История создания произведения дубровский. План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: фгос история создания романа а.с.пушкина "дубровский"

Писатель и поэт А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в русскую литературу. Его творческое наследие поистине бесценно. Затмить гения оказалось не под силу ни одному живущему как во времена творения классика, так и по сегодняшний день. Его слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» оказались поистине пророческими. Народная тропа к нему никогда не зарастет.

Одним из множества величайших произведений великого писателя является роман «Дубровский». Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

История создания романа «Дубровский»

Идея написать данный роман возникла у Пушкина после того, как он услышал от одного из своих друзей рассказ о жизни дворянина Островского. Данный персонаж и стал прообразом главного героя. Его жизненные невзгоды и история создание романа «Дубровский» - тесно переплелись между собой. В 1830 году у Островского отняли его родовое имение, и он остался бездомным. Доведенный до нищеты, дворянин белорусского происхождения начал мстить чиновникам. Себе в союзники он взял своих же крестьян. Вместе с ними Островский стал грабить богатых. Данная история закончилась трагически. Островский, в конце концов, был пойман и отправлен в тюрьму.

Имеются также сведения, что история создание романа «Дубровский» берет свое начало еще после одного печального дела. В результате длительной судебной тяжбы, поручик Муратов потерял имение, по праву принадлежащее ему. По несправедливому решению чиновников, оно было отдано влиятельному господину Крюкову.

Эти истории до глубины души потрясли Пушкина, который сам являлся бескомпромиссным борцом за право каждого человека мыслить свободно. За эти свои качества, поэт и писатель неоднократно подвергался гонениям. История создание романа «Дубровский» началась во времена вражды между социальными слоями страны. В произведении отображается взаимная неприязнь различных классов, а также весь драматизм происходящих в то время событий.

История создания романа «Дубровский». Краткое содержание

Богатый русский барин К. П. Троекуров, отличающийся жестоким нравом, поддерживает дружественные отношения со своим соседом - небогатым дворянином А. Г. Дубровским. Любимым развлечением Троекурова является запирание своих гостей в комнате с голодным медведем. Жестокие шутки характеризуют помещика как беспринципного и аморального человека.

Однажды между приятелями происходит крупная ссора, которая перерастает со временем в откровенную вражду. Помещик подкупает суд, и, пользуясь своим влиянием - отсуживает у соседа его имение. Дубровский лишается рассудка в зале суда и тяжело заболевает. Его сын Владимир, покинув службу в Петербурге, приезжает к больному отцу, который вскоре отдаёт Богу душу. Вне себя от гнева, Владимир поджигает имение, чтоб оно не досталось жестокому помещику.

Впоследствии Дубровский-младший становится разбойником, который грабит богатых местных помещиков. Но он не трогает имение Троекурова. Подкупив проезжего учителя, он под его видом оказывается гувернером в семье своего врага. Между Владимиром и дочерью Троекурова Машей со временем вспыхивает любовь.

Троекуров отдает свою дочь против её воли замуж за старого князя. Дубровский пытается этому помешать, но не успевает этого сделать - Маша уже дала клятву, поэтому отказывается от помощи Владимира. Губернские власти, через какое-то время, пытаются обезвредить отряд молодого человека. Однако им это не удается. Владимир распускает своих людей, а сам скрывается заграницей.

Образ главного героя

История создания романа «Дубровский» и главные герои были навеяны автору тяжелым для крестьян временем, в котором власть и деньги решали все. Пушкин с большой точностью отображает в своем произведении быт русской деревни, а в противовес ему показывает уклад жизни помещиков, который наполнен излишествами и жестокими забавами.

Личность главного героя по ходу романа претерпевает существенные изменения. Если в начале произведения он показан как легкомысленный и беззаботный юноша, тратящий деньги отца, и не задумывающийся о жизни простых смертных - то в дальнейшем, столкнувшийся с потерей близкого человека и несправедливостью жизни - он в корне меняется. Беззаботность Владимира сменяется обеспокоенностью и ответственностью за судьбы крестьян, которые ему подвластны.

Дубровский начинает мстить, и не столько за себя, а для того чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом жестоком мире. Образ Владимира приобретает романтические черты, так как он остается благородным, несмотря на свой разбойничий уклад жизни. Он грабил только богатых и никого не убивал.

Любовь к Маше преображает Дубровского. В итоге он отказывается от своей мести. Однако судьба главного героя печальна. Он претерпевают неудачу в любви, остаётся одиноким и никому не нужным.

Возможное продолжение

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» так и не была завершена автором. Она осталась незаконченной. Великий писатель не успел завершить свое произведение. Есть версия, будто бы Пушкин планировал продолжить свой роман следующим образом. После смерти мужа Маши, Дубровский возвращается на Родину, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Однако на Владимира поступает донос, который связан с его разбойничьим прошлым. В дело вмешивается полицмейстер.

Выводы о возможном продолжении романа были сделаны после изучения черновиков великого писателя.

Критика

Не всем по нраву пришлась история создания романа «Дубровский». Кратко свою критику данного произведения высказывала Анна Ахматова.

По её мнению, роман не удался. Она даже выразила радость по поводу того, что произведение было не завершено. Ахматова считала, что история создание романа «Дубровский» - это была попытка заработать автором деньги, а само произведение она отнесла к «бульварным». Данный роман русская поэтесса поставила ниже всех остальных сочинений великого писателя.

Экранизация

В 1936 году советским режиссером А. Ивановским был снят одноименный фильм по роману «Дубровский». В 1989 г., а также в 2014 г. была осуществлена экранизация романа режиссерами В. Никифоровым и А. Вартановым.

Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа :
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.


" Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Судя по тому, что в романе «Дубровский» еще не встречается имя Наполеона Бонапарта (да и как оно могло проникнуть в такую глушь, где все живут по законам старины?), то действие его происходит в 10-х годах XIX века. Хотя само произведение было написано почти на двадцать лет позже. В основу его легла реальная история о небогатом дворянине, которого лишили земли, и он, чтобы жить, был вынужден заниматься грабежом.

Мечты и деяния молодого императора Александра I

Император Пётр Алексеевич сделал из 90% крестьян не просто крепостных, а полноценных рабов, которые даже не могли жениться по собственному желанию. Историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», это полностью подтверждает. Помещик при Петре Алексеевиче тоже нес кабальную службу - или в армии, или на государственной должности. Пока он служил, его помещали на землю с Отсюда и название - «помещик». Если служить он не мог, то землю и крестьян отбирали. Царь Петр III дал вольности дворянству. Теперь знатный господин мог служить или не служить по собственному усмотрению, но земля и крестьяне были в его полном владении.

Такова историческая эпоха в романе «Дубровский». Цари жаловали (то есть дарили) крепостных крестьян и земли помещикам. Так некоторые из них богатели. Другие же оставались бедными, с малым количеством земли и крепостных. Чтобы сохранить их в рабстве, надо было держать людей в полном невежестве. Именно поэтому обучение детей грамоте не практиковалось. Крестьяне называли своих хозяев «барином», «барыней», а ребенка их - «барчуком». Такой была историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Дворянки выходили замуж только за людей своего сословия. Если знатного происхождения человек нарушал это правило, то он становился изгоем. Большинство бар считало такое положение нормальным. Некоторые получали домашнее образование, другие уезжали, как молодой Дубровский, учиться в большие города. Кто-то говорил по-французски, другие же знали только обиходные отдельные слова, которые при случае могли вставить в свою речь. Они не хотели знать тех людей, которые не относились к дворянскому сословию и не уважали их. Такие отношения характеризует историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Как изменить страну?

Конечно, молодой император мечтал о конституции, так как был убежденным республиканцем. Но кому ее надо было давать? Не обученным читать, Или, может быть, только грамотным? Дворянству? Духовенству? Мучительно император искал правильный путь. А пока шли эти поиски, настала новая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский». В ней время как бы застыло на рубеже Екатерины и Павла. Император прекрасно осознавал дикость и тупость даже лучших представителей дворянского сословия. Что же можно было сказать об образовании представителей других сословий - чиновников, крестьян, крепостных и вольных людей? Учившиеся в лучшем случае при семинариях, они ничего не знали, и их патриархальный быт и нравы просто ужасали.

Деревенский быт

Богатый барин Кирила Петрович Троекуров в своей губернии находился на особом положении. Он любил подобострастных людей, которые во всем были рады ему угодить. Чтобы барину не было скучно, он принимал множество гостей и неуважительно и с издевкой к ним относился. Это его развлекало. Каждый день он объезжал свои земли, потом устраивал длительные пиры, развлекаясь «проказами» над новыми знакомыми. Тех, кто не хотел терпеть его самодурства, он умел напугать так, что с ним больше и не спорили.

Его сосед и единственный, кого он считал другом, - Андрей Гаврилович Дубровский. Троекуров часто мечтал о том, чтобы обвенчать их детей. Бедный, но гордый Дубровский не считал это правильным.

Оба помещика до безумия любили псовую охоту и частенько охотились вместе.

Язык романа «Дубровский»

Русский язык - очень тонкая структура, которая может передать множество оттенков мыслей любого человека. В романе он показывает, как изменилась наша речь за последние двести лет. Языковая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», - ответы на культурные запросы того времени.

Исчезли, теперь считаются романа: губерния, дворовый, поручик, генерал-аншеф, подьячий, холоп, стряпчий, пономарь, гувернер, купчая, вестимо, исправник, стремянной, псари, кучер, заседатель, отъезжее поле.

Что легло в основу романа «Дубровский»?

Эти вопросы волнуют читателя, переживающего за судьбу Владимира Гавриловича и Марии Кирилловны. Дает ли историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», ответы на вопросы?

Кто был прототипом романа? Ответ - реальный человек, дворянин Павел Островский.

Закончен ли роман? Нет. Он начал раскрывать со всей полнотой картины русской жизни того времени и не смог поместить «живых» героев в среду авантюрного европейского романа, далекого от действительности. Историческая эпоха в романе «Дубровский» вставала в противоречие с реальной жизнью.

Почему Маше и Владимиру нельзя было соединить свои жизни? По меркам нашего времени, все очень просто: они могли это сделать. Но в те годы существовало понятие «таинство брака», которое верующие люди нарушить не могли: это было против всех существующих правил. С грузом такого прегрешения человек жить просто не смог бы.

При жизни Пушкина этот роман, который он считал незаконченным, но, возможно, предполагал к нему вернуться, опубликован не был. Быть может, автор сумел бы впоследствии найти ответы на те вопросы, которые его волновали.

Необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает восемнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Год написания:

1833

Время прочтения:

Описание произведения:

Интересно, что назван роман был издателями в 1841 году, когда состоялась его первая публикация, потому что сам Пушкин в рукописи вместо названия написал дату начала работы над романом "21 октября 1832 года".

Читайте краткое содержание романа Дубровский.

В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.

Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застаёт больного и одряхлевшего отца.

Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

Ночью в доме Дубровский застаёт кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников - Дубровский.

Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наёмного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова.

Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на просьбу Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский.

Каким же образом попал Дубровский в дом Троекурова под видом учителя? На почтовой станции встретил он едущего к Троекурову француза, дал ему 10 тысяч рублей, получив взамен бумаги учителя. С этими документами он приехал к Троекурову и поселился в доме, где все его полюбили и не подозревали, кто он такой на самом деле. Оказавшись в одной комнате с человеком, которого не без основания он мог считать своим врагом, Дубровский не удержался от искушения отомстить. Утром Спицын покидает дом Троекурова, ни словом не обмолвившись о ночном происшествии. Вскоре разъехались и остальные гости. Жизнь в Покровском течёт по-обыкновенному. Марья Кириловна чувствует любовь к Дефоржу и досадует на себя. Дефорж держится с ней почтительно, и это успокаивает ее гордость. Но однажды Дефорж украдкой передаёт ей записку, в которой просит о свидании. В назначенное время Маша приходит в условленное место, и Дефорж сообщает ей о том, что он вынужден скоро уехать, но перед этим должен сказать ей нечто важное. Неожиданно он открывает Маше, кто он такой на самом деле. Успокаивая испуганную Машу, он говорит, что простил ее отца. Что это именно она спасла Кирилу Петровича, что дом, в котором живёт Марья Кириловна, - священ для него. Во время признаний Дубровского раздаётся негромкий свист. Дубровский просит Машу дать ему обещание, что в случае несчастья она прибегнет к его помощи, и исчезает. Вернувшись в дом, Маша застаёт там тревогу, и отец сообщает ей, что Дефорж, по словам приехавшего исправника, не кто иной, как Дубровский. Исчезновение учителя подтверждает справедливость этих слов.

На следующее лето в своё поместье Арбатове, расположенное в 30 верстах от Покровского, возвращается из чужих краёв князь Верейский. Он наносит визит Троекурову, и Маша поражает его своей красотой. Троекуров с дочерью наносят ответный визит. Верейский устраивает им замечательный приём.

Маша сидит в своей комнате и вышивает. В открытое окно протягивается рука и кладёт ей на пяльцы письмо, но в это время Машу зовут к отцу. Она прячет письмо и идёт. У отца застаёт она Верейского, и Кирила Петрович сообщает ей, что князь сватается к ней. Маша замирает от неожиданности и бледнеет, но отец не обращает внимания на ее слезы.

В своей комнате Маша с ужасом думает о браке с Верейским и считает, что лучше выйти за Дубровского. Внезапно вспоминает она о письме и находит в нем только одну фразу: «Вечером в 10 часов на прежнем месте».

Во время ночного свидания Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Маша надеется тронуть сердце отца мольбами и просьбами. Но если он окажется неумолим и принудит ее к замужеству, она предлагает Дубровскому явиться за ней и обещает стать его женой. На прощание Дубровский даёт Маше кольцо и говорит, что, если случится беда, ей достаточно будет опустить кольцо в дупло указанного дерева, тогда он будет знать, что ему делать.

Готовится свадьба, и Маша решает действовать. Она пишет письмо Верейскому, умоляя его отказаться от ее руки. Но это даёт обратный результат. Узнав о письме Маши, Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день. Маша со слезами просит его не выдавать ее за Верейского, но Кирила Петрович неумолим, и тогда Маша заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Заперев Машу, Кирила Петрович удаляется, приказав не выпускать ее из комнаты.

На помощь Марье Кириловне приходит Саша. Маша поручает ему отнести кольцо в дупло. Саша исполняет ее поручение, но видящий это какой-то оборванный мальчишка пытается завладеть кольцом. Между мальчиками завязывается драка, на помощь Саше приходит садовник, и мальчишку ведут на барский двор. Внезапно они встречают Кирилу Петровича, и Саша под угрозами рассказывает ему о поручении, которое дала ему сестра. Кирила Петрович догадывается о сношениях Маши с Дубровским. Он велит запереть пойманного мальчика и посылает за исправником. Исправник и Троекуров о чем-то договариваются и отпускают мальчишку. Тот бежит в Кистеневку, а оттуда тайком пробирается в кистеневскую рощу.

В доме Троекурова идут приготовления к свадьбе. Машу везут в церковь, где ее ожидает жених. Начинается венчание. Надежды Маши нa появление Дубровского испаряются. Молодые едут в Арбатово, как вдруг на просёлочной дороге карету окружают вооружённые люди, и человек в полумаске отворяет дверцы. Он говорит Маше, что она свободна. Услышав, что это Дубровский, князь стреляет и ранит его. Князя хватают и намереваются убить, но Дубровский не велит трогать его. Дубровский вновь говорит Маше, что она свободна, но Маша отвечает, что уже поздно. Из-за боли и волнения Дубровский теряет сознание, и сообщники увозят его.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки, за небольшим валом - несколько шалашей. Из одного шалаша выходит старуха и просит караульщика, поющего разбойничью песню, замолчать, потому что барин почивает. В шалаше лежит Дубровский. Внезапно в лагере возникает тревога. Разбойники под командой Дубровского занимают определённые каждому места. Прибежавшие караульщики сообщают, что в лесу солдаты. Завязывается сражение, в котором победа оказывается на стороне разбойников. Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.

Вы прочитали краткое содержание романа Дубровский. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.