Конспект нод по чтению художественной литературы. Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе


На тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы
(разработан в соответствии с тематической неделей «Домашние животные»)
Составитель:

Воспитатель подготовительной группы
Катайск, 2013г.
Цель НОД: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Вид деятельности: Интегративная (коммуникативно-познавательная). Восприятие художественной литературы, продуктивная.
Форма проведения: Фронтальная.
Задачи НОД: Чтение художественной литературы.
Интеграция (образовательные области): познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Задачи по образовательным областям:
Чтение художественной литературы: Воспитывать желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему. Развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа.
Познавательная: Расширять кругозор детей, развивать умение слушать. Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Коммуникация: Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать слуховое внимание. Обогащать и активизировать словарь детей.
Социализация: Формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь.
Физическая культура: Воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать умение согласовывать движения с речью.
Художественное творчество: Закреплять умение рисовать и закрашивать их в пределах контура. Развивать у детей навыки работы с кистью и красками.
Предполагаемый результат: Полный ответ каждого ребёнка на вопрос воспитателя. Умение детей последовательно передавать литературный текст.
Умение слушать сверстника.
Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.
Предварительная работа: Чтение произведений К. Ушинского. Подготовка с детьми рассказа об К. Д Ушинском. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К. Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К. Ушинского.
Оборудование: портрет и выставка книг, заготовки контуров лошадей, восковые мелки, цветной зелёный и жёлтый картон, колечки Су-Джок, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».
Методы: Наглядные, словесные, практические.
Приёмы: Показ, загадка, речевое общение, поощрения, вопросы, сообщения детей об авторе.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
2. Выставка книг Ушинского.
- Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома, много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто автор этих книг?
- Ребята, вы узнали кто это?
3. Рассказ об Ушинском.
- Сегодня девочки Вера и Лиза Тюкалова приготовили для нас рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.
Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы. Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком.

Учился на хорошо и отлично. (Вера)
После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. (Лиза)
- Ребята, какие произведения вы знаете? О ком эти произведения?
- Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
4. Сюрпризный момент.
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это – резвая...(Лошадка)
5. Словарная работа.
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома , избы, а также сама крыша, кровля , обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
6. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
7. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
8. Разбор прочитанного.
- О ком эта сказка?
- Кем был для Уседома Догони-Ветер?
- Что однажды приключилось с купцом?
- Кто спас Уседома?
- Что обещал хозяин своему коню?
- Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
- Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?
- Как чувствовал себя Догони-Ветер? (Одиночество.) /Как вы понимаете слово «одиночество»?/
«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
- Чем закончилась сказка?
- Вот какой у нас получился пересказ «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?
9. Пословицы о дружбе, доброте.
- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».
10. Пальчиковая гимнастика «Скакала лошадка»
Скакала лошадка
По полю, по полю.
Скакала лошадка
На воле, на воле.
Скакала лошадка,
И ветер летел, за быстрой лошадкой
Угнаться хотел!
Су-Джок с мизинчика и разминайте пальчики от кончиков к ладошке:
Скакала лошадка
Вдоль маленькой речки.
Бежали за нею (безымянный)
Толпою овечки.
По мостику стала (средний)
Лошадка бежать
За ней лягушата (указательный)
Решили скакать!
Лошадка, лошадка, (большой)
Довольно скакать,
Всем вместе приходит
Пора отдыхать!
11. Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лошадка, вам нужно определить её масть и раскрасить, работать будем восковыми мелками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в специальный большой загон для лошадей, где они могут пощипать зелёную травку. Вы удивитесь и спросите, какая же может быть травка? Ведь кругом лежит снег, но, ведь наши лошадки особенные, и загон для них мы подготовили заранее, в нём всегда найдётся достойный корм для всех лошадей.
Работа с восковыми мелками. Раскрашивание лошадок.
Составление коллажа «Лошадиная ферма».
12. Рефлексия.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»
- Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе

Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».
Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи:
1.Образовательные:

формировать умение детей понимать юмор ситуации;
уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;
обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
2.Развивающие:
развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
развитие чувства юмора, творческого изображения;
развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
3.Воспитательные:
воспитание интереса к произведениям художественной литературы
воспитывать эстетические чувства через художественное произведение: помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.

Предварительная работа:
воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта образовательной деятельности, подготовка необходимых материалов;
с детьми: чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
с родителями: родителям рекомендовали читать с детьми художественную литературу, побеседовать о содержании произведений с детьми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды:
занятие проводится в групповой комнате, дети сидят на стульях;
демонстрационный: портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказу «Живая шляпа», книга Н. Носова «Живая шляпа»

Словарная работа:
Активизация словаря:
кабинет, шляпа
Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка

Особенности группы детей и их учет в ходе образовательной деятельности: исходя из того, что в группе выявлено три уровня речевого развития детей, данное занятие целесообразно провести с тремя подгруппами отдельно.

Индивидуальные особенности детей и их учет в ходе образовательной деятельности: в связи с тем, что в группе имеются дети (Женя П., Гоша Ч., Коля Ж.) с низким уровнем развития речи, необходимо активизировать их при ответах на вопросы и повторении слов и оказывать помощь при рассказывании.

Методы и приемы:
Словесные: чтение рассказа, беседа, вопросы, анализ, пояснения, составление рассказов.
Наглядные: рассматривание портрета Н.Носова и иллюстраций к рассказу «Живая шляпа».
Практические: рисование котенка, придумывание истории о котенке.
Игровые методы: игровая мотивация.

Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём я сейчас загадаю вам загадку:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят.
Дети: книжная полка, книжный шкаф, библиотека
- Как вы догадались? У нас в группе тоже есть библиотека. Какие книги есть в нашей библиотеке?
- Сказки, рассказы, стихи.
- Ребята, вспомните, чем отличаются рассказы от сказок и стихов.
Ответы детей.
-В рассказе говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д..
- Ребята, а какие вы знаете произведения Н. Н. Носова?
- Послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа»
II. Основная часть.
(Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». На экране постепенно появляются картинки из рассказа).
- Вам понравился этот рассказ? (да)
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? (нет)
- Назовите героев рассказа (Володя, Владик).
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая? (она поползла)
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?(они испугались)
- Расскажите, как мальчики испугались.
- Покажите, как они испугались!
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? (картошка)
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? (Вовке)
- Как узнали мальчики секрет шляпы? (швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
- Оцените поведение мальчиков. Какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным? (доброжелательно)
- Какими мы их видим в конце рассказа? (они обрадовались)
- Смешная это история или печальная? (смешная)
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по - другому можно назвать этот рассказ?
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть
Семь, восемь – лень
отбросим
Рефлексия:
- Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
- Чем мы занимались? (читали)
- Какой рассказ мы прочитали? Кто автор?
- Какие чувства вы испытывали, при чтении рассказа?

Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект занятия по чтению художественной литературы.

Сказка «Айога»

Воспитатель: Исаева Ф.В.

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказках.

Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы посмотрим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь. (Воспитатель предлагает взять каждому ребенку зеркало). По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!

Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают!)

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.

Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.

Рассказывание сказки с выставлением иллюстраций.

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке? - О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.) Вспомнить, как это было помогут нам 3 девочки. Инсценирование сказки.

Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)

Кто помог матери? (Соседская девочка.)

Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

- Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи, давайте их сейчас послушаем.

(Ответы детей)

"Жизнь дана на добрые дел", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.”; "Не с лица воду пить”; "Всякий человек в деле познаётся.”; "Без труда нет добра”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; "Труд кормит, а лень портит” …

По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.


Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Продолжите фразу:
- Я похвалю своего друга за то, что…
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и на стол быстрей кладем.
Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем делать гусочку путем складывания бумаги. Как это можно назвать по-другому? (оригами). (Или сделать волшебство: положить мятые бумаги в коробку и оттуда достать готовых гусей, сделанных оригами и предложить их украсить)

Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали.


Задачи :

Познакомить детей с поэзией, как с литературным жанром . Познакомить со стихотворением Э . Успенского « Разгром » .

Учить слушать внимательно.

Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы.

— Расширять словарный запас детей; развивать фразовую речь, память, воображение.

— Воспитывать уважение и любовь к маме. Побуждать детей соотносить свои поступки с поступками и поведением персонажей.

Предварительная работа.

Утром перед завтраком воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди, каждой игрушке свое место» .

Воспитатель. — Ребята, посмотрите, что у нас в группе не так ?

Дети. — Все разбросано.

Воспитатель. — Правильно, у нас небольшой беспорядок. А исправим мы это, отправившись на поезде. Наша с вами задача поставить все на места. Я буду машинистом поезда, а вы вагончиками.

Поехали! У-У-У!

Материал: Портрет Э. Успенского , иллюстрированная книга « Стихи и песни детям » Э. Успенского .

Ход.

Дети сидят полукругом .

Воспитатель.

Дети, в какую игру мы сегодня мы сегодня утром играли (Ответ детей)

— Расскажите, как мы играли? (Ответ детей)

Вам понравилось?

— Ребята, вы наверное все заметили, что у нас сегодня в книжном уголке появился портрет детского писателя Эдуард Успенского . (Воспитатель, показывает портрет писателя) . Эдуард Успенский написал очень много стихов , рассказов для детей. Например, стихи «Берегите игрушки» , «Если был бы я девчонкой» , рассказы про Простоквашино, «Укус гадюки» . Сегодня мы познакомимся с его стихотворением « Разгром » .

Чтение стихотворения .

— О чем поэт рассказывает нам в этом стихотворении ? (Ответы детей)

— А теперь давайте вспомним, что делает мама, когда приходит с работы.

Мама приходит с работы,

Мама….,

Мама,

Мама …. (ответы детей)

— Какие вопросы мама задает? Попробуем вместе!

Был на квартиру …. ?

К нам заходил?

Может быть, …. не наш?

Может, не наш …. (Ответы детей) (Воспитатель показывает иллюстрации)

Правильно!

Что делали ребята, пока не было мамы дома? (Ответ детей)

— Какие поступки совершили они? (Ответ детей)

— У кого из вас были такие случаи? (Ответ детей)

Какие это ребята (Ответы детей)

А можно ли их назвать плохими (Ответы детей)

Молодцы! Они же ничего плохого не сделали.

Как вы считаете, что нужно было сделать мальчикам, после того как они поиграли? (Ответы детей)

— Напомните мне, как звали друга, который приходил в гости (Ответы детей)

— Сейчас, предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на месте мамы, которая пришла с работы и увидела беспорядок дома, и когда узнала причину беспорядка. Представляем.

Открывайте глазки. А теперь попробуйте описать свои чувства в образе мамы. (Ответы детей) .

Молодцы! Какое настроение у стихотворения : оно веселое, озорное, грустное? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)

— Как называется стихотворение , которое мы сегодня читали? (Ответ детей) . Вы считаете, правильно ли поэт выбрал название своему стихотворению ? (Ответы детей) .

А какое название стихотворению дали бы вы ? (Ответы детей)

— Молодцы! Скажите, какие поступки мы не должны совершать, чтобы не расстраивать маму. (Дети перечисляют)

Физкультминутка.

Мамам дружно помогаем :

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки. (Потягивания - руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки. (Потягивания - руки вверх.)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: — Во!

Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Сядьте прямо, улыбнитесь,

Выше-выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимете, опустите.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Воспитатель Демиденко Н.А.
Конспект открытого занятие по чтению художественной литературы. Чтение сказки «Колосок»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи :

Чтение украинской народной сказки « Колосок »

Цель :

1. Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки « Колосок » .

2. Учить детей оценивать поступки персонажей.

3. Учить детей драматизировать отдельные эпизоды сказки .

4. Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки .

5. Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

6. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

7. Развивать внимание, память, речь.

Оборудование :

1. Текст сказки « Колосок » .

2. Иллюстрации к сказке .

3. Маски мышек и петушка.

4. Ящик «осязания» , кусочки ржаного и пшеничного хлеба.

5.»Волшебные коробки» (в которых находится орг. стекло и песок)

Предварительная работа :

1. Чтение с последующим обсуждением :

В. Пальчинскайте «Хлеб» ,

Немецкая сказка «Горшочек каши» .

2. Лепка из солёного теста – бублики, пирожки, булочки.

Ход занятия :

Воспитатель : Слушай, маленький народ,

Собираемся на сход!

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших и малышей!

Дети вместе с взрослым повторяют второе четверостишье.

Игра «Четвёртый лишний» .

В – ль : -Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите лишнюю.

*помидор, огурец, сметана, лук;

*груша, яблоко, апельсин, творог;

*смородина, колбаса, крыжовник, малина;

*тарелка, кастрюля, пирог, сковорода.

Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.

В ль : Послушайте слова : сметана, пирог, колбаса, творог. Что это? (Продукты) .

Сметану и творог готовят из чего? (Из молока) .

Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса) .

Из чего пекут пироги? (Из муки) .

Из чего получается мука? (Из зёрен, колосков ) .

Давайте покажем, как же вырастают колоски .

Упражнение на развитие координации движений « Колоски »

В – ль : - Ребята, кто из вас знает, что такое колосок ?

- Колосок – это соцветие , в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –

это соломина. (Воспитатель показывает колосок )

Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем как растут

колоски .

Упражнение « Колоски » .

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

друга.

Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отво-

дят руку в сторону («сеют» ).

Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают

руки ( «солнце» ).

Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,

раскрытыми, к полу.

Высоко поднялись колоски , Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу

К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

Колоски качает .

Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют) .

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.

В – ль : - Молодцы, садитесь на стульчики.

Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из муки?

Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб..

В – ль : - Ребята, отгадайте загадку :

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт

О ком эта загадка? Какие сказки вы знаете о петушке ? ( «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Заюшкина избушка» , «Петушок – золотой гребешок» и т. д).

Почему это сказки ?

Правильно, это сказки , потому что в них может всё случиться, это необыкновенные истории, в которых и животные, и предметы могут разговаривать.

Сейчас я прочитаю вам сказку « Колосок » , которую написал украинский народ.

В тексте вам встретятся незнакомые слова : молотить, мельница, молоть. Может из вас кто – нибудь знает, что они означают.

Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска цепом .

Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.

Молоть – это перетирать зёрна в муку.

Воспитатель читает текст сказки .

Воспитатель задаёт вопросы по тексту сказки :

Что нашёл петушок?

Что предложили сделать мышата?

Кто обмолотил колосок ?

Что предложили сделать мышата с зерном?

Кто это сделал?

Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке ).

Что в это время делали Круть и Верть?

Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд» , «Усталость» , «Голод» .

(Дети представляют, что они мышата и им стыдно : голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.)

Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки).

Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу).

Теперь давайте покажем, как же пекут пироги.

Пальчиковая игра «Пирог» .

Мы спросили нашу печь : дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими.

Что сегодня нам испечь? Вытягивают руки вперёд.

Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх – вниз.

Тесто замесили. Мнут руками бёдра.

Тесто скалкой раскатали Гладят ладонями ноги.

Раскатали – не устали.

Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая) .

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх (2 раза) .

Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза) .

В – ль : Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки . Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.

Воспитатель читает последний диалог со слов : «Испеклись пироги…»

Инсценировка отрывка сказки детьми .

С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с украинской народной сказкой « Колосок » .

В – ль : На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился ? Почему?