Китайская культура кратко. Культура древнего Китая

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


Китай – страна с древней культурой и уникальной историей, народ с самобытной загадочной и еще более удивительной культурой чем у других народов, религией, землей неописуемых красот. На протяжении многих веков формировалась эта уникальная культура Китая . За многовековую историю страны на территории современного Китая появлялось, развивалось и исчезало множество этнических групп и народностей со своей собственной культурой, с которыми связаны многие и его культуры.

Мифология и духовность в культуре Китая

Мифология и духовность всегда были наиболее значимыми элементами в жизни китайцев. Поэтому можно сказать, что религия имела наиболее глубокое влияние на традиции, обычаи и культуру китайского народа. Основными же религиозными течениями в являются даосизм, конфуцианство и моизм, появившиеся в культуре Китая примерно за 500 лет до н. э. и являются её неотъемлемой частью.

Даосизм, как элемент культуры, основан на представлении особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к тому, что Природа, Вселенная и Человек едины, и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Второе философское учение в Китая – конфуцианство – можно упрощенно интерпретировать, как сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях. Сутью моизма является всеобщая любовь ко всему – к растениям, к животным, к людям. Кстати, все эти религиозные течения получили практически одинаковое распространение в культуре Китая.

Наследие культуры Китая

Естественно столь развитая культура Китая не могла не дать множество величайших прикладных открытий. Достояние культуры Китая – это порох и шелк, бумага и тушь для письма, компас, фарфор многие столетия был монопольным производством китайских ремесленников. Страна изобилует огромным архитектурным наследием, оставшимся китайскому народу от своих предков, что свидетельствует о высокой степени развития культуры Китая.

В первую очередь, это конечно Великая Китайская стена − достояние культуры , включенная в 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это императорский дворец в Пекине − неотъемлемая часть культуры Китая

Наиболее выдающиеся культурно-исторические памятники Китая, внесенные в Список мирового наследия ЮНЕСКО:

  1. Императорский дворец Гугун
  2. Стоянка синантропа
  3. Мавзолей императора Цинь Шихуанди и "терракотовая армия" - результат высокого развития культуры Китая
  4. Гроты Могао в Дуньхуане
  5. Горный курорт и храмы Чэнде
  6. Дом, храм и могила Конфуция в Цюйфу
  7. Древний архитектурный комплекс на горе Удан
  8. Дворец Потала − особая ценность в культуре Китая
  9. Живописная местность горы Лушань
  10. Древний город Лицзян
  11. Древний город Пиняо
  12. Классические сады города Сучжоу − наследие культуры
  13. Летний дворец
  14. Храм Неба − неотъемлемая часть Китая
  15. Резные скульптуры в Дацзу
  16. Гора Тайшань
  17. Гора Хуаншань
  18. Гора Эмэй и Большой Будда в Лэшане − важная составляющая культуры Китая
  19. Гора Уи

Природа Китая

  1. Живописное место Улинюань
  2. Ущелье Цзючжайгоу
  3. Живописное место Хуанлун
  4. Предлагаем взглянуть на

Китайская культура перед лицом ХХI века: выбор и обещания

Здесь я намерен пояснить в общих чертах как будет развиваться в новом XXI веке китайская культура, каким принципам она будет следовать в общем потоке развития с культурой различных стран мира, каковы стратегический выбор и основные исходные позиции китайского правительства.

Китай, строя свои планы на новый век, большое внимание уделяет координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также отношений человека и природы. Культурному строительству отводится все более важное место.

Последовательное и непрерывное развитие экономики и всесторонний общественный прогресс – основы стратегии развития и долгосрочная цель КНР. Суть этой стратегии и этой цели заключается в достижении всестороннего развития личности и всестороннего прогресса общества. Подобная стратегия развития с необходимостью предусматривает внимание к культурным ценностям. Прогрессивная, научная культура способна дать духовный заряд общественному развитию. Воплощаемые ею ценности истины, доброты и красоты питают сердце и душу служителей искусства, создают прекрасные отношения между людьми, совершенствуют образ жизни людей и их действия, повышают культурный уровень всего общества, играя неповторимую уникальную роль. Вместе с тем культурные ценности непосредственно причастны к созданию экономических ценностей. Любой материальный продукт воплощает в себе не только экономическую, но и культурные ценности. По мере развития потребительских представлений потребительский уровень во все большей мере будет рассматриваться не только в контексте материальной жизни, но и в контексте духовного и культурного познания. Это предусматривает, чтобы материальный продукт содержал в себе высокий компонент культуры, чтобы в экономическом развитии обязательно участвовала культура. А такого рода потребность, несомненно, играет достаточно позитивную стимулирующую роль, выступая как общественная необходимость и духовная движущая сила в деле гармоничного развития экономики и всего общества. Однако в реальной жизни культурным ценностям зачастую уделяется недостаточное внимание. Когда люди преодолевают трудности и всеми силами стремятся развивать экономику, они часто легко пренебрегают защитой окружающей среды, игнорируют сохранение зеленого пейзажа и чистых прозрачных рек, очень часто легко пренебрегают культурным строительством, пренебрегают культурным наследием предков, пренебрегают духовным богатством человеческого общества. Когда же достигается достаток в материальной жизни, то, оглядываясь по сторонам и вспоминая прошлое, трудно удержаться от множества горьчайших сожалений. Можно сказать, что подобным жестоким урокам в истории развития человечества несть числа.

Правительство Китая в канун нового века уделяет культурному строительству пристальное внимание и сделало его составной частью фундаментальной программы развития страны, твердо придерживаясь курса на одновременное развитие материальной и духовной культуры и считая, что без расцвета и прогресса культуры, без гармоничного развития человека и природы невозможно добиться всестороннего развития и прогресса общества. В Китае сейчас осуществляется стратегия великого освоения западных районов. Эта работа имеет глубокое и далеко идущее значение для будущего страны. Мы заняты разработкой стратегии и плана развития культуры западных районов в соответствии с генеральной стратегией их освоения, рассматривая культурное строительство как важнейшую составную часть общей цели освоения западных районов. Наша цель – создание великого Западного Китая с процветающей экономикой, стабильного политически, с прекрасным ландшафтом и развитой культурой. Это полностью согласуется с нашей генеральной целью строительства богатого и процветающего, демократического и цивилизованного социалистического модернизированного государства. В новом веке в Китае одновременно с реализацией центральной задачи – строительства экономики и ускорения материального и культурного созидания – будет обращаться растущее внимание совершенствованию человеческой личности, большее внимание будет уделяться строительству духовной культуры, последовательно добиваясь того, чтобы экономика, политика и культура стимулировали друг друга и гармонично развивались. Таков наш чрезвычайно важный стратегический выбор.

Исходным моментом в разработке китайской политики в сфере культуры на новый век является ее служение широчайшим народным массам Китая, удовлетворение постоянно растущих культурных запросов народных масс, чтобы широкие народные массы пользовались всеми правами в указанной сфере.

С 1978 года в условиях реформ и открытости, когда изменения экономической системы повлекли за собой всесторонние и глубокие подвижки в обществе, правительство КНР своевременно скорректировало и выработало целый ряд курсов и политику для развития культуры и расцвета литературы и искусства. Наиболее значимым является установка на служение культуры широчайшим народным массам. За 20 с лишним лет политики реформ и открытости экономика и культура в Китае получили устойчивое развитие. Наибольший выигрыш от развития культуры получил простой народ Китая. Например, за менее чем 20-летний период времени в Китае издание китайских газет со 186 возросло до 2038 наименований, а периодических изданий с 930 возросло до 8187. Телевизионных станций увеличилось более чем в 20 раз, а телепрограмм всего с несколько новостных в начале периода реформ и открытости возросло в массовых масштабах со средним недельным вещанием свыше 70 тысяч часов. В 1999 году телевизионным вещанием было охвачено 91,6% всего населения Китая. Благодаря распространению телевидения в настоящее время крестьяне самых отдаленных горных деревень Центральной и Западной части КНР подобно населению Пекина, Шанхая и других крупных городов, могут в тот же день знакомиться с событиями в Китае и за рубежом, наслаждаться прямыми передачами выступлений китайских и зарубежных деятелей искусства. До реформ и открытости это было невозможно и представить. Общеизвестно, что население Китая составляет более 1,2 млрд. человек. Правительство КНР в результате осуществления политики реформ и открытости успешно решило вопрос питания и одежды для четвертой части населения земного шара и постепенно продвигает страну к зажиточности. Одновременно в Китае успешно добиваются того, чтобы широчайшие народные массы пользовались все более широкими правами в сфере культуры. Благодаря этому их духовная жизнь становится все более богатой и красочной.

Отстаивать национальный характер культуры и многообразие мировой культуры, сохранять и развивать лучшие культурные традиции китайского народа, сохранять и углублять национальные особенности культуры.

Мир богат и красочен, и в культуре должна быть своя специфика. Можно утверждать, что без национальных особенностей культуры не было бы многообразия в мировой культуре. Чем более культура носит национальный характер, тем в большей мере она принадлежит всему миру. Каждая национальность в мире имеет присущие ей специфическую культуру и традиции, это и порождает многообразие мировой культуры, создает условия для жизни нации и ее продления и вместе с тем является основой развития мировой культуры. Культурные традиции и культурное наследие каждой национальности как ее особое духовное достояние являются важным источником, питающим творческую мощь культуры. Культура – это душа нации и ее сущность. Культуры различных национальностей не способны к взаимозамещению. Китайская нация на длительном пути своего развития создала собственные прекрасные культурные традиции. Это – ее колоссальное духовное достояние, это – духовные узы, которые связывали бесчисленные поколения китайской нации, это – духовный фундамент единства страны и сплоченности народа. Мы чрезвычайно ценим и оберегаем их, мы должны постоянно подчеркивать их величие. Председатель Цзян Цзэминь четко обобщил и разъяснил основные особенности и лучшие исторические и культурные традиции Китая, а именно традицию “сплоченности и единства”, традицию “независимости и самостоятельности”, традицию “миролюбия” и традицию “неуклонного стремления вперед”. Эти исторические и культурные традиции непрерывно распространялись и развивались с течением времени и по мере развития общественного прогресса. Эти традиции сохранились до сего дня как носители культуры и олицетворение национальных судеб, они оказывают глубокое влияние на духовные ценности, образ жизни нынешнего поколения китайцев, а также на путь развития Китая. Культура Китая, имеющая древние корни, известна в мире своим отчетливо выраженным китайским характером, и действенное сохранение этого культурного наследия является необычайно важной и насущной задачей культурного строительства в Китае в новом веке. Социалистическая культура с китайской спецификой – это продолжение и обновление китайской культуры в ее историческом продолжении. Только глубоко укоренившись в национальную почву, она способна навсегда сохранить свой ясный характер и особую пленительность. В новом веке мы обязаны поддерживать каждое государство в развитии ее национальной культуры и в особенности больше должны охранять и поддерживать культуру развивающихся государств, активно предотвращать появление единообразной культуры в процессе экономической глобализации. Что касается культуры в Китае, то она будет продолжать стоять на почве современной китайской действительности, будут непрерывно обновляться, активно развиваться национальная культура с китайской спецификой, чтобы она зиждилась на глубинной культуре Востока, чтобы отчетливая национальная стилистика и глубинный дух эпохи оживали на мировой арене и чтобы она выделялась в сонме мировых культур.

Усилия деятелей китайской культуры, их важная миссия должны быть устремлены к созданию такой новой современной культуры Китая, которая была бы обращена на модернизацию, обращена к миру, в будущее, которая бы была направлена на обновление, развивала бы отчетливый дух эпохи, была бы национальной, научной и народной.

Любые прекрасные традиции культуры способны сохранять свою кипучую жизненную силу, отражать животворную современную жизнь и играть для нее неиссякаемую стимулирующую роль, только если они, следуя поступи эпохи, постоянно распространяются, преобразуются и обновляются. Культура – это душа народа. В обновлении заключается жизнь и животворность развития культуры. Развитие культуры представляет собой непрерывное обновление в процессе накопления и непрерывное накопление в процессе обновления. Только накопление закладывает базис и только обновление обуславливает развитие. В китайской культуре XXI века будет еще более усиливаться значение обновления. Ее направленность к модернизации глубоко олицетворяет процесс модернизации Китая и ее связь с ним неразрывными узами. Ее обращенность к миру означает еще большую открытость, широкое приобщение к знаниям, изучение, заимствование ценного, впитывание всего лучшего из культурных достижений в деятельности человечества, означает искренний поиск контактов и дружбы с миром. Обращенность культуры в будущее означает еще более ответственное, позитивное и творческое отношение к национальному развитию и развитию человеческой цивилизации. Культура не отстает от поступи эпохи, поднимает национальный дух, ратует за справедливость, демократию и научный подход, выступает против предвзятости, дискриминации и темного суеверия, а также против всего загнивающего и отсталого, что мешает национальному прогрессу и развитию человеческой цивилизации. Культура Китая – это часть мировой культуры, она будет еще более тесно связана кровными узами с широчайшими народными массами Китая. Вместе с тем она будет теснейшим образом обращена к миру и вести упорную борьбу за достижение прекрасного светлого завтра человечества. Китай является великой культурной державой, которая считает своим долгом вносить свой вклад в развитие человеческой цивилизации и мировой культуры – точно так же, как Китай поступал в ходе своего исторического развития. Мы не будем щадить усилий, чтобы в новом веке, добиваясь создания новой современной культуры Китая, обращенной на модернизацию, обращенной к миру, в будущее и направленной на обновление и развитие отчетливого духа эпохи, культуры национальной, научной и народной, удовлетворять постоянно растущие духовные и культурные запросы китайского народа и одновременно вносить вклад в строительство человеческой цивилизации нового века.

Смыкание с международным сообществом путем еще большей открытости, дальнейшее расширение культурных обменов с заграницей является твердым и неизменным курсом Китая в сфере культуры.

Современная культура создается в условиях модернизации информатики и экономической глобализации. По мере углубления прогресса человечества и развития эпохи любая цивилизация не может развиваться в одиночку или существовать изолированно. Можно сказать, что длительное сосуществование и взаимные обмены между цивилизациями Востока и Запада, а также между культурами различных стран шли попутными потоками и соответствовали народным чаяниям. Лучшей формы контактов для человечества, чем культура, не было. В XXI веке роль культуры и ее статус в международных отношениях все более возрастают, а культурные обмены и сотрудничество между странами становятся все более актуальными, поскольку различные культурные контакты помогают устранять национальную разобщенность и предрассудки, содействуют развитию межгосударственных политических и экономических связей. Развитие китайской культуры неотделимо от общих достижений человеческой цивилизации. Внешняя открытость не только является фундаментальной государственной политикой в созидании китайской экономики, но и одним из основополагающих руководящих курсов строительства современной культуры КНР. Благодаря этому курсу в культурном строительстве Китая уже полностью проявилась открытость китайской культуры, направленная на модернизацию, на мир и в будущее. В настоящее время КНР заключила соглашения о культурном сотрудничестве со 123 государствами, а также участвует в 430 планах культурных обменов. С более чем 160 странами и районами поддерживаются те или иные культурные контакты, разного рода связи осуществляются с тысячами зарубежных государств и международных культурных организаций. Китай в переводе ознакомился с большим количеством известных произведений зарубежной литературы и социальных наук. Китай познакомился и с массой лучших произведений зарубежного искусства. Горячий прием китайского народа встретили проведение министерством культуры КНР “Года международной симфонической музыки”, “Года международной оперы и балета”, “Года международного изобразительного искусства” и фестивальных мероприятий “Встречи в Пекине в 2000 году”. На них были собраны лучшие художники и произведения почти из ста стран мира. Активно принимая у себя и популяризируя лучшее зарубежное искусство, мы вместе с тем прилагаем усилия для продвижения в мир нашей национальной культуры. Все более повышается качество культурно-художественных программ, предлагаемых за рубежом. Наши деятели искусства приняли участие в музыкальных, хореографических, цирковых и многих других международных художественных конкурсах или международных праздниках искусств. Во всем этом полностью проявляется открытость процесса строительства современной китайской культуры. Именно подобная беспрецедентная открытость мощно стимулирует развитие всей китайской культуры и расцвет литературы и искусства. Жизнь подтверждает, что открытость означает жизнь и развитие, а замкнутость символизирует застой и упадок. Курс Китая на расширение внешней открытости является незыблемым.

Фундаментальная платформа и позиция Китая в отношении развития мировой культуры состоят в следующем: полное уважение многообразия и различий национальностей и цивилизаций, поощрение сосуществования различных цивилизаций, а не конфликтов между ними, диалог, а не противостояние, обмены, а не изолированность, взаимная терпимость, а не отвержение, учеба друг у друга, налаживание сотрудничества и совместное развитие.

Различия и неидентичность культур и цивилизаций являются объективной реальностью и вместе с тем объективной закономерностью. Только благодаря наличию неидентичности культура обладает собственной спецификой, а мир так богат многоцветностью. Разве не объясняется именно такой важной причиной, как притягательность других культур, что люди отправляются за тысячи километров в другие страны на экскурсии и в туристические поездки? Однако “неидентичность” отнюдь не равносильна отсутствию взаимных связей и тем более не означает конфликтности. Между различными культурами обязательно должен наличествовать элемент “совместности”, а “совместность” предусматривает гармоничность, учебу друг у друга, заимствование. Только наличие элемента “совместности” способно порождать новые явления, давать развитие. Ведь содержащийся в древней китайской философии принцип “совместного, но не одинакового” как раз и отражает это положение. Важная причина непрерывающегося в течение пяти тысяч лет развития китайской культуры заключается в ее приверженности своим национальным культурным традициям и вместе с тем в ее внимании к абсорбции всего ценного из иностранной культуры. Поэтому в ходе исторического развития открывалось изумительное зрелище своеобразных пейзажей, обогащалась сокровищница китайской и иностранной культуры. Китай – многонациональное государство. В длительной истории развития китайской культуры, в процессе совместного труда и творчества, в процессе борьбы против иностранной агрессии и отстаивания единства страны и национальной сплоченности в конечном итоге сложилась плюралистическая и единая культура Китая, и одновременно родились заветные гуманные мечты о сохранении различий при достижении гармонии. Именно поэтому китайская культура жива до сегодняшнего дня и полна жизненных сил. В культуре различных национальностей мира содержатся как специфичные для данной национальности, так и общечеловеческие элементы. Следует с полным уважением относиться к многообразию и отличиям разных национальностей, отбрасывать “мышление времен холодной войны”, отмежевываться от призывов к “столкновению цивилизаций” и на базе взаимного уважения, равноправия, поисков общего при сохранении различий углублять позитивную роль различных цивилизаций, содействуя непрерывному развитию человеческого общества и общему прогрессу всех стран и народов мира. В период вхождения человечества в XXI век все более ускоряется экономическая глобализация, и культура из регионов шагает в мир. Еще более явственной выглядит эта генеральная тенденция духовного развития человечества, все больше будут проявляться элементы общности в общей культуре человечества в будущем. Однако это отнюдь не значит, что мир пойдет к монокультуре. И если всемирный сад ста цветов стал бы одноцветным, пусть даже это были бы пионы, все равно он казался бы совершенно безжизненным. Только если сто цветов будут состязаться в красоте, то какая бы ни была погода, сад будет обильным и прекрасным. Вот почему мы ратуем за многообразие мировой культуры. В процессе развития в будущем культура каждой страны должна быть многообразной и богатой, но вместе с тем сохранять свою отчетливую индивидуальность и свойственный одной ей характер. Все народы мира, наряду с сохранением своеобразия собственной культуры, должны нести общую ответственность за те общие духовные ценности и принципы, которые свойственны развитию культуры человечества, и вносить в это совместный вклад. Мы глубоко уверены, что принцип “совместного, но не одинакового” способен помочь развитию многообразия в мировой культуре, способен порождать новые идеи, новые подходы, стимулировать прогресс человеческой цивилизации. Мы обязаны иметь широкий и всесторонний подход, иметь абсолютно новую историческую точку зрения, проявлять общую заботу о судьбах человечества, по-настоящему исходить из потребностей развития человеческой цивилизации, ведя поиск путей строительства новой культуры, развивая равноправные культурные обмены между странами и общими усилиями создавая богатую и многоцветную мировую культуру.

Культура Китая – одна из самых древних и самобытных в мире.

Культура

Культура Китая оказала влияние на развитие культур соседних народов, населявших территории теперешних Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира, а возможно, и единственной, где физический тип населения не менялся в течение тысячелетий. Художественная культура Китая насчитывает 5 000 лет.

Китайская философия

В рамках этой культуры были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм.

Статуя Конфуция в Пекине
Конфуциа́нство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство иногда рассматривается как философия, иногда – как религия. Центральными проблемами конфуцианства являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Даоси́зм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Его основателем был Лао Цзы (настоящее имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань), древнекитайский философ.

По преданию, он родился в 604 г. до н.э. В центре доктрины даосизма – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. В даосизме взаимодействуют два противоположных начала: инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь – отрицательное, пассивное, женское начало; ян – положительное, активное, мужское.

Даосский храм в Ухане
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Моизм - древнекитайская философская школа, программным направлением которой было усовершенствования общества через знание. Основал философскую школу древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения.

В V-III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, а Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

Энергия «ци»

Китайская философская концепция космической ци, или энергии (силы), пронизывающей Вселенную. Китайцы верят в то, что ци породила космос и Землю и два начала: «отрицательный» и «положительный» принципы инь и ян, породившие в свою очередь всё остальное («тьму вещей»). Каждое физическое изменение, происходящее в мире, китайцы считают результатом действия ци.

Фэншуй

Фэншуй (дословно «ветер и вода»), или геомантия – даосская практика символического освоения пространства. Считается, что с помощью фэншуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; специалист фэншуй может прогнозировать события.

Цель фэншуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.

Здание в Гонконге с применённым в архитектуре принципом фэншуй

Каллиграфия

Традиционные и упрощённые иероглифы
Каллиграфия считается в Китае художественной формой искусства и приравнивается к живописи и поэзии как метод самовыражения.

Китайский фарфор

История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206 -221 гг. н.э.).
Керамика в Китае известна издревле, но только в бронзовом веке (1500-400 гг. до н. э.) китайцы научились получать особенно прочные клеи и делать печи для высокотемпературного обжига. Это позволило им изготавливать более прочную, глазурованную глиняную посуду. Настоящий фарфор появился только в эпоху Суй. Он ровный и полированный, при ударе по фарфоровому изделию оно звучит. Тонкий фарфор кажется прозрачным.

Великая Китайская стена

Она тянется на 8851,8 км через весь Северный Китай. 6260 км стены состоят из кирпичной кладки, 2232,5 км – из естественного горного массива. Около 360 км являются заполненными водой рвами.
Сооружение стены началось в IV-III вв. до н. э., когда отдельные китайские государства создавали оборонительные сооружения от набегов кочевых народов Центральной Азии.
После объединения Китая под властью династии Цинь в 221 г. до н. э. император Ши Хуанди приказал соединить ряд оборонительных линий в единую стену. В настоящее время в западной части Великая стена сохраняет первоначальную форму, в восточной части сильно разрушена и местами представляет только земляной вал.
Стена имеет ширину у основания около 9 м и на вершине около 6 м, высота стены – 10 м. Примерно через каждые 200 м на ней находятся четырёхугольные сторожевые башни, а с внешней стороны – высокие оборонительные зубцы с отверстиями-амбразурами. Верхняя плоскость стены замощена плитами и раньше была широкой защищенной дорогой, по которой могли передвигаться воинские части и обозы. В настоящее время некоторые участки этой плоскости заасфальтированы и используются как автомобильные дороги. Стена проходит по гористым местам, повторяя изгибы рельефа и органично вписываясь в окружающий пейзаж.

Камнерезные ремёсла Китая

Это разновидность ювелирного дела Китая, связанного с обработкой поделочных камней различного происхождения и окраски. В качестве сырья ремесленники Китая использовали кораллы, мрамор, жадеит, мыльный камень (талькохлорит), розовый кварцит (прозрачные сорта), нефрит.

Китайское изделие из нефрита, изображающее бытовые сцены и пейзаж

Музыка

Китайская музыка обладает специфическим звучанием. Это объяснятся тем, что у инструментов не 7 привычных нот, а 5 или 13. Китайские инструменты делятся на 4 типа: ударные, духовые, струнные и смычковые. Самый распространённый инструмент – баньху . Это пятиструнный инструмент, на котором играют с помощью смычка длиной в человеческую руку. Звучание баньху можно сравнить со скрипкой.

Среди щипково-молотковых инструментов популярны гучжен и янцинь (семейство цитры). Играют на них с помощью специальных молоточков. Существует и второй способ: с помощью щипков пальцами.

Архитектура

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, а архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Малая пагода диких гусей
Большинство строений в древнем Китае строилось из дерева. В первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. Затем возводилась кровля, покрываемая затем черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом, т.е. стены не несли функции несущей конструкции. Дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, поэтому по сравнению с каменными, деревянные сооружения более стойки к землетрясениям.

Пекинская опера («Опера Востока»)

Она возникла в конце XVIII в., очетает в себе музыку, вокальные исполнения, пантомимы, танцы и акробатику. Пекинская опера воплотила в себе специфику древнекитайского театра.

Кунг-фу

Китайские боевые искусства.

Китайские изобретения

Трудно даже просто перечислить всё, что изобрели в Китае. Четыре великих изобретения древнего Китая: бумага, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли.

Печатные книги, фарфор, шёлк, зеркала, зонтики и бумажные змеи, ножницы, колокол, водяная мельница, седло, пушка, бумажные деньги, барабан, весло, вилка, кинжал-топор (гэ), лак, лапша, пароварка, сброженный напиток, ручной арбалет, бомба из чугуна, буровая скважина, вагранка, вентилятор, вертикальный кормовой руль, ветрогенератор, веялка, визитная карточка, висячий мост на стальных цепях, высокоалкогольное пиво, газовый баллон, настольная игра го, двухструйный огнемёт...

Китайский огнемёт
... джонка, доменная печь, домино, зубная щётка, игральные карты, кокс как топливо, каменный арочный мост с открытыми перемычками, рыболовная катушка, карданов подвес...

Карданов подвес
... тушь, кукольный театр, морская и наземная мины, многоступенчатая ракета, огненное копьё, отвал плуга, палочки для еды...

Палочки для еды
... рельефная карта, ременная передача, ресторанное меню, конская сбруя, свисток, сейсмометр...
Реконструкция сейсмометра Чжан Хэна, использующего чувствительный к толчкам земли маятник. Размещённый в 133 г. в Лояне, он фиксировал землетрясения за 400-500 км
... рядовая сеялка, сталеплавильный процесс, стремя, тачка, туалетная бумага, фейерверк, химическое оружие, хомут, цепная передача, чугун, шлюз... И это ещё не всё! Впервые именно в Китае начали использовать в пищу соль, культивировать сою, чай, диагностировать и лечить сахарный диабет, применять лечебное голодание. Китайцы разработали технологию производства фарфора за тысячу лет до европейцев. В этой стране изобрели акупунктуру – традиционную китайскую медицинскую практику введения игл в конкретные точки тела в лечебных целях и для облегчения боли.
Расскажем об истории одного изобретения – бумаги.

Изобретение бумаги

Фрагменты упаковочной бумаги из пеньки, датированные периодом правления У-ди (141-87 гг. до н. э.)
Самый ранний известный фрагмент бумаги с надписью на нём был обнаружен в развалинах китайский башни Цахартай в Алашани, где армия династии Хань покинула свои позиции в 110 г. н. э. после нападения хунну. В III в. бумага стала широко применяться для письма, заменяя более дорогие полоски из бамбука, скрученные в свитки, свитки и полоски из шёлка и деревянные таблички. В процессе производства бумаги, разработанного в 105 г. Цай Лунем, кипящая смесь из коры тутового дерева, пеньки, старых тканей и старых рыболовных сетей превращается в пульпу, растирается до пастообразного состояния и затем смешивается с водой. Сито из тростника в деревянной раме опускают в смесь, вытаскивают и встряхивают. Образовавшиеся листы бумаги сушат, а затем отбеливают под воздействием солнечных лучей.
Литературное наследие Китая огромно, но, к сожалению, его сложное к переводу содержание делает многое из этого недоступным для западных читателей.

Современная культура Китая

Когда говорят о культуре Китая, то имеют в виду в основном древний Китай. О современной культуре этой страны пишут мало, чаще рассказ сводится к особенностям быта, обычаям и кухне.

В современной архитектуре Китая строго придерживаются традиций, сложившихся на протяжении всего исторического развития. Это касается и архитектурного облика современного китайского города. Однако постепенно, с середины XIX в., китайская архитектура начинает приобретать другие черты, европейские.
Экономическое развитие Китая изменило и облик страны: на улицах городов появились иностранные банки и коммерческие организации, развлекательные учреждения и сооружения сервиса, посольства и гостиницы. Подобные постройки требовали чёткости форм и использования современных материалов, поэтому традиции китайской архитектуры были не всегда приемлемы для новых зданий. Постепенно уникальные здания древней китайской архитектуры уходят на второй план.

Но китайские архитекторы стараются умело сочетать европейский стиль с китайской культурой, создавая уникальные здания.
Китайцы бережно сохраняют свою уникальную культуру. Например, правительство не позволило, чтобы оперный театр был выше зданий, построенных в Запретном городе. Но китайцы не отбрасывают и новшества, например, строят метро. И в общем культура современного Китая постоянно обогащается новыми направлениями во всех областях культуры.

Современная живопись

В области жанровой живописи из множества художников хотелось бы выделить творчество Li Zijian (р. 1954) .

Художник получил высшее образование на факультете живописи Гуанчжоуской Академии Прекрасных Искусств в 1982 г. и в 1988 г. переехал в Лос-Анжелес. Несмотря на то, что он уже около 22 лет проживает в США, основная тема его картин – жизнь родного Китая, местные обычаи, люди и быт.

«Культура моего родного Хунаня оказала глубокое влияние на меня. Простенькие и ветхие постройки, природа, реки и люди в моем родном городе – всё это бесконечный источник моего вдохновения в работе», - говорит Li Zijian. Глядя на картины художника, невозможно удержаться от доброй улыбки. Трогает его умение увидеть важное в самом обыденном, любовь к людям и окружающему миру.

А вот современная китайская акварель – художник Zhao Kailin.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Китае

В списке объектов всемирного наследия ЮНЕ́СКО в КНР значится 41 наименование.
29 объектов включены в список по культурным критериям, 8 объектов – по природным, 4 – по смешанным.
16 объектов (гора Тайшань, Великая Китайская Стена, дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне, пещеры Могао, гробница первого императора династии Цинь, комплекс древних строений в горах Уданшань, храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун в городе Цюйфу, исторический ансамбль дворца Потала в городе Лхаса, классические сады в городе Сучжоу, Летний дворец и императорский парк в Пекине, Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине, наскальные рельефы в Дацзу, столичные города и пещерные храмы Лунмэнь, гробницы императоров династий Мин и Цин, пещерные храмы Юньган, гробницы древнего царства Когурё) признаны шедеврами человеческого созидательного гения.
10 объектов (горы Тайшань и Хуаншань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки» (провинция Юньнань), карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк горы Саньциншань, Данься) признаны природными феноменами или пространствами исключительной природной красоты и эстетической важности.
Естественно, рассказать обо всех объектах в рамках одной статьи невозможно. Заинтересовавшиеся читатели могут обратиться к другим источникам. Мы расскажем лишь о некоторых из них.

Гора Тайшань

Гора высотой 1545 м в китайской провинции Шаньдун. Гора Тайшань имеет большое культурное и историческое значение и входит в число пяти священных гор даосизма. Она считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы – цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.

Национальный парк Цзючжайгоу («Долина девяти деревень»)

Заповедник на севере провинции Сычуань в центральном Китае. Он известен своими многоуровневыми водопадами и цветными озёрами.

Уданшань

Небольшой горный хребет в провинции Хубэй. Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан (618-907) здесь был открыт первый храм – Храм Пяти Драконов.
В XV в. император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. Тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412 г.

Древний город Пинъяо

Центральная улица города

Это единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик.

Храм Неба

Храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе – Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Площадь комплекса составляет 267 га.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 г. отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Три параллельных реки

Национальный парк, расположенный в Сино-Тибетских горах на северо-западе провинции Юньнань.
На территории парка располагаются верховья трёх крупнейших рек Азии: Янцзы, Меконга и Салуина, которые протекают в ущельях до 3 000 м глубиной. На данном участке реки текут почти параллельно с севера на юг. После поворота Янцзы на север, она протекает по знаменитому ущелью Прыгающего тигра.
Три параллельных реки являются богатейшим с точки зрения биологического разнообразия районом Китая и всего умеренного пояса Земли. Из-за сложного и многообразного климата в районе «трёхречья» обитают много видов растений и животных: в нём произрастает свыше 6 000 видов (около 20 %) всех редких и ценных растений Китая. Также здесь обитают более 25 % всех видов фауны КНР.

Тулоу

В китайской архитектуре жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун, квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка, которые во время междоусобных войн мигрировали с севера в южные районы Китая ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.
Тулоу круглой формы имеют диаметр 50-90 м, толщина наружных стен – от 1 до 2,5 м, имеют узкие бойницы на верхних ярусах и минимальное количество мощных входных ворот. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, держались большие запасы продовольствия.

Другие достопримечательности Китая

Пик Виктория (Гонконг)

Высочайшая точка острова Гонконг. Своё название гора получила в честь королевы Виктории. Другое название – Маунт-Остин. Пик Виктория представляет собой возвышенность с несколькими вершинами (наибольшая высота – 554 м над уровнем моря). На горе находятся здания, парки, кафе, смотровые площадки, популярные среди туристов, так как с них открывается живописный вид на Гонконг.
Попасть на вершину можно пешком, по автодороге, на фуникулёре.

Пекинский национальный стадион

Его ещё называют «Птичье гнездо». Это многофункциональный спортивный комплекс, созданный для проведения летних Олимпийских игр 2008 г. в Пекине. На этом стадионе, помимо проведения спортивных состязаний, состоялись церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 2008 г. Строительство стадиона начато в декабре 2003 г. и закончено в марте 2008 г. Его вместимость – 91 000 чел.

Гонконгский Диснейленд

Открыт в 2005 г. При строительстве парка корпорация Disney старалась учесть особенности китайской культуры, обычаи и традиции, в том числе соблюдение правил фэншуй.
Территория Диснейленда разделена на четыре тематических части: Мэйн Стрит США, Мир приключений, Фантастический мир и Мир Будущего.
Мэйн Стрит США выполнен в архитектурном стиле времен Дикого Запада. Здесь можно увидеть старинные автомобили, ажурные вывески и виллы, внутри которых находятся магазины и рестораны.

В Мире приключений вокруг огромного дерева, где живет Тарзан, протекает река, по которой можно совершить небольшой круиз. Во время путешествия там встречаются бегемоты, гейзеры, пещеры-лабиринты.
В Фантастическом мире живут любимые герои мультфильмов. Здесь же находится 3D кинотеатр, где можно посмотреть трехмерные фильмы.
В Мире будущего есть американские горки и картинг.

Шанхайский музей

Музей древнекитайского искусства. Основан в 1952 г. В музее собрано около 120 тыс. единиц хранения. Наиболее ценными являются коллекции изделий из бронзы, керамики, каллиграфия, мебель, нефритовые статуэтки, старинные монеты, картины, печати и скульптуры. Постоянно действуют 11 галерей и 3 специальных выставочных залов.

Статуэтка верблюда из коллекций музея
Музей хранит предметы национального значения, в том числе один из трех существующих образцов «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань.

Китайская культура - одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н. э. Именно к этому времени китайская историография относит период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Непрерывность развития китайской культуры - одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания. Поэтому китайцы называли ее Срединной империей. Становлению единой культуры способствовало то обстоятельство, что древние китайцы населяли единую равнину, целостный географический район. Это обусловливало тесное общение народов Китая между собой. У них сравнительно быстро сложился единый хозяйственный уклад, что, в свою очередь, предопределило общность самых разных сторон быта, начиная с облика жилищ и кончая годовым ритмом праздников. Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как «китайские церемонии». Из всех известных нам стран и культур именно в Китае система обязательных и общепринятых норм поведения была особенно развитой. Существовало даже специальное учреждение - Палата церемоний, которая строго следила за выполнением правил, обрядов и процедур, унаследованных от прошлого. Статус человека в Китае мог меняться. Простолюдин в Китае мог стать даже императором, но нормы поведения, характерные для определенного статуса, никогда не менялись. На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе: наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация. Понять специфику китайской культуры можно лишь обратившись к картине мира, сложившейся в китайской культуре, ее основным категориям, нормам и ценностям. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено. Поэтому одно слово может означать совершенно разные вещи. Эти слова записываются с помощью иероглифов. Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч. Иероглифическая письменность и мышление составляют основание символизма китайской культуры, поскольку именно образы-иероглифы стали средством мышления, что сближает китайское мышление с мышлением первобытных людей. Важной чертой китайской культуры также является холизм - представление о целостности и гармоничности мира. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, а все различия относительны. В каждом явлении природы - будь то цветок, животное или водопад, просвечивает богатство всего мира.

Важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок -тотем. Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа. Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая. У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства. Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь - это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в Китае ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники конфуцианцев – легисты. Учение законников - легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии. Несколько позже конфуцианства появилась совершенно иная ветвь китайской культуры, совершенно новое учение о жизни, а также и способ жизни - даосизм. Вторым по степени влияния в Китае было философское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при-мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма- «Дао де цзин»- приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич-ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи- все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

В это же время в Китай проникает буддизм, который в начале благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений выглядел как разновидность даосизма. Но уже в IV веке буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру. Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли -- чань-буддизм (японский дзэн).

Именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В молчании гор, в журчании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знаменитых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна - символ долголетия, бамбук - стойкости и мужества, аист - одиночества и святости, змея - самая красивая и самая умная. Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре.

Буддизм способствовал распространению круглой скульптуры. Китайско-буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатание с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае. Таким образом, можно предположить, что классическая китайская культура представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Эти течения практически не соперничали друг с другом, а сосуществовали в духовной жизни китайцев, занимая свои собственные ниши. А поскольку они являются не только философскими, но и религиозными течениями, для китайской культуры характерен религиозный синкретизм и функциональный подход к религии, выбор которой определяется конкретной жизненной ситуацией. Своего наивысшего расцвета архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н. э. - III в. н. э. Разрозненные мелкие царства объединились в могущественную державу. После многолетних войн наступил период передышки, и была создана единая обширная империя. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Самое крупное сооружение Китая конца IV-III вв. до н. э. - Великая китайская стена, достигающая в высоту 10 м и в ширину 5-8 м, она служила одновременно и суровой глинобитной крепостью со множеством сигнальных башен, защищающей от набегов кочевых племен, и дорогой, протянувшейся по уступам труднопроходимых горных хребтов. На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее превысила 3000 километров. Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами и обведенные рвами с несколькими воротами и дозорными башнями. Они имели прямоугольную планировку, прямые магистрали, на которых размещались дворцовые комплексы. Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), . состоявший из 43 зданий. Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати - их погребальные склепы. Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших обрядов, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни. Усыпальницы составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, и учитывающих благоприятное расположение ветров и небесных светил. К подземным сооружениям вела наземная «аллея духов» - охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в склеп. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища - цытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света: тигр - запада, феникс - юга, дракон - востока, черепаха - севера. Древняя эпоха для развития художественной культуры Китая и всей Восточной Азии имела такое же значение, что и греко-римский мир для Европы. В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени.