История губной гармоники. Губная гармошка: виды и особенности

Привет! Многие любители гитары и гитарной музыки, а также просто люди, которым интересны музыкальные инструменты, часто хотели бы научиться играть на таком замечательном и доступном музыкальном инструменте, как губная гармоника, или попросту губная гармошка.

Что ж, сейчас расскажу и дам наводки.

Губная гармоника

Губная гармоника (разг. губная гармошка ) — язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом.
Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

Гармошки бывают диатоническими и хроматическими . Хроматические – более сложные инструменты с большим количеством дырочек и с кнопочкой на боку. Нас, как начинающих, интересует более простое решение, поэтому нашим выбором станет диатоническая губная гармошка с 10 дырочками и обязательно в ключе “До” (С). Почему? Потому что логично начинать обучение с самого распространенного инструмента, который является основой для любых самоучителей и видеуроков в интернете.
Сам я играю на губной гармошке чуть больше недели. То есть я, практически, такой же, как вы – в самом начале своего пути. Тем не менее, я возьму на себя ответственность и посмею дать несколько советов по выбору.

  • Выбираем губные гармошки из пластика: дерево разбухнет от наших неумелых губ и слюней;
  • Выбираем гармошки только фирмы Hohner ;
  • Выбираем гармошки в ключе “С”;
  • Выбираем модели Blues Band, Big River Harp, Golden Melody, Marine Band Special 20 ;
  • Радуемся как дети.

Как учиться

Очень просто. Всё, что вам понадобится – это губная гармошка, метроном (ссылка ниже) и книжка-самоучитель (ссылки тоже ниже). Естественно, терпение, усидчивость и трудолюбие. Инструмент, хоть и довольно простой, но в освоении не такой быстрый.

Дабы избавить вас от муторного хождения по различным сайтам, я хочу представить вам две книжки-самоучителя: на выбор. Они написаны простым и понятным языком, рассчитаны на самого начинающего музыканта и весьма качественно подводят вас к уровню, при котором вы сыграете любую мелодию, какую только захотите.

Это книга “Губная гармоника. Самоучитель” издателя Смолина К.О. 2000 года, и книга “Самоучитель игры на губной гармошке” автора Белецкой М. 2008 года. Второй вариант своим аудио-приложением с мелодиями, сыгранными на губной гармонике.

Скачать обе книги можно с нашего Яндекс.Диска:

Сохраните, распечатайте и повесьте на стену аппликатуру губной гармоники. Она поможет вам быстрее сориентироваться и начать играть:

Внимательный читатель, мало-мальски знакомый с нотной грамотой, заметит, что диатоническая губная гармошка именно поэтому и называется диатонической, что в ней нет полутоновых звуков – бемолей и диезов – а только простой диатонический ряд: До, Ре, Ми, Фа… Мы играем на ней, как на белых клавишах пианино. Черных здесь нет.
(Ну, кстати, их тоже можно извлечь, но это уже всё познается нами потом, после получения определенных навыков).

Надеюсь, этот маленький пост помог вам в выборе инструмента, а если вы уже купили его, то помог в выборе обучающего материала:)

Кстати: заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только губной гармоники , но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

И еще: если этого материала вам оказалось недостаточно, то есть неплохой сайт “Всё о губной гармонике”. Вот ссылка:

До скорых встреч!

Этот пост был частью проекта Алаборна музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в нашем блоге и дальше будет только лучше.

***

Дорогие друзья, если Вам понравилась или была полезна эта статья — поддержите наш некоммерческий творческий проект. Любая сумма, будь-то 10 или 100 рублей, поможет нам развиваться дальше и писать новые статьи, которые будут полезны многим людям. Если у вас нет возможности поддержать проект материально, просто отключите свой блокировщик рекламы — ненавязчивые баннеры помогают нам держаться на плаву. Благодарим!

По любым вопросам пишите и добавляйтесь в друзья к Моденову во

О губной гармошке можно сказать, что это компактный музыкальный инструмент, доставляющий радость многим людям в разных странах. По сути это духовой орган западного образца. Не всем ее поклонникам известно, что восточный духовой орган и есть тот непосредственный предок их любимого инструмента, и не только его, но и всех европейских язычковых инструментов.

Первую в истории губную гармошку в 1821 году создал Христиан Фридрих Людвиг Бушман. Он был немецким часовым мастером. Его изобретением, которое он назвал «аура», была металлическая пластинка с пятнадцатью прорезями, которые закрываются стальными язычками. Создавая свое детище, автор думал не о музыкальном инструменте, а скорее о камертоне. Ноты в нем располагаются в хроматическом порядке, извлекались они исключительно при помощи выдоха.

Но более важная конструкторская разработка на тот период времени была предложена мастером по фамилии Рихтер из Богемии. В 1826 году им был изготовлен образец гармошки, которая имела 20 язычков и 10 отверстий (раздельные для выдоха и вдоха). Они были установлены в деревянном корпусе из кедра. Вариант настройки, предложенный Рихтером, с применением диатонического звукоряда для всех европейских инструментов, получивших название «Mundharmonika» или духовой орган, стал стандартным.

В Северную Америку губную гармошку привез Маттиас Хонер в 1862 г. Накладка, на которой изображено имя производителя, была маркетинговой находкой его фирмы. Уже к году 1879 Хонеру удавалось изготавливать в год до 700 тысяч инструментов. К рубежу столетия цифра выпускаемой им продукции в год была равна 5 миллионам единиц!

В начале 20-х в США были впервые в истории сделаны записи губной гармошки, хотя на пленке в немом кино в 1894 году этот инструмент уже был зафиксирован. Великая депрессия в 30-е гг., а также Вторая мировая война в сороковые годы стали причиной переселения южан на западное побережье и в северные штаты. Благодаря этому процессу миграции, маленький инструмент распространился по всей территории США.

Губную гармошку можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармошка является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы “Hohner” репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармошки знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако если открыть “Мировую энциклопедию музыкальных инструментов”, то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием “аэрофоны”.

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине 18-го века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в 19 веке. Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название “аура”, представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец Ф. Хотц начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Еще один уроженец Германии Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушманом “аур” и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом “мундэолины”. Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл “сим-фониум”.

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название “Mundharmonika” или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют “Mundharmonika”, по-французски – “harmonica a bouche”, по-итальянски – “armonica a bocca”, по-испански “armonica”, по-английски – “harmonica”, “mouth organ”, “French harp” или “harp”.

Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно – “handharmonika” (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть “mundharmonika” (губная гармошка).

Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: “1’Epatant” и “La Marseillaise” для Франции, “King George” и “Alliance Harp” для Англии, “El Centenario” для Мексики и даже гармошки на цепочках, для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат. Была даже такая модель “Kaiser Wilhelm”.

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году. В 30-е годы великая депрессия, а в 40-е – 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди черных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли “Сонни Бой” Уильямсон. В то же самое время на другом конце света в Нюрнберге Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику “Hohner”, он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъем, что естественно отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое – “мисиссиппский саксофон” (так на американском слэнге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть. К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника. Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

В результате получается примерно такое разделение:

Блюзовая гармоника
Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur.

Хроматическая губная гармоника
Хроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.
Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

Тремоло гармоника
В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника
Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника
Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника
Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Губная гармоника (разг. «(губная) гармошка», харп (от англ. harmonica)) — распространённый язычковый духовой музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.
Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп, различные жанры народной музыки. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper).

Устройство и звукоизвлечение

Губная гармошка состоит из трех основных частей:

  • Корпус (гребенка, comb). Обычно его делают из дерева, пластика или, металла. Похож на расческу. Прорези в корпусе выполняют роль воздушных туннелей.
  • Плата с язычками (reed plates). Платы обычно производят из меди. На платах заклепками или сваркой закрепляются язычки. Платы крепятся к корпусу винтами или гвоздями (классический вариант). Плата с язычками на выдох располагается над корпусом, а на вдох — под корпусом.
  • Крышка (covers). Выполняют роль звукового резонатора. Без крышек гармошка будет звучать, но очень тихо, к тому же губы будут мешать язычкам свободно колебаться. Крышки крепятся на корпусе винтами или гвоздями. На верхней крышке обычно наносят номера отверстий. Возможно для тех, кто умеет читать губами. Высота звука у гармошки повышается слева направо (как на клавиатуре фортепьяно). Длинные язычки дают низкое звучание, короткие — высокое.

Воздушная струя, направленная в корпус или из него, проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Однако звучание инструмента определяется не вибрацией язычков. Вы можете убедиться в этом, если снимите накладку и подцепите один из них. Вы услышите тоненький звук «пинь», не имеющий ничего общего со звучанием гармошки. На самом деле эффект создается тогда, когда вибрирующий язычок прерывает воздушную струю. По тому же самому принципу работает и сирена. Зазор между язычком и краями соответствующей прорези чрезвычайно мал, поэтому, когда язычок во время вибрации попадает в прорезь, проход для воздушной струи временно перекрывается. Когда язычок проходит прорезь в ту или другую сторону, путь для воздуха вновь остается открытым. Таким образом, звучание губной гармошки определяется колебаниями воздушной струи.

Язычки это не гитарные струны, звучание которых усиливает акустический резонатор. Скорее их можно сравнить с пружинами, которые заставляют вибрировать воздушную струю. Миниатюрная губная гармошка не обладает таким большим акустическим резонатором, как скрипка или гитара. В ней нет ничего, что может усилить звук, который создается исполнителем. Вот почему гармошка настолько зависит от возможностей музыканта.

Существует мнение, что звук этого инструмента во многом определяется материалом, из которого изготовлен корпус. Возможно так оно и есть, однако уловить эту разницу могут только очень опытные специалисты.

Выделяют следующие типы:

  • Хроматические губные гармоники
  • Диатонические губные гармоники
    • Блюзовые губные гармоники
    • Тремоло губные гармоники
    • Октавные губные гармоники
  • Оркестровые губные гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые губные гармоники
    • Аккордовые губные гармоники

История

По своей сути гармошка является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы «Hohner» репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.
Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.
Еще один уроженец Германии Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины». Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.
В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют «Mundharmonika», по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармошка).
Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «1’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармошки на цепочках, для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году. В 30-е годы великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди черных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света в Нюрнберге Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъем, что естественно отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «мисиссиппский саксофон» (так на американском слэнге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.