Основные черты палеолита. Орудия труда в эпоху раннего палеолита

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
- Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.




Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Эпоха железа



Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

Культура палеолита

Самые первые образцы палеолитического искусства были обнаружены в пещерах Франции в 40-х годах XIX в.

Так, в 1864 г. в пещере Ля-Мадлен было найдено изображение мамонта на костяной пластине, которое показывало, что люди в то время не только жили вместе с мамонтом, но и уже воспроизводили это древнее животное в своих рисунках.

В 1875 году в Альтамире (Испания) неожиданно были обнаружены пещерные росписи, которые поразили исследователей своим великолепием.

Сотни фигур, обведенных темными линиями, - желтых, красных, коричневых, писанных охрой, мергелем и сажей, украшают стены пещеры Ласко. Здесь можно увидеть головы оленей, козлов, лошадей, быков, бизонов, носорогов, и все это почти в натуральную величину.

Эта пещера недалеко от местечка Монтиньяк на юго-западе Франции была обнаружена в сентябре 1940 г.

Четыре школьника отправились в археологическую экспедицию, которую сами же и задумали. На месте вырванного с корнем дерева они увидели зияющую в земле дыру. Эта дыра их заинтересовала, тем более, что ходили слухи, будто это вход в подземелье, которое ведет в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще одна дыра - поменьше. Один из школьников бросил в нее камень и по шуму падения определил, что глубина здесь большая. И все же он расширил отверстие, забрался внутрь, зажег фонарик и, ошеломленный позвал приятелей. Со стен пещеры на школьников смотрели какие-то огромные звери. Придя в себя, школьники догадались, что это не подземелье, ведущее в средневековый замок, а пещера доисторического человека. О своей находке юные археологи сообщили учителю, который вначале отнесся к их рассказу недоверчиво.

Изображение мамонта. Пещера Ля-Мадлен (Франция).

Но все же согласился посмотреть на находку, а когда оказался в пещере, - ахнул от изумления.

Так была открыта пещера Ласко, которую позже прозвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело неслучайное и не преувеличенное. Живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, которые создали собственное изобразительное искусство, восхищающее нас и сегодня.

Кстати, французские школьники не только открыли пещеру, но и тут же устроили возле нее свой лагерь и стали первыми хранителями художественных сокровищ.

Это было кстати, поскольку, молва о пещерных рисунках быстро разнеслась по округе и привлекла целые толпы любопытных.

Как часто бывает в таких случаях, многие вначале усомнились в подлинности древней пещеры, высказывая предположение, что все это - творчество современных живописцев, которые решили посмеяться над легковерной толпой.

Однако вскоре подлинность рисунков была доказана научной экспертизой.

В пещере Ласко мы встречаем редкую попытку первобытного человека изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Перед нами раненный копьем бизон, у которого из брюха вываливаются внутренности. Рядом с ним поверженный человек. А недалеко от них нарисован носорог, который, возможно, и убил человека.

Трудно точно определить содержание этой наскальной картины. Нужно отметить, что человек на ней изображен схематично, неумело. Так обычно рисуют дети. Но ни один ребенок, пожалуй, не смог бы точно передать гибель бизона, спокойную и грузную поступь победно удаляющегося носорога.

Изображения козлов и лошадей. Пещера Комбарелль (Франция).

Интересные пещерные рисунки обнаружены в пещере Фон-де-Гом и в пещере Нио во Франции.

Уже в эпоху Ориньяк мы находим на стенах пещер, где обитал человек, контур руки с широко расставленными пальцами, обведенный краской и заключенный в круг. Вполне возможно, что таким образом первобытный человек пытался оставить на камне собственный отпечаток, чтобы запечатлеть и утвердить свое присутствие.

В верхнем палеолите усложняется техника охотничьего хозяйства. В это время зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. Развиваются мышление и речь. Расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир.

Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение самых древних из них, раннеориньякских, вызвано было на первый взгляд как будто случайными ассоциациями в сознании первобытного человека, который заметил сходство в очертаниях камней или скал с обликом тех или иных животных.

Скульптурная фигура женщины, вырезанная из бивня мамонта (фас и профиль). Костёнки I. Из раскопок 1952 г.

Но уже в ориньякское время вместе с образцами архаического искусства, в которых сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые своим появлением целиком обязаны творческому воображению первобытных людей.

Очень рано, еще в ориньякское время, вместе с рисунками и барельефами начала появляться круглая скульптура. Как правило, это было изображение женщины.

Статуэтки обнаружены в различных поселениях верхнего палеолита приледниковой зоны, которая распространялась от Средиземного моря до Байкала.

Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего палеолита очень характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, из кости и даже глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигуры изображали мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе и хищников.

Много интересных находок было обнаружено в уже известных читателю Костёнках. Замечательны по жизненной передаче форм обнаженного женского тела и выразительности две статуэтки, обнаруженные здесь. В Костёнках была найдена целая серия миниатюрных головок и фигур животных, вырезанных из мергеля - мягкого местного камня. Здесь есть хищники, например, лев и медведь, есть и превосходно оформленная голова верблюда.

На Украине, в Мезине, обнаружены совершенно необычные по своеобразной стилизации фигурки хищных птиц, покрытые богатым геометрическим узором.

В Мальте и Бурети (на реке Ангаре) найдены скульптурные фигурки водоплавающих птиц, изображенных в полете, с длинной вытянутой вперед шеей и массивной головой. Скорее всего, это гагары или лебеди.

В Авдеевской стоянке обнаружены фигурки мамонтов, вырезанные из костей ступни самого мамонта.

Точно такие же статуэтки были найдены в Пржедмосте, в Словакии.

Точность и острота наблюдений, отраженных в образах животных, определялись повседневным трудовым опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить и поймать их. Такое знание мира животных было делом жизни и смерти для первобытных охотников, а проникновение в жизнь зверей являлось характерной и важной частью психологии людей. Причем, в такой степени, что окрашивало всю их духовную культуру, начиная, судя по данным этнографии, с животного эпоса и сказок, где животные выступают единственными или основными персонажами, кончая обрядами и мифами, в которых люди и звери представляют одно целое.

Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, четкостью и симметричным расположением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Нередко орнаментом покрывали самые простые бытовые вещи и придавали им скульптурные формы. Таковы, скажем, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, такова копьеметалка с изображением куропатки.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы, в большинстве своем подражательные, представляют собой воспроизведение ритма трудовой деятельности. Часто при таких танцах производилась имитация сцен собирательства, охоты, рыболовства и т. д.

Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед отправлением в поход.

Зарождение танца относится к мадленской эпохе. Танец непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой, возникшей из ритмов трудовых процессов. Тесная связь этих двух видов первобытного искусства доказывается тем, что многие племена обозначают песни и танцы одним словом. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой являлся речитатив, а мелодия уже возникла позже.

Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов - ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые из полого дерева и трубчатой кости.

Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Музыка, как правило, являлась сопровождением танцев, которые повествовали о многочисленных подвигах от важных охотников, воинов и т. д.

На поселениях позднего палеолита обнаружены трубчатые кости с боковыми отверстиями. На Украине, в районе Чернигова, в хижине из костей мамонта нашли две костяные колотушки, шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин и молоток из рога северного оленя.

Некоторые ученые считают, что эти предметы являются музыкальными инструментами древнейшего оркестра.

Конечно, музыка в первобытном обществе в целом была развита слабо, что объясняется низким уровнем техники вообще, а следовательно, и техники изготовления музыкальных инструментов.

Очень рано у первобытных людей начал развиваться и фольклор. Раньше всего появились легенды о прошлом, мифы, позднее - сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Из книги Неандертальцы [История несостоявшегося человечества] автора Вишняцкий Леонид Борисович

Ноу-хау среднего палеолита Хоть и не камнем единым был жив человек каменного века, для нас главным источником информации о том, чего он сумел добиться в области технологии, являются всё же именно его каменные орудия. Ведь они долговечны и, в отличие от изделий из других

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Восточная Европа в раннюю пору верхнего палеолита Период, предшествующий появлению на Русской равнине культур охотников на мамонтов, археологи называют ранней порой верхнего палеолита. Длился этот период около 20 тысяч лет (примерно, с 45 до 25 тыс. лет назад). Это куда более

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации

Из книги Друиды Русского Севера автора Лазарев Евгений Сергеевич

ХРАМОВНИКИ ПАЛЕОЛИТА Какими были святилища гиперборейской протоцивилизации? Только ли ландшафтными скальными структурами, величественными горными цирками? Нет, видимо, существовали и храмовые постройки, а значит, и то, что называют храмовым сознанием, теменологией.

автора Бадак Александр Николаевич

Общественные отношения людей раннего палеолита Безусловно, трудно представить себе, какие общественные связи налаживались между древнейшими людьми, так как этнографам неизвестно ничего похожего на состояние людей столь отдаленного времени. Да и совершенно невозможно,

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Общая характеристика орудий труда верхнего палеолита Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.Отделка

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Расселение людей и природный фон позднего палеолита Поздний или верхний палеолит относят к вюрмскому оледенению. Вюрмские ледники занимали меньшую территорию, чем рисские (в Европе они были только в бассейне Балтийского моря с прилегающими к нему районами). Но с их

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Поселения и образ жизни людей верхнего палеолита Очень многое для представления о жизни человека в то далекое время дают поселения.При этом особенно важное значение в деле изучения жизни верхнепалеолитического человека имеет методика раскопок его поселений. В

автора Квеннелл Марджори

Глава 2 Первые люди палеолита Теперь мы можем перейти к самому интересному объекту нашего исследования - доисторическому человеку. Что он делал на берегах Соммы, Темзы или Уэя; как он добывал пропитание для себя, своей жены и детей? Или он первым делом заботился о себе, а

Из книги Первобытные люди [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 4 Художники палеолита

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

а. Конец палеолита /13/ Процесс возникновение человека, вобравший сотни тысяч или миллион и более лет, прошел вдали от нынешней территории Литвы. Северная граница области позднего палеолита в постледниковой Европе (Мустьерская культура), пролегает через Центральную

Из книги Русские боги. Подлинная история арийского язычества автора Абрашкин Анатолий Александрович

Часть II Боги палеолита Нет, не боюсь языческого лиха я. Шмель, леший, дуб - Мне любо все, – и плес, и чаща тихая, И я им люб. Здесь каждый ключ, ручей, болотце, лужица Журчат мне: пей! Кричат дрозды, кусты звенят и кружатся, Хмелит шалфей. Д. Андреев Человек – часть природы,

Из книги Археологический словарь автора Матюшин Геральд Николаевич

Из книги Китай. История страны автора Крюгер Рейн

ГЛАВА 1. От раннего палеолита до эпохи Шан (700 000-1750 гг. до н. э.) По своим размерам Китай близок к целому континенту - он лишь немного меньше Европы и больше Соединенных Штатов. Северная часть страны, расположенная в полузасушливой климатической зоне, характеризуется

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА Ранний палеолит. Вероятно, не менее миллиона лет прошло с тех пор, как началось продвижение древнейших человеческих сообществ из южной половины Восточного полушария, из Африки и, возможно, из Юго - Восточной Азии, на север. Уже в раннем палеолите стал

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

На переходе от палеолита к неолиту Следующий за поздним палеолитом период археологической классификации - мезолит, или средний каменный век, - изучен на территории современного Китая очень слабо и трудноотделим как от древнекаменного, так и от новокаменного

В 1865 году Джон Леббок предложил обозначать эпоху, когда люди изготавливали орудия из камня посредством оббивки или расщепления куска горной породы, термином «палеолит» (древний ). В более позднее время – в эпоху (нового каменного века) – орудия из камня делали, пользуясь техникой шлифовки или полировки.

В дальнейшем столь простое определение палеолита и неолита явилось предметом дискуссий и уточнялось с учетом социального, технологического и хозяйственного аспектов. В наши дни многие археологи предпочитают обозначать термином «палеолит» эпоху становления человека – от появления древнейших каменных орудий (около 2,5 млн. лет назад) и до конца последнего оледенения (примерно 10 000 лет назад), который приблизительно совпадает (по крайней мере в некоторых регионах Земного шара) со временем одомашнивания животных и растений.

Палеолитическую эпоху принято разделять на три этапа – , и палеолит. В археологии Африки вместо этих терминов используют названия «древний каменный век», «средний каменный век» и «поздний каменный век». Основным критерием их разделения по-прежнему служит характер каменных орудий, хотя существенны в этом плане и данные о хозяйстве и образе жизни древних людей.

Верхний палеолит

ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ, или поздний каменный век. Примерно 50 000 лет назад, с началом эпохи верхнего палеолита в образе жизни человека произошли значительные изменения. Современный и верхнепалеолитический Homo sapiens имеют много общего. В том, что касается каменных орудий, памятники верхнего палеолита (в Африке – позднего каменного века) демонстрируют столь значительное многообразие во времени и пространстве, что трудно указать какие-либо их типы, характерные для этой эпохи в целом.

Нижний палеолит

НИЖНИЙ ПАЛЕОЛИТ, или древний каменный век. Первые каменные орудия происходят из Африки, где были найдены и древнейшие ископаемые останки прямых предков человека. Эти древние орудия очень грубы и представляют собой куски горной породы, расколотые таким образом, чтобы получились острые края. Однако для того, чтобы получить такой острый край путем расщепления камня, требовалось определенное умение. Орудием могли служить и сам кусок камня (его называют ядрищем), и отделенные от него отщепы.

Средний палеолит

СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ, или средний каменный век. Примерно 200 000 лет назад ручные рубила, кливеры и другие массивные орудия, изготовленные методом двусторонней оббивки и являющиеся неотъемлемым атрибутом нижнего палеолита, теряют присущее им повсеместное распространение. Вместо них в инвентаре начинают преобладать орудия, изготовленные из отщепов, – в первую очередь скребки, остроконечники, орудия с зубчатым лезвием.

Палеолит [на примере Кубани]

Палеолит охватывает время от возникновения человека на земле (более 2,5 млн. лет назад) до начала геологической современности (10 тысяч лет). В палеолите, в свою очередь, выделяют несколько археологических эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры; таковы олдувайская и аббевильская эпохи, соответствующие самому начальному этапу истории человечества, ашельская (от 400 до 80 тысяч лет), мустьерская (от 80 до 35 тысяч лет) и верхнепалеолитическая (от 35 до 10 тысяч лет назад).

Мустьерская культура

МУСТЬЕРСКАЯ КУЛЬТУРА - наиболее поздняя культура древнего палеолита, следует за и сменяется культурами позднего палеолита. Некоторыми исследователями выделяется под названием среднего палеолита. Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х годов 19 века и названа им по имени пещеры Ле-Мустье (Le Moustier) в Юго-Западной Франции (Дордонь). Распространена в Европе, к Югу примерно от 54 градусов северной широты, в тех или иных разновидностях почти во всей Африке, в странах Ближнего Востока и в Средней Азии; культура невазы в Индии также во многом напоминает Мустьерскую культуру. Большинство исследователей относит Мустьерскую культуру по геологической периодизации к верхнему плейстоцену...

Палеолит (СИЭ, 1967)

ПАЛЕОЛИТ (от др.-греч. palaios - древний и litos - камень) - древний каменный век, 1-й из двух основных периодов каменного века. Деление каменного века на палеолит и неолит (новый каменный век) впервые предложено Дж. Леббоком в 1865 году. Палеолит является эпохой существования ископаемого человека. Климат земли, ее растительный и животный мир в эту эпоху довольно сильно отличались от современного. Люди пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не зная шлифованных каменных орудий и глиняной посуды. Они занимались охотой и собирательством.

Палеоли́т (греч. παλαιός - древний и греч. λίθος - камень) (древнекаменный век) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo ) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человеказемледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. . Выделен в 1865 г. Джоном Леббоком . Палеолит - эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества и совпадает с двумя большими геологическими эпохами кайнозойской эры -плиоценом и плейстоценом .

В эпоху палеолита климат Земли , её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду - керамику . Тем не менее, кроме каменных орудий изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и других материалов растительного происхождения. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи . Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны.

Начало палеолита (2,5 млн лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, архантропов типа олдувайского Homo habilis . В конце палеолита эволюция гоминид завершается появлением современного вида людей (Homo sapiens ). В самом конце палеолита люди начали создавать древнейшие произведения искусства , и появились признаки существования религиозных культов , такие как ритуалы и погребения . Климат палеолита несколько раз изменялся отледниковых периодов до межледниковых, становясь то теплее, то холоднее.

Конец палеолита датируется примерно 12-10 тыс. лет назад. Это время перехода к мезолиту - промежуточной эпохе между палеолитом и неолитом .

Палеолит условно разделяется на нижний и верхний, хотя многие исследователи выделяют также из нижнего палеолита средний. Более дробные подразделения верхнего или позднего палеолита имеют только местный характер, так как разнообразные археологические культуры этого периода представлены не повсеместно. Временные границы между подразделениями в разных регионах также могут различаться, так как археологические культуры сменяли друг друга не одновременно.

В XIX веке Габриэль де Мортилье выделял эолит как эпоху, предшествующую палеолиту. В настоящее время термин не употребляется, критерии Мортилье признаны ошибочными. Кроме того, в русскоязычной археологической литературе верхний и средний палеолит иногда обозначаются термином «археолит» .

Нижний палеолит

Основная статья: Нижний палеолит

Палеогеография и климат

Океан Тетис (голубой цвет) 30 млн лет назад

Европа и Ближний Восток 50 тыс. лет назад

С начала плиоцена по сегодняшний день дрейф континентов составил местами несколько сотен километров. За эту эпохуЮжная Америка соединилась с Северной , образовав Центральную Америку и Панамский перешеек , что позже сделало возможной миграцию человека из Северной Америки в Южную. Разделение Тихого и Атлантического океанов привело к изменению направления океанских течений и последующему глобальному изменению климата. Кроме того, Африка столкнулась с Евразией , окончательно закрыв древний океан Тетис , от которого осталось лишь Средиземное море , а на месте существовавшего когда-то пролива между ним и Индийским океаном образовался Персидский залив и современный Ближний Восток , что позволило человеку выйти из Африки и заселить Евразию.

В следующей эпохе, плейстоцене , континенты уже были почти на том же месте, что и сейчас, и их дальнейшее продвижение за этот период не превысило 100 км .

Климат, в течение плиоцена в целом гораздо более тёплый и влажный, чем сейчас, постепенно становился суше и холоднее, а разница температур лета и зимы увеличивалась, достигая приблизительно тех же параметров, что и сейчас. Антарктида , в то время ещё свободная ото льда, только начинала покрываться ледниками. Глобальное похолодание меняло внешний вид и других континентов, где леса постепенно сменялись саваннами и степями .

Дальнейшее похолодание в плейстоцене привело к нескольким циклам оледенения части Евразии и Северной Америки. Ледник в некоторых местах достигал сороковой параллели. Идентифицировано четыре наиболее мощных ледниковых периода , в течение которых накопление воды в материковых льдах, толщина которых достигала 1500-3000 м, приводило к значительному (до 100 м) понижению уровня мирового океана . В промежутках между ледниковыми периодами климат был похож на современный, а береговые линии материков затоплялись наступающими морями.

Северная Европа во время оледенения была закрыта ледником Фенно-Скандии, который достигал Британских островов на западе и среднего Поволжья на востоке. Ледники покрывали арктический шельф Сибири , омывающие её моря, все Альпы и многие горыАзии . Во время пика последнего оледенения, около 20 тыс. лет назад, существовавший в то время перешеек, соединяющий Азию и Америку, который носит название Берингия , также был покрыт ледником , что затрудняло проникновение человека в Северную Америку. Последняя, кроме того, была блокирована ледниками не только на севере Канады , но и на большей части Кордильер . В Южной Америке льды, наступающие из Антарктиды и спускающиеся с Анд , достигали равнин Патагонии . Льдами были покрытыТасмания и Новая Зеландия . Даже в Африке ледники покрывали горы Кении , Эфиопии , Килиманджаро , Атлас и другие горные системы.

Антропогенез

Основная статья: Антропогенез

На нижний палеолит приходится почти вся биологическая эволюция человека . Её изучение - предмет широкого научного исследования, целью которого является понимание причин происхождения и особенностей развития отдельных видов человека. В исследовании участвуют представители многих научных дисциплин: антропологии , палеоантропологии , палеонтологии ,лингвистики , генетики . Термин человек в контексте эволюции означает принадлежность к роду Homo , однако исследования антропогенеза включают в себя и изучение других гоминид, таких как австралопитек .

За начало палеолита «отвечает» самый ранний член рода Homo - Homo habilis (человек умелый ), который появился не позднее 2,6 млн лет назад. Именно он впервые начал обрабатывать камень и создал самые примитивные орудия Олдувайского периода . Большинство учёных полагает, что интеллект и социальная организация Homo habilis уже тогда были устроены сложнее, чем у его предшественника австралопитека или современных шимпанзе .

Череп Homo heidelbergensis (нижний палеолит), предшественника неандертальца (Homo neanderthalensis ) и, возможно, Homo sapiens . Приблизительный возраст 400-500 тыс. лет.

В раннем плейстоцене , 1,5-1 млн лет назад некоторые популяции человека эволюционировали в сторону увеличения объёмамозга . Одновременно наблюдается и улучшение техники обработки камня. Эти изменения дали антропологам основания заключить, что появился новый вид Homo erectus (человек прямоходящий). Хотя одновременно с Homo habilis существовали и другие ископаемые гоминиды , например, Paranthropus boisei , и некоторые из них, прежде чем вымереть, жили на планете миллионы лет, только Homo habilis стал предшественником всех новых видов человека, появившихся позднее его. Возможно, его эволюционным преимуществом было именно изготовление каменных орудий, пригодных для вскрытия и употребления в пищу животных, в то время как обезьяны питаются только растениями.

Сам Homo habilis жил только в Африке. Первым видом человека, который стал прямоходящим и около 2 млн лет назад расселился за пределы африканского континента, был Homo ergaster , которого считают предшественником или одним из ранних подвидов Homo erectus . Homo ergaster/Homo erectus - первый вид человека, который овладел огнём .

Последние этапы эволюции человека исследованы хуже. Неизвестно, кто был предком Homo rhodesiensis , наиболее вероятного предшественника современного человека. Многие палеоантропологи считают, что этот вид - тот же самый, что иHomo heidelbergensis , от которого произошли неандертальцы. Считают также, что обе последних разновидности человека являются лишь поздними подвидами Homo erectus .

Основные культуры нижнего палеолита

1) Олдувайская культура (2,6 млн - 900 тыс. лет назад). Основные памятники расположены на территории Восточной Африки . Обнаружены намеренно расчищенные площадки, очевидно, для строительства жилищ. Древнейшая из стоянок Олдувайской эпохи, где найдены останки Homo habilis ­- Вест-Гона в Эфиопии (2,8 - 2,4 млн лет назад), а также стоянка Кооби-Фора в Кении (2 млн лет назад). Несовершенство орудий того периода объясняется несовершенством техники обработки и несовершенством физического строения людей.

Для Олдувая характерны 3 вида орудий:

а) Многогранники (сфероиды) - грубо оббитые округлые камни с многими гранями, служившие главным образом в качестве ударного орудия для обработки растительной и животной пищи.

б) Изготавливаемые техникой ретуши . Предварительно изготавливали каменные отщепы, рабочий край которых подправляли мелкими ударами. Не имели устойчивых форм и среди них много мелких. Служили для разделки туш.

в) Чопперы - орудия режущих и рубящих функций, тогда это были наиболее распространённые орудия, которые изготавливались из гальки , у которой несколькими последовательными ударами стёсаны верхушка или край. Чоппинги - такие же орудия, но обрабатывались с двух сторон. Для производства орудий использовалинуклеусы .

2) Аббевиль (1,5 млн - 300 тыс. лет назад). Появление универсальных орудий, таких как ручное рубило (двусторонне обработанное орудие). Ручное рубило использовалось как для рубки, так и резки. Активно используются галечные орудия.

3) Ашёль (1,6 млн - 150 тыс. лет назад). Происходит изменение техники обработки камней. Появляются техники «клектон », «леваллуа ». Появляются дополнительные инструменты для расщепления, изготовленные из кости и рога. Появление каменных ножей, скребков. Начало использования огня.

(краткая справочная информация)

Нижний палеолит : 2,6 млн - 150 тыс. лет до н. э. Homo habilis, существовавшие в этот период мало отличались от древопитеков и австралопитеков, он также жил за счёт природы, но питекантроп умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Деревянные орудия до нас, естественно, не дошли. Основными занятиями были охота и собирательство, появлялось рыболовство. Земледелия и скотоводства не существовало. Важнейшим достижением этого периода является начало использования огня: жареная пища усваивалась гораздо быстрее и легче, чем сырая, что стимулировало деятельность всего организма, в том числе мозга.

Выделяют несколько периодов нижнего палеолита:

1) Олдувайский период (2,6 млн - 900 тыс. лет назад ) Основные памятники расположены на территории Восточной Африки. Обнаружены намеренно расчищенные площадки, очевидно, для строительства жилищ.

2) Аббевиль (900-600 тыс. лет назад) Появление универсальных орудий, таких как: ручное рубило (двусторонне обработанное орудие). Ручное рубило использовалось как для рубки, так и для резки. Активно используются галечные орудия.

3) Ашель (600-150 тыс. лет назад) Происходит изменение техники обработки камней. Появляются техники «клектон», «леваллуа». Появляются дополнительные инструменты для расщепления, изготовленные из кости и рога. Появление каменных ножей, скребков. Начало использования огня.

Средний палеолит: 150 000 - 35 000 до н. э . В связи с наступлением ледника ухудшился климат, что усилило борьбу за выживание и потому стало мощным толчком для развития человека. Появились новые орудия труда-рубила, остроконечники, скребла. Зарождение первых религиозных представлений и изобразительного искусства.

Мустьерская культура, мустьерская эпоха - наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».

Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. И названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе (к Ю. от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Геологически датируется верхним плейстоценом, концом бив-вюрмского межледникового периода и первой половиной последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Памятники поздней Мустьерской культуры в Европе датируются радиоуглеродным методом 53-33-м тыс. до н. э.; возникновение же её, вероятно, относится к 100-80-му тыс. до н. э. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. Д.). Обработка кости развита слабо. Имеется много разновидностей Мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях. Носителями Мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.

Поздний Палеолит: 35 000 - 8000 до н. э. Возник и распространился человек современного физического типа - Homo sapiens. Первые различия между представителями рас - европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы). Используется более двадцати видов орудий труда, в том числе иглы, позволившие шить одежду из шкур животных и копьеметалка-прародительница лука. На смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный институт брака. Возникают первые языческие верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, вера в магию об этом свидетельствуютизображения на стенах пещер и статуэтки из бивня мамонта.

Более дробные подразделения позднего Палеолита имеют только местный характер; нет подразделений, которые были бы представлены всюду. Изложенная периодизация Палеолита не является всеобщей. Многие исследователи принимают не трехчленное, а двухчленное деление Палеолита, не выделяя мустьерскую культуру как средний

Ориньякская культура - археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция).Впервые выделена в начале XX в.

Ориньякская культура в узком смысле слова распространена во Франции, где она датируется радиоуглеродным методом 33000-19000 лет до н. э., сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой. Существуют различные версии происхождения ориньякской культуры: 1) из предориньяка (ближневосточного варианта мустье); 2) из мустье Ла-Кина. Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для Ориньякской культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям,скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах, найденные в пещерах Франции Ла-Ферраси. Также интересны рельефы, высеченные на плитах известняка, найденные в пещерах Лоссель во Франции. На одной из таких плит изображен охотник, бросающий копье, на других – женщины, остальные же заняты изображениями зверей, на которых охотятся. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Люди ориньякской культуры жили в условиях холодного климата. Охотились на мамонта, дикую лошадь, северного оленя, шерстистого носорога. В эту эпоху впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Существование их доказано раскопками произведенными советскими археологами П. П. Ефименко и С. Н. Замятиным в конце 20-х и в 30-х гг. XX в.

Солютре́йская культу́ра - археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Датируется (радиоуглеродным методом) 18-15 тыс. лет до н. э. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. И названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, т. Н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть - ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др. В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку (так называемая Солютрейская гипотеза, предложенная в 1998 году и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).

Мадленская культура (др. название - Мадлен) - культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст - 15-8 тыс. лет. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер. Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Мадленское население оставило нам великолепное пещерное искусство и предметы из кости.

Периодизация палеолита Евразии (по А.И. Мартынову)

Основные понятия и термины темы :

Антропогенез - учение о происхождении человека.

Архантропы - древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды - питекантропы, синантропы).

Галечная техника - древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из галек путем отбивки.

Гарпун - метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или с двух сторон.

Галечные орудия - наиболее ранний и примитивный тип орудий. Сделаны из гальки техникой скола.

Гоминиды. (от лат. Homo - человек) - семейство отряда приматов: человекообразные обезьяны, ископаемые и современные люди.

Индустрия - определенные, устойчиво повторяющиеся приемы обработки камня и изготовления каменных орудий труда.

Кливер - в археологии орудие с косым сколом.

Копье - колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла.

Леваллуа - двойная техника обработки камня: 1) скалывание правильной формы пластин (треугольных, овальных) с тщательно подготовленного, нуклеуса (ядрища) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин для получения нужного орудия.

Лощило - инструмент для шлифовки изделий, поверхности сосудов.

Макролиты - крупные грубо оббитые каменные орудия.

Ножевцдные пластины - кремневые удлиненные пластины, полученные скалыванием с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками для изготовления орудий, вкладышей путем вторичной обработки отжимной ретушью; характерны для верхнего палеолита и мезолита.

Нуклеус (букв. Ядро, сердцевина) - специально обработанный камень, с которого скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы - дисковидные (овальные), затем пирамидальные (эпоха мустье) и призматические (верхний палеолит).

бивка - ударная техника обработки каменных орудий. Самая древняя в истории каменной индустрии.

Остроконечник - каменное вытянуто-треугольное орудие из отщепа, крепилось на древко.

Остеологический материал - костный материал скелетов.

Отбойник - камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.

Отжимная ретушь - техника обработки каменных орудий, при которой мелкие чешуйки отделялись при помощи костяных или каменных инструментов.

Отжимник - заостренная костяная палочка, использовавшаяся для скола каменных чешуек.

Отщеп - осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.

Палеоантропы - обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.

Петроглифы - рисунки, изображения на каменных плитах, скалах.

Пещерное искусство - палеолитические гравировки и росписи, реже - барельефы и одиночные образцы лепки из глины в пещерах позднего плейстоцена.

Пластина ножевидная - длинный отщеп с параллельными краями, полученный от специально подготовленного нуклеуса. Она может быть орудием сама или служить заготовкой для другого орудия (например, резца или скребка). Появляются в начале верхнего палеолита.

Ретушь - снятие мелких осколков, чешуек с поверхности обрабатываемого орудия. Известны три типа ретуши: 1) ударная - чешуйки отбивают ударом; 2) контрударная - орудие кладут на наковальню, ударяют по нему отбойником; 3) отжимная - когда мелкие чешуйки отделяются путем нажима острой костяной палочкой, отжимником.

Рубило- универсальное ударно-рубящее орудие, обработанное с двух сторон (бифас). Распространено в раннем палеолите.

Скребло - каменное орудие, наиболее распространенное в мустьерскую эпоху. Могло служить в качестве ножа или скребка.

Составные орудия - орудия, состоящие из основы (кость, дерево) и вкладышей - каменных пластин, которые крепились в продольном разрезе основы. Так получались составные ножи, кинжалы.

Стоянка - временное поселение.

Стратиграфия - в археологии изучение залегания слоев, напластований человеческой деятельности на поселениях и других археологических объектах.

Ударная площадка - поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.

Чоппер - крупное продолговатое каменное орудие из гальки, обработанное одним-двумя ударами с одной стороны.

Чоппинг - крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.

Тема 2. Неолит .

1.Общие черты неолитической эпохи. Неолитическая революция.

2. Формирование культур производящего неолита.

3. Археологические культуры неолита Восточной Европы.

Литература:

1. Археология России: Неолит Северной Евразии. М., 1996

2. Каменный век на территории СССР. М., 1970.

3. Неолит лесной полосы Восточной Европы. М., 1997.

4. Крижевская Т.Д. Начало неолита в степях Северного Причерноморья. Л., 1985.

5. Формозов А.А. Древнейшие этапы истории Европейской России. М, Наука, 2003.

6. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства. М., 1980

7. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.

Методические указания:

Эпоха неолита является одним из важнейших этапов в развитии человечества. С этой эпохой связан ряд важнейших новаций в развитии материальной культуры, появление крупных этнических групп древних людей и самое главное, в эпоху неолита формируется производящее хозяйство. Все это дает основание для того, чтобы уделить самое пристальное внимание данной теме.

Первый вопрос семинарского занятия посвящен особенностям развития древних обществ в эпоху неолита. При подготовке к данному вопросу необходимо на материалах неолитических культур Восточной Европы, Балкан, Закавказья показать качественные изменения в материальной культуре древних обществ. Особое внимание необходимо уделить таким новациям в материальной культуре как открытие керамики, ткачества, появление шлифованных орудий из камня. Качественно новый уровень материальной культуры позволил древнему человеку сделать серьезный скачек в развитии производительных сил и перейти к производящему хозяйству, т.е. неолитической революции. Рассматривая данную проблему следует учесть влияние климатических и природно-ландшафтных условий в которых развивались племена эпохи неолита. Так же необходимо определить в каких регионах начинается формирование культур производящего неолита и чем это связано.

Второй вопрос посвящен характеристике культур производящего неолита, таких как Джейтунская культура Средней Азии, культуры линейно-ленточной керамики и буго-днестровская в Центральной и Восточной Европе, неолитические памятника Закавказья (Шому-Тепе, Шулавери). В рамках данного вопроса необходимо охарактеризовать поселения, материальную культуру, орудия труда, данные о наличии производящего хозяйства.

Третий вопрос семинарского занятия посвящен анализу культур присваивающего неолита лесной зоны восточной Европы. При разработке данного вопроса необходимо учесть особенности природно-ланшафтных условия лесной зоны Восточной Европы в эпоху неолита, особенности развития культурного племен данного региона. На примерах памятников льяловской, нарвско-неманской, волго-камской культур и культуры ямочно-гребенчатой керамики необходимо дать характеристику материальной культуры, хозяйства, общественного строя племен неолита лесной зоны Восточной Европы.