Михаил шолохов памятник на гоголевском бульваре. Лошадиные головы приветствуют мореходов в Шотландии: гигантская скульптурная группа Энди Скоттa (Andy Scott)

Работа Александра Рукавишникова — это уже второй памятник Шолохову в Москве. Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.

Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт.Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади — именно с этой целью он и был покрыт бронзой.


За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда.

Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.

Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно — из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.

Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

SPRATO. Текст - Инна Ефимова.

Почитатели таланта М.А.Шолохова возводят в разных уголках нашей страны и за рубежом памятники, связанные с именем писателя. Это дань уважения удивительному человеку, который считал честью для себя «служить своим пером трудовому народу».

М.А. Шолохов. 1955 г.
Скульптор:
Материал: дерево.
Находится в Литературном музее (Пушкинский Дом), г. Санкт-Петербург.

М.А. Шолохов. Портрет-голова. 1956 г.
Скульптор: Александр Николаевич Черницкий (1918 - 2010), член Союза художников СССР, академик Международной академии наук о природе и обществе.
Материал: металл (бронза).
Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет М.А. Шолохова (полуфигура с руками)
Скульптор: Александр Николаевич Черницкий (1918 - 2010), член Союза художников СССР, академик Международной академии наук о природе и обществе.
Материал: металл (бронза).
Размер: 1 ¼ н.в.
Находится в г. Санкт-Петербурге.

Бюст М.А. Шолохова. 1958 г.
Скульптор:
Материал: мрамор.
Размер: 50х40х40 см.
Находится в собрании Рязанского государственного областного художественного музея. Поступил в 1965 году.

Бюст М.А. Шолохова. 1958 г.
Скульптор: Евгений Викторович Вучетич (1908 - 1974).
Материал: гипс.
Размер: 50х24,5х18,5 см
Находится в собрании музея-заповедника М.А. Шолохова. Поступил из дома М.А. Шолохова в 1985 году от жены писателя Шолоховой Марии Петровны.
Е.В. Вучетич работал над бюстом в Ростове, куда писатель приехал на встречу со своими избирателями. Скульптор вспоминал: «С Михаилом Александровичем мы встретились в гостинице «Московская». «Раз решил увековечиваться, - шутливо сказал Шолохов, - давай начнём. И посмотрим, что из этого получится»… Работать было трудно. К Шолохову всё время шли люди, и Михаил Александрович подолгу беседовал с ними. Ездил на встречи с избирателями. Обычно только поздно вечером я мог начинать работу над портретом. Мы беседовали с Михаилом Александровичем на литературные и другие темы. Иногда наши беседы затягивались далеко за полночь. Работа над портретом продолжалась несколько дней, вернее, вечеров и ночей. Я счастлив, что мечта моя осуществилась».

Бюст М.А. Шолохова. 1967 г.
Скульптор:
Материал: мрамор.
Размер: 70х60х75 см

М.А. Шолохов. Станковая скульптура. 1978 г.
Скульптор:
Материал: стеклоцемент.
Размер: 100х52х53 см
Находится в собрании Можаевского художественного музея Ростовской области.

М.А. Шолохов. 1978 г.
Скульптор: Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал: гипс.
Размер: 2 н.в.
Находится в Доме культуры ст. Вёшенской Ростовской обл.

М.А. Шолохов. 1980 г.
Скульптор: Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал: бронза, дерево.
Размер: 42х62х32 см.
Находится в доме-музее М.А. Шолохова в ст. Вёшенской Ростовской области.

Проект памятника М.А. Шолохову
(рабочая модель, арх. В.Десятничук). 1981 г.
Скульптор: Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Со Э. Можаева.
Материал: гипс тон.
Размер: 132х42х18 см
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской обл.

Бюст М.А. Шолохова
Скульптор: Анатолий Семёнович Новиков (1926 г.р.), Заслуженный художник РСФСР; Владимир Александрович Климов, архитектор (г. Москва).
Материал: металл (бронза).
Размер: 2 н.в. (натуральных величины).
Установлен 23 мая 1981 года на набережной реки Дон в станице Вёшенской Ростовской области.
На постаменте надпись:
Герой Социалистического Труда писатель Шолохов Михаил Александрович
за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года награждён орденом Ленина и второй Золотой медалью «Серп и Молот».
Авторы проекта, сделав эскизы бюста, в ноябре 1980 года по приглашению писателя приехали в Вёшенскую. На эскизах М.А.Шолохов был изображён в рубашке-косоворотке. Писатель внимательно посмотрел предложенный вариант и попросил: «Наденьте на меня гимнастёрку». Создатели бюста выполнили пожелание писателя.

М.А. Шолохов (фигура). 1983 г.
Скульптор: Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал: металл (бронза).
Размер: 65х24х30 см
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской области.

М.А. Шолохов. Скульптурная композиция. 1984 г.
Скульптор: Анатолий Андреевич Скнарин (1940 г.р.), Заслуженный художник России (г. Ростов-на-Дону).
Материал: металл.
Размер: 40х42х68 см.
Работа удостоена диплома Совета министров России и Правления Союза художников. Находится в собрании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Поступила в 1988 году.

Посмертная маска М.А. Шолохова. 1984 г.
Скульптор: Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал: гипс.
Размер: 38х26х20; 24,5х42х29 см.
Находится в собрании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вёшенской. Поступила в 2001 году.

М.А. Шолохов (барельеф)
Скульптор: Олег Константинович Комов (1932 - 1994), народный художник России, член-корреспондент АХ СССР.
Материал: гипс.
Размер: 41х31х5 см.
Находится в собрании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вёшенской. Поступил в 1985 году.

Бюст М.А. Шолохова
Скульптор: Нина Николаевна Мухатаева (1926 г.р.).
Материал: гипс.
Размер: 73х67х27 см.
Находится в собрании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Поступил в 1988 году.

Бюст М.А. Шолохова
Скульптор: Анатолий Семёнович Новиков (1926 г.р.), Заслуженный художник России.
Материал: дерево.
Размер: 100х45х60 см.
Находится в собрании музея-заповедника М.А. Шолохова. Поступил в 1988 году.

М.А. Шолохов (бюст)
Скульптор: Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал: гипс.
Размер: 114х85х49 см.
Находится в собрании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вёшенской. Поступил в 1994 году.

Памятник М.А. Шолохову (г. Ростов-на-Дону)
Скульптор:
Материал: бетон, металл (медь).
Размеры: Высота памятника - 3 м., высота постамента - 1 м.
Фигура писателя выполнена в полный рост. Памятник установлен в мае 2000 года в городе Ростове-на-Дону на набережной реки Дон в честь 95-летия со дня рождения М.А. Шолохова.


Скульпторы: Владимир Владимирович Глебов, Заслуженный деятель искусств России, лауреат Шолоховской премии; Юрий Владимирович Дрёмин, лауреат Шолоховской премии.
Материал: гранит.
Размеры: В. - 4 м., площадка - 8,4х8,3 м.
Открытие памятника состоялось 30 ноября 2001 года на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта Москвы.

Памятник М.А. Шолохову (г. Уральск, Казахстан)
Скульптор: Ескен Аманжолович Сергебаев (1940 г.р.), лауреат Государственной премии Каз.ССР (1982 г.).
Материал: серый гранит.
Размер: В. бюста - 60 см; В. постамента - 2 м.
Писатель многие годы был тесно связан с Казахстаном, часто бывал в Уральске, в посёлке Дарьинском. Здесь он отдыхал, работал над своими произведениями, и именно в Казахстане М.А. Шолохов получил известие о награждении его Нобелевской премией. В память об этих событиях в городе Уральске Западно-Казахстанской области 27 августа 2002 года был открыт бюст М.А. Шолохова.

Памятник М.А. Шолохову (г. Николаевск Волгоградской области)
Скульптор: Анатолий Алексеевич Лунин (1960 г.р.), (г. Москва).
Материал: металл (бронза), гранит.
Размер: В. фигуры - 1м 16 см; В. постамента - 1 м 20 см.
На передней части постамента - табличка: «Михаил Александрович Шолохов». По бокам слева и справа от неё однотипные рельефные изображения конной казачьей лавы, бронзовое обрамление по периметру завершает позади табличка со словами: «Скульптурная композиция установлена Группой компаний «Гренадёры» (генеральный директор В.И. Гаврилов). Май 2005 года».
24 мая 2005 года у Дома-музея писателя в Николаевске были открыты памятник и памятная доска на фасаде.

Памятник М.А. Шолохову (г. Богучар Воронежской обл.)
Скульптор: Анатолий Михайлович Дементьев (1938 г.р.), (г. Ростов-на-Дону).
Архитектор: Салазкин Владимир Иванович (г. Воронеж).
Материал: бетон, металл (медь), гранит.
Размер: В. бюста - 1 м; В. постамента - 1,8 м.
Бюст - бетон, облицованный красной медью. Постамент - бетон, облицованный красным гранитом.
В городском парке на центральной шолоховской аллее установлен бюст, открытие которого состоялось 20 сентября 2005 года. Часть средств на памятник собрали дети школы-интерната, работая в производственных бригадах.

М.А. Шолохов (бюст)
Скульптор: Анатолий Алексеевич Лунин (1960 г.р.), член Союза художников России (г. Москва).
Материал: гипс.
Размер: 54х57х30 см.
Находится в собрании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вёшенской. Поступил в 2006 году.

Памятник М.А. Шолохову (г. Москва)
Скульпторы: Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922 - 2000), Народный художник СССР; Александр Иулианович Рукавишников (1950 г.р.).
Со Филипп Александрович Рукавишников (1974 г.р.), Народный художник России.
Архитектор: Игорь Николаевич Воскресенский (1945 г.р.), академик Международной академии архитектуры.
Материал: металл (бронза), гранит.
Размер: 1,5 н.в.
Памятник выполнен в бронзе. Постамент, мощение и скамья - гранитные. Установлен в северо-восточной части Гоголевского бульвара.
Был открыт 24 мая 2007 года, в день 102-й годовщины со дня рождения писателя.

Памятник М.А. Шолохову (г. Миллерово, Ростовская область)
Скульптор: Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Материал: бетон, металл (медь).
Размер: 1,3 н.в.
Памятник установлен в сквере, на улице 3-го Интернационала. Открытие состоялось осенью 2007 года, 29 сентября, на празднике, посвящённом Дню города. М.А. Шолохов изображён в рост.

Валентина Леонова

Рядом с домом № 10 по Гоголевскому бульвару там, где находится Творческий союз художников, расположен один из самых неоднозначных памятников в Москве - памятник Шолохову.

Идея установки памятника появилась ещё два десятилетия назад - конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, предполагавший поставить его на Зубовской площади. Но тогда в силу каких-то сложностей идея не была реализована. Но в 2000-е гг. скульптурная композиция всё же была установлена. Памятник был открыт в четверг 24 мая 2007 года в день 102-ой годовщины со дня рождения писателя.

Памятник представляет собой бронзовую статую Шолохова, сидящего в донской лодке на реке. Шолохов одет в телогрейку, он бросил вёсла и смотрит вдаль. Позади лодки находятся плывущие в противоположном направлении лошади, выполненные из гранита. Лошади расходятся клином в разные стороны, которые символизируют раскол России на два лагеря - красных и белых. И только один жеребенок плывет прямо, не зная в какую сторону свернуть. Памятник оборудован фонтаном, который подаёт воду на плиту с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма.

Однако через некоторое время фонтан перестал работать и теперь головы коней выглядят на гранитной поверхности склона бульвара довольно странно. По этой причине памятник стали называть"мясокомбинат" и "кладбище домашних животных". Так, в результате саботажа московских властей идея всей композиции оказалась полностью извращенной и памятник действительно стал напоминать кладбище животных с отрубленными головами, а Шолохов застрял на берегу в своей лодке.

От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к гранитной скамье на другой стороне бульвара, на которой барельефами изображены сюжеты гражданской войны (также двух сторон - белая армия и красная армия).

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Тем не менее, фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Одной из зимних забав шутников стало превращение лодки с Шолоховым в подобие лодки Деда Мазая с зайцами - "Шолохов и зайцы".

Кстати...

В Москве есть еще один памятник Шолохову (на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта). Но понятно, что наибольшее количество памятников Шолохову находится на Дону - в Ростове-На-Дону, в Вешенской и т.д.

Еще более интересно, что памятников героям Шолохова едва ли не больше чем самому Шолохову. Есть два деда Щукаря (в Ростове-На-Дону и в Белой Калитве), а в том же Ростове-На-Дону есть аж два Нахаленка.


После семи долгих лет подходит к концу строительство «Келпи» (The Kelpies) – двух колоссальных лошадиных голов, спроектированных скульптором Энди Скоттом (Andy Scott), которые теперь возвышаются над каналом Форт-Клайд (Forth and Clyde Canal) в шотландском городе Фолкерк. Тридцатиметровые скульптуры задуманы как напоминание о важной роли лошадей в истории Шотландии.

Две скульптуры высотой с десятиэтажное здание каждая станут визуальной доминантой для эко-парка Хеликс (The Helix project) - почти трехсот гектаров леса, прогулочных маршрутов и велосипедных дорожек неподалеку от Эдинбурга.

Скульптуры получили название «Келпи» в честь мифических водяных духов, живущих в шотландских реках и горных озерах. По легенде Келпи способны превращаться в разных животных и в человека, но, чаще всего, принимают обличье черного коня, силой превосходящего десять обычных лошадей.


Четырехсоттонные Келпи построены из металлических конструкций, покрытых нержавеющей сталью, по текстуре слегка напоминающих пластины средневековых доспехов. Один из них ржет, напряженно выгибая длинную шею, второй – расслабленно смотрит перед собой сквозь полуопущенные веки.


На стадии разработки проекта Энди Скотт делал наброски с двух настоящих тяжеловозов породы Клейдесдаль, привезенных к нему в мастерскую из Глазго. По словам скульптора, эти лошади могут служить символом болезненной трансформации Глазго из места, существующего в основном за счет тяжелой и обрабатывающей промышленности, в город, прежде всего знаменитый своими садовыми фестивалями, праздничными ярмарками и развитой инфраструктурой. «Когда-то Глазго был рабочей лошадкой, а сейчас он просто холеный скаковой жеребец», - развивает метафору Скотт.


Келпи часто сравнивают со знаменитым «Ангелом Севера» Энтони Гормли, еще одной исполинской скульптурой в Гейтсхеде, но в отличие от более скромного по габаритам английского предшественника, скульптурная композиция Скотта будет не только радовать взоры туристов и местных жителей, но и нести практическую функцию, принимая участие в работе одного из судоходных шлюзов канала Форт-Клайд.

Плывущий в лодке по течению мужик в наброшенном ватнике и разбившиеся на два косяка кони появились на Гоголевском бульваре в 2007 году — это памятник Шолохову, который официально создан Александром Рукавишниковым, однако он только реализовал идею 1980-х годов, принадлежавшую собственному отцу.

Иулиан Рукавишников также был скульптором, причем достаточно известным и нравящимся второму московскому мэру. Ваятель скончался в 2000 году, и Лужков доверил спорный проект его сыну. Неоднозначность идеи была в том, что один монумент в Москве память писателя уже увековечил. Кроме того, прямо за спиной Шолохова виден бывший дом Маслова, где часто гостил Тургенев.

Памятник Шолохову и его соседство

Но коль ничто не помешало разместить там детище второго любимца Лужкова, Зураба Церетели – , то и памятник Шолохову бульвар вынужденно принял. При этом композиция имела очень оригинальную компоновку и ясный исторический подтекст. Оригинальностью построения памятник Шолохову напоминает , нами уже описанный.

По проекту памятник Шолохову должен был дополняться фонтаном, лошади словно реально преодолевали водный поток. Перебои с подачей воды значительно ухудшали восприятие, что привело к появлению оскорбительных прозвищ. Для младшего Рукавишникова это не было неожиданностью, он стойко пережил прозвание и этому скульптурному произведению.

Своей композицией памятник Шолохову показывает и связь писателя с Доном, и раскол страны на белых и красных в виде разделившегося табуна. Конские головы выполнены очень реалистично, до мельчайших подробностей облика и деталей сбруи. Они не на водопое или выпасе, они в судорожном поиске истинного пути.

Монумент лауреату Нобелевской премии по литературе получился удачным, словно объединил и аккумулировал таланты отца и сына Рукавишниковых. Вспоминаются работы старшего – мощный бюст Курчатова в Москве и статуя Древо Жизни перед советским представительством при ООН в Нью-Йорке (не путайте с работой великого Эрнста Неизвестного). У сына также много достойных работ, от монументы Микешину, создавшему , до надгробий Высоцкого и вора в законе Иванькова (Япончика).

Гоголевский бульвар, раньше Пречистенский, проходит широкой полосой от Пречистенских до Арбатских Ворот столицы. Поблизости много достопримечательностей, ранее описанных в наших статьях либо планируемых к описанию. Это и , и всемирно знаменитый музей изобразительных искусств имени Пушкина.