Иероним Босх. Картины, полные неразгаданных тайн

Ад - Иероним Босх (Часть триптиха «Сад земных наслаждений»). 1500-1510. Дерево, масло. 389 x 220 см


Ад – это правая створка знаменитейшего триптиха художника под названием «Сад земных наслаждений». Под эти лирическим названием кроется далеко не милая и идилличная картина. На самом деле триптих выполнен вполне в стиле Босха – жуткие видения, гротескные фигуры, ужасные образы здесь практически повсюду.

В видении художника ад предстает чудовищным сюрреалистическим местом. Правую створку триптиха критики часто называют «Музыкальным адом» из-за того, что здесь использовано множество разнообразных музыкальных инструментов. Однако не нужно надеяться, что их используют по прямому назначению. На самом деле на них даже черти не играют, как можно было бы заподозрить. Босх решил использовать совершенно далекие от прямого назначения музыкальных инструментов способы их применения. В большинстве случаев они выступают в роли пыточных приспособлений.

Например, арфа у художника играет роль креста для распятия или дыбы – на ней распластан несчастный грешник. Ни в чем не повинная лютня стала предметом пытки другого бедолаги, который лежит ничком. Интересно, что на его ягодицах отпечатаны ноты, по которым поет совершенно невообразимый хор – проклятые во главе с дирижером с рыбьим «лицом».

Передний план картины способен повергнуть в шок даже закаленного «ужастиками» современного человека. Кролик тащит человека с распоротым животом, которого привязали к жердине. При этом из бедняги буквально бьет струя крови. Хищный кролик выглядит очень мирно, и это составляет поистине чудовищный контраст по сравнению с тем, что он делает и что должно подразумевать его действие в дальнейшем.

Ненормальность этого места подчеркнута невероятными размерами ягод и фруктов, тут и там разбросанных по всей створке. Когда смотришь на это, непонятно, кто кого здесь ест – люди ягоды или ягоды людей? Мир перевернулся и стал адом.

Замерзший пруд с полыньей, куда устремляется грешник верхом на громадном коньке, люди, летящие на свет, как безмозглые мошки, человек, точащий в дверном замке – все эти образы аллегоричны и безусловно, были понятны современникам художника. Что-то из увиденного вполне можно толковать и интерпретировать и в наши дни, но уже с точки зрения человека современности, а не позднего средневековья.

Интересно, что исследовательница творчества Босха смогла расшифровать ноты, выгравированные на пятой точке грешника. Оказывается, художник записал вполне связную мелодию, которую можно сыграть и прослушать. Но это единственный нормальный реальный элемент в бредовом мире его ада.

(около 1460- 1516)

Иероним Босх (настоящее имя - Иерон ван Акен) - один из наиболее талантливых художников 15 века. Биография Иеронима Босха не слишком сложна и запутана. Почти всю свою жизнь он провел на родине - в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Обучать искусству Иеронима Босха начали его дед и отец, профессиональные живописцы. Затем он посетил нидерландские города Гарлему и Делфту, где совершенствовался в своем искусстве.

Став мастером-живописцем, в 1480 г. он вернулся на родину, и благодаря своей популярности уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе. С этого времени художник получил возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. Постепенно творчество Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании. У каждого гения есть своя тайна, исключением не являеться и Босх. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.

Картины Иеронима Босха

Картины Иеронима Босха, как правило,не имеют датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.

Семь смертных грехов

Одна из его известных ранних работ - картина «Семь смертных грехов». В центре рисунка видна фигура Христа, под которой написано: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг находятся изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов - обжорства, тщеславия, сладострастия, гнева, лени, корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки: зависть предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа; корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Именно эта картина показывает погибель самых обыкновенных людей;

Однако по краям композиции находятся изображения Страшного суда, Ада, Рая и Смерти, как будто бы еще раз предупреждая людей не совершать смертные грехи, ведь за ними всегда следует воздаяние.

Воз сена

Создание этой картины началось в 1500 и длилось около 2-х лет. В это время Иероним Босх считался уже «зрелым» художником. В центре композиции находится стог сена, люди вокруг которого стараются ухватить от него хоть что-то; вероятнее всего, художник взял за основу старую нидерландскую пословицу «Мир - стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

Картина написана на трехстворчатом алтаре, внешние боковые поверхности которого описывают символ земной жизни - бредущего оборванного странника, замечающего на своем пути всевозможные (как мелкие, так и более крупные) неприятности и проявления зла.

На него рычит злая собака, прохожего грабят, на холме свершается казнь, а над падалью кружат черные вороны, но, не смотря на все это, пара крестьян танцует под волынку.

В более развернутом виде образ грешного мира демонстрирует раскрытый алтарь - здесь Иероним Босх изображает не малую часть, а весь путь земной истории, начиная с бунта сатаны против Бога (сцена битвы на небесах и свержение восставших), заканчивая концом земного мира.

В центре триптиха - земной мир, который олицетворяет собой огромный воз сена, которое означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, наслаждения и подобное.

В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу, изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа.

Сад наслаждений

В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» - наиболее известную и загадочную картину. За основу картины были взяты весьма традиционные сюжеты сотворения мира, Ад и Рай, однако в целом композиция превратилась в нечто очень оригинальное. Она находится на трехстворчатом алтаре, на внешней поверхности створок которого в виде прозрачной сферы изображена Земля на 3-й день ее творения. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). В правой части створок изображен Ад, в центре которого - «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Сад проражает своей красотой - обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).

Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch , лат. Hieronymus Bosch ; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов .

Особенности творчества художника Иеронима Босха : густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений », «Искушение святого Антония ». «Несение креста ».

Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот« тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово« вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году(большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе — одном из центров графства Брабант на юге Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку — не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери — влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 — возраст для художника более чем зрелый. Это(в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал« семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха« почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как« христианский рок» — многие« богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы(«Воз сена », «Фокусник », «Корабль дураков «), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина« Распятая мученица »(репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи .

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы« Jheronimus Bosch"*.

В числе его заказчиков(помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II . Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх . Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как« выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой« спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх(Den Bosch).

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх? »: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.

Искусство Иеронима Босха всегда было предметом толков и пересудов. Его пытались расшифровать, однако большинство его работ до сих пор таят в себе загадки, ответы на которые мы вряд ли получим в ближайшее время.

Сад земных наслаждений. Триптих посвящен греху сладострастия.
Изначально считалось, что картины Босха служили для развлечения толпы и не несли большого смысла. Современные ученые же пришли к выводу, что в работах Босха таится нечто большее и многие тайны до сих пор не раскрыты.


Страшный суд
Многие считают Босха сюрреалистом XV века. Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.


Воз сена
Для современников Босха его картины значили гораздо больше, чем для современного зрителя. В большинстве своем это связано с символикой картин, большая часть которой утрачена и не может быть расшифрована, так как символы менялись с течением времени и что они значили в период жизни Босха сейчас сказать если не невозможно, то по крайней мере достаточно сложно.


Несение креста
Большинство символом Босха были алхимическими. При этом Босх придает алхимии зловещий оттенок.


Блудный сын. Картина знаменует собой последний этап в творчестве художника и отличается строгой и сбалансированной композицией, тонкой нюансировкой приглушённой и лаконичной гаммы красок.
Босх творил на грани воображения, и хотя он и считается мастером “неподражаемого”, многие последующие художники пытались копировать его.


Поклонение волхвов – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.


Ад.


Концерт в яйце.


Смерть распутницы.

Иероним Босх – средневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?

Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II - покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.

Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.

Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет. «Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх. По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.

Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» ("Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх"). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.

Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо. О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству. Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?

Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…


"Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх", сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. "Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне."

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века. Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и "бессознательную живопись". Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.

Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа». В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой. Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.

Также есть версия не менее популярная, чем о секс - культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.

В любом случае, теперь Босх - муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной. Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.



Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.



Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.


Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.


«Несение креста» (Мадрид) - боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.


Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.


Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 - 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 - 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 - 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.



Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.