Зеркальный код леонардо да винчи - ключ к разгадке научных трактатов и живописных полотен гения. Леонардо да винчи Леонардо да винчи энциклопедия

Клу, близ Амбуаза, Франция), выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер эпохи ВысокогоВозрождения. Сын состоятельного нотариуса. Обучался в мастерской А. дель Верроккьо (1467–72), в которой царил дух творческих экспериментов. В 1482–99 гг. жил и работал в Милане. После падения власти миланского правителя Л. Сфорца (1499) вынужден был постоянно менять место пребывания, переезжая из Мантуи и Венеции (1500) во Флоренцию (1500–07), затем снова в Милан (1507–13) и Рим (1513–16). Последние годы (1517–19) провёл во Франции, куда был приглашён королём Франциском I.

Уже в ранних произведениях (голова ангела в «Крещении Христа» Верроккьо, после 1470 г.; «Портрет Джиневры ди Бенчи», 1473–74; «Благовещение», ок. 1474 г.; «Мадонна Бенуа», ок. 1478 г.) Леонардо разрабатывает возможности световоздушной перспективы, использование которой будет доведено им до совершенства в работах зрелого периода. Нежная дымка (сфумато) окутывает фигуры, объединяя их с пространством. Плавная объёмность форм «лепится» мягкой светотенью, лица словно освещены изнутри едва уловимыми улыбками. В работе над алтарным образом для флорентийского монастыря Сан-Донато «Поклонение волхвов» (1481–82) Леонардо поставил перед собой новаторские задачи: построить композицию по строгим законам геометрии, разбив фигуры на легко обозримые группы; при этом каждая из фигур своей позой, пластикой, мимикой должна была выражать неповторимые оттенки чувств при созерцании чуда. Художник впервые использовал для монументальной работы не традиционную технику темперы, амасляную живопись . Работа не была закончена из-за конфликта с заказчиками.

Художник переезжает в Милан на службу к Лодовико Сфорца, прозванному Моро (Мавр). Миланский период жизни Леонардо стал временем его творческого расцвета. Здесь он проявил себя в качестве не только художника, но и военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств; свыше 10 лет работал над исполинским конным монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико. Работа была прервана нашествием французов (1499), разрушивших при взятии Милана восьмиметровую глиняную модель памятника. В «Мадонне в скалах» (1483–94) Леонардо достиг особого совершенства в применении сфумато. Вместо нимбов, олицетворявших божественность персонажей в средневековом искусстве, чудо выражено в картине Леонардо светоносным сиянием, нежно окутывающим фигуры. Перед зрителем предстаёт в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство. В портрете «Дама с горностаем» (1484) представлена фаворитка Л. Сфорца Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца – горностаем. В 1495–98 гг. художник работал над росписью стены трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Смело экспериментируя с живописной техникой, Леонардо создал «Тайную вечерю», смешав темперные и масляные краски, из-за чего работа плохо сохранилась. Разнообразие эмоциональных реакций учеников Христа на его слова о грядущем предательстве одного из них выражено в чётких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только изображённое, но и реальное архитектурное пространство. Перспективные линии зрительно продолжают стены трапезной. Лик Христа, помещённый в геометрическом центре композиции, скорбен. В момент душевного потрясения поник Иоанн, Пётр схватился за нож, взволнованно вскинул руки Андрей. Фигуры 12 апостолов разбиты на четыре группы, взгляды всех учеников обращены ко Христу, кроме Иуды, отшатнувшегося от Учителя.

Во Флоренции Леонардо работает над росписью Палаццо Веккьо. Композиция «Битва при Ангиари» (1503–06; не закончена, известна по копиям с картона) – одно из первых произведений батальной живописи. В смертельной схватке двух всадников воплощена вся яростная жестокость войны. Прославленным в веках шедевром художника стал «Портрет Моны Лизы» (т. н. «Джоконда», ок. 1503 г.), в котором, возможно, изображена жена купца Ф. дель Джокондо. Лицо молодой женщины словно озарено внутренним светом. Она спокойно и задумчиво, даже чуть отчуждённо смотрит на зрителя. Улыбка, затаившаяся в уголках губ, странно не соответствует взгляду. В этой завораживающей улыбке воплощена вся полнота бытия – в ней и тихая радость, и неуловимая ирония, и нотка горечи. За спиной Моны Лизы – убегающий в бесконечность пейзаж : голубые горы, реки, небо. Пустынное, безлюдное пространство воспроизводит скорее не земной ландшафт, а образ Вселенной, в которой царит образ таинственной и прекрасной женщины.

В поздние годы Леонардо работал над проектом памятника маршалу Тривульцио (1508–12), создал композицию «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (ок. 1500–07 гг.), в которой достигли вершины его поиски в области световоздушной перспективы и гармонически уравновешенной пирамидальной композиции. В тональном колорите картины преобладают прохладные зеленовато-голубые оттенки. Автопортрет Леонардо (1514), исполненный сангиной, словно подводит итог жизни художника и мыслителя. Последняя картина «Св. Иоанн Креститель» (ок. 1515–17 г.) свидетельствует о нарастающем внутреннем кризисе: улыбка приобретает двусмысленность, облик женственного, изнеженного юноши лишён святости.

Свидетельством творческих и научных поисков Леонардо, его размышлений служат записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Подготовленный на их основе учеником художника Ф. Мельци «Трактат о живописи» оказал значительное влияние на теорию и практику искусства эпохи Возрождения и последующих периодов. Искусство и наука были неразрывно связаны в творчестве Леонардо. По его мысли, изучая природу, художник-естествоиспытатель тем самым познаёт «Божественный ум» и, создавая на основе этих знаний свои произведения, уподобляется Творцу. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания (механику, гидравлику, оптику, анатомию, ботанику и многие др.). Он создавал намного опережающие время проекты каналов и ирригационных систем, металлургических печей и прокатных станов, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта. Личность Леонардо наиболее ярко воплотила в себе ренессансные представления об универсальном человеке, о безграничных способностях его разума.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452 -1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

Джаконда Тайная вечеря Мадонна с горностаем

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483-1494, Париж, Лувр) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - «Тайная вечеря», исполненная в 1495-1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.

Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Леонардо - второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.

Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Библиография

Соченения

  • Сказки и притчи Леонардо да Винчи
  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
  • Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Леонардо Да Винчи в произведениях искусства

  • Жизнь Леонардо да Винчи - телевизионный мини-сериал 1971 года.
  • Демоны Да Винчи - американский телесериал 2013 года.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, изобретатель, ученый, анатом, геолог, картограф, ботаник и писатель. Гений итальянского народа, Леонардо, родился в Винчи близ Флоренции. Это был один из величайших умов, когда либо появившихся в истории человечества. Леонардо стал символом эпохи Возрождения, человеком, который был блестящим специалистом во множестве различных наук, изучение которых было характерно для ряда великих деятелей итальянского Возрождения, в особенности, главного и наиболее талантливого соперника Леонардо, Микеланджело.

По господствовавшему в те времена обычаю, ученый работал для знатных меценатов, в основном для Людовико Сфорца — сына Франческо Сфорцы, Чезаре Борджа и для французского короля Франциска I. За свою жизнь он много раз менял место жительства. Объездил всю Италию: Флоренцию, Венецию, Милан, Мантую, Парму, Рим, а последние годы жизни провел во Франции. Ранние годы жизни Леонардо провел во Флоренции, в последствии переехал работать в Милан. Позже он работал во Флоренции и Риме, а на старости переехал жить во Францию, где и закончил свои дни. Леонардо да Винчи считается одним из величайших художников всех времен, однако до сегодняшнего дня сохранилось всего около 15 его картин. Не потому что он мало творил, а в результате неудачных экспериментов с различными техниками живописи.

Ранняя жизнь

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом городке Хилл Винчи в Тоскане, Италия. Его родители не были женаты, так как родители были из разных сословий: отец был богатым адвокатом, а мать простой крестьянкой. Его имя при рождении, Лионардо ди сер Пьеро, означает, что он был сыном мессера Пьеро, «сер», указывая, что его отец был из привилегированной семьи.

В возрасте 14 лет Леонардо поступил учеником к художнику и скульптору Верроккьо. В его мастерской Леонардо и научился технике живописи, вдобавок приобретя множество технических навыков. В 1478 году он оставил студию Верроккьо приступил своему первому важному заказу: ему было поручено написать запрестольный образ, впрочем, эта работа так и осталась незавершенной.

Карьера


Леонардо да Винчи — Точная карта Имола, 1502

С 1482 по 1499 Леонардо работал в Милане для Людовико Сфорца, герцога Милана. В этот период он произвел некоторые из самых важных своих картин. Начиная с 1502 года его работодателем был Чезаре Борджиа, сын папы Александра VI, который назначил его главным военным инженером. Леонардо составлял военные карты и разрабатывал военные укрепления и вооружение. В течение последующих 10 лет он жил и работал постоянно переезжая между Флоренцией и Миланом, пока в 1513 году не переехал в Рим чтобы приступить к работе для папы Льва X. В 1516 году папа познакомил его с Французским королем Франциском I, Леонардо переехал во Францию работал по заказам короля до конца своей жизни. Леонардо да Винчи умер во Франции 2 мая 1519.

Картины

Как мы уже писали, всего около 15 картин Леонардо сохранились до наших дней. Занятость мешала Леонардо всецело отдаться живописи, вдобавок он очень тщательно выбирал темы для работ, долго думал перед началом каждой картины. Он также экспериментировал с новыми техниками живописи, некоторые из которых были неудачными — это одна из причин, по которой многие его картины не сохранились до наших дней. Из тех, что есть, «Мона Лиза» является самым известным его произведением. Другие известные его работы — два варианта «Мадонна в скалах», которые были завершены к 1508 году.


Леонардо да Винчи — Мадонна в скалах

Тайная вечеря

В 1490-х годах, Леонардо взялся за тему «тайной вечери», трапезы Христа со своими учениками накануне распятия. Эта огромная работа (размер картины составляет 4,6 метров в высоту и 8,8 м в ширину) была нарисована прямо на стене монастыря Санта-Мария Делла Грацие в Милане, где его все еще можно увидеть сегодня. К сожалению, Леонардо применил яичные краски непосредственно на стены, покрытые гипсом. Поверхность вскоре начали тускнеть и отслаиваться. Благодаря умелой реставрации специалистами, «тайная вечеря» частично сохранилась, и мы все еще можем оценить ее великолепие.


Леонардо да Винчи — Тайная вечеря, написана между 1495 и 1498гг

Мона Лиза

Между 1503 и 1506 годами Леонардо нарисовал поясной портрет женщины, которая стала одной из самых известных картин в мире. Картина является портретом Лизы Герардини, жена богатого торговца шелком из Флоренции. Купец заказал портрет жены для своего нового дома и в честь рождения сына.


Картина, известная как «Мона Лиза», что в переводе с итальянского означает “моя госпожа Лиза” или «мадам Лиза» стала лучшей и самой известной работой Леонардо да Винчи. Итальянское название картины: «Джоконда». На портрете изображена красивая молодая женщина, сидящая на стуле перед воображаемым пейзажем. Главная заслуга Леонардо в тонкой передаче выражения ее лица, которое часто описывается как «загадочная улыбка Джоконды» — является прекрасным примером его гениальности как художника. Картиной «Мона Лиза» можно сегодня полюбоваться в Музее Лувра в Париже, Франция.


Леонардо да Винчи — Мона Лиза

Дневники Леонардо

На протяжении всей своей жизни Леонардо сделал около 13000 страниц записей и рисунков мира вокруг него. Интересно, что его заметки в основном были написаны в обратном направлении, так что нужно было использовать зеркало, чтобы их читать.


Возможно причина в том, что, будучи левшой ему было легче писать так, чем справа налево, хотя он, возможно, сделал это просто ради собственного удовлетворения. Среди многих наблюдений Леонардо представлены анатомические рисунки органов человека и животных, изучение растений и скал, и эскизы возможных картин.


Леонардо также нарисовал ряд возможных изобретений, в том числе чертежи дельтаплана, вертолета, гидравлического насоса, калькулятора, вынашивал планы использования солнечной энергии, разрабатывал новые музыкальные инструменты и даже паровую пушку. Некоторые из этих идей были реализованы в течение его жизни, но большая часть лишь со временем доказала его гениальность и дар предвидения.

Опережая время

Леонардо да Винчи был универсальным человеком. Занимался одновременно всем понемногу: живописью, скульптурой, музыкой, наукой, изобретательством, техникой. В любой из этих отраслей он был выдающимся специалистом, который творчески двигал их вперед.

Научная и изобретательская деятельность Леонардо носила весьма оригинальный характер. Он занимался в широком объеме научными исследованиями, проводил научные эксперименты, занимался открытием законов природы. Однако его работа страдала отсутствием систематичности и отличалась неспособностью автора к длительному занятию каким-либо одним вопросом. Обладая развитой творческой фантазией, часто граничившей с гениальным предвидением, Леонардо оставил потомству бесчисленное множество идей относительно технического решения различных проблем из разных отраслей. На тысячах эскизов, из которых многие сохранились до сих пор, Леонардо представил проекты устройств и машин, которые на много столетий опережали его эпоху. Ему не удалось практически осуществить многие из своих идей. Леонардо удовлетворялся только определением возможности практического использования в технике теоретических завоеваний науки. Он не печатал свои груды, поэтому они не могли служить толчком для других, более поздних изобретателей, хотя возможно его эскизами пользовалась небольшая группа ученых итальянского Возрождения: Джеронимо Кардано (1501 — 1576), Бенедетти (1530 — 1590), Гвидобальдо дель Монте (1545 — 1607), Бернардино Бальди (1553 — 1617).

Леонардо всегда считал, что наука должна служить технике. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он особенно интересовался теми исследованиями, которые могли двинуть вперед техническое оборудование и методы. Он был первым человеком, который занялся такими вопросами теории строительной механики, как нахождение равнодействующей нескольких сил, или разложение силы на составляющие. Он занимался проблемой работы балок при изгибе, вопросами распора арок, теорией наклонных плоскостей. Раздумывая над существом и понятием силы, он внедрил в теорию фундаментальную идею статического момента, то есть величины силы умноженной на расстояние до точки, относительно которой рассчитывается момент. Не исключено, что Леонардо в этой области провел ряд экспериментов. Он изучал течение рек, в частности, вблизи мостовых опор, и измерял скорость течения в разных местах живого сечения каналов.

Трудно определить, можно ли считать Леонардо да Винчи инженером. Дело в том, что его буйная творческая фантазия не сопровождалась трезвой практической оценкой проектов. В душе Леонардо, художник преобладал над инженером. Он разработал множество проектов в области гидротехники, градостроительства, архитектуры, мелиорации, создал ряд моделей различных сооружений, в основном храмов. Леонардо значительно усовершенствовал орудия, применявшиеся в гидростроительстве. Внедрил затворы , поворачивающиеся на петлях и снабдил их проемами для выравнивания уровня в камере шлюза и в канале до открытия ворот.

По всей вероятности, Леонардо построил какие-то здания, но мы не в состоянии установить теперь, какие именно архитектурные произведения, можно со всей уверенностью приписать его творчеству. Мы знаем только, что он занимался строительством каналов и укреплений, но весьма редко. Он занимался фортификациями в течение 1502-1507 годов, когда находился на службе Чезаре Борджа. Он разработал тогда проекты ряда усовершенствованных машин и, в частности, бронированной коляски, обладавшей значительной огневой силой для защиты; эту коляску можно, несомненно, считать первообразном нынешних танков. Леонардо занимался также вопросами применения летательных аппаратов.

Когда Леонардо постарел, ему на родине не нашлось места. Привыкший к непрерывному восхищению, которое окружало его всю жизнь, он не мог примириться с появлением новых звезд первой величины, в особенности Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти, которые стали популярнее Леонардо. Обидевшись на римского папу Леона X, на которого он надеялся, но который явно предпочитал соперников, Леонардо уехал во Францию, где благосклонный к нему Франциск I обещал ему значительную пенсию. Во Франции он построил канал Амбуаз - один из немногочисленных объектов, сооруженных Леонардо. Последние годы жизни Леонардо провел в небольшом городке Клу около Амбра. Здесь он с лихорадочным усердием создавал все новые проекты, будто предчувствовал приближающуюся смерть.

В техническом прогрессе человечества Леонардо да Винчи сыграл не очень большую роль. Он дал человечеству значительно больше своими искусством, обеспечив себе, в частности, благодаря бессмертным картинам, прочное место в истории культуры. Удивительная всесторонность гениального итальянца останется навсегда незабываемым рекордом - теперь после нескольких сотен лет развития всех отраслей творчества, видимо, не найдется человека, который мог бы, подобно Леонардо, овладеть в совершенстве столь многими отраслями знаний.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Рождение художника

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).


Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)


Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын , принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины


Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.


Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии . Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем . Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус» .
  • назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Представление о центральной части композиции дают сохранившиеся с неё копии, среди них – рисунок Рубенса. Изображена ужасная схватка между четырьмя всадниками и тремя пешими воинами за овладение боевым стягом. Впервые у Леонардо экспрессия в передаче человеческих страстей достигает границ возможного. Глаза воинов вытаращены, рты широко открыты в крике, придающем мужество себе и устрашающем врага. Даже лошади изображены с полным бешенства взглядом и с ногами, переплетёнными в этой борьбе. Коловращение втягивает в свой иррациональный круг и людей, и животных.

Кажется почти невероятным, что художник, написавший Джоконду с тончайшим чувством меры в выражении иронии, был способен столь ужасную сцену. Тем не менее, леонардовские идеи постепенно охватывали всё более обширную сферу воплощения, образуя некую универсальную систему. Свое место в ней занимает и категория неистовства страстей и смерти.

Несколько отвлекаясь от хода изложения, укажем ещё на одно произведение, которое, несмотря на плохое состояние сохранности, в какой-то мере возмещает утраченное: речь идет о Леде , известной лишь по подготовительным рисункам и повторениям последователей Леонардо. Она расширяет список не дошедших до нас картин мастера, хотя в общем-то не относится к рассматриваемой в данном случае теме.

То, что мысли о смерти и созерцание вселенских катастроф сопровождали позднее творчество мастера, доказывает также изображение катаклизмов на рисунках под номерами 12378 и 12383 в Виндзорском манускрипте Леонардо. В первом из них видим, как грандиозный смерч мгновенно окутывает многолюдный город, скалистую гору и небо, сливая их в едином водовороте, похожем на колоссальный взрыв. Во втором, где исчезают все признаки человеческого обитания, море и небо обращаются друг в друга бурей невероятной силы, сметающей всякое сопротивление на своем пути. Это своего рода Страшный суд, последний день мира, воплощенный в образах разрушительных сил природы, для выражения которых художник, однако, находит принцип своего рода гармонии.

В соответствии с сопутствующей его искусству философскому истолкованию явлений Леонардо стремился выразить свою собственную концепцию космического разрушения: уравнивание, слияние в единстве всех элементов неизбежно совпадает с абсолютной гармонией. Ею начинается и завершается история творения. Леонардовская система не могла бы прийти к более логическому заключению. И завершающей точкой подобного видения природы может служить образ художника с интеллектом и взглядом мудреца, чьи черты, одновременно ясные и суровые, Леонардо запечатлел в Автопортрете , - художника, который глубже других сумел исследовать тайны и законы мира и человеческих чувств и выразить их на возвышенном языке искусства.

8.Вывод.

К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям Возрождения, подходит понятие universale. Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел – всё, что знало и умело его время; кроме того, он предугадывал многое, о чём в его время ещё не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как можно судить по его рисункам, пришёл к идее геликоптера. Леонардо был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником… Легче перечислить кем он не был. Причём в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и учёным.

Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит». Первоначально имелась ввиду его анатомия, но высказывание можно толковать и в том смысле, что каждая жизнь есть часть общей жизни, а если кто чего не успел, другие за него постараются.

9.Приложение.

1. Крещение Христа.

Сандро Боттичелли. Благовещенье. Церковь Сан Мартино алла скала,

Флоренция.

2. Поклонение волхвов. 1481-1482 г. Уффици, Флоренция.

3. Святой Иероним.103´75, Пинакотека, Ватикан.

4. Мадонна, кормящая грудью младенца. Профили, рисунок.

Королевская библиотека, Виндзор.

5. Мадонна с младенцем, обнимающим кошку. Эскиз. Британский музей, Лондон.

6. Мадонна Бенуа. 1475-1480г. холст. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

7. Мадонна в скалах. 1483-1494г. холст. Лувр, Париж.

8. Тайная вечеря. 1495-1497г. фреска. Трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие, Милан.

9. Этюд для головы апостола Иакова из Тайной Вечери. Королевская библиотека, Виндзор.

10. Тайная Вечеря. Набросок. Академия, Венеция.

11. Портрет музыканта 43´31 см. Пинакотека Амброзиана, Милан.