Памятник петру 1 на крымской набережной. Как устроен памятник Петру I Церетели? Историческая ценность монументов, посвященных Петру I

Памятник Петру I в Москве носит официальное название "Памятник в ознаменование 300-летия российского флота". Был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь.. При высоте 98 метров, он является самым высоким в России и одним из самых высоких скульптурных памятников в мире (выше Статуи Свободы). Автор работы известный российский скульптор Зураб Церетели .

Надо сказать, что среди москвичей памятник вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию. А, если прямо говорить - памятник не понравился. Прежде всего своей огромностью и нелепостью. Злые языки поговаривают, что первоначально этот памятник был задуман, как памятник Колумбу в подарок Америке к 500 летию ее открытя, и лишь после того как от него отказались и в Америке и в Санкт-Петербурге - Ю.М. Лужков согласился разместить памятник в Москве. Говорят также, что и Испания отказалась принять памятник. Что и не удивительно, так как установка такого щедрого дара стоит весьма немалых денег, при довольно ограниченной художественной ценности произведения. Но, Юрь Михалычу для друга ничего не было жалко.
  Вообще-то это не единственная скульптура Церетели, которую он не знает куда девать. Зураб Константинович, конечно скульптор талантливый, но работает по анекдоту: "Я создал прекрасное лекарство, теперь надо найти болезнь, которую оно может лечить".

  Но, вернемся к "злым языкам". Сразу бросается в глаза, что ни одежда Петра, ни сам корабль никак не тянут на петровскую эпоху, а вот на испанскую 500-летней давности - вполне. А корабль - вылитая колумбовская каравелла.
  Скажут, что и у Фальконе Петр одет не по петровским временам. Но тут другое дело. В те поры было принято изображать героев в древне-римских одеяниях. А вот, в виде испанских грандов, что-то не припомню. Да и "не те поры" теперь.

Но есть и еще один нюанс. По моему мнению, в Москве никакой памятник Петру не целесообразен. Известно, что отношение Петра к Москве было, как сейчас принято говорить, неоднозначным. Проще говоря, он Москву ненавидел. Здесь повидимому сказались детские фобии - ужасы стрелецких мятежей, правление Софьи и все такое. Да и впоследствии, в Москве всегда была глухая оппозиция петровским преобразованиям.

А вот несколько отзывов об этом памятнике в интернете:

Вижу каждый день. Не то плакать не то смеяться. Черный, страшный, не в московской стилистике, из-за него Красный октябрь стал похож на Кресты.

Ничто так не портит вид Москвы, как этот памятник. Даже многочисленные подписи против много лет назад не смогли переломить решение Лужкова.

Вижу каждый день-ужасно страшный, угрюмый, серый переделанный памятник Колумбу. "Спасибо" товарищу Церетели

Отправить к чертовой матери эту чугунную дуру можно будет в любой момент (прямо на барже, по течению в сторону Каспийского моря, а там уж где причалит! Лучше бы в Иране!

И, наконец политкорректное высказывание нынешнего мэра:
  Отвечая на вопрос, как он относится к памятнику Петру Первому, мэр сказал: "Абсолютно нейтрально. Человек ко всему привыкает. И Петр Первый - это уже часть города, несмотря на всю его нелепость появления на Москве-реке на фрегате", - сообщил Собянин в интервью журналу "Афиша".
  Иными словами: стерпится - слюбится

Главная

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

Памятник Петру I в Москве, созданный Зурабом Церетели, - самый высокий в России и один из самых высоких в мире. Он был установлен 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы и вызвал практически единодушное отторжение как общественности, так и архитекторов. По итогам голосования активистов и экспертов сайта «Виртуальный турист» Памятник Петру I в Москве вошел в десятку самых уродливых памятников мира. А, между тем, в техническом плане, это уникальное инженерное сооружение.

История создания

Официальное название монумента, установленного по заказу Московского Правительства, - памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Однако, подарком морякам к юбилею он не являлся, поскольку праздник отмечался на год раньше - в октябре 1996 года. Кроме того, моряки просили Виктора Черномырдина установить в столице совсем другой памятник Петру I – выполненный по эскизу народного художника академика Льва Кербеля, Эту статую планировали установить напротив Третьяковки .

Вместе с тем, комиссии, созданные Правительством столицы, сравнив два проекта, решили, что замыслы Церетели прекрасны и его творение несет в себе большую эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность, а работа Льва Кербеля должна быть «выселена» в Измайлово.

Удивительно, что появление этого монумента вызвало значительно больший общественный резонанс, чем любые выборы во власть или какое-нибудь чрезвычайное происшествие.

Среди москвичей мнение относительно монумента также было неоднозначно. Противники работы Церетели нашли в ней множество противоречий и исторически недостоверных деталей:

  • В СМИ появилась информация, что монумент является измененной статуей Колумба, которую Церетели создал к 500-летию открытия Американского континента и безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году. Противники этой версии считают, что монумент в столице ничего общего с Колумбом не имеет. Надо признать, что две скульптуры схожи лишь по композиции, а в создании памятника Петра I в Москве, кроме мастерской Зураба Церетели, участвовали специалисты пяти институтов
  • Москвичам не понравилось место, где был установлен монумент. Имя императора больше связано с Санкт-Петербургом , а скульптура мореплавателя появилась в месте впадения Обводного канала в Москва-реку рядом с шоколадной фабрикой «Красный октябрь» - в этом жители также увидели несуразицу
  • Постамент сооружения украшают ростры и, по мнению знатоков мореплавания, это всегда были трофеи с вражеских кораблей. Здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом, и это означает, что царь воевал против собственного флота. Кроме того, в Российском флоте Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке (на носу) кораблей на гюйс-штоке поднимается гюйс
  • Церетели облачил императора в римские латы, а на носу кораблика размером с половину его фигуры сидит птица, хотя праздничная комиссия рекомендовала скульптору переодеть статую царя в традиционную форму российского моряка начала XVIII века и убрать орла с носа судна.

В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул кресло мэра, заговорили о демонтаже и переносе сооружения в другое место. Однако, по оценкам экспертов, эти работы обошлись бы бюджету в миллиард рублей, а на эти деньги можно построить два детских сада.

Среди предложений о совершенствовании памятника – устроить на нем смотровую площадку . С палубы корабля открываются потрясающие виды на столицу, и петровский ботик мог бы стать не менее привлекательным, чем Эйфелева башня или монумент в память о Лондонском пожаре работы Кристофера Рена.

Вместе с тем, сам Зураб Константинович заявил, что все эти скандалы - хорошая реклама для него, а споры возникают по той причине, что у некоторых просто аллергия на царей.

Памятник Петру I в Москве - описание

В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.

Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.

Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

Создание памятника Петра I в Москве обошлось в 100 миллионов деноминированных рублей, то есть 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

Уход за памятником Петра I сложен. Внутри имеется лестница для наблюдения за его состоянием. Для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать, причем, к флагу на носу корабля добраться достаточно просто, а для уходя за остальными требуется не только опыт, но и альпинистская подготовка. Люк в памятник находится в голове и, чтобы попасть в паруса или в фигуру царя, необходимо по подкосам мачты подниматься на самый верх.

Можно сказать, что Зураб Церетели свою миссию выполнил и цели достиг, поскольку он произвел впечатление, не оставил людей равнодушными, заставив их волноваться, а это главная задача скульптора.

Оценить является ли памятник Петру I в Москве работы Церетели шедевром высокого искусства или уродливой скульптурой смогут лишь наши потомки. Вспомним, ведь Эйфелева башня в Париже тоже вызывала споры и ее хотели снести, а затем стала символом города и туристической достопримечательностью. Даже писатель Ги де Мопассан обедал в ресторане башни, и говорил, что «это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно!»

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

18 августа 1782 года в Санкт-Петербурге открыт памятник Петру I, так называемый «Медный всадник». Это самый первый памятник Петру. В России и Европе есть и другие известные памятники великому реформатору, на которые стоит посмотреть.

Сенатская площадь,

Памятник «Медный всадник» расположен здесь не случайно. Екатерина II настояла на этом, потому что рядом расположено Адмиралтейство, которое основал император. Изготовил памятник французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, которого рекомендовали Екатерине Дидро и Вальтер. Подготовка гипсовой модели памятника заняла целых двенадцать лет, а отливка статуи оказалась такой сложной, что долгое время никто не хотел браться за эту работу.

Наконец, пушечных дел мастер Емельян Хайлов взялся за этот технологически очень сложный проект и отлил статую за три года. А Екатерина на постаменте начертала «Екатерина II Петру I», тем самым, подтверждая свою приверженность петровским реформам. Вес памятника восемь тонн, высота – более пяти метров. Хотя его Пушкин и назвал «Медный всадник», отлит он из бронзы. Но это название так прижилось, что стало почти официальным. А сам памятник является одним из символов Санкт-Петербурга.

Михайловский замок, Санкт-Петербург

Изготовил бронзовый памятник известный итальянский скульптор Растрелли, модель памятника существовала еще при жизни Петра I, но установлен он был позже Медного всадника, в 1800 году. Пьедестал памятника облицован разноцветным мрамором – белого, розового и зеленоватого оттенков. Правнук Петра I император Павел I сделал на пьедестале надпись «Прадеду – правнук» по аналогии с Медным всадником, на котором имеется надпись «Екатерина II Петру I». Во время Великой Отечественной войны памятник снимали с пьедестала и водрузили на прежнее место лишь в 1945 году. Так он был спасен для потомков.

Рига,

Конный памятник царю был установлен в Риге в 1910 году, на Петровских торжествах. В Ригу тогда прибыл император Николай II с семьей. Памятник был построен практически из пожертвований простых граждан Риги, так уважали и любили латыши великого реформатора. И, видимо, было за что. Петр I часто приезжал в город, и всегда что-либо привозил с собой. Петр подарил более двадцати торговых суден, финансировал работы по благоустройству города, строительство некоторых зданий. Но нигде памятник Петру не ожидала такая печальная судьба, как в Риге. Его множество раз снимали с постамента, возвращали, переносили с места на место. Сейчас памятник, представляющий большую художественную и историческую ценность, находится на автостоянке частного предприятия по адресу: улица Брибивас, 223. Хочется верить, что вопреки политическим предрассудкам, он все-таки займет свое законное место в центре Риги.

Москва

Пожалуй, самый одиозный и спорный памятник Петру I открыл Зураб Церетели в 1997 году в праздник 850-летия . Этот памятник имеет высоту 98 метров и является самым высоким памятником в России и одним из самых высоких памятников в мире. На проектировку и изготовление памятника ушло около года и около двадцати миллионов долларов. Памятник имеет очень сложную инженерную конструкцию. Каркас памятника изготовлен из нержавеющей стали, на который крепится бронзовая обшивка.

В 2008 году памятник вошел в десятку самых уродливых сооружений мира, заняв, правда, почетное десятое место. В Москве даже проходил сбор средств на снос этого неоднозначного памятника, но в 2011 году префектура Москвы заявила, что памятник будет все-таки стоять на прежнем месте. Но, на всякий случай, не стоит упускать возможности посмотреть на него и самому составить мнение о его художественной ценности.