Кто в театре «хозяин» – худрук или директор? Художественный руководитель - Донковье — организация событий и отдыха Художественный руководитель постановки.

Кто в театре «хозяин» – худрук или директор?

То, что Владимир Путин любит спорт, всем известно, поскольку занимается им давно, подтверждая тем самым известную истину: «В здоровом теле здоровый дух». Но вряд ли кто-то знал, что премьер стал неравнодушен и к теа

Ни одна страна в мире не может похвастаться таким количеством стационарных коллективов, существующих за счет бюджета и требующих с каждым годом все больше и больше средств на свое содержание. Здесь есть о чем задуматься. Скажем, нужны ли они в каком-нибудь заштатном городишке с населением 5 тысяч человек? Или на Крайнем Севере, где полярная ночь длится 7-8 месяцев, а мороз доходит до 40 градусов? Не говоря уже о том, что в этих театрах трудятся в основном альтруисты, а проклятая бедность проглядывает сквозь все щели, как их ни затыкают. А меценаты, на которых так уповали в начале перестройки, все не идут и не идут.

Так вот. Накануне выборов в Государственную думу и новогодних елок, когда все театры «стоят на ушах», давая по три спектакля в день для детворы, Владимир Путин снова собрал художественных руководителей известных московских и питерских театров и сообщил им радостную весть: теперь они могут тратить без проведения торгов от 100 до 400 тысяч рублей. Казалось бы, цифра немаленькая и можно понять Валерия Фокина – худрука Александринки, благодарившего Путина за столь щедрый подарок… Но ведь прежний любимец экс-мэра Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко не раз получал гранты на свои спектакли, в том числе от правительства Северной столицы. Как, впрочем, и присутствующие на этом заседании Олег Табаков со своим МХТ от московского правительства, и Галина Волчек с «Современником», и Марк Захаров, в театре которого и проходила эта знаменательная встреча, а актеры были освобождены от репетиций. Именно Захаров в период объявленной гласности предложил закрывать нерентабельные театры, чем вызвал праведный гнев провинции. После чего Марку Анатольевичу пришлось долго оправдываться и объяснять, что он имел в виду не только театры за пределами Садового кольца, но и столичные.

Что правда, то правда. Так, расположенный в самом центре Москвы на Тверской Театр имени Станиславского не первый год трясет от смены худруков и завышенных оценок собственного творчества, не имеющих ничего общего с реальным положением вещей, сопровождающимся скандалами с пришлыми «назначенцами». Не случайно Владимир Путин поднял вопрос: кто главный в театре – худрук или директор, контролирующий расходы и доходы театра?

Поднаторевшая в конфликтах Галина Волчек попыталась сгладить этот обоюдоострый вопрос, поскольку у нее с директором полный альянс, но, по-видимому, слухи о «бархатных революциях» в том же Театре Станиславского, на Таганке, связанные с уходом легенды русской сцены Юрия Любимова, свержением Сергея Арцибашева в Маяковке, не прошли мимо ушей премьер-министра. Да и встреча с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным накануне перевыборов дала богатую пищу для раздумий. В первую очередь касающуюся реформации репертуарного театра, которая должна начаться с контрактной системы для всех работников театра: от актерского цеха до бутафорского. По всему было видно, что эта идея нравится Путину, и как это ни будет горько институту директоров, но главным в театре, по мнению премьера, должен оставаться художественный руководитель. Так что Лев Додин, возглавляющий Малый драматический театр в Петербурге, мог вздохнуть с облегчением, его трон не пошатнется.

Но это в Москве и в городе на Неве, где худруки (за редким исключением) подмяли под себя строптивых директоров и своим многолетним авторитетом держат театры на плаву, что бы ни писала о них критика. Ну а ежели взять провинцию, то там совсем другой коленкор и другая жизнь, где все зависит от губернаторов, которые могут перекрыть кислород, а могут и устраивать за свой счет международные фестивали, как в Саранске или Белгороде. Кстати, в этом пограничном с Украиной городе недавно объявилась так называемая «полиция нравов», и к показу в студенческом театре Института культуры были запрещены пьесы Евгения Гришковца, Ивана Вырыпаева, Ярославы Пулинович, якобы развращающие молодежь. Вот вам и первые признаки цензуры, о которой так пекутся некоторые представители партии КПРФ. А может быть, это своеобразное проявление засевшего в генах страха, который продолжает жить в нас, несмотря на все демократические преобразования и свободу слова? Этот же страх – остаться не удел – заставляет директоров провинциальных театров полагаться только на себя, а не на приезжих худруков, которые подобно Хлестакову наобещают с три короба, а потом поминай как звали. Значит, здесь тоже надо учредить отдельную графу, связанную с обязательствами приглашенного главного режиссера.

Не случайно Владимир Путин поддержал идею инвентаризации творческих кадров. Ведь на виду только федеральные театры, а что творится в глубинке – тайна за семью печатями. Надо отдать должное художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину – он всегда грудью защищал театральную периферию: и когда был министром культуры, и сейчас, что и продемонстрировал на встрече с Владимиром Путиным.

Олег Табаков – главный строитель общедоступного художественного театра с коммерческой жилкой и проданными на месяц вперед билетами – давно завел в МХТ контрактную систему и выиграл немало судов с уволенными актерами, так как всегда руководствовался принципом «под лежачий камень вода не течет». Любой театр – это как велосипед, который либо едет вперед, либо падает, если не крутят педали. Несмотря на свой солидный возраст, Олег Павлович продолжает крутить педали менеджмента, прекрасно понимая, что ничто так не обеспечивает успех спектаклю и наполнению кассы, как ансамбль вышколенных актеров, которые впоследствии становятся звездами.

Напоследок Владимир Путин еще раз напомнил собравшимся мэтрам, что подготовлена Концепция долгосрочного развития театрального дела до 2020 года, то есть в течение ближайших восьми лет будет идти реорганизация стационарных театров, в результате которой, как заверил Путин, провинциальные театры должны повысить свою художественную планку. Ну а те, кому предстоит это делать, пока пытаются выжить…

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Художественный руководитель

Должностные обязанности. Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства, историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы, состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств, современную и классическую драматургию, порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств, основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового и гражданского законодательства, авторское право, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) не менее 3 лет или в должности режиссера (дирижера, балетмейстера) - постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств не менее 5 лет.

Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования и иные условия творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя, определяется при заключении трудового договора в установленном порядке.

Вакансии для должности Художественный руководитель по общероссийской базе вакансий

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется Художественным советом.

Художественный совет – это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной самодеятельностью. Возглавлять Художественный совет могут:

Заместитель директора ДК;

Художественный руководитель ДК;

Работник культуры, не работающий в данном ДК.

В состав Художественного совета входят:

Заместитель директора ДК;

Методист отдела художественной самодеятельности;

Руководители ведущих коллективов самодеятельного творчества ДК;

Главный художник, балетмейстер, режиссер;

Главный бухгалтер ДК;

Представители профессиональных учреждений искусства;

Представители общественных организаций;

Спонсоры.

Функции художественного совета

    Художественно-творческая

Обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;

Разработка программ, проведение мероприятий;

Оказание методической помощи в деятельности коллективов;

Участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования – утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается заведующим клубом, директором Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено народным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении – это художественный руководитель.

Художественный руководитель – это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям коллективов народного художественного творчества. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива народного художественного творчества.

Функции художественного руководителя

Совпадают с функциями Художественного совета:

Планирование деятельности самодеятельных коллективов;

Методическая помощь самодеятельным коллективам;

Планирование программ;

Организаторская функция;

Функция контроля.

Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель – это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Функции руководителя самодеятельного коллектива

Художественно-творческая

Воспитательная

Организаторская

Планирования

Контроля

В связи с тем, что участие в народном художественном творчестве – это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творческий процесс будет невозможно

«Руководить значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт, Л. Ланг)

Качества руководителя

1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности

2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:

Во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;

Во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно , то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

б) системно , то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно , отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно , сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель коллектива народного художественного творчества в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

Требования, предъявляемые менеджеру

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, включая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать . Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность . Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность . Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

Роли менеджера

Администратор (наблюдать за исполнением)

Плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели)

Политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)

Эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией)

Представитель группы во внешней среде

Регулятор отношений внутри группы

Источник идей, информации, поощрения, наказания

Судья и миротворец

Диктатор

- «отец» или «мать»

- «козел отпущения»

Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В 1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства – децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль характеризуется следующими качествами:

Дела пускает на самотек;

Действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

Консервативен;

Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;

Склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

Критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Художественного руководителя театра

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность художественного руководителя театра [Наименование организации в родительном падеже] (далее-Организация).

1.2. На должность художественного руководителя театра назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее пяти лет.

  • 18 разряд -в театрах оперы и балета (в том числе имеющих звание «Академический»), во всех остальных академических театрах.
  • 16-17 разряды -в театрах музыкальной комедии (оперетты), музыкально-драматических, драматических театрах, ТЮЗах, театрах кукол, в филармониях, самостоятельных музыкальных и танцевальных коллективах, симфонических, камерных, духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов в составе филармоний, в концертных залах с правами юридического лица, цирках.
  • 15 разряд -в других театрах и художественных коллективах.

1.3. Художественный руководитель театра назначается и освобождается от должности руководителем организации (театра).

1.4. Художественный руководитель театра относится к категории руководителей, подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.5. В своей деятельности художественный руководитель театра руководствуется:

  • нормативными актами по вопросам культуры и искусства;
  • методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
  • уставом Организации;
  • правилами трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя организации (театра), непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Художественный руководитель театра должен знать:

  • законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;
  • приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и руководителем Организации (театра);
  • организацию театрального (музыкального) производства;
  • психологию управления и творческого труда;
  • современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;
  • классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;
  • историю и современные проблемы отечественного и мирового театрального, музыкального искусства;
  • основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • положения настоящей должностной инструкции.

1.7. В период временного отсутствия художественного руководителя театра его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Художественный руководитель театра осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет организацию всего комплекса творческой и производственной деятельности театра.

2.2. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.3. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.5. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.6. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.8. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.9. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.10. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.11. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.

В случае служебной необходимости художественный руководитель театра может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Художественный руководитель театра имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя Организации (театра), касающимися его деятельности.

3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. Повышать свою квалификацию.

3.5. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность

Художественный руководитель театра несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,-в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,-в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. Причинение материального ущерба-в соответствии с действующим законодательством.

4.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

5. Условия работы

5.1. Режим работы художественного руководителя театра определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации (театре).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

Кто такой художественный руководитель? Каковы его должностные обязанности? За что он отвечает и каковы требования к должности худрука, вы узнаете их этой статьи. Сразу пропишем мнение администратора сайта Донковье - худрук для учреждения культуры, это отец, мать, хозяин и тиран для творческого коллектива, человек, от которого зависит- всё.

Кто такой х удожественный руководитель

Художественный руководитель отвечает за творческие идеи, разработку плана мероприятий, реализацию художественного видения и направление учреждения искусства и творчества. Такая должность, как художественный руководитель, ил сокращенно - худрук, существует в штате всех театров, с различными направлениями: музыкальный театр, театр комедии, драматический и все остальные, имеют своего худрука. В других учреждениях культуры тоже часто можно встретить худрука, это дома и дворцы культуры, клубы, культурные центры, филармонии, цирки, везде имеется в штате художественный руководитель.

Работа художественного руководителя

Художественный руководитель, как правило, подчиняется главному административному должностному лицу, хотя, в некоторых случаях, эти две штатные единицы объединены в одну, особенно, если это театральное заведение.

В учреждении культуры, художественный руководитель отвечает за творческий процесс, а также принимает решения о развитии эстетических ценностей и духовно-нравственную деятельность творческого коллектива. Осуществляет онсультации с главным административным должностным лицом стратегию и развитие учреждения культуры.Худрук пишет сценарии и составляет концертные программы, если это Дом культуры , или филармония.

Художественный руководитель: должностные обязанности

  • Худрук нанимает, контролирует и оценивает художественные кадры, включая исполнителей, художников и режиссеров.
  • Нанимает, контролирует и оценивает ключевой технический персонал, в том числе руководителя вспомогательного производства.
  • Разрабатывает, внедряет и оценивает годовые и месячные программы.
  • С главным административным должностным лицом, разрабатывает годовой бюджет учреждения.
  • Выступает в качестве пресс-секретаря для художественной оценки творческого коллектива в СМИ.
  • Ведет переговоры со спонсорами по сбору средств на реализацию творческих проектов.
  • Выстраивает отношения с другими культурными организациями и партнерами.
  • Худрук отчитывается за работу творческого коллектива, создает доклады для конференций и отчета перед вышестоящими организациями.

Художественный руководитель контролирует содержание письменных процедур по учреждению, проверяет и контролирует работу собственных СМИ: сайт, газета, журнал, канал видео, и другие варианты позиционирования учреждения культуры.