Чем мне понравился миф орфей и эвридика. Энциклопедия сказочных героев: "Орфей и Эвридика"

Страница 1 из 2

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.

За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.

Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.

Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, – это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.

Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.

– Нет, не могу я жить без Эвридики! – говорил он. – Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!

Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.

Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя – это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.

Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:

– Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:

– Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!

– Сжалься! – молил Орфей. – Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства – Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.

Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.

В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Только младший брат бога Смерти – бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, – даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.

Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

Предлагаем ознакомиться с текстом мифа Древней Греции «Орфей и Эвридика.

Орфей и Эвридика читать онлайн

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.


За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.


Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь.


Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.


Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, — это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.


Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.

— Нет, не могу я жить без Эвридики! — говорил он. — Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!

Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.


Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя — это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.


Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:

— Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:

— Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!

— Сжалься! — молил Орфей. — Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!


Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства — Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.


Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов.


В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.

В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Только младший брат бога Смерти — бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, — даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.


Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.


Не дыша слушала песню Персефона, и слезы катились из её прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался. Бог Смерти опустил вниз свой сверкающий меч.

Певец замолк, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил:

— Чего ты ищешь, певец, в царстве мёртвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.

Орфей сказал Аиду:

— Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твоё царство, — никто из смертных не может избежать её. Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она ещё так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила… Отпусти, повелитель, её на землю! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь всё равно после она вернётся к тебе!

Так говорил Орфей и просил Персефону:

— Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!


— Пусть будет так, как ты просишь! — сказал Аид Орфею. — Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести её с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать…

— Всё, что прикажешь! — воскликнул Орфей. — Я готов на всё, чтобы увидеть вновь мою Эвридику!

— Ты не должен видеть её, пока не выйдешь на свет, — сказал Аид. — Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься — потеряешь её навеки!

И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем.

Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю.


Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним. Только сердце его стучало:

«Эвридика! Эвридика!»

Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг.

Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним?

Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся.


— Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя! На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо… Но лишь на мгновение.

Орфей обернулся посмотреть на Эвридику

— Эвридика?!

Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.


С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого.

Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь — Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.


Селезнева Дарья

Орфей и Эвридика

Краткое содержание мифа

Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика

По преданию на севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Его имя переводится как «лечащий светом».

Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она потерялась. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены, и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.

Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль. Поняв, что он больше не может жить без жены, Орфей отправился искать её в подземном царстве Аида. Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых. Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них.

Пройдя множество испытаний в царстве мёртвых Орфей, движимый силой любви добирается до дворца грозного повелителя подземного царства - Аида. Обратился Орфей к Аиду с просьбой вернуть ему Эвридику, которая ещё так молода и любима им. Аид сжалился над Орфеем и согласился отпустить его жену только при одном условии, которое обязательно должен был выполнить Орфей: он не должен видеть её на протяжении всего их пути на землю живых. Он пообещал Орфею, что Эвридика последует за ним, но он не должен оборачиваться и смотреть на неё. Если он нарушит запрет - потеряет жену навсегда.

Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю. Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним.

Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг. Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним? Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся. На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо... Но лишь на мгновение. Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке. С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого. Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь - Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с которой он соединяется после смерти.

Образы и символы мифа

Орфей , загадочный образ из греческих мифов и символ музыканта, который покоряющей силой звуков мог перемещать животных, растения и даже камни, вызывать сострадание у богов подземного мира (преисподней). Образ Орфея - это еще и преодоление отчужденности человека.

Орфей - это сила искусства, которое оказывает содействие превращению хаоса в космос - мир причинности и гармонии, форм и образов, настоящий «человеческий мир».

Неспособность удержать любовь превратила Орфея также в символ человеческой слабости, приводящей к неудаче в момент перехода рокового порога, напоминание о трагической стороне жизни...

Образ Орфея - мифическое олицетворение тайного учения, согласно которому планеты вращаются вокруг Солнца, расположенного в центре Вселенной. Сила притяжения Солнца - источник всеобщей связи и гармонии, а исходящие от него лучи - причина движения частиц Вселенной.

Образ Эвридики - символ молчаливого знания и забвения. Идея воплощённого безмолвного всеведения и отрешённости. Её также связывают с образом музыки, которую ищет Орфей.

Образ Лиры - магический инструмент, с помощью которого Орфей трогает сердца не только людей, но и Богов.

Царство Аида - царство мертвых, которое начинается далеко на западе, где солнце опускается в морскую пучину. Так возникает идея ночи, смерти, тьмы, зимы. Стихия Аида - земля, которая вновь забирает к себе своих детей, но в её лоне таятся семена новой жизни.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Эмиль Бен
Смерть Орфея, 1874

Миф об Орфее и Эвридике впервые упоминается в трудах крупнейшего римского поэта Публия Овидия Назона. Главным его трудом стала книга «Метаморфозы», в которой Овидий излагает около 250 мифов о превращениях греческих богов и героев. Миф об Орфее и Эвридике в его изложении привлекал поэтов, художников и композиторов во все времена и эпохи.

Почти все сюжеты мифа нашли отражение в живописи Рубенса, Тьеполо, Коро м многих других.

Написано множество опер, лейтмотивом для которых стал миф об Орфее: опера «Орфей» (К. Монтеверди, 1607), опера «Орфей» (К. В. Глюк, 1762), оперетта «Орфей в аду» (Ж. Оффенбах, 1858)

В 15-19 вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. В. Тьеполо, П. П. Рубенс, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Канова, Роден и др.

В европейской литературе 20-40-х гг. 20 в. тему «Орфей и Эвридика» разрабатывали Р. M. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др.

Орфей - герой трагедии Ж. Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Теме Орфея были посвящены два фильма Ш.Кокто - «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1960). Античный певец - герой «семейной драмы» Г.Ибсена «Орфей» (1884). Т.Манн использует образ Орфея как главного героя в произведении «Смерть в Венеции» (1911). Орфей - главное действующее лицо в «Жестяном барабане» (1959) Гюнтера Грасса.

В русской поэзии начала 20 в. мотивы мифа об Орфее нашли отражение в творчестве О. Мандельштама, М. Цветаевой («Федра», 1923).

В 1975 году композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным была написана первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика». Она была поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории. В 2003 году рок-опера «Орфей и Эвридика» была внесена в книгу рекордов Гиннеса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом. На момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350-й раз. Это происходило в Санкт-Петербургском театре «Рок-опера».

Социальное значение мифа

"Пейзаж с Орфеем и Эвридикой" 1648

Орфей - величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии - фракийского царя), от которого он получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9-ти муз. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний. Орфей считался основателем орфизма - особого мистического культа. Согласно орфическому учению, бессмертная душа обитает в смертном теле; после человеческой кончины она отправляется в подземное царство для очищения, а затем переселяется в другую оболочку — тело человека, животного и т. д., обогащаясь опытом, приобретенным в ходе этих последовательных перевоплощений. Отражения орфического представления о том, что душа может стать свободной, только оторвавшись от тела.

Прошло время, и реальный Орфей был безнадежно отождествлен со своим учением и стал символом греческой школы мудрости. Посвященные воздерживались от плотских наслаждений и носили одежду из белого льна, символизировавшую чистоту. Греки высоко ценили изумительную силу и смышленость Орфея, его мужество и бесстрашие. Он - любимец многочисленных сказаний, покровительствовал спортивным школам-гимнасиям и палестрам, где учили юношей искусству побеждать. А у римлян прославленному герою посвящали свое оружие уходившие в отставку гладиаторы. Образ Орфея и по сей день возрождает в людях веру в силу вечной, прекрасной, непостижимой любви, веру в верность и преданность, в единение душ, веру в то, что из мрака подземного царства существует хотя бы одна маленькая, но надежда выбраться. Он объединил в себе внутреннюю и внешнюю красоту, тем самым, являясь для многих образцом для подражания.

Учение Орфея это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого из нас.

Список литературы

  1. Мифы народов мира //http://myths.kulichki.ru
  2. Реферат: Образ Орфея в мифологии, античной литературе и искусстве. Сюжеты. Атрибутика http://www.roman.by
  3. Орфей //http://ru.wikipedia.org
  4. Миф об Орфее и Эвридике в лирике Серебряного века //http://gymn.tom.ru

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида.

Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридйки, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.

Охваченный ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не тронули старого Харона.

Прошло четыре года после смерти Эвридики, но Орфей остался ей верен, не желая брака ни с одной из женщин. Однажды ранней весной он уселся на высоком холме, взял в руки золотую кифару и запел. Вся природа внимала великому певцу. В это время появились одержимые яростью женщины-вакханки, справляющие праздник бога вина и веселья Вакха. Заметив Орфея, они устремились на него с криками: «Вот он, ненавистник женщин». Охваченные неистовством, вакханки окружают певца и осыпают его камнями. Убив Орфея, они разрывают на части его тело, отрывают голову певца и вместе с его кифарой бросают в быстрые воды реки Гебра. Душа Орфея сходит в царство теней, где великий певец встречает свою, Эвридику. С тех пор их тени неразлучны. Вместе блуждают они по сумрачным полям царства мертвых.

Трагичная и прекрасная история любви Орфей и Эвридике дошла до наших дней благодаря древнеримскому поэту Публию Овидию.



Им была создана поэма «Метаморфозы», вобравшая в себя самые различные мифы и легенды, которые объединяло то, что их герои в конце превращались в животных, растения, камни, водоемы. Одной из таких легенд как раз и была легенда об Орфее и Эвридика.


Сюжет легенды


Орфей был сыном музы героической поэзии и красноречия Каллиопы и бога реки Эагра во Фракии (по другой версии отцом был бог Апполон). Он не был воином, но был прекрасным певцом. Едва начинали звучать струны его прекрасной кифары как все стихало кругом, покоренное силой его искусства.


Женой Орфея была прелестная нимфа Эвридика, и они очень сильно любили друг друга. Однажды она собирала цветы на лугу. Услышав какой-то шорох, испугалась и побежала. Но не заметила змеиного гнезда, попавшего ей под ноги и наступила на него. Змея тут же укусила ее за ногу, Эвридика успела только вскрикнуть, как яд попал ей в кровь и она умерла.




Орфей услышал жалобный крик своей жены, но не успел прийти к ней на помощь, лишь увидел черную тень, забравшую Эвридику в царство мертвых. Сильно горевал Орфей и однажды не выдержал и отправился в подземный мир Аида, чтобы умолять его и его жену Персефону вернуть ему возлюбленную.


Спустился он вниз через пещеру Тенара и оказался у берегов подземной реки Стикс. Никак он не мог сам перебраться на другой берег, а Харон, перевозчик душ, отказывался его перевезти.


Сколько бы ни умолял Орфей, суровый перевозчик душ был непреклонен. Тогда достал он кифару и заиграл. Прекраснейшая музыка полилась над рекой и не смог устоять Харон и согласился перевезти живого на другой берег.


Не прекращая игры, шел Орфей к Аиду. На чарующие звуки начали слетаться души, и даже Цербер оставался смирным, пропустив певца мимо себя. Он долго пел о своей любви к Эвридике, о своей тоске по ней и злой судьбе, разлучившей их. Голос его был так чарующ, а песня настолько проникновенная, что Аид наконец решил вернуть ему Эвридика.


Но необходимо было выполнить одно условие – чтобы Орфей шел следом за Гермесом, который поведет его обратно из царства мертвых. А Эвридика должна следовать за ними. Но Орфей не должен ни в коем случает оборачиваться на возлюбленную, пока они не выйдут на свет.




Пересекли они все царство мертвых, переправил их Харон через реку Стикс. И вот они уже стоят возле узкой тропинки, которая поведет их на поверхность. И забеспокоился Орфей, не отстала ли Эвридика.


Путь непростой, не осталась ли она среди мертвых, идет ли за ним следом. Уже становится все светлее, наверняка можно разглядеть силуэт тени возлюбленной. Страх и безмерная любовь охватывают Орфея и он видит тень Эвридики стоящей за ним. Протягивает он к ней руки, но она тает, уходя во мрак навсегда.




Орфей и Эвридика в искусстве


Трагичная и красивая история тронула многих деятелей искусства и потому нашла отражения в музыкальных произведениях, в живописи, в литературе.