главная героиня, знаем, что будет гроза. Но для нас это явление, которое чаще всего сравнимо с бедствием. А для природы – это часть её сущность. Мы можем не понять насколько это важно и необходимо, что это часть жизни и так будет всегда.

Желание автора показать важность этого явления – стало главной идеей стихотворения. Грозу он сравнивает с рождением слов и, в конце концов, соединяет их в единое целое: мысли наши расходятся молниями, а слова звучат громом. Всё содрогается, трепещет, всё ждет и, наконец, ликует, ведь «слова на родном языке» есть ничто иное как отражение души.

Для создания особого эффекта слышимости и прикосновения к этому тайному миру, Заболоцкий использует парные согласные д-т, г-к, б-п. Их звучание даёт реальное ощущение присутствия грома, кажется, что вся эта картина происходит вокруг тебя. Звук «о» растягивает время, замедляет ход событий, это даёт возможность подумать, влиться в происходящее еще при чтении, чтобы тебя накрыло волной и унесло в тот необыкновенный, созданный автором мир. Время идёт медленно еще и потому, что зарождение чего-либо, в данном случае слов, всегда происходит не сразу, а постепенно. Длинные строки также дают этот эффект.

У нас не остается сомнения в том, что природа имеет душу. В миг, когда гремят первые раскаты грома, вся природа пробуждается. Неземная чистая красота и непосредственность соединились в облике светлоокой девы, появившейся в этот чудесный миг. Вся природа трепещет, раскрывает свои объятья навстречу новому рождению и светлому будущему. После темных туч собравшихся над землей, после долгого напряжения наступает просветление.

Это стихотворение о рождении нового и чистого. О вечном соединении с природой. Здесь раскрывается душа природы, которая способна чувствовать и сопереживать, как и человек. Все травы и цветы трепещут перед чудом, а их шорох сравним с человеческим шептанием.

«Гроза идет» Николай Заболоцкий

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу нескольких авторов девятнадцатого столетия – Пушкина, Тютчева и Баратынского. Рассматриваемый текст относится к натурфилософской лирике. Первые строки произведения – описание пейзажа. Заболоцкий рассказывает читателям о наступлении грозы. Здесь важную роль играет движение – обратите внимание, в начальном четверостишии глагол «движется» повторяется дважды. За счет этого возникает ощущение, что нарисованную поэтом картину мы видим в настоящем времени. Получается даже несколько кинематографично. Самый яркий образ первой строфы – туча «с фонарем в приподнятой руке». Она напоминает персонажа старых историй – то ли стражника, то ли колдуна, то ли обычного крестьянина, пошедшего поздним вечером или даже ночью проверить скотину в хлеву.

В четвертой строфе появляется ключевой образ стихотворения – кедр, громами расщепленный на две части, раненый в сердце огнем. Его мертвая корона выступает в качестве опоры для небосклона. Соответственно, дерево это можно считать своеобразным связующим звеном между двумя мирами – земным и небесным, физическим и духовным. В последних двух четверостишиях лирический герой сравнивает себя с кедром – измученным, но сумевшим выстоять. В финальных строках явно просматриваются параллели с жизнью самого Заболоцкого. Как дерево из стихотворения, он «ворвался в высоту», но встретили его там лишь молнии. Советская власть откровенно не жаловала творчество Николая Алексеевича. Сборник «Столбцы», увидевший свет в 1929 году, получил издевательские отзывы от критиков. Следующая волна травли была вызвана публикацией поэмы «Торжество земледелия». В 1938 году Заболоцкого арестовали, абсолютно беспочвенно обвинив в антисоветской пропаганде. Несколько лет он провел в лагерях, на свободу выйдя только в 1944.

В последней строфе стихотворения «Гроза идет» лирический герой называет себя расколотым надвое. Он не понимает, почему дерево умерло после удара молнии, а ему удалось не просто пережить все жизненные бури, все невзгоды, но и остаться человеком, умеющим чувствовать, способным творить. Никаких ответов Заболоцкий в конце не дает, предоставляя читателям возможность самостоятельно попытаться отыскать их.