Звуки мелодии и их организация. Звук в музыке

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова «шум», «шуметь») и звуки музыкальные (от слова «музыка»). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Прочтите, пожалуйста, с детьми стихотворение Е. Королевой.

Все на свете дети знают:

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки.

Выполните с детьми следующее задание: рассмотрите рисунки и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные.

Шум листвы и звон капели,

Плеск волны и ветра вой…

Сколько звуков нам напели

Эти звуки не имеют

Своей точной высоты,

Потому зовутся шумом,

Их пропеть не сможешь ты.

А ещё бывают звуки,

Что плетут узор мелодий

Песен, вальсов, полек маршей,

Менуэтов и рапсодий.

Эти звуки, как ты знаешь,

Музыкальными зовут.

Звуки музыкальные

В домиках живут.

Что это за домики,

Попробуй, угадай!

Подумай хорошенько

И ответ нам дай.

Правильно! Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Вспомни, какие музыкальные инструменты ты знаешь.


Какими бывают звуки?

Данная разработка предлагается для проведения уроков музыки по теме «элементы музыкальной речи» как в коррекционной школе так и в средней, а также для внеклассных мероприятий. Можно использовать элементы данной презентации для проведения игровых разминок на уроках, как физкультминутка. Тема очень обширна, поэтому её можно использовать на логопедических занятиях по правильному произношению слогов и звуков.

Какими бывают звуки?

Звуки — это все что мы слышим вокруг себя.

Их великое множество и они все разные.

Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.

Речевые звуки — это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.

(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша,Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу. Мы зовём тебя «ау»!

Ну-ка глазки закрывай не робей

Кто позвал тебя узнай поскорей!

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.

Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:

Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.

Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки.

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.

У них есть мелодия.

Звуки музыкальные различаются тембром- окраской звука.

Громкостью

По высоте звуки бывают:

Высокие и низкие

По громкости :

Громкие и тихие

По длительности :

Длинные и короткие

По тембру :

Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).

В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить

их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.

Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Человеческий голос-это волшебный инструмент .

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос-сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года — это ритм планеты.

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.

Наше сердце-сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм-утро, день вечер и ночь.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)

Плавный ритм придаёт музыке лиричность.

Прерывистый ритм — создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном –и сточник ритма в музыке.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.

Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как « громкие часы».

Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.

Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке.

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр, лад, динамика, темп и размер.

Тембр – это окраска звука.

Динамика – это сила звучания музыки.

Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Провести игру «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами

Ваня, ты сейчас в лесу,

мы зовём тебя Ау,

ну-ка, глазки закрывай, не робей,

кто позвал тебя узнай поскорей!

учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад, Мажор, минор

Темп быстро. м едленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.

Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.

Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,

Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.

Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка-означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик – пыжик, где ты был?

Я всю зиму в клетке жил

Где ты клювик замочил?

В клетке я водичку пил.

Что ты чижик похудел?

Я всю зиму проболел

Чем же клеточка плоха?

Ведь неволя так горька.

Чижик, хочешь к нам сюда?

Ой да да да да да да!

Ну-ка чижик вылетай!

Ай яй яй яй яй яй яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.

Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.

Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,

закружились карусели

а потом, потом, потом.

Все бегом бегом, бегом

Тише тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз два.

Вот и кончилась игра.

Муниципальное казённое (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

, Внеклассная работа , Логопедия , Коррекционная педагогика

Какими бывают звуки?

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Игра «Узнай по голосу»

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Человеческий голос – это волшебный инструмент

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

1. Знакомство с учеником.

2. Беседа с ребенком о значении литературы, музыки и живописи в жиз-ни людей.

Педагог объясняет ученику, насколько неинтересно было бы ему жить, если бы он никогда не слышал красивой музыки, не видел бы картин художников и не имел бы книг. Затем педагог раскрывает выразительные возмож-ности трех видов искусства, что общего и в чем различие между ними. Предлагается сделать это следующим образом:

Педагог показывает репродукции с картин И. Левитана "Золотая осень", И. Остроухова "Золотая осень", читает стихотворение А. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!" и исполняет фрагмент "Осенней песни" П. Чайковского, После этого следует подсказать ребенку, что поэт, писатель используют в своем творчестве слово, художник — краски, а композитор - звуки, но все они, используя свои художественные средства и приемы, рассказывают о ком-то или о чем-то.

3. Объяснение понятий "музыкальные и шумовые звуки". В стихотворении, данном к этой теме, объясняются шумовые звуки, а музыкальные умышленно только упоминаются в конце.

4. Задание 1. При выполнении задания важно подвести ребенка к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук.

Перемена. Слушание пьесы Д. Кабалевского "Клоуны". Пьесу исполня-ет педагог. В 1-й и 3-й частях на каждую сильную долю ребенок делает громкий хлопок в ладоши, а во 2-й части сильные доли отмечает тихими хлопками. Можно использовать детские музыкальные инструменты (металлофон, маракас, румба, погремушка и т. п.).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Пушкин

Музыкальные и шумовые звуки

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки - шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Задание 1
Рассмотри рисунки. Назови, когда слышатся шумовые звуки, а когда – музыкальные.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Придумай примеры музыкальных и шумовых звуков.
2. Выучи наизусть любое стихотворение об осени, или стихотворение А. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!", умей выразительно его прочитать и нарисуй к нему рисунок.
3. Принеси на следующий урок игровые карточки, сделай их вместе с родителями.

Задание для родителей
Вырежьте карточки со зверюшками (см. Урок 2). Наклейте их на картон или плотную бумагу. Разрежьте по контурным линиям. Задание выполняйте вместе с ребенком.


© Все права защищены

Свойства музыкального звука.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Давайте вместе разбираться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.


Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему - звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах. Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук "до".
Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные. Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.

Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом).
Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Единицей измерения длительности является целая нота.

Рассмотрим основные длительности:

Каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.

Колебания бывают двух видов: затухающие (у струнных инструментов — рояля, арфы, балалайки, домры и др.) и незатухающие (у органа или скрипки при игре смычком). При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается и естественным путем угасает вовсе. При незатухающих колебаниях громкость звука на ряде инструментов и при пении можно варьировать: уменьшать, оставлять неизменной и увеличивать - в зависимости от художественных целей и задач.