Интервью с мастером по прикладному творчеству. Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства

Татьяна Перова

Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство . Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров , тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Работа по ознакомлению детей с декоративно -прикладным творчеством предусматривает создание развивающей среды - в групповой комнате должно быть отведено место для выставки образцов изделий народного декоративно-прикладного искусства .

А так как подлинных образцов некоторых промыслов я ещё не приобрела,а развивающую среду необходимо обогащать,решила найти выход из положения и смастерить образцы своими руками .

И вот,что у меня получилось!

1. Полочка по мотивам Гжели.

В своих предыдущих постах я предлагала мастер -классы по изготовлению тарелочек и панно по мотивам Гжели. Сегодня хочу продолжить эту тему и предлагаю смастерить Гжельские часы .

Чтобы смастерить такие часики ,необходимо распечатать изображение таких часов на цветном принтере,вырезать их, заламинировать и ещё раз вырезать.

Когда клей просохнет,можно смело ставить часики на полочку.

2. Полочка с матрёшками.

Мастерим матрёшек ,как мастерили Гжельские часы .

Находим картинки с изображением матрёшек или распечатываем на принтере,вырезаем,ламинируем и ещё раз вырезаем.




Матрёшки готовы украшать полочку!

Мастерите ,удивляйте,радуйте,развивайте своих воспитанников и обогащайте среду в своей группе!

Желаю творческих успехов и спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерилка» Рабочая программа кружка декоративно - прикладного искусства «Мастерилка» Разработала: воспитатель Бесчастная Т. В. Возраст детей: 4-6.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

На поляне одуванчики выросли с утра. Гуляю по солнечной поляне я, ура! Цветы весенние я не срываю, А сделаю их своими руками! Чтобы сделать.

Отчет по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по средствам.

Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети уже осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание,учатся.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Мастера декоративно прикладного искусства

МБУ "МСКО "Светоч"

Чудовский муниципальный район


Декоративно-прикладное искусство Материал с сайта Методичкус http://3ys.ru/

Народное декоративно-прикладное искусство -- результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофунк-ционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом.

Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, -- все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд -- с предметом, выполненным из серебра.

Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарство, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.

МБУ "МСКО "Светоч" (Муниципальное Бюджетное Учреждение Межпоселенческое Социальное Культурное Объединение "Светоч")- это сеть культурных учреждение Чудовского района в которое входит центры досуга поселковых центров Чудовского муниципального района. При каждом Центре досуга и Центре народного творчества работают мастера декоративно прикладного искусства и народного творчества. Целью работы мастеров становится популяризация, возрождение и сохранение народного творчества.

Каждый из мастеров обладает своими уникальными и самобытными технологиями и методами работы, передающиеся из поколения в поколения. Технология работы мастеров декоративно прикладного искусства в основе своей повторяют методику создания поделок, сувениров, предметов быта, украшений как это было в старину, но так же мастера осваивают и современные технологии и материалы, что делает привлекательным и сам процесс изготовления и его результат и интерес со стороны туристов и участников мастер классов.

Разнообразие направлений мастеров ДПИ, создают на территории чудовского муниципального района богатую палитру творческой жизни и приобщению к русской народной культуре и творчеству.

Мы хотим познакомить вас с Чудовскими мастерами,

работа которых становятся не только популярными на чудовской земле,

но и за пределами города Чудово и Новгородской области.

Омельянчук Марина Геннадьевна


Мастер ДПИ по технике «Лоскутное шитье». Руководитель кружков для детей и взрослых по лоскутному шитью «Рукодельница» и «Радуга». Работает в центре народного творчества и досуга Селищи.

Мастер ДПИ по технике «Лоскутное шитье». Руководитель кружков для детей и взрослых по лоскутному шитью «Рукодельница» и «Радуга». Марина Геннадьевна закончила курсы народного ремесла «Техника лоскутного шитья».

Лоскутное шитье было известно еще нашим бабушкам и всегда приходило им на помощь в изготовлении элементарных предметов обихода, таких как одеяла, покрывала и так далее. Но это не только способ сэкономить или сшить что-то полезное, используя остатки кусочков ткани. На сегодняшний день этот вид рукоделия позволяет создать нечто прекрасное и оригинальное, целые картины или полотна. Занятие полезное и увлекательное, привлекает многих своей неординарностью.

Марина Геннадьевна шьет из лоскутов много красивого и полезного. Она использует этот прекрасный материал для создания композиций, разнообразных вещей (головные уборы, игрушки, украшения, панно в технике аппликации), карнавальных костюмов, для проведения театрализованных мероприятий. Про нее можно сказать: «творит с душой», каждая ее работа неповторима, выполнена с большой любовью и теплотой человеческих рук. Своим талантом она делится с окружающими, под руководством Марины Геннадьевны проходят мастер-классы для детей и взрослых по изготовлению предметов из лоскутов. Все участники с удовольствием посещают мастер-классы.

За развитие декоративно-прикладного искусства и творческие способности Марина Геннадьевна имеет награды:

Диплом Департамента культуры и туризма новгородской области за участие в 11 областной новогодней ярмарке народных художественных промыслов и ремесел «НИКОЛЬСКИЙ ТОРГ»

Диплом Комитета культуры новгородской области за участие в зональной выставке областного фестиваля художественного творчества.

Благодарность председателя Комитета культуры и туризма новгородской области за большую работу по сохранению, развитию и пропаганде народного творчества.

Диплом за участие в номинациях «Карнавал идей», «Лоскутное шитье» 4 межрайонного фестиваля рукотворного наряда «-«СЕРЕБРЯНЫЙ НАПЕРСТОК»

Диплом ГБУК Новгородского областного дома народного творчества за участие в областной выставке-конкурсе «Кошкин дом»

Благодарность Администрации Чудовского муниципального района за активное участие в межрегиональной агропромышленной «Успенской ярмарке»

Диплом Комитета культуры и спорта Администрации Чудовского муниципального района за участие в выставках и конкурсах.

Диплом Комитета социальной защиты населения Администрации Чудовского муниципального района за участие в районном фестивале художественного творчества «Созвучие»

Благодарность председателя Комитета культуры и спорта за развитие деко ративно- прикладного искусства

Диплом МБУ «МСКО «Светоч» за участие в межрегиональном празднике фольклора и ремесел «Потешки дедушки Мазая»

Благодарность МБУ «МСКО «Светоч» за участие в выставке ДПИ «Творчество моей семьи»

Благодарности Администрации Трегубовского сельского поселения Чудовского муниципального района Новгородской области за активную работу в области культуры, популяризации народных обычаев и традиций.

Работы:






Шилова Мария Петровна

Работает в филиале Оскуйского центра досуга с 2000 года. Работая заведующей филиалом, Мария Петровна совмещает основную работу с кружковой деятельностью. Под ее руководством действуют кружки «Мастерская волшебства», «Тряпичная кукла» для детей и подростков. Уже с детства у неё проявлялся интерес к народному творчеству. Кружок «Тряпичная кукла» - это возможность самостоятельно изготовить любую куклу - мотанку, которая станет надежным оберегом, обладающим невероятной энергетикой, приносящей удачу, богатство, изобилие и счастье.

Кружок «Мастерская волшебства» состоит из нескольких направлений - это бисероплетение, лоскутное шитье, оригами и др. Задача кружка основана на воспитании художественного вкуса школьников, развитии их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию.

Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, у них развивается мелкая моторика рук и необходимая координация движений.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

Как руководитель кружков она повышает свой уровень по народному творчеству через самообразование. Этому ей помогает Интернет и подписные издания. Мария Петровна проводит для детей и взрослых «Мастер-класс» по разным видам прикладного искусства. Она постоянно участвует в районных, поселенческих и областных выставках. Ее поделки пользуются спросом у населения. Праздники, к которым ее члены кружка охотно принимают участие: Рождество Христово, День Святого Валентина, Масленица, Благовещенье, Пасха, День Победы, Иванов день, Яблочный спас, Берегиня Покосница, День пожилого человека, Новый год и по заявкам жителей.

Шилова Мария Петровна награждена грамотой за участие в районном фестивале молодежного творчества «Сто способов жить интересно!», «Потешки дедушки Мазая», благодарностью за участие в районной выставке декоративно - прикладного искусства «Творчество моей семьи», благодарственным письмом за активное участие в Межрегиональной агропромышленной «Успенской ярмарке 2014г. и 2015г.», дипломом в выставке-конкурсе «Дары осени, а так же дипломом за участие в 11 областной новогодней ярмарке народных художественных промыслов и ремесел «Никольский торг» и дипломом МОУ «ООШ» с. Оскуй за участие в школьной выставке творческих работ «Говорят у мамы - руки золотые!».




Шевелёва Василиса Михайловна закончила 2003 году

Подпорожский политехнический техникум

по специальности художник росписи по дереву.

В 2014 году прошла обучение в городе Великом Новгороде по технике «Городецская роспись»

Проводит мастер-классы

Речкина Ирина Ивановна руководитель кружка «Глиняная игрушка»

созданного в 2001 году на базе Грузинского ЦНТД.

В 2015 году прошла обучение в городе Великом Новгороде, в рамках областного семинара-

практикума по ручной лепке из глины на базе мастерской «Гончарный двор»

Брак Инна Юрьевна руководитель кружка «Берегиня» созданного в 2015 году

на базе Грузинского ЦНТД,

мастер по изготовлению тряпичной куклы.








Галина Никитина

Мастер ДПИ Спасско-Полистского Центра Досуга

Томилова Татьяна Николаевна.


Приступила к работе в МБУ «МСКО «Светоч» в качестве заведующей Спасско-Полистским Центром Досуга в январе 2008 г
Прошла обучение:
- в 2012г. по повышению квалификации в группе директоров СДК, в ГБОУ ДПО Новгородский областной центр по подготовке кадров «Логос»;
- в 2014-2015 г. в рамках цикла областных семинаров-практикумов «Ручная набойка» на базе отдела ремесленной культуры ГБУК «НОДНТ».
С 2008 года Томилова Т.Н. ведет кружок ДПИ «Оч.умелые ручки». Основное направлением работы кружка - это русская народная кукла.
Цель и задачи кружка - знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, изучение истории и видов народных кукол, деталей костюма (сарафан, кофта, платок, лента). Совершенствование мелкой моторики (скручивание, заматывание, завязывание узлов), творческих способностей, фантазии, мышления, внимания. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда. Привить бережное отношение к культурным традициям и истории своего народа.
Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Давным-давно их делали не для продажи, а для себя - как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. В процессе изготовления кукол не использовали ни ножниц, ни иголок. Нити рвали руками, так же поступали и с тканью - лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами. Зачастую кукол делали совсем без лица, считалось - в таких куклах не могла поселиться нечистая сила. Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. При этом загадывали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы. Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Делали кукол, в основном, женщины - хранительницы родовых традиций. Еще одна интересная особенность - изготовление обрядово - обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом».
Татьяна Николаевна постоянно изучает и использует в своей работе традиционные приемы и способы изготовления кукол. Все куклы выполняются за одно занятие кружка или мастер - класса, в технике максимально приближенной к технике наших предков, с использованием натуральных льняных и хлопковых тканей и минимальным применением современных материалов.
Работы кружковцев и их руководителя регулярно участвуют в выставках и ярмарках на районных, межрегиональных мероприятиях, принимали участие и в мероприятиях областного уровня.
Работы мастера и её учеников можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге, Тосно, Архангельске, Великом Новгороде, Мурманске, Старой Руссе, Окуловке, Чудове и др. городах.








Мастер ДПИ Трегубовского центра досуга:

Андреева Татьяна Геннадьевна.

Образование: высшее, закончила Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого в 2000 году.

Специальность: Технология художественной обработки материалов.

Специализация: преподавание творческих дисциплин.

Квалификация: инженер-художник.

Основное место работы: Администрация Трегубовского сельского поселения.

Работа по совместительству: руководитель кружка декоративно-прикладного искусства «Волшебные узоры» с 2000 года.

Основное направление работы кружка - Городецкая роспись.

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Для детей приобщение к народному промыслу имеет большое значение для их общего развития. Они должны не только знать о такой художественной росписи, как Городецкая, но и уметь отличать ее от других художественных росписей. В наше время тема сохранения традиций и обычаев родного края очень важна. Через рассказ об интересных, красочных сюжетах Городца - хочется заинтересовать и увлечь детей в прекрасный мир русской народной росписи.

Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.

Главной задачей на занятиях кружка «Волшебные узоры» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности, воспитывать ценностное отношение к народной культуре, окружающей среде через личное творчество.

Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, ребята соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с народным искусством очень важна для общего художественного развития ребят.

Почему из множества народных промыслов я отдала предпочтение городецкой росписи по дереву? Городецкая роспись отличается своим неповторимым изобразительным языком, выражающимся в символах, особенностях трансформации природных мотивов и насыщенной цветовой гамме. Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Традиционны для городецкой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами. Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей - поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись сразу ведется кистью, не нанося предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха.

Конечно, в начале у детей их выполненные работы далеки от совершенства, но в их росписях можно увидеть все характерные признаки городецкой росписи, при этом самым главным является то, что дети прикасаются к настоящему народному искусству. У них появляется уважение к народному искусству.

За пропаганду и развитие декоративно-прикладного искусства, творческие способности, награждена благодарственным письмом МБУ «МСКО «Светоч». Принимала активное участие в областной ярмарке народных промыслов и ремесел «Никольский торг», в межрегиональном празднике фольклора и ремесел «Успенская ярмарка», во многих других выставках и мастер-классах на территории поселения и района.

Опубликовано 03.02.2017 15:06

Владимир Петрович родился в селе Новоглебовка Саратовской области. Семья переехала в 1973году в хутор Верхнесоленый Веселовского района, Ростовской области, где он окончил среднюю школу в 1987 г. После окончание школы поступил на водительские курсы. С 1988 г. по 1990 г. служил в рядах Советской армии в танковых войсках. После армии работал водителем в колхозе имени Ленина Веселовского района. Попал в автомобильную катастрофу где получил тяжёлую травму позвоночника. Находясь в инвалидном кресле построил дом, столярный цех, занимался изготовлением окон и дверей, стульев и др.

С 2011 г. стал заниматься резьбой по дереву.Владимир Петрович изготавливает шкатулки, кубки. Для резьбы использует дерево: тополь, липа, орех. Его работы украшают определенные композиции клинообразные выемки, которые различны по размерам, глубине, по геометрии углов. На его изделиях большое количество граней, их исполнение требует большего мастерства. Также он изготавливает рамочки для икон. Иконы вышивает бисером. Для изготовления своих работ, геометрические эскизы придумывает сам, и пользуется видео и фото материалами пользуясь сети Интернет.

Его работы несут огромное влияние в дело преемственности и развитие народных традиций. Деятельность мастера оказывает большую роль в деле возрождения ремесел. Владимир Петрович имеет небольшой период занятия ремеслом, но благодаря его способности к самообразованию трудолюбию, наличие интереса к культурному наследию страны, его работы могут соперничать с именитыми мастера и его работы вызывают огромный интерес не только у жителей Верхнесоленовского сельского поселения, но и жителей Веселовского района.

Директор МБУК ВСП «Верхнесолновский СДК» Л.В. Гречко

Детей

Дворец творчества детей и молодежи

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ ДОД ДТДиМ

Принято на основании решения

методического совета

Протокол № 2 от 23.11.09 г.

Посвящение в мастера

декоративно-прикладного творчества «Я – хранитель»

(методическая разработка конкурсной программы

в декоративно-прикладном отделе ОУ ДОД ДТДиМ)

Разработала: ,

методист ОУ ДОД ДТДиМ,

г. Сызрань

Пояснительная записка

«Очень важно с юного возраста приобщать ребенка

к истории малой Родины, пробудить вначале

любопытство, потом – любовь, а затем и ответственность

за ее настоящее и будущее»

Не секрет, что в последнее время падает интерес детей к русской национальной культуре, декоративно-прикладному творчеству. И педагоги дополнительного образования видят свою задачу в умножении духовного потенциала подрастающего поколения, формировании его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам.

Наш Дворец творчества – это та ниша в образовании, которая и является хранителем народной, национальной культуры, т. к. здесь изучаются и развиваются фольклор, живопись, декоративное творчество.

Посвящение в мастера декоративно-прикладного творчества – это небольшой опыт работы ОУ ДОД ДТДиМ по изучению, сохранению и развитию народного творчества через возрождение народных традиций, ремесел, гордости и любви к родному краю.

Данная методическая разработка предназначена для методистов, педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности и декоративно-прикладного искусства.

Методическая разработка призвана оказать помощь при проведении посвящения обучающихся первого года обучения в мастера декоративно-прикладного искусства или при проведении любого открытого занятия в объединениях прикладной направленности.

Возраст участников . Сценарий рассчитан на обучающихся 10-14 лет.

Оформление. Зал оформлен поделками и рисунками обучающихся. На сцене стол и скамья с резными узорами, на столе самовар, увешанный сушками. В углу – старинный сундук с русскими национальными костюмами. Рядом расположен манекен в стилизованном русском наряде, девушки-ведущие в русских сарафанах. В центре сцены на стене большими буквами выведено «Я - ………»

Задача будущих мастеров, пройдя определенные испытания, открыть недостающие буквы.

Цель: развитие духовного мира личности ребенка, приобщение к ценностям народной культуры, формирование духовности, патриотизма, заинтересованности видами народного и современного прикладного искусства, представленного в декоративно-прикладном отделе Дворца творчества детей и молодежи.

Задачи:

Обучающая

Познакомить обучающихся с направлениями декоративно-прикладного искусства;

Изучить виды русских народных ремесел через игровую деятельность.

2. Развивающая

Развить творческие способности обучающихся при выполнении игровых творческих

Развивать и сохранять лучшие образцы русской национальной культуры.

3. Воспитывающая

Воспитать уважение к прошлому своего народа, его традициям, обрядам и ремеслам;

Пропаганда творческих объединений декоративно-прикладной направленности.

Форма : игровая познавательная программа.

Сценарий конкурсной программы «Я – хранитель»

Звучит русская народная музыка. На сцену, пританцовывая, выходят две сестрицы, поют частушки.

1. Солнце светит, солнце светит

Утром рано на заре,

Хорошо у нас живется

На родимой стороне.

2. Ох, пляшется нам,

Весело поется.

Почему же нам не петь?

Весело живется.

1. Собрались на посиделки

Мастерицы всех дворов.

И сегодня всем покажем,

Кто как к творчеству готов.

2. Расступись, сестрица,

Вот и наши мастерицы.

(Звучит музыка, выходят мастерицы из объединений «Бисероплетение», «Вышивка», «Вязание», Изостудия, «Тестопластика», «Художественное ремесло», «Цветоделие» и садятся в зал за столики).

1. Проходите, милости просим,

Садитесь за столы.

2. Эх, раз, еще раз,

Конкурс начинаем,

Для хранителей ремесел

Песни запеваем.

(музыкальный номер)

2. Ох, сестрица, и весело мы начали, а ведь дело нам предстоит дюже серьезное.

1. А на Руси издревле повелось, что любое дело с песней, частушками, шутками да

прибаутками спорится.

2. Ведь сегодня всем праздникам праздник. Сегодня мы посвящаем в мастера рукодельниц декоративно-прикладного отдела.

1. Посвящение в хранителей древних традиций, ремесел, народного искусства.

2. Мы сегодня славим дружно

Наше рукоделие,

Отчего не оценить

Народное умение.

Макошь: Коли рукоделие руками золотыми

Да сердцем добрым делалось,

То удачной работы вам в добром деле,

Да счастливой жизни.

А коли в душе обида да зависть,

То гнев мой суров будет. (музыка, гром)

2.Ой, сестрица, кто это?

(музыка)

1. Это богиня Макошь. Ходит она среди людей, невидимая, босая, с распущенными

волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек

сматывает. Не простые те нити, волшебные. Это нити судьбы человеческой. Ну, что?

Хватит сказки сказывать, пора дело делать да юных мастериц в хранители посвящать.

2. А чтобы посвятить юных мастериц, им нужно пройти испытания и показать свое

мастерство в рукоделии.

1. Итак, первое испытание.

(музыка «Бой часов»)

2. Задание не простое, а с хитринкой, лукавое. Каждой команде дается загадка, которую

она, команда, должна отгадать.

1. А загадки эти о народных промыслах.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен. Взгляните!

(Вологодское кружево)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А, может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные,

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы)

Ростом разные подружки

Все похожи друг на дружку,

Раз, два, три, четыре, пять…

(Матрешки)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора,

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновские игрушки)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке горят.

(Городец)

На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники…

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные.

(Павлово-посадские платки)

2. Молодцы, с заданием справились, и на сцене появляется буква заветного слова (Х).

1. Следующее испытание: «Русские узоры»

2. Задание не простое, творческое. Каждая команда вырезает из бумаги платье, сарафан, юбку, костюм.

1. Следующий этап: на этом изделии нарисуйте характерные черты узора одного из народных промыслов. Рисует вся команда.

2. Название промысла на карточках. На сцену приглашаем одного участника команды, чтобы выбрать карточку.

(на карточках написаны названия промыслов: гжель, хохлома, городец, филимоновская игрушка, дымковска игрушка, павлово-посадские платки, жостовские подносы, полхов-майдановская роспись, вологодское кружево ).

1. Задание выбрано. Приступайте к росписи.

(музыка «Бой часов». Задание выполнено, открываем букву Р)

2. Как из белых мхов,

Из того ли сруба дубового,

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели

Да из долгого льна,

Да с того ли донца расписного

Выпрядала девица тонкую нить,

Нитку тонкую, нитку прочную…

1. По спряденной ниточке и характер определяли. Нитка тонкая, ровная – характер

девушки спокойный, покладистый; нитка в узлах, рвется, - и характер горячий.

И сейчас мы переходим к следующему испытанию, оно называется «Волшебный

клубок». Команда должна связать с помощью крючка цепочку 20 см. Время на конкурс

– 1 минута.

(музыка «Бой часов»)

2. Все, стоп! Испытание пройдено, и на сцене открывается следующая буква (А).

1. Любая мастерица умеет все. Даже изготовить из подручного материала шляпу.

2. Ну, что ж, давайте проверим. Приглашаю на сцену по одному участнику от каждого столика. Итак, у нас получилось две команды. Вот из чего вам предстоит создать головной убор : здесь мужские галстуки, прищепки, ленты, цветы, ремни.

1. Приготовились, начали!

(музыка «Бой часов»)

2. Стоп. Посмотрите, какие неординарные шляпки.

1. Сколько девчата приложили труда, творчества.

2. Главное, они делали все сплоченным коллективом . И это, я считаю, одно из главных качеств будущих хранителей: в искусстве идти рука об руку.

1. А мы открываем следующую букву (Н).

2. Открываем, открываем, открываем аукцион народных ремесел. Если вы их не забыли, побыстрее мне их назовите.

1. Итак, первый столик.

(Аукцион)

2. Хранители знают ремесла на пять

От этого больно хочется плясать.

1. Погоди – напляшешься, испытания еще не все пройдены, и буквы не все открыты.

Открываем букву (И).

2. Эх, раз, еще раз,

И игла пустилась в пляс.

Эх, стежок, еще стежок,

Глянь-ка, вышила мешок.

1. Все шутишь, сестрица. А наши мастерицы сейчас будут вышивать следующую букву

заветного слова.

2. И какую же букву?

1. Букву Т. Начинаем.

(музыка «Бой часов», после выполненного задания открываем букву (Т)

1. Кто не любит в холодную зиму вздремнуть под теплым одеялом.

2. Да (сладко потягиваясь). А вот моя бабушка делала одеяла из лоскутков. И такие они получались красочные, веселые.

1. И сейчас мы попробуем воспроизвести рукоделие наших бабушек. Испытание таково: каждый столик из лоскутков на листе бумаги делает красочную, яркую картину.

2. Итак, начинаем.

(музыка «Бой часов», конкурс «Лоскутки»,

после выполненного задания открываем букву (Е)

1. Издревле повелось, что русский народ всегда песни запевает.

2. Вот и мы, рукодельницы и мастерицы, споем.

1. Петь будем по очереди, заодно и узнаем, какой стол сколько народных песен знает.

онкурс «Поет российская душа», после конкурса открывается - (ЛЬ)

1. Вот и вечер скоротали.

2. И слово заветное узнали «Я - хранитель».

1. Теперь, вы – хранители, теперь вам оберегать, обогащать и передавать своим будущим мастерам искусство Древней Руси.

2. И не забывайте, что народные промыслы, сделанные руками с любовью и добром, несут свет и тепло людям.

(музыка, выносят 9 свечей на подносе)

1. Возьмите этот свет и несите его по жизни, будьте настоящими хранителями красоты,

творчества, искусства, любви, добра.

2. Пусть ваши души всегда несут людям тепло, радость, свет жизни. Берите свечи.

(музыка, свечи разбирают, несут к столикам)

1. А сейчас наши посвященные мастера преподнесут сувениры вам, дорогие зрители.

(музыка, участники программы дарят поделки зрителям)

2. Подошла пора проститься с вами.

1. Только светлей будет в сердце грусть.

1 и 2 вместе: Пусть всегда гордится мастерами

Щедрая, песенная Русь!

(музыкальный номер)

Использованная литература

1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей, № 3, 2008

2. Журнал «Внешкольник», № 6, 2003

3. Журнал «Народное образование», № 11, 2000.

4. «Забытые ремесла», М. Изд-во «Дрофа», 2004.

На уроках кубановедения, трудового обучения нам рассказывали много интересного о промыслах и ремёслах, распространённых на территории Краснодарского края. Кубанская земля славилась и славится своими мастерами, одарёнными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались настоящие произведения искусства. На территории нашего края распространены такие ремёсла, как: ковроткачество, гончарное, кузнечное дело, обработка кукурузы, лозоплетение, чеканка, резьба по дереву, вышивка, мережка, соломка, обработка кожи, вязание, обработка кости, камня, обработка стекла, цветоделание. Мы рассматривали книги, буклеты, ходили на экскурсии в городской музей, слушали рассказы и рассматривали фотографии с выставок, в которых принимала участие наш классный руководитель и её ученики. Нам очень хотелось тоже делать красивые изделия и участвовать в разных выставках. Мы видели работы многих мастеров декоративно-прикладного творчества, но не знали их лично. Тогда мы решили собрать информацию о мастерах нашего города. Встречи эти, беседы, мастерклассы,оживили картинки”, которые сохранились теперь в нашей памяти надолго, нам захотелось освоить некоторые ремёсла самим. Многие мастера с радостью предложили свою помощь в овладении секретами ремесла.

Эйрих Галина Николаевна с рукоделием знакома с детства: хорошо вязала спицами. В 60 лет она решила научиться вязать крючком, и простор перед нею открылся широчайший. Начала с пинеток, шапочек, вяжет и шали, палантины, салфетки, скатерти. Идею вязать кукол подали внуки. Фантазии нет конца и края. Да и самой ей неинтересно вязать однотипные изделия. Из-под крючка Галины Николаевны выходят то клоун, то негритёнок, то домовёнок, то казак с казачкой. Игрушки этого мастера радуют детей и взрослых не только в нашем городе.

Эйрих Виктор Иванович – замечательный мастер по обработке дерева. Немало кухонных гарнитуров радуют своим теплом, красотой, надёжностью и ещё долгие-долгие годы будут служить людям. Сейчас такие объёмные работы ему сложно выполнять, но сложа руки сидеть не привык: делает изумительные по красоте, изяществу шкатулки и кухонную утварь.

У Эйрих Галины Николаевны и Виктора Ивановича замечательные дети и внуки. Они продолжают семейные увлечения, развивают его, совершенствуют, постигают новые. В 2008 году династия Эйрих стала победителем на краевом фестивале семейного творчества,Любить и Беречь” и получили премию. В 2010 году у Галины Николаевны и Виктора Ивановича – золотая свадьба. Гармония и понимание в семейной жизни придают им силы для развития творчества. Работы этой семьи можно увидеть на выставках, фестивалях, как городских, так и краевых, и даже международных.

Давыденко Марина Владимировна с детства увлекалась рукоделием. Как и все маленькие девочки, она играла с пупсиками (маленькими куколками), придумывала и шила им наряды. Мама показала лицевую и изнаночную петли на спицах лет в 10. Остальное постигала сама. Умеет Марина Владимировна вязать спицами и крючком, выпиливать лобзиком, вышивать лентами, владеет техникой макраме, гильоширования, бисероплетением, кожепластикой, нравится лепить из солёного теста, резать по дереву. Вышивка крестом – нынешнее её увлечение. В ближайших планах – выполнить изделия приёмом,объёмной вышивки”. Принимает участие в выставках, фестивалях различного уровня: от городского до международного.

Ляпунова Ольга Владимировна занимается вышивкой, бисероплетением, плетением из соломы, талаша (кукурузных листьев). Любовь к рукоделию перешла по наследству. За вышивкой помнит себя лет с десяти. Первое образование совершенно не связано с увлечением. Ольга Владимировна в 2001 году круто изменила течение жизни: поступила в университет культуры, закончила успешно. В настоящее время она не только радует своим творчеством, но и учит народным промыслам Кубани ребят различной возрастной категории.

Кожина Вера Васильевна родилась в 1950 году в г. Уфа. Работала на Башкирском комбинате по росписи сувениров, художником-декоратором в г. Тихвин (Ленинградской обл.). В нашем городе живёт с 1985 года. Ей пришёлся по душе маленький провинциальный уютный городок. Именно здесь Вера Васильевна смогла реализовать себя как талантливый педагог и МАСТЕР. Немало талантливых ребят открыла она, помогла им поверить в себя. Сама она делает самобытные работы из природного материала (цветы, солома, семена, шелуха лука и т.п.), рыбной кости, чешуи, солёного теста, кожи, глины. Активное участие принимает в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня: от городского до международного.

Лагутина Людмила Николаевна - женщина с добрыми глазами. Она очень смущается, потому что раньше о ее работах знали только ее родные и знакомые. Эти прекрасные вышивки должны увидеть все жители нашего города. Кроме вышивания Людмила Николаевна занимается вязанием и бисероплетением. Творчеством Людмила Николаевна стала заниматься не очень давно, всего 4 года назад. Но вышивать она умела с детства. Ее научила этому мама, которая тоже была рукодельницей. За 4 года Людмила Николаевна достигла большого мастерства в искусстве вышивки. Ее картины поражают воображение, кажется, что они нарисованы красками, а не вышиты нитями.

Сердюков Михаил Николаевич занимался лозоплетением с семи лет. Научил его отец, которого, в свою очередь, учил его отец. После 5-го класса Миша уже работал в колхозе: плёл корзины за трудодни. Отслужил в рядах Советской Армии, женился (более сорока лет в браке). Лозу он выращивает во дворе. Инструменты для выполнения работ тоже делает сам. Все красители – только натуральные, природные. К Михаилу Николаевичу приезжают за изделиями домашнего обихода не только из близлежащих населённых пунктов, но и других регионов. Он участвует в выставках мастеров. Помимо лозоплетения, Михаил Николаевич ещё и прекрасный столяр, плотник, паркетчик. Мечтает передать своё мастерство молодому поколению.

Попович Валентина Ивановна родилась в 1933 году в г. Кропоткине. Здесь она провела своё детство, юность, училась, работала, вышла на пенсию. На первый взгляд монотонная и скучная жизнь, да не тут то было. Работая, принимала активное участие в жизни предприятия, города. После выхода на пенсию она возглавила городской совет ветеранов, где и сейчас не даёт успокаиваться никому. Вязать крючком научилась, когда не было и 10 лет. Вязала кошелёчки, которые продавала, чтобы купить книги. Это были первые и последние проданные работы. Все последующие работы только бережно хранит или дарит людям на память. Свои работы с удовольствием выставляет на выставках уже более 20 лет.

Заболоцких Ирина Васильевна родилась в 1937 году. Рано пошла работать, т. к. в семье было 9 детей, заочно училась. В наш город переехала в 1962 году. Вязать крючком научилась вязать ещё в 3-ем классе, а вышивать училась в юности самостоятельно. Пока растила детей, времени на увлечения трудно было выкроить. А вот за последние 15 лет вышила более 150 картин. Предпочтений особых нет – лишь бы,душа легла”. Картины Ирина Васильевна демонстрировала и на персональных выставках, и на выставках различного уровня.

Себенкова Нина Тимофеевна родилась в 1953году. С детства ей нравилось шить. Бисероплетением увлеклась сравнительно недавно: чуть более года назад. Началось всё с ёлочки. Первое деревце из бисера она мечтала сделать сама, а не купить. Потом появились новые идеи, выработался свой стиль плетения. Сейчас у Нины Тимофеевны великое множество задумок и идей, которые она с удовольствием воплощает в жизнь.

Бобровой Вере Ивановне 72 года. Она прекрасно вяжет и спицами, и крючком. Первое изделие было связано для четырёхлетней дочери. Бессчётное множество кофт и кофточек, юбок, скатертей, салфеток украшают жизнь знакомых и родных. В 65 лет Вера Ивановна взялась за освоение новой техники – плетения из бисера. Цветы изумительной красоты тончайшей работы, колье, серьги, браслеты – вот неполный перечень её изделий. Изделия Веры Ивановны Бобровой – украшение любой выставки.

Мы рассказали не обо всех мастерах декоративно-прикладного творчества города Кропоткина. В дальнейшем, мы уже планируем знакомиться с другими мастерами: рассказать о них, перенять их опыт. Сами мы тоже стараемся быть достойными МАСТЕРОВ нашего города. Нам удаётся выполнять некоторые достойные работы. Это ведь так прекрасно: украшать жизнь и дарить радость людям!