Преподаватели РАМ им. Гнесиных высказались против существования музыкальных спецшкол

1. Государственное музыкальное училище имени Гнесиных обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании", и, ориентируясь на Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, Порядок приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.99. N573, а также Рекомендации по организации деятельности приемных, предметных экзаменационных и апелляционных комиссий образовательных учреждений среднего профессионального образования (приложение к письму Минобразования России от 18 декабря 2000 г. №16-51-331ин/16-13) гарантирует гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки профессиональных способностей и уровня подготовки поступающих.
2. Граждане Российской Федерации имеют право на конкурсной основе бесплатно обучаться в ГМУ имени Гнесиных, если среднее профессиональное образование получается впервые, а также если абитуриент не имеет более высокого уровня образования. В отдельных случаях, для абитуриентов специальности 0502 "Пение", показавших особый уровень вокальных и музыкальных данных, но уже имеющих данный или более высокий уровень образования, приемная комиссия по согласованию с учредителем может рассмотреть вопрос о бесплатном обучении. Граждане ближнего зарубежья имеют право на бесплатное обучение на конкурсной основе при наличии договоров между Российской Федерацией и соответствующей страной. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на платное обучение на конкурсной основе.
3. Величина и структура приема студентов в ГМУ имени Гнесиных устанавливается в соответствии с лицензией на право ведения
образовательной деятельности в порядке, определяемом Уставом ГМУ имени Гнесиных:
3.1. бесплатное обучение за счет средств федерального бюджета в рамках контрольных цифр приема, устанавливаемых Министерством культуры РФ;
3.2. платное обучение на основе договоров как с физическими, так и с юридическими лицами;
3.3. до начала приема документов приемная комиссия определяет и объявляет перечень специальностей, на которые ГМУ имени Гнесиных объявляет прием, и количество мест по каждой специальности для приема за счет средств федерального бюджета;
3.4. в интересах оптимальной компоновки учебных коллективов (хоров, оркестров) может устанавливаться дифференцированный конкурс (по инструментам, по голосам), условия которого обсуждаются на заседании
приемной комиссии.
4. Прием в ГМУ имени Гнесиных проводится по личному заявлению граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, на основе конкурса по результатам вступительных испытаний.
5. ГМУ имени Гнесиных ставит в известность поступающих о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, дает возможность поступающим ознакомиться с Уставом ГМУ имени Гнесиных и другими документами, регламентирующими учебный процесс.
6. От поступающих в ГМУ имени Гнесиных наряду с личным заявлением требуются документы, удостоверяющие его личность (паспорт или свидетельство о рождении), документ государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании или начальном профессиональном образовании (подлинник или нотариально заверенная
ксерокопия), медицинская справка, включающая сведения о прививках (форма-86-У), ксерокопия страхового полиса и четыре фотографии размером 3х4.
В случае предоставления нотариально заверенной ксерокопии документа об образовании подлинник должен быть сдан в приемную комиссию в день последнего экзамена.
Абитуриент, поступающий на платное отделение, письменно фиксирует это в своем заявлении. Перевод документов с платного отделения на бюджетное после начала экзаменов не допускается.
Другие документы могут быть представлены абитуриентом, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации. Все документы, в том числе определяющие право на льготы, принимаются единым пакетом, который пересмотру не подлежит.
Абитуриент, сдавший все документы, получает расписку. Перед началом первого экзамена абитуриент получает экзаменационный лист, который является единственным документом, разрешающим вход в здание училища и сдачу очередного экзамена. При входе в аудиторию, где проводятся испытания, абитуриент предъявляет паспорт (свидетельство о рождении) и экзаменационный лист. Без экзаменационного листа абитуриент на экзамен не допускается. Результаты экзамена сообщаются абитуриенту в тот же день приемной комиссией.
Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине, и подтвердившие это документально, допускаются к испытаниям в параллельных группах или индивидуально в период до полного завершения вступительных испытаний.
7. Приемная комиссия работает постоянно. Ее состав утверждается ежегодно приказом директора училища. Прием заявлений от абитуриентов проводится с 1-го по 29-е июня.
8. Вступительные испытания в ГМУ имени Гнесиных проводятся со 2-го по 15-е июля. Расписание вступительных испытаний утверждается директором училища и вывешивается накануне первого экзамена.
9. Экзаменационные комиссии формируются по предметному принципу, их состав обсуждается предметно-цикловой комиссией и утверждается приказом директора училища.
10. Бесплатные консультации для абитуриентов проводятся с 1-го по 29-е июня и имеют рекомендательный характер. В другое время можно получить консультации на платной основе.

Преподаватели РАМ им. Гнесиных написали открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Документ опубликован на сайте вуза .

В письме подтверждается верность намерения Министерства культуры и Министерства образования перевести музыкальные занятия в спецшколах (таких, как МССМШ им. Гнесиных, ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского и других) в разряд факультатива в период обучения детей с первого по четвертый класс. Таким образом, с точки зрения ряда профессоров РАМ имени Гнесиных, профессионально обучать детей музыке стоит лишь начиная с пятого класса.

На следующей неделе сайт опубликует эксклюзивное интервью директора МССМШ им. Гнесиных Михаила Хохлова на эту тему.

Ниже приводится текст открытого письма преподавателей РАМ им. Гнесиных.

Министру культуры Российской Федерации
В. Р. Мединскому

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.

Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.

По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными.музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.

Что это – некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?

Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс- конференции (по этому же поводу), состоявшейся 2.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс- конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами .

Что касается начального музыкального образования (первой ступени музыкального образования), то оно, как и прежде, может быть получено в ДШИ (спасибо за их сохранение Минкультуры России). По-прежнему функционируют два следующих уровня – среднее и высшее образование. Трехступенчатая структура отечественного музыкального образования сохранена.

Об образовании в средних специальных музыкальных школах (ССМШ).

Совсем недавно (до 2003 года) эти учреждения были обыкновенными общеобразовательными школами, в которых к обычным школьным программам добавлялись музыкальные предметы. Благодаря усилиям Минкультуры России для этих учреждений был разработан и введен в действие стандарт среднего профессионального образования (2004 год), благодаря чему выпускники по окончании стали получать не аттестат, а диплом о среднем профессиональном образовании. В настоящее время средние специальные музыкальные школы реализуют стандарт среднего профессионального образования 2011 года со сроком обучения 10 лет 10 месяцев. При этом и общеобразовательные предметы также осваиваются детьми.

Да, новый ФЗ «Об образовании в РФ» предъявляет новые требования к структуре системы образования. Но они позволяют сохранить содержательную сторону существующего сегодня образования в средних специальных музыкальных школах.

О начальном музыкальном образовании, которое может быть получено без какого-либо ущемления в средних специальных учреждениях.

ФЗ «Об образовании в РФ» (часть 11 статьи 83) специально для таких учреждений для одаренных детей в области искусств в программе начального общего образования (т.е. с 1 по 4 классы) обязывает федеральный государственный образовательный стандарт предусматривать «требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств». Часы в стандарте для этого предусмотрены. (В настоящее время Минобрнауки России вносит эти изменения в стандарт начального общего образования, что обеспечит существование музыкальных предметов отнюдь не «на птичьих правах» ).

О среднем профессиональном музыкальном образовании в средних специальных учреждениях.

Часть 9 статьи 83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучения одаренных детей с 5-го класса (после окончания программы начального общего образования – 1-4 классов) предусматривает интегрированные образовательные программы, в которых интегрируются: программы основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (10-11 классы) – с программой среднего профессионального музыкального образования – с 5 по 11 классы. Отсюда и вытекает срок обучения по этой интегрированной программе, составляющий 6 лет 10 месяцев.

Что конкретно дает разработанный в соответствии с законодательством проект ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 инструментальное исполнительство (по видам инструментов) со сроком обучения 6 лет и 10 месяцев?

1. Позволяет делать отбор, регулируемый образовательной организацией , не только на первый уровень образования (1-й класс), но и на последующий (5-й класс), что в большей степени защищает право ребенка на выбор профессии в более сознательном возрасте (не в 6-7-ми, а в 10-тилетнем возрасте), а образовательной организации дает дополнительные возможности по формированию контингента обучающихся не только в первом классе, но и в последующих, например, приема одаренных детей из других регионов.

2. Устанавливать по усмотрению самой образовательной организации содержание образовательной программы как уровня среднего профессионального образования, интегрированного с основным общим и средним общим образованием, так и уровня начального общего образования, которое, оставаясь де-юре начальным общим образованием, де-факто является начальным музыкальным образованием (за счет музыкальной составляющей, определяемой образовательной организацией).

Вышеприведенные аргументы в пользу названного стандарта – не столько мнение авторов данного письма, сколько констатация объективно существующих благоприятных условий для обучения одаренных детей, отраженных в нынешнем законодательстве. Они настолько очевидны, что не заметить их просто нельзя. Создается впечатление (особенно на основании некоторых заявлений на названной пресс-конференции), что целью выступлений в статье и на пресс-конференции в данном случае является не федеральный государственный образовательный стандарт, а нечто иное.

Мы рады, что нашу позицию разделяют руководители и представители Новосибирской, Ростовской, Петрозаводской, Уральской консерваторий, Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова, Красноярской академии музыки и театра, которым мы выражаем признательность за сотрудничество.

Члены Ученого совета РАМ им.Гнесиных:

Декан фортепианного факультета, Заслуженный работник высшей школы, кандидат искусствоведения, профессор С. Е. Сенков

Руководитель департамента международного сотрудничества, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист РФ, профессор Т. З. Джандаров

Советник ректора, зав. кафедрой, профессор Власов В. А.

Зав. кафедрой струнных народных инструментов, профессор А. А. Горбачев

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Народный артист России и Дагестана Ю. А. Розум

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Заслуженный деятель искусств России В. В. Тропп

Зав. кафедрой камерного ансамбля и струнного квартета, Заслуженный деятель искусств, профессор И. А. Чернявский

Зав. кафедрой баяна, аккордеона, Народный артист РФ, профессор Липс Ф. Р.

Народный артист России, композитор А. О. Кролл

Профессор кафедры истории музыки Масловская Т. Ю.

Зав. кафедрой оперно-симфонического дирижирования, Лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель искусств В. П. Зива

Зав. кафедрой композиции и инструментовки, Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии им. Глинки Волков К. Е.

Проректор по учебной работе, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук А. С. Базиков

Зав. кафедрой оркестрового дирижирования, Заслуженный артист России, профессор, Зас. деятель ММО, член президиума ММО Ворон Б. С.

Зав. кафедрой скрипки и альта, Заслуженный артист РФ, профессор Кошванец А. А.


ОТВЕТ ВЕНЕРЕ: Я тот самый педагог по актерскому мастерству, который поставил вашему сыну Руслану Гайнутдинову-3. Поставила ту оценку, которую заслуживает. Вам, наверное, не сказали, но перед зимней сессией на 1 курсе у меня была сестра Руслана, она думала, что я несправедливо поставила, но увидела как он работает (в тот момент Руслан и его однокурсники были в аудитории) и согласилась, что оценка верная. Сестра - режиссер, и это ее профессия, соответственно она в этом понимает. Кроме того, на каждом занятии- все студенты показывали по 5-6 наблюдений или пародий или этюдов, Руслан показывал один (!) и тот же, у него он не шел, и он снова его показывал. По поводу денег за оценки: я это не приемлю категорически, потому что наша профессия предполагает, что выходя на сцену мы показываем мастерство. И все видно. В результате мне было бы стыдно, если бы мой ученик с оценкой 4 или 5 - на сцене не умел делать ничего. Ещё одна вещь- Руслан Вам не сказал, что я вела у него сценическую речь. И итоговая оценка за прозаический отрывок, который я с ним делала- у него 5, потому что я работала с Русланом над ним очень долго и кропотливо. Добавлю, что работала - бесплатно, сверх нагрузки. Это же я делала и с другими студентами, потому что я люблю свою профессию и мне доставляет удовольствие, когда ребята по-новому раскрываются. У меня много студентов, которых я готовила к дальнейшему поступлению и это тоже было бесплатно, потому что у меня в голове "но они же мои дети". По поводу увольнения: я сказала об уходе директору в феврале (!) и сразу собрала весь 1 курс и это объявила. А староста, которая написала донос (это Вам тоже Руслан не сказал) - за год была на процентах 20 моих занятий и у других педагогов тоже. Ее должность, вернее то, что она должна была делать- выполняли другие. Я ее пожалела и поставила 3, хотя надо было ставить неуд. Ещё по поводу моего непрофессионализма: именно я была инициатором того, чтобы 32 кабинет превратился в 32 аудиторию. Я принесла огромное количество реквизита и костюмов, наладила отношения с нашими столярами-электриками, и они делали мне декорации- бесплатно. Мы с ребятами повесили за свой счет занавес и шторы в 32 аудитории, внесли дополнительные шкафы и диван, купили музыкальные колонки. И все потому, что мне хотелось, чтобы процесс обучения был- интересным. И последнее- я год не работаю в Гнесинке (по своему желанию), но в апреле месяце была на концерте класса, в котором обучается Руслан (он Вам, наверное, тоже не сказал), так вот, я по своему обыкновению- снова записывала актерские ошибки. И тогда очень много всего сказала Руслану, в надежде, что ему пригодится. Как Вы понимаете, говорила я это бесплатно, всю свою консультацию. Для чего я здесь написала? Да потому что я хороший педагог. И я дорожу своим именем.

В 1900 году А.П. Чехов опубликовал одну из своих самых успешных пьес – “Три сестры”. Несколькими годами ранее, в конце XIX века другие три сестры – Евгения, Мария и Елена Гнесины организовали свое собственное музыкальное училище. 15 февраля 1985 года желание учиться в этом училище изъявила первая ученица. С этого момента и началась история учебного заведения, отзывы о котором расположены ниже:





Училище очень быстро сыскало большую популярность и заработало серьезную репутацию в мире музыкального образования. Организацией учебного процесса и руководством занималось все семейство Гнесиных. Репутацией престижного музыкального учебного заведения гнесинка обладает до сих пор.



В разное время здесь учились различные выдающиеся личности, среди которых небезызвестная оперная певица Любовь Казарновская, заслуженная артистка РСФСР Валентина Толкунова, дирижер Роман Моисеев и многие другие.



Академия расположена по адресу Поварская ул., д. 30/36 (ст.м. Арбатская). Помимо учебного корпуса, в комплекс зданий академии входят: “Музыкальная гостиная дома Шуваловых”, концертный и органный залы, а также мемориальная музей-квартира Елены Фабиовной Гнесиной.



Вступительные испытания состоят из нескольких этапов. Абитуриент должен продемонстрировать познания в области теории музыки и исполнить произведение на своем музыкальном инструменте. Поступающие по профилю “вокал” исполняют ту или иную композицию, в зависимости от распоряжения участников аттестационной комиссии.



Послевузовское образование представлено аспирантурой, насчитывающей 3 научные специальности.



На базе академии функционирует колледж. Департамент международного сотрудничества академии занимается поддержанием сотрудничества с зарубежными вузами, а также организационной работой, связанной с обучением иностранных граждан.



В гнесинке работает множество творческих коллективов – ансамбль народного пения, камерный хор, духовой оркестр, театр-студия оперы и др.

Имеется несколько корпусов комфортабельного общежития.



Самые последние новости из жизни академии, а также самая свежая информация от приемной комиссии представлена на официальном сайте - Российская Академия музыки имени Гнесиных .

Что думают о своей альма-матер выпускники и студенты гнесинки, Вы узнаете в разделе отзывов наших читателей. Там же они дают дельные советы о том, как лучше готовиться к вступительным экзаменам, чтобы поступить.