Что такое фантастическое произведение. Фантастика - это жанр в литературе

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих - 17 февраля 1827, Бругг) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных.

Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения - великое открытие Песталоцци».

Особый вклад внёс И. Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей - обучения родному языку, письму, счёту, рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности. Нельзя сказать, конечно, что эти методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес если не конкретным набором предлагаемых Песталоцци упражнений, то самими принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения.

К. Д. Ушинский полагал, что «метод Песталоцци» является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем. И. Г. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: Ф. В. А. Дистервег, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. А. Хованский.

Биография

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга (по другим источникам - глазного врача). Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В 1751 году он поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались чтением, письмом, элементарным счётом, заучиванием молитв, текстов из Библии и катехизиса. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. По собственному признанию Песталоцци, он учился очень неровно: улавливая обычно быстро и правильно сущность материала, он в то же время не преуспевал там, где требовалось напряжённое внимание; особенно не давалась ему орфография.

Завершив начальное образование, Песталоцци в 1754 году поступает в среднюю латинскую школу, а в 1763 году - в высшую Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, готовившую как к духовной карьере, так и к занятию различных государственных должностей, для которых требовалось образование гуманитарного направления.

Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. В это время в Коллегиум Каролинум преподавали такие известные цюрихские учёные, как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер. оказавшие большое влияние на мировоззрение молодого Песталоцци. Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение.

В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в буржуазно-демократическом движении, возникшем в 50-60-х годах XVIII века в среде передовой швейцарской интеллигенции. Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир.

По уходу в 1765 году из Коллегиум Каролинум Песталоцци, как полагают некоторые его биографы, самостоятельно готовился к деятельности юриста, однако необходимость скорейшего создания себе обеспеченного материального положения (эта необходимость диктовалась тем, что Песталоцци избрал себе невесту - Анну Шультгес - из богатой и именитой купеческой семьи) заставила его осенью 1767 года заняться сельским хозяйством в имении Киршфельд. Осенью 1769 года состоялась свадьба Иоганна Генриха Песталоцци и Анны Шультгес.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) . Песталоцци не философ, он философствующий педагог, в области педагогики и философии он следует Канту. В юности читал «Эмиля». Песталоцци организовал школу для детей-сирот, но школа была так хорошо организована, что все образованные светские люди ездили в этот приют «на экскурсии»; посещал приют Песталоцци и Николай I. Песталоцци начал писать романы о своей педагогической деятельности => «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781), «Как Гертруда учит своих детей» , «Лебединая песня» .

Комениус строит педагогическую систему в русле общей систему знаний (пансофия). У Песталоцци педагогическая система ориентировалась только на воспитание и обучение. Основные идеи Песталоцци:

1. Цель воспитания – истинная человечность.

2. Принцип природосообразности: ход природы = методическая основа воспитания.

Идеальный человек (тот, кто воплотил принцип истинной человечности) должен иметь: 1) развитый ум; 2) возвышенные чувства (благовоспитанность); 3) развитую способность к действию.

Обладающий только одной из этих особенностей не м.б. признан идеальным человек. Воспитание – «выделка каждого отдельного звена великой цепи, посредством которой образуется единое человечество» . В понимании цели воспитания Песталоцци повторяет Канта; цель воспитания – создание истинной человечности, т.е. совершенствование человека. Воспитать человек в изоляции невозможно, => следует совершенствовать все человечество. => Человек должен воспринимать все лучшее, что есть в человечестве, т.к. он его сын + человек должен отдавать все лучшее от себя человечеству, которое выступает отцом индивидуального человека.

Важное открытие Песталоцци: «лучшей средой воспитания является атмосфера семьи » (пришел к этому из свой практики воспитания сирот в приюте). «Лингард и Гертруда» - рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци. Чувство семейственности – природное чувство (родители всегда любят своих детей) => под действием родительской любви у ребенка формируется возвышенное, уважительное отношение к миру. Когда ребенок растет вне любви, он искаженно воспринимает действительность; ребенок становится душевно черствым, бесчувственным, уподобляется животному. Т.о, влияние семьи и семейственности – условие любого воспитания. Песталоцци против раннего отрыва ребенка от семьи, раннего помещения его в учебное заведение.

Общий принцип, определяющий метод воспитания – «принцип согласия с природой» (природосообразности) : всем людям по природе свойственно побуждение к самодеятельности и саморазвитию. У Комениуса природа – внешняя среда, необходимость для существования человека. У Песталоцци природа – внутренние психофизиологические силы человека, которым присуще побуждение к саморазвитию. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к "высокой и простой сообразности с природой". Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис "жизнь формирует". Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что "обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него". Характеристики принципа природосообразности воспитания:

1. Самопроизвольность: образование должно происходить из собственных сил человека.

2. Метод воспитания должен демонстрировать общий закон саморазвития человеческого духа по законам природы человека.

3. Созерцание – не чувственное постижение, а обнаружение идеи, изначально заложенной в человеке (это деятельность рассудка, творящего и образующего мир). Человек должен приложить собственные усилия, чтобы открыть свою истинную природу и развить ее.

4. Равновесие сил. Принцип гармонического развития человеческих сил (ум, чувства и деятельное начало должны быть одинаково развиты).

5. Общественность. Воспитание возможно только в группе, в коллективе.

Детей нужно приучить к практическому труду параллельно с формированием добродетелей + развить качества, нужные в век капитализма: точность, расчетливость, аккуратность, порядочность. Идеальный педагог – Гертруда. Пример ее обучения: она учит девочек вышивать + параллельно рассказывает им историю вышивания, химию (нужна для производства ниток) + географию (рассказ о растениях, из которых произведены нити) и пр. Труд – развивающий личность источник образования (дети Гертруды с виду кажутся поденщиками, но души их не поденствуют). Независимость души от труда достигается через рост в труде. Kunstbildung. Практические навыки, которые понадобятся в жизни. И другие качества - точность, порядочность, расчетливость, бережливость. Надо учить детей работе, а во время работы согревать сердца ребят и развивать их ум. Главное - не всезнайство, а внутренний стержень, поэтому такое внимание уделяет самообразованию. В итоге, Песталоцци подчеркивает как значимость образования ребенка педагогом, так и самообразования и саморазвития ребенка.

Принцип активной наглядности = интуиция = внутренняя активность мышления учащегося в процессе познания предмета. Цель – овладение методом, способностью породить новое знание. Задача учителя – дать в руки ученику «нить», сообщить его мысли определенное направление. «Как Гертруда учит своих детей» . Основой воспитания должна быть природа человека. В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению - а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определенный значок. Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно, и обучения, надо считать форму, число и слово.

Путем реализации своей педагогической теории Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые, по его убеждению, заложены в каждом ребенке. Песталоцци разделил педагогический процесс на простейшие элементы. Число, форму, язык он определил как первичные элементы умственного воспитания; отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты - как элементы нравственного воспитания; череду взаимосвязанных простых телодвижений, умение ударить, кинуть и пр. - как элементы физического и трудового воспитания и т. д. Указанные элементы Песталоцци предложил сделать первоосновой разностороннего развития личности.

Элементы - своеобразные "кирпичики", из которых, по Песталоцци, складывается воспитание. Число "кирпичиков" постепенно увеличивается. Так, при нравственном воспитании постепенно расширяется круг детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т. д. Говоря об элементном нравственном воспитании, Песталоцци писал: "Все элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится.. ."

В качестве "кирпичиков" элементного физического и трудового воспитания предлагались гимнастические упражнения по развитию суставов в ходе естественных движений (ходьба, бег, поднятие тяжестей и пр.).

Метод элементного образования - это определенная система развития способностей и упражнений. Метод предполагал взгляд на обыденное как на нечто неизведанное и любопытное, т.е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Метод предполагал самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои физические силы и способности.

§ 2. Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».
3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.
Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.
Так же и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.
Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.
Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».
Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.
Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение всловах.
Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету — числом, посредством развития речи — словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждает Песталоцци,
Для школы важны те отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Они в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом. В школе должна царить домашняя, семейная обстановка.
Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.
Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.
Основные даты жизни и деятельности
1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.
1769—774 —эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.
1775—780 —создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.
1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.
1800—1826 —руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.
1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.
Основные работы
1781—1787 — "Лингард и Гертруда".
1801 — "Как Гертруда учит своих детей".
1826 — "Лебединая песня".

Иоганн Генрих Песталоцци (1746- 1827) - один из крупнейших представителей мировой демократи­ческой педагогики. Большой заслугой Песталоцци яв­ляется создание теории элементарного образования, которая предусматривала гармоническое развитие всех сил и способностей человека. Воспитание, по Песталоц­ци, должно быть природосообразным, т. е. строиться в соответствии с законами развития ребенка. На основе элементарного образования Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету, изме­рению. Эту методику он стремился сделать такой про­стой, чтобы ею могла пользоваться каждая крестьянка.

В 1802 году вышла его книга «Как Гертруда учит своих детей», а в 1803 году- «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» . В них Песталоцци определил содержание первого круга представлений маленьких детей, развитие в единстве восприятия, способности синтеза и анализа математических представлений и речи на реальных предметах.

Педагогические идеи И.Г. Песталоцци неотдели­мы от его практической деятельности по обучению и воспитанию детей, которой он занимался в течение всей своей жизни.

Песталоцци впервые задался целью разработать такую систему первоначального образования, которая была бы тесно связана с жизнью, с опытом ребенка, сделал бы его способным мыслить. Большую роль в развитии логического мышления он отводил слову, развитию речи ребенка.

Говоря в целом о значении речи в развитии чело­века, Песталоцци указывал, что эту важную для фор­мирования мыслительных способностей человеческую способность к речи следует рассматривать главным образом как вспомогательную силу человеческой при­роды, предназначенную помочь нам плодотворно ус­воить знания, приобретенные путем чувственного вос­приятия (4, т. 3, с. 350).

«Язык, - писал Песталоцци, - является искусст­вом - необъятным искусством, или, вернее, совокуп­ностью всех искусств, которыми овладел род челове­ческий». И далее: «Дар речи сам по себе беспределен и благодаря все возрастающему совершенствованию языка, с каждым днем становится все беспредельней. Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что чело­век получил от природы за тысячелетия» (4, т. 2, с. 302). Наряду с подлинным созерцанием природы Песталоц­ци считал для человека язык важнейшим средством познания. В языке, по его мнению, отразились резуль­таты всего человеческого прогресса.

Он считал, что еще до того, как ребенок издаст свой первый членораздельный звук, он уже обладает разно­сторонним сознанием всех чувственных реальностей, которое создалось в результате воздействия предназ­наченного ему для этого опыта. Ребенок чувствует, например, что кремень имеет свойство, отличное от дерева, а дерево - иные, чем стекло. Для того чтобы смутное сознание стало отчетливым, ребенку необхо­дим язык, ему нужно дать названия различным вещам и их свойствам.



Обращаясь к матери ребенка, Песталоцци указы­вал, что ребенок должен достигать большего, чем про­сто опознание звуков. Величайшая тонкость слуха в различении звуков и величайшее искусство в подра­жании им еще не развивают ребенка в собственно человеческом смысле. Только обучение речи дает ему специфическое человеческое развитие, или, вернее, только оно определяет момент, с которого образование человеческого рода становится специфически челове­ческим (4, т. 2, с. 459 - 460).

Таким образом, первоначальное восприятие ребен­ка носит, по мнению Песталоцци, животный характер, но в нем заложен росток всех человеческих восприя­тий; и от матери зависит, утвердятся ли в ребенке эти животные восприятия, или они спокойно и в неиска­женном виде перейдут в человеческие. Средствами же для осуществления этой цели являются прежде всего язык матери и ее любовь. Каждое чувственное впечат­ление, которое определяется через язык, является че­ловеческим впечатлением. То, что дерево называется деревом; то, что слова корень, ствол, сук, ветвь и т. д. являются названиями, обозначающими часть дерева; далее то, что зеленое, голое, цветущее, засохшее - слова, обозначающие свойства дерева,- все это вхо­дит в человеческое восприятие дерева (4, т. 2, с. 460).

Развитие способности к речи, учил Песталоцци, должно идти у ребенка с самой колыбели в ногу с развитием способности к наблюдению. Ребенок очень рано ощущает в себе способность воспроизводить слы­шимые им звуки, и она, как и всякая другая способ­ность человека, оживляется в нем присущим ему внут­ренним стремлением к ее использованию и примене­нию. Причем применение ее по-настоящему и реально укрепляет органы речи ребенка, постепенно и неза­метно, но изо дня в день (4, т. 3, с. 385).

Исходя из сказанного, Песталлоцци приходит к убеждению, что «час рождения ребенка является пер­вым часом его обучения» (4, т. 2, с. 218). Уже с колы­бели, до того как ребенку минет год, нужно ежедневно произносить в его присутствии простые слоги, а не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию. Взрослые должны помогать ребенку при помощи искусного, психологически обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов. При этом стремиться к тому, чтобы такое произнесение звуков доставляло ребенку удовольствие (4, т. 2, с. 189).

Песталоцци в своих педагогических советах уде­ляет много внимания развитию заложенной в ребенке способности к речи. При этом он прослеживает и оп­ределенные закономерности в последовательном ов­ладении речью. Крик, по его мнению, которому не приходится учиться ребенку, это первое проявление способности ребенка к речи. За криком следуют звуки, еще не имеющие никакой связи с членораздельностью человеческой речи. Они скорее схожи со звуками, издаваемыми различными животными, проистекают из чисто животного побуждения органов к саморазвитию, вне всякой связи со звуками человеческих слов.

Лишь месяцы спустя эти звуки постепенно начи­нают заметно походить на гласные и согласные и при­ближаться к звучанию некоторых слогов и слов, часто повторяемых ребенку (4, т. 3, с. 385).

Чтобы научить ребенка говорить, мать должна, указывал Песталоцци, позволить самой природе воз­действовать на ребенка всей прелестью, которую име­ет для его органов возможность слышать, видеть, ося­зать и т. д. Но мере того, как в ребенке пробудится сознание того, что он видит, слышит, осязает, обоняет и ощущает на вкус, у него все сильнее будет прояв­ляться, желание узнать слова, выражающие эти впе­чатления, и уметь ими пользоваться. Иными словами, у него все сильнее станет проявляться желание на­учиться об этом говорить и будет возрастать его спо­собность овладеть этим умением. Для этой цели мать должна использовать и заманчивость звуков, должна доводить до слуха ребенка звуки речи то громко, то тихо, то нараспев, то со смехом и т. д., всякий раз по-разно­му, живо и весело, да так, чтобы ребенок непременно почувствовал охоту лепетать, повторяя вслед за мате­рью (4, т. 3, с. 351).

Вначале ребенок лепетно повторяет вслед за мате­рью легкие звуки, которым она хочет его научить. С каждым днем ему становится все легче и приятней учиться говорить, и его успехи в развитии речи всегда связаны с успехами формирования способности на­блюдения. Как указывалось, младенец слышит в своем окружении много звуков, слов, смысла которых он вначале вовсе не понимает. Многие из них часто по­вторяются, он воспринимает их слухом, они становят­ся знакомыми, и он даже привыкает воспроизводить их, совершенно не понимая их значения. Однако это предварительное смутное знакомство с ними на слух и беглость в их воспроизведении служит существенно полезной подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Понятию о пред­мете предшествует навык в произнесении звука, его обозначающего. Поэтому само понятие, по мнению Песталоцци, этого обозначенного звуком предмета с момента, когда он через чувственное восприятие уз­нал сам предмет, связанный со звуком, неизгладимо запечатлевается ребенком. В усвоении же ребенком слов, обозначающих предметы, мать должна продви­гаться вперед лишь в той мере, в какой у ребенка созрело впечатление, полученное через чувственное восприятие этих предметов.

Песталоцци указывает, что для формирования спо­собности к речи очень благоприятные условия созда­ются там, где ребенок с колыбели живет в такой среде, где достаточно много и о многом говорят, особенно о предметах ближайшего окружения ребенка, связанно­го с жизнью семьи. То есть на формирование всех элементов речи, по его мнению, у ребенка исключи­тельно сильно и разносторонне имеют влияние меха­нические подготовительные средства слушания чужой речи. Слушая, как говорят другие, ребенок не только заучивает номенклатуру родного языка в очень широ­ком объеме, почти не сознавая при этом, что он чему-то учится; он еще чисто мнемонически и обобщенно уп­ражняется в применении форм склонения и спряже­ния со всеми их изменениями (4, т. 3, с. 385 - 387).

Изучение ребенком родного языка, по мнению Песталоцци, последовательно начинается с впечатле­ния от объектов, чувственно познаваемых им при на­блюдении и названия которых сделались при этом зна­комыми его слуху и привычными его устам. Научившись узнавать эти объекты и произносить их назва­ния, ребенок постепенно, хотя и медленно, но научает­ся узнавать и выражать словами их свойства и дей­ствия, т. е. использовать относящиеся к ним имена при­лагательные и глаголы. Переход в усвоении речи от объектов к прилагательным, а от них к глаголам, отме­чал Песталоцци, отнюдь не является последовательным во времени.

Младенец слышит название объекта, прилагатель­ные и глаголы не в какой-то последовательности во времени и не обособленно друг от друга. Он усваивает их так, как их слышит, - тесно связанными между собой во фразах.

Фразы помогают ему замечать, догадываться, по­степенно со всевозрастающей ясностью понимать и постигать значение отдельных слов и характер их вза­имосвязи во всем, что он слышит и сам говорит. Каж­дое отдельное слово какой-нибудь фразы благодаря взаимосвязи выражаемых в ней понятий поясняет другие слова, связанные с ним этой фразой. Поэтому-то фраза в целом легче запоминается, чем отдельное сло­во. Значение этого обстоятельства для формирования речи у ребенка явно бросается в глаза.

Большие преимущества влияния природы при изу­чении родной речи Песталоцци видел и в том, что, начиная с первых исходных начал своего воздействия, такое обучение затрагивает все главные части речи и тысячекратным повторением делает их познавание ясным для ребенка, а применение - привычным.

По его мнению, не вызывает сомнений, что ребе­нок, воспитываемый по предлагаемому элементарному принципу, не только сознает, пусть случайно, но твердо, сущность главных частей речи. Более того, изменения, претерпеваемые каждым существительным, прилага­тельным, местоимением, т. е. изменения каждой скло­няемой части речи, словно сами собой усваиваются ребенком и становятся для него привычными. В такой же мере это происходит со всеми изменениями глагола, которые требуются и допускаются спряжением.

Другие части любого языка, хотя сами по себе они неизменяемые, замечал Песталоцци, благодаря своему влиянию в силу вечных законов подвергают самым разнообразным изменениям позицию слов во фразео­логическом отношении. Это наречия, предлоги, союзы, междометия. С помощью построенных на психологи­ческой основе последовательных рядов примеров свое­образия их влияния на формирование речи закрепля­ются в достаточно высокой степени у ребенка. Трени­ровка навыков в их применении облегчает ребенку развитие способности к речи, что недостижимо, если он предоставлен только самому себе.

Важная задача идеи элементарного образования, сторонником которой был Песталоцци, состоит в том, чтобы всеми средствами своего педагогического искус­ства содействовать и помогать ходу природы в разви­тии способности ребенка к речи посредством последо­вательных рядов примеров, психологически и мне­монически способствующих образованию ребенка. Благодаря частому повторению этих примеров они бес­сознательно для ребенка, почти механически внедря­ются в сознание и приучают ребенка к применению каждой отдельной части речи во всем объеме и значе­нии. За время такого обучения дети ни слова не слы­шат ни о синтаксисе, ни о грамматике. Но, практичес­ки усвоив до известной степени этим безыскусным путем свой родной язык и бегло овладев речью, они в состоянии соблюдать все грамматические правила, образуемые естественным ходом обучения языку, и со­ответствующую чистоту произношения.

Каждый ребенок, природосообразно обучаемый языку таким путем, достигает того, что благодаря уп­ражнениям навсегда усваивает всю совокупность вы­ражений для своих приобретенных чувственным вос­приятием познаний. Таким образом, он может с вели­чайшей точностью и беглостью дать выражение своим знаниям на родном языке в очень широком объеме (4, т. 3, с. 394-396).

Называя первым элементарным средством обуче­ния детей речи звук, Песталоцци определял три сред­ства обучения речи:
1)обучение звуку, или средства развития органов речи;

2) обучение словам, или средства ознакомления с от­дельными предметами;

3) обучение речи, или средства научиться ясно выра­жаться о предметах, ставших нам известными, и обо всем, что мы в состоянии о них узнать.

В отношении звуков речи Песталоцци считал, что нельзя предоставлять случаю решение вопроса о том, дойдут ли они до ушей ребенка рано или поздно, в обильном или скудном количестве. Важно, чтобы звуки речи стали ему известны во всем своем объеме и по возможности рано. Знакомство ребенка с ними долж­но быть завершено еще до того, как у него разовьется способность произносить. В свою очередь, умение лег­ко повторять вслед за кем-нибудь все звуки должно окончательно сложиться еще до того, как ребенку по­кажут буквы и начнут с ним первые упражнения в чтении (4, т. 2, с. 283).

При обучении словам или названиям Песталоцци рекомендовал матерям знакомить детей с определен­ными названиями предметов и сделать их для детей привычными. Благодаря этому дети уже с самого ран­него возраста подготавливаются к обучению названи­ям, т. е. ко второму специальному средству обучения, выведенному из способности произносить звуки. Обу­чение названиям заключается в изучении рядов назва­ний важнейших предметов из всех разделов царства природы, истории и географии, человеческих профес­сий и отношений (4, т. 2, с. 289).

Для того чтобы определить формы обучения языку, или, вернее, различные формы, посредством которых может быть достигнута цель этого обучения, чтобы научить детей определенно и правильно выражаться о предметах, ставших им известными, и обо всем том, что дети должны быть в состоянии о них узнать, необходи­мо знать, в чем заключается для человека главная цель языка, каковы средства и каков последовательный путь, по которому, как считал Песталоцци, нас к этой цели ведет сама природа при постепенном развитии языка.

По мнению Песталоцци, главная цель и значение языка заключаются в том, чтобы вести человека от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Средства, при помощи которых мы приходим к этой цели, находятся в такой последовательности:

а) мы познаем какой-либо предмет в целом и называ­ем его как нечто целое - как предмет;

б) мы постепенно знакомимся с его отличительными
признаками и учимся их называть;

в) посредством языка приобретаем способность точ­нее определять свойства предметов, используя гла­голы и наречия; определять изменения в состоянии предметов, изменяя при этом как сами слова,
так и их сочетания (4, т. 2, с. 290 - 291).

Природосообразность изучения родного языка и любого иного языка, по мнению Песталоцци, связана со знаниями, приобретенными через чувственное вос­приятие. Овладение родным языком как в отношении органов речи, так и в отношении усвоения самого язы­ка происходит медленно и постепенно. Ребенок не умеет говорить до тех пор, пока не разовьются его органы речи. Но в самом начале жизни он ведь, соб­ственно, ничего и не знает, и, следовательно, не может испытывать желания о чем либо говорить.

Желание и способность говорить развиваются в нем лишь по мере роста его познаний, приобретаемых им постепенно путем чувственного восприятия. При­рода не знает иного пути, каким можно научить мла­денца говорить, и искусство воспитания, помогая дос­тижению той же цели, должно вместе с ребенком так­же медленно идти этим путем. Воспитание должно сопровождаться при этом всем тем, что может быть заманчиво для ребенка, и всем тем, что может поощ­рить его.

Песталоцци много писал о значении чувства слу­ха в системе развития речи у ребенка. Он указывал, что первым до слуха ребенка доходит его собственный голос и голос матери, который он слышит как следствие своего голоса. Ребенок кричит, и мать отвечает ему, он слышит голос отца и голоса членов семьи; он слышит звук, который испускает птица, поющая в комнате; звук, который производит кошка, мяукающая под столом, собака, лающая за дверью, корова, мычащая в стойле; звуки, которые производят двери комнаты, когда они открываются и закрываются. Однако, все эти впечат­ления в тот момент, когда они впервые через слух доходят до сознания ребенка, представляют для него лишь звуки, о которых он ничего не знает - ни их причины, ни причины их различения. Но время это скоро проходит. Ребенок постепенно учится устанав­ливать связь звуков с их причиной, и это происходит в том же порядке, в котором они доходили до его со­знания.

Первое ощущение связи звука с предметом, кото­рый его произвел, это ощущение связи голоса матери с нею самой. Мать является тем первым и чистым средством, которое использует природа в великой за­даче развития ее ребенка. Она выступает здесь как посредница между природой и ребенком. Таким обра­зом, ее поведение при руководстве первыми впечатле­ниями ребенка, которые доходят до его сознания через его пять чувств, оказываются решающими в том, полу­чит ли ребенок правильное первоначальное развитие ума и чувств или же с самого начала окажется запу­щенным.

Поэтому как только ребенок научится связывать голос матери с нею самой, круг его познаний, по мне­нию Песталоцци, начинает все более расширяться: он постепенно начинает понимать связь птичьего пения с птицей, лая с собакой, жужжания с веретеном. Коро­че говоря, ребенок начинает устанавливать связь вся­кого происходящего в кругу его чувственного опыта действия - шевеления, хождения, падения, стука и т. д. - с теми предметами, которые ходят, падают и стучат. Так в ребенке развивается через чувство слуха общее понятие каждого тина звука как такового, т. е. того определенного и особенного, что присуще шурша­нию, воркованию, разговору, пению (4, т. 2, с. 456 - 458).

В дальнейшем ребенок должен научиться узнавать и применять в качестве выражения своего самосозна­ния и впечатлений своих органов чувств словесные знаки, которыми люди выражают осознанные ими результаты их внутреннего созерцания, а также впе­чатления, которые сознание получает от внешнего мира. Он должен научиться понимать не только связь между звоном колокола и самим колоколом, но и связь слова колокол с предметом, называемым колоколом, связь слова звон со звуком, называемым звоном.

Таким образом, подводя итоги сказанному выше о взглядах Песталоцци на проблему развития речи у маленьких детей, следует констатировать широкий круг вопросов, которых он при этом касается. Здесь находят отражение его взгляды на значение речи в общем развитии человека и, в частности, его познава­тельных способностей, его сознания; последователь­ность развития речи у маленького ребенка, его доречевое развитие, роль слухового восприятия и «опозна­ние звуков» (фонематического слуха) в формировании звучной речи, средства развития слухового восприя­тия; необходимость обучения ребенка речи, когда, как и в какой последовательности необходимо его обучать речи; роль упражнений в обучении правильной речи; закономерности в овладении ребенком речью, роль сенсорного воспитания и речевой окружающей среды в развитии детской речи. Песталоцци определяет цель и значение языка, средства и формы обучения языку маленьких детей.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте эпоху развивающихся капитали­стических отношений в Западной Европе. Покажи­те прогрессивную роль мыслителей-гуманистов и педагогов XVI - XVIII вв. в их борьбе с аскетизмом и схоластикой Средневековья.

2. Сравните в основных чертах педагогические си­стемы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песта­лоцци.

3. Определите, какое место в этих педагогических системах отводилось вопросам формирования пра­вильной речи у детей. Каких конкретно вопросов названные авторы касались? Приведите примеры. Найдите сходства и различия с педагогическими идеями Демокрита, Платона, Аристотеля, Квинтилиана.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Рано лишился отца и воспитывался матерью. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек товарищей. Поступая в университет, видел себя богословом, однако вскоре задумался о нуждах народа, о том, как ему помочь. Чтобы стать ближе к людям, решил заняться юриспруденцией, но в конце концов стал агрономом. В мировоззрении Песталоцци идем французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др. Трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании» произвел на Песталоцци неизгладимое впечатление.
Обладая мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Окончив университет, он приобрел небольшое имение Нейгоф. Там он собирался совершить некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось способностей к хозяйственному делу, его эксперименты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение. В это время он пришел к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети. Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал около 50 детей, которым самоотверженно отдавал все силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали приличную одежду, родители уводили их и забирали себе деньги, которые они заработали. Песталоцци закрыл школу, так как на ее содержание у него не хватало средств. В 1780 г. он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нем педагог изложил свои взгляды, которые развивал впоследствии.
В 1781 г. вышло в свет еще одно сочинение Песталоцци — «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781), которое имело большой успех. Это рассказ о том, как простая, умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно, только подняв уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению педагога, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

В 1798 г. он вернулся к педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Пестадоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Станце, в котором педагог собрал детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, он сам справлялся с сотней не самых примерных детей: был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали его помощниками. Но педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и школа была закрыта.
Некоторое время спустя Песталоцци удалось открыть школу в Бургдорфе (1800-1804), которая была впоследствии переведена в Ивердон (1805-1825). Там его известность достигла высшей точки. Учебные заведения посещало множество людей, желавших воочию убедиться в целесообразности педагогических приемов Песталоцци. Российский император Александр I также заинтересовался его деятельностью, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво. Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились. Он вынужден был покинуть основанную им школу и вскоре умер в своем поместье Нейгоф.
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений -- вначале в семье, затем в школе. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую швейцарским педагогом идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал «великим открытием». Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него основы геометрии и географии, рисование, пение, гимнастику. Педагог выступал за создание такой школы, которая, по словам Н.К. Крупской, «...удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук».
Швейцарский педагог остался в истории как автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую пзисп iidcti. «Лиигард и Гертруда. - Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики 11есталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».