Аргентинское танго: история танца и лучшие мелодии, написанные в его ритмах. В какой стране зародился танец танго: история танца

Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел - танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. Такой эффект производит страстное и огненное танго. История этого жанра полна неожиданных фактов и секретов. Какое отношение к происхождению танца имеют африканцы? Почему в Париже он ассоциировался с оранжевым цветом? И какие мелодии танго считаются самыми популярными? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.

Что такое танго?

Если обратиться к энциклопедиям, то ответ на поставленный вопрос звучит весьма однобоко: танго - это парный аргентинский танец. Но если копнуть глубже, в этимологию слова, то перед нами открываются интересные факты. Существуют несколько версий происхождения термина:

    африканская. В Танзании, расположенной в Восточной Африке, находится область под названием «танга». Кроме того, с помощью этого слова африканцы раньше обозначали закрытое, особое пространство;

    латинская. Лингвисты считают, что в основе термина лежит латинский глагол tangere, который означает трогать, прикасаться. Аналогичное значение имеет и французский глагол tangier;

    испанская. Вариант менее правдоподобный, но имеет право на существование. Согласно ему, слово происходит от испанского taner - играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Говоря о танго, нельзя обойти стороной его особенности . Для танца характерен:

    быстрый ритм;

    разнообразные движения, в которых задействованы все части тела;

    резкие повороты, в большом количестве;

    тесный контакт между партнерами, за счет чего создается страстный характер жанра.

  • В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния.
  • Кладбище Чакарита - значимое место для поклонников танго. Здесь похоронены самые известные личности в истории этого направления. Главный персонаж - певец Карлос Гардель, кумир миллионов латиноамериканцев. Его роль в развитии танго настолько велика, что ЮНЕСКО объявило его голос культурным достоянием. Приезжая на кладбище, поклонники Гарделя обязательно зажигают сигарету в руке его бронзовой статьи. Таков обычай почитателей певца.
  • В 1899 году был выпущен «Словарь испанских слов», в котором танго был обозначен как праздник и танец негров. В переиздании 1925 года, значение слова расширилось до танца испанского высшего общества.

    Одни известный французский дизайнер использовал популярность танго в собственной стране в свою пользу. Дело в том, что у него давно лежало большое количество невостребованной ткани оранжевого цвета. Он решил назвать оттенок в честь танца и буквально за пару дней распродал весь материал. Пришлось даже заказывать дополнительную партию.

    Российский политик Лев Аристидович Кассо, отвечавший за народное просвещение Российской империи, выступал против танго. Одними высказываниями с его стороны не обошлось. Министр разослал по учебным округам циркуляр, запрещавший даже упоминать название непристойного танца вслух.

    Танго и кино - совместимые вещи? Вполне. Достаточно посмотреть киноленты «Фрида», «Мистер и миссис Смит», «Запах женщины» или «Давайте потанцуем», чтобы убедиться в этом.

Для того, чтобы понять душу и эмоциональность танго, нужно изучить его историю и ответить на вопрос, в какой стране зародился танец танго. Это слово имеет африканские корни и приблизительно переводится как «место встречи». На одном из африканских наречий «Tang» означает «касаться, приближаться». Достоверное значение этого слова точно никто не знает.

Возник танец танго в конце ХІХ века в кварталах Буэнос-Айреса и Монтевидео, где проживали эмигранты из африканских стран. В начальном варианте его танцевали только мужчины, и причем группами. Танцоры становились в ряды и, выполняя определенные танцевальные движения, постепенно двигались навстречу друг другу. Это был групповой вид танца. Парным, с участием мужчины и женщины, он стал гораздо позже. Родился танец танго в стране Аргентине на танцевальных вечеринках афрокреолов из смеси африканского танцевального направления кандомбэ и испанских, а также гавайских направлений. Во время празднований африканцев, часто доходило до серьезных драк, поэтому данные мероприятия стали запрещаться властями. Однако они все равно проводились подпольно. В данном варианте танца пары сходились и расходились в такт без телесных контактов друг с другом. Это направление подхватили жители пригородов и перенесли его в салуны.

Постепенно в данное танцевальное направление, по мере выхода его в массы, вливалось множество течений. Современное танго и кандомбэ объединяет теперь только схожий ритм, который присущ большинству латиноамериканских танцевальных течений, подвергшихся африканскому влиянию.

Вскоре этот эмоциональный танец вырвался за пределы Латинской Америки. Новым этапом истории танца танго является его появление в Париже в начале ХХ века. Оно пережило настоящий бум популярности. Даже возникло специфическое течение «тангомания», которое определяло моду на вечеринки в этом стиле. Из Франции данное течение распространилось по всей Европе. Не обошлось без запретов. Официально он был запрещен в Италии, Англии, России, но, тем не менее, завоевал бешеную популярность.

Описание, стили и характеристика танго

Простое описание танца танго не передаст того дикого огня страсти, которое создают танцоры. Он больше напоминает небольшой спектакль двух актеров, который лучше посмотреть собственными глазами. В отличие от других танцев, в данном случае импровизация приветствуется и играет большую роль в эмоциональности исполнения. Принимая решение научиться танцевать аргентинский вариант, следует приготовиться к тому, что он может разбудить совершенно новые эмоции, о которых человек даже не подозревал. Каждое движение имеет глубокий смысл и выражает страсть.

Самые распространенные направления: аргентинское, финское, бальное. Наиболее известный аргентинский стиль имеет свои разновидности: лисо, орильеро, салон и другие. Финский стиль зародился в Финляндии, и имеет некие особенности, которые наложили местные танцевальные течения. Бальный вариант наиболее сложный и требует профессиональных навыков, он носит скорее спортивный характер.

Основные характеристики танца танго:

  • музыкальный размер 2/4;
  • количество тактов в минуту 32-33;
  • акцент исполнения на 1 и 3 удар;
  • движения - жесткие, резкие без замахов.

Выбрать ли данное танцевальное направление, и каким именно видом танго заниматься, ответы на эти вопросы можно найти, если увидеть собственными глазами исполнение того или иного варианта.

Чтобы исполнение выглядело захватывающе, партнерам необходимо выработать свой неповторимый стиль, ведь каждый лишний шаг или поворот могут изменить интерпретацию танцевального процесса. Даже опытные танцоры не могут в точности предугадать, какая последовательность движений выльется в очередном танце.

Как появилось Танго

История создания Танго, где тесно переплетаются правда и красивый вымысел, настолько противоречива и туманна, что невозможно сложить единое представление о нем. Первое упоминание о Танго относится к 1880 г. Считается, что оно зародилось в пригородах аргентинской столицы, предположительно там, где сейчас располагается район Сан-Тельмо.

В последние годы ХIX столетия Европа была измучена войнами, голодом и экономической неопределенностью. Сомнительные перспективы и слабая надежда на стабильную жизнь заставляли людей покидать Европу и отправляться в Южную Америку в поисках лучшей доли. Сотни тысяч иммигрантов осели в новой федеральной столице Аргентины - порту Буэнос-Айрес. Огромное количество людей разного социального статуса из совершенно разных культур, со своими порядками и обычаями оказалось вдруг в одном месте. Большинство из них были молодыми мужчинами, покинувшими Родину, свои семьи и возлюбленных. При этом соотношение мужчин и женщин среди них, по разных данным, составляло от 30:1 до 50:1. Несмотря на достаточно высокий уровень жизни в Аргентине в то время жизнь иммигрантов была отнюдь несладкой. Они вынуждены были жить в убогих домиках на окраинах города, зарабатывая на хлеб тяжелым трудом. Сложные условия жизни наложили отпечаток и на культуру, создаваемую ими. Отчаяние, разочарование, грусть, ностальгия, страстное желание, надежда и стремление раздирали душу и сердце.

Основным местом отдыха в то время были таверны и притоны в окраинах Буэнос-Айреса. Молодые мужчины были частыми посетителями "академияс" (от "танцевальная академия") и "прегундинес" - бедных кафе, где официантки могли быть взяты напрокат для танцев.

Невозможно с точностью сказать от какого танца Танго берет свои корни. Разные источники записывают в прародители танца различные и испанские, и африканские, и кубинские танцы... Не обошлось и без влияния негритянского кандомбе - ведь недаром само слово "танго", по многим версиям, происходит от "тамбо" - африканского барабана, под который исполнялись ритуальные пляски. У хабанеры этот танец взял сомнамбулическое слияние тел, у милонги - прихотливое переплетение ног, у фанданго - ослепительное головокружение и, наконец, у кандомбе - двойной притоп, вторивший ударам африканского барабана.

В условиях жесточайшей нехватки женщин мужчинам было важно стать хорошими танцорами. Мужчина, который мог хорошо танцевать Танго, приобретал имидж "мачо" и имел возможность выбрать женщину. Жители "орильи" - бедных окраин Буэнос-Айреса - обучались движениям Танго у сутенера. Вначале мужчины танцевали поодиночке или друг с другом, убивая, таким образом, время ожидания "своей очереди" в домах свиданий.

Позже и женщины в тавернах приобщились к Танго и стали танцевали его с клиентами, среди которых все чаще стали появляться горожане, тайком прокравшиеся в вожделенную "орилью".

В ту пору Танго не имело строгих правил, его ритмика и форма были еще очень расплывчатыми. Состав оркестра тоже был неопределенным: в окраинных кафе это чаще всего были скрипка, флейта и арфа (которую позже заменила гитара), иногда скрипку и флейту дополняло фортепиано. Что же касается разновидности гармони бандонеона, по имени изобретшего его немца Генриха Банда, то этот инструмент, завезенный в Аргентину матросами, появляется в танговых ансамблях только в начале XX века и сразу занимает доминирующее положение. Звучание этого инструмента напоминает орган. Он добавил ноты драматизма в музыку Танго. Его надтреснутый тембр как нельзя лучше передает суть этого танца. С его появлением Танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности.

Всеобщий избирательный закон 1912 г. дал новую свободу для людей и движущую силу для Танго. С этих пор не только низшие классы хотели его танцевать. Стало модным среди высшего общества устраивать вечеринки в честь этого танца и салоны Танго были быстро основаны в районах Буэнос-Айреса, где жили представители высших классов. Молва о нём вскоре распространилась из Южной Америки до Нью-Йорка, Лондона и Парижа, где чаепития под Танго стали предметом повального увлечения.

Распространение Танго по миру внесло определенные изменения в характер танца. Первый настоящий скачок в своем развитии Танго совершает в первые годы XX века. Он связан с первыми гастролями танго-оркестров и танцоров в страны Европы и Америку.

Первый показ Танго в Европе состоялся в Париже - законодателе мировой моды, а вскоре после этого и в других европейских столицах. Сказать, что "раннее" Танго в Буэнос-Айресе неприличный танец - значит не сказать ничего. Очень провокационный, близкий, явный, "телесный", он имел огромный успех в публичных домах и оставался маргинальным, неприемлемым для высших слоев общества. Попав в Европу, Танго изменилось в лучшую сторону. Теперь это не дикая, животная страсть, а более сдержанный внешне, но такой же жгучий внутри танец.

Не всем пришелся по душе этот дерзкий и сексуальный танец. В Париже кардинал Аметт провозгласил: "Христианам не следует по совести принимать участие в этом". На следующий год Папа Бенедикт XV также выразил недовольство: "Это возмутительно, что этот непристойный, языческий танец, который является убийством семейной и общественной жизни, танцуется уже в резиденции Папы". Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали Танго в Ватикане, и впечатленный Папа снял свой запрет.

В 1914 г. кайзер Вильгельм II запретил своим офицерам танцевать Танго в униформе, описав танец как "похотливый и оскорбляющий общественное приличие". Английская королева тоже заявила, что отказывается танцевать это...

В России тоже было свое Танго. Оно стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его исполнение было официально запрещено. Так, в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием Танго".

Однако ничего не могло остановить триумфальное шествие Танго. И в начале 20-х годов оно вошло в свою золотую эру. В Буэнос-Айресе популярность Танго достигла беспрецедентных высот.

1930-1950 года стали "Золотым веком" Танго. Это период бурного развития, появления множества новых музыкальных коллективов, которые явились колыбелью композиторов, впоследствии ставших классикой стиля: Carlos Di Sarli, Astor Piazzolla, Osvaldo Pugliese, Carlos Gardel и др. Их творчество и сегодня вдохновляет миллионы людей во всем мире.

Следующий всплеск популярности Танго приходится на 80-е годы, когда в Америке запускается целый ряд шоу, которые совершили революцию этого танца во всем мире. "Forever Tango" - одно из самых известных шоу - началось в Нью-Йорке в 1983 году. В Аргентине на правительственном уровне начинаются программы возрождения, восстанавливаются документы, относящиеся к истории Танго.

В начале XXI века ЮНЕСКО включило Аргентинское танго в список объектов Всемирного наследия.

11 декабря - день рождения аргентинского певца и актера, "Короля танго" Карлоса Гарделя (Carlos Gardel) - отмечается во всем мире как Международный день Танго.

Танго появилось в Аргентине. Это был народный танец, который исполняли на улицах и в барах. История танго рассказывает о том, что изначально этот танец исполняли исключительно мужчины. Со временем он стал парным, причем яркой его особенностью с давних пор является выраженный мужской стиль ведения. Женщина здесь полностью покоряется мужчине, она следует туда, куда ее поведет партнер, и успех обучения во многом зависит от того, насколько она готова довериться, открыться и быть ведомой.

История развития танца танго выделяет множество стилей и видов. Наиболее распространены из них два — Аргентинское танго и танго европейской программы бальных танцев.

Аргентинское танго относят к социальным танцам, суть которого в том, чтобы иметь возможность исполнять его с разными партнерами, получать удовольствие от процесса, общаться, посещать милонги - специальные встречи поклонников. Аргентинское танго считается более аутентичным, относится к тем танцам, которые хранят старые традиции в музыке, под которую они исполняются. Как правило, музыкальное сопровождение здесь имеет очень специфическое, запоминающееся звучание. Его ни с чем не спутать, ведь в нем используется ограниченный набор музыкальных инструментов. Достаточно один раз побывать на милонге, и вам сразу станет ясно, тянет ли вас к этому танцу.

Второй вид танго - танец, который входит в европейскую программу бальных танцев. Он исполняется профессиональными спортсменами и любителями на конкурсах и соревнованиях. Этому танго учат в школах и студиях бальных танцев, а во время его исполнения на паркете перед зрителями необходимо быть в специальных костюмах. К танго европейской бальной программы предъявляются определенные требования в исполнении тех или иных элементов. Они зарегламентированны и носят обязательный характер для танцующих. Их правильное исполнение оценивают судьи на танцевальных соревнованиях.

Многие, освоив первые шаги, хотят научиться танцевать танго в домашних условиях. Однако это не всегда эффективно, ведь в понимании характера танца большую роль играет возможность танцевать с опытным партнером или помощь профессионального преподавателя. Для гармоничного исполнения танго требует понимания потребностей партнера - часто при выборе того или иного шага или поворота мужчина импровизирует, и задача партнерши - точно улавливать его желания и следовать за ним. Такого понимания можно достигнуть только при регулярных, порой даже ежедневных тренировках. Если же вы не имеете возможности посещать танцевальную школу, вам помогут онлайн уроки, которые расскажут, как выучить танго самостоятельно.

К одному из наиболее романтичных и зажигательных танцев можно смело отнести танго, неудержимая страсть и энергия которого способно вскружить голову любому зрителю! Огромное разнообразие видов легко удовлетворит даже наиболее взыскательные пожелания будущих танцоров, решивших открыть для себя это направление. Среди них есть и классические бальные стили, полное страсти и пылкости аргентинское танго, необычное и запоминающееся финское…. Однако вне зависимости от стиля, танго удивительным образом совмещает в себе строгость и страсть, необычайную нежность и пылкую агрессию, играя на контрастах.

Наиболее известные разновидности танго

Без сомнения, аргентинское танго сегодня пользуется необычайной популярностью как среди начинающих танцоров, так и для профессионалов в своих стилях. Обилие его разновидностей открывает необычайный простор для фантазии и сочетаний, импровизации и выражения чувств и эмоций.

  • Танго Милонгеро появилось более полувека назад. Его характерной особенностью является соединение плеч партнеров и наклонное положение во время исполнения. Этот стиль можно назвать весьма интимным, так как женщина находится весьма близко к партнеру. В Милонгеро присутствует постоянный верхний контакт и крепкие объятья, необходимые для ярких поворотов. Стиль идеально подходит для влюбленных, так как его исполнение строится на взаимном уважении и внутренней гармонии.
  • Танго Салон предполагает некое вертикальное положение танцоров, со смещением партнера от центра при объятиях. Левое плечо партнерши находится ближе к правому плечу мужчины, нежели ее правое к его левому. Для выполнения определенных элементов принято расслаблять объятия.
  • Клубный стиль танго причудливо сочетает в себе стили Салон и Милонгеро. В нем во время поворотов сохраняются близкие объятия.
  • Новое танго или танго Нуэво – это более техничный подход к созданию структуры танца, при котором появляется ряд новых комбинаций шагов и движений. В нем присутствуют открытые объятия и индивидуальность каждого партнера, они сохраняют собственные оси во время движений.
  • Танго Орильеро отличается маневренностью, при которой между партнерами сохраняется большое расстояние, присутствуют шаги вне объятий. В атмосфере стиля присутствуют некие игривые нотки, общий вид восхищает своей притягательностью и роскошностью.
  • Каженге относится к историческим формам танго, для которых характерно сгибание коленей во время движения, близкие объятия и продуманные, четкие шаги.
  • Танго Лисо может показаться самым простым при взгляде со стороны. Ясность и отсутствие сложных элементов стиля привлекает начинающих танцоров, которые стремятся в идеале освоить базовые фигуры и шаги.

Финское танго отличается ярко выраженным бальным характером. В нем присутствует плотный контакт в районе бедер, отсутствие резких движений головой и следование четким и ровным линиям. Не стоит забывать бальное танго, которое относится к наиболее узнаваемым стилям, ставшим обязательными в международных конкурсах. Это строго выдержанный танец без импровизации, характерной для аргентинского танго. В нем присутствует набор определенных правил и норм.

Выбор вида танго напрямую зависит от предпочтений отдельных танцоров и их пожеланий. Разнообразие вариантов позволит каждому подобрать идеальный вариант под собственный вкус!