Музыковедение, история музыки - известные ученые. Научные труды

Елена Геннадьевна Сорокина (род. 6 апреля 1940, Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории.

Доктор искусствоведения (1990). Проректор по научной и творческой работе (с 2001 г.), заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор кафедры истории русской музыки, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов (1989).

Член Союза композиторов СССР (1985) (с 1992 г. - Союза композиторов РФ). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). Награждена Почетными грамотами Совета министров СССР и Правительства РФ, Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».

Биография

1958: окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко).

1959-1967: преподавала в Центральной музыкальной школе.

1963: с отличием окончила теоретико-композиторский факультет (класс А. И. Кандинского) Московской консерватории, а в следующем году фортепианный факультет (класс И. Р. Клячко). Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский).

С 1965 г. по наст.вр. работает в Московской консерватории:

В 1968 г. совместно с своим мужем А. Г. Бахчиевым создала фортепианный дуэт, признанный «Золотым дуэтом России».

1977: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).

1989: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

1990: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия»):

  • И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002).
  • Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003).
  • «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, с ансамблем солистов. Дирижёр Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Филд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976.
  • Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988. 319 с ISBN 5-7140-0120-6. (Содержание).
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.

Ректору Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Соколову А. С.

Уважаемый Александр Сергеевич! Мы, члены Ассоциации музыкальных критиков Москвы, а также согласные с нами коллеги, не входящие в Ассоциацию, выражаем глубокое удивление фактом увольнения из Консерватории профессоров кафедры истории русской музыки Елены Геннадьевны Сорокиной и Светланы Ильиничны Савенко. Оба профессора получили уведомление об увольнении по почте. Уведомление составлено в соответствии с законом, но без объяснения причин, за исключением формулировки «в связи с сокращением штата». Уведомлению не предшествовало никаких обсуждений на уровне кафедры или факультета. Однако нас удивляет не только стиль, но и суть случившегося. Поэтому мы не можем не сообщить Вам о своем резком несогласии с произошедшим.

Александр Сергеевич, Вам, ученому (в отличие от ректора РГГУ, слабо отличающего Юрия Манна от Вадима Гаевского), прекрасно известны уровень и авторитет, которым обладают Ваши коллеги. Елена Геннадьевна Сорокина - многосторонний специалист, историк и практик, организатор фестивалей и конференций. Педагог с более чем полувековым опытом, наставник многих состоявшихся музыковедов нескольких поколений. Пианистка, мастер и педагог камерного ансамбля. Светлана Ильинична Савенко - ведущий российский эксперт по отечественной музыке ХХ и ХХI веков, один из главных специалистов по творчеству Игоря Стравинского. Ее работы известны за пределами России, она постоянный участник международных конференций и проектов. Светлана Савенко — доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор нескольких монографий и более 100 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях. Организатор международных научных конференций. Певица, исполнитель десятков сочинений новой музыки. В МГК работает почти двадцать лет, с 1997 г., на кафедре истории русской музыки и межфакультетской кафедре современной музыки.

Насколько нам известно, в последнее время профессор Сорокина сократила объем своей нагрузки, но не планировала вовсе отказываться от нее. Что касается нагрузки профессора Савенко, то ее объем - полная ставка (это 900 часов в год), и Светлана Ильинична вовсе не собиралась отказываться от своих педагогических планов. Александр Сергеевич, мы не ставим под сомнение Ваше право решать кадровые вопросы. Мы также понимаем, что необходимость сокращения штата носит объективный характер. Но мы также убеждены в праве студентов на качественное образование. Именно такое могут предоставить будущим профессионалам профессора Сорокина и Савенко. Имена этих ученых известны далеко за пределами Консерватории, имеют международное звучание и делают честь всей кафедре русской музыки. Именно поэтому решение об их увольнении перестает быть внутриконсерваторским событием, оно затрагивает всех, кому небезразличен уровень отечественной науки и преподавания.

Мы возмущены происшедшим, но еще не вышедшим в опубликованный приказ увольнением ученых, с чьими именами ассоциируется престиж Московской государственной консерватории, и настоятельно просим скорейшего пересмотра этого решения. В силу известной боязни коллектива Консерватории коллегиально отстаивать справедливость или указывать на скороспелые решения администрации просим принять во внимание нашу однозначную сплочённость по данному вопросу.

Наше письмо мы размещаем на сайте Ассоциации музыкальных критиков Москвы http://moscow.musiccritics.ru .

Ваш ответ мы также готовы разместить на нашем сайте или прочесть на сайте Московской консерватории.

С уважением.

Среди подписавших письмо - композиторы Александр Кнайфель, Валентин Сильвестров, Владимир Мартынов, Сергей Слонимский, Виктор Екимовский, дирижер Владимир Юровский, музыковеды Ричард Тарускин, Марина Нестьева, Людмила Ковнацкая, пианисты Юрий Фаворин, Полина Осетинская, Дмитрий Маслеев и другие известные музыканты.

Подписи многих сотрудников Московской консерватории мы вынуждены были отклонить во избежание нарушения корпоративной этики.

Подписи продолжают поступать

Члены Ассоциации музыкальных критиков

Дмитрий Абаулин, театральный критик, руководитель литературно-драматической части Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, [email protected]
Лариса Барыкина, музыковед, музыкальный и театральный критик, эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска», научный руководитель «Школы театральной критики» Свердловского отделения Союза театральных деятелей России, арт-директор фестиваля современного танца «На грани», [email protected]
Юлия Бедерова, музыкальный критик, обозреватель газеты «Коммерсантъ», [email protected]
Сергей Бирюков, кандидат искусствоведения, музыкальный критик, и обозреватель газеты «Труд», [email protected]
Екатерина Бирюкова, музыкальный критик, обозреватель интернет-портала «Colta.ru», [email protected]
Марина Гайкович, музыкальный критик, заведующая отделом культуры «Независимой газеты», [email protected]
Татьяна Давыдова, музыкальный критик, редактор литературного отдела Московского международного Дома музыки, [email protected]
Владимир Дудин, музыкальный критик, обозреватель газеты «Санкт-Петербургские ведомости», редактор газеты «Консерватория», [email protected]
Мария Зуева, [email protected]
Елена Казанцева, [email protected]
Илья Кухаренко, музыкальный критик, театровед, [email protected]
Михаил Мугинштейн, заслуженный деятель искусств России, музыковед, историк оперы, музыкальный критик [email protected]
Ирина Муравьева, музыкальный критик, [email protected]
Илья Овчинников, музыкальный критик, [email protected]
Алексей Парин, театровед, поэт, либреттист, переводчик, музыкальный критик, [email protected]
Петр Поспелов, музыкальный критик, обозреватель газеты «Ведомости», [email protected]
Дмитрий Ренанский, театральный критик, музыковед, редактор интернет-портала «Colta.ru», корреспондент Издательского дома «Коммерсант», [email protected]
Ольга Русанова, музыкальный обозреватель «Радио России» [email protected]
Гюляра Садых-заде, музыкальный и арт-критик, программный директор международного музыкального фестиваля «Евразия», публицист, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, [email protected]
Наталия Сурнина, музыковед, руководитель литературной части Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского, музыкальный критик [email protected]
Сергей Ходнев, музыкальный критик [email protected]
Елена Черемных, музыкальный критик [email protected]
Елена Чишковская, музыкальный критик [email protected]

а также согласные с ними:

Ада Айнбиндер, музыковед, научный сотрудник Дома-музея П.И.Чайковского
Лидия Адэр, музыковед [email protected]
Татьяна Баранова-Монигетти, музыковед [email protected]
Татьяна Белова, музыковед [email protected]
Игорь Блажков, народный артист Украины, дирижер, [email protected]
Наталия Брагинская, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, [email protected]
Штефан Вайс, Hochschule fur Musik, Theater und Medien Hannover / Hanover University of Music, Drama and Media
Юлия Векслер, музыковед, доктор искусствоведения, профессор Нижегородской консерватории - [email protected]
Вера Валькова, доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, член союза композиторов России
Андреас Вермайер
Анна Виноградова [email protected]
Игорь Вишневецкий, музыковед, историк литературы, поэт, прозаик, кинорежиссер, Ph. D [email protected]
Игорь Воробьев, композитор, музыковед, доктор искусствоведения, доцент СПб. консерватории, профессор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, директор международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней», [email protected]
Евгений Герцман, доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств - [email protected]
Павел Гершензон, балетный критик, [email protected]
Борис Гецелев, композитор, профессор кафедры композиции Нижегородской консерватории, заслуженный деятель искусств
Ирина Горбунова, театральный критик, пресс-секретарь МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Леонид Гофман, композитор и теоретик, руководитель научно-образовательного центра «Арнольд Шёнберг курс», [email protected]
Леонид Грабовский, композитор [email protected]
Татьяна Гринденко, народная артистка России, [email protected]
Де-Клерк Юлия Исааковна, музыковед, зав. отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина, [email protected]
Ольга Дигонская, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ВМОМК имени М.И. Глинки и Архива Д.Д. Шостаковича, [email protected]
Елена Дубинец [email protected]
Виктор Екимовский, композитор, музыковед, председатель Ассоциации современной музыки [email protected]
Светлана Зверева, Государственный институт искусствознания, старший научный сотрудник
Елена Зинькевич, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского, член-корреспондент Академии искусств Украины, [email protected]
Патрик Зук, Senior Lecturer in Music, Director of Postgraduate Studies, Music Department Durham University - [email protected]
Павел Карманов, композитор [email protected]
Морин Карр, музыковед, профессор (Пенсильвания), [email protected]
Людмила Ковнацкая, проф. СПб гос консерватории, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (Зубовский), Заслуженный деятель искусств РФ, член Директории Международного музыковедческого общества (IMS), Глава Региональной ассоциации Международного музыковедческого общества [email protected]
Анна Колмановская [email protected]
Аркадий Климовицкий, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Российского института истории искусств, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории РАН [email protected]
Александр Кнайфель, композитор, заслуженный деятель искусств РФ - [email protected]
Татьяна Мелентьева, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженная артистка РФ - [email protected]
Людмила Никитина, доктор искусствоведения, в прошлом профессор Московской консерватории
Георгий Ковалевский, музыкальный критик, музыковед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств, [email protected]
Галина Копытова [email protected]
Тамара Левая, музыковед, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Нижегородской консерватории - [email protected]
Феликс Майер, директор Paul-Sacher-Stiftung, Basel
Владимир Мак, музыкальный критик, Иерусалим
Ольга Манулкина, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории и Санкт-Петербургского государственного университета [email protected]
Лев Маркиз, скрипач, дирижер [email protected]
Владимир Мартынов, композитор
Михаил Мищенко, кандидат искусствоведения, музыковед и органист, доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Кор [email protected]
Елена Мусаелян, музыковед, музыкальный критик, [email protected]
Светлана Надлер, музыковед, кандидат искусствоведения, член союза композиторов РФ, [email protected]
Сергей Невский, композитор, [email protected]
Марина Нестьева, кандидат искусствоведения, музыковед, [email protected]
Наталия Огаркова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств, [email protected]
Владимир Орлов, музыковед, доктор PhD, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ, [email protected]
Полина Осетинская, пианист
Виталий Пацюков, директор Государственного Центра Современного Искусства (Москва), [email protected]
Анна Порфирьева, кандидат искусствоведения, зав.сектором музыки Российского института истории искусств, [email protected]
Елена Петрушанская, музыковед; кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, [email protected]
Елена Польдяева, кандидат искусствоведения, музыковед (Регенсбург)
Ольга Раева, композитор, [email protected]
Марина Раку, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, [email protected]
Марина Рахманова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, [email protected]
Владимир Раннев, композитор [email protected]
Доротея Редепеннинг, профессор Гейдельбергского университета, [email protected]
Кирилл Рыбаков, солист кларнетист
Валентин Сильвестров, композитор, Народный артист Украины, [email protected]
Сергей Слонимский, композитор, народный артист РСФСР, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, [email protected]
Анна Смирина, театральный критик, заведующая музеем МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
Ричард Тарускин, музыковед, критик, дирижер и исполнитель аутентичной музыки, профессор Калифорнийского университета в Беркли [email protected]
Рауф Фархадов, доктор искусствоведения
Борис Филановский, композитор
Марина Фролова-Уокер, профессор факультета музыки Кембриджского университета [email protected]
Татьяна Фрумкис, музыковед [email protected]
Полин Фэрклоф, Deputy Head of Music, University of Bristol - [email protected]
Александр Харьковский, музыковед [email protected]
Елена Ходорковская, кандидат искусствоведения, зав.кафедрой междисциплинарных исследований и практик в сфере искусств Санкт-Петербургского государственного университета [email protected]
Лариса Чиркова, заведующая Архивом М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской в Санкт-Петербурге, [email protected]
Александр Щетинский, композитор, [email protected]
Владимир Юровский, дирижер, художественный руководитель Лондонского Филармонического оркестра и Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова

Подписи, поступившие в группу FaceBook:

Елена Ревич, скрипачка, заслуженная артистка России
Артём Варгафтик, музыкальный критик, телеведущий
Полина Осетинская, пианистка
Олег Пайбердин, композитор
Алексей Сысоев, композитор
Александр Маноцков, композитор
Екатерина Соколова, музыкальный журналист, виолончелистка
Дмитрий Курляндский, композитор
Ираида Юсупова, композитор
Ольга Раева, композитор
Ольга Пантелеева, музыковед (Утрехт)
Дмитрий Маслеев, пианист
Никита Мндоянц, пианист, композитор
Юрий Фаворин, пианист
Сергей Чирков, солист ансамбля «Студия новой музыки»
Павел Алексеев, композитор
Олег Афанасов, композитор
Санжар Байтереков, композитор
Наталья Бонди, кандидат искусствоведения, музыковед
Марк Булошников, композитор, преподаватель Нижегородской консерватории
Иван Бушуев, солист Московского ансамбля современной музыки
Дмитрий Бурцев, композитор
Анастасия Ващина, композитор
Анна Васильева, музыковед
Ольга Власова, певица, дирижер
Анна Гостева, музыковед
Александр Гордон, музыковед
Татьяна Гордон, музыковед
Олег Гудачёв, композитор
Арман Гущян, композитор
Филипп Дегтярев, композитор
Наталия Демина, научный журналист
Вероника Затула, композитор
Дарья Звездина, композитор
Леонид Зволинский, композитор
Артур Зобнин, скрипач, композитор
Сергей Зятьков, композитор
Саша Елина, композитор
Маргарита Игнатова, композитор
Наталья Катонова, заместитель директора по научной работе Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина
Сергей Ким, композитор
Григорий Консон, доктор искусствоведения, исследователь, музыкант-исполнитель
Зоя Костылева, композитор
Елена Кравцун, обозреватель отдела культуры «Коммерсантъ»
Юрий Красавин, композитор
Светлана Косятова, кандидат искусствоведения, музыковед, певица, пианистка
Светлана Лаврова, композитор
Виктор Лихт, музыковед
Екатерина Лозбенёва, музыковед
Михаил Лопатин, музыковед
Марьяна Лысенко, композитор
Татьяна Любомирская, музыковед
Баласагын Мусаев, композитор
Тимур Мусаев, хормейстер
Даниил Пильчен, композитор
Николай Подосокорский, публицист
Елена Привалова-Эпштейн, органистка и музыковед
Елена Пономарёва, художественный руководитель Муромской филармонии
Анна Ромашкова, композитор
Елена Рыкова, композитор
Ксения Свириденко, музыковед, органистка
Ирина Северина, кандидат искусствоведения, музыкальный критик
Александр Симоненко, композитор
Павел Студенников, флейтист
Валерий Сыров, профессор Нижегородской консерватории, доктор иск., завкафедрой теории музыки, заслуженный деятель искусств РФ
Варвара Трофимова, музыковед
Любовь Терская, композитор
Михаил Турпанов, пианист
Татьяна Тхарева, композитор, музыкальный критик
Анастасия Федяева, композитор
Александр Хубеев, композитор
Татьяна Шатковская-Айзенберг, композитор
Анна Шатковская, композитор
Григорий Шестаков, музыковед
Рамазан Юнусов, композитор
Марина Полеухина, композитор
Владимир Николаев, композитор
Виктор Шпиницкий, музыковед
Наталья Жданова, музыкальный журналист
Дмитрий Волов, музыковед, преподаватель

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Еле́на Генна́дьевна Соро́кина (род. 6 апреля , Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории .

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) ().

: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России » (Московская консерватория).

: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра » (Московская консерватория).

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия» ):

  • И. С. Бах , его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт . Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак . Славянские танцы ор. 46 и 72 ().
  • Ф. Шуберт . Произведения для фортепиано в 4 руки ().
  • «Музыка и живопись » (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток , с ансамблем солистов. Дирижёр Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен , К. Дебюсси , Е. Подгайц, С. Рахманинов , Дж. Филд , Ш. Майер, М. Глинка , А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann . A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе , М. Равель , Ж. Массне , Ф. Пуленк , Л. Дюрей , Ж. Оффенбах) ()
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. − М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. − М.: 1976.
  • Фортепианный дуэт. История жанра. − М.: Музыка, 1988. − 319 с − ISBN 5-7140-0120-6. ().
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . − Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». − М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.

Напишите отзыв о статье "Сорокина, Елена Геннадьевна"

Примечания

Источники

  • .

Отрывок, характеризующий Сорокина, Елена Геннадьевна

Правда, иногда вся эта информация проявлялась в весьма забавной форме – я вдруг начинала видеть очень яркие образы незнакомых мне мест и людей, как бы сама в этом принимая участие. «Нормальная» реальность исчезала и я оставалась в каком-то «закрытом» от всех остальных мире, который могла видеть лишь я одна. И вот так я могла оставаться долгое время стоя «столбом» где-нибудь посередине улицы, ничего не видя и ни на что не реагируя, пока какие-нибудь перепуганные, сердобольные «дядя или тётя» не начинали меня трясти, пытаясь как-то привести в чувство, и узнать всё ли со мной в порядке…
Несмотря на свой ранний возраст, я тогда уже (по своему горькому опыту) прекрасно понимала, что всё то, что постоянно происходит со мной, для всех «нормальных» людей, по их обычным и привычным нормам, казалось абсолютно ненормальным (хотя по поводу «нормальности» я готова была спорить с кем угодно уже тогда). Поэтому, как только кто-то в одной из этих «необычных» ситуаций пытался мне помочь, я обычно старалась как можно быстрее убедить, что у меня «совершенно всё хорошо» и что абсолютно не надо за меня волноваться. Правда, убедить мне удавалось далеко не всегда и в таких случаях это кончалось очередным звонком моей бедной, «железобетонно-терпеливой» маме, которая после звонка естественно приезжала меня забирать…
Вот такой была моя сложная и порой смешная, детская реальность, в которой я в то время жила. И так как другого выбора у меня не было, то приходилось находить своё «светлое и прекрасное» даже в том, в чём другие, думаю, не нашли бы этого никогда. Помню как-то после очередного моего необычного «происшествия», я грустно спросила бабушку:
– Почему моя жизнь такая непохожая на всех остальных?
Бабушка покачала головой, обняла меня и тихо ответила:
– Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все.
И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда... Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию.
Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия.
Мои любимые, позолоченные осенью, стройные берёзы при малейшем ветерке щедро роняли на землю свои золотые «листья-монетки» и, казалось, не замечали, что уже очень скоро они останутся один-на-один со своей наготой и будут стыдливо ждать, когда же весна снова оденет их в ежегодный нежный наряд. И только величавые, вечнозелёные ели гордо отряхивали старую хвою, готовясь стать единственным украшением леса в течение долгой и, как всегда, весьма бесцветной зимы. Под ногами тихо шуршали жёлтые листья, пряча последние сыроежки и грузди. Трава под листьями была тёплой, мягкой и влажной и как бы приглашала по ней ступать…
Я, как обычно, сбросила свои ботинки и пошла босиком. Я обожала всегда и везде ходить босиком, если только появлялась такая возможность!!! Правда, за эти прогулки очень часто приходилось расплачиваться ангиной, которая иногда бывала весьма продолжительной, но, как говорится, «игра стоила свеч». Без обуви ноги становились почти что «зрячими» и появлялось особенно острое чувство свободы от чего-то ненужного, что казалось, мешало дышать... Это было настоящее, ни с чем не сравнимое маленькое удовольствие и за него стоило иногда заплатить.

Использование комплексно-методического обеспечения в индивидуально-личностном подходе к обучению

Имея в своём распоряжении компьютерный класс, удобно осуществлять индивидуально-личностный подход к обучению, используя комплексно-методическое обеспечение предметов.

Комплексно-методическое обеспечение установлено мною на все рабочие станции (ПК), что даёт возможность индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся. Это не только проверочные тесты, но и практикумы, учебные презентации, отдельные материалы к отдельным урокам (таблицы, схемы, задания и т.п.).

В идеале на уроках можно, рассадив обучающихся за ПК, дать им возможность в индивидуальном темпе изучать материал, конспектировать его, проходить тесты, изучать учебные презентации, проходить практикумы, индивидуально консультировать обучающихся и контролировать их работу.

Кроме Информатики и ИКТ, я преподаю и другие предметы, и использование в их преподавании компьютерного класса также даёт эти возможности, что положительно сказывается на интересе обучающихся к предмету и выполнения ими практических заданий типа: составление резюме, разработка визитки, составление делового письма на Основах культуры профессионального общения; прохождение тестов по профориентации и других, возможность выхода в Интернет (поиск вакансий по профессии, тесты, поиск материалов для самостоятельных работ по основам поиска работы и трудоустройства).

УМК я организовала по папкам: для каждого предмета своя папка, в которой материал систематизируется по вложенным папкам. Это удобно и просто: ясно, что где искать.

Также обучающиеся организуют в «Документах» своё электронное портфолио, также организованное как вложенные папки, с результатами своей работы: практических заданий. Это удобно: легко контролировать обучающихся, сравнивать их успехи в овладении предметом; всё хранится вместе и используется обучающимися в конце курса на зачёте или дифференцированном зачёте для аттестации.

Ещё раз подчёркиваю удобство данного способа организации и его пользы в индивидуально–личностном подходе при обучении.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Пушкин, Лермонтов, Голсуорси, Драйзер, Фейхтвангер, Гончаров, Достоевский, Дюма, Гюго, Стендаль, Толстой

Моё портфолио

При преподавании предметов Информатика и Основы пользования компьютером необходимо понимать, что само по себе обучение, приобретение знаний, умений и навыков ещё не означает развития учащихся. «Многознание уму не научает», - гласит древняя поговорка. Обучение должно стимулировать развитие, несколько опережая его, поэтому его нужно организовать так, чтобы внести в учебную деятельность моменты поиска решений и ответов самими учащимися, тем самым обеспечивая их развитие, т.е. развивающее обучение.

Развивающее обучение осуществляется путём решения цепочки учебных задач, которые ставятся перед учащимися, а учебный процесс выглядит как цепь проблемных ситуаций, т. е. знания и способы деятельности в основном не преподносятся в готовом виде.

Основная цель изучения курса информатики и основ пользования компьютером – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся, которая достигается путём практического овладения ими технологией постановки и решения алгоритмических задач. Работа по алгоритмам идёт в технологиях ничуть не меньше, чем в программировании. Практическая работа, как с операционными системами, так и с прикладными программами осваивается, в основном, в ходе практических работ, которые строятся так, чтобы каждая новая работа включала в себя знания, умения и навыки, полученные на предыдущих (т.е. в каждой новой работе повторяется ранее пройденный материал плюс даётся что-то новое). В этом наращивании уровня сложности выполняемых заданий происходит постепенное запоминание материала (в программировании – аналогично). В этом и состоит поисковый метод обучения : для выполнения новой работы ученику предлагается самому найти в программе метод решения поставленной учителем задачи, т.е. он учится самостоятельно работать с интерфейсом программы. Практические работы и задания по программированию я частично разрабатывала сама (с привлечением различных источников: наиболее близок мне Шафрин, осуществляющий в своих пособиях как раз поисковый метод; пользовалась также различными самоучителями), а частично – из учебников. Если мне кажется, что в учебнике даётся сразу слишком сложный уровень работы, то я делаю с учащимися предварительные несложные упражнения, подводящие их к восприятию и выполнению практической работы (так я поступаю, например, при изучении табличного процессора и графики: сперва даю подготовительные упражнения по изучению инструментов, меню и других возможностей программы, а затем уже даю сложные комплексные работы). Задача учителя при таком подходе – корректировать деятельность учеников, индивидуально работать с каждым, если у ребёнка возникают вопросы или сложности.

Положительным при таком методе обучения является:

1. Каждый учащийся продвигается в своём собственном темпе.

2. Каждый ребёнок учится, читая и понимая задания, работать как бы самостоятельно с компьютерной литературой по освоению программы, привыкая к специфике профессиональной речи, терминологии, оборотам языка, самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы.

3. Воспитывается коллективизм, т.к. учащиеся могут помочь и подсказать что-то друг другу, отставшим ученикам.

4. Учащиеся сдают мне работы циклами, и, в зависимости от того, насколько за отведённое на тему число учебных часов они продвинулись, им выставляется оценка. Таким образом, они могут сравнить своё продвижение с продвижением своих соучеников и сами себя оценить. Условия оценивая сообщаются ученикам заранее.

5. Также есть возможность усложнять уроки, сделать их более творческими для сильных учащихся, дать дополнительные задания – осуществляется дифференцированный подход к учащимся (например, при изучении шрифтов – самостоятельно изучить все вкладки пункта меню; можно использовать дополнительные возможности – анимацию, фактуру, фон и т. д.; в презентациях – самостоятельно изучить и попробовать различные эффекты мультимедиа, анимации, и добавить их в свою работу; самостоятельно придумать оформление текста, таблицы, презентации и т.д.) Таким образом, у учащихся формируется креативный (созидательный) подход к работе , они работают творчески, что мотивирует положительное отношение к обучению и повышает к нему интерес.

В общем, я считаю, что данный подход к изучению предмета информатики и основ пользования компьютером весьма и весьма полезен, и стараюсь при любой возможности его использовать.

председатель жюри

Елена Геннадьевна Сорокина — выдающаяся пианистка, профессор, доктор искусствоведения, Президент общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (Россия - США)

Евгений Александрович Левитан (род. 9 декабря 1943, Ленинград) — российский пианист и музыкальный педагог, ученик Берты Маранц и Станислава Нейгауза. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, лауреат Премии фонда «Русское исполнительское искусство».

Родился в г. Ленинграде в семье врачей. По материнской линии — племянник известного русского поэта Александра Введенского. С 1973 г. преподавал в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; в течение ряда лет — заведующий кафедрой специального фортепиано. С 2005 года — заведующий кафедрой специального фортепиано Челябинской государственной академии культуры и искусств. Более 20 учеников Е. А. Левитана являются Лауреатами Международных конкурсов, среди которых — А. Чернов, Е. Нефёдов, Е. Ханин, М. Кутуев, А. Бородин, М. Ивашков, А. Нечаев, С. Хуланхов, Д. Хуланхов, А. Литвиненко, Е. Симакова, Д. Каукин, Э. Фарахова и др.

Е. А. Левитан — основатель Международного конкурса им. Станислава Нейгауза, который состоялся в апреле 2007 и в ноябре 2010 года в г. Челябинске под председательством выдающихся пианистов современности Владимира Крайнева и Элисо Вирсаладзе.

Лукьянова Елена Павловна- профессор, кандидат педагогических наук, лауреат всероссийского, дипломант всероссийских и международных конкурсов. Выпускница УГК по классу специального фортепиано у А. И. Букреева. Ансамблевые дисциплины изучала под руководством профессора В. С. Полякова. В 1999 г. окончила исполнительскую аспирантуру по специальности «Камерный ансамбль» (творческий руководитель К. Е. Корчинская).

С 1997 г. Елена Павловна преподает на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Уральской государственной консерватории им. Мусоргского (с 2006 г. доцент, с 2008 г. профессор). С 1984 г. Е. П. Лукьянова работала концертмейстером в классах скрипки, альта, флейты, валторны, хорового и оркестрового дирижирования. Преподает на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов Уральского государственного педагогического университета. Неоднократно выезжая на международные и всероссийские конкурсы, стала обладателем нескольких дипломов и званий лучшего концертмейстера и ансамблиста.

Большой исполнительский опыт позволяет ей добиваться прекрасных результатов в педагогике. Многие из выпускников ее класса камерного ансамбля становятся лауреатами и дипломантами престижных конкурсов, демонстрируя в своем исполнении уважительное отношение к авторскому тексту, тщательность отделки деталей музыкального произведения, высокую ансамблевую технику. Теоретическое осмысление и обобщение основ мастерства концертмейстера и собственной методики занятий с ансамблистами нашли свое воплощение в создании авторских лекционных курсов «теория и практика концертмейстерской работы» и «методика преподавания камерного ансамбля», которые Е. П. Лукьянова читает для студентов и аспирантов УГК. Результатом ее научно-исследовательской деятельности явилась защита в 2006 г. кандидатской диссертации «Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля».

Музыканты Эльвира и Анатолий Полонские — признанные мастера фортепианного дуэта, в их репертуаре большое количество концертных программ, охватывающих самые разнообразные музыкальные эпохи и стили.

Творческую деятельность фортепианный дуэт Эльвира и Анатолий Полонские начал в 1988 году. Выступление на Международных фестивалях фортепианных дуэтов принесло им известность и признание. С 1994 года ансамбль является членом Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов. В 1997 году дуэт Эльвира и Анатолий Полонские стал коллективом Новосибирской филармонии.

За время совместной работы ими накоплен огромный репертуар — как для одного фортепиано в четыре руки, так и для двух фортепиано.

Программы дуэта достаточно универсальны и рассчитаны как для взрослых, так и для детей. В своих программах музыканты ставят задачу знакомить слушателей с редко исполняемой четырехручной и двухрояльной музыкальной литературой, среди которой огромное количество шедевров.Основу репертуара дуэта составляет музыка Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Дворжака, Дебюсси, Равеля, Пуленка, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Гаврилина.

Фортепианный дуэт Эльвира и Анатолий Полонские с успехом выступает во многих городах России и за рубежом.

Фортепианный дуэт выпустил несколько CD и DVD дисков с записями концертов. В 2007 году вышли два детских сборника для фортепианных ансамблей и CD диск с записью всех пьес.

Эльвира и Анатолий Полонские являются постоянными председателем и сопредседателем жюри Алтайского конкурса фортепианных дуэтов и в г.Ангарске Иркутской области. В 2009 г. дуэт принял участие в работе жюри на Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов им. Бахчиева в г.Вологде.

Фортепианный дуэт Эльвиру и Анатолия Полонских отличает высокая исполнительская культура, прекрасное чувство стиля, подлинное виртуозное мастерство, артистизм и музыкальность.