7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев. Трудно найти другого живописца, настолько горячо влюбленного в провинциальную Россию: самобытную, яркую, удивляющую
Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» - так называли сторожа, церковного привратника. Неизвестно, были ли дальние предки Бориса Михайловича церковными служителями, но его ближайшие родственники связали свои жизни именно с церковью. Дед служил дьяком в одном из сел Самарской губернии, по его стопам пошли и сыновья – Степан, Константин и Михаил. Учился в духовной семинарии и Борис Михайлович, но поступил он в нее, скорее, в силу обстоятельств. После смерти отца в семье сложилось отчаянное материальное положение, а в духовной семинарии мальчик мог получить образование за казенный счет. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. Большую часть времени мальчик будет посвящать своему новому увлечению – скульптуре, вырезая из мягкого камня фигурки забавных животных.
Знаменитый портрет
Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот жанр занял центральное место в его творчестве еще со времен учебы в Академии художеств. После появления первых работ на выставках публика оценила мастерство портретиста – посыпались частные заказы. Сам Кустодиев признавался, что эти заказы отвлекают его от неустанного поиска языка и стиля. Книжный иллюстратор Иван Билибин, историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план, играет роль главного, но все же составного компонента». Интересно, что в нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.
Акварельная Русь
Любимой темой Кустодиева на долгие годы стала провинциальная Россия с ее народными гуляниями и цветастыми ярмарками и главными действующими лицами – жителями маленьких уютных городков. Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей. Когда он впервые увидел субботнюю ярмарку, он записал: «…это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь».
Русские Венеры
В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» - типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Он начинает писать их в тяжелые времена. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Именно во время длительного и изнурительного лечения, фактически не приносящего результатов, в 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» - неповторимые образы русской красоты.
Грани таланта
Живопись, скульптура, сценография, книжная графика, преподавательская деятельность – самобытный талант «богатыря русской живописи» проявился в самых различных областях. Сценография привлекала Кустодиева еще в студенчестве, но только в 1911 году, находясь на лечении в Лейзене, он создал свою первую самостоятельную работу для пьесы Островского «Горячее сердце» в постановке Федора Комиссаржевского. Работа была удостоена высоких оценок. Как писал один из рецензентов, «художник сумел облечь Курослеповщину и Хлыновщину в мягкие тона стильных воспоминаний». В 1914 году художник создает декорации к спектаклю «Смерть Пазухина» по пьесе Салтыкова-Щедрина, и они получаются настолько выразительными, что еще дважды, в 1924 и 1938 году, зрители увидят постановку именно в кустодиевском оформлении.
Самыми известными работами Кустодиева-иллюстратора являются рисунки к раритетным изданиям произведений Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Магбет Мценского уезда» (1923), а также некрасовскому сборнику «Шесть стихотворений (1922). Для первой книги Кустодиев оформил обложку, «титульник» и создал 34 иллюстрации. Выполненные в технике цинкографии иллюстрации «неразрывно и гармонично» вплетены в нить повествования: пейзажи московского Замоскворечья чередуются с событийными сценками, отмеченными легкой иронией.
На злобу дня!
С 1905 по 1907 годы Кустодиев сотрудничал с рядом сатирических изданий: «Жупел», «Адская почта», «Искра». Так появилось «Вступление. 1905 год. Москва» - отклик на Кровавое воскресенье, ряд острых карикатур, в том числе, опубликованная во втором номере «Жупел» сатира на Витте. Во время работы над ней Кустодиев цедил сквозь зубы: «Иззобразим, иззобразим… Лицемерный и изворотливый граф Витте… ты славишься умением найти третий выход, когда есть только два!.. Ты хочешь держать одновременно два флага - царский трехцветный и алый революционный? Играть на двоих? Пожалуйста!..» Третий номер журнала – не вышел. Его запретила цензура.
После событий 1917 года Кустодиев создает несколько панно для украшения Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции и воплощает остроту событий на обложках журналов «Красная Нива» и «Красная панорама». В 1920 году пишет неоднозначное по трактовке полотно «Большевик» - огромный исполин с отстраненным взглядом и алым знаменем в руках движется на церковь. Ощущение стихийности, утраты контроля и свои опасения гибели дорогих сердцу традиций Кустодиев выражает в этой работе с присущим ему мастерством. Власть с восторгом принимает «Большевика», «прославляющего новое дело». Последующие картины, написанные по заказу новой власти, будет отличать отсутствие острого надрыва и отвлеченно праздничное настроение.
Жажда жизни
Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Несмотря на успешную операцию, в 1915 году боли вернулись – болезнь атаковала с такой жестокостью, что мастер не мог самостоятельно передвигаться. Он перенесет еще одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. Тем не менее, именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций. На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник в жизни. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Но он до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу - красоту и щедрость русской земли.
Борис Михайлович Кустодиев как мастер нескольких художественных направлений был для многих своих современников чужим и неудобным. Испытывая симпатию к разным видам живописи и участвуя в нескольких художественных объединениях, он уверенно шел своим творческим путем.
Передвижники обвиняли Кустодиева в «лубочности», модернисты называли безнадежно прямолинейным, авангардисты возмущались его пуповинной привязанностью к своему учителю Репину, пролетарские художники видели в нем «певца купеческо-кулацкой среды». И все эти обвинения провоцировала творческая разбросанность художника.
В Кустодиеве уживались вместе несколько художественных привязанностей, что отличало его от других. В этом легко убедиться, если взять навскидку один год из его творчества. Например, в 1920 году он пишет «Купчиху с зеркалом», «Голубой домик», «Купчиху с покупками», «Троицын день (провинциальный праздник), классический портрет жены, картину «Большевик», «Первомайский парад. Петроград. Марсово поле».
В художественной среде, как и в любой другой, нельзя быть талантливым во всем. Одновременное обращение Кустодиева к совершенно разным темам и стилям сводилось к отсутствию внутренней цельности художника. «Многоцелие» равнялось «бесцельности», что уже предвещало печальный приговор его будущей карьере.
Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец художника, преподаватель духовной семинарии Михаил Лукич Кустодиев, умирает от чахотки, когда сыну шел второй год. Мать Екатерина Прохоровна посвящает себя полностью своим четырем детям, прививая им любовь к музыке, литературе, живописи, театру…
Семья проживала в арендованном небольшом флигеле купеческого дома. Спустя годы детские впечатления о купеческом мире будут материализованы на картинах Б. М. Кустодиева. Вот, что вспоминал об этом периоде сам художник:
«Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…»
С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. В 14 лет Борис начинает учебу в духовной семинарии и в то же время посещает уроки известного художника П. А. Власова. В 1887 году впервые побывав на выставке картин передвижников, он окончательно решает стать художником. В 1896 году по совету своего первого учителя П. А. Власова, Борис поступает в Петербургскую Академию художеств. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом.
До окончания Академии как лучший ученик он был привлечен к работе над картиной, заказанной наставнику «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Для этого полотна Кустодиев написал 27 портретов. Сам Репин порой не отличал в этом произведении свои и кустодиевские этюды.
Работоспособности Кустодиеву было не занимать, вместе с этюдами он пишет портреты близких по духу ему людей: И. Я. Билибина, Д. Л. Молдовцева, В. В Матэ…
В 1901 году на Мюнхенской Международной выставке портрет И. Я. Билибина был удостоен золотой медали.
В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. В первой европейской поездке во Францию и Испанию художника сопровождали жена и только что родившийся сын Кирилл. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Здесь семья проводила каждое лето, и это время для нее было самым счастливым.
Б. М. Кустодиев не ограничивал себя исключительно живописью, он занимался оформлением и иллюстрированием произведений русской классики. Среди них: «Дубровский» А. С. Пушкин, «Мертвые души» и повести Н. В. Гоголя, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, «Певцы» И. С. Тургенева, поэмы Н. А. Некрасова, повести А. Н. Толстого…
Главной темой творчества художника стала семья. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Из окна бьют теплые лучи солнца, ярко освещая стол, камин и склонившуюся над ребенком мать. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Он — смысл жизни семьи, радость бытия, слагаемая из кровной привязанности матери и ребенка.
Сам сюжет картины подсказывает, что для художника семейное счастье заключается в «купающемся» в материнской любви младенце.
В поисках себя, Кустодиев возвращается на родину жены, в Костромскую губернию, срочно прервав пенсионерский срок пребывания за границей.
С 1900 года он много путешествует по родной стране и за границей, знакомится с работами старых и современных мастеров.
Годы становления Кустодиева как художника совпали с обострением интереса к графике в художественной среде. Рисунком занимались не только представители «Мира искусства», но и сам учитель Кустодиева И. Е. Репин.
Кустодиев, конечно, не остался в стороне, заявив о себе как о замечательном рисовальщике.
Во время первой русской революции он сотрудничает в сатирических журналах, создавая шаржи и карикатуры на влиятельных сановников. Им было создана масса графически острых портретов, обнаженной натуры, множество этюдов и эскизов, позволяющее изучить в деталях механизмы этого периода творчества.
В 1907 году Кустодиев получает звание члена Союза русских художников, в 1909 году — звание академика живописи. Его картины показываются на отечественных и международных выставках. Ему заказывают портреты многие влиятельные люди.
К концу 1900-х годов у Кустодиевых было уже два ребенка. Из воспоминаний дочери Ирины:
«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Мы жили на третьем этаже. Высота комнат необычная. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Дом наш всегда был полон собак и кошек. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества».
В 1900-е годы Кустодиев увлекался скульптурой. Героями его скульптурных портретов стали А. М. Ремизов, Ф. К. Сологуб, М. В. Добужинский, император Николай II… В разные периоды жизни создавались скульптурные портреты семьи художника: «Дети» (1909), «Мать с ребенком» (1910), выполненный в память о младшем сыне художника, который умер после своего рождения.
Многие искусствоведы приписывают кустодиевской живописи отличительную особенность — театральность. Кустодиев сделал немало для театра. Успех многих театральных постановок в столичных театрах зависел во многом от художника.
В 1911 году Кустодиев пишет декорации к спектаклю по пьесе А. Островского «Горячее сердце» для московского театра К. Н. Незлобина. Эскизы к спектаклю создавались в Швейцарии, где художник лечился с диагнозом «костный туберкулез». Вместе с признанием и славой к нему приходит беда – тяжелая болезнь.
В 1913 году в Берлине ему делают первую операцию по удалению опухоли в спинномозговом канале. В 1916 году была повторная операция, после которой оказалась парализованной нижняя часть тела. Тогда врачи спросили жену Ю. Е. Кустодиеву – что сохранять: руки или ноги? «Конечно, руки. Он – художник, и без рук жить не сможет»- ответила она.
В это самое тяжелое для художника время появляются самые праздничные картины пестрой провинциальной жизни, знаменитые красавицы-купчихи… Оказавшись отрезанным от внешнего мира, он пишет фантастические произведения, реальнее самой действительности.
В 1913-1916 годы создается групповой портрет художников «Мира искусства» (Н. К. Рерих (1913), М. В. Добужинский (1913), И. Я. Билибин (1914), Е. Е. Лансере (1915). И. Э. Грабарь (1916)). Эти портреты отличает мастерство и оригинальность композиции.
Революцию 1917 года художник воспринял с воодушевлением. Накануне годовщины Октябрьской революции участвует в оформлении Петрограда. В 20-е годы он изображает на своих полотнах современную жизнь в праздничных шествиях и политических демонстрациях, занимается иллюстрированием ленинских сборников. В 1925 году едет в Москву для оформления нескольких спектаклей нового театра. Одним из оформленных им спектаклей стала «Блоха», написанная Е. И. Замятиным по мотивам «Левши» Н. С. Лескова. В кустодиевских декорациях смешалось все то, что пришлось зрителю по душе: веселье и трагедия, пародия, реальность, лубок, гротеск… Им были оформлены пьесы Островского «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза».
Однако не все его планы были осуществлены.
В связи с прогрессированием болезни художник не справился с простудой, которая повлекла за собой воспаление легких. 26 мая 1927 года его сердце остановилось. Б. М. Кустодиеву было всего 49 лет.
Знаменитые картины Б. М. Кустодиева
Кустодиевские праздничные картины проникнуты любовью ко всему русскому. Они будут понятны и интересны детям дошкольного возраста.
«Масленица» (1916 год)
Знаменитая картина «Масленица» — символ творческой зрелости художника. Начало марта. Еще стоят зимние морозы. Все деревья окутаны белым пушистым инеем. Над заснеженным городом распростерлось весеннее небо, раскрашенное нежными розовыми, зелеными, желтыми цветовыми оттенками. Возвращаются с громкими криками птицы из дальних стран.
На городские улицы вышли толпы людей. Чувствуется, что весь народ от богача до бедняка ждал с нетерпением окончания зимы. Небо, птицы, люди радуются приходу весны. У балаганов собрались горожане от мала до велика на веселые представления. Детвора катается с ледяных гор, играет во взятие снежного городка. На переднем плане картины изображены огромные сугробы со свежими следами от валенок, что подчеркивает многолюдность праздника.
Повсюду летят наряженные сани, запряженные парами и тройками лошадей. На бревнах у самой окраины города люди встречают весну масленичными песнями под гармошку. Масленица празднуется с размахом: играет гармонь, кричат птицы, смеются дети, скрипят полозья, шумят скоморохи…
Яркая конская упряжь с бубенцами и раскрашенными дугами, нарядное одеяние горожан, реющие флаги на балаганах придают картине праздничность. Мы видим и слышим русскую разудалую масленицу.
Художнику удалось показать нам эстетическую, театральную сторону праздника, его особый колорит, публичность, уличность.
В русской литературе картина «Масленица» нашла немало «откликов». В романе И. Шмелева «Лето Господне» есть отрывок:
«Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово… яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада… ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки…»
Картина была написана после второй операции, в то время, когда врачи предписывали художнику полный покой.
Репин принял работу восторженно, уловив в ней поиски нового идеала красоты. В Академии художеств при покупке картины «Масленица» разгорелся скандал. Некоторые члены совета решили, что эта работа не имеет никакого отношения к искусству, назвав ее «лубком».
«Я считаю, — сказал он, — пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни».
Расскажите ребенку об истории празднования . Рассмотрите внимательно картину и попробуйте вместе с сыном (дочерью) описать Масленицу и традиции ее проведения.
Предложите ребенку увлекательное путешествие по картинам Кустодиева. Эта экскурсия необычная. Из самых ярких кустодиевских картин сложена красивая добрая сказка. Добро пожаловать в сказку!
С некоторыми портретами Кустодиева дети среднего школьного возраста обычно знакомятся в школе. Родители должны быть знакомы с портретами художника, чтобы ответить на все вопросы ребенка.
Портрет Ф. И. Шаляпина
Знакомство двух великих людей состоялось в 1919 году. Шаляпин обратился к Кустодиеву с предложением сделать декорации и костюмы к опере «Вражья сила» по пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», которую ставил в Мариинском театре.
Портрет был создан благодаря шубе, которая привлекла внимание художника. При первой встрече художник попросил Шаляпина:
«…Попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно богатая».
Шаляпин любил провинциальные картины художника, поражающие, по его словам, «такой веселой легкостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в неутомимом изображении русских людей». Так случилось, что однажды и он стал героем портрета Кустодиева.
Ф. И. Шаляпин вспоминал:
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной».
Шаляпин позировал прикованному к инвалидному креслу художнику. Полотно с подрамником приходилось передвигать специальным приспособлением, укрепленным под потолком.
Изначально картина была названа «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе».
Портрет Шаляпина пользуется особой славой. Фигура певца занимает весь первый план. Он еле умещается в формате полотна. Красивое румяное лицо, свободная сценическая поза, перстень на мизинце, распахнутая шуба с переливами меха, концертный костюм с бантиком, пестрый развевающийся на ветру шарф, трость, отставленная в сторону…
В портрете передан дух творчества обладателя уникального голоса. Пейзажный фон с народными гуляньями, метко выбранный художником, подчеркивает в Шаляпине человека широкой души. За спиной артиста присутствует все то, что обычно бывает на русской масленице: балаганы, столы с яствами, раскрашенные повозки, ледяные горки… Афиша на углу улицы, извещающая о гастролях Шаляпина, указывает на огромную любовь Шаляпина к русским традициям, родине.
У ног исполнителя народных песен стоит его любимая собака — белый бульдог. Появление этого реального персонажа в портрете говорит о добродушной иронии автора, которая присутствовала при создании картины.
Расскажите ребенку о жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина, о его знакомстве с художником Кустодиевым. Послушайте песни в его исполнении.
Знакомство детей с галереей купеческих образов можно начинать в младшем школьном возрасте.
«Купчиха за чаем» (1918)
Купеческий образ олицетворяет гармонию русского мира. Художник как бы прощается с привычным, понятным, близким для него миром, поверженным (свергнутым) за несколько дней… В работе звучит ностальгическая нота по прошлому России, по живописной жизни русской провинции…
Перед нами приволжский городок, где прошло детство художника, где текла тихая и размеренная жизнь.
Купчиха воплощает собой идеал народной красоты: брови дугой, губы бантиком, роскошное тело, гордая стать… Ухоженное лицо с выраженным здоровым румянцем говорит об ее умиротворенности. К плечу героини прильнул важный кот, очень похожий на свою хозяйку. Ему уютно в этом мире. На столе стоит огромный самовар, ваза с вареньем, чаши с фруктами, корзина с булочками и сладостями… В руке купчихи блюдце. Здесь показана старая традиция, существовавшая на Руси — пить чай из блюдца.
Вдали, на веранде, сидит за чаем купеческая семья. Художник подчеркивает железную размеренность ее существования на фоне застывшего пейзажа и провинциального городка, показывает время как бы остановившимся.
В год создания картины, год голода и разрухи происходит крушение старой России, развязывается гражданская война, обесценивается человеческая жизнь…
До недавнего времени были приняты неверные ассоциации, связанные с кустодиевскими купчихами. Описание картины соответствовало политическим требованиям. И выбран был произвольный смысл произведений, далекий от авторского. Ленивые купчихи символизировали сытую, застывшую в косности купеческую Россию. Описание картины было таким: У купчихи узкий круг интересов. Она бездумно и томно смотрит на окружающую их жизнь. Сочный натюрморт введен в картину неслучайно. Он помогает представить обстановку изобилия, в которой живет героиня. На картинах мы видим спелые фрукты и овощи («Купчиха»), арбуз, виноград, яблоки, позолоченные чашки («Купчиха за чаем»), кольца, шелк, ожерелья («Купчиха с зеркалом»)…
В наше время родители и педагоги должны объективно смотреть на вещи и не стоит навязывать ребенку неправильную точку зрения.
Расскажите ребенку о детстве художника и об истории купечества на Руси. Важно показать купеческую жизнь, ее быт и устои как значимую часть культуры России.
Попросите ребенка описать картину и назвать русские черты купеческой жизни, которые изобразил художник.
Работы Кустодиева, посвященные революции, вызывают интерес у детей старшего школьного возраста. Старшекласснику сложно понять смысл этих произведений. Задача родителей – изучить работы и объяснить их содержание. Некорректно говорить с ребенком о близости Кустодиева к большевистским идеям. Кустодиев относился к той части интеллигенции, которая встретила Февральскую революцию с ожиданием перемен. Октябрьский переворот расколол общество, что вылилось в кровопролитную гражданскую войну.
«Большевик» (1919)
Некоторые искусствоведы утверждают, что большевик напоминает своим обликом, решительностью и отвагой «всероссийского старосту» М. И. Калинина.
Образ большевика — обобщенный образ, выражающий масштабность преобразований, переворотивших Россию. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции, используя аллегорию. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Сияет небо. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Картина вызывает страх и тревогу. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен.
Картина «Большевик» достаточно сложная. Для понимания замысла автора необходимо рассмотреть внимательно ее отдельные детали.
Б. М. Кустодиев жил в эпоху, которая не могла не отразиться на его творчестве. Он стремился к свободе, истине и красоте, и мечта его сбылась.
Высокую оценку творчеству Кустодиева дал И. Е. Репин, назвав его «богатырем русской живописи».
Вот что писал о нем художник Н. А. Саутин:
«Кустодиев – художник разностороннего таланта. Великолепный живописец. Он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график. Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».
Уважаемый читатель! Что вас привлекает в творчестве художника Б. М. Кустодиева?
Знаменитое "Утро", изображающее молодую жену с маленьким сыном, было написано Кустодиевым в Париже, в 1904 году....
На долю художника выпала нелегкая судьба.. И не только на долю художника, но еще и женщины, которая была с ним рядом практически всегда...
Борис Кустодиев Утро. 1904
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года и был четвертым ребенком в семье преподавателя в гимназии Михаила Кустодиева, вскоре умершего от скоротечной чахотки.
Рисовать Борис начал относительно рано – едва ему исполнилось пять лет, и хотя практически сразу у него получались вполне приличные рисунки, но все равно мама относилась к его увлечению по принципу: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»…
А дитя подросло и продолжало изводить краски. И тогда Екатерина Прохоровна решила показать сыну настоящее искусство, тем более, что в 1887 году в Астрахань добралась выставка художников-передвижников. Полотна Репина, Шишкина, Поленова, Сурикова произвели на мальчика такое впечатление, что он объявил во весь голос: «Буду художником!».
Возвращаясь в детство будущего художника, нельзя не отметить, что ему в чем-то повезло: в Астрахани тогда работал выпускник Петербургской академии живописи П.А. Власов.
Будучи учителем Астраханской гимназии, П.А. Власов организовал рисовальные классы, многие выпускники которых стали затем профессиональными художниками. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что Власова звали несколько иначе, и учился он в Москве, а не в Петербурге. Сути дела это не меняет.В 1896–1903 годах Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина в Петербургской Академии художеств.
Портрет Ю.Е.Прошинской 1901
Но возможно, талант бы не расцвел таким пышным цветом и мы бы не узнали величественного художника Кустодиева, если бы не Юлия Евстафьевна Прошинская, с которой он познакомился осенью 1900 года во время поездки в Костромскую губернию. 8 января 1903 года она стала верной спутницей художника.
Они полюбили друг друга едва ли не с первого взгляда, но, как признавался потом сам Кустодиев, если бы не было этой любви в его жизни, вряд ли бы его душа так развернулась, краски были бы тусклыми, а формы не такими мягкими и округлыми.
В октябре 1902 года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию.
При этом жизнь Юлии Евстафьевны была все же тяжела: начиная со смерти 11-месячного сына и заканчивая тяжелой болезнью мужа. Но начиналось все очень хорошо. У молодых родились сын Кирилл и дочь Ирина, причем Борис Михайлович носил дочь в корзинке для грибов в лес для того, чтобы она сызмальства могла проникнуться красотой русской земли, а 5-летнему сыну на полном серьезе объяснял, чем отличаются кучевые облака от перистых…
В 1910 году Кустодиев понял, что давние симптомы диких болей в позвоночнике и руке усиливаются с каждым днем.
Елена Плевицкая: "По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки
. "
Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. И диагноз знаменитого врача Германа Оппенштейна неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. Без сложнейшей операции не обойтись. Но и она только чуть приглушила боль. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.
После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. В коридор выходит сам профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: "Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет... " Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему категорически запрещено работать. Столь же категорично этот мягкий и застенчивый от природы человек заявляет: "Если не позволите мне писать, я умру ".
С тех пор, по собственным словам Кустодиева, "его миром стала его комната". Но еще - память, воображение. Он говорил: "Картины в моей голове сменяются, как кино".
Именно в это время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который - странным образом - глядится реальнее окружающей действительности.
А художник был почти беспомощным. Что было в его силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. За создаине агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова.
Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА..."Я терпелива..."
Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха "Радость труда и отдыха". Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги...
Б.Кустодиев за работой
Товарищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал...... Из его записной книжки: " Каждое существо хочет жить, даже таракан. "
Юлия Прошинская
Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, "в семье своей казалась девочкой чужой". Мать, оставшаяся без средств уделяла мало времени детям и Юлию взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.
Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1903
Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так оно и было...
"Вторую родину" он открыл для себя в Кинешме. Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: "Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху."
Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908
Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца - со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. "Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!" - писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими
Ирина Кустодиева. 1906
Портрет жены художника 1909
Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1915
У окна. Портрет И.Б.Кустодиевой. 1910
На террасе. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
* Картина "На террасе" написана в доме художника "Терем".
Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня.
В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера"