Характерные особенности русской национальной культуры. Основные черты специфики русской культуры

Об особенностях российской культуры можно говорить только конкретно, сравнивая ее с культурами известных соседей ближнего и дальнего зарубежья.

К особенностям Российской культуры можно отнести:

· Богатство культурного наследия,

· Связь с православными взглядами и ценностями. Отсюда - тяга к соборности, уважение к правде, воспитание в себе благодарности и любви к окружающим, при этом ощущение своей грешности, негативное отношение к вере в свои силы, негативное отношение к деньгам и богатству, склонность полагаться на волю Божью.

· Постоянный поиск духовности и смысла жизни, при этом черты романтизма. Возвеличивание Человека вообще и принижение конкретного человека в частности.

Частью российской культуры является российский менталитет, которому присущи:

· Определенный негативизм. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.

· Принцип «не высовывайся»

· Протестное отношение к наказаниям. Смотри Российский менталитет

· Лень и любовь к халяве

Вывод

Итак, исследователи так и не сошлись на едином понятии «цивилизации» и на сегодняшний момент времени существует довольно много точек зрения. Например, определений понятия культуры существует около трёхсот, и с так же с понятием “цивилизации”. Каждая точка зрения, по своему, в каком-либо аспекте обсуждаемой проблемы права. Всё-таки у каждого народа есть своя культура, и исследователи данного народа дают оценку цивилизации, следуя законам своей культуры. Но всё же во многих словарях даётся такое определение понятия «цивилизации».
Цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.
Что же касается отношения России к западному или восточному цивилизационным типам, то можно сказать, что Россия не вписывается полностью ни в западный, ни восточный тип развития. Россия обладает огромной территорией и поэтому Россия - это исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия, геополитически расположенная между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту.
В итоге Россия с момента своего возникновения вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов, живших на её территории и прилегающих к ней. На протяжении долгого времени на развитие России оказывали влияние государства как так и западного цивилизационных типов. Некоторые ученые выделяют отдельный Российский тип цивилизации. Так что нельзя точно сказать к какому цивилизационному типу относится Россия.
Восточная специфика русской культуры есть результат ее истории. Русская культура, в отличие от западноевропейской, формировалась на иных путях: она росла на земле, по которой не проходили римские легионы, где не высилась готика католических соборов, не пылали костры инквизиции, не было ни эпохи Ренессанса, ни волны религиозного протестантства, ни эры конституционного либерализма. Ее развитие было связано с событиями другого исторического ряда - с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, византийского православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространением его власти все дальше к Востоку.

Литература

1. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке – М., 1990;

2. Ерыгин А.Н. Восток – Запад – Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях – Ростов н/Д., 1993;

3. Конрад Н.Н. Запад и Восток – М., 1972;

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992;

5. Философия: Учебник для Вузов / ред. В. П. Кохановский – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

6. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М; Новороссийск: Сибирское соглашение, 2000.

Введение

Обсуждение о культуре России была и остается актуальной для современного общества.

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Отношение к русской культуре у деятелей мировой культуры всегда было неоднозначным и противоречивым. Полтораста лет назад оно ощущалось уже настолько отчетливо, что один из самых образованных и приобщенных к европейской культуре поэтов России Федор Иванович Тютчев сформулировал это отношение и его причины в четверостишии:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить,

Тютчев считал это отношение к России и ее культуре изначальным, иррациональным, доступным только вере и возникающим из непонимания. Еще раньше, в 1831 году Пушкин писал еще более резко в стихотворении "Клеветникам России":

Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали...

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага -

И ненавидите вы нас...

Причину Пушкин видел в еще неостывшем пламени наполеоновских войн, Но в двух мировых войнах XX века Россия была союзницей Франции и Англии, была и союзницей СШA, а в спорах интеллектуалов России и Запада звучат те же знакомые ноты.

русский культура мировая

Понятие русская культура, ее характеристики и особенность

русский культура мировой национальный

Понятия “русская культура”, “русская национальная культура”, “культура России” - можно рассматривать как синонимы, а можно в качестве самостоятельных феноменов. Они отражают разные состояния и составляющие нашей культуры. Представляется, что при изучении русской культуры в центре внимания должна быть собственно культура, культурные традиции восточных славян как союза племен, русичей, русских. Культура иных народов в данном случае представляет интерес как результат и процесс взаимовлияния, заимствования, диалога культур. В данном случае понятие “русская культура” синонимично понятию “русская национальная культура”. Понятие “культура России” более широкое, так как включает в себя историю становления и развития культуры Древнерусского государства, отдельных княжеств, многонациональных государственных объединений - Московского государства, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации. В этом контексте русская культура выступает как основной системообразующий элемент культуры многонационального государства. Многонациональную культуру России можно типологизировать по различным основаниям: конфессиональному (православные, протестанты, мусульмане, буддисты и т.п.); по хозяйственному укладу (земледельческая культура, скотоводческая, охотничья) и др. Игнорировать многонациональный характер культуры нашего государства, как и роль русской культуры в этом государстве весьма непродуктивно. Интерес к особенностям культуры разных народов России в большей степени проявляют этнографы и в меньшей степени культурологи. Одновременное бытование разных культур, смешанные браки, разнонаправленные традиции в рамках одной семьи, селения, города требуют внимательного отношения исследователей. От гармонизации этих отношений, взаимного познания во многом зависят добрые отношения в стране, успешное решение задач по развитию культуры России.

Изучение отечественной культуры - задача не только образовательная. Она тесно связана с другой - не менее важной, вырастить носителей русской культуры, продолжателей ее традиций, что будет способствовать ее сохранению как части мировой культуры, расширению границ русской культуры, диалогу культур.

“О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, велениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Эти строки, проникнутые глубокой любовью к своей земле, можно считать эпиграфом к данному тексту. Они составляют начало древнего литературного памятника “Слово о погибели Русской земли”. К сожалению, сохранился только отрывок, который был обнаружен в составе другого произведения - “Повести о житии Александра Невского”. Время написания “Слова” - 1237 -- начало 1246 г. Каждая национальная культура - это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре. Ее можно сравнить с культурами Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

Попытки понять отечественную культуру, определить ее место и роль в круге иных культур сопряжено с определенными сложностями. Их можно подразделить на следующие: сильное тяготение исследователей к компаративистскому подходу, постоянной попытке сравнительного анализа нашей культуры и культуры Западной Европы и почти всегда не в пользу первой; идеологизация конкретного культурно-исторического материала и его трактовка с тех или иных позиций, в ходе которой одни факты выдвигаются на первый план, а те, которые не вписываются в концепцию автора, игнорируются.

При рассмотрении культурно-исторического процесса в России явно прослеживаются три основных подхода.

Первый подход представлен сторонниками однолинейной модели мировой истории. Согласно этой концепции все проблемы России могут быть решены путем преодоления цивилизационного, культурного отставания или модернизации.

Сторонники второго исходят из концепции многолинейности исторического развития, согласно которой история человечества состоит из истории целого ряда самобытных цивилизаций, к одной из которых относится и русская (славянская - Н.Я. Данилевский или православно-христианская - А. Тойнби) цивилизация. Причем, основные черты или “душа” каждой цивилизации не может быть воспринята или глубоко понята представителями иной цивилизации или культуры, т.е. является непознаваемой и не воспроизводимой.

Третья группа авторов пытается примирить оба подхода. К ним относится и известный исследователь русской культуры, автор многотомного труда “Очерки по истории русской культуры” П.Н. Милюков, который определил свою позицию как синтез двух противоположных конструкций русской истории, “из которых одна выдвигала вперед сходство русского процесса с европейским, доводя это сходство до тождества, а другая доказывала русское своеобразие, до полной несравнимости и исключительности”. Милюков занимал примирительное положение и строил русский исторический процесс на синтезе обеих черт, сходства и своеобразия, подчеркивая черты своеобразия “несколько более резко, нежели черты сходства”. Следует отметить, что выявленные Милюковым в начале XX в. подходы к изучению культурно-исторического процесса России сохранили, с некоторыми модификациями, свои основные черты до конца нашего века.

Большинство авторов, расходящихся в оценках и перспективах культурно-исторического развития России, выделяют, тем не менее, ряд общих факторов (условий, причин), определяющих особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории и культуры. Среди них: природно-климатический, геополитический, конфессиональный, этнический, особенности социальной и государственной организации русскогообщества.

На русскую культуру оказали влияние: природа, национальный характер, историческая судьба государства, влияние религии и т.п. Возрастание континентальности и пустынности климата сказывается на запоздании культур. Колыбель русской культуры - Восточно-европейская (Русская) равнина (от заполярья до черного моря) - огромный массив. Рельеф равнины определил неустойчивость климата. Исторически Россия переходная страна между Европой и Азией. Культура связывала ее с Европой, природа - с Азией. Возникла историческая концепция евразийства (Вернадский).

Сильное влияние оказало татаро-монгольское иго. Т.к. Русь была раздроблена, это спасло ее от завоевания другими странами, Золотая Орда принесла идею великодержавия, религиозную идею царя. Евразийские народы строили государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни, отсюда концепция соборности.

На фоне холодов, засух, голода, завоеваний развертывались демографические и этнические процессы, их итогом было формирование русской нации. Этапы формирования:

1. Распад индоевропейского языкового единства и этноса, выделение нового этноса, Говорившего на праславянском языке

2. Расселение славян после гуннского нашествия (5-6 в.), утрата единства, возникновение западных, южных и восточных славянских племен

3. Формирование первых гос.образований у восточных славян (поляне, древляне, северяне и пр.), объединение их в Древнерусское Киевское государство (7-10 в.)

4. складывается единая народность в условиях Киевской Руси, затем раздробленность (11-12)

5. Распад древнерусской народности, формирование русского, украинского и белорусского народов (13-16 в.).

Непрерывная колонизация и переселения начались в 7 веке, приходилось огромными усилиями отвоевывать у природы земли под пашню. Водный путь «из варяг в греки» вел от Финского залива к Черному морю через Волхов и Днепр, вдоль него и формировалось русское государство. Патриархально-родовой уклад быстро разрушался.

Национальный тип великоросса, известного своей неприхотливостью в быту, редкой выносливостью и долготерпением формировался в постоянной борьбе с суровой природой на скудной почве, которую он отвоевал у леса.

Национальный характер - опора любой национальной культуры. Русский народ всегда осознавал свое историческое призвание, отсюда формирование определенных высоких целей, идеалов, канонов. Русская идея - идея созерцающего сердца, свободно и предметно передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова. На Руси не было такого уважения к коммерческому делу, как на Западе.

В русском народе всегда была отреженность, не привязанность к семье, Государству, он обращен к небу, в этом духе его воспитало православие, оно внушало идею обязанности, а не идею права. МЫ не воспринимали буржуазного строя, отсюда особый интерес в культуре к социальным вопросам, стремление к праведному, справделивому мироустройству. Отрицательное отношение к ценностям западной цивилизации. Важной чертой русского характера является патриотизм.

Огромное значение для культуры имела одаренность русского народа (сколько имен мы дали миру!), любовь к красоте и дар творческого воображения.

Русский народ, а вместе с ним и культура, родились на огромном пространстве Восточно-Европейской равнины. Это обусловило постоянное влияние географического фактора на развитие многих элементов русской культуры. В самом начале зарождения русской культуры на нее оказали сильное влияние византийская и скандинавская культурные традиции. Первая передала Руси высочайшие духовные традиции, вторая – политическую и военную культуру, род Рюриковичей. Однако полного слияния этих двух культур так и не произошло. Отсюда и вытекают противоречивость всей русской культуры в целом, столкновения между духовной властью и властью политической. Русский человек никогда не хотел отказываться от своих традиций и на любые попытки власти привнести какие-либо изменения народ реагировал всплесками восстаний и массовых недовольств. Консерватизм – одна из главных особенностей культуры нашей страны. Консерватизм, на мой взгляд, характеризует одну из негативных сторон человека, а именно, привычку идти по пути наименьшего сопротивления, боязнь перед тем, чего не знаешь, а следовательно, неспособность к преобразованиям и прогрессу. Это во многом объясняет отставание государства на различных этапах исторического развития. Если же перемены неизбежны, то включалась другая сторона мышления русского человека, ориентирующаяся на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки. Но это, как известно из истории, не приводило ни к чему хорошему.

Еще одной особенностью нашего народа является глубокая вера. Одним из основополагающих факторов русской культуры всегда было понятие «образца». Русский народ издавна жил по христианским законам. Человек полностью зависел от церкви, повседневную жизнь должен был строить по образцу и ориентироваться на него в выборе форм, взаимоотношений, в поиске своего места в мире среди других людей. Существовало устойчивое убеждение, что «люди подражают монахам, монахи – ангелам, ангелы – Богу». Вся русская культура во всех своих проявлениях опиралась на христианские законы.

Духовная культура создавала образцы для повседневной бытовой культуры. Дом строился по образу и подобию храма, «Домострой» диктовал идеальную картину повседневной жизни человека. Церковь и государство были неразделимыми понятиями. Люди всячески зависели от власти и трудились по большей части только во благо государства. Устойчивое разделение на верхи и простолюдин, на тех, кто диктует законы, и тех, кто должен строго им следовать, сохранилось и по сей день в нашей стране.

Особое отношение к труду, русской культуре свойственны утопичность (надежда на несбыточное, «авось»), общинность.

34/Социальная регуляция как способ воздействия общества на личность.

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям.

Социальное поведение – это система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

социальная регуляция поведения личности

В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

Внешние факторы регуляции поведения.

Личность включена в сложную систему общественных отношений. Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические, религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществления этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

· общественное производство,· общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности),· социальные движения,· общественное мнение,· социальные потребности,· общественные интересы,· общественные настроения,· общественное сознание,· социальная напряженность,· социально-экономическая ситуация.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере политики – власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений – право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья

35 социальный контроль

социальный контроль -методы и стратегии. определяющие поведение людей в рамках общества

виды: формальный и неформальный

Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества - государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви.

Неформальный контроль - это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения - первичной группы. Исторически неформальный контроль появился гораздо раньше формального.(процесс взаимного контроля участников какого-либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.).

36 Cоциальные отклонения

социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др

Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминировнность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции. В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство. Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, е го волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.

37.понятие аномии

понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).

Дюргейму принадлежит идея Аномии -общественного состояния которое характеризуется разложением системы ценностей обусловленным кризисом всего общества его соц институтов противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

аномия - это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок . Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

1)расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;2)низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;3)частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.

38.Девиации и развитие общества.

Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.

Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек оставляет суждения о желательности или нежелательности того или иного стиля поведения. Общество переводит такие суждения в положительные или отрицательные последствия для тех, кто следует или не следует подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Характеристики девиации (В.И. Добреньков):

1. Относительность девиации.

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Пример: Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят от туда какие-то предметы.

2. Механизм закрепления определений.

Люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением от нормы. Пример: В 1776 г. британцы заклеймили Дж. Вашингтона как предателя; через 20 лет он стал президентом США. В 1940-е гг. британские власти в Палестине называли Менахема Бегина террористом; 30 лет спустя он возглавил гос-во Израиль и пользовался большой популярностью. Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в Росси девиантным, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами и людей помещают в мед. учреждения, где они получают лечение.

3. Зона допустимых вариаций.

Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки, а скорее как некоторая зона. Пример: Считается, что университетскому профессору положено держаться со студентами официально. Но один профессор крупного универа имеет обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Многие студенты сначала смеются над преподавателем, но затем он завоевывает всю аудиторию. Затем студенты говорили, что стиль его поведения составляет часть эффективной методики преподавания.

В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений.

Доп. Пример: появление на работе в нетрезвом виде – ненормально, но на новогодней вечеринке – это норма.

Можно выделить два типа отклонений:

1) Индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2) Групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Однако в реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Кроме того, выделяют первичное и вторичное отклонения. Данная концепция впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе Например, проявления эксцентричности, «маленьких шалостей»

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант.

39 Социальный институт- соц структура или порядок общественного устройства определяющая поведение некоторого множества индивидов того или иного общества

соц институт форма человеческой деятельности основана на четко разработанной идеологии системе правил и норм а так же соц контроля за их исполнение

Структура

Г. Спенсер - первым употребил термин «соц. институт» - продолжил идеи Конта. Определил фактор в развитии соц. институтов общ-ва – борьба с соседними общ-ми и с окр. средой за существование. В процессе эволюции общ. организма усложняется его структура и возникает необходимость формирования координирующей подсистемы. Соц. организм состоит из 3х подсистем: регулятивной, производящей средства для жизни, распределительной. Виды соц институтов по спенсеру: институты родства, экономические институты, регулирующие институты. Т.о., соц. институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий

Понятие социальный институт предполагает:

· наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

· эти механизмы, являясь надиндивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены:

· ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);

· их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;

· средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;

· социальные позиции - сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Функции присущие всем институтам:

·
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.

· Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

· Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

· Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

· Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию.

40 таблица в учебнике

41 . Институционализация - это замена спонтанного, рефлекторного поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, проходит несколько основных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Эта потребность должна касаться наведения порядка в определенной области человеческой деятельности;
формирование общих целей, которые должно преследовать значительное количество членов человеческого общества;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. Такие нормы нося неформальный характер и крайне недолговечны;
появление процедур, связанных с нормами, и пpaвил, которые являются способами достижения групповых целей;
институционализация норм и правил поведения, а также институциональных процедур, что является: необходимым условием их закрепления в поведении членов общества;
установление системы формализованных санкций для поддержания норм и правил, их дифференциация в зависимости от отдельных социальных групп общества и применение в зависимости от различных ситуаций, складывающихся в обществе;
создание системы статусов и ролей, которые должны охватывать всех без исключения членов социального института.

Процесс институционализации, таким образом, включает в себя ряд моментов.

· Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

· Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.

· Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность организаций, учреждений, лиц, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования приводится в действие социальным корпусом преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

42. Традиционные и современные социальные институты.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

История эволюции социальных институтов есть история постепенного превращения институтов традиционного типа в институты современного типа. Традиционные институты характеризуются прежде всего тем, что основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях. Род, большая семейная община являются доминирующими институтами первобытного общества.

В ходе своего развития институты становятся все более специализированными по функции. Некоторые из них занимают в системе социальных институтов положение господствующих. В развитых обществах новейшего времени получают все более широкое развитие ценности, утверждающие успех и достижения. В число доминирующих попадают институты религии, экономики, брака, политики, науки и массового высшего образования, которые обеспечивают воспроизводство и распространение ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности, без присутствия которых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование современных социальных институтов. Отличительной чертой институтов новейшего времени является также их относительно большая независимость от степени моральных предписаний; выбор способов поведения и приятие или неприятие тех или иных институтов становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов.

43 семья -соц группа члены которой связаны узами родства брака или усыновления и живут совместно сотрудничая экономически и заботясь о детях. Семья один из самых древних институтов Она возникла намного раньше религии гос-ва и др

функции семьи

1)репродуктивная(биологич продолжение)

2)воспитательная (подготовки молодого поколения к жизни в обществе

3)хозяйств-экономич ведение дом хоз ва

4)духовно эмоциональная развитие личности духовное,взаимообогащение поддержка,дружеское отношение

5)досуговая организация нормального досуга отдыха

6)сексуальная удовл секс потребностей

структурные потребности человека согласно маслоу 1)физиологические и сексуальные2)в безопасности своего существования3)соц потребности в общении4)престижные в признании)5)духовные в самореализации

44. Факторы социального воздействия на семью и брак.

Основные мотивы разводов можно разделить на три типа:

1 - мотивы, обусловленные воздействием социально-экономических факторов: материальный расчет при заключении брака, частые командировки одного из супругов, недовольство жилищными и бытовыми условиями, осуждение супруга с лишением свободы на длительный срок;

2 - мотивы, обусловленные социально-психологическими факторами : различия в потребностях, интересах, целях, вмешательство третьих лиц, несходство характеров, необоснованные ревность, новая любовь, измена;

3 - мотивы социально-биологического характера : пьянство и алкоголизм супруга, супружеская неверность, болезни, психические заболевания, неспособность или нежелание одного из супругов иметь детей, большая разница в возрасте, действительная и мнимая сексуальная несовместимость.

Отметим, что женщины зачастую основной причиной развода считают материальные трудности и пьянство, а мужчины - новое увлечение , несовместимость и однообразие семейной жизни. Молодежь чаще видит причину развода в несовместимости характеров, появление новой любви, измене и будни семейной жизни.

Развод как социальный феномен приводит к сложным и многочисленных последствий и проявлений деформации в жизнедеятельности семьи. Однако, не менее важной проблемой для социально-психологического анализа является изучение ситуации перед разводом. С одной стороны, она характеризуется нарастанием конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление семейной сплоченности, с другой - ростом усилий семьи, направленным на сохранение семейной жизни.

В течение своего жизненного цикла семья постоянно встречается с различными трудностями, неблагоприятным условиями, проблемами. С методологической точки зрения исследователи сосредотачиваются на двух главных сферах анализа Этой тематике.

Первое - это исследования семьи в сложных условиях, Которые возникли из-за Неблагоприятное влияние общих масштабных социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий.

Второе - это изучение "нормативных стрессов", т.е. тех трудностей, Которые встречаются в жизни семей с повседневных условиях. Эти сложности связаны с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла . А также проблемы, которые возникают в тех случаях, когда внешние факторы приводят к нарушению механизма функционирования института семьи: длительная разлука, развод, тяжелое заболевание.

Рассмотрим основные моменты, присутствующие в возникновении и выявлении семейных деформаций.

Факторы, обуславливающие семейные деформации. Речь идет о довольно широкий спектр обстоятельств, особенности социальной среды, условия жизнедеятельности семьи, изменения в личности одного из супругов, которые могут осложнить функционирование семьи . Все многочисленные проблемы, возникающие перед семьей, можно условно разделить по силе и продолжительности их воздействия. Особое значение имеют при этом две группы семейных проблем. Примером первых может служить смерть одного из супругов, известие о супружеской измене, внезапные изменения в жизни и социальном статусе (например, внезапное и серьезное заболевание). Ко второй группе проблем можно отнести чрезмерное физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, сложности с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.д ..

Можно привести следующую классификацию проблем, с которыми сталкивается семья. Выделяют два их типа: проблемы, связанные резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) - например, заключение брака, начало семейной жизни, рождению ребенка. И проблемы, связанные с кумулятивными трудом, т.е. их наложением - например, необходимость принятия решений целого ряда проблем после появления в семье ребенка, а именно заключение получения образования, усвоение специальности, решения жизненных проблем, ухода за ребенком и т.п. .

Через все этапы семейного цикла проходят так называемые "нормативные стрессоры», то есть те проблемы, которые в разной степени переживаются всеми семьями: связанные с взаимно

жилищной проблемы, с уходом и воспитанием ребенка и т.п. . Сочетание вышеназванных проблем в определенные моменты жизненного цикла семьи может привести к семейным кризисам.


Похожая информация.


Проблемы русской культуры и её места в мировом культурно-историческом процессе занимали умы многих деятелей русской науки и культуры.

Славянофилы - представители общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшие за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за полное неприятие Россией пути западноевропейского развития.

Западники - представители направления в общественной мысли России середины XIX века, связывавшие культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.

Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась, и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.

Западники, наоборот, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств, в православии и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Что же касается социальных проблем, то одни из них более всего ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 ) начал работать над трактатом "Философические письма" (на французском языке) в 1829 г



Чаадаев пришел к выводу, что бесплодность исторического прошлого России является в известном смысле благом. Русский народ, не будучи скованным окаменелыми формами жизни, обладает свободой духа для выполнения великих задач грядущего. Православная церковь сохранила сущность христианства во всей его первоначальной чистоте. Поэтому православие может оживить тело католической церкви, которое слишком сильно механизировано. Призвание России состоит в осуществлении окончательного религиозного синтеза. Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы в том случае, если она усвоит все, что есть ценного в Европе, и начнет осуществлять свою, Богом предначертанную миссию.

Сторонники славянофильства сходились в том, что России предстоит миссия заложить основы нового общеевропейского просвещения, опирающиеся на подлинно христианские начала, сохранившиеся в лоне православия. Только православию, по их мнению, присуща свободная стихия духа, устремленность к творчеству, оно лишено той покорности необходимости, которая свойственна западноевропейскому обществу с его ра­ционализмом и господством материальных интересов над духовными, что привело в конечном итоге к разобщенности, индивидуализму, разорванности духа на составляющие его элементы. Взглядам основных представителей славянофильской философии - П.К. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина - свойственны общие черты. Во-первых, это - учение о целостности духа; во-вторых - увлечение идеей соборности. Органическое единство не только пронизывает церковь, общество и человека, но и является непременным условием познания, воспитания и практической деятельности людей. Причем подлинное знание доступно не отдельному человеку, а лишь такой совокупности людей, которая объединена единой любовью, т. е. соборному сознанию. Начало соборности вфилософии славянофилов выступает как общий метафизический принцип бытия, хотя соборность характеризует в первую очередь церковный коллектив. Понятие соборности обретает у славянофилов широкое значение, сама церковь понимается как некий аналог соборного общества. Соборность - это множество, объединенное силой любви в свободное и органическое единство. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность. Соборность противоположна индивидуализму, разобщенности и отрицает подчинение какому-либо авторитету, включая и авторитет церковных иерархов, ибо ее неотъемлемым признаком является свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Поскольку истина дается только соборному сознанию, то и истинная вера, по мнению славянофилов, сохраняется лишь в народном соборном сознании.

Из наиболее известных объединений западников можно выделить кружки Станкевича и Герцена. Публицист Чичерин называл их "легкими, которыми то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль". Главными вопросами были: кто мы, откуда, какова наша роль и предназначение в истории и каким будет или должно быть будущее России? В отношении к прошлому, в восприятии настоящего они были солидарны со славянофилами. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились. Обычно принято считать, что главным пунктом расхождения между двумя "партиями" была их противоположная оценка петровских преобразований. Но этот пункт носил внешний характер. Внутренние расхождения лежали намного глубже - они касались отношения к западноевропейской образованности, науке, просвещению.

Славянофилы также были сторонниками образованности и просвещения, но считали необходимым искать в науке истинную народность, а не заимствовать западноевропейские образцы. Западники же с порога отвергали возможность существования какой-то особенной, национальной или, пользуясь терминологией славянофилов, "народной науки" (в конце концов, и сами славянофилы так и не смогли объяснить, что же все-таки имелось в виду под поняти­ем "народность науки"). Со спора о "народности науки" дискуссия переходила в сферу принципиальных мировоззренческих проблем. Речь шла о соотношении общечеловеческого и народного, национального в историческом процессе. Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то славянофилы склонялись к преувеличению роли народного, национального фактора в истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении из славяно­фильской среды идеи "культурного мессианства" России. Важным мировоззренческим различием было и отношение к духовным традициям православия.

В Соловьев пишет: "...Если христианство есть религия спасения; если христианская идея состоит в исцелении, внутреннем соединении тех начал, рознь которых есть гибель, то сущность истинного христианского дела будет то, что на логическом языке называется синтезом, а на языке нравственном - примирением.

Значительное место в осмыслении специфики культуры России принадлежит произведению Н. Бердяева "Судьба России". Стремление Бердяева выявить и описать русскую самобытность опиралось на славянофильскую традицию, в конечном счете, восходило к немецкой классической философии, которая рассматривала нацию как некую коллективную личность, имеющую собственную индивидуальность и свое особое призвание. Отсюда и широкое использование соответствующей терминологии - "дух народа", "душа народа", "характер народа" и т.п. Как же понимал Бердяев "русскую душу", творца русской культуры? Прежде всего, он связывал ее неповторимость с огромными российскими пространствами, утверждая, что "пейзаж" русской души соответствует "пейзажу" русской земли с ее широтой, безграничностью и устремленностью в бесконечность. Русские как бы "подавлены" необъятными полями и необъятными снегами, "растворены" в этой необъятности.

Бердяев много писал еще об одной черте русского народа, пагубное влияние которой в нашей жизни ощущается до сих пор. Имеется в виду национальная склонность к "шараханию" от одной крайности к другой, "контрастность" поведения, отсутствие у русских людей некой "серединной" устойчивости, готовности к идейным и политическим компромиссам. По мнению Бердяева, "русский народ наименее мещанский из народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к органическим формам быта, наименее дорожащий - установленными формами жизни... В русском человеке легко обнаруживается нигилист. Наряду с низкопоклонством и рабством легко обнаруживается бунтарь и анархист. Все протекает в крайних противоположностях".

Бердяев высоко ценил русскую душевность, сердечность, непосредственность, а также воспитанные религией такие качества, как склонность к покаянию, поиски смысла жизни, нравственное беспокойство, материальную неприхотливость, доходящую до аскетизма, способность нести страдания и жертвы во имя веры, какой бы она ни была, а также устремленность русских людей к некоему духовному идеалу, далекому от прагматизма европейских народов.

В последнее время возрождается интерес и к евразийству, самобытному течению русской мысли, расцвет которого приходится на первую треть XX века. Евразийство - идейно-философское течение, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры.

После 1917 г. группа русских интеллектуалов-эмигрантов (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, В.Н. Ильин, М.М. Шахматов, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин и др.) стала называть себя "евразийцами" и заявила о себе программным сборником "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Сформулированная ими новая идеология особо подходила к проблемам культуры, истории и этнологии. Евразийцы отчеканили геополитическую доктрину, претендующую на единственно верное истолкование этнической традиции. Основной тезис евразийства звучит следующим образом: "евразийство - это специфическая форма, тип культуры, мышления и государственной политики, издревле укоренившихся именно на пространстве огромного евроазиатского государства - России". Данный тезис получил обоснова­ние при помощи множества нетрадиционных аргументов, взятых из истории Евразии.

Центральным пунктом евразийских культурно-исторических концепций является идея "месторазвития", согласно которой социально-историческая среда и географическое окружение сливаются воедино.

Определенное созвучие с идеями евразийцев имеют исследования Л. Гумилева о влиянии географической среды на этногенез и развитие культуры. Этногенез он считает биосферным и ландшафтным явлением, проявлением наследственного признака "пассионарности" - органической способности людей к напряжению, жертвам ради высокой цели. Теория пассионарности - идейная основа культурологической концепции Л. Гумилёва, на основании которой культура развивается импульсивно, состоит из "концов и начал", в зависимости от пассионарного напряжения этноса - носителя культуры.

Сам себя Л. Гумилев называет последним евразийцем, ибо он своими научными исследованиями подкреплял аргументы своих предшественников, внося наряду с этим и новое слово в науку. Л. Гумилев усиливает аргументацию Н.С. Трубецкого о том, что не существует общечеловеческой культуры, подчеркивая идею евразийства о развитии национальной культуры, обращаясь к теории систем. Из нее следует, что выживает и успешно функционирует только достаточно сложная система. Общечеловеческая культура может существовать лишь при предельном упрощении, когда уничтожены все национальные культуры. Но предельное упрощение системы означает ее гибель; напротив, система, обладающая значительным числом элементов, имеющих единые функции, жизнеспособна и перспективна в своем развитии.

Такой системе будет соответствовать культура отдельного "национального организма" (Л. Гумилев). Соглашаясь с историко-методологическими выводами евразийцев, Л. Гумилев отмечал: "Но славного в теории этногенеза - понятия пассионарности - они не знали". Ведь в отличие от евразийской доктрины как синтеза истории и географии теория Л. Гумилева сплавляет в одно целое историю, географию и естествознание. Отсюда им делается ряд выводов: 1) именно пассионарные толчки определяют ритмы Евразии;

2) Евразия как единое целое является одним из центров мира, т.е. признается полицентризм культур и цивилизаций.

Теория Л. Гумилева нацелена и против национализма при сохранении национальной самобытности. В 1992 г., незадолго до смерти, он писал в своей книге "От Руси к России" следующее: "Поскольку мы на 500 лет моложе Западной Европы то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагает совсем иные императивы поведения. Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт". Во всяком случае, несомненно, что евразийство представляет собою такую "идею-силу" в ее гумилевском варианте, которая может спасти Россию как евразийскую державу.

Россия - уникальное сообщество народов, самодостаточное по своей сути. В ней есть все необходимое для автономной жизни, но она не замыкается. Наоборот, она демонстрирует миру образцы человеколюбия, высочайшей духовности, культурного сотрудничества самых разных народов. И она всем этим готова делиться с миром.

Логические задания и проблемные вопросы

1.Докажите, что культура является специфической формой человеческой деятельности?

2.В чем своеобразие культурологи как комплексной науки?

3.Расскажите о философских концепциях происхождения культуры.

4.Сравните философские концепции функционирования культуры.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура Древнего мира

Общей чертой всех первобытных культур является ее синкретизм (синкретичность), нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого, первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм - комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных. Древние люди старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж. Фрэзера, классика религиоведения и этнографии, автора фундаментального труда "Золотая ветвь", посвященного древнейшим формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемых событий. Позже происходит превращение ритуалов в ряд относительно самостоятельных сфер культуры.

Ещё одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже в то время связывалось с внедрением определённых, обязательных для всех законов и порядков. На основе системы табуирования сформировалось и главное социальное новшество позднего палеолита - экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники - родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети).

Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В ритуале участвовали все члены коллектива, что в немалой степени способствовало единению племени, социализации чувств и мыслительных возможностей индивида. Внутри ритуала зарождались знаковые системы, из которых позже возникают разные виды искусства и наука. Из ритуала зарождается и миф как некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания.

Сейчас уже ни для кого не тайна, что многие формы искусства уже существовали в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одной из наиболее популярных является магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические верования и обряды. Существенно то, что источником эстетического отношения к миру, сконцентрированного в изобразительной деятельности, танцах, музыке и прочих видах искусства, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения между людьми. Членораздельная звуковая речь - форма выражения логического понятийного мышления, но общение может осуществляться посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики, зачастую выступающих элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот факт, что искусство представляет собой форму обобщения социально значимой информации, систему эстетических ценностей. Графику принято считать древнейшим видом изобразительного искусства. В её основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий. Затем появляются первые произведения живописи, вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. К палеолиту относится и появление первых образцов скульптуры: это были маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. В дальнейшем эти скульптурки получили обобщённое название "палеолитические Венеры".Здесь налицо как функция магическая, заклинательная, так и эстетически-информационная. Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были как бы символом мощи детородного начала, а, следовательно, идеалом женской привлекательности.

Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала Создательницей первых произведений архитектуры, получивших общее название мегалиты - культовые сооружения из огромных необработанных каменных глыб.

Следующий этап истории мировой культуры связан с Междуречьем.

Историк С. Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях "История начинается в Шумере", и, таким образом, внёс свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Междуречье) или долина Нила, в конце V тысячелетия до н.э.

Свободные граждане владели значительными землями и не жалея сил обрабатывали свои наделы, превращая в плодородные угодья недавние болота. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Таким образом, неустанно трудясь, шумеры заложили основания для дальнейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии. Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу. Здесь производили предметы из золота, меди, научились изготавливать цветное стекло. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр. Прекрасно знали они и геометрические законы: считается, что вся евклидова геометрия - это либо пересказ опыта в этой области шумеров, либо открытие того, что они знали, на новом витке истории.

Умели шумеры использовать изобразительное искусство для передачи важных моментов истории. Шумеры создали клинопись - древнейший из известных видов письменности, разновидность идеографического письма, а, следовательно, смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертное "Сказание о Гильгамеше", мифическом шумерском царе, попытавшемся даровать своему народу бессмертие. Несколько позже клинописи формируются различные варианты иероглифического письма (Древний Египет, Древний Китай) и линейно-слоговое письмо - одна из ранних форм письменности, использовавшаяся на Крите и в Микенах в XV-XII вв. до н.э.

И вполне естественно, что у шумеров были школы, которые далеко опередили школы греков, римлян, средневековой Европы. Эти школы назывались домами табличек, потому что посещавшие их ученики писали на глиняных табличках, читали и учились по ним.

В Древнем Египте , развивавшемся практически параллельно с Древним Шумером, существовали так называемые правила Маат, богини мирового порядка, которым обучали с детства. Они включали в себя основы культуры поведения, проповедовали сдержанность и внешнюю скромность, приучали к дисциплине. "Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя", - гласили правила Маат. Египтяне полагали, что если человек умеет приспособиться к законам, то он будет счастливым. А счастье - великая ценность, которую ничто не заменит: Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страшным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства. Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но, какая же польза от богатства, если желания угасли?". В этих словах, запечатленных на стенах гробницы крупного чиновника Птахотепа, содержится наиболее древняя из известных миру система гедонизма (этика наслаждения). Жизнь и ее радостные моменты настолько ценились в эту эпоху, что египтяне решили не расставаться с ними и после смерти, создав свою, не похожую ни на одну другую, версию загробной жизни. Они попытались убедить себя, что в царстве Осириса их ждет все самое лучшее из того, что окружает при жизни.

Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Письменность нужна была для учета и контроля произведенного продукта, для распределения этого продукта, поэтому видное место занимает фигура писца. Готовили писцов в школах при храмах. Профессия писца была самой привилегированной в древнеегипетском обществе. Писец - это мудрец Древнего Египта.Изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Древнем Египте существовал такой специфический институт, как "Дом жизни", выполнявший разнообразные функции: там создавались гимны и священные песни, отражающие определенные философские концепции; разрабатывалась дидактическая литература, особенно бурно развивавшаяся в Древнем Египте; систематизировались, хранились и делались доступными так называемые магические книги, содержавшие Сведения по медицине, в которых наряду с магическими заклинаниями можно было найти и практические, экспериментально подтвержденные Средства лечения; разрабатывались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, занимались астрономией и математикой. "Дом жизни" был своеобразным учебным, научно-исследовательским и идеологическим заведением.

Античная культура

Существеннейший период в истории мировой культуры - период античности.

Античная культура - культура Древней Греции (периода эллинизма) и Древнего Рима - стала фундаментом всей европейской Цивилизации. Именно там оформляются литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, систематизируются научные знания.

Древнегреческая культура пленяет своим чувственным, "телесным" характером. Весь мир - "космос" - понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. " Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и что на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо - как умеренность. Духовный импульс, который исходил от древнегреческой культуры, оказывает свое влияние и в настоящее время. И сегодня их достижения в области искусства, науки и философии не просто понятны нам, но продолжают нас волновать. Классическое образование в Европе всегда предполагало знание этих достижений. Ретроспективный взгляд на европейскую культуру убеждает в том, что исходным пунктом большинства идей и образов является именно Древняя Греция. Причем история европейской культуры не представляет собой непрерывную нить, были и обрывы, но снова и снова эта нить восстанавливалась, возрождались идеи и образы античности.

Культура Эллады (так сами греки называли свою страну, а себя - эллинами) содержала в зародышевом состоянии все последующие достижения европейской культуры. Только в культуре Древней Греции безоговорочно царило духовное начало. Это и побуждало другие народы подражать грекам, строить свою культуру по созданным ими образцам.

Немалую роль в лидерстве Греции в сфере культуры сыграл и сформировавшийся там общественный строй - демократия. Сравнительно недолгий период взлёта Афинской демократии называют "классическим" и обычно имеют в виду, когда речь идет о высших достижениях древнегреческой культуры. Государство не существовало "вне" и "над" гражданами, они сами в своей живой совокупности и были: государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установками. Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения в классической культуре. Древнегреческий историк Фукидид вкладывает в уста неоднократно избиравшегося на должность стратега легендарного Перикла следующие знаменательные слова: "Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ибо если гражданин сам по себе благоденствует, между тем, как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...". В этой фразе - идейное кредо (credo) древнегреческой культуры классического периода.

Наиболее значимым демократическим полисом были Афины. Любой Гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Он мог избирать и быть избранным на самые разные государственные должности. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но права и свободу их личности. Личность родилась в условиях полисной культуры.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является состязательность пронизывающая весь уклад жизни полиса. Агонистика - состязательность, существеннейшая особенность древнегреческой культуры.

Агон (состязание), восходящее к культовым общинным игрищам, охватывает все сферы жизни древних греков. Таков и спор - агон - двух полухорий в классической комедии. Такова и форма традиционного философского трактата, разработанного как диалог. Состязания проводились между музыкантами и риторами. Театральные празднества в честь бога Диониса (дионисии) также представляли собой состязание драматургов. Особое значение он приобрел в спортивных состязаниях, получивших свое воплощение в существующих поныне Олимпийских играх.

Но не физическая сила и выносливость были основой восторга и преклонения перед спортсменами. Древние греки, так верившие в гармонию и соразмерность, считали, что физическое совершенство и красота тела неразрывно связаны с духовной красотой и интеллектуальной развитостью. И здесь уже речь можно вести о другом важнейшем принципе древнегреческой культуры, о калокагатии, подразумевавшей гармоничное сочетание в человеке внутренней и внешней красоты.

И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, как антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "Человек есть мера всех вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего, право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Не случайно, что постоянно стремившиеся к достижению гармонии древние греки произвели революцию в теории архитектуры, разработав систему ордеров. Архитектурный ордер - это система, подразумевающая строгое соотношение весомых и несущих частей Здания, предусматривающая при этом отражение определенных эстетических канонов. Древнегреческие ордеры - дорический, ионический и коринфский - отражали как любовь греков к научным знаниям, так и их пристрастие к гармоничности, соразмерности и внешней строгости. "Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости", - это ещё одно утверждение Перикла, имеющее основополагающую значимость. Построенный в период правления Перикла комплекс афинского Акрополя наглядно продемонстрировал единение красоты и надежности, которое обеспечивалось использованием ордерной системы.

В Древней Греции была разработана система воспитания, которая в той или иной форме существует и по сей день. В основе образования лежал принцип пайдейи, системы воспитания в Древней Греции, направленной на гармоническое развитие личности. Процесс обучения длился с семи до шестнадцати лет. С 7 до 12-14 лет дети изучали словесные науки (грамматику, литературу, основы стихосложения, основы ораторского искусства) и музыку. (В Древней Греции были распространены всего два инструмента: флейта и кифара (лира)). Математике отводилась весьма незначительная роль в пределах освоения основных четырех математических действий. Школы, в которых давалось первоначальное гуманитарное образование, называли "мусическими". С 13-14 лет главным образом занимались гимнастикой, посещая гимнастические школы - палестры.

Следующим знаменательным моментом в истории Античности стал период эллинизма, связанный с завоеваниями Александра Македонского. Восток и Запад были двумя различными мирами. Александр Македонский впервые попытался слить их воедино. Он был уверен, что не только завоевывает и покоряет, но и исполняет великую миссию приобщения азиатских народов к высокой культуре Эллады, что на основе древнегреческой религии, языка и художественной культуры ему удастся создать государство, лишенное конфликтов и противоречий. Вместе с армией в далекие страны ехали ученые и писатели, собиравшие сведения об особенностях природы и культуры и пропагандировавшие свои идеи и опыт. Александр поощрял своих подданных заключать брачные союзы с азиатами во имя образования единой нации. Некоторые черты древнегреческой культуры действительно оказали влияние на местные религиозные культы и виды художественного творчества. Даже языком общения стал древнегреческий, но только упрощенный, получивший название "койне", "общая речь". Но и азиатская культура повлияла в не меньшей степени на древнегреческую. К тому же, каждая из завоеванных территорий по-разному воспринимала идеи, привносимые с запада.

Небольшие древнегреческие полисы, центры культуры классического периода, теряют свою значимость, уступая место безграничному культурному пространству ойкумены. Непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя. Мощь государства подавляет инициативу и активность.

Рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, принимать участие в решении государственных проблем. Это стало считаться привилегией сильных мира сего. Изменяются отношения между личностью и государством - возрастает отчуждение между ними. В результате, человек стремится уйти в себя, в глубину самоанализа. Духовную культуру эллинизма отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений в изоляции от больших общих идей. Спасаясь от противоречий и нестабильности внешнего мира, человек ищет убежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Человек все больше углубляется в себя, в свой внутренний мир, стараясь найти возможность выстоять в сложном, изменчивом мире. Формируются два философских направления: стоицизм (стоя) и эпикурейство (эпикуреизм), существеннейших для дальнейшего развития философии и крайне показательных для характеристики сути эллинистической культуры.

Самой утешительной стороной жизни эллинистических государств является, несомненно, научное движение, которое никогда ни до, ни после не было таким стремительным. Содействовало этому в значительной степени создание новых научных центров. Образцами послужили те, которые возникли в Афинах IV века до н.э.: Академия Платона и Лицей Аристотеля; к ним присоединились к концу этого века "Сад Эпикура" и "Стоя" Зенона. Местом, где мудрость Эллады встречалась с мудростью Востока, стала египетская Александрия - столица Птолемеев. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие в Александрию, получали бесплатную квартиру и освобождались от всех налогов и повинностей. Афинянин Деметрий Фалерский, принявший приглашение Птолемея I поселиться у него в Александрии, основал там научное учреждение по подобию афинских. Его детище получило название александрийский Мусейон (Museion, то есть "святыня муз"), Оно совмещало в себе университет, научно-исследовательский центр и библиотеку (но не музей в нашем смысле слова).

Рабовладельческий Рим эпохи республики и первых веков империи мог гордиться своей великой культурой, однако создателями ее были в первую очередь не знатные и богатые рабовладельцы, а люди, которые занимали гораздо более скромное положение. Многочисленные прозаики, поэты, философы, ораторы, ученые, юристы, врачи, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, строители, мастера прикладного искусства и ремесел в своем подавляющем большинстве не имели никакого отношения к