Крис норман биография личная. Chris Norman (Крис Норман)

Кристофер Норман родился в семье актеров 25 октября 1950г.
История группы "Smokie" началась в 1967 г. в маленьком английском городке Бредфорде, где в одной из школ учились два неразлучных приятеля - Кристофер Уорд Норман и Алан Силлсон, которые во что бы то ни стало решили стать рок-звездами. У ребят не было специального музыкального образования, и поначалу их концертная деятельность ограничивалась выступлениями на школьных вечеринках и в дешевых пабах, а репертуар на 80% состоял из хитов "Beatles" и других королей рок-сцены. Однако со временем в репертуаре появились и свои песни, а в 1968 году, поменяв название группы на "Kindness" ("Доброта").
В 1973 г. в маленьком лондонском кафе ребята познакомились со знаменитыми продюсерами и композиторами Никки Чинном и Майклом Чэпменом (два Че), которые предложили "неблагополучное" название "Kindness" заменить на лаконичное и хлесткое "Smokie". Диск "Changing all the time", написанный с учетом исполнительской специфики "смоков", попал в хит-парады, а песня "Don"t play your rock"n"roll to me" возглавила хит-парады во многих странах Европы (особенно в Германии, где группа мгновенно обрела статус культовой). Началось стремительное восхождение "Smokie" на вершину музыкального Олимпа.
Следующая пластинка еще более укрепила позиции группы в Европе и позволила "Smokie" пробиться на музыкальный рынок США. Хит-парады возглавляют очередные шлягеры "Smokie" - "Wild wild angels" и легендарная "Wat can I do". Музыканты много гастролируют, экспериментируют со звуком и сценическим шоу, но зависимость от требований звукозаписывающей компании все больше угнетает музыкантов, практически лишенных (в силу жестких условий контракта) права на самовыражение.
Между продюсерами и музыкантами назревает конфликт, и после альбома "The Montreux Album" (1978) Норман и компания разрывают отношения с "двумя Че" и сами продюсируют свои пластинки. Впрочем, теперь и бессменный лидер Крис Норман, чей специфический голос был визитной карточкой группы, все чаще заговаривает о своем уходе, чтобы заняться сольной карьерой. Концерты "Smokie" проходят с аншлагом, и тем не менее после грандиозного концерта во Франкфурте-на-Майне в 1986 году, когда, казалось бы, группа находилась в зените славы, Крис Норман объявляет о своем уходе.
Успех же сольных работ Нормана начался с песни Stumblin In, исполненной вместе со Сьюзи Куатро. Затем была совместная с Дитером Боленом Midnight Lady. Она целых шесть недель продержалась под номером 1 в немецком национальном хит-параде. И позволила Болену попасть в американские чарты.
До настоящего времени Крис Норман остается одной из самых популярных фигур в мировом роке: ежегодно он дает более ста концертов. Несмотря на феноменальную карьеру, на вопрос "ваш самый счастливый день в жизни" Крис отвечает: "Когда я женился на Линде". Линда Норман - бессменная жена знаменитого музыканта - подарила ему пятерых детей, благодаря чему Крис входит в мировую пятерку многодетных музыкантов-отцов.

«Я так и не стал частью шоу-бизнеса»

Знаменитый британский рок--музыкант Крис Норман рассказал «НВ»,

почему не живет в Лондоне, какую музыку играют его дети

и в каком мире он хотел бы жить

Он лидер безумно популярной в Советском Союзе группы Smokie, а затем и успешный сольный артист. Его голос уже много лет звучит по всей нашей стране - сначала благодаря записям на виниле, а потом - благодаря радио и компакт-дискам. 7 апреля Крис дает единственный концерт в ДК им. Ленсовета, а накануне концерта ответил на вопросы «НВ».

- Крис, вы живете на острове Мэн, а не в Лондоне. Почему?

Это приятное место, очень спокойное. К тому же остров не такой уж маленький - на нем около 70 тысяч жителей, есть магазины и рестораны, все необходимое для жизни. Вокруг море, и всегда можно прогуляться по берегу. Там очень низкий уровень преступности и низкий уровень налогов, а это мне очень нравится. Я переехал на остров с семьей в середине 1980--х. У меня были маленькие дети, и я решил, что будет прекрасно, если они там вырастут. Так я переселился туда окончательно.

- Рядом с вами живет кто--нибудь из знаменитостей?

Одно время моим соседом по улице был один из участников группы Yes. Жили по соседству пара человек из английского шоу--бизнеса, например Норман Уинстон. Вряд ли вы их знаете - это знаменитости английского уровня. Там обитает не так уж много знаменитостей - не то это место, где они обычно живут.

- У вас есть друзья среди британских рок-музыкантов?

Немного. Я не из тех, кто любит большие компании. Знаете, в 1970--е годы, когда мы только--только стали знамениты (я тогда пел в Smokie), многие из тех, кто попадал в эту обойму, перебирались в Лондон. А я не хотел, потому что мне всегда нравилось после работы уходить куда--то «к себе» - в более нормальное, по моему представлению, место. Так я и не стал частью шоу--бизнеса и всего этого сообщества. О чем, кстати, не жалею, потому что я этим не живу. Конечно, я со многими знаком, потому что много лет занимаюсь музыкой, - с группой Status Quo, Бонни Тайлер, Сьюзи Кватро. Со многими из тех, кого встречал на творческом пути, - с Томасом Андерсом из Modern Talking, Си-Си Кэтч, Bad Boys Blue, если вспомнить тех, кто известен в России. Мы здороваемся, но я не общаюсь с этими людьми постоянно.

- Ваши дети занимаются музыкой?

Да, Майкл, Стивен и Сьюзен играют вместе в группе, и мы записывали с ними кое--что. Майкл играет на гитаре, Стивен - на барабанах, Сьюзен тоже немного владеет гитарой, но в основном она поет. Басиста у нас нет, когда появится - группа будет полностью укомплектована. Они отлично играют, и те песни, что мы с ними записали, звучат великолепно. Я в восторге.

- Это рок-музыка?

Да. Их музыка похожа на утяжеленную версию того, что делает Аврил Лавин.

- Вы пытались отговорить их от занятий музыкой, от сцены?

Нет! Человек должен заниматься тем, чем хочет, если у него это получается. Если бы у них не получалось - тогда, может быть, я бы отсоветовал им заниматься музыкой. Но я верю в то, что им удастся хорошо играть. Посмотрим, что из этого выйдет.

- Ваша семья поедет с вами в Россию?

Нет. Ведь у меня жена и пятеро детей, то есть пришлось бы возить с собой еще шесть человек! Я езжу так часто, что у них не оставалось бы времени на собственную жизнь. Я всегда разделял работу и семью. При этом я ходил с ними на концерты и с удовольствием буду делать это в будущем. Кажется, Сьюзен последней из детей составила мне компанию... Несколько месяцев назад она сказала: «Папа, я хочу сходить на твой концерт». Мы все организовали, и она пришла на концерт со своим молодым человеком. Они все так приходят порой, но не постоянно.

Месяц назад вы выпустили новый диск кавер--версий под названием «Путешественник во времени». Чьи там песни и насколько похожи на оригиналы?

Впервые выпустить такой диск меня попросила записывающая компания еще в 2009 году. Сначала идея сделать альбом с чужими песнями мне не понравилась: это делали уже не раз. Но затем меня убедили, и я сам решил, что мысль неплоха. Я долго не мог окончательно решить, какие песни взять. Мне не хотелось, чтобы все они были из одного времени, так что в итоге на нем есть песни из шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых, девяностых и двухтысячных. Потому--то альбом и назван так: слушать их - словно путешествовать во времени. Есть очень разные песни, например старая песня из 1960--х, есть песни Rolling Stones, а из 2000--х - Primal Scream. Этот альбом - смесь разных стилей и разных периодов.

- А в нашей стране вы будете гастролировать в поддержку альбома?

Мы обсуждаем возможность турне по России, и на концерте в Петербурге 7 апреля я наверняка исполню несколько песен из нового альбома, но эта программа не будет полностью новой - я подожду до осени, прежде чем полностью менять сет. Я буду играть и песни Smokie, и старый сольный материал, хотя, конечно, пять--шесть песен с нового диска тоже прозвучат. Осенью в новом турне нового материала станет еще больше.

- Насколько вы популярны на родине? Не играете ли вы концертов на острове Мэн?

Нет, на острове Мэн я не выступаю. Один раз выступал пару лет назад - был большой юбилейный фестиваль, и я играл. Но вообще там нет достаточной аудитории, чтобы оправдать постоянные концерты, туда мало кто ездит. Что касается остальной Великобритании, мне бы хотелось проехать по ней, но проблема в том, что я был более успешен в материковой Европе и в последние годы я мало выступал в Британии. А поскольку английские промоутеры давненько меня не видели, трудновато собрать деньги, чтобы организовать тур.

Читала, что вы сожалеете о том, что не знали о популярности песен Smokie в Советском Союзе. А какое представление было у вас тогда о нашей стране?

Она была для нас закрытой книгой. Мы мало что слышали про СССР - один негатив вроде размышлений о том, начнется ли война между Россией и Америкой. К тому же СССР был очень таинственной страной, его боялись, а как на самом деле живут люди в России, было известно очень немного. Я знал только, что там нельзя было делать многие вещи, и уж тем более приезжать и уезжать по своей воле. Что песни Smokie слушают в СССР, а уж тем более, что они так популярны, я не знал. Потом, кажется, в конце 1970-х, сестра моей жены с мужем съездила каким--то образом в Россию и рассказывала, что видела на улице у кого--то сумку с надписью Smokie. Я не поверил - сказал, что это совпадение и это слово, наверное, что--то значит по--русски. Она утверждала, что это именно те Smokie, на что я ответил: «Так не бывает!» И когда мы впервые сюда приехали, нам было очень приятно.

- Вы считаете, что можно еще придумать в музыке что--то новое?

Наверняка. Не представляю себе, что именно (конечно, это новое изобрету не я), но думаю, что это возможно. Знаете, так уже бывало. Помню, как после «Битлз» и эпохи рок--музыки начала 1970--х говорили, что ничего столь же свежего и масштабного уже не появится. Но в итоге всегда что--то происходит. После этого, например, пришла революция панков. Мне стиль панк совершенно не нравился, но для своего поколения он был новым и вдохновляющим. Помните, что нововведениями интересуются не взрослые, а молодежь. Когда впервые появился рок--н--ролл Элвиса Пресли и Литл Ричарда, по этой музыке с ума сходили именно подростки, а не их родители. Появление «Битлз» стало настоящей революцией в музыке, и опять--таки их слушали молодые. Очень может быть, что сейчас кто--то играет у себя в гараже, а в один прекрасный день он оттуда выйдет - и люди скажут: «Ух ты!»

- Вы когда--нибудь выступали на войне?

Нет, я никогда не выступал в стране, которая в тот момент вела войну. Это слишком опасно. В Ливию, например, я сейчас не поеду. Не хочу участвовать в чужой войне. Тем, кто пострадал от войны, я сопереживаю всей душой, потому что людям не нужно насилие. Страдают всегда простые люди, и я уверен, что большинство нормальных людей не хотят жить в стране, которая воюет. Виноваты всегда власти, потому что они хотят больше, чем у них есть. Жадность - вещь естественная для человека, особенно для мужчин. Им всегда нужно все больше и больше власти и влияния, поэтому--то и начинаются войны. Если люди - особенно политики - просто научатся сосуществовать друг с другом и перестанут жадничать, в мире будет гораздо меньше проблем.

- О чем вы мечтаете?

О многом, но в итоге мои мечты сводятся к тому, чтобы жить в более спокойном мире, - я уже говорил, что на земле творится столько неприятностей! Да, так было всегда. Но теперь, когда у нас есть телевидение и интернет, мы можем все это наблюдать, словно оно происходит у нас перед глазами. Все, что творится сейчас на Ближнем Востоке - в Египте, Ливии, Бахрейне стране за страной, - это звенья одной цепи. Американцы вечно пытаются утвердиться то тут, то там, и поэтому во многих странах не любят американцев, а заодно и британцев, потому что Британия участвует в этом. Все это ужасно. Знаете, как хорошо было бы жить в мире, где люди не будут воевать! Я бы хотел, чтобы мои дети и внуки жили в безопасном мире. Но это, конечно, лишь мечта, как вы и говорите.

Беседовали Алина Циопа и Илья Снопченко

История этой группы - история многотрудного поиска собственного лица, музыкальной индивидуальности. Они не стали рок-звездами первой величины, но их мелодичные песни, отмеченные высоким исполнительским профессионализмом, пришлись по душе Крис Норман (англ. Chris Norman, полное имя Кристофер Уорд Норман, англ. Christopher Ward Norman; 25 октября 1950, Редкар, Северный Йоркшир) - британский певец и гитарист классического состава Smokie, композитор и мультиинструменталист, в настоящее время - успешный сольный артист.меломанам второй половины 70-х. Личная жизнь Норман познакомился со своей женой Линдой в 1967 году в городке Элгин, Шотландия и женился 16 марта 1970 года. Линда Норман - бессменна...

История этой группы - история многотрудного поиска собственного лица, музыкальной индивидуальности. Они не стали рок-звездами первой величины, но их мелодичные песни, отмеченные высоким исполнительским профессионализмом, пришлись по душе Крис Норман (англ. Chris Norman, полное имя Кри́стофер Уо́рд Но́рман, англ. Christopher Ward Norman; 25 октября 1950, Редкар, Северный Йоркшир) - британский певец и гитарист классического состава Smokie, композитор и мультиинструменталист, в настоящее время - успешный сольный артист.меломанам второй половины 70-х. Личная жизнь Норман познакомился со своей женой Линдой в 1967 году в городке Элгин, Шотландия и женился 16 марта 1970 года. Линда Норман - бессменная жена знаменитого музыканта - подарила ему пятерых детей: Брайан, Пол, Майкл, Стивен и Сьюзен Джейн. Есть также старшая дочь Шэрон, от девушки, с которой встречался Крис до знакомства с Линдой. Благодаря этому факту, Крис Норман входит в мировую пятёрку многодетных музыкантов - отцов. В течение последних 23 лет Крис и Линда вместе живут на острове Мэн. Супруги также имеют четырёх внуков: Даниэль, Джек, Том, Бен. Даниэль также живет на острове Мэн, а Джек, Том и Бен живут в АнглииСегодня наш рассказ об английской группе Smokie. Вот они - кумиры нашего детства! Тогда, в конце 1970-х их песни звучали почти на каждой дискотеке, редкий самодеятельный ансамбль (ВИА), коих в те времена было множество (при каждой школе, каждом ДК), не пели, старательно копируя хрипотцу Криса Нормана, заводные шлягеры - [ссылка] play your [ссылка] to me", "I can"t stay here tonight", [ссылка] and pins" и уж тем более ставшую почти "русской народной" (наряду с легендарной "Шизгарой" из репертуара голландцев Shoking Blue) балладу "What can i do", которую "веселый советский пипл" очень скоро переименовал просто в "Водки найду". Smokie (первоначально англ. Smokey, созвучно со словом англ. smoky, дымный, копчёный, прокуренный) - известная английская группа, основанная в 1975 году в Брэдфорде, графство Йоркшир, получившая большую известность в Европе в 1970-х годах.Весьма продолжительное время ансамбль, тогда Kindness (рус. Доброта), не решался давать большие концерты, так как музыканты были выходцами из рабочих кварталов, и успешно выступали только в пабах и ночных клубах в окрестностях Брэдфорда. Попытки найти контакты с звукозаписывающими компаниями не увенчались успехом. В 1974 году в небольшом лондонском клубе «Хэтчет» они попадают в поле зрения авторской паре Ники Чинн - Майк Чэпмен, уже успешно работавших с Сьюзи Кватро, группами Sweet и Mud. В начале 1975 года Чинн и Чэпмен объявили о «зарождении» нового ансамбля «Smokey», который дебютировал с альбомом Рass It Around. Состав ансамбля долгое время оставался постоянным - вокалист Крис Норман, гитарист Алэн Силсон, ударник Пит Спенсер и басист Терри Аттлей. Но в 1986 году Крис Норман начал сольную карьеру, а группа продолжила с новым вокалистом Аланом Бартоном, часто используя старые и проверенные песни. Примерно в это же время в составе появляются клавишник Мартин Буллард и ударник Стив Пиннелл. Однако в 1995 году Алан Бартон погибает в автокатастрофе в турне по Германии. Его место занимает старый друг группы Майк Крафт.Состав группы Годы Smokie 1965 - 1968 Крис Норман (англ. Chris Norman)- вокал, гитара Алэн Силсон (англ. Alan Silson)- гитара, вокал Терри Аттлей (англ. Terry Uttley) - басгитара, вокал Рон Келли (англ. Ron Kelly)- ударные 1968 - 1986 Крис Норман - вокал, гитара Алан Силсон - гитара, вокал Терри Аттлей - басгитара, вокал Пит Спенсер (англ. Pete Spencer) - ударные 1986 - 1995 Алан Бартон (англ. Alan Bartonr) - вокал, гитара Алэн Силсон - гитара, вокал Терри Аттлей - басгитара, вокал Стив Пиннелл (англ.) - ударные Мартин Буллард (англ. Martin Bullard) - синтезатор (клавиши) 1995 - 1996 Майк Крафт (англ. Mike Craft) - вокал, гитара Алан Силсон - гитара, вокал Терри Аттлей - басгитара, вокал Стив Пиннелл - ударные Мартин Буллард - клавишные 1996-2011 Майк Крафт - вокал, гитара Майк МакКоннелл (англ. Mick McConnell) - вокал, гитара Терри Аттлей - басгитара, вокал Стив Пиннелл - ударные Мартин Буллард - клавишные

Крис Норман происходит из артистической семьи в двух поколениях, поэтому неудивительно, что в дальнейшем он выбрал музыку делом своей жизни.

Его дедушка и бабушка еще во время Первой Мировой войны гастролировали с концертами по Англии, а их дочь Пэт (мать Криса), окончив школу, присоединилась к танцевальной труппе. Пип Норман (отец Криса) был участником танцевально-комедийной группы “The Four Jokers”, объездившей в 30-40 годы всю Европу и имевшей в своем активе даже выступление в британском “Royal Variety Performance”.

Крис Норман (Christopher Ward Norman) родился 25 октября 1950 года в английском городе Redcar, графство Северный Йоркшир. Родители не настаивали на сценической карьере сына, но когда ему было всего 3 года, он сам решил выйти на сцену в финале представления с их участием.

Когда Крису исполнилось 7 лет, ему подарили первую гитару. Его ранними кумирами были Elvis Presley, Little Richard, Buddy Holly и Lonnie Donegan. Позднее бит-группы 60-х, в особенности The Beatles, и фолк-певец Bob Dylan оказали на него огромное влияние.

В 12 лет Крис начал учиться в St.Bede’s Grammar School в Брэдфорде, где встретил Терри Аттли (Terry Uttley) и Алана Силсона (Alan Silson) – своих будущих коллег по Smokie. Крис и Алан все свое свободное время проводили вместе, разучивая на гитарах новые песни. Впоследствии к ним присоединился и Терри, а затем и приятель, игравший на барабанах – Рон Келли (Ron Kelly). Так они создали свою первую группу. Название группы постоянно менялось – The Yen, Long Side Down, The Sphynx и Essence и так далее, пока наконец не остановилось на The Elizabethans.

В 1968 году ребята стали профессиональной группой и продолжили набираться опыта, выступая на разных площадках по всей стране и участвуя во многих радиошоу, включая “Radio 1 Roadshows”. Два года спустя, в 1970 году, музыканты подписали контракт на выпуск нескольких синглов с фирмами RCA и DECCA уже под своим новым названием Kindness.

В то время группа играла в различных музыкальных стилях, удовлетворяя запросы публики на актуальные хиты, но тяготея при этом к любимым ими Small Faces, Free и Beatles. Одно время Kindness даже побыли сопровождающей группой экс-вокалиста Herman"s Hermits Питера Нуна и совершили с ним турне по Англии.

В 1973 году группу покинул Рон Келли, и на замену ему был приглашен барабанщик Пит Спенсер (Pete Spencer). Таким образом сформировался канонический состав будущих Smokie: Крис Норман (вокал, ритм-гитара), Алан Силсон (вокал, соло-гитара), Терри Аттли (вокал, бас-гитара), Пит Спенсер (ударные).

К 1974 году мастерство музыкантов группы заметно выросло, у нее появились оригинальные черты – “фирменные” вокальные гармонии и характерный тембр голоса лидер-вокалиста Криса Нормана, выделявшие их среди многообразия музыкальных коллективов того времени. Стилистически группа играла гитарный рок, напоминавший смесь “Crosby, Stills & Nash” и “Creedence Clearwater Revival”.

Менеджер группы Билл Хёрли добился того, что их заметили и взяли под свое крыло знаменитые Никки Чинн и Майк Чэпмен, составлявшие тогда одну из лучших композиторско-продюсерских команд шоу-бизнеса. Группа в очередной раз поменяла название – на этот раз на Smokey (позже измененное на Smokie) и в 1975 году на лейбле RAK Records выпустила сингл “Pass It Around”, а затем и дебютный альбом с тем же названием.

В июле того же года вышел сингл, ставший первым международным хитом группы - “If you think you know how to love me” (3-е место в Британии). Далее последовали другие хиты – “Living next door to Alice”, “I’ll meet you at Midnight”, “Lay back in the arms of Someone”, и т.д. Плюс очень успешный дуэт Криса Нормана с Suzi Quatro - “Stumblin’ In” - давший возможность Крису впервые почувствовать вкус успеха вне группы. Продажи альбомов также росли – среди наиболее удачных работ можно отметить ‘Changing All The Time’, “Midnight Cafe”, “Bright Lights and Back Alleys” и “The Montreux Album”. В эти годы Smokie с аншлагом выступали по всей Европе и даже провели успешный тур по Австралии.

Всего за период с 1975 по 1982 год Smokie записали 24 сингла, ставших большими хитами и 9 альбомов (не считая сборников). К 1983 году в деятельности группы наступило затишье, музыканты занимались своими делами, время от времени участвуя в различных проектах. Крис Норман, вместе со своим другом и партнером по Smokie Питом Спенсером, сосредоточился на работе в студии и написании песен, в том числе и для других артистов, включая хиты для Кевина Кигана и сборной Англии по футболу. Вместе с Аланом и Терри он записал бэк-вокалы на альбомах таких артистов как Agnetha Fältskog, Donovan, Heavy Metal Kids и других. Что касается сольной работы, то в том же году вышел сингл Криса Нормана “Love is a battlefield”, а в 1984 – сингл “My girl and me”.

В 1985 году Smokie собрались вновь для участия в благотворительном концерте, по поводу пожара на футбольном стадионе их родного Брэдфорда. После этого музыканты решили продолжить совместную работу, отправились в турне и даже записали сингл в Австралии. Между тем, Крис Норман, чувствуя неудовлетворенность работой в группе, все больше тяготеет к сольному творчеству – в 1986 году его сингл “Midnight Lady”, написанный и спродюсированный Дитером Боленом для телесериала “Tatort”, достиг 1-го места в германских чартах и удерживался на вершине 6 недель. Крис провел последние концерты со Smokie и осенью 1986 года окончательно оставил группу, предложив вместо себя в качестве солиста своего приятеля Алана Бартона.

1986-й явился для Криса Нормана годом прорыва, возвращения к большому успеху. Он вновь становится очень популярен в Европе, он снова частый гость в европейских музыкальных теле- и радиоэфирах. По итогам года Крис получил приз “Золотая Европа” в номинации “Возвращение года” от немецкой телекомпании SWF. На волне успеха музыкант собирает свой первый аккомпанирующий состав – Chris Norman Band – и в 1987-88 годах проводит с ними свои первые сольные европейские туры.

В течение следующих лет Крис записал еще несколько хит-синглов и полноценных альбомов. В начале 1995 года он получил приз в номинации “Видео Артист года” от американского музыкального канала CMT за видеоклипы к песням “Jealous heart”, “Red Hot Screaming Love” и “The growing years”. А годом раньше, набрав новый состав своей группы и прервав 6-летнюю паузу, Крис возобновил свою активную концертную деятельность, с успехом продолжающуюся и по сей день.

Новый виток успеха наступил для Криса в 2004 году. Он принял участие в “Comeback Show” – песенном конкурсе немецкого телеканала Pro7 – и стал его победителем, что способствовало возобновлению интереса к музыканту и его творчеству. Последовавшие сингл “Amazing” и альбом “Break Away” попали в топы немецких хит-парадов. Крис получил приз от “Radio Regenbogen” как “Лучший мужской голос года”, а также – свою персональную “звезду” на Аллее славы в Вене (Австрия). В следующем 2005 году вышел первый официальный двойной DVD артиста, включавший записи акустического выступления Chris Norman & Band перед небольшой аудиторией и концерта в Вене перед 50 тысячами зрителей на фестивале “Donauinselfest”. Диск достиг 5 места в немецких чартах. В 2009 году Крис Норман получил приз “Золотой диск” в Дании за продажи своего альбома “The Hits! From His Smokie and Solo Years ”.

На сегодняшний день сольная карьера Криса насчитывает более двух десятков альбомов, он не собирается уходить на покой и выпускает очередной альбом раз в 1,5-2 года. При этом достаточно много гастролирует – как в Западной и Восточной Европе, так и в России, Австралии, Америке и других частях света.

Несмотря на приверженность своему “фирменному” стилю, гитарному року, в творческом плане Крис всегда находится в поиске чего-то нового. Он одинаково успешно может исполнять как рок- и поп- песни, так и классический репертуар вроде представленного на пластинке “Christmas together” (1997) латинского гимна “Panis Angelicus”. Также, он успешно попробовал себя в качестве соул-певца на альбоме немецкого гитариста Зигги Шварца, вышедшего летом 2007 года. А в конце того же года на свет появился уже его собственный, акустический альбом “Close Up”, за которым последовал большой и успешный тур по Европе с абсолютно новой акустической программой, в которой на сцене Криса сопровождали фортепьяно и струнный квартет.

Крис Норман регулярно занимается благотворительной деятельностью, а с 2006 года является официальным послом Детского хосписа Центральной Германии.

Последний на сегодняшний день альбом певца под названием “Crossover” вышел в свет в сентябре 2015 года.

Chris Norman (Крис Норман). Биография (в промежутках между группой и сольной карьерой)

Крис Норман (Chris Norman) родился 25 октября 1950 года в маленьком городке Redcar (графство Йоркшир) на севере Англии. Родился он в артистической семье, поэтому неудивительно, что в дальнейшем выбрал музыку делом своей жизни. Дедушка и бабушка Криса Нормана (Chris Norman) во время Первой Мировой войны гастролировали с концертами по Англии. Их дочь Патрисия (Patricia Catherine), мать Криса Нормана (Chris Norman), пела и танцевала в провинциальных театрах. Пип (Percy Joshua) Норман (отец Криса) выступал в составе танцевально-комедийной группы `The Four Jokers", объездившей в 30-40 годы всю Европу. Так что родители Криса Нормана (Chris Norman) разбирались в шоу-бизнесе и знали обо всех трудностях этого дела не понаслышке. Они не настаивали на эстрадной карьере сына, но раз уж Крис выбрал музыку своим делом, то родители лишь всячески помогали ему. Позже Крис Норман (Chris Norman) признавал, что очень многим обязан своим родителям и особенно отцу.

Когда Крису Норману (Chris Norman) исполнилось 7 лет, отец подарил ему первую гитару. Она была так же велика, как и он сам. Это были времена рождения рок-н-ролла, и Крис Норман (Chris Norman) так же, как и многие, был увлечен этой музыкой. Его тогдашними кумирами были Elvis Presley, Little Richard и Lonnie Donegan.

В 1965 году Крис Норман (Chris Norman) оставил школу - он никогда не был особенно хорошим учеником. Увлечение музыкой затмевало все остальное. Однако несмотря на то, что отец Криса Нормана (Chris Norman) понимал его музыкальные интересы, он настаивал на том, что сын должен вначале овладеть какой-либо профессией. Крис Норман (Chris Norman) начал пробовать свои силы в различных сферах и перебрал добрую дюжину различных занятий: был торговым агентом, служащим склада товаров, рабочим на фабрике художественного стекла и т.д. Но все эти профессии были не по душе Крису Норману (Chris Norman) - все свободное время он по-прежнему музицировал со своими друзьями, и только игра в группе была ему по душе. Друзья Криса Нормана (Chris Norman) закончили школу, и все вместе они, как группа, начали выступать в Йоркшире и других местах Британии. Играли в рабочих клубах и пабах - заработок был небольшим и с трудом покрывал расходы. Вначале группа называлась The Yen, затем Long Side Down (видимо с намеком на LSD), The Sphynx и Essence. На сцене ребята были одеты в белоснежные рубашки с рюшами и традиционные костюмы.

В 1967 году в жизни Криса Нормана (Chris Norman) произошло важное событие. Однажды судьба занесла его с группой в маленький шотландский городок Элджин (Elgin). Как-то раз в кафе Крис Норман (Chris Norman) обратил внимание на белокурую девушку, которая в свою очередь, заглядывалась на него. Он разговорился с ее сестрой, а на следующий день встретился с этой девушкой, проводив ее до дома, и только тогда осмелившись заговорить. Так они познакомились. Познакомились и полюбили друг друга, как оказалось, на всю жизнь. Девушку звали Линда МакКензи (Linda McKenzie), в то время она работала приемщицей в химчистке. Линда оставила работу и последовала за своим возлюбленным и его товарищами по группе. Она взяла на себя заботу о сценическом гардеробе музыкантов, но все ее мысли, естественно были о Крисе Нормане (Chris Norman). Через некоторое время Линда вернулась в Elgin, устроившись секретаршей в адвокатскую контору. В то время Крис Норман (Chris Norman) зарабатывал немного - хватало как раз на еду и на звонки Линде. Из каждого города, где они выступали, он звонил Линде - привычка, которую он сохранил до сегодняшнего дня.

28 июля 1968 года появился на свет их первый сын, Брайан (Brian). Несмотря на это, родители Линды и Криса Нормана (Chris Norman) были пока против их бракосочетания, считая, что беспокойная работа Криса не способствует гармоничной семейной жизни. Решение о свадьбе было принято после совместного празднования Рождества 1969 года, и 16 марта 1970 Крис Норман (Chris Norman) и Линда сочетались законным браком.

Тем временем группа Криса Нормана (Chris Norman) вновь сменила название - на это раз на The Elizabethans. Еще в 1968 году музыканты стали профессиональной группой, сделали свои первые демо-записи и с помощью своего менеджера Марка Джордана (Mark Jordan) разослали их по звукозаписывающим компаниям.

В 1971 году новым менеджером группы стал Дэйв Игер (Dave Eager).

25 мая 1972 года на свет появился второй сын Криса Нормана (Chris Norman) и Линды - Пол (Paul).

Тем временем, Kindness (в пршлом The Elizabethans) стала сопровождающей группой экс-вокалиста Herman"s Hermits Питера Нуна (Peter Noon) и отправилась с ним в турне по Англии. На одном из концертов в 1973 году на группу обратил внимание Билл Хёрли (Bill Hurley) и стал их новым менеджером. Вскоре группу пришлось покинуть Рону Келли, и на замену ему был взят школьный приятель музыкантов - Пит Спенсер (Pete Spencer), до этого игравший в The Chevrons. Таким образом состав группы стал следующим: - Крис Норман (Chris Norman) (вокал, ритм-гитара), Алан Силсон (вокал, соло-гитара), Терри Аттли (вокал, бас-гитара), Пит Спенсер (ударные).

К 1974 году мастерство музыкантов группы заметно выросло, у нее появились оригинальные черты - «фирменные» вокальные гармонии и характерный тембр голоса лидер-вокалиста Криса Нормана (Chris Norman), выделявшие их среди многообразия музыкальных коллективов того времени.

Билл Хёрли оказался хватким менеджером - он организовал встречу с Никки Чинном (Nicky Chinn) и Майком Чэпменом (Mike Chapman), одной из лучших композиторско-продюсерских команд в тогдашнем музыкальном бизнесе. Знаменитые хит-мейкеры остались довольны способностями музыкантов и взяли их под свое крыло. Был подписан новый контракт с фирмой Chinnichap, группа в очередной раз поменяла название - на этот раз на Smokey (название было навеяно хрипловатым, «прокуренным» голосом Криса Нормана (Chris Norman) и прокуренной атмосферой клуба, где проходило знакомство), и в жизни Криса, Пита, Алана и Терри начался новый период - период признания и славы...

В 1975 наступил новый период в биографии Криса Нормана (Chris Norman) - время в группе Smokie.

Итак, в начале 1975 года на фирме RAK Records выходит сингл "Pass it around", а затем и дебютный альбом с тем же названием. А в июле того же года следует сингл, ставший первым международным хитом группы - "If you think you know how to love me" (3-е место в Британии), а за ним и второй альбом "Changing all the time". Песни с этих пластинок попадают в чарты Британии и Европы, группа приобретает популярность. После выхода в США диска, содержащего лучшие вещи с двух первых альбомов, группа «исправляет» свое название на Smokie, дабы не путаться с известным в Америке Смоки Робинсоном (Smokey Robinson). Продажи альбомов растут, хит следует за хитом, группа выступает по всей Европе, и даже делает турне по Австралии. Но, пожалуй, самую большую популярность Smokie обретают в Германии - здесь их песни на вершинах хит-парадов, здесь их фотографии не сходят с обложек, здесь они часто выступают на ТВ, в 1977 году здесь выходит ставший культовым документальный фильм о группе - "Bright lights and back alleys". И, конечно же, Крис Норман (Chris Norman) - как фронтмен группы, ее замечательный голос - становится кумиром тогдашних тинэйджеров. 1978 год можно назвать пиком популярности Smokie: выходит диск “The Montreux Album”, очень высоко оцененный даже критиками; сингл "Mexican girl" авторства Норман-Спенсер становится хитом; Крис Норман (Chris Norman) записывает дуэт с Сюзи Кватро (Suzi Quatro) "Stumblin" in" - песня попадает в Top 10 американского Billboard; Крис Норман (Chris Norman) и Пит пишут и продюсируют сингл "Head over heels in love" для своего друга и футбольной звезды Кевина Кигана (Kevin Keegan). Неудивительно поэтому, что по итогам года Крис Норман (Chris Norman) и его друзья по Smokie доминировали во многих «звездных» номинациях. Например, по опросу немецкого журнала “Bravo” Smokie была названа «группой года», Крис Норман (Chris Norman) - солистом №1, «лучшее турне года» было также за Smokie, “The Montreux Album” стал лучшим диском, "Mexican girl" - лучшим синглом (+ "Stumblin" in" занял 3-место, а "Oh Carol" - 6-е), Крис Норман (Chris Norman) и Пит Спенсер стали лучшими композиторами года (опередив даже Чинна/Чэпмена и Пола Маккартни), ну и вдобавок Крис Норман (Chris Norman) занял 6-е место как гитарист. Поистине это был триумф!

Всего за период с 1975 по 1982 год Smokie записали 24 сингла, ставших большими хитами и 9 альбомов (не считая сборников). К 1983 году группа прекратила активную деятельность, иногда прерывая паузы редкими турне и выступлениями на ТВ.

Между тем, Крис Норман (Chris Norman) все больше тяготеет к сольному творчеству, в 1986 году его хит "Midnight Lady" достигает 1-го места в германских чартах. Крис Норман (Chris Norman) дает последние концерты со Smokie и осенью 1986 года окончательно оставляет группу, предложив вместо себя в качестве солиста своего приятеля Алана Бартона (Alan Barton). Бартон был очень талантливым и артистичным музыкантом, давним почитателем группы, и, что немаловажно, и голосом, и внешне напоминал Нормана. Так что преемственность была соблюдена, и с этого момента истории Криса Нормана (Chris Norman) и Smokie надолго расходятся...

Первым же сольным альбомом Криса Нормана (Chris Norman) стал диск “Rock away your teardrops”, выпущенный в конце 1982 года. В это время Крис Норман (Chris Norman) еще находился в составе Smokie.

В 1983 году в деятельности Smokie наступает затишье, музыканты занимаются своими делами, время от времени участвуя в различных проектах, так Крис Норман (Chris Norman) вместе с Аланом и Терри в качестве группы вокальной поддержки записались на диске бывшей солистки ABBA Агнеты Фэльтског (Agnetha Faltskog) "Wrap your arms around me", а затем на пластинке “I Know” певца Фрэнсиса Конвея (Francis Conway). Что касается сольных работ, то в том же году выходит сингл Криса Нормана (Chris Norman) "Love is a battlefield", а в 1984 - сингл “My girl and me".

Между тем в семье Норманов вновь пополнение: 20 января 1984 года появился на свет третий сын - Майкл (Michael).

Как уже писалось в предыдущем разделе, в 1985-1986 годах Smokie с Крисом Норманом (Chris Norman) собираются вновь и активно концертируют. Но, как говорится, в одну реку нельзя вступить дважды, Крис Норман (Chris Norman) чувствует неудовлетворенность работой в группе.

Год 1986 явился для Криса Нормана (Chris Norman) определяющим и очень важным как в личной жизни, так и в профессиональной карьере. 27 апреля у него родился еще один сын - Стивен (Steven), а в июле семья Норманов переезжает из Англии на остров Мэн (Isle of Man), где и проживает до сих пор.

Что касается музыки, то это был год прорыва, возвращения к большому успеху. В апреле 1986 года в Германии выходит сингл Криса Нормана (Chris Norman) с песней "Midnight Lady", написанной и спродюсированной Дитером Боленом (Dieter Bohlen) для популярного телесериала "Tatort" («Место преступления», серия «Обмен»). Сингл ожидал огромный успех - он моментально взлетел на вершину немецких чартов и продержался там практически до конца года. Крис Норман (Chris Norman) вновь становится очень популярен в Европе, он снова частый гость в музыкальных теле- и радиоэфирах в Германии. По итогам года Крис Норман (Chris Norman) получает приз «Золотая Европа» в номинации «Возвращение года» от немецкой телекомпании SWF. Но еще до этого, на волне успеха "Midnight Lady", Крис Норман (Chris Norman) с помощью Дитера Болена записывает и выпускает в свет свой второй сольный альбом “Some hearts are diamonds”, одноименный сингл попадает в Top 20 в Германии. Альбом спродюсировал Дитер Болен, написавший половину песен для диска.

Тем временем Крис Норман (Chris Norman) совершает короткое прощальное турне со Smokie. Последний совместный концерт (правда без Пита Спенсера) состоялся 17 сентября 1986 года во Франкфурте. Зрелище было достаточно феерическое, настроение у всех было просто отличное, ребята вовсю шутили и дурачились. В конце выступления к музыкантам присоединился Алан Бартон - будущий сменщик Криса Нормана (Chris Norman) на посту лидер-вокалиста Smokie - и они все вместе завершили концерт совместным джемом. В общем, расставание прошло, как говорится, на «высокой оптимистической ноте».

Летом 1987 года Крис Норман (Chris Norman) проводит свое первое сольное турне по городам Германии. В группе, которая играла с ним тогда, в качестве бэк-вокалисток были две прекрасные девушки, которые и по сей день выступают вместе с ним, так сказать, ветераны группы - Элли Луха (Elli Luha) и Линн МакТаггарт (Lynn McTaggart).

Осенью 1987 года выходит следующий диск Криса Нормана (Chris Norman) “Different Shades”, спродюсированный опытным Пипом Уильямсом (Pip Williams), в свое время работавшим со Sweet и Moody Blues.

Апрель 1988 года вновь возносит Криса Нормана (Chris Norman) на вершины немецких хит-парадов. И это снова хит-мейкер конца 80-х Дитер Болен, создавший очередной свой «сладкий» шедевр “Broken Heroes” для очередного эпизода телесериала "Tatort". Сингл добирается до 3-го места в чартах.

Следующий, 1989 год, ознаменовался выходом четвертого по счету сольного альбома “Break the Ice”. Диск был записан сравнительно малыми силами, и «силы» эти представляли собой старых добрых друзей по Smokie - Пит Спенсер не только по традиции участвовал в сочинении песен, но и записал все партии ударных; Алан Силсон исполнил на одной из композиций в унисон с Крисом Норманом (Chris Norman) ведущую вокальную партию; над звуком помогал «колдовать» Дон Мандрилл (Don Maundrill), работавший с группой еще в 70-х. Сам же Крис Норман (Chris Norman) записал партии всех (!) гитар и клавишных, не считая, естественно вокала. Но от таких скромных людских затрат пластинка не стала слабее, наоборот, содержала очень много добротной музыки, и качественно явно превзошла предыдущие работы. К этому времени Крис Норман (Chris Norman) обретает некую стабильность в мире музыки, ему не требуется никому ничего доказывать, у него уже сложилась определенная аудитория, он достаточно регулярно появляется в ТВ программах, и его положение не зависит от позиций в хит-парадах.

4 апреля 1991 года в большой семье Норманов очередное пополнение - на этот раз родилась дочь, названная Сюзан Джейн (Susan Jane).

В 1991 году выходит диск “Interchange”, записанный и спродюсированный Крисом Норманом (Chris Norman) с помощью известного музыканта и композитора Тони Кэри (Tony Carey). К этому времени Крис Норман (Chris Norman) уже соорудил свою собственную звукозаписывающую студию у себя дома на острове Мэн, где мог свободно заниматься творчеством.

Осмысление прошлого и, в некотором роде, ностальгия по ушедшим годам получили продолжение и на следующем альбоме музыканта “The Growing Years”, вышедшем в конце 1992 года. В предисловии Крис Норман (Chris Norman) говорит, что этот альбом призван отразить те явления в музыке, что оказывали воздействие на него все эти годы, начиная с самых ранних лет. Очень интересен буклет этого диска, содержащий коллажи из редких фотографий, в том числе из семейного альбома Криса Нормана (Chris Norman). Не обошлось и без дуэта - римейка 1978 года - Крис Норман (Chris Norman) вновь спел вместе с Suzi Quatro в песне “I Need Your Love”. Вместе с Крисом Норманом (Chris Norman) альбом продюсировал Гюнтер Менде (Gunther Mende).

В мае 1994 года Крис Норман (Chris Norman) представил на суд слушателей свой новый альбом, который так и назывался - “The Album”. Очень качественный по музыке диск записывался около полугода как, по традиции, в домашней студии на острове Мэн, а также в английском Йоркшире, немецком Франкфурте и столице кантри-музыки - американском Нэшвилле. Собственные песни Крис Норман (Chris Norman) записал с музыкантами, которые и составили его новую постоянную «группу поддержки», нехитро названную “Chris Norman Band”. В нее вошли: Джефф Кэрлайн (Geoff Carline) - соло-гитара; Пол Геари (Paul Geary) - бас-гитара; Пит Спенсер - ударные; Нейл Фергюсон (Neil Ferguson) - клавишные, гитара; Джон Тэйлор (Jon Taylor) - саксофон, гармоника, флейта; Элли Луха (с псевдонимом «Karen Sambrook») и Линн МакТаггарт - бэк-вокал. С этими музыкантами весной 1994-го Крис Норман (Chris Norman), после длительной паузы в 6 лет, возобновляет свою концертную деятельность.

К радости своих российских поклонников в конце 1994-го Крис Норман (Chris Norman) впервые приезжает и в нашу страну.

В начале 1995 года Крис Норман (Chris Norman) получает приз в номинации «Видео Артист года» от американского музыкального канала CMT за видеоклипы к песням "Jealous heart" и "The growing years".

Летом 1997 года на фирме Intercord выходит очередной диск Криса Нормана (Chris Norman) - “Into The Night”. К работе над ним был привлечен популярный на тот момент в Германии композитор и продюсер танцевальной музыки Дэвид Брэндес (David Brandes). Являвшийся с юношеских лет поклонником Smokie и Криса Нормана (Chris Norman), он попытался внести современное «электронное» звучание в музыку Нормана.

1 декабря 1997-го в Латвии выходит диск “Christmas together”, записанный Хором мальчиков рижского Домского собора совместно с Крисом Норманом (Chris Norman).

Летом 1999 года Крис Норман (Chris Norman) вновь сотрудничает с Дэвидом Брэндесом. Итогом этой работы стал диск “Full Circle”, увидевший свет в феврале 2000 года. Пластинка содержала в основном старые хиты Smokie, перепетые Крисом Норманом (Chris Norman) под аккомпанемент брэндесовской электроники. Все это звучало слишком механистично и напоминало своеобразный вариант песен Smokie для ночных клубов и дискотек.

На этом партнерство Криса Нормана (Chris Norman) с Брэндесом не закончилось. Следующий диск, вышедший в осенью 2001 года, “Breathe Me In”, содержал на этот раз только новый материал

Говоря о 2001 годе применительно к нашей стране, нельзя не упомянуть о приезде Криса Нормана (Chris Norman) в Москву, где снова в зале Кремлевского Дворца 28 апреля прошел его единственный концерт.

2002 год начался для Криса Нормана (Chris Norman) большим туром по Европе, по окончании которого, к сожалению всех фэнов, давний его друг и соратник Пит Спенсер объявил о прекращении своего участия в дальнейших турне.

У себя в студии Крис Норман (Chris Norman) помогает в записи альбома “Untamed” певице Тери Салливан (Teri Sullivan), которая приходится ему кузиной.

В ноябре 2003 года выходит следующий альбом Криса Нормана (Chris Norman) - “Handmade”. На этот раз диск был записан без участия Брэндеса, только «живыми» инструментами с помощью музыкантов “Chris Norman Band. Крис Норман (Chris Norman) посвятил альбом памяти своего сына Брайена, погибшего осенью 2001 года в автокатастрофе. К нему же была обращена и последняя песня диска “Nothing stays the same”, очень трогательная и очень личная композиция.

В феврале-апреле 2004 года Крис Норман (Chris Norman) принял участие в “Comeback Show”, организованном немецкой телекомпанией Pro7. Десяти участникам шоу, некогда популярным исполнителям, в числе которых согласился быть Крис Норман (Chris Norman), предлагалось состязаться в еженедельном шоу, исполняя песни заданной тематики («Текущие чарты», «Баллады», «Диско и танцы», «Hard"n"Heavy» и т.д.) с постепенным выбыванием худшего участника. Крис Норман (Chris Norman) с блеском продемонстрировал свой высокий класс, несмотря на то, что по возрасту был, пожалуй, самым старшим участником. В финальном шоу организаторы смогли даже собрать для исполнения единственной песни оригинальный состав Smokie, чего не случалось аж с 1986 года!

28 апреля 2005 года вышел в свет двойной концертный DVD и CD Криса Нормана (Chris Norman) “One acoustic evening - live at the Private Music Club”.

Казалось бы успех в последние два года был налицо, чего же еще желать? Но Крис Норман (Chris Norman) не тот человек, который останавливается на достигнутом, он постоянно находится в поиске чего-то нового. Так, в августе 2005 года Крис Норман (Chris Norman) принимает довольно таки неожиданное решение полностью сменить состав своей аккомпанирующей группы, с которой играл уже 11(!) лет. Сам он объяснил это желанием "начать что-то новое и свежее, для того, чтобы в новом году отправиться в тур с новой группой и новым альбомом", т.е. предстать немного другим перед своими зрителями. В состав обновленного CN Band вошли: Shannon Callahan (гитара), Joey Albrecht (гитара-соло), Axel Kowollik (бас), Martina Walbeck (клавишные) и, вернувшийся в группу после 4-летнего перерыва, старый добрый друг Криса Нормана (Chris Norman) еще по Smokie - Pete Spencer (ударные).

В январе 2006 года увидела свет новая студийная работа Криса Нормана (Chris Norman) - "Million Miles". В музыкальном отношении этот альбом является очередным "возвращением к истокам" и содержит характерный для Криса Нормана (Chris Norman) гитарный рок исключительно c живыми инструментами. Обилие красивых мелодий, интересные оранжировки, небанальные тексты, по-прежнему великолепные голосовые кондиции Криса Нормана (Chris Norman) - все это порадует любителей его музыки. В песнях альбома проявилась свойственная Норману лиричность, в них чувствуется его философия, его отношение к этому миру, к себе, к любви, к жизни.

В начале этого года в Европе с успехом прошел большой концертный тур Chris Norman & Band в поддержку нового альбома. Следуя своему желанию создать новое звучание и найти новый подход к своей музыке, Крис Норман (Chris Norman) представил совершенно новую 2-х часовую программу (около 30 песен), включающую материал нового альбома, песни Smokie и свое прежнее сольное творчество. В то время как концерты последних лет всегда походили на полновесные рок-н-ролльные шоу, на выступлениях этого года Крис Норман (Chris Norman) немного изменил настроение, играя больше балладных вещей.