Чесменская битва айвазовский. Батальные полотна И.К

И.К. Айвазовский - выдающийся российский художник-маринист, коллекционер, меценат. Его полотна по праву считаются шедеврами, а сам автор пользуется славой не только в России, но и за рубежом. Художник был членом нескольких европейских академий, что является лучшим доказательством признания его творчества за рубежом.

Общая характеристика работы

В начале своей карьеры художника Айвазовский находился под сильным влиянием известного российского живописца романтического направления К. П. последнего оказали на молодого и начинающего мастера настолько сильное впечатление, что он поначалу ему просто подражал.

«Чесменский бой» - картина Айвазовского, история создания которой тесно связана с ранним этапом его творчества, является лучшим тому подтверждением. В этом монументальном и масштабном полотне живописец воплотил лучшие принципы своего учителя: смелость и грандиозность замысла, яркость и живость изображения, возвышенный стиль образов. Следуя принципам романтизма, автор не скупился на драматические краски.

Особенности полотна

Картина Айвазовского «Чесменский бой» демонстрирует лучшие достижения живописи в жанре романтизма. Дело в том, что в это время молодой и талантливый художник творил под влиянием эпохи. Для того чтобы подчеркнуть величественность победы русского флота, он пошёл даже на некоторые отступления от исторической действительности, несколько сместив положение кораблей. Художник в первую очередь сделал акцент на изображении пожара, который, несмотря на трагичность ситуации, придаёт полотну мажорный тон.

Картина Айвазовского «Чесменский бой» - одно из первых крупных произведений автора в жанре морской Художник не задавался целью воспроизвести картину боя с документальной точностью, потому что до него этот уже сделал немецкий живописец Я.Ф. Хаккерт по специальному заказу Екатерины II. Этот автор нарисовал расположение всех кораблей и флотов воюющих сторон в строгом порядке, основываясь на документальных свидетельствах, мемуарах, данных судовых журналов.

Поэтому Айвазовский решил несколько отойти от реалий события. Взяв за основу работу своего предшественника и тщательно поработав с документальными материалами, он создал собственное оригинальное полотно, которым прославил победу российского флота. Это было вполне в духе его времени, когда романтическое направление в отечественном искусстве являлось доминирующим.

Исторический сюжет

Одним из основных сражений русско-турецкой войны был Чесменский бой. Айвазовский, картина которого как раз посвящена этому важному событию XVIII века, выбрал объектом для своего полотна именно его по двум причинам. Во-первых, эта победа наглядно продемонстрировала возросшую мощь русского флота, а, во-вторых, имелось немало документов, воспоминаний, а главное - уже существовала аналогичная работа немецкого художника, что оказала влияние на автора.

Кроме того, это сражение произвело резонанс в российском обществе. Знаменита депеша графа Орлова, в которой он докладывал о победе, ходила по рукам. Разумеется, подобный исторический факт не мог не привлечь внимания такого известного мариниста, как Айвазовский, который был художником Главного морского штаба.

Описание

Картина Айвазовского «Чесменский бой» была написана в 1848 году. Как уже было сказано выше, это был ранний период в творчестве художника. Главный элемент работы - это пожар, который производит впечатление страшного, но в то же время эффектного фейерверка. Художник нарочно сделал очертания кораблей несколько расплывчатыми, чтобы зритель не отвлекался от основного замысла работы. Всё внимание должно было быть приковано именно к этому мощному огненному потоку, который взмывает вверх.

Как известно, представители романтизма очень часто играли на контрастах, чтобы тем самым ещё больше усилить впечатление от происходящего. Айвазовский не был исключением. В противовес пылающему морю, которое как будто сливается с ночным небом, из-за облаков выглядывает светло-жёлтая луна. Она бросает тусклые лучи вниз. Они немного оттеняют яркость страшного сражения. Картина Айвазовского «Чесменский бой» изображает на заднем плане фигуры людей, которых, очевидно, выбросило ударной волной за борт кораблей в море. Драматизм происходящего усиливается: зритель, глядя на картину, понимает, что без помощи им не обойтись, а между тем эту самую подмогу им будет очень трудно получить ввиду произошедшей катастрофы.

Значение картины в творчестве художника

«Чесменский бой» - картина Айвазовского, описание которой была посвящена эта статья, занимает видное место в галерее его полотен. Она является как бы промежуточным звеном между его романтическими увлечениями и переходом к монументальной батальной живописи. В ней были намечены принципы изображения красочное воспроизведение боя, особое внимание к изображению водной глади, которая сливается с небом, а также использование ярких, насыщенных красок.

Айвазовский Иван Константинович

Чесменский бой - Айвазовский. 1848. Холст, масло. 193 х 183 см. Музей: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия

Признанный мастер-маринист, художник как никто другой умел изображать море в любом его состоянии и различные корабли — от маленькой лодочки до огромного парусника. На картине изображен момент морского сражения русского флота против турецкого, в котором последний потерпел сокрушительное поражение и потерял множество кораблей и своих опытных моряков.

Полотно отражает решающий момент ночного боя, когда турецкий флот оказался наголову разбит. Это чудовищное и пугающее зрелище — огромные корабли горят и тонут, как щепки, а за остатки мачт и такелажа с трудом цепляются уцелевшие моряки. Невероятную мощь и ужас этого сражения подчеркивают высоко вздымающиеся столбы пламени, так что кажется, что адским пламенем полыхает само море. Вспышки огня выписаны настолько мастерски, что создается ощущение пышущей жаром картины.

Глубину перспективы и объемность картине придает использование контрастных цветов. Общая колористическая гамма очень темная и мрачная, что не только соответствует трагичности события, но и обуславливается тем, что бой проходил ночью, а дым и гарь от погибающих в огне кораблей в буквальном смысле закрыли горизонт. Неба как такового на полотне не видно, оно затянуто плотной завесой черного траурного дыма, на фоне которого четко выделяются огненные всплески красок горящих кораблей и желтая луна, едва видная под покрывалом дымных клубов.

На переднем плане картины видна переполненная людьми шлюпка, которые только что подорвали один из турецких кораблей при помощи своего брандера. От этого взрыва и случился грандиозный пожар, который вскорости и погубил почти весь линейный турецкий флот. С другой стороны полотна на остатках своего затонувшего судна пытается спастись горстка уцелевших в битве турок. Вся их надежда на выживание заключена в том, что их возьмут в плен, не дав утонуть в мрачных водах Эгейского моря.

Эта историческая битва позволила русским войскам не только помешать туркам свободно передвигать свои суда по этому району Эгейского моря, но и установить блокаду Дарданелл, помешавшую основным силам турецкого флота проникнуть в Черное море.

Используя столь ограниченную цветовую гамму, художник сумел не только передать реалии морского боя, но и сделать это так мастерски, что картина смотрится настоящим фоторепортажем с места исторического события, поражая воображение современного зрителя грандиозностью и опасностью морских битв прошлых эпох.

22. К картине Айвазовского «Чесменский бой»

Http://www.stihi.ru/2015/08/03/6655

Талант от Бога в каждом вложен,
Сумей ты сам его встревожить...

Самые красивые картины Айвазовского можно перечислять и показывать, но я хочу ознакомить вас с последней картиной Айвазовского, которая вошла в семь замечательных картин художника-живописца. В 1848 году Айвазовский выдал ещё один шедевр маслом «Чесменский бой» (Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770) – размер картины 220 х 188. В настоящее время она находится в Феодосийской картинной галерее.
Художник показал на полотне одно из самых героических сражений в истории российского флота, происходившего в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. Как точно он передаёт то, чего не видел сам, но пережили всё это моряки! Кругом горят и взрываются корабли, вспыхивают мачты, взлетают в воздух их обломки. Алый огонь смешивается с серой водой, как и наши, русские моряки с турецкими. Светлая луна глядит на сражение свысока, как бы предсказывая предстоящую победу над турецким флотом. Но на полотне наверху в облаках я заметила лицо старца, а может быть, самого Господа, призывающего к спокойствию, как бы смотрящего ещё дальше в небосвод, откуда, из-за тяжёлых туч, видно появление луны, предвещающее будущее спокойствие.
Чесменское сражение является героическим эпизодом в истории войны между турецким и русским морскими флотами, что велась на протяжении 1768–1774 гг. С 25 на 26 июня 1770 г., ночью, российским суднам удалось «запереть» турков и разгромить вражеский флот. Во время боя героически погибли 11 русских моряков, а врагов было убито примерно 10 000 человек. Эта победа считается беспримерной за всю истории сражений русского флота.
Художник Иван Айвазовский, естественно, не принимал участия в этой героической битве, но написал уникальное творение искусства, в котором очень хорошо показал гордость и радость моряков русского флота. Полотно было создано художником в 1848 году. Это зрелище батальное, пронизанное драматизмом и страстной патетикой. В этом произведении живописи художник показал блестящее мастерство, уникальную технику исполнения, чему на протяжении долгих лет учился у К. П. Брюллова. Когда впервые смотришь на картину, чувствуется радостное волнение от блестящего фейерверка. Вероятно, Айвазовский был последним художником, который смог настолько грамотно представить в русской живописи романтическое направление. Полотно «Чесменский бой» находится на самых славных страницах истории флота России.
Красота моря раскрывается художником и в батальных сюжетах с военными морскими кораблями. Очень примечательны картины 1840-х годов: Айвазовский написал картину крупного морского сражения эскадры объединённых русских кораблей в союзе с английскими и французскими кораблями с атаковавшими объединённую эскадру кораблями Турции и Египта, – «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года», 1846 г.; морской бой и атаку русских кораблей, прогнавших сквозь строй шведские суда – «Морское сражение при Ревеле 9 мая 1790 г.»; 1846 г.; небольшое судно несколькими выстрелами решило исход победы над двумя сильными турецкими кораблями, «Бриг Меркурий» – после победы на двумя турецкими судами корабль встречается с русской эскадрой, 1892 г.

Чесменское сражение – один из самых важных эпизодов русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В течение ночи российские корабли смогли «запереть» в Чесменской бухте и уничтожить большую часть турецкого флота.

И. К. Айвазовский не был участником грандиозного Чесменского сражения, происходившего в ночь с 25 на 26 июня 1770 года, однако на своем полотне он убедительно запечатлел картину морской битвы.

Полотно «Чесменский бой» написано художником в 1848 году и относится к раннему периоду творчества великого мариниста.

«Чесменский бой» - батальное полотно, пронизанное страстной патетикой и драматизмом. На переднем плане – силуэт флагмана русской флотилии. В глубине Чесменской бухты – погибающие от взрывов турецкие корабли. Мы видим, как они горят и тонут – разлетаются обломки мачт, бушует пламя огня, озаряя темную ночь трагическим светом.

Турецкие моряки, чудом уцелевшие после взрыва, хватаются за обломки деревянного корабля, пытаясь удержаться на воде, и взывают о помощи. Поднимаясь вверх, сизый дым пожара смешивается с облаками. Смешение стихии огня, воды и воздуха напоминает какой-то адский фейерверк. Сверху несколько отрешенно смотрит на все, что происходит, луна.

Несмотря на жестокость происходящего, картина «Чесменский бой» производит мажорное впечатление. Видно, что сам живописец в процессе создания полотна переживал чувство радостного волнения, упоения блестящей победой, одержанной русскими моряками. Картина отличается виртуозной техникой, мастерством и смелостью исполнения.

Картина «Чесменский бой» И. К. Айвазовского относится к числу полотен, прославляющих одну из самых славных страниц в истории российского флота.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Чесменский бой», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Многочисленными батальными полотнами И.К. Айвазовский (1817 -1900) прославил героев-моряков, отважно защищавших свое Отечество. Его творчество помогает хранить память о славных боевых традициях военно-морского флота.
Большой рейд в Кронштадте 1836г

Айвазовский изобразил все главные битвы и победы русского флота с момента его возникновения. Cюжеты его картин не образуют единой последовательности хронологического порядка. Воспринимая жизнь флота как нечто близкое и радостное, он часто создавал картины или непосредственно вслед за изображенным событием, или вскоре после него, или (что редко бывало), связывая его с какой-нибудь исторической датой.

Крондштатский рейд 1839-40



Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839г


Обеспечение выхода к берегам Балтийского моря не могло быть осуществлено без флота. К его строительству приступили, как только русские войска утвердились на берегах Балтики. Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. В ходе войны были устроены военные базы в Выборге, Ревеле и других местах.
Ревель(Tallinn). 1844г


Кронштадт. Форт "Император Александр I" 1844г


Свеаборг 1844г


Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих картин. В 1846 году художник пишет батальные произведения, посвященные морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной горке. Но не забывая о том, что он является живописцем Главного морского штаба, Айвазовский в 1846 году приступил к картине об основателе русского флота Петре 1, дав ей название: "Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту".
Петр I при Красной горке...1846


События, изображенные Айвазовским на картине, - исторические, они имели место 31 августа 1714 года.
Морское сражение при Ревеле (2 мая 1790). 1846г,


Морское сражение при Выборге 29 июня 1790г 1846г


Борьба с Турцией, начатая при Петре 1 первоначально за овладение выходами к Азовскому и Черному морям, а в дальнейшем за свободу плавания на Средиземном море, привела к русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
В 1848 г. художник пишет картину "Наваринский бой", на котором запечатлено событие, тоже прославившее русский флот.
Наваринский бой 1846


Объединенный флот союзников (русских, французов, англичан) вошел в Наваринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота турецкими кораблями и береговыми батареями в октябре 1827 года началась Наваринская битва. Русские линейные корабли, находясь в центре и принимая на себя главный удар турецко-египетских сил, умелыми действиями уничтожили большую часть неприятельского флота.
Одна из известных картин Айвазовского - "Бой брига "Меркурий" с турецкими судами".
Бриг "Меркурий" атакованный двумя турецкими кораблями 1892


Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами
встречается с русской эскадрой 1848



Этот бой произошел 14 мая 1829 года. 18-ти пушечный бриг "Меркурий", курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с турецкой эскадрой. Командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей. Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг "Меркурий" нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили преследование.
Совершенно особое место в искусстве Айвазовского занимает Севастопольская эпопея. Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней Черноморского флота, было изображено Айвазовским.
Русская эскадра на Севастопольском рейде 1846г


Вход в Севастопольскую бухту 1852г


Севастопольский рейд 1852


Синопский бой 1853г


Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 г 1853г


Взятие Севастополя 1855г


В октябре 1853 года Турция объявила войну России. В ноябре 1853 года русская эскадра обнаружила турецкий флот в Синопской бухте. Русский флот пошел на сближение и завязал бой с самой близкой дистанции. Флагманский корабль "Императрица Мария", на которой находился Нахимов, был впереди. К исходу 4-х часового боя турецкая эскадра и береговые батареи были уничтожены.
5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич Корнилов. Позже Айвазовский пишет картину "Малахов курган - место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов".
Малахов курган 1893г


Эта картина изображает панораму Севастополя, открывающуюся с высоты Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник - крест, выложенный из ядер на месте смертельного ранения В.А. Корнилова. У памятника - два ветерана обороны Севастополя. Они пришли на этот священный для каждого русского курган, где был смертельно ранен их любимый командир.
Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине "Осада Севастополя".
Осада Севастополя 1859г


Художник до последних дней своей жизни служил флоту, прославлял его славные победы и героизм русских моряков. Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день своей смерти, также была посвящена русскому флоту. Она изображает боевой эпизод -"Взрыв турецкого корабля".
Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)1900г


Батальные картины Айвазовского находятся во многих военно-морских музеях и картинных галереях. Но наиболее крупное собрание произведений Айвазовского имеется в Феодосийской картинной галерее, где экспонируется более 400 картин живописца. Все эти картины являются летописью боевых подвигов русского флота.
Корабль "Двенадцать апостолов" 1897г


Смотр Черноморского флота в 1849 году
(Последний высочайший смотр Черноморского флота императором Николаем) 1886г



Черноморский флот до Крымской войны на Феодосийском рейде 1890г


Искусство изображения моря принесло И.К. Айвазовскому всемирную известность. И не случайно на могиле мариниста, которого хоронили со всеми воинскими почестями - явление по тем временам небывалое,- написано:
"Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную славу!"