Методика исследования личности « дом - дерево - человек. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж

Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Тест «Дом – дерево – человек»

Этот метод, предложенный Дж. Буком в 1948 году, является одним из самых популярных, применяемых для индивидуальной оценки личности и выявления степени ее адаптированности.

Тест «Дом – дерево – человек» предназначен как для взрослых, так и для детей. Изображение этих трех объектов дает человеку большую свободу выражения себя через рисунок, а также выявляет собственное отношение к жизни и к миру в целом. Дом, дерево и человек – это то, что чаще всего рисуют дети. У взрослых данный тест выявляет множество различных эмоций.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком, отраженное в рисунке, представляет собой действительно происходящее в нашей жизни.

Задание

Предоставьте испытуемому лист бумаги, простой, мягкий карандаш и коробку с цветными карандашами и попросите нарисовать (а по желанию и раскрасить) дом, дерево и человека. После того как рисунок будет готов, проведите опрос по выполненному заданию и только затем производите интерпретацию рисунка.

Немаловажную роль в интерпретации рисунка играет порядок выполнения задания. Например: если первым рисуется дерево, значит, большое значение для человека имеет жизненная энергия. А если первым рисуется дом, то главным в жизни автора рисунка является его личная безопасность, семейные отношения, успех. Правда, иногда это означает и радикально противоположные понятия.

Тестовые показатели
(показатель психомоторного тонуса)

Нажим

Слабый нажим – пассивность, депрессия. Сильный нажим – импульсивность. Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность.


Размещение на рисунке

В центре листа – прямолинейность и незащищенность.

Выше центра листа – недостижимость цели, удовлетворение в фантазиях.

Ниже центра листа – депрессивное состояние и тревога.

Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование на прошлом.

Размещение рисунка в правой стороне листа – акцентирование на будущем.

Размещение рисунка на краю листа – чувство неуверенности, опасности.

Дом

Перспектива изображения дома

Дом, в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации.

Дом, в перспективе, вид снизу – потребность в домашнем очаге, в некоторых случаях желаемое видится недостижимым.

Дом вдали – чувство отверженности.

Дом вблизи – открытость, чувство теплоты и гостеприимства.

Дом расположен в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний, незащищенность.

Дом расположен в правом верхнем углу листа – склонность избегать неприятных чувств, связанных с переоценкой будущего.

Дом как бы подвешен в пространстве – склонность отклонять земные аспекты жизни.


Общий вид

Считается нормой, если в изображении дома имеется хотя бы одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба.

Дом очень маленький (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – домашняя обстановка, а иногда брак не соответствуют требованиям человека.

Дом очень большой (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – ностальгия.

Дом разрушенный – потеря домашнего окружения, отвержение дома.

Дом, нарисованный торцом, – нежелание общения, стремление к замкнутости.

Дом прозрачный, похожий на аквариум, – желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Вместо дома рисуются другие постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина.

Вместо дома рисуется его план (обычно вид сверху) – серьезный конфликт.


Стены

Стена в одномерной перспективе (изображена всего одна боковая сторона) – тенденция к отчуждению и оппозиции.

Расположение задней стены дома необычно – сознательные попытки самоконтроля, иногда сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – стремление не потерять контакт с реальностью.

Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, иногда потребность владеть ситуацией насколько это возможно.


Двери

Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других, в некоторых случаях желание удивить своей коммуникабельностью.

Двери очень маленькие – нежелание раскрываться и впускать в свое внутреннее пространство.

Двери открытые (если дом жилой) – сильная потребность к теплу извне, иногда демонстрация своей открытости.

Двери закрытые, с огромным замком – скрытность, защита, в некоторых случаях враждебность и мнительность.

Двери боковые – стремление к уединению, отчуждение, неприятие реальности.

Двери отсутствуют – замкнутость, трудности в общении.


Окна

Окна открытые – необходимость получения тепла, прямолинейность.

Окна открытые, без занавесок – открытость в своих чувствах.

Окна закрытые, с занавесями – значимость взаимодействия со средой, замкнутость.

Множество окон – готовность к контактам.

Окна без стекол – враждебность, отчужденность.


Крыша

Крыша означает сферу фантазии, соответственно: очень большая крыша – желание найти удовлетворение в фантазиях, плоская крыша свидетельствует о неразвитости воображения.


Дымоходная труба

Отсутствие трубы – отсутствие или нехватка тепла в психической сфере.

Труба спрятана, почти невидима – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Косое расположение трубы по отношению к крыше считается нормой для ребенка; для взрослых означает значительную регрессию.


Дополнительные детали и части дома

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – неприступность, отражение конфликтной ситуации.

Закрытые ставни – защита.

Водосточная труба – усиленная защита, иногда мнительность и подозрительность.


Дополнения к рисунку дома

Различные дополнения указывают на испытываемую необходимость дополнительного упорядочения своего окружающего пространства.

Солнце – источник тепла и силы.

Деревья, кусты, окружающие дом, – желание оградить себя защитными барьерами. Иногда деревья, кусты символизируют различных людей.

Кусты, хаотично расположенные около дома, – тревога.

Забор вокруг дома – потребность в эмоциональной защите.

Тропинка, ведущая к дому, очень длинная – ограничения в доступности.

Тропинка около дома узкая, но широкая на другом конце – поверхностное дружелюбие.

Дым из трубы густой – значительное внутреннее напряжение.

Дым, нарисованный тонкой линией, – чувство недостатка тепла дома.


Цвет

После того как рисунок дома нарисован простым карандашом, испытуемый может по своему желанию раскрасить его цветными карандашами. В норме считается, если используется не меньше двух и не более пяти цветов. Если испытуемый раскрашивает дом семью-восемью цветами, он в лучшем случае является лабильным, а если использует всего один цвет, – испытывает страх эмоционального возбуждения. Чем дольше и неувереннее клиент подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Ниже приводится перечень цветов, чаще всего применяемых при раскрашивании дома.

Красный – большая чувствительность, потребность теплоты из окружения.

Оранжевый – чувствительность и враждебность.

Желтый – сильная враждебность.

Зеленый – желание оградить себя от опасности.

Пурпурный – потребность обретения власти.

Черный – пугливость, в некоторых случаях застенчивость.

Дерево

Расположение изображения

Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.


Размеры рисунка

Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.


Характерные детали рисунка

Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

Сломанное дерево – пережитое потрясение.

Если не дорисована вершина у дерева – у человека большие незавершенные планы.

Дерево, раздвоенное от ствола, – знак очень сильных родственных связей с сестрами и братьями, которые чаще всего разорваны или потеряны. Такие же деревья рисуют близнецы.

Ветка вместо дерева указывает на инфантилизм человека.

Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

Ветви, идущие вверх, свидетельствуют об оптимистическом настрое и энтузиазме, иногда о стремлении к власти.

Ветви, нарисованные в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

Ствол без ветвей – свидетельство трудностей в установлении контактов.


Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также психологическую защищенность человека в этих контактах.

Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающим миром и контактности.

Скудная и чахлая листва, напротив, говорит о том, что контакт с внешним миром очень слабый.

Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

Пустая закрытая листва, похожая на пустой круг, говорит о непроявленной агрессивности.

Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

Листья, направленные вверх, означают стремление к лидерству и наличие цели.

Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

Листва, прорисованная кривыми линиями, – открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

Листва в виде узора – обаяние, приветливость, доброжелательность.

Листва-сетка – желание уйти от проблем.


Ствол дерева

Оторванный от земли – недостаток контакта с внешним миром.

Расширяющийся книзу – поиск устойчивого и стабильного положения.

Сужающийся книзу – изоляция и стремление укрепить свое Я.

Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

Ствол, нарисованный из одной линии, – нежелание реально смотреть на вещи.

Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и о хорошем интеллекте.

Ствол, наклоненный влево, – человек пасует перед агрессией.

Ствол, наклоненный вправо, – человек ищет поддержки.

Ствол как бы вырастает из круга – рисующий чувствует себя защищенным только в своем окружении.

Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или травме.


Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек и свидетельствует о его любознательности.

Корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует или спрятано.

Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто видеть интересующее.

Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Человек

Поза, ракурс

Идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.

Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.

Сидит или лежит – пассивность.

Со спины – конфликтность, иногда негативизм.

Абсолютный профиль – отрешенность и замкнутость.

Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.


Образ

Иногда изображается не некий абстрактный человек и не сам автор рисунка (как бывает часто в случае с детьми, рисующими себя самих), а какой-нибудь персонаж. Можно привести некоторые приблизительные интерпретации таких образов.

Военный в некоторых случаях выражает агрессивность.

Клоун, шут свидетельствует о заниженной самооценке.

Король, принц говорят о высоком уровне притязаний.

Баба-яга – знак открытой враждебности к женщинам.

Старик, старуха, нищий означают депрессию.

Инопланетянин, робот говорят о чувстве одиночества.


Голова

Большая голова – высокая значимость интеллекта.

Маленькая голова – низкая значимость интеллекта.

Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.


Глаза

Маленькие глаза – погруженность в себя.

Выпученные глаза – грубость, иногда черствость.

Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.

Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.

Зачерненные, заштрихованые глаза – страхи.

Подведенные глаза, с ресницами – демонстративность.

Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.


Нос выдающийся, с горбинкой – презрение, ирония. Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.

Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.


Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.

Впалый рот – пассивность.

Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.

Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.

Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.


Уши очень большие – подозрительность.

Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.


Волосы

Волосы сильно заштрихованы – тревожность.

Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.


Фигура

Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.

Длинная, худощавая – астения, иногда интровертность.

Уродливая – негативизм, импульсивность.

Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.

Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.

Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.

Фигура с татуировкой – негативизм.


Руки

Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.

Руки, расположенные близко к телу, – напряжение, интровертность.

За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.

Руки прикрывают генитальную область – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы.

Руки расставлены в стороны – общительность.

Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.

Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.

Кисти рук отсутствуют или очень укорочены – недостаток общения.

Очень большие кисти – потребность в общении.

Кисти рук зачернены – конфликтность.

Большой кулак, острые ногти – агрессивность.

Большие пальцы – грубость, агрессия.

Длинные пальцы – скрытая агрессия.


Ноги

Ноги широко расставлены – потребность в опоре.

Ноги плотно сдвинуты – интровертность.

Ступни ног отсутствуют – пассивность.

Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.

Ступни ног очень большие – потребность в опоре.


Дополнительные детали к рисунку человека

В руках у человека флажок, игрушка и т. п. – инфантильность (в рисунках детей – норма).

В руках у человека оружие, копье, нож, топор, палка – агрессивность.

В руках у человека сигарета, бутылка водки, рюмка и т. п. – негативизм, в некоторых случаях асоциальность.

Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.

Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.

Анализ рисунков к тесту «Дом – дерево – человек»

Никита, 6 лет

Шестилетний Никита был приведен на консультацию бабушкой в связи с нарушениями сна и боязни темноты. Мальчик очень приветливый, мягкий, физически хорошо развит.

Никита использовал яркие тона, и поэтому его рисунок (рис. 17) производит благоприятное впечатление. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить некоторые особенности не совсем благополучного психологического состояния мальчика, которые отразились в рисунке.

Рис. 17

Так, дом без трубы показывает, что в доме нет тепла и мальчику его не хватает. Закрытая дверь и занавешенные окна указывают на скрытный характер Никиты. Согнутое вправо, в сторону дома, дерево означает, что мальчик ищет тепла у родных и нуждается в поддержке. Ствол дерева, расширяющийся книзу, указывает на поиск устойчивого положения в жизни. Дерево с голыми ветками, помещенное в левой части листа, указывает на привязанность мальчика к прошлому и матери (мама у Никиты умерла два года назад). Себя Никита нарисовал очень похожим, правда без ушей, что говорит о нежелании что-либо слышать. Широко расставленные ноги символизируют необходимость в опоре.

Конечно, это далеко не все, что рассказал рисунок Никиты, но в общих чертах все-таки многое открылось о нем. Мы узнали о его душевном и психологическом состоянии, о его характере. Понятно, что мальчик, пережив такую тяжелую, душевную травму, сейчас очень сильно нуждается в опоре и поддержке близких ему людей.


Ольга, 28 лет

Ольга пришла на консультацию в состоянии глубокого стресса. Она рассталась с мужчиной, который ей очень нравился. Чувствовала потерянность из-за своего большого веса (125 кг). По просьбе сделать рисунок «Дом – дерево – человек» Ольга довольно быстро набросала рисунок (рис. 18), что указывает на импульсивность и нестабильность ее характера. Дом без дверей, окна с занавесками свидетельствуют о замкнутости человека, отсутствие трубы – об отсутствии тепла в доме. Себя Ольга нарисовала с длинными ресницами, тем самым демонстрируя свою значимость, но зато со спрятанными за спиной руками, а это означает ее нежелание контактировать с внешним миром. Все это только подчеркивало степень ее стрессового состояния. После консультации Ольга приняла твердое решение худеть и изменить свою внешность, начать новую жизнь.


Рис. 18

Владимир, 24 года

Владимир красивый, высокий, крепкий парень. Уже длительное время находился в затянувшейся депрессии. С некоторых пор его преследовали личные неудачи. Мечтал встретить девушку, но не везло. В поведении Владимира, в его речи чувствовалась неуверенность и подавленность, хотя и пытался бодриться. После просьбы сделать рисунок на заданную тему какое-то время раздумывал.


Рис. 19

Дом на рисунке Владимира (рис. 19) получился с прозрачной, большой крышей, а так как крыша – это сфера наших фантазий, то понятно, что молодой человек ищет удовлетворения в них. Труба нарисована в глубине крыши, как бы выглядывающей из-за задней стены дома, что лишь подчеркивает нежелание Владимира иметь дело с эмоциональными воздействиями. Дым тонкой струйкой хаактеризует недостаток домашнего тепла, а закрытая дверь говорит о желании защиты, а также о некоторой скрытности характера. Крыльцо дома подчеркивает великодушие характера. Кроме того, дом расположен в левом верхнем углу листа, а это говорит о незащищенности и желании избегать каких-либо переживаний. Дерево – без ветвей и нарисовано в правой части листа, а это значит, что он испытывает определенные трудности в контактах, ищет опору.

Глаза человека пустые, без зрачков, свидетельствуют об определенных страхах, а маленькие ступни ног характеризуют неумелость в социальных контактах.


Мария, 45 лет

Мария замужем. Обладает хорошей фигурой. В последнее время испытывала неудовлетворение в работе и агрессию по отношению к начальнику. Домашние условия также не приносили ей удовлетворения: много лет большая семья проживала в маленькой квартире. Такая жизнь очень тяготила Марию, женщина часто находилась в состоянии подавленности и какой-то внутренней агрессии по отношению ко всему миру.


Рис. 20

Человек, изображенный Марией (рис. 20), идет по направлению к дому в каске и с ружьем. Нужны ли к такому рисунку какие-либо комментарии? Ясно, что отрицательные чувства переполняют женщину, что и передалось в рисунке.


Наталья, 13 лет

Девочка живет с бабушкой, но недовольна этим. Бабушка жалуется, что Наташа ее не слушает, стремится как можно больше проводить времени у зеркала и с подружками. Она не хочет жить ни с бабушкой, ни с родителями. Наталья нарисовала себя идущей по тропинке от дома бабушки, что как раз и отражает ее настроение. Она очень капризна к вещам, которые ей покупают, стремится носить модные вещи.


Рис. 21

Из рисунка (рис. 21) это хорошо видно. Модная кофточка, длинные ресницы говорят о желании нравиться не только самой себе, но и окружающим. Кроме того, большие, пухлые губы подчеркивают ее агрессивную позицию. Дом с закрытой дверью, из трубы идет дым – отражение тепла, создаваемого бабушкой в доме и отвергаемого девочкой. На рисунке мы видим солнце, но и облака – это значит, что настроение у девочки постоянно омрачается невеселыми мыслями. Сразу несколько деревьев с пышной листвой свидетельствуют о сильном стремлении к социальным контактам автора рисунка.

Цель: Оценка личности испытуемого уровня его развития, работоспособности,

взаимоотношений с окружающим миром.

Материал: Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий четыре

страницы. Первая страница для регистрации даты обследования и данных

испытуемого, последующие три страницы для рисунков: «Дом», «Дерево»,

«Человек», простой карандаш, ластик. Для дошкольников можно дать

обычный лист бумаги и цветные карандаши.

Инструкция для дошкольников: Нарисуй, пожалуйста, дом, он может быть

любым: тот, в котором ты живёшь, или, который ты видел где-то, может

быть сказочный. Постарайся нарисовать как можно лучше. После того,

как дом нарисован, просим нарисовать дерево и человека.

В протоколе зафиксировать:

Время с момента предоставления инструкции до начала рисования

Длительность любых пауз

Общее время, использованное для рисования

Последовательность изображения деталей каждого рисунка, пронумеровать их.

Все комментарии ребёнка по возможности дословно

Любые эмоции ребёнка в процессе выполнения теста

Вопросы для беседы:

Для рисунка человека:

Это мужчина или женщина, мальчик или девочка?

Кто он, сколько ему лет?

Это твой родственник, друг или кто-нибудь другой?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что он делает, где он находится?

О чём думает, какое у него настроение?

Кого тебе напоминает нарисованный человек:

Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

Какая погода на рисунке?

Чего больше всего хочет этот человек, почему?

Как одет этот человек?

Для рисунка дерева:

Что это за дерево?

Где находится это дерево?

Сколько лет этому дереву?

Это дерево растёт одно или среди других деревьев?

Оно выше тебя, ниже или вы одинакового размера?

Есть ли на рисунке ветер, что это за ветер, в каком направлении он дует?

Что тебе напоминает это дерево?

Это дерево сильное, оно здоровое или больное?

Кого тебе напоминает это дерево, почему?

Чего больше всего хочется этому дереву, почему?

Если бы вместо / птицы, другого объекта на рисунке, не имеющего отношения

к основному дереву /, был бы человек, то кто бы это мог быть?

Для рисунка дома:

Сколько этажей у этого дома?

Этот дом кирпичный, деревянный или ещё какой-нибудь?

Это твой дом / если нет, то чей он / ?

Когда ты рисовал дом, кого ты представлял хозяином?

Тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим, почему?

Если бы ты мог распоряжаться этим домом, как хочется, какую комнату ты бы

выбрал для себя, почему, с кем бы ты хотел жить в этом доме?

Когда ты смотришь на рисунок, этот дом далеко или близко от тебя?

Этот дом выше, ниже или одного размера с тобой?

О чём напоминает тебе этот домик?

Этот дом приветливый, дружелюбный или …?

Как ты думаешь, все ли в этом доме дружелюбные или …?

Какая погода на этом рисунке?

О ком ты думаешь, когда смотришь на этот дом, почему?

Чего больше всего хочется этому дому?

Для чего нужна труба на крыше, куда ведёт эта дорожка…?

Если бы вместо / куста или любого другого предмета на рисунке / был

человек, то кто бы это мог быть?

Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих

групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий,

самокритичность, отношение к заданию, комментарии.

Интерпретация:

На рисунке дома должны быть изображены: дверь, окно, стены, крыша, труба

или что-то для обогрева дома.

На рисунке дерева обязательны: ствол, хотя бы одна ветка.

На рисунке человека обязательны: голова, туловище, две ноги, две руки, два глаза,

нос, рот, два уха.

Отсутствие обязательных деталей в рисунках детей, имеющих средний уровень

интеллекта, говорит о снижении этого уровня.

Если рисунок содержит минимум деталей, но хорош с точки зрения пропорций и

перспективы, это может означать,что ребёнку свойственны:

Склонность к замкнутости

Аномальное игнорирование традиционных вещей

Если минимум деталей при низком уровне качества пропорций и перспективы , то

можно предположить, что у ребёнка снижен интеллект или происходит снижение.

При чрезмерном количестве деталей - беспокойство , связанное с окружающим.

Анализ рисунка дома:

Окна: - это образ визуального контакта. Дом без окон, окно без стёкол, окна со

ставнями, занавесками, закрашенные – этозамкнутый , ушедший в себя ребёнок.

Много окон , украшенный цветами подоконник, круглое чердачное окно – всё это

говорит о ласковом и нежном отношении матери к ребёнку.

Двери: - возможность входа или выхода из дома. Фронтальная дверь – доступность

входа и выхода. Задняя или боковая дверь – бегство от действительности. Большой

замок на двери – замкнутость, необщительность ребёнка.

Труба : наличие трубы – хорошее отношение отца с ребёнком, из трубы идёт дым –

благоприятная атмосфера в семье.

Анализ рисунка дерева:

Дерево символизирует то, как чувствует себя ребёнок в окружающей действительности.

Дерево с кроной в виде круга или овала – сильные враждебные импульсы.

Ствол – символизирует чувства, касающиеся личностного потенциала, способностей.

Крона: показатель степени и стремления к получению удовлетворения от окружающего.

Сломанные , поникшие, мёртвые ветки, рубцы: символизируют психические травмы.

Чувство неполноценности, несостоятельности, бесполезности, вины.

Образ мёртвого дерева плохая приспособленность , адаптация.

Гибкость ветвей , большое количество, размер – адаптивность, ресурсы личности .

Корневая система: представляет силу и качество аспектов личности.

Внешние силы: погодные условия, через них дети выражают свои чувства к миру.

Ветер: символизирует подверженность воздействию внешних сил.

Ветер, дующий снизу вверх, - желание перенестись из реального мира в мир фантазий.

Ветер сверху вниз: левый угол - прошлое, правый – будущее.

Заходящее солнце – может означать депрессивное настроение.

Солнце за облаком: - тревожные, неудовлетворённые отношения / с кем – то… /

Анализ рисунка человека

Руки: прячет за спиной – значит, что-то натворил и не хочет, чтобы об этом узнали.

Ступни – символизируют движение. Без рук и ступней – беспомощность .

Рисунок, имеющий только глаза – излишняя подозрительность, осторожность.

Отсутствие носа, ушей и рта – указывает на нежелание общаться.

Линия земли / лишниедетали / - признак незащищённости вообще.

Облака: - тревожность , связанная с окружающей действительностью.

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.

Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов:

· детали;

· пропорции;

· перспектива;

· качество линий;

· самокритичность;

· комментарии.

Исследователь должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отличающееся от присвоенного ему значения в другой конфигурации, а также и то, что он может иметь больше одного значения.

Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Исследователь должен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям, и способ организации повседневной жизни в целом.

· Количество;

· Уместность;

· Акцентирование;

· Последовательность деталей;

· Эротические проявления;

· Согласованность;

1. Количество. Во-первых, исследователь должен установить количество основных обязательных деталей, использованных в рисунке. Например, дом должен иметь по крайней мере одну дверь (за исключением того случая, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и, если не было оговорено, что дом находится в теплых краях, - трубу, или другое средство для выхода дыма из печи, или что-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол и по крайней мере одну ветвь (если не оговаривается, что это пень, - в таком случае, очевидно, ответ необходимо расценивать как "аномальный"). Нарисованный человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конечности или конечностей не объясняется устно и что человек не нарисован в профиль), а также два глаза, нос, рот и два уха (опять же если отсутствие какой-нибудь из данных деталей не объясняется отдельно).

Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых, имевших средний уровень интеллекта или выше среднего, часто свидетельствует о снижении этого уровня. Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны:

1) склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой);

2) "аномальное" игнорирование традиционных вещей.

Если использование минимума деталей в рисунке сочетается с низким уровнем качества пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что:

1) испытуемый является умственно отсталым;

2) происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.

Изображение чрезмерного количества деталей, по-видимому, всегда является патоформным элементом, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (определить, с чем именно связаны эти проявления, можно по типу использованных деталей). Во-вторых, производится качественная оценка использованных деталей. Например, окно(окна) дома - это образ визуального контакта. Очевидно, что дверь (или двери) подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и (или) боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности. Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без стекол, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна. но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.п.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т,д.

Считается, что дерево в виде замочной скважины, т.е. с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и незамкнутым, а ствол в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных в основании, означает сильные враждебные импульсы. Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство.

Враждебность выражается:

1) в нежелании испытуемого рисовать те детали, которые обычно изображаются или представляются в виде штрихов;

2) в его отказе изобразить более подробно структуру кроны (которая интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени и т.д. его стремления к получению удовлетворения от окружающего мира).

Рубцы и (или) сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Графические или вербальные указания, свидетельствующие о том, что дерево мертвое, расцениваются как признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины и т. п. При этом образ совершенно мертвого дерева может означать плохую приспособленность испытуемого в большей мере, чем образ частично мертвого дерева. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни, в этом случае интерпретация, правомерность которой пока не доказана, трактует поврежденные ветви как символ травмирующего воздействия окружающей среды; мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дисгармонию или распад психических функций.

Если испытуемый не нарисовал корни, можно попросить его сделать это. Предполагается, что корневая структура может представлять силу и качество тех аспектов личности, которые теоретически располагаются как бы ниже сознательного уровня. Вероятно, дерево символизирует то, как чувствует себя испытуемый в окружающей его реальности. Так как внешние силы, воздействующие на дерево, преимущественно являются меторологическими, неудивительно, что через описание погодных условий многие испытуемые могут выражать свои чувства по отношению к тому, является ли окружающая реальность в целом благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной.

Ветер, как принято считать, символизирует чувство подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются управлению, направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и никак не интерпретируется. Если, по словам испытуемого, ветер сильный, а направление отличается от обычного, то это, как правило, имеет какоето особое значение. Считается, что ветер, который, по словам испытуемого, дует снизу вверх (вертикально или по диагонали), символизирует его сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазии; а ветер, дуюший по диагонали от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление интерпретируется с точки зрения времени, левый угол - прошлое, правый - будущее).

Считается, что заходящее солнце может означать депрессивное настроение. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает тревожащие и не дающие удовлетворения отношения между испытуемым и "согревающей" или враждебной, угрожающей фигурой. Даже при наличии таких негативных характеристик погоды, как сильная жара или сильный холод и т. п., исследователь не должен делать скоротечных выводов без получения дальнейших доказательств, ибо описание таких экстремальных условий может указывать просто на то, что испытуемый чувствителен и даже отзывчив к новым и интенсивным раздражителям.

Руки человека как бы представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней.

Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежелание общаться.

2. Уместность. Поскольку испытуемого просят нарисовать только дом, дерево и человека, то можно подвергнуть логическому сомнению уместность любой детали, которая не является реально неотъемлемой частью каждого из перечисленных объектов. Примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность испытуемого структурировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома - дерево во дворе, для рисунка дерева - птица на нем или животное около него, для рисунка человека - дверь, в которую он стучит, и т. п. Считается, что деревья (или кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (обычно членов семьи испытуемого), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, строго говоря, не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка). Кроме того, человек, рисующий эту линию, испытывает большую потребность в структурировании рисунка, чем все остальные испытуемые. Линия основания дает необходимую точку отсчета, обеспечивает стабильность рисунка в целом.

Конкретное значение линии основания, по-видимому, зависит от:

1) объекта, который над ней нарисован (линия основания реже всего рисуется под человеком, чаще всего под деревом);

2) количества объектов, нарисованных над этой линией;

3) степени акцентирования (о котором можно судить по размерам линии, подкреплению, свойствам и т. д.).

Значение линии основания может напрямую зависеть от качества, которое приписывает ей испытуемый.

К неуместным деталям можно отнести облака в небе для любого из трех рисунков (в "ДДЧ" облака, по-видимому, символизируют тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью).

3. Акцентирование. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Существует несколько форм позитивного акцентирования. В некоторых случаях может уделяться чрезмерное внимание несущественным деталям, например окно, расчерченное на множество клеток и похожее на сетку может проявляться навязчивая потребность в подкреплении какой-либо детали: испытуемый возвращается к ней снова и снова, иногда даже после завершения рисунка. Такое подкрепление в целом может означать смутную тревогу, а конкретно - свидетельствовать о фиксации на данном объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или представлен в символическом виде), действии или отношении. Негативное акцентирование также может быть передано несколькими способами:

1) испытуемый может стереть нарисованную деталь частично или полностью;

2) может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка.

Примеры акцентирования на такой детали дома, как труба на крыше:

а) над трубой изображаются густые клубы дыма;

б) тщательно прорисовывается сама труба и (или) материал, из которого она сделана;

в) выделяется контур трубы.

Подобное акцентирование может обозначать определенную озабоченность мужским сексуальным символом и другие проблемы подобного рода.

4. Последовательность деталей. Здесь основное внимание уделяется реальной последовательности в рисовании деталей дома, дерева и человека. Необходимо отметить, что любое изменение обычного порядка изображения деталей будет забыто, если не делать своевременных записей. Оказалось, что большинство испытуемых при выполнении рисунка дома придерживаются следующей последовательности: сначала они рисуют крышу, затем стену (стены), потом дверь и окно (окна) или окно (окна) и дверь. Или; сначала - линию основания, затем стену (стены), крышу и т. д. Было установлено, что неуверенные в себе испытуемые иногда изображали одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целом без учета связи между ними, а иногда - симметрично (две трубы, два окна, две двери и т.д.).

Последовательность деталей рисунка дома, при которой дверь или окна первого этажа изображаются в последнюю очередь, можно назвать патоформной. Она подразумевает:

а) отвержение межличностных контактов;

б) стремление избегать контакта с реальностью.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала рисуется ствол, затем ветви и крона и (или) листва (в более или менее в реальном виде). Или: сначала - макушка дерева, затем ветви (подразумеваемые, изображаемые, например, штриховкой или нарисованные в реальном виде), ствол и основание ствола. Предполагается, что ветви дерева символизируют взаимоотношения испытуемого с окружающим миром и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личного потенциала - степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

В большинстве случаев человек изображается в следующей последовательности: сначала рисуют голову, затем черты лица (глаза, нос и т.д.), потом шею, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д.

Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать:

1) о тенденции отвергать воспринимаемые органами чувств внешние стимулы;

2) о желании оттянуть насколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Любые отклонения от нормальной последовательности - включая:

1) необычный порядок изображения;

2) произвольный возврат к ранее нарисованному либо с последующим стиранием, либо с перерисовыванием;

3) подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся) - должны расцениваться как патоформные.

Исследователю необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей только снижением базовой интеллектуальной работоспособности (например, в случае явной умственной отсталости) или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстройствах или органических изменениях и представляет собой изменения в структуре личности.

5. Эротические проявления. Исследователь должен проверить все три рисунка на предмет наличия эротических деталей, изображенных реально или символически. Окна, нарисованные без оконных стекол, иногда символизируют оральный (или) анальный эротизм, так же как и чувство враждебности. Дерево, нарисованное на вершине дугообразного холма, по-видимому, нередко означает орально-эротическую фиксацию, часто вместе с потребностью в материнской защите. Рисунок трубы на крыше с трудом дается тому испытуемому, который переживает сексуальный конфликт, если он воспринимает ее как фаллический символ.

Часто чрезмерное внимание уделяется эрогенным зонам тела (рот, груди, ягодицы и т. п.), в этом случае можно обнаружить некоторые психосексуальные отклонения, фиксации или незрелость при помощи интерпретации и тщательного опроса после выполнения рисунка.

По-видимому, в случае более откровенного представления сексуальных деталей, - особенно если интеллектуальный уровень испытуемого средний или выше и он ведет себя в социально приемлемой манере, - наиболее вероятно, что это проявление серьезного расстройства личности.

6. Согласованность. Исследователь должен определить относительную согласованность деталей как в каждом рисунке, так и между всеми тремя рисунками. Если между ними существует значительная разница - например, когда в двух из них использовано большое количество деталей, не согласующееся с их незначительным числом в третьем, ему необходимо обязательно обратить на это внимание.

Считается, что значение пропорциональных отношений, отраженных в рисунках дома, дерева и человека, в большинстве случаев демонстрирует оценки, которые испытуемый присваивает вещам, ситуациям, людям и т. д., представленным в его рисунках в реальном или символическом виде.

Внимание уделяется следующим критериям:

· Отношение размера рисунка к размеру страницы;

· Отношение фрагмента к рисунку в целом;

· Отношение между фрагментами рисунка;

· Согласованность.

1. Отношение размера рисунка к размеру страницы. С точки зрения отклонения от нормы исследователя прежде всего должны заинтересовать два способа использования пространства листа:

1) когда рисунок занимает очень маленькую площадь доступного пространства;

2) когда рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней.

Первое обычно интерпретируется как проявление чувства неполноценности испытуемого, наличие определенной тенденции избегания реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение (например, часто через рисунок дома выражается символическое отвержение семьи).

Второе может интерпретироваться как:

1) проявление сильной фрустрации, вызванной ограничивающим воздействием окружающей реальности, в сочетании с чувством враждебности и потребностью в агрессивных действиях (возможности осуществлять эти действия может и не быть);

2) раздражительность и проявление довольно острого ощущения напряженности или

3) отражение ощущения состояния двигательной беспомощности (если, например, ступни и (или) часть ног на рисунке человека "срезаны" нижним краем страницы).

Считается, что размер дерева по сравнению с размером страницы отражает то, как испытуемый ощущает себя в психологическом поле. Если дерево имеет огромную высоту, то, по-видимому,испытуемый остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности вообще и, возможно, проявляет агрессивность или склонность к ней. Если дерево имеет крошечные размеры, то, вероятно, испытуемый ощущает свою неполноценность, неадекватность и потребность замкнуться в себе.

2. Отношение фрагмента к рисунку в целом. Исследователь должен обратить внимание на существующую диспропорцию между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крошечная дверь, которая имеет гораздо меньшие размеры по сравнению со средним окном в доме, интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истинным чувствам.

Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым потребность в компенсации физического несовершенства.

3. Отношение между фрагментами рисунка. Зависимый, несамостоятельный испытуемый может нарисовать дерево с огромной, но плохо сформированной кроной и маленьким стволом (что интерпретируется как проявление чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получить удовольствие от окружающего мира).

4. Согласованность. Не следует ожидать полной пропорциональной согласованности между фрагментами рисунка, так же как и пропорциональности отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласованность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и исследователь должен постараться найти этому объяснение.

Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ).

Проективная методика (рисуночный тест).

Данный тест предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.

Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест):

Инструкция.

Возьмите белый лист бумаги, карандаш и ластик. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно - это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.

Ключ (расшифровка).

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.

Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.

Интерпретация признаков

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

Дом старый, развалившейся . Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе. Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности) Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности. План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами. Ставни закрыты . Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) , - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Задняя стена, расположенная необычно, - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным - предчувствие (угроза) катастрофы. У стены контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль. Стена в одномерной перспективе - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание. Двери открыты - первый признак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой - это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна - первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна сильно закрытые (занавешанные) - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол - враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже - враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже - пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша - сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, - символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, - фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края - переживание ослабления контроля над фантазией. Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, - плохая личностная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Ваша задача – нарисовать на отдельных листах дом, дерево, человека.


Интерпретация результатов

Для начала важно отметить, в каком порядке были выполнены рисунки.

1. Первым нарисован дом – первостепенное значение для вас имеют безопасность, уют, ч комфорт.

2. Первым нарисовано дерево – главное для вас – жизненная энергия, профессиональный и творческий рост.

3. Первым нарисован человек – ваши основные потребности (или проблемы) лежат в сфере отношений с самим собой.

1. Рисунок, расположенный внизу листа, говорит о том, что вы часто испытываете чувство незащищенности, иногда – склонность к депрессии.

2. Рисунок расположен в верхней части листа – вы, скорее всего, оптимист. Большое удовольствие вам доставляет фантазировать.

Если рисунок выходит за верхний край листа, вам недостаточно того, что вас окружает, для реализации ваших идей. Возможно, вы испытываете сильное раздражение по этому поводу.

3. Рисунок расположен над центром листа – мечтательность, задумчивость, выраженная тем сильнее, чем выше рисунок находится над центром.

4. Рисунок расположен ниже центра листа – вы очень осторожны и иногда видите опасность даже там, где ее нет.

5. Рисунок расположен точно в центре листа – откровенность, прямолинейность.

6. Рисунок расположен на левой стороне листа – вы живете прошлым. Ваши чувства преобладают над разумом, а женские черты характера – над мужскими.

Если рисунок помещен в левый верхний угол листа, значит, вы сознательно «загоняете себя в угол», избегая новых друзей, впечатлений, событий.

Рисунок выходит за левый край листа – вы постоянно обращаетесь к своему прошлому и боитесь заглянуть в будущее. Вашим поведением часто управляют эмоции.

7. Рисунок расположен на правой стороне листа – ваш разум преобладает над чувствами. Вы в состоянии сдерживать свои эмоции, без страха смотрите в будущее. В вашем характере преобладают мужские черты.

Выход рисунка за правый край листа – желание забыть о прошлом, скрыться от него в будущем. Вы боитесь проявлять свои чувства.

8. Поворачивание листа – вы чем-то огорчены или рассержены.


Старый, полуразрушенный, устрашающий дом, руины – это ваше отношение к себе или окружающей вас действительности.

Дом, стоящий вдалеке, – неудовлетворенность ситуацией в вашем доме. Цель, к которой вы сейчас стремитесь, пока недоступна.

Дом, стоящий вблизи, – открытость, гостеприимность, контактность.

Пристройки – стремление к чему-то новому, непривычному. Нестандартное решение проблем.

Наличие трубы говорит о вашей эмоциональной зрелости, готовности к серьезным отношениям.

Если труба отсутствует, значит, дома вы не получаете необходимой поддержки. Возможны трудности в общении с противоположным полом.

Труба почти невидима – вы тщательно скрываете от других свои эмоции.

Слишком большая труба – вам очень хочется продемонстрировать окружающим свою сексуальность.

Труба по отношению к крыше нарисована косо – показатель невысокого интеллекта у взрослого (для ребенка – норма).

Водопроводные или водосточные трубы говорят о том, что вы очень чувствительны к мнению окружающих.

Двери изображают вашу способность общаться, идти на контакт, строить отношения с людьми.

Отсутствие дверей – вам трудно раскрыться перед другими людьми (особенно близкими), хотя вам этого хочется.

Одна или несколько боковых или задних дверей – вы предпочитаете не рисковать, не конфликтовать, часто отступаете перед трудностями, любите уединение.

Одна или несколько парадных дверей – вы открыты и откровенны с окружающими (порой даже слишком).

Очень большие двери – зависимость от окружающих, стремление к одобрению.

Очень маленькие двери – склонность скрывать от других некоторые черты своего характера. Нерешительность.

Висячий замок на дверях – замкнутость, скрытность, недоверие к людям.

Камин или печь – стремление к созданию теплой и уютной обстановки в доме.

План (схема) дома вместо самого дома – серьезный конфликт с близкими людьми.

Крыша – сфера фантазии.

Крыша, сорванная ветром, – вашим поведением часто управляют не зависящие от вас обстоятельства.

Крыша, прорисованная тщательнее, чем остальной рисунок, – вы получаете большое удовольствие от фантазирования.

Толстый контур края крыши – вы стремитесь контролировать свои фантазии.

Тонкий контур края крыши – вы переживаете из-за того, что контролируете свои фантазии недостаточно эффективно.

Слишком большая крыша – фантазии привлекают вас куда больше реальной действительности.

Вместо дома изображены крыша и забор – ваша оценка окружающего мира может быть ошибочной.

Прозрачные стены – потребность постоянного контроля над ситуацией. Неадекватная оценка окружающей действительности. Демонстративность.

Отсутствие основания стены – часто ваши действия основаны не на фактах, а на ваших домыслах, предубеждениях.

Если линия основания стены очень жирная, у вас скорее всего повышенная тревожность.

Жирно обведены контурные линии стены – стремление контролировать ситуацию.

Нарисована только одна боковая стена – вы часто противопоставляете себя окружающим.

Нарисована только одна передняя стена – вы стремитесь сохранить видимость дружеских отношений с окружающими, даже в сложной ситуации.

Высота стен больше их ширины – развитая фантазия, возможна замкнутость.

Ширина стен больше их высоты – зависимость от мнения окружающих. Плохая ориентация во времени.

Ступеньки, упирающиеся в глухую стену, – наружная холодность и внутренняя потребность в общении. Возможно, вам сложно взглянуть на себя со стороны.

Прозрачный, стеклянный дом – вы стремитесь демонстрировать себя либо переживаете по поводу того, что ваша личная жизнь у всех на виду.

Окно или окна – это признак доступности, открытости, контактности.

Отсутствие окон – отчужденность, замкнутость, скрытность.

Нет окон на нижнем, но есть на верхнем этаже – между тем, как вы себя ведете в жизни, и вашими фантазиями огромная разница.

Закрытые ставни или занавески на окнах, окна с замками – вы замкнуты и скрытны. Часто относитесь к окружающим враждебно.

Отсутствие занавесок – вы не скрываете от других свои чувства.

Открытые ставни или занавески на окнах – в общении присутствует натянутость, недоверие. Вам иногда кажется, что вас не понимают.

Настежь открытые окна – прямолинейность, доходящая в крайнем своем проявлении до развязности и грубости.

Много окон – общительность, готовность к контактам.

Окна необычной формы – желание привлечь к себе внимание, оригинальность манеры общения.

Большое количество необязательных деталей, сопровождающих рисунок, говорит о вашем желании обустроить свое окружение (это касается не только жилища) по своему вкусу. Чем ближе детали находятся друг к другу, и чем удачнее они сочетаются между собой, тем лучше вам это удается. Но если деталей слишком много, это говорит о вашей незащищенности, которую вы пытаетесь замаскировать, и о недостатке внимания к самому себе.

Дорожка, легко и пропорционально нарисованная, – при общении с людьми вы проявляете такт и сдержанность.

Дорожка очень длинная – ограниченная доступность, стремление держать окружающих на расстоянии.

Кусты, тесно окружающие дом, – вы стремитесь оградить, защитить себя от агрессии окружающего мира.

Кусты, разбросанные по обе стороны дорожки, – вы тревожны, но стараетесь контролировать в себе эту черту.

Дым идет то вправо, то влево – противоречивое отношение к окружающей действительности.

Дым идет влево – пессимистический взгляд на будущее.

Дым идет вправо – оптимистический взгляд на будущее.

Дым очень густой – вы очень напряжены. Чем гуще дым, тем выше степень напряженности.

Дым идет тонкой струйкой – недостаток эмоциональной теплоты дома.

Количество используемых цветов. Гармонично развитый, незастенчивый человек, как правило, раскрашивает свой рисунок 2–5 цветами.

Если вы использовали в рисунке 7–8 цветов, вы очень эмоциональны и скорее всего непоследовательны в своих поступках. Если вы использовали всего 1 цвет (имея и другие в наличии), значит, вам присущ страх открытого выражения своих чувств.


Дерево

Несколько деревьев – невнимательность, вы не следуете предложенной инструкции.

Мертвое дерево – переживание физической неполноценности, чувства вины, пустоты.

Контур дерева (замочная скважина) – враждебность или нежелание выполнять тест.

Размеры дерева символизируют реальное или желаемое положение человека в обществе.

Маленькое дерево – чувство неполноценности, желание уйти в себя.

Дерево большое, не умещается на листе – энергичность, активность, деятельность.

Дерево наклонено влево – привязанность к прошлому и страх перед будущим. Импульсивность поведения. Эмоции преобладают над разумом.

Дерево наклонено вправо – страх открыто выражать эмоции. Разум преобладает над чувствами.

Яблоня – зависимость от родителей. Часто ее изображают беременные женщины и женщины, которые хотят детей.

Ствол – понимание человеком своих возможностей.

Широкий у основания, резко сужающийся к верхушке ствол – незрелость личности, повышенная эмоциональность.

Ствол сужается у основания – вы находитесь в борьбе с чем-то, что сильнее вас.

Маленький ствол – существующий в мире порядок вещей порой кажется вам неправильным и нелепым.

Очень большой ствол – желание вырваться из рамок, установленных обществом. Агрессия, выраженная в поведении, речи или мыслях.

Большой ствол с мелкой листвой – то, что важно для вас, сейчас вам недоступно. Это нарушает ваше душевное равновесие.

Тонкий контур ствола – нерешительность.

Ствол сломан, верхушка касается земли – вами сейчас руководят какие-то внешние силы, которые вы не в состоянии контролировать.

Изящный ствол с очень большой кроной – чрезмерное стремление к наслаждениям.

Кора слегка прорисована – равновесие в отношениях с окружающими.

Кора прорисована очень тщательно – сильная озабоченность отношениями с окружающими.

Повреждения на дереве – травмирующий опыт в прошлом.

Дерево занимает только нижнюю четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, мечты о власти.

Дерево занимает нижнюю половину листа – зависимость от окружающих в некоторых моментах, робость.

Дерево занимает 3/4 листа – хорошая приспосабливаемость к среде.

Дерево занимает весь лист – стремление к самоутверждению и популярности.

Крона занимает 1/8 листа – недостаток самоконтроля.

1/4 листа – способность делать выводы из прошлого опыта и не повторять своих ошибок.

3/8 листа – вы способны контролировать себя и точно знаете, чего хотите.

1/2 листа – вы впитываете информацию, как губка. Если в реальной жизни что-то не клеится, вы погружаетесь в мечты.

5/8 листа – насыщенная духовная жизнь.

6/8 листа – вы большое значение придаете своему интеллектуальному и духовному развитию.

7/8 листа – листвой занята почти вся страница – вы часто ищете спасение от реального мира в мечтах.

Острая вершина – попытка защититься от опасностей (часто мнимых), трудности в контактах, потребность в нежности.

Ветви – их размер, количество, степень гибкости и переплетения отражают приспособленность человека к жизни и способность получать от нее удовольствие.

Совершенно асимметрично расположенные ветви – непостоянство, частые перемены мнений и настроений.

Сломанные, наклоненные, неживые ветви – физическая или душевная травма в прошлом.

Ветви прорисованы довольно легко – ваши отношения с окружающими довольно поверхностны.

Ветви изображены в виде тонких линий – необщительность, замкнутость.

Утолщенные ветви, похожие на пальцы или палки, – враждебность.

Крепкие ветви с густой листвой – способность легко находить общий язык с людьми.

Ветви, обращенные влево (или более четкие с левой стороны), – стремление к чувственным наслаждениям.

Ветви, обращенные вправо (или более четкие с правой стороны), – получение удовольствия от умственного труда, избегание чувственных наслаждений.

Ветви в форме игл (колючек) – мазохистские наклонности.

Узкие и длинные ветви – вы очень общительны, поэтому постоянно расширяете свои социальные контакты.

Листья слишком крупные для веток – вам трудно найти свое место в жизни, но вы это умело скрываете.

Ярко выраженные корни, глубоко уходящие в землю, – вы ни за что не откажетесь от того, что привыкли считать правильным.

Тонкие, нитевидные корни – вы не соглашаетесь с фактами, если они противоречат вашему мнению о них.

Контур земли в форме горы – потребность в опоре, заботе, материнской опеке.

Животное, живущее в дупле дерева, – в вашем характере присутствует черта, которую вам трудно контролировать.

Солнце, лучи которого попадают на дерево, – стремление доминировать.

Туча между деревом и солнцем – ваши отношения с окружающими вас не устраивают. Вы часто тревожитесь из-за этого.

Заходящее солнце – вы временно находитесь в подавленном состоянии.

Большое солнце – сложные отношения с каким-то значимым для вас человеком.

Ветер – порой вы испытываете чувства, которые трудно описать и контролировать.


Человек

Человек нарисован в профиль – уход от общения, замкнутость.

Непропорциональность правой и левой сторон, – неуравновешенность.

Человек, состоящий из палочек, – вам в тягость общение с другими людьми.

Бегущий человек – желание убежать от чего-то или стремление к чему-то.

Идущий человек – хорошая приспосабливаемость, находчивость, активность.

Голова – сфера интеллекта, принятия решений, самоконтроля, а также воображения.

Большая голова – по вашему мнению, мышление имеет очень важное значение для человека.

Маленькая голова – на ваш взгляд, обдуманно и взвешенно принимать решения – это очень скучно. Вас привлекает все, что доставляет вам удовольствие. Признаете главенство чувств над разумом.

Голова, повернутая затылком, – нежелание вступать в контакт, отчужденность.

Большое внимание уделено изображению лица – для вас важно сохранять хорошие отношения с окружающими, вы заботитесь о своей внешности.

Некоторые черты лица мужские, некоторые – женские. В вашем характере преобладают то мужские, то женские качества.

Большие глаза с длинными ресницами – демонстративность, желание привлечь внимание окружающих.

Глаза закрыты, спрятаны под темными очками или козырьком – стремление не видеть того, что доставляет неприятные ощущения.

Пустые глазницы – отстраненность от неприятных сторон жизни.

Нос сильно подчеркнут – повышенный интерес к теме секса.

Крупный рот, полные губы – чувственность.

Крупные и/или острые зубы – вы часто бываете резки и грубы с окружающими.

Подбородок сильно выделен – вам необходимо занимать высокое положение в обществе.

Подбородок нечетко прорисован – вам трудно налаживать отношения с другими людьми.

Крупные уши – чувствительность к критике. Потребность в информации.

Маленькие уши – непринятие критики в свой адрес.

Борода, усы – желание доминировать.

Шея – орган, связывающий голову (сферу контроля) с телом (сферой влечений).

Шея отсутствует – вас часто захватывают телесные влечения и вам трудно их контролировать.

Длинная и тонкая шея – углубленность в себя, интерес к теме телесных влечений выражен слабо.

Туловище – сфера сосредоточения наших основных потребностей и влечений.

Туловище отсутствует – отрицание телесных влечений.

Туловище длинное и узкое – вы не проявляете повышенного интереса к теме телесных влечений.

Туловище слишком крупное – у вас накопилось значительное количество неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей.

Туловище слишком маленькое – отрицание телесных влечений или чувство унижения, собственной ничтожности.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

Узкие плечи – ощущение малоценности, незначительности.

Широкие плечи – вы обладаете или хотите обладать физической силой и властью над окружающими.

Плечи неравные – наличие внутреннего конфликта.

Плечи слишком угловатые – чрезмерная осторожность.

Плечи округлены – выражение ровной, пластичной, довольно хорошо уравновешенной силы.

Чрезмерная подчеркнутость груди – эмоциональная незрелость, зависимость от матери.

Очень активно прорисованы мышцы – вы слишком большое внимание уделяете внешности. Возможна склонность к самолюбованию.

Руки – орудие борьбы, управления, изменения среды, а также наилучшего приспособления к ней.

Руки защищают бедра – боязнь проявления собственной сексуальности.

Руки в карманах – закрытость в общении, избегание личных тем в разговоре.

Руки скрещены на груди – мнительность.

Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромисс. Склонность контролировать проявление агрессии.

Руки прижаты к телу – неповоротливость, заторможенность, консервативность.

Руки не слиты с туловищем или вытянуты в стороны поперек спины – иногда действия выходят из-под вашего контроля.

Широкий размах рук – вы энергичны и нацелены на действие.

Широкие руки у ладони или у плеча – импульсивность, недостаточный контроль над ситуацией.

Тонкие руки – переживания из-за слабости и тщетности усилий.

Слишком короткие руки – отсутствие конкретных стремлений.

Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в отношениях с окружающими.

Руки длинные и мускулистые – вам недостает физической силы, ловкости, храбрости.

Руки слишком длинные – чрезмерная амбициозность.

Руки слишком крупные – потребность к более эффективному приспособлению к социальному окружению.

Руки, похожие на крылья, – углубленность в себя, слабый контакт с реальностью, мечтательность.

Отсутствие ног – скованность.

Ноги широко расставлены – пренебрежение, неподчинение, игнорирование или незащищенность.

Ноги скрещены – нежелание близких контактов.

Ноги сильно сдвинуты и напряжены – напряженность, недостаточная раскованность.

Ноги разного размера – непостоянность. Стремление к независимости.

Ноги непропорционально длинные – стремление к независимости, самостоятельности.

Ноги слишком короткие – физическая или психологическая неловкость.

Ступни – признак подвижности в межличностных отношениях.

Ступни слишком длинные – потребность в безопасности или в демонстрации мужественности.

Ступни слишком маленькие – скованность, зависимость.

Ступни обращены в разные стороны – сильные противоречивые чувства.

Пальцы крупные, заостренные на концах, – враждебность.

Деформация какой-либо части тела чаще всего отражает похожие деформации у человека.

Линии часто обрываются – тревожность, незащищенность.

Человек подписывает рисунок своим именем – эгоизм, нарциссизм, себялюбие.

Маска – осторожность, скрытность, недоверчивость.

Галстук – мужественность, акцент на сексуальности.

Карман – зависимость от окружающих, в частности от матери.

Оружие – агрессивность.

Контур земли – незащищенность.


| |