История создания картины маковского баська. Константин маковский картины

Мастер появился на свет в 1839 году в семье талантливого человека и неплохого художника Егора Ивановича Маковского. Художественная среда, в которой воспитывался Константин, оставила свой отпечаток на всех детях из этой семьи. Мальчики стали известными художниками, а их сестра Мария - актрисой.

Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Друзьями его родителей были знаменитые художники - В. Тропинин и , что, несомненно, повлияло на творчество мастера.

Константин столь же успешно поступил в Императорскую Академию художеств в , учился прекрасно и еще будучи студентом стал участвовать в выставках. Но академический диплом ему не достался, так как вместе с некоторыми другими учащимися не стал работать над полотнами по мифологии скандинавских стран.

Маковскому было свойственно реалистическое изображение реальности, но и не чуждо романтическое направление и склонность к использованию достаточно пышных декоративных деталей и элементов. Тем не менее, его полотна смотрятся очень органично и цельно, в них чувствуется основательная академическая подготовка и несомненный талант живописца и рисовальщика.

Знакомство и совместная работа с логическим образом привела к созданию с некоторыми другими известными художниками «Товарищества передвижных художественных выставок». Эти художники быстро стали известны как передвижники. Маковский продолжил свою серию работ, которые изображали простых людей, занятых своими обыденными, повседневными занятиями.

На тематику работ и особенно художественные средства реализации замысла, цветовую гамма картин Константина большое влияние оказали его путешествия в Сербию и в . Картины обретают многоцветность, богатый колорит и часто отличаются сложной многофигурной композицией. Мастер увлекается историческими событиями, которые изрядно идеализирует в угоду пущей изобразительной привлекательности.

Также в этот период Маковский успешно пишет большое количество портретов. Среди них необыкновенно красивые изображения Марии Волконской и супруги царя Александра III Марии Федоровны в молодости. Последняя картина - парадное изображение, в полной мере отражающее массовое увлечение аристократией псевдорусскими мотивами. Богатые украшения царицы и ее диадема, сильно напоминающая кокошник, наглядно демонстрирует высочайшее мастерство художника.

Эти же особенности характерны и для других работ мастера, изображающих русских людей прошлых эпох. Они предельно идеализированы, но очень красивы и привлекательны, мастерски выполнены.

Жизнь талантливого художника прервалась внезапно. 76-летний мастер погиб, когда его экипаж попал под трамвай. После него осталось множество прекрасных картин, которые демонстрируют его высокий уровень как художника. В его картинах осталась целая эпоха, бурная и энергичная, время, когда формировалось новое русское искусство и создавались запоминающиеся, эпохальные полотна.


Константин Егорович Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России во второй половине 19 века. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II- «мой живописец». Количество проданных полотен виртуозного мастера можно было сравнить лишь с популярностью картин Айвазовского - самого плодотворного художника. При том при всем они стоили таких колоссальных денег, что русские коллекционеры, в том числе и Павел Третьяков, не имели возможности их приобрести. А всемирная слава Маковского была настолько велика, что именно ему было предложено американцами написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0makovsky-0031.jpg" alt=" «Портрет Е.И.Маковского, отца художника». (1856). Автор: К.Е.Маковский." title=" «Портрет Е.И.Маковского, отца художника». (1856).

«Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя ни академии, ни профессорам, а исключительно моему отцу» , - вспоминал К. Е. Маковский, унаследовавший от родителей все таланты. Мать же имела великолепный талант певицы, которым пожертвовала ради семьи. И в том, что все дети в семье Маковских были музыкально одарены - ее заслуга.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0makovsky-0025.jpg" alt="Владимир Маковский.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0makovsky-0034.jpg" alt=" Николай Маковский, сын.

4-летним ребенком Костя рисовал легко и непринужденно все, что видел. А в 12-летнем возрасте уже занимался в Школе живописи и ваяния, где первыми учителями были Зарянко, Скотти и Тропинин. Юный талант освоил живописную манеру так, что его копии нельзя было отличить от тропининских портретов.

Костя Маковский был среди тех 14-ти лучших выпускников Петербургской Академии художеств, которые устроили так называемый "бунт четырнадцати ". Все "бунтари" своих дипломов так и не получили и Маковский, в том числе. Однако через несколько лет он был удостоен звания академика, профессора, действительного члена академии.

Самые богатые и знатные наперебой позировали живописцу, так как иметь портрет кисти гения было очень престижно. Его самозабвенно любили женщины, и он их любил.

Личная жизнь в портретах Константина Маковского

У любвеобильного Маковского от четырех женщин было десятеро детей, двое из которых умерли еще во младенчестве. Плодом первой любви была внебрачная дочь Константина Наталия, рожденная в 1860 году и жившая в доме отца до самого замужества.
В 1866 году художник обвенчался с артисткой драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Еленой Бурковой. Молодая пара, имеющая общие интересы и духовное родство, жила счастливо. Елена немного рисовала и была увлечена музыкой и театром. Она внесла в рассеянную «богемную» жизнь Маковского много любви и душевного тепла. Но их счастье резко оборвалось: сначала умирает новорожденный сын, а через два года, от туберкулеза умирает Елена.


Не пройдет и года, как овдовевший Маковский повстречает на балу в Морском корпусе 15-летнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую в Петербург поступать в консерваторию. Влюбившись с первого взгляда, 35-летний профессор живописи не отходил от юной красавицы ни на шаг. Его покорила необыкновенная музыкальность юной особы, которая имела необыкновенно красивый тембр сопрано. А сам Константин Егорович обладал удивительно бархатистым баритоном, и пел как профессиональный артист.

Когда Юлии исполнилось шестнадцать, они обвенчались и уехали в Париж. Там же родилась их первая дочь Марина, которая умрет в 8-месячном возрасте от менингита.



Как то в несколько сеансов Константин напишет первый портрет жены Юлии в красном берете, который откроет огромную серию прославленных женских портретов. И около пятнадцати лет Юлия Павловна будет неизменной музой и моделью исторических и мифологических картин Маковского.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0makovsky-0008.jpg" alt="Портрет Юлии Маковской. (1890). Автор: К.Е. Маковский." title="Портрет Юлии Маковской. (1890).

…очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились отцу...". В будущем будет поэтом, художественным критиком и организатором художественных выставок, издателем.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0makovsky-0015.jpg" alt="Портрет Юлии Павловны Маковской в красном. (1881). Автор: К.Е. Маковский. " title="Портрет Юлии Павловны Маковской в красном. (1881).

Через год в их семье родится дочь Елена, впоследствии ставшая художницей, учителем которой будет сам Илья Репин. А в 1883 году в семье Маковских снова пополнение - сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0makovsky-0004.jpg" alt="Семейный портрет. 1882. Автор: Константин Маковский." title="Семейный портрет. 1882.

В то время как семья Маковского жила то в Париже, то в Италии, он много путешествовал по Европе, Азии, собирая материал для своих исторических полотен. В семье бывал наездами. И вот однажды приехав к родным объявил, что у него родился внебрачный сын. Измену Маковскому не простила ни Юлия Павловна, ни дети. Особенно переживал раскол в семье Сергей: он так и не смог простить отцу, что тот в одночасье разрушил их счастливую и дружную семью.



А случилось это в 1889 году, когда Константин Егорович повез в Париж на Всемирную выставку, несколько своих полотен, где и повстречался с 20-летней Марией Матавтиной, с которой завязался тайный роман. Плодом их страстной любви будет рождение сына Константина.

Через два года у художника родится второй незаконнорожденный ребёнок – дочь Ольга, а в 1896 году – Марина. И лишь спустя пять лет после рождения последней дочери Константин Маковский женится на Марии Матавтиной, и суд узаконит их детей. В 1900 году в его новом, уже законном браке, родится четвёртый ребенок – сын Николай.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0makovsky-0018.jpg" alt="Портрет Марии Маковской (Матавтиной). Автор: Константин Маковский." title="Портрет Марии Маковской (Матавтиной).

Автор - TimOlya . Это цитата этого сообщения

Любимые русские художники Константин Егорович Маковский

Любимые русские художники

Константин Егорович Маковский

"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".

К.Е. Маковский

Автопортрет. 1860

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", - писал на склоне лет К.Маковский.

Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)

В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" - подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

Селёдочница. 1867

Маленькие шарманщики. 1868

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.

Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в "маэстро" с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские ("Портрет С.Л.Строгановой", 1864, ГТГ; "Портрет жены художника", 1881, ГРМ; "Семейный портрет", 1882, ГРМ; "Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой", ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.

Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3

Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881

Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей". Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать "феноменом Константина Маковского", сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Русалки. 1879

За ней последовали "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Одевание невесты к венцу" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, "благородным" цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины "Смерть Ивана Грозного", "Суд Париса" и "Демон и Тамара" был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические "боярские жанры", поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

Под венец. 1884

«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.

Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые - начало девяностых годов - период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, - отмечает Т. Горина. - В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова...»

Боярыня у окна. 1885

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.

Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.

Дети, бегущие от грозы. 1872

Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны

Портрет великой княжны Марии Николаевны

Портрет А.А. Худяковой 1890

Портрет детей художника

Портрет Александра II.

Дети господина Балашова

Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)

Портрет сына в мастерской. 1882

Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой

Портрет графини С.Л. Строгановой 1864

Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)

Портрет В.А. Морозовой 1884

Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877

Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881

Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.

Поцелуйный обряд

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

У околицы. 1890-ые

Молодая боярыня

Боярышня у окна

«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.

Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)

Боярышня

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879

Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.

За чаем. 1914

«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Игра в жмурки

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Крестьянский обед в поле.

"Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям"

Константин Егорович Маковский прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он рано определился в выборе своего пути, решительно и успешно сделал карьеру, женился на самой очаровательной женщине Петербурга, был обласкан императором и царской семьёй. Он действительно имел все основания утверждать: «...жизнь так красива, когда её берешь полной горстью!». Одни завидовали его таланту, известности на художественном поприще, богатству и славе, называя его «баловнем судьбы». Другие считали «вероотступником», который изменил демократическим идеалам передвижников, возвратившись к академической традиции, «зарыл свой талант в землю», потакая вкусам привилегированных слоёв.

«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству,» – честно ответил всем обвинителям профессор живописи Константин Егорович Маковский, заканчивая в 1910 году свою краткую автобиографию. Автобиография была написана к 50-и летию его творческой деятельности. Практически никто из участников академического «бунта четырнадцати» – первых членов Товарищества передвижников, не дожил до своего столь славного юбилея…

Для наших современников, получивших образование в советской школе, фамилия Маковский ассоциируется, прежде всего, с произведениями московского жанриста Владимира Егоровича Маковского – младшего брата Константина Егоровича, известного своими глубоко реалистичными сюжетами. В советское время репродукции картин В.Е. Маковского, наряду с творениями Перова и Ярошенко, были включены во все школьные учебники («Свидание», 1883, «Посещение бедных», 1874 и др.). По ним писались многочисленные сочинения на тему тяжёлой жизни угнетённых классов до революции 1917 года. Картины Константина Маковского, созданные им в эпоху «передвижничества», также часто приписывались невежественной публикой Владимиру (увы, не все внимательно читают надписи под произведениями искусства!) О творчестве Константина Маковского рассуждали лишь специалисты-искусствоведы, да гиды художественных музеев изредка могли обмолвиться в ходе экскурсии, что известных художников Маковских, оказывается, было два.

Однако во второй половине XIX века слава Константина Маковского и в России, и за её пределами была несравнимо выше известности его брата, равно как и других художников демократического направления.

В 80-90-е годы XIX века картины К. Маковского на сюжеты из древнерусской истории, исполненные легко, размашисто и цветисто, и в особенности его бесчисленные заказные портреты представителей аристократии и высшей буржуазии, служили едва ли не эталоном художественного вкуса для самых разных слоёв русского общества. Репутация художника была настолько высока, что реалистической живописи приходилось, по замечанию критика начала XX века, утверждать свои эстетические идеалы в напряжённой борьбе против «власти прославленного виртуоза кисти и баловня общества».

После 1917 года эта борьба закончилась настолько успешно, что пренебрежительное отношение к Константину Маковскому - «предателю» традиций и идей прославляемого советскими критиками передвижничества - прочно утвердилось в истории отечественного искусства. И даже сегодня искусствоведам и историкам живописи подчас приходится «защищать» талантливого художника от одностороннего взгляда на его многогранное творчество.

Ранние годы

Константин Егорович Маковский был старшим сыном в семье потомственного, но небогатого дворянина Егора Ивановича Маковского, служащего московской дворцовой конторы. Его предки, выходцы из Польши, осели в Москве еще при Екатерине II. Мать К.Е. Маковского, Любовь Корнелиевна (Корнеевна), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов Корнелиуса Моленхауэра, немца из Померании. Из родившихся в семье детей выжили, помимо Константина, ещё двое сыновей – Владимир и Николай, в будущем тоже художники, – и две дочери – Александра, впоследствии известная художница-пейзажистка, и Мария, выбравшая карьеру певицы. Художником станет Александр, сын Владимира Егоровича. В мастерской И.Е. Репина будет учиться дочь К.Е. Маковского Елена Константиновна, а сын - Сергей Константинович, получит известность как выдающийся художественный критик, издатель популярного в 1910-х годах журнала «Аполлон», автор термина «серебряный век».

В Москве в 1840-е годы дом Маковских слыл своеобразным культурным центром. Отец будущего живописца Егор Иванович – один из учредителей Натурного класса, послужившего основой будущего Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), – в юности очень успешно занимался миниатюрными портретами по кости. Будучи бухгалтером государственной организации, ведавшей строительными и ремонтными работами во всех императорских дворцах Москвы, он одновременно работал в комиссии по сооружению храма Христа Спасителя. Егор Иванович был дружен с К.П.Брюлловым, В.А. Тропининым, С.К.Зарянко. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», - писал на склоне лет К. Е. Маковский.

Мать Маковского обладала прекрасным звонким сопрано. Она выступала с лучшими певцами своего времени. Любови Корнелиевне пророчили славу певицы, но она предпочла ей замужество и семейное счастье. Очень одаренными музыкально оказались и все дети Маковских.

Константин Маковский унаследовал таланты и матери, и отца. Музыка была его второй стихией, но всё же профессией стала живопись. Рисовать он начал с четырёх лет. Когда ребенок стал старше, отец взялся за обучение сына, давая копировать гравюры из домашнего собрания.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда Маковский поступил в 1851 году (в возрасте двенадцати лет), он учился легко и успешно, получая все возможные награды. Маковский-старший, будучи одним из учредителей этого учебного заведения, постарался сориентировать училище в сторону традиций русского академизма. В числе преподававших здесь профессоров были М.И. Скотти, А.Н.Мокрицкий, С.К. Зарянко – все ученики и последователи К.П.Брюллова. Именно они с ранних лет привили художнику «романтическую восторженность», склонность к преувеличению живописного эффекта, которая отличала К. Маковского в зрелые годы.

Окончив курс училища, К.Маковский в 1858 году уехал в Петербург и поступил сразу в натурный класс Академии художеств. Уже с 1860 года художник выставлял на ежегодных академических выставках типичные для Академии исторические «программы» («Исцеление слепых», 1860, AX СССР; «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», 1862, ГТГ).

Как мы видим, уже в ранние годы искусство К. Маковского органично соединило в себе черты московской и петербургской школы живописи, опыт В.Г.Перова и наследие К.П.Брюллова. Впоследствии все эти элементы преобразовались в широкую, эффектную, неизменно привлекательную «манеру Константина Маковского», которую невозможно перепутать с чем-то другим. В зрелые годы она своеобразна и практически всегда одинакова, независимо от предмета изображения, но в «академический период» живописная манера Маковского ещё не сформировалась. Предстояли ещё годы учёбы, исканий, волнений и творческого выбора. Сам художник, по словам его сына Сергея, считал началом своего творческого пути именно те работы, которые были написаны во время учёбы в Академии.

Но веяния времени всегда влияли на умы молодого поколения. Студенты Академии художеств не были исключением. В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль – Константин Маковский отказался писать дипломную работу на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию. Во всех учебниках по истории искусства эта акция названа «бунтом четырнадцати» и началом разрыва русской живописи с традициями академизма.

«Передвижник»

В 1860-е годы К.Е.Маковский был членом Петербургской артели художников, возглавляемой И.Н.Крамским. Произведения этого времени («Вдовушка», 1865; «Селёдочница», 1867, обе – ГРМ) создавались художником на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной либерально-демократической литературы и журнальной графики. Живопись Маковского в эти годы – плотная, вязкая, с использованием колеров, замешенных на белилах (что создавало характерный глухой землистый тон) – объединяла художника с другими «шестидесятниками».

Однако, если сравнить «бытовые» картины К.Маковского с творениями других будущих передвижников, прежде всего, бросаются в глаза те черты, которые выделяют работы художника из безрадостно-серой манеры отображения народных страданий. Очевидно, Константин Маковский, человек весёлый и жизнелюбивый, и сам понимал, что он не создан для живописания «свинцовых мерзостей дикой русской жизни», не дано ему писать «униженных и оскорблённых»: измождённых крестьянок, оборванных нищих, убитых горем вдов.

Его прелестная «Вдовушка» вот-вот обернётся, игриво подмигнёт и расхохочется вам в лицо. «Селёдочница» – чем-то немного напуганная, но по-своему красивая, жизнерадостная девушка, на которую приятно смотреть.

Если убрать её уродливую кадку и заменить лохмотья на приличное платье – вот вам и красавица-графиня Строганова, повязать пёстрый платок – и перед нами цыганка из Соколовского хора! Даже социально направленные «Маленькие шарманщики» (1868), в отличие от несчастной «Тройки» В.Г. Перова, не вызывают жалости. Так и хочется, подобно Станиславскому, всплеснуть руками и сказать «не верю!» Слишком не похожи эти милые, розовощёкие детишки на голодных оборванцев, замерзающих на улице.

Лучшая картина К. Маковского этого периода – «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869, ГРМ) – уже несёт среди «родовых» примет демократической живописи черты, предвещающие будущий стиль Константина Маковского: энергия свободного мазка, яркость и пестрота красок, наконец, выбор «праздничного» сюжета, который более всего соответствовал жизнерадостному темпераменту художника.

В 1870 году Маковский участвовал в работе над проектом устава Товарищества передвижных художественных выставок, стал членом-учредителем Товарищества, но в январе 1872 года выбыл из его состава как не представивший, в соответствии с уставом, свои работы на первую передвижную выставку.

В 1879 году он вновь вступил в члены Товарищества, активно участвовал в передвижных выставках, демонстрируя там по преимуществу работы бытового жанра («Жница», 1871, «Дети, бегущие от грозы», 1872, «Деревенские похороны», 1873 и др.)

Несмотря на участие в «бунте 14-ти», сотрудничество, хотя и непостоянное, с Товариществом передвижных художественных выставок, К.Маковский никогда не порывал с академическими кругами. Противостояние официальной власти оказалось не в его характере: он не был бунтарём по натуре и понимал, что, не ссорясь с начальством, гораздо спокойнее ощущать себя независимым. Сама Академия также была заинтересована в союзе с талантливыми выпускниками. А Константин Маковский, безусловно, обладал талантом. Известность и популярность пришли к нему ещё в пору обучения в Академии, он мог немало способствовать прославлению своей alma mater.

Вопреки расхожему мнению, что «двум богам служить нельзя», Маковский как-то успевал и тут, и там. Кроме сотрудничества с передвижниками, художник постоянно участвовал в академических выставках. В 1867 году за представленные на них ряд портретов, картины «Бедные дети» и «Селёдочница» он получил звание академика, а в 1869 году за работы «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству», «Не по силам ноша», «Семейный портрет» и «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» его утвердили профессором.

Когда в 1874 году в противовес Товариществу передвижников было основано Общество выставок художественных произведений, опекаемое Академией, К. Маковский охотно принял участие и в его первой выставке.

В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга. Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы. Она неплохо рисовала и, подобно мужу, страстно увлекалась музыкой. Композиторы, певцы, пианисты любили бывать в доме молодой четы. Особым уважением у них пользовались члены содружества «Могучая кучка». Исполненный Маковским портрет Цезаря Кюи в мундире, живой и выразительный, говорит о том, что художник хорошо знал этого человека – композитора и музыкального критика.

Восточные мотивы

К сожалению, семейное счастье Маковского длилось недолго. После смерти новорожденного сына, Елена Тимофеевна заболела туберкулёзом. В марте 1873 года она умерла. Не помог даже тёплый климат Египта, куда супруги уехали, дабы поправить её здоровье. Проводя последние дни вместе с женой в Каире, Константин Егорович, дабы отвлечься от своего горя, начал писать этюды, на основе которых позже создал картину «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875).

Утрата близкого человека практически никак не сказалась на творчестве К.Маковского. Вдохновлённый южными красками, он вновь отправляется на Восток, где создаёт ряд экзотических полотен: «Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Болгарские мученицы». В середине 70-х годов художник выставил две картины, имевшие у русского зрителя большой успех: «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875, Государственная картинная галерея Армении) и «Болгарские мученицы» (1876, Государственный художественный музей БССР). Несмотря на прямо противоположный характер сюжетов (нарядное празднично-триумфальное шествие в первом случае и сцена мученичества – во втором), обе картины выполнены в одинаковой эффектно-бравурной манере. Сюжет, таким образом, лишь предлог для создания роскошного живописного зрелища, для демонстрации виртуозного мастерства в передаче фактуры и цвета предметов.

Очень живое описание отношения общества к картине К.Маковского «Болгарские мученицы» оставил Александр Бенуа, который в 1870-е годы был ещё ребёнком:

«На страницах иллюстрированных журналов печатались картинки на тему русско-турецкой войны, а на выставках появлялись картины иной раз значительных размеров, в которых художники старались выразить своё негодование или свой патриотический восторг. Одну из этих картин я особенно запомнил, и это потому, что рассказывали, будто «сам наш добрый государь», увидав её, расплакался. Изображала она … двух жутких разбойников в чалмах, которые держат под руки полураздетую женщину, казавшуюся мне пьяной. На земле лежала другая полураздетая женщина с закрытыми глазами. Называлась картина, если не ошибаюсь, «Турецкие зверства», и принадлежала она кисти наиболее прославленного в те годы художника –Константина Маковского. Увидав её в Академии, я скорее был разочарован этой, на мой вкус, слишком пёстрой в красках картиной. Ещё не побывав на выставке, слушая разговоры старших, я готовился увидеть нечто чудовищно страшное (что в детские годы служит величайшей приманкой), а тут как раз самых зверств я и не приметил. Женщина на полу была «просто мёртвой», а что должно было произойти с девушкой, которую схватили злодеи, об этом я в те дни не мог догадаться…»

Юлию Павловну Леткову Маковский встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе. Тридцатипятилетний профессор живописи влюбился с первого взгляда. Совсем юная красавица («ангел неизреченной красоты», по словам И.Е. Репина) приехала в Петербург зимой 1874 года поступать в консерваторию. Она имела лирическое сопрано красивого тембра, художник был покорен её музыкальностью. Сам Константин Маковский, обладавший удивительным бархатистым баритоном, пел, как настоящий артист, и даже выступил на профессиональной сцене в опере «Травиата». Впоследствии Юлия Павловна называла мужа «человеком-песней». В январе следующего года, по достижении невестой шестнадцатилетнего возраста, была сыграна свадьба.

Весной молодая пара едет в Париж, где общается с кружком русских художников, в который входили А.П. Боголюбов, А.А. Харламов, Ю.Я. Леман, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, И.П. Похитонов и другие. Наискосок от дома, где молодожены снимали квартиру, на rue de Bruxelles находилась вилла Полины Виардо, знаменитой певицы, в доме у которой жил И.С. Тургенев. Музыкально одаренные Маковские посещали салон Виардо, там устраивались вечера, даже маскарады. В 1870-е годы художник много путешествует, часто и легко перемещается из Парижа в Петербург, из Петербурга в Париж. Он совершает также продолжительные поездки по российской глубинке (Тамбовская, Саратовская, Тверская губернии).

В 1876 году Маковский в третий раз едет в Африку: снова в Египет, а также в Алжир и Абиссинию. Восточные этюды, нарядные по колориту и яркие по жизненной убедительности образов, выразительности национальных типажей, послужили ценнейшим подсобным материалом для ряда картин из восточного быта. Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) художник около трёх месяцев проводит на Балканах, где делает зарисовки, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии. Трагические военные сюжеты не привлекают его. Подобную тематику К.Маковский оставил знаменитому баталисту Верещагину. Его завораживает необычная для глаза европейца пестрота и сочность красок, своеобразие типажей, восточный колорит.

К этому времени художник уже отчётливо уяснил, что в Европе мало кого волнуют русские вопросы социального переустройства, отражённые в живописи большинства «передвижников». Успех там приносит только демонстрация живописного мастерства и эффектность подачи темы, а отнюдь не её содержание.

Восточные этюды охотно раскупались состоятельной публикой. Второй вариант «Возвращения ковра…» – «Перенесение священного ковра в Каире» (1876) – был приобретён самим императором Александром II за десять тысяч рублей. Сейчас он экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Маковский-портретист

Выработав свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определённым кругом излюбленных тем, жанров и приёмов живописи.

Ещё в ранние годы, ради заработка, художник писал портреты на заказ, а теперь превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские («Портрет С.Л.Строгановой», 1864, ГТГ, «Портрет жены художника», 1881, ГРМ; «Семейный портрет», 1882, ГРМ; «Портрет М.Е. Орловой-Давыдовой», ГТГ), сильно отличались от аскетичной портретной живописи передвижников, стремящейся во что бы то ни стало воплотить во внешнем облике модели её социально-психологические черты.

Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. И.Н.Крамской отмечал, что в портретных полотнах Маковского краски подобраны, словно «цветы в букете». Передвижники осуждали его за подобную «экебану», упрекали в потакании низменным вкусам, а сам художник слегка иронично, так вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».

В Петербурге Маковский часто меняет местожительство и мастерские, пишет портреты столичных красавиц, меценаток и благотворительниц: портреты М.М. Волконской, В.А.Морозовой (1884), княгини З.Н.Юсуповой (1890) и др. После написания портрета Александра II (1881) он фактически становится «придворным» живописцем. Императору очень понравилось цветовое решение портрета: чёрный цвет, на фоне которого играют светом золотые галуны мундира, подчёркивает статность фигуры изображаемого, а отсутствие богатого антуража и непринуждённая поза царя оставляют о нём впечатление как о достойном и скромном человеке. Александр II говорил о Маковском «мой живописец», и вообще правитель и художник очень тепло относились друг к другу. Такого количества портретов царской фамилии, как у К.Маковского, нет ни у Репина, ни у Серова, известных своими портретами Николая II и членов царской семьи.

Однако не все «модели» оставались довольны манерой работы К.Маковского. Известная меценатка и деятель культуры княгиня Тенишева, будучи ещё совсем молодой женщиной, в середине 1880-х годов познакомилась с К.Е.Маковским в Париже и согласилась позировать ему для поясного портрета. Спустя годы, она так вспоминала о Маковском:

«…Меня очень интересовало это знакомство: это был первый художник, с которым я близко встречалась в своей жизни. … Вспомнились мои детские мечты, восторженные представления об этих избранных людях, стоящих выше толпы… должна сознаться, что моя первая встреча с представителем этих высших существ и впечатление, вынесенное от общения с ним, было не в его пользу: он поразил меня своей неимоверной пошлостью, пустотой и невежеством… Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт. Хотя я этой фантазии не разделяла, но пришлось сдаться, потому, что с некоторыми художниками невозможно говорить резонно: они непогрешимы, не терпят здравой критики. … Каково же было мое удивление, когда по окончании наших сеансов, я узнала из уст самого художника, что мой портрет продан какому-то любителю просто как этюд женской головки! Такой бесцеремонности я от него не ожидала и только тогда поняла, почему ему был так необходим костюм, - в простом платье эскиз было бы трудней продать».

Увы, подобная бесцеремонность была прерогативой модных, высокооплачиваемых художников во все времена. Например, прославленный маринист Айвазовский мог положить один-два мазка на полотно какого-нибудь из своих учеников, подписать пейзаж своим известным именем и без зазрения совести реализовать его за приличные деньги. Подобных «шедевров» Айвазовского и по сей день довольно много в провинциальных художественных музеях и частных коллекциях.

«Декоратор»

Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, К.Е. Маковский приобретает старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использует в своих картинах, так что помещения, где он работает, напоминают музей. На картине «В мастерской художника» (1881), как раз изображены помещение и предметы, которые описаны Сергеем Маковским в его воспоминаниях, а также он сам - четырехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое нарядной, расшитой узорами тканью, тайком тянется к блюду с фруктами. Огромный рыжий пёс мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя «маленького вора». Другой портрет сына в мастерской (1882) называется «Маленький антиквар». Мальчик изображён в окружении различных антикварных предметов, играющим со старинным оружием.

К началу ХХ века за Маковским прочно закрепился статус крупнейшего коллекционера. Он начинал свою собирательскую деятельность как художник, увлеченный красотой предметного мира, а заканчивал - как знаток и крупный специалист в области русской старины, стремившийся сберечь художественное достояние России. Маковский не без основания гордился своим собранием. Он с удовольствием, как некогда его отец Егор Иванович, показывал свою коллекцию, предоставлял предметы и вещи на многочисленные выставки.

После смерти Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (!) дней было распродано 1100 «номеров», составлявших богатую и ценную антикварную коллекцию художника, собранную с любовью и знанием дела. В период, когда Маковский работал над большими полотнами из древнерусского быта, он имел обыкновение для вдохновения осуществлять постановку «живых картин», как бы репетирующих композицию будущей картины. Маковский слыл блестящим организатором подобных зрелищ. В качестве бутафорского реквизита использовались вещи из его коллекции.

Целый ряд портретов художник связал с театрально-карнавальным действом, к чему, возможно, его и подтолкнула постановка «живых картин». Так, в парадном портрете В.А. Морозовой (1884) платье цвета бледной морской волны, украшенное золотисто-кружевной отделкой «а 1а XVII век», накинутая на плечи шубка глубокого винно-красного тона, старинная форма кресла вызывают ассоциации с парадными портретами западноевропейских классиков. Однако, симпатичное, но не породистое лицо модели находится в некотором противоречии с пышным окружением. Зато «Портрет мужчины в бархатном костюме» (1882) полностью выдерживает стилистику. Бархатный костюм темно-красного (особенно любимого Маковским) цвета, шляпа с перьями необыкновенно идут этому горбоносому «гранду» с темной, как смоль, бородой, в которой начинают проступать красиво оттеняющие ее, отливающие голубизной седые волосы.

«Феномен К. Маковского» и его окончательный отход от передвижничества

То своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», окончательно сформировалось в 1880-е годы, когда художник уже бесповоротно отошёл от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена и увезена в Америку. За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведённым в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. Французское правительство отметило организационную деятельность Маковского в комиссии распорядителей выставки, наградив его кавалерским крестом ордена Почетного Легиона. Из-за высокой цены на картины К.Маковского П.М. Третьяков не смог приобрести некоторые картины на русские сюжеты, которые ему понравились. Однако иностранные коллекционеры (особенно американские) охотно покупали экзотические полотна «боярского» цикла, и большинство подобных работ художника ушло из России. К.Е.Маковский стал одним из самых богатых людей своего времени.

Лёгкий успех К.Маковского, его поверхностность, достигнутый им «автоматизм» письма и огромное количество типологически сходных произведений стали основной причиной отрицательного отношения к его творчеству впоследствии. Лоск какой-то нерусской, почти «американской» успешности и благополучие внешней жизни художника не давали покоя современникам. Советские искусствоведы, как уже было сказано, не могли простить ему отхода от традиций «шестидесятников» и то, что Маковский якобы ради материальных благ поставил своё искусство на службу правящему классу. Однако, признавая все слабости этого модного некогда живописца, нужно сказать, что его произведения были выражением несколько однообразного и внешнего, но по-своему блестящего артистизма. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сумел сохранить за живописью право на живописность. И вряд ли это было сделано К.Маковским сознательно. Он был счастливым человеком: всегда жил, как жилось, писал, как хотелось. А если его взгляд на искусство и видение прекрасного в какой-то период совпали с требованиями и запросами людей, которые готовы платить за его картины большие деньги, то обвинять в этом самого художника – просто нелепо.

Последние годы

И всё же последние годы жизни Константина Маковского были омрачены личными неприятностями, связанными, прежде всего, с его разводом. Развод дался К. Маковскому нелегко и, по словам близко знавших его современников, стоил Константину Егоровичу не только личных переживаний, но и немалых материальных затрат.

На Всемирной выставке 1889 года в Париже К. Маковский познакомился с необычайно красивой девушкой - Марией Алексеевной Матавтиной. Между двадцатилетней красавицей и пожилым маститым художником завязался тайный роман. В 1891 году Матавтина родила сына,названного Константином, и Маковский вынужден был признаться в своих похождениях законной супруге. Юлия Павловна не простила измены. Она подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей».

Юлия Павловна оказалась хваткой женщиной. Семь лет она не давала супругу официального развода, требуя в качестве «отступного» огромную сумму, заплатить которую даже преуспевающему бизнесмену от искусства К. Маковскому было затруднительно. В 1893 году у художника родился второй незаконнорожденный ребёнок – дочь Ольга. В 1896 году – Марина.

Маковский даже не хотел возвращаться в Россию. Он покупает мастерскую и другую недвижимость в Париже, мечтает навсегда обосноваться во Франции со своей новой семьёй, разорвав все связи с супругой и уже взрослыми детьми от прежнего брака.

Встретивший Константина Егоровича в Париже А.С. Суворин писал, что в этот период художник выглядел «далеко не блестяще» и не мог говорить о своей бывшей спутнице жизни без негодования: «Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын – другое дело. Ведь она (Юлия Павловна – Авт.) до того пала, что писала мне письма, что она готова втроём с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!..»

Но мог ли К.Маковский упрекать в чём-либо Юлию Павловну? Выйдя замуж почти подростком, она привыкла жить в роскоши. По словам сына Сергея, мать «смотрела на мир только глазами отца»,жила только его интересами и поневоле усвоила систему ценностей своего влиятельного мужа.

Лишь в 1898 году почти шестидесятилетнему Маковскому удалось «купить» себе свободу, пообещав выплачивать оставленной жене немалую пенсию и вернуться в Петербург. В 1900 году в его новом, уже законном браке, родился четвёртый ребенок – сын Николай.

В июле 1901 года в здании Конногвардейского манежа открылась вторая народная выставка картин, устроенная Петербургским обществом художников. Как и на первой такой выставке, состоявшейся за три года до этого, блистал Константин Маковский. «Гвоздём» экспозиции на этот раз оказалась картина «Минин на Нижегородской площади», демонстрировавшаяся в своё время на Всероссийской Нижегородской выставке 1896 года.

Однако со временем интерес к историческому жанру такого рода остаётся только у любителей роскошно иллюстрированных изданий. Общественный интерес к социальному переустройству в начале ХХ века в России становится всё сильнее и сильнее. «Академики», всегда верные единственному мерилу – денежному успеху, исходя из этих условий, вынуждены были сменить приоритеты. Под влиянием опасности изоляции на выставках академического исторического жанра от публики и покупок они сомкнулись с передвижниками, потому, что бытовая живопись в это время хорошо покупалась и на Западе и в России. Художественная молодёжь, романтически относящаяся к искусству и далёкая от меркантильных забот, продолжала ставить во главу угла то, что называлось «искусством для искусства». Но, несмотря на все эти радикальные перемены, у Маковского по-прежнему оставалась масса поклонников его творчества.

На склоне лет он создаёт серию замечательных детских портретов, а также несколько портретов девушек в народных костюмах, картины «Чарка мёду» (ок.1910) и «За чаем» (1914, Ульяновский художественный музей). Объединившись, бывшие приверженцы академизма и демократы-передвижники вновь упрекали К. Маковского в погоне за внешними «красивостями», ставили ему в укор отсутствие характерности и простоты. Теперь сложившаяся манера Маковского отнюдь не воспринималась современниками как дань моде – и Запад, и Россию давно уже захлестнула волна модернизма и поиска новых форм. Маковский же оставался верен себе: он по-прежнему жил в мире изящных предметов, стремился воплотить красоту жизни и дать новую жизнь красоте в каждом из своих новых творений.


В 1902 году К.Е. Маковский составил завещание, по которому все права на его имущество и картины переходили М.А. Матавтиной-Маковской и её детям. В 1910 году вместе со своей новой семьёй художник торжественно отметил пятидесятилетний юбилей творческой деятельности, тогда же получил и чин действительного статского советника (т.е., по Табеле о рангах, стал статским генералом).

Действительный статский советник, профессор живописи, художник К.Е. Маковский трагически погиб в Санкт-Петербурге в возрасте 76-и лет, став участником крайне редких в то время ДТП. По свидетельству очевидцев, кучер экипажа, в котором ехал Константин Маковский, чем-то отвлёкся, и в экипаж на полной скорости врезался трамвай. Художника выбросило на мостовую, он получил тяжёлую травму головы, от которой скончался 17 сентября 1915 года. Произошло это на углу Садовой улицы и Невского проспекта. Похоронили Константина Егоровича Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

После его смерти, в результате проведённого вдовой аукциона было выручено 285 тысяч рублей, а весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Матавтина-Маковская собиралась перевезти прах супруга, но революция помешала этим планам...

После революции кладбище подверглось зверскому разграблению. Исчезли могилы К.Е.Маковского, выдающегося скульптора И.Н.Шредера, директора императорских театров И.А.Всеволожского, а также многих других.

Стараниями Марии Алексеевны в 1917 году была открыта посмертная выставка произведений Константина Егоровича, на которой демонстрировалось около 300 его картин.

В 1918 году последняя мастерская живописца в Петрограде по адресу Каменноостровский проспект, 26/28, по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского была взята под охрану государства. Позже, в связи с её реквизицией, O.K. Маковская вывезла архив и часть работ отца за границу.

Мария Алексеевна пережила супруга всего на четыре года, и скончалась в 1919 году в возрасте 50-и лет. Все дети К. Маковского от второго и третьего браков эмигрировали.

Елена Широкова

При подготовке статьи использованы материалы:

Берницева В. Константин Егорович Маковский// Великие художники.- М.:Директ-Медиа, 2010. – Т.60.

Гордон Е. Константин Маковский // Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание.- М, 1988.

Тексты воспоминаний и дневников приводятся по публикации Петренко М. на сайте

Константи́н Его́рович Мако́вский (20 июня (2 июля) 1839 - 17 (30) сентября 1915) - русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.

Родился в Москве. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года Московским училищем живописи, ваяния и зодчества . Брат живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских. Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская была актрисой. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин . Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получил все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все - ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул академию, не получив диплома.

Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским , создавая картины из повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.), а в 1870 году - к «Товариществу передвижных художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому , поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В июне этого года Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).

Живописной манере художника присущи черты нескольких стилей. Выйдя из школы и являясь представителем академизма, он в то же время демонстрирует некоторые качества, которые наиболее ярко проявятся в творчестве русских импрессионистов. Помимо этого, некоторые из его исторических картин, например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России предыдущих эпох.

Внебрачная дочь - Наталья Константиновна Маковская (Лебедева) - (1860-1939).

Жена, с 11 ноября 1866 года - Елена Тимофеевна Буркова (сценическая фамилия Черкасова). Артистка драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, внебрачная дочь графа В. А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Сын Владимир (1871-1871) . В марте 1873 года художник овдовел.

Второй брак, с 22 января 1875 г., Юлией Павловной Летковой (1859 - 23.11.1954). Её сестра - Леткова, Екатерина Павловна. Сёстры Летковы, известные в своё время красавицы, неоднократно служили Маковскому моделями для его работ.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →