Почему древнеегипетские мумии хорошо сохранились. Как сделать мумию

Мумификация

Мумификация, или искусство сохранения тела, едва ли не самая характерная особенность цивилизации Древнего Египта. Мумификация принципиально отличается от бальзамирования. Бальзамирование представляет собой процедуру, которая замедляет разложение и имеет целью сохранить естественный вид тела. Традиционная египетская мумия, обернутая бинтами, совсем не похожа на забальзамированное тело, напоминающее живого человека, например Ленина.

Слово «мумия» происходит от названия битумной, или горной, смолы, мумии , которую находили в древней Персии, но сам термин появился сравнительно недавно. Эту смолу для мумифицирования не использовали, однако найденные мумии были покрыты темной субстанцией растительного происхождения. В связи с этим и было высказано предположение, что в процессе обработки тел применяли мумию , – так появилось современное понятие.

В мумификации различают два аспекта – физический процесс и религиозную символику. Физический процесс был тайным искусством, и наши знания о нем получены с помощью «обратной разработки» многочисленных мумий, сохранившихся до сегодняшнего дня. Дополнительную информацию дал современный эксперимент по мумификации, выполненный доктором Робертом Брайером из Университета Лонг-Айленда.

Вскоре после смерти тело умершего переносили в специальное помещение (ибу ), где проводился обряд очищения. Это, вероятно, был шатер на холме, чтобы ветер уносил запахи. Мозг «разжижали» при помощи крюка, который вставляли через ноздри и вращали, словно венчик. Затем тело переворачивали ничком, чтобы мозг вытек.

После этого тело промывали концентрированным раствором природной соли. В боку обсидиановым ножом (он острее современных стальных скальпелей) делали 10-сантиметровый разрез. Через него удаляли внутренние органы. Их промывали, высушивали, обертывали тканью и помещали в четыре ритуальных сосуда, как правило, алебастровых кувшина с крышкой в форме человеческой или звериной головы (канопы ).

Освобожденную от внутренностей полость очищали пальмовым вином и заполняли сухими кристаллами соли и пшеничной мякиной. Сверху и снизу все тело покрывали сухой солью. На одну мумию ее уходило около 250 килограммов.

Через 35 дней тело становилось сухим, сохраняя при этом определенную гибкость. Соль счищали, и мумию переносили в дом красоты (пер нефер ). Там ее клали на плиты, обертывали полосками льняной ткани и покрывали смолой. Особое внимание уделяли пальцам на руках и ногах. Между полосок закладывали амулеты и заклинания, написанные на папирусе, – они предназначались для защиты тела. Мумию клали в гроб, иногда в маске и венке из цветов и трав. Затем ее помещали в каменный саркофаг (от др. – греч. ??????????, то есть «поедающий плоть»).

Первоначально мумификации удостаивались только фараоны, но со временем стали мумифицировать и представителей знати, и даже простолюдинов, которые могли себе это позволить. Некоторые дошедшие до нас мумии очень хорошо сохранились и служат источником ДНК для специалистов, занимающихся изучением сложных родственных связей царских семей.

Голова мумии Тутмоса I

Но почему древние египтяне мумифицировали умерших? Потому что верили в воскрешение мертвых? К сожалению, у нас есть только теории и предположения, но не документы, дающие ответ на эти вопросы. Чаще всего можно услышать следующее объяснение. Тела, погребенные в сухой и горячий песок египетских пустынь, иссушались естественным образом, но, когда покойников стали хоронить в гробницах, они разлагались. Мумификация была призвана заменить естественный процесс, который в прошлом происходил сам по себе.

Основой религиозного символизма мумификации мог быть миф о том, как разрубленное тело убитого братом Осириса собрала его сестра и жена Исида, обернув полосками ткани. Богу царства мертвых Анубису отводилась важная роль в погребальном ритуале: обеспечение успешной мумификации покойного. На умершего надевали маску Анубиса, и он считался в это время самим Анубисом. Процесс мумификации всегда длился 70 дней – точно такое же время звезда Сириус, которую отождествляли с богиней Исидой, каждый год проводила за линией горизонта, прежде чем появиться вновь, возродившись в ночном небе над Египтом.

Что касается религиозного аспекта мумификации, совершенно очевидно, что сохранение тела было очень важно для веры древних египтян в загробную жизнь. Без тела Ка, или душа, не сможет вернуться в гробницу и найти пищу, оставленную родственниками и друзьями. Душа также не могла получить доступ к заклинаниям, вырезанным на стенах гробницы или в Книге мертвых – папирусе, который клали рядом с умершим. Эти заклинания считались очень важными для жизни Ка. Если тело разложится и Ка не сможет узнать его, душа потеряется, проголодается, и в загробной жизни умерший подвергнется опасностям.

Когда речь заходит о мумиях, то многие в первую очередь вспоминают древний Египет, фараонов, тела которых сохранились до сегодняшнего дня, и голливудский блокбастер «Мумия». Но на самом деле мумии – это не только Древний Египет и Голливуд. В нашем обзоре малоизвестные, а порой и просто невероятные факты о мумиях.

1. Что такое мумия


Мумия - это тело человека или животного, которое предохранено от разложения путем удаления внутренних органов, обработки содой (декагидратом карбоната натрия) и смолой, после чего было завернуто в бинты.

2. Mum - значит воск

Слово "мумия" происходит от средневекового латинского слова "mumia", заимствованного от средневекового арабского "mūmiya" и от персидского "mum" (воск), что означало забальзамированное тело, а также бальзамирующее вещество на основе битума.

3. Разнообразие мумий


Археологи обнаружили множество мумий животных, включая шакалов, кошек, бабуинов, лошадей, птиц, песчанок, рыб, змей, крокодилов, бегемотов и даже льва.

4. Анубис

Некоторые люди задаются вопросом, почему было найдено так много мумий шакалов. Объяснение этому довольно простое - богом мумификации был Анубис, египетский бог с головой шакала.

5. Искусство мумификации

Древние египтяне начали делать мумии около 3400 г. до н.э., но им потребовалось почти восемьсот лет, чтобы понять, что если вынуть внутренние органы, мумия будет сохраняться, а не гнить. Со временем мумификация стала очень сложным и длительным процессом, который длился до семидесяти дней.

6. Геродот - первый человек, описавший мумификацию


Первым человеком, который очень подробно написал о процессе мумификации, был греческий историк Геродот. Случилось это после того, как он посетил Египет около 450 до н.э.

7. Племя чинчорро

Несмотря на то, что мумии почти исключительно связывают только с Египтом, южноамериканское племя чинчорро было первым, которое начало делать мумии. Согласно последним археологическим свидетельствам, самые старые мумии чинчорро датируются седьмым тысячелетием до н.э., что в два раза старше первых египетских мумий.

8. Рентгеновский снимок мумии

Первые современные научные экспертизы мумий начали проводить в 1901 году, проведенное профессорами английского языка при правительственной школе медицины в Каире. Первый рентгеновский снимок мумии был сделан в 1903 году, когда профессора Графтон Эллиот Смит и Говард Картер использовали единственный рентгеновский аппарат в Каире на то время, чтобы изучить мумию Тутмоса IV.

9. Классика

Не все мумии были завернуты в одном и том же положении. Например, подавляющее большинство фараонов были расположены в положении лежа с руками, скрещенными на груди. Именно это положение чаще всего показывается в фильмах и популярных средствах массовой информации.

10. Осирис

Согласно египетской мифологии, бог Осирис был первой мумией в истории. Однако, его останков не было найдено.

11. Загробное гостеприимство

Именно по этой причине, после того, как мумия была вся закутанная в бинты, ее покрывали специальной тканью с нарисованным изображением Осириса. Это делалось для того, чтобы египетский бог подземного мира был добрым и гостеприимным к умершим.

12. Были-бы деньги

Многие люди ошибочно полагают, что мумифицировали только фараонов. В действительности же мумифицировали тех, кто мог себе это позволить.

13. Все свое возьму с собой

Древние египтяне верили, что вещи, которые были захоронены в гробнице вместе с мумией, помогут покойнику в жизни после смерти. Таким образом, все ценное для покойных хоронили вместе с ними. Это были предметы искусства, артефакты, сокровища и драгоценности.

14. Защита от воров

Была также предусмотрена защита от воров - древнеегипетские мифы предупреждали, что на гробницы и их содержание было наложено проклятие, которое поразит всех, кто войдет в них. Утверждалось, что ряд археологов, которые обнаружили некоторые из этих захоронений, быть поражены тотальным невезением, а некоторые даже умерли при необычных обстоятельствах.

Тем не менее, эти проклятия не смогли предотвратить разграбление множества могил и воровства драгоценных украшений и других дорогих предметов, которые "сопровождали" мумий в загробную жизнь.

15. Сомнительное развлечение

Кроме того, в викторианскую эпоху, разворачивание мумий стало популярным занятием на вечеринках. Хозяева, которые проводили званый ужин, покупали мумию, а гости могли во время вечеринки развернуть ее.

16. Незаменимый лекарственный компонент

В викторианские времена, мумии считались незаменимым компонентом во многих лекарствах. Большинство именитых врачей уверяли своих пациентов, что порошок из мумий или растертые мумии обладают удивительными целебными свойствами.

17. Рамсес III боялся рептилий

Рамсес III боялся рептилий. Именно по этой причине его мумия была найдена с одетым амулетом, который должен был защищать его от змей в загробном мире.

18. Вместилище интеллекта и эмоций

Единственный органом, который древние египтяне оставляли внутри мумии, было сердце. В то время сердце считалось центром средоточий интеллекта и эмоций - качеств, которые нужны были мертвым и в загробной жизни.

19. Прибыльный бизнес

Мумии были очень прибыльным бизнесом в древнем Египте. В процессе подготовки мумии использовались много рабочих: от бальзамировщиков и хирургов до священников и книжников.

Все страны / Египет / Египетские мумии

Египетские мумии

Му́мия – это сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1 000 года. Происходит оно от персидского слова «mum» («воск»). Словом «mumia» арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Сами древние египтяне называли мумии «саху».

Древний Египет, нaвeрнo, caмaя извecтнaя цивилизaция дрeвнeго мирa, которая делала мумии из покойных. В oбывaтeльcкoм сoзнaнии c Дрeвним Eгиптoм бoльшe всeгo связaны мумии фaрaoнoв, кoтoрые привлeкaют интeрeс свoeй тaинствeннoстью и принaдлeжнoстью к культу cмeрти.

Древние египтяне считали, что после кончины человек отправляется в загробный мир. Поэтому, тела самых богатых и влиятельных жителей страны после смерти обязательно подвергались мумификации. Это делали с фараонами, верховными жрецами, аристократами. Процесс обработки трупа был полон различных тонкостей, которые были известны только в Древнем Египте.

Суеверные жители африканской страны считали, что мумии фараонов помогают своим владельцам беспрепятственно отправиться в загробный мир. В массовом сознании было устойчивым мнение о том, что правители имеют божественное происхождение, это делало их связь со сверхъестественными явлениями ещё более тесной. Кроме того, мумии фараонов хоронили в специальных гробницах – пирамидах. Этот стиль архитектуры был уникальным египетским изобретением. Ни в Средиземноморье, ни в Междуречье ничего подобного тогда не строили. Самыми знаменитыми являются

Мумификация

Египтяне верили, что смерть – это переход в другой мир, где умершим понадобятся их тела. Для того, чтобы тело не разлагалось, его подвергали специальной обработке – бальзамированию. Получалась мумия, которая сохранялась тысячи лет. Бальзамирование стоило очень дорого, поэтому, наиболее качественные услуги были доступны лишь богатым. Из тел священных животных – обезьян, кошек и крокодилов – тоже делали мумии. Мумию клали в несколько деревянных гробов, вложенных один в другой, и помещали в каменный саркофаг.

Мумификация считалась уделом избранных, но, фактически, её можно было купить, если человек хотел обеспечить себе спокойное пребывание в загробном мире, а также, если у него было достаточно денег для этого. Но, были и процедуры, доступные только фараонам и членам их семьи. Например, только их органы помещались в специальные сосуды (канопы).

Мастера, которые занимались мумификацией, являлись привилегированными членами общества. Им была известна недоступная для других наука бальзамирования. За столетия существования египетской цивилизации эти секреты так и не стали известны другим народам.

Бальзамировщик предлагал родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из
своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как были обговорены все условия, мастера принимались за работу. Процесс мумификации выполнялся не одним «мастером», а целым коллективом.

Древние египтяне считали сердце самой важной частью человеческого тела. А мозг им казался абсолютно бесполезным органом. «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем, делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касиейи прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого, тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмывают тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)» (Геродот, 2.86).

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости» (Геродот, 2.87).

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

Органы, извлечённые из трупов фараонов и членов их семей не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом – канопы. Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило, были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола, и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебексенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Органы в сосудах хранились рядом с саркофагом мумии. Секреты фараонов хоронились вместе с их телами. В гробницу помещались все личные вещи, которые, по религиозной убеждённости древних египтян, в дальнейшем, также, исправно служили владельцам в потустороннем мире. То же самое было с органами, которые должны были вернуться к фараонам, когда они окажутся по ту сторону бытия.

Мумии фараонов Египта, также, подвергались обработке косметологами и парикмахерами. На последнем этапе тело покрывали специальным маслом из воска, смолы и других природных ингредиентов. При мумификации покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. Многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Члены одной семьи, как правило, имели собственную гробницу, которая становилась фамильным склепом. Древней столицей Египта был город Фивы. Именно на его месте находится знаменитая Долина царей. Это обширный некрополь, в котором хранились многие мумии фараонов. Долина была обнаружена почти случайно братьями-учёными Расулами во время их экспедиции в 1871 году. С тех пор, работа археологов здесь не останавливалась ни на один день.

Мумиё моё

Ценность мумии – это драгоценности, которую её окружают, и историческая значимость: от понимания процесса бальзамирования до генетических исследований. Но, какое-то время назад, мумии представляли собой ещё один довольно странный интерес...

Мумиё – это органо-минеральный продукт альтернативной медицины природного происхождения. Мумиё напоминает тот густой чёрный состав, которым египтяне с начала III тысячилетия до нашей эры бальзамировали тела умерших. Поскольку спрос на это средство был очень велик, затвердевшую массу в поздние времена стали счищать с черепов и остатков костей, выскабливать из полостей тела и перерабатывать. При остром дефиците не стоило быть щепетильным: таинственное бальзамирующее средство размазывалось вместе с высохшими волокнами мышц и остатками скелета. Мумиё, полученное таким способом, можно было поставлять в большом количестве.


Мумиё – так называлась земляная, вернее, минеральная смола, известная под греческим наименованием «асфальт». Её очень ценили, как лечебное средство от разного рода телесных недугов. Но, редкостного сырья было явно недостаточно. Этим промыслом мумиё начался чудовищный грабеж египетских усыпальниц. Сначала речь шла об универсальном лечебном средстве, потом началась сущая чертовщина. Добывавшийся из мумий экстракт был не дёшев. Предприимчивые купцы и Александрии позаботились о том, чтобы мумиё сделалось важной статьёй экспорта в Европу. Они нанимали целые толпы египетских крестьян для раскопок некрополей. Корпорации торгашей экспортировали размолотые человеческие кости во все концы света – и неплохо наживались.

В XIV - XV веках мумиё сделалось обычным средством, продаваемым в аптеках и лавках лекарственных трав. Когда сырья снова стало не хватать, начали использовать трупы казнённых преступников, тела умерших в богадельнях или погибших христиан, высушивая их на солнце. Так изготовлялись «настоящие мумии»! Кроме того, шайки грабителей похищали из могил только что похоронённые тела, расчленяли их и вываривали в котлах, до тех пор, пока мышцы не отделялись от костей; маслянистая жидкость капала из котла и, разлитая в склянки, сбывалась за бешеные деньги купцам-франкам. Согласно документам, в 1420 году городской судья Каира приказал сечь нескольких осквернителей могил, до тех пор, пока они не признаются, что расчленяли трупы людей и, в своего рода, «фармацевтической салотопке» перерабатывали их в ходкое лекарственное средство. А в 1564 году французский врач Ги де ла Фонтен из Наварры на складе одного из торговцев в Александрии обнаружил груды тел рабов, которые предназначались для переработки в пресловутое снадобье.

Египетские власти пытались положить конец торговле трупами, издав соответствующий закон. Однако, никакие постановления не смогли обуздать экспорт мумиё. Прибыль была столь высока и заманчива, что транспорт с большими грузами мумиё (мумий) продолжали пересекать Средиземное море и достигать Европы.

В течение многих веков приводились десятки рецептов изготовления лекарств с добавлением, например, четверти унции порошка из мумии или кусочка её погребального покрова. Давались и магические рекомендации: рука мумии, лежащая в шкатулке из ливанского кедра, охраняет дом и имущество от напастей, а носимый на шее в шёлковом мешочке ноготь со среднего пальца мумии обеспечивает доброжелательное отношение окружающих.

Среди товаров, привозимых из Египта в Европу, мумии считались самыми дорогостоящими. Слоновая кость, драгоценные камни, золото и китайский шёлк ценились дешевле. Правда, когда в Египте стали находить больше древних останков, цены на них снизились.

Мумии очень сложно было перевозить. Экипаж зачастую начинал громко протестовать, угрожая покинуть корабль – моряки боялись гибели галеры и других несчастий. Иногда, впрочем, помогали молитвы и окропление мумий святой водой. По рассказам многих моряков, на бортах парусников, пытавшихся вывезти из Египта останки древних жителей, появлялись призраки в древнеегипетских одеяниях, а в рёве шторма слышались гневные голоса, выкрикивающие проклятия на непонятном языке.

Капитан французской галеры «Прекрасная Лоренс», которая в 1729 году, по заказу некоего марсельского коллекционера, перевозила два саркофага с мумиями, по прибытии во клялся, что в течение всего двухнедельного путешествия впереди корабля по волнам скользили туманные фигуры – пожилой мужчина и молодая женщина в развевающихся одеждах.

Шарлатаны и аптекари растворяли остатки мумий в винном уксусе и растительных маслах и делали мази, которые якобы помогали при воспалении лёгких и плеврите. Французский врач Савари настолько уверовал в целительную силу этого снадобья, что считал доказанным утверждение, будто лишь совершенно чёрные и приятно пахнущие мумии оказывают положительное терапевтическое воздействие. Короли, князья и простые горожане продолжали искать препарат, которому молва приписывала сказочные свойства. Люди перестали видеть различие между природным лекарственным средством античности и той отвратительной смесью, которая продавалась на рынке. Мумиё сделалось синонимом мумий, а сами мумии вплоть до XIX века оставались основой для изготовления лекарств.

Покойники, как простого, так и благородного звания выволакивались из гробниц, разодранные на части ещё в погребальных камерах; они обращались сначала в прах и пепел, а затем, в опечатанных фарфоровых сосудах отправлялись на международный рынок. Так, останки тех, кто жил в эпоху фараонов, вывозились из Египта в неограниченном количестве. Они стали невольными жертвами научных поисков и связанных с магией суеверий. Возможно, подобные суеверия не изжиты и по сей день. Например, в некоторых американских аптеках, до сих пор, можно купить несколько унций смеси «настоящего» мумиё.

Мумия Хеопса

Одной из самых знаменитых является мумия фараона Хеопса. Его фигура была известна античным историкам, в том числе, Геродоту. Этот фараон действительно был великим, даже по сравнению со своими предшественниками и преемниками, потому что имена многих фараонов вообще не сохранились ни в одном историческом источнике.

Хеопс был деспотом, сурово каравшим своих поданных за любую оплошность. Он был беспощаден к своим врагам. Такой характер был привычным для правителей Древнего Египта, чья власть, как считали современники, происходила от богов, что давало фараонам карт-бланш на любые капризы. При этом, народ и не пытался сопротивляться. Также, Хеопс стал известен тем, что воевал на Синайском полуострове против бедуинов.


Но, величайшим достижением этого фараона является именно пирамида, которая была выстроена для его собственной мумии. Правители Египта готовились к своей смерти заранее. Уже при жизни фараона начиналось строительство его пирамиды, где он должен был найти вечный покой. Однако, пирамида Хеопса поражала своими размерами всех современников и далёких потомков. Утраченная мумия египетского фараона хранилась внутри огромного лабиринта коридоров, внутри сооружения высотой в 137 метров. Хеопс сам выбрал место своей усыпальницы. Им стало плато на территории современного города Гизы. В его эпоху это был северный край кладбища древнего Мемфиса – столицы Египта.

Вместе с пирамидой была создана монументальная скульптура Большого Сфинкса, который известен всему миру не хуже самой пирамиды. Хеопс рассчитывал, что со временем на этом месте появится целый комплекс из ритуальных сооружений, посвящённый его династии.

Мумия Рамзеса II

Другим великим фараоном Египта был Рамзес II. Он правил почти всю свою долгую жизнь (1279 - 1213 года до нашей эры). Его имя вошло в историю, благодаря ряду военных кампаний против соседей. Больше всего известен конфликт с хеттами. Воинственный фараон, также, вошёл в историю, как великий миротворец. Когда ему надоели стычки на границе с хеттами, он заключил первый известный в истории человечества мирный договор: союзом с другой державой он утвердил мир на 50 лет. Рамзес много строил при жизни. Он основал несколько городов, большая часть которых была названа по его имени.

Рамзес, несмотря на свои многочисленные царские обязанности, находил время и для жён. А их было, по крайней мере, шесть главных и с дюжину просто супруг и наложниц, которые принесли ему около ста детей. Ещё подростком Рамзес получил в подарок от отца целый гарем. Сам фараон вспоминал об этом с благодарностью «Он позаботился, чтобы в моём гареме было так же красиво, как в его собственном». И выбор отца оказался хорош. Очевидно, что из этих первых супруг одна оказалась особенной – в течение 25 лет Нефертари оставалась воплощением очарования, дружелюбия и любви и, как клялся сам фараон, его самым доверенным лицом. И именно она родила первого сына Амонхерхопешефа, чья горячая кровь проявилась ещё в пятилетнем возрасте, во время военного похода.

Но, Нефертари приходилось делить супруга с соперницами, которым фараон часто дарил свою благосклонность, выполняя дипломатический долг. Любвеобильный Рамзес делил своё ложе и с самыми близкими родственницами. По крайней мере, одна его родная сестра и две дочери состояли с ним в законном браке. А дочь Мери-Тамун, судя по всему, после смерти своей матери Нефертари заняла её место Великой Царицы.

Вероятно, Рамзесу II было за 90, когда на 67 году своего правления он скончался. Рентгеновские снимки мумии убедительно говорят, что его организм был поражён артритом и что престарелый фараон долго прожил в сильном маразме. Но, умирать он не хотел. Рамзес пережил двенадцать наследников. Тринадцатый сын, Меренптах, к моменту смерти отца был уже 60-летним – старшим, но, всё ещё, живым сыном. В качестве нового фараона Меренптах возглавил процессию, которая направилась к давно уже приготовленной для отца гробнице в Долине Царей...


В отличие от фараонов Древнего Царства, которые находили покои в гробницах возле пирамид, властители Нового Царства устроили свои некрополь на склоне горы Курн – вырубленный в скалах, с хорошо скрытыми входами и ложными ходами внутри. Во мраке, и незаметным каменным порогом, дожидались своего исследователя тысячелетние усыпальницы с роскошным орнаментом, статуями, саркофагами и сокровищами. Так, в Долине Царей был обнаружил фамильный мавзолей фараона Рамзеса II. В огромной гробнице древние египтяне, судя по всему, захоронили 52 сына Рамзеса, наследников трона, многих из которых пережил собственный отец. Здесь, судя по всему, наконец-то соединились в смерти все отпрыски фараона, которые при жизни страдали от своего могущественного, властного и живучего отца и всё время ссорились друг с другом из-за его наследства.

«Это была десятая, последняя и самая ужасная казнь египетская, которую наслал Бог народа – все перворождённые в Египте должны умереть, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах».

Сперва мумия фараона Рамзеса была помещена в склеп его собственного отца. Неизвестно точно, когда его разграбили, но в итоге жрецы нашли новое место для тела. Им стал тщательно спрятанный тайник, который принадлежал фараону Херихору. Туда же были помещены мумии из других гробниц, ограбленных разбойниками. Это были тела Тутмоса III и Рамзеса III.

В 1881 году нетронутая мумия Рамзеса II попала в руки учёных. Когда распеленали тело, три тысячи лет остававшееся под тугим саваном, в нём разогнулся какой-то мускул – и на глазах учёных фараон поднял руку. То был последний царственный жест великого Рамзеса. В 1975 году останки подвергли уникальной современной процедуре консервации, которая позволила сохранить уцелевший артефакт прошлого. Величайший из фараонов –теперь музейный экспонат. Его иссохшее тело выставлено в стеклянной витрине в Египетском музее в Каире.

Египетский музей Каира – настоящее скопление древностей и мумуй. Там всегда очень много народа. В один из обычных жарких дней, когда духота окутала залы музея, после захода солнца в здании включили электрический свет. И тут случилось непоправимое. Из саркофага, где хранилась мумия фараона Рамзеса II, издался протяжный звук. Скрипнули шарниры усыпальницы. И тут присутствующие увидели картину, от которой всех бросило в дрожь. Рот мумии царя был перекошен неслышным воплем. Тело дрогнуло, бинты для бальзамирования лопнули, и руки, скрещенные на груди, выпрямились, с силой ударив по стеклянной крышке саркофага. Осколки разлетелись в разные стороны. Люди в панике бросились на лестницу, кто-то из гостей прыгал в окно.

В утренней прессе были обсуждены со смаком все обстоятельства этого шокирующего события. Однако, министерство древностей в своих комментариях указало, что, на самом деле, объяснение такого странного «поведения мумии» достаточно простое. При скоплении людей в зале создалась невыносимая духота и влажность. А мумия должна храниться в сухом воздухе прохладной усыпальницы.

Как бы там ни было с климатическими условиями, но, мумия застыла, повернув голову в северном направлении – к Долине Царей. Разбитое стекло вскоре заменили. Руки запеленали, как и прежде, в крестообразном состоянии. Однако, лицо фараона Древнего Египта так и осталось повёрнутым к северу.

Мумия Тутанхамона

Но, больше всего известна мумия Тутанхамона. Этот фараон правил в юном возрасте с 1332 по 1323 год до
нашей эры. Он умер в возрасте 18 - 20 лет. При жизни он ничем не выделился в череде своих предшественников и преемников. Его имя стало известно, благодаря тому, что его гробница оказалась не тронутой древними мародёрами.

Кого последним увидели миндалевидные глаза фараона, прежде чем закрыться навсегда? Учёные, исследовавшие мумию Тутанхамона, склоняются к версии о его насильственной смерти. Учёные сделали около 50 рентгеновских снимков головы мумии фараона, прекрасно сохранившейся до наших дней. На снимках отчётливо видно, что кости черепа необычно утончены в области уха. Это давало основания полагать, что именно в это место был нанесён один или даже несколько ударов. Скорее всего, предполагают учёные, Тутанхамон действительно получил удар по виску каким-то тупым предметом, скажем, деревянным молотком для гонга. Но, он лишь оглушил его. Тогда последовал второй удар, роковой для фараона, который перед этим, похоже, был предусмотрительно одурманен наркотиками. Однако и тогда смертельно раненный Тутанхамон попытался подняться. Ему придавал силы выработавшийся у древних египтян рефлекс, связанный с поверьем, что жертва должна перед смертью обязательно увидеть своего убийцу, чтобы её призрак, расставшись с телесной оболочкой, неотступно преследовал мучителя. Но, кто же мог осмелится убить фараона?

Жена Тутанхамона, 16-летняя Ахнесепаатон, по-видимому, всё-таки, искренне любила своего мужа. Одно из свидетельств тому – положенный ею в саркофаг покойного букет скромных полевых цветов, который, пролежав там свыше трёх тысячелетий (!!!), предстал в сохранности перед восхищёнными взорами учёных, открывших эту единственную неразграбленную гробницу. И, всё же, любовь есть любовь, а политика есть политика. Анхесенамон была дочерью прославленного фараона-реформатора Эхнатона и его не менее знаменитой красавицы-жены Нефертити. Период правления Тутанхамона – время выхода Египта из гражданской войны, вызванной борьбой двух религиозных направлений. Убийство Тутанхамона стало, по всей видимости, последней отчаянной попыткой сторонников Эхнатона заявить о себе, попытаться вернуть власть. Но, это лишь одна из возможных версий гибели юного фараона.

Однако сама мумия фараона Египта опровергает насильственную смерть. Гробница, в которой она хранилась, была полна склянками с лекарством от малярии. Современный анализ ДНК не исключил версию о том, что молодой человек переболел тяжёлым недугом, из-за которого преждевременно скончался.

Приблизились к истине исследовали после изучения генофона его семьи. «Артефакты показали, что цари XVIII династии имели андрогинный вид и неизвестную форму гинекомастии», – обнародовал учёный совет. Такой вывод был сделан после обследования мумии деда Тутанхамона, его отца и двух мертворождённых детей, обнаруженных в его усыпальнице. Как выяснилось, два ребенка были рождены от брака мальчика-фараона на его сводной сестре Анхесенамон.

Тутанхамон, как выяснилось, страдал букетом серьёзных заболеваний. У него были хрупкие кости и волчья
пасть. Мальчик косолапил и волочил левую ногу – левая стопа была подвёрнута. Врождённый вывих. Более тщательное сканирование показало: парнишка был далеко не красавцем. Но, и назвать его уродом тоже язык не поворачивается. Хотя зубы у Тутанхамона были кривыми. Кроме того, у фараона были и генетические недуги: которые превратили его чуть ли не в женщину – с толстыми бёдрами и подобием молочных желёз.

Учёные из Лондона, также, предполагают, что у Тутанхамона была эпилепсия. «Предполагается, что наследник династии страдал височной эпилепсией, которая передаётся по мужской линии. У людей с этим заболеванием, при воздействии солнечных лучей отмечается активность и религиозное рвение».

Возможно, Тутанхамон был самым слабым и немощным из фараонов. Отгадка состояния его здоровья заключалась в его гробнице, где было найдено около 130 тростей для передвижения. Именно гробница Тутанхамона позволила современной науке воссоздать ту обстановку, в которой хоронились мумии фараонов Египта.

Проклятия египетских фараонов

Египтяне старались сделать могилы недоступными для живых людей – заваливали входы в подземные усыпальницы тоннами щебня и камней, создавали ложные ходы, а настоящие тщательно маскировали, устраивали смертельные ловушки. Надписи на гробницах грозили любопытным страшной гибелью и лишением загробной жизни – «тела их не дождутся упокоения, кары падут на потомков». И порой, если преступники умели читать, это помогало.


Тайна «проклятия египетских фараонов» десятилетиями будоражившая умы историков, археологов, медиков и просто любознательных во всём мире, по-прежнему, остаётся неразгаданной. Откуда же всё это пошло?

В 60-х годах ХIХ века состоятельный англичанин Дуглас Мюррей, собиравший коллекцию уникальностей, купил крышку, снятую «расхитителями гробниц» с саркофага какой-то египетской мумии. Через пару дней после приобретения, во время охоты, в руках Мюррея взорвалось ружье, и коллекционер лишился руки. Чуть позже крышка саркофага была одолжена им частной выставке в другом городе и отправлена на корабле. За те несколько дней, пока она находилась в трюме, несчастный корабль горел два раза.

Самое же большое несчастье постигло знакомую Мюррея, которая и помогла ему приобрести часть саркофага. Она получила весточку о смерти мужа, сына и двух сестёр во время наводнения в . Дама тут же отправилась в британскую колонию на похороны родных, но пароход налетел на рифы и затонул недалеко от Мыса Доброй Надежды.

В 1860 году при раскопках пирамиды пятеро местных жителей нашли гробницу с мумией великой жрицы храма фараона Аменемхета II Амона-Ра из города Великие Фивы. Саркофаг с мумией купили у них четверо археологов-англичан. Арабы затеяли между собой, из-за полученных денег, ссору, которая закончилась кровавой дракой. Все они умерли от полученных ножевых ран. Это были первые пять жертв египетской жрицы.

Египтолог, перевозивший мумию в Каир, повредил себе палец о саркофаг, в результате чего получил заражение крови. Хирургам пришлось срочно ампутировать ему руку, чтобы спасти жизнь (вдумайтесь, из-за царапины!). Помощник учёного, занимавшийся отправкой мумии в Лондон, вскоре застрелился. Третий участник археологической экспедиции умер от лихорадки. Четвёртый был раздавлен на улице телегой ломового извозчика...

Следующий владелец – лондонский антиквар – на третий день после приобретения мумии потерял молодую жену: она погибла, упав с лошади. У журналистки, готовившей для дамского журнала статью о жрице Амона-Ра, в течение месяца работы над репортажем произошёл ряд несчастий: умерла мать, жених разорвал помолвку, неожиданно подохли два молодых и здоровых спаниеля. Девушка впала в тяжёлую депрессию и отказалась от работы над статьей. Друзья помогли ей найти шотландскую ворожею, которая провела специальные очищающие ритуалы, избавляющие от злых чар.

Фотограф, которому египетские власти поручили сделать фотоснимки жрицы, помешался. Его воображение рисовало ему ужасные картины – жрица ожила и жаждала крови разбудивших её людей. К ужасу свидетелей, на фотонегативах проявилась маска, ничем не напоминающая лицо фиванской жрицы, нарисованное на крышке саркофага. Второй же фотограф скончался через восемь дней после съёмок от солнечного удара (!).

От дальнейших исследований учёные отказались и в 1889 году роковой экспонат был передан в Британский музей. Во время его перевозки один из грузчиков сломал ногу, а второй заболел какой-то таинственной болезнью и через пару дней отдал Богу душу.

Объект был внесен в каталог под номером 22542 и помещён в первую Египетскую залу. Вскоре поползли слухи, что куратор египетского собрания музея сэр Эрнест Бэдж, живо интересовавшийся магией, во время одного из спиритических сеансов получил тайный приказ избавиться от мумии и сохранить только пустой саркофаг. Говорили, будто очень долго не могли найти покупателя останков жрицы. Лишь в 1912 году некий эксцентричный американский миллионер приобрёл мумию и отправил её в Новый Свет на борту парохода «Хемпшир». По пути в Нью-Йорк пароход затонул. Существуют и другие версии исчезновения мумии. Во всяком случае, с тех пор, саркофаг пуст.

В 1921 году ночью, в присутствии нескольких свидетелей, в музее провели обряд изгнания дьявола. Но, неизвестно, помог ли он – почти ежедневно у стеклянной витрины с саркофагом падают в обморок те, кто слишком долго всматривается в изображение спокойного задумчивого лица умершей жрицы. А музейные работники, особенно ночные сторожа, уверяют, что время от времени в коридорах, прилегающих к зале, можно увидеть легко скользящий по воздуху призрак женщины, обёрнутой полотняными лентами, с руками, плотно прижатыми к телу...

В 1890 год профессор Сорен Резден из Геттингена раскопал в Долине Царей захоронение и сразу
наткнулся на зловещее предупреждение: «Того, кто осквернит гробницу храмового писца Сеннара, поглотит навсегда песок до того, как луна дважды сменит своё лицо». Резден, тем не менее, продолжил работу, а закончив раскопки, вскоре отплыл из Египта. Его нашли мёртвым в каюте – корабельный врач констатировал удушение без применения насилия. К изумлению присутствующих, из кулака умершего высыпалась горстка песка...

4 апреля 1912 года от берегов Саутгемптона отплыл один из самых грандиозных кораблей за всю историю – Титаник. Он отправлялся в Нью-Йорк. На борту судна находилось две тысячи пассажиров. Им упралял один из лучших капитанов, морской волк Смит, имеющий отличную репутацию и не допустивший ни одной ошибки за всю свою карьеру. Но, в этот день, с ним случилось что-то невообразимое: он отдавал приказы, совершенно не отдавая отчёт в их последствиях. Он приказал увеличить скорость, изменил направление следования корабля.

В трюмы Титаника были помещены около 40 тысяч кг припасов: овощей, фруктов, 7 тысяч мешков форе, 35 тысяч яиц … и одна мумия Древнего Египта. Её перевозил из Лондона в Нью-Йорк лорд Кантервилл. Останки принадлежали известному египетскому оракулу Аменофисом IV. Под головой мумии помещалась фигурка Осириса, на которой были начертаны слова: «Встань из праха и погибнут все, кто встал у тебя на пути». После некоторых организационных мероприятий, её было решено поместить возле трюма капитана. Известно, что жертвы проклятия мумий страдали помутнением рассудка и бредили. Может быть, именно эта мумия Древнего Египта стала для капитана Смита западнёй? Ведь все мы хорошо знаем, что в итоге произошло с Титаником и сколько погибло людей...

В декабре 1993 года в Гизе была вскрыта усыпальница фараона Петети и его супруги. Возраст гробницы составлял около 4 600 лет. Археологов привлекла надпись: «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Эти слова оказались не пустой угрозой. У руководителя раскопок Заки Хавасса вдруг случился сердечный приступ, едва не приведший к смерти. Землетрясение разрушило дом его коллеги-археолога, который был на раскопках. В конечном итоге, поезд, в котором перевозили извлечённые ценности, сошёл с рельсов, и большая часть артефактов была полностью разрушена.


Но, самая знаменитая история о проклятии мумий связана с несчастьями, обрушившимися на всех, кто присутствовал при открытии гробницы Тутанхамона. Как известно, руководители экспедиции англичане лорд Карнарвон и Говард Картер, их секретари, слуги, а также, члены их семей и даже собаки умерли при таинственных обстоятельствах в течение нескольких лет после открытия гробницы.

За несколько лет один за одним умерли все участники экспедиции, производившие раскопки и извлечение сокровищ из гробницы, и те, кто был причастен к исследованию мумии фараона Древнего Египта. Всего 22 человека. Для всех них смерть имела одинаково непредсказуемый и скоротечный характер. Смерть не пощадила врачей, лингвистов, историков с мировыми именами: Ла Флор, Каллендер, Уинлок, Эстори…

Лорд Карнарвон, который финансировал раскопки, умер 5 апреля 1923 года, через 4 месяца после того, как побывал в гробнице в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, и, практически, сразу возникли мистификации вокруг его смерти.

16 мая 1923 года от скоротечной пневмонии на фоне лихорадки, подхваченной в Египте, умер 59-летний американский финансист Джордж Гоулд, также, побывавший в гробнице.

10 июля 1923 года присутствовавший на открытии гробницы член египетской королевской семьи принц Али Камель Фахми Бей был застрелен своей женой.

26 сентября 1923 года после стоматологической операции от заражения крови умер единокровный брат Карнарвона, путешественник и дипломат полковник Обри Гербер.

Рентгеноскопию извлечённой из золотого саркофага Тутанхамона мумии поручили Арчибальду Джугласу
Риду. Его работа была проведена безупречно и заслужила высокую оценку у экспертов. Но, стоило ему прибыть на родину, он ощутил резкий приступ тошноты, слабость и после двухчасового бреда погиб.

19 ноября 1924 года в Каире террористом был застрелен генерал-губернатор сэр Ли Стек.

6 апреля 1928 года в возрасте 54 лет умер археолог Артур Мейс. Состояние его здоровья постепенно ухудшалось со времени открытия гробницы и было предметом внимания и спекуляции прессы, официально было заявлено, что исследователь погиб от отравления мышьяком.

26 мая 1929 года от «пневмонии на фоне малярии» умер младший сводный брат Карнарвона Мэрвин Герберт.

15 ноября 1929 года неожиданно умер секретарь Картера капитан Ричард Бартель. У молодого, здорового мужчины, отказало сердце. История с проклятием фараона прошла по всей Европе.

20 февраля 1930 года отец Бартеля сэр Ричард, барон Уэстбери, выбросился из окна седьмого этажа; согласно некоторым газетным сообщениям, катафалк с телом барона насмерть задавил на улице мальчика.

Джоффри Дин, занимающий должность главного врача в госпитале Порт Элизабет в , нашёл вирус – грибок, который вызывал имеющиеся у больных симптомы: головокружение, слабость, потеря рассудка. Распространителями болезнетворных микроорганизмов могли стать любые животные, в том числе, летучие мыши. Именно они были постоянными обитателями покоев фараона Древнего Египта. Болезнь эта передаётся дыхательным путём, поэтому, сиделку лорда Карнарвона постигла вскоре та же участь.

В 1962 году, после оглашения результата исследований болезнетворных бактерий доктором Дином, медик Эззеддин Таха из Университета Каира собрал специальное совещание. В течение продолжительного времени доктор Таха наблюдал за состоянием здоровья археологов и штатными работниками Египетского музея, которые работали с мумией. В их лёгких он обнаружил наличие микроскопических грибков Aspergillus niger, которые долгое время оставались закрытыми в пирамидах и гробницах. Учёный заключил, что теперь можно вполне спокойно отправляться на поиски новых сокровищ, поскольку существует вакцина против этих болезнетворных бактерий. Возможно, науке стали бы известны истинные причины гибели лорда Карнарвона и участников команды, если бы его самого не постигла та же участь: проклятие погубило Таха.

Пустынная дорога посреди песков между Каиром и Суэцем. Проходящая мимо машина тут – большая редкость. Никаких дорожных разметок, знаков, резких поворотов и спусков. Выезжающий с двумя сотрудниками доктор Таха отправились по этой дороге в Суэц. В дороге произошла авария, они врезались с лимузином: все трое погибли на месте, пассажиры и водитель другой машины не пострадали. При вскрытии в дыхательных путях медика была обнаружена эмболия – разрыв сосудов дыхательных путей…

Если даже принять во внимание тот факт, что грибки стали причиной гибели лорда Карнарвона и его приближённых, обстоятельства смерти других людей, связанных с открытием гробницы фараона, оставались загадкой. Учёные выдвинули, также, версию о том, что в Древнем Египте был известен рецепт приготовления яда с помощью этих самых микроорганизмов. Он служил лучшим защитником для сокровищ гробниц и покоя фараонов.

А как же сложилась судьба Говара Картера, который много лет, изо дня в день, проводил в душном склепе в Долине Царей в Луксоре? Его мучила постоянная мигрень, он старадал галлюцинациями. Однако, он прожил после открытия гробницы достаточно долгое время. Можно предположить, что вследствие долгого соприкосновения с этими бактериями, его организм выработал иммунитет.

Вместе с ядовитыми консистенциями существовали и другие защитные средства, которые использовали жрецы в Древнем Египте для защиты захоронений с мумиями, в том числе, в пирамидах. Согласно религиозным убеждениям древних египтян сущность человеческого «я» воплощалась в трёх субстанциях: «Хат» – это его физическая оболочка, «Ба», олицетворявшая духовную силу, то есть душа, и «Ка», которое представляло собой единство Хат и Ба. Внутренняя сущность каждого человека, его Ка, индивидуально и неповторимо. Это начало обеспечивает защитную оболочку для энергетического поля и обеспечивает соединение двух начал.

Ка управляет только живым телом. Как только человек отправляется в Царство мёртвых Осириса, Ка теряет контроль и покой. Для того, чтобы смягчить участь Ка читались молитвы, совершались обряды жертвоприношения. На саркофагах и гробницах изображался облик умершего. Они помогали Ка обрести новую оболочку и воплотиться в нём. По этой причине, Ка был привязан к месту захоронения. Рассерженный дух, оставшийся без его обители, тела, не щадил никого. Древние египтяне свято верили в его существование и боялись его гнева. Были и те, кто умело управлял этой энергией, в основном, жрецы.

Это объясняет то, что грабежами занимались не простые граждане, они бы не осмелились нарушить покой фараона Древнего Египта. Расхищали гробницы те, кто владел знаниями и имели соответствующий сан при исполнении религиозных служб. Они владели данными о точном месте нахождения гробницы и сокровищах.

Учёные установили, что гробница Тутанхамона уже была открыта. Об этом свидетельствуют, как утверждал сам Картер, царские печати. Вероятно, место захоронения было открыто Оремхебом, находящимся в должности главного военноначальника при фараоне Тутанхамоне в Древнем Египте. Он же после гибели молодого царя занял его трон, продолжив династическую линию. Был ли повинен Оремхеб в его смерти, наукой не доказано. Зато известно, что он приложил все усилия для того, чтобы стереть имя Тута со стен всех храмов и святынь. К слову, он имел неограниченную власть над жрецами. Однако, по неизвестной причине, через несколько лет после открытия гробницы мумия фараона была возвращена на место, где пролежала в полном одиночестве и темноте несколько веков.

Известно, что перед закрытием гробницы фараонов возле неё совершался обряд кровополитного жертвоприношения. Гибло множество рабов, участвующие в строительстве усыпальницы. Они знали входы и выходы, расположение коридоров и камер. Но, причина была не только в этом. Их сущность Ка, не нашедшая покоя в склепе, должна была неминуемо погубить в гневе любого вошедшего в гробницу. Но, современная наука, вряд ли, сможет объяснить этот древний египетский религиозный обычай…

Гробница фараона Тутанхамона была не единственным местом проведения раскопок в Долине Царей. Археологи обнаружили здесь сотни замурованных склепов с мумиями. Неужели все они носили ту же печать проклятия?

Археолог Бельцони провел несколько лет при проведении исследований в Луксоре. Вот что он рассказал о его работе: «Долина Царей или, как её ещё более точно называют «Долина Мёртвых» – одно из самых загадочных, но, вместе с тем, самых мрачных и проклятых мест на земле. Мы провели ряд работ в этом районе, и что я могу Вам сказать. Условия труда ужасные. Духота узких помещений гробниц не даёт дышать. Многие работники падают в обморок. И всё это при жаре в +45 - +60°C. С потолка постоянно сыпется мелкий песок – известняк. Лёгкие пропитываются этой смесью. Нос и глотка не дышат. Кроме того, не забывайте, мы окружены множеством мумий, от которых идут испарения. Солнечный свет, практически, не проникает в эти места. Мы зажигаем свечи или факелы, при этом, видя вокруг страшное зрелище из мумий. Однажды я случайно сел на чьи-то мумифицированные останки вместо деревянного стула. Ощущение было неприятное».

Возможно древние египтяне использовали для охраны покоев фараонов и радиоактивные излучения. Знаменитый египтолог Гонейм заметил: «Давно научно доказано, что при проведении мумификации древние египтяне использовали смолы, добываемые с побережья Красного моря. Они содержали радиоактивные частицы. Бинты мумий, найденные в гробницах, были пропитаны этим веществом. Очевидно и пыль в склепах являлась источником радиации. Это наводит на мысль, что древние египтяне использовали при проведении религиозных обрядов это вещество. Скорее всего, они олицетворяли его с воплощением Ра – культом Солнца».

Но, совсем недавно группа физиков из Национального центра по ядерным исследованиям АРЕ опровергла и эту теорию. Согласно заключению экспертов, египетские мумии, найденные в разное время в древних захоронениях, не содержат никаких радиоактивных элементов и абсолютно безопасны для здоровья человека.

С помощью самых современных приборов специалисты в течение почти года изучали более 500 мумий, находящихся в различных музеях Египта. Экспертизе были подвергнуты не только останки таких легендарных личностей, как фараоны Рамзес II и Аменхотеп, экспонирующиеся в Каирском Национальном музее, но и мумии сотен безвестных визирей и приближённых, которые хранились на медицинском факультете университета Каср аль-Айни. Проведённые опыты позволили с уверенностью заявить: никаких источников губительной радиации в мумиях нет.

Ещё во времена немого кино появились фильмы, в которых ожившие или оживлённые стараниями колдунов мумии преследовали людей, душили, доводили до самоубийства. Выдумки. Сказки. И всё-таки... Современные биоэнерготерапевты, исследовавшие египетские древности, единогласно утверждают, что мумии обладают весьма негативным энергетическим полем, поэтому, изучать их нужно с особой осторожностью. Похоже, загадки древнеегипетской цивилизации никогда не будут разгаданы до конца.

Йоханнес Краузе, палеогенетик из университета Тюбингена сообщил, что геном трёх мумий из 151 одной, с которыми работали немецкие исследователи, удалось восстановить полностью. Их ДНК хорошо сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Восстановление генома сулит – пусть в отдалённой перспективе – восстановление и его владельца. Путём клонирования. Что вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мёртвых. Ради этого они и становились мумиями. Словно бы предвидели, что останки плоти и костей пригодятся...

Туры в Египет спецпредложения дня

Древние Египтяне верили в жизнь после смерти, и основываясь на эти верованиях, они придумали ритуал, который помогал сохранять тела мертвых фараонов. Этот процесс был назван мумификацией, а сохраненные тела – мумиями. Вот,как сделать мумию способом Египтян.

Шаги

1 Бальзамирование тела

  1. 1 Вымойте тело. Бальзамировщики мыли тела фараонов пальмовым вином и брызгали его водой из реки Нила. Это все делалось в палатке рядом с «местом очищения».
  2. 2 Выньте внутренние органы. Все внутренние органы, кроме сердца, вынимались из тела через разрез с левой стороны живота, в то время как мозги вынимались, всунув длинный крюк через ноздри. Сердце оставалось на месте, так как оно считалось источником интеллекта и эмоций.
  3. 3 Вымойте и сохраните вынутые органы. После ритуального омовения вынутые внутренние органы упаковываются в канопы, наполненные натром, солью для сохранения и высушивания. Каждая канопа отмечается рисунком бога, который отвечал за сохранение этого органа: Амсет за печень, Хапи за легкие, Дуамутеф за желудок и Квебехсенуф за кишки.
    • Позже внутренние органы помещались снова в тело после обработки, а канопы были просто символом.
  4. 4 Обезводьте тело. Тело должно быть полностью покрыто натром и оставлено так на 40 дней, чтобы натр впитал всю влагу.
  5. 5 Снова вымойте тело. После второго омовения водой из Нила тело должно быть помазано ароматическими маслами и потом заполнено смесью из трав, соли и приправ, а также опилками и полотнами, чтобы оно выглядело живым.

2 Заворачивание тела

  1. 1 Заверните голову и шею кусками хорошего полотна.
  2. 2 Заверните каждый палец по отдельности.
  3. 3 Заверните каждую ногу и руку. Пока заворачиваются конечности, амулеты вроде Узла Исиды (анх) и отвеса (похожий на заглавную букву «А») должны быть положены на тело, чтобы защитить его во время путешествия по миру мертвых. Пока это делалось, священник читал чары, чтобы защитить от плохих духов и направлять умершего.
  4. 4 Завяжите руки и ноги вместе. Папирус с копией Книги Мертвых, должен быть положен между руками мертвого фараона.
  5. 5 Заверните куски полотна вокруг всего тела. Эти куски должны быть окрашены смолой, чтобы прилипали друг к другу.
  6. 6 Заверните тело в ткань. После того, как ткань готова, на ней рисуется картинка Осириса.
  7. 7 Заверните тело в еще одну ткань. Эта ткань привязывается к телу кусками полотна.

3 Закапывание тела

  1. 1 Положите золотую маску на лицо мумии. Она изображает, как фараон выглядел при жизни. Самая знаменитая маска, это пожалуй, маска Тутанхамона.
  2. 2 Положите разукрашенную, деревянную доску на мумию.
  3. 3 Положите тело и доску в гроб.
  4. 4 Положите гроб во второй гроб. Иногда, второй гроб клали в третий гроб.
  5. 5 Произведите похоронный обряд. Кроме прощания семьи фараона с умершим, ключевой частью похорон был ритуал открытия рта, чтобы мертвый мог есть и пить в жизни после смерти.
  6. 6 Положите гробы в каменный саркофаг вместе со всем необходимым для умершего в жизни после смерти. Египтяне считали, что мы могли забрать все с собой, поэтому они закапывали вместе с телом еду, напитки, одежду, мебель и любой другой предмет, который мог понадобиться.
    • Как только умерший попадал в мир мертвых, его судили, основываясь на проведенной жизни на земле, и если он считался хорошим, он мог провести вечность в Полях Иалу.
  • Сначала египтяне закапывали мертвых в маленьких пустынных ямах и давали природе обезводить тело. Они начали впервые использовать гробы, чтобы не давать диким животным съедать тело умершего, и позже придумали процесс сохранения тела, подражая процессам, которые происходили в пустыни.
  • Египтяне были не единственным народом, которые мумифицировали мертвых. Мумии можно найти в Мексике, Китае и других частях мира.

Знаменитые мумии

Древнеегипетская культура оставила богатое наследие. Идея мумификации – одна из самых интригующих частей этого наследия. После обнаружения мир пережил всплеск интереса к древнеегипетской тематике, а мумии стали героями романов, фильмов и даже комиксов. И по сей день засушенные тела, к которым, по слухам, опасно притрагиваться, вызывают жгучий интерес у взрослых и детей.

Современному человеку сложно понять, зачем вообще может понадобиться мумификация. Но для древних египтян этот обряд имел огромное значение. Они отнюдь не относились к телу как к бренному пристанищу духа, а старались сохранить его для жизни после смерти . Вообще, умирающим создавались все условия для комфортной загробной жизни – им сохраняли тела посредством мумификации, клали в склеп посуду, одежду, драгоценности, колесницы и разные другие предметы, необходимые в быту.

Позволить себе роскошь загробной жизни с максимальным комфортом, могли себе, впрочем, далеко не все египтяне, а лишь самые знатные и богатые люди. Прежде всего, это были фараоны, чье происхождение считалось не человеческим, а божественным. Впрочем, не только фараонам и высшей знати была доступна роскошь мумификации : в древнеегипетских гробницах находили также мумии священных животных и птиц. Так, существуют мумии кошек, соколов и даже быков.

Как было изобретено бальзамирование, сегодня неизвестно. По мнению египтян, первым мастером в этой области стал бог Анубис – проводник умерших душ и хозяин некрополя. Как именно он передал свои знания простым смертным, неизвестно. Однако египетские мастера мумификации достигли в своей профессии совершенства – мумии фараонов прекрасно сохранились до нашего времени. В музеях, где выставлены древнеегипетские мумии, можно увидеть и глиняные сосуды с благовонными смесями, которые применялись для бальзамирования. Как ни удивительно, они прекрасно сохранили свои свойства, словно были приготовлены недавно, а не тысячелетия назад.

Как проводилась мумификация?

Самые примитивные мумии, пропитанные консервирующими веществами и обернутые бинтами из ткани для лучшей сохранности, относятся, по мнению ученых, к началу династического периода в Древнем Египте. Позднее мастера достигли в бальзамировании совершенства. Изготовлением мумий занимались лишь высшие жрецы, которые владели определенными знаниями. Технология бальзамирования и составы, которые для него использовались, держались в строжайшем секрете.

Процесс бальзамирования занимал немногим больше двух месяцев. Сначала мастера удаляли из тела умершего внутренние органы (кроме сердца) специальными инструментами через небольшие надрезы. Органы старались по возможности повреждать меньше – их потом помещали в специальные сосуды канопы, наполненные бальзамами, и хранили в той же гробнице, чтобы в загробной жизни мумия могла использовать полный их комплект. Для сохранения головы в неизменном виде мозг удалялся через ноздри – использования мозга в загробной жизни не предполагалось, поскольку о его функции египтяне не имели понятия. Удалить весь мозг так не удавалось, остальное растворяли с помощью специальных снадобий.

Первоначально после этого тело заполнялось изнутри льняной тканью, пропитанной специальными бальзамами, которые предотвращали гниение. Бинтами, смоченными в таких бальзамах, тела обматывали и снаружи. Позднее технологию усовершенствовали. Все отверстия тела стали заполнять ароматической смесью на масляной основе. Через несколько дней масло сливали, а тело начинали сушить, чтобы предотвратить распад тканей и избавиться от лишней влаги. Этот процесс продолжался 40 дней.

Затем в тело заливалась специальная смесь с повышенным содержанием натрия. Эта смесь наносилась на кожу и снаружи. Наконец, к процессу подключались косметологи, которые делали мумии «макияж», подкрашивали губы и щеки. Одновременно велась работа и над прической мумии. В конце на кожу мумии наносили состав на основе смол, масел и воска, обматывали мумию пропитанными в бальзамирующих веществах полосках ткани и надевали на нее маску.

Сохранилась информация и о других способах бальзамирования. Так, иногда тела умерших не высушивались, а пропитывались в течение 70 дней в натровом щелоке. После этого тело намазывали камедью и обвивали тканью.

Сохранность мумий

До нашего времени сохранилось немало мумий древнеегипетских фараонов и другой знати. Тщательная подготовка к загробной жизни не прошла даром: в огромных гробницах были созданы оптимальные условия для сохранения мумий. Однако и не столь знатным людям в более поздние времена была доступна мумификация. Бальзамировщики предлагали заказчикам несколько способов обработки тела на выбор, и те выбирали из них самый подходящий.

Например, бальзамирование без извлечения внутренних органов стоило дешевле. Эта технология предполагала впрыскивание в тело кедрового масла, которое постепенно растворяло внутренности, пока натровый щелок высушивал тело. В результате мышцы и внутренние органы практически полностью исчезали, и от мумии оставались в буквальном смысле слова только кожа и кости.

Интересно, что до нашего времени сохранились преимущественно мумии из Верхнего Египта. В Нижнем Египте климат более влажный, и даже тщательное бальзамирование в большинстве случаев оказывалось бессильно против неумолимого времени. Кроме того, во все времена лихие люди пытались грабить египетские гробницы. В том числе доставалось и мумиям. В средние века растертые в порошок мумии продавались в каждой аптекарской лавке в качестве эффективного лекарства. Лишь в XVI веке такая торговля пошла на убыль.