Проблема русофобии. Русофобия - это что такое? Борьба с русофобией

Русофобия - предвзятое, неприязненное, подозрительное, враждебное отношение к русским и/или России; частный случай ксенофобии, представляет собой специфическое направление в этнофобии.

Известен также противоположный по значению термин «русофильство» - любовь ко всему русскому, к России, к русской культуре, а также к самим русским.

Федор Иванович Тютчев. Портрет работы Александровского

Впервые слово «русофобия» встречается в 1867 году, в письме великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери. Реплика у Тютчева получилась настолько хорошо, что её можно вставлять в современные статьи, не поправляя в ней ни одного слова:

«Это русофобия некоторых русских людей - кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д., и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться.»

Возникновение русофобии на Западе

Русофобия как направление идеологии возникло на Западе в XVI веке, что было связано с экспансионистской политикой Польши, стремившийся подчинить земли на Востоке (то есть, русские земли).

Польша была ближайшей к России крупной католической страной, и значительная часть сведений о Московии приходила в Европу от поляков, немало потрудившихся для формирования на Западе негативного образа «варварской» «азиатской» России, с которой Польша неоднократно на протяжении XVI-XVII веков воевала. Затем эти русофобские идеи были подхвачены другими западными странами, вступавшими в конфликт с Россией по мере усиления её геополитических позиций в XVIII-XX веках.

6 Самых известных русофобов в истории России

Шевалье д’Эон, он же Мадемуазель де Бомон (1728-1810)

Французский тайный агент, известный фехтовальщик, трансвестит, первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину - как женщина. Вопрос об истинной половой принадлежности шевалье остаётся открытым.

Согласно утверждению публикаторов, д’Эон «обнаружил» в Петербурге и вывез во Францию так называемое . Данная фальсификация была опубликована на французском языке в 1812 году (сразу после краха нашествия Наполеона на Россию) в книге Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия». По утверждению публикаторов, документ представлял собой стратегический план действий для преемников Петра Великого на многие века вперед, с целью установления Россией мирового господства; ставилась цель «приблизиться елико возможно ближе к Константинополю и к Индиям». Эта фальшивка изначально была создана в политических интересах французских правящих кругов и затем широко использовалась в антироссийской пропаганде XIX-XX века, в особенности во время войн (Крымской и Первой мировой). Происхождение «завещания» до конца не ясно, но по крайней мере часть историков считает, что д’Эон, шпионивший за русской императрицей Елизаветой (дочерью Петра I) и пытавшийся расстроить российско-австрийский союз, мог быть действительно причастен к фабрикации первоначальной версии этой подделки.

Михал Сокольницкий (1760-1816)

Польский генерал, участник Русско-польской войны 1792 года, восстания Костюшко и наполеоновских войн на стороне Наполеона.

Написал в феврале 1812 г. подробный план нападения на Россию и последующего ее расчленения «О способах избавления Европы от влияния России, а благодаря этому - и от влияния Англии». В последние годы считается, что этот документ сыграл важнейшую роль в начале войны 1812 г. Летом 1812 г. Сокольницкий был прикомандирован к Наполеону как главный «эксперт» по России, которую он называл в своем сочинении «Империей Тьмы». При этом сам Сокольницкий охотно выдавал типичные русофобские мифы за реальные разведданные. Вот, например, что он писал, обосновывая возможность возбудить волнения на окраинах России:

«что касается крымских татар, то на них можно было бы легко повлиять с помощью их соседей - татар, проживающих в Литве. При всей своей необразованности и забитости эти народности наделены определенной природной смекалкой, и даже некоторой возвышенностью чувств, что вовсе не свойственно русской нации».

Само собой, что в плане Сокольницкого нашлось место Польше от моря до моря. Однако, реальное значение этого плана в том, что Наполеон, отнюдь не сочувствуя столь грандиозным польским планам, тем не менее принял уничижительные характеристики, данные Сокольницким России и ее народу, за чистую монету и, в результате, начал войну 1812 г.

Астольф де Кюстин (1790-1867)

Французский аристократ и ярый монархист, предположительно бисексуал; известность приобрел изданием своих записок о России. «Кюстина считают классиком мировой русофобии, ее чемпионом и рекордсменом».

Автор многократно переизданной в Европе русофобской книги «Россия в 1839 году», где описал Россию как страну «варваров» и «рабов», «всеобщего страха» и «бюрократической тирании».
Автор мема о России как о «тюрьме народов», в которой царь Николай I - «надсмотрщик».

Обвинил Николая I в том, что тот якобы «погряз в распутстве и обесчестил огромное количество порядочных девушек и женщин», при том что и современники и историки считают императора Николая человеком крайне строгих правил и однолюбом, всю жизнь любившим свою жену.

Красочно описал лютые русские морозы, хотя путешествовал по России летом.

Чарльз Стратфорд-Каннинг, виконт Стратфорд де Редклифф (1786-1880)

Английский дипломат. Уже к 1832 году создал себе такую репутацию, что Николай I наотрез отказался пускать его в Санкт-Петербург, когда его назначили послом в России.

Позднее, в 1841-1858 гг. (с перерывами в 1847 и 1852-1853 гг.) был послом в Турции, где всеми методами способствовал началу и разрастанию Крымской войны. По выходу в отставку в 1858 году также занимался написанием русофобских статей по Восточному вопросу.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

Основоположники коммунизма. Много лет со всеми удобствами жили и работали в Британии - центре мирового капитализма - призывая оттуда к революциям в своей родной Германии и в иных странах. По причине большого числа русофобских пассажей в их работах, в Советском Союзе (где Маркс и Энгельс считались корифеями науки и высочайшими авторитетами) так никогда и не издали их полного собрания сочинений.

Cчитали Россию главным препятствием для осуществления своих замыслов о мировой революции: «Славянские варвары – природные контрреволюционеры, особенные враги демократии» (Маркс).

Энгельс создал и распространил миф об угрозе панславизма «цивилизованным нациям» Европы: «это нелепое, антиисторическое движение, поставившее себе целью ни много, ни мало, как подчинить цивилизованный Запад варварскому Востоку, город - деревне, торговлю, промышленность, духовную культуру - примитивному земледелию славян-крепостных… За этой нелепой теорией стояла грозная действительность в лице Российской империи… в каждом шаге которой обнаруживается претензия рассматривать всю Европу как достояние славянского племени».

Энгельс писал о том, что необходима «безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть с изменническим, предательским по отношению к революции славянством… истребительная война и безудержный террор». «Да, ближайшая всемирная война сотрет с лица земли не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы, - и это также будет прогрессом!».

Франц-Иосиф I (1830-1916)

Император Австрии, а позднее - Австро-Венгрии почти до самого конца существования последней. На 1848 год был очень близок к российскому Императору Николаю I, который считал Франца-Иосифа в буквальном смысле сыном и даже помог удержать в 1848 году Австрию от распада в ходе Венгерской революции. За это Франц-Иосиф «отплатил» во время Крымской войны, потребовав от России принять условия ультиматума западных союзников.

Вскоре Австрия была сурово наказана за предательство чужими руками - у лишившейся ключевого союзника страны тут же отобрали значительную часть владений в Италии, а затем лишили лидерства в Германском союзе и превратили в неустойчивую Австро-Венгерскую конфедерацию, но Франц-Иосиф не успокоился на этом и принял активнейшее участие в лишении России каких-либо достижений по итогам Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Всё время его правления на Подкарпатской Руси и, особенно, на Галичине, продолжались гонения на Православие и местных русских. При нём же с помощью специально созданных кафедры «истории» Львовского университета и НКО «Просвiта» сочинена история и идеология «украинства».

В 1908 году, подставив недостаточно осторожного министра иностранных дел России, спровоцировал Боснийский кризис. В 1914 году стал одним из поджигателей Первой Мировой войны, во время которой устроил геноцид русского населения Галичины и Подкарпатской Руси. Знаменит также тем, что императрица Александра Фёдоровна, вдова Николая I, на смертном одре на призыв священника простить всех заявила, что «Да, я прощаю всем, кроме императора Австрии!»

В последние годы, в связи с общей напряженной политической обстановкой в мире, особенно на фоне всевозможных инсинуаций Запада по отношению к России, в разных средствах массовой информации, из уст политиков, деятелей культуры да и простых граждан все чаще слышится слово «русофобия». Для того чтобы разобраться, действительно ли она носит столь массовый характер, сначала нужно ответить на вопрос о том, что такое русофобия, определение и значение этого термина также нуждаются в расшифровке.

Что такое русофобия и какой она бывает

Само слово происходит от "русо" (относящийся к русскому) и греческого "фобос" (страх) и обозначает неприятие, предвзятость, подозрительность, а зачастую ненависть и агрессию в отношении всего русского и России в частности. Русофобия - это одно из направлений этнофобии (греч. "этнос" - "народ"). А также она является одним из проявлений ксенофобии (греч. "ксенос" - "чужой"). Однако именно русофобия - это целая идеология со своей структурой, концепцией, историей развития и другими характерными проявлениями. Ее стоит разделять на низовую и элитную. Первая носит массовый характер, это означает, что именно народ той или иной страны в большинстве своем опасается и презирает все русское. Вторая же является политической, исходит от высших эшелонов власти, которые управляют страной и формируют позицию государства на мировой арене.

История вопроса

Корни проблемы уходят в глубокой прошлое, как минимум в XVI век, когда Россию для себя стали открывать европейцы. Многим из них Россия казалась дикой, неприемлемой, они приходили в ужас от нравов, быта и уклада русского народа, русские люди оказались непонятными и загадочными. Россия была непохожа на привычную им Европу, а людей часто пугает то, что они понять не в состоянии. Это были только зачатки русофобии, имеющие несистемный характер. Вследствие активной пропаганды русофобия начала распространяться польским и литовским государствами, так как между ними и Московским государством велась активная борьба за земли Руси. Также одной из причин были религиозные разногласия. Конец XVIII - начало XIX века является временем формирования русофобии в качестве системы. Само понятие впервые ввел Федор Иванович Тютчев как противопоставление панславизму.

Запад как основатель проблемы

Что касается Европы, то, например, во Франции русофобия - это последствие провала наполеоновской кампании. Именно в 1815 там стали активно распространяться русофобские настроения, так как европейские страны привыкли, что их культура и развитие являются эталонными. Франция сумела покорить больше половины Европы, а тут потерпела поражение от каких-то диких и дремучих русских. Германия времен правления Гитлера была массово охвачена русофобией, и не только. «Русский должен умереть» - таковым был лозунг нацистов. И хотя прошли уже многие годы, но русофобия, однажды поселившись в обществе, с большим трудом поддается искоренению, тем более что США продолжают ее культивировать, причем как у себя на континенте, так и распространяя свое влияние на Европу. Уже ни для кого не секрет, что для Штатов русофобия - это не недопонимание русской души, а вполне продуманная тактика по очернению России в глазах так как именно она является непосредственной угрозой тому однополярному мировому порядку, который они установили и к которому привыкли. На данный момент США активно навязывает политическую русофобию во всем мире, однако наиболее активно они делают это в Европе и странах бывшего СССР.

Достаточно ярко русофобские настроения выражены в Чехии. Считается, что это следствие весьма агрессивного подавления СССР так называемой «Пражской весны» в конце 1960-х годов. Сейчас к власти пришли многие непосредственные участники тех событий. В Грузии, после 2003 года и прихода к власти проамериканских оппозиционеров, также произошло утверждение русофобии, которая и так имела место в течение двух столетий. В Польше уже многие века русофобия - это неотъемлемая часть политики и общества. Пожалуй, Польша является одной из немногих стран, где русофобские тенденции преобладают в обоих проявлениях - как в массовом, так в политическом. После распада Союза официальные власти прибалтийских государств стали проводить очень жесткую русофобскую политику. Русские люди в этих странах стали восприниматься как второй сорт. Полное вытеснение русского языка, всяческое осуждение действий России и даже поддержка и сочувствие к террористам во время Чеченской войны - вот лишь некоторые яркие примеры часто доходящей до крайностей политики Латвии, Литвы и Эстонии.

Русофобия на Украине

Во всех постсоветских республиках после распада Союза начали активно возрождать и культивировать национальное сознание. Практически все бывшие республики постарались дистанцироваться от России. Но именно в Украине этот процесс шел очень активно, особенно он ускорился после прихода к власти Виктора Ющенко. Опять же, как и в случае с Грузией, это произошло после и точно так же к власти пришли оппозиционеры, нацеленные на Штаты, и противники России. История переписывалась, начиная с Московского княжества, Украина была угнетена ужасными русскими. На переделанной истории и подмененных ценностях выросло целое поколение русофобов. Следствием этого стал Майдан и кровавый переворот в начале 2014 года. В связи с этим произошло историческое событие - возвращение Крыма в состав России. А две области Донбасса затребовали от Киева федерализации и провозгласили себя республиками. С этого момента в Украине отношение к русским не просто испортилось, их возненавидели, Россию обвинили в нападении на независимую страну. В стране, победившей фашизм, он возродился. Русофобство вознеслось до уровня национальной гордости. И это несмотря на то, что больше половины страны говорит на русском, а около 25% граждан считают себя русскими. Огромное влияние на сознание народа оказывают СМИ, которые выставляют Россию как агрессора, пропагандируют ненависть ко всему русскому.

Враг внутри страны

К сожалению, проблема имеет место и в самой России, а корни ее уходят еще в дореволюционное время. Еще в XIX веке немалое количество российских и русской интеллигенции отличались русофобскими настроениями, были ориентированы на Европу и ненавидели все истинно российское. В современных реалиях так называемая российская русофобская элита была прозвана «пятой колонной». К сожалению, эта «пятая колонна» пустила глубокие корни в обществе, как в политической, так и в культурной жизни страны.

Как бороться

На фоне общенационального патриотического подъема борьба с русофобией стала очень важным аспектом в последнее время. Причем на всех уровнях: внутри страны и в мировом пространстве. Против России сейчас ведется очень жесткая информационная война. В связи с тем что русские люди, их уклад и обычаи до сих пор остаются загадкой для иностранцев, важным является межкультурное взаимодействие. Нужно не закрываться от других стран и культур, а вести именно просветительскую деятельность, донося до простых людей других государств правду о сущности русских и их страны. Вследствие особенно актуальным является донесение правды о происходящем, которая разбивает ложь западных СМИ об агрессии России. Ввиду закоренелого западного расизма, считается, что полностью побороть русофобию практически невозможно, однако стоит изучать ее динамику и выработать формы воздействия на ее проявления.

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Русофо́бия - предвзятое, подозрительное, неприязненное отношение ко всему, связанному с Россией или/и русскими ; частный случай ксенофобии .

Писатели и общественные деятели о русофобии

Впервые термин «русофобия» был применён русским поэтом Фёдором Тютчевым в связи с появлением в Европе враждебности к России после подавления русскими войсками венгерской революции -1849 годов в Австрийской империи , после чего Российскую империю стали называть «жандармом Европы». Русофобии Тютчев противопоставлял панславизм .

Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.

Тема русофобии неоднократно поднималась русскими писателями, которых некоторые авторы относят к деятелям националистической направленности - Игорь Шафаревич и Александр Солженицын .

Обвинения представителей других наций в русофобии могут использоваться лидерами русских националистических организаций в качестве обоснования своего негативного отношения к «инородцам», «иммигрантам», в качестве лозунга, способного «консолидировать» русскую нацию. По мнению Льва Рубинштейна , слово «русофобия» в значительной степени превратилось в демагогическое понятие, оторванное от реального содержания:

Если под русофобией понимать неприязнь к тем или иным лицам лишь на том основании, что эти лица являются этнически русскими, то это понятно, что такое: это как раз фашизм и есть (…). Но беда-то в том, что именно в этом значении слово «русофобия» как риторический или полемический инструмент употребляется крайне редко. Как правило под «русофобией» понимаются любые формы несогласия с теми или иными высказываниями или действиями тех или иных граждан или организаций, каковые позиционируют себя как «русские».

Русофобия в ряду других этнических фобий

Оценка отрицательных черт того или иного народа - весьма распространённое явление, особенно в периоды конфликтов. Например, германофобия имеет давнюю историю (в том числе и в России). Не существует данных о том, что русофобия каким-либо образом выделяется на этом фоне.

Один из критериев опасности этнической фобии - наличие влиятельных политических или общественных движений, ставящих своей целью уничтожение или изгнание какого-либо народа (см. геноцид). По отношению к русским такие призывы раздавались в нацистской Германии («Русский должен умереть, чтобы жили мы»), а в 1990-е гг. - в сепаратистской Ичкерии («Русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки», - такая надпись, выложенная белым камнем, при Дудаеве находилась при въезде в Грозный) .

Разновидности русофобии

Проявления русофобии в различных странах

Историю русофобии на уровне государственной политики и имеющих распространение общественных настроений можно проследить вполне отчётливо с 1840-х годов, когда имперская антилиберальная и милитаристская политика Николая I после ряда военных успехов стала вызывать опасения и восприниматься некоторыми европейскими державами как угроза их интересам.

В некоторых православных странах отношение к русским в целом положительно: в Сербии , Болгарии , Белоруссии ; в первых двух история взаимной симпатии в Новое время восходит к поддержке обществом и правительством России борьбы населения этих стран против оттоманского ига в 1870-е . В других - отношение более сложное и неоднозначное (Украина , Греция , Грузия).

В странах Запада питательной средой для настороженных настроений является проникновение из России криминалитета (т. н. «русская мафия »).

Существенным поводом для русофобских высказываний в западных СМИ служат конфликты экономических интересов между Россией и странами ЕС и США . До сих пор появляются статьи, в которых утверждается, что по улицам российских городов бродят белые медведи, а крестьяне от радиации «слабо светятся по ночам» .

В 2004 году международная организация Gallup International(США) провела всемирный опрос «Глас народа» об отношении населения различных стран к ведущим государствам мира («большая восьмёрка»). На фоне остальных членов «восьмёрки» наиболее критическим выглядит отношение жителей Земли к России и США ().

Самый низкий рейтинг популярности оказался у США (34 % респондентов относятся к ней негативно). Следующими идут Россия (25 %) и Великобритания (18 %). Наименее негативное отношение вызывают Канада (8 %) и Италия (11 %).

Лидер по позитивному отношению публики - Канада (49 %). США получили 40 % позитивных откликов, а самый низкий показатель у России - 31 %.

Россия имеет неблагоприятный баланс положительных и отрицательных оценок в Западной Европе, где он составляет (-12 %), при этом наиболее негативно настроены жители Австрии (-32 %), Чехии (-27 %), Франции (-23 %), Германии (-21 %) и Норвегии (-19 %). Наиболее благоприятно отношение к России в Греции (+13 %) и Исландии (+15 %).

Наиболее существенное преобладание негативных оценок России характерно для Ближнего Востока (-37 %). 41 % жителей Египта и 57 % жителей Турции отрицательно относятся к России - характерно, что эти две страны находятся среди основных направлений российского заграничного туризма.

Англия

Первым активным пропагандистом антирусских взглядов (что касалось как политики правительства, так и самих русских) в Англии был генерал сэр Роберт Уилсон , бывший во время войны 1812 года официальным наблюдателем при русской армии от Англии. Хотя он имел статус нонкомбатанта , он неоднократно участвовал в сражениях и заслужил русское дворянство от Александра I . Возвратившись в Англию он принялся активно развенчивать романтические предстваления о русских, которые тогда господствовали среди английского общества, видевшего в России союзника в борьбе с Наполеоном I : он обвинял русское командование в полной некомпетентности, которая позволила Наполеону со значительной частью его армии уйти из России и снова воссесть на престол Франции, солдат и население (особенно женщин) - в крайней жестокости к пленным, царизм - в вынашивании планов захвата Константинополя и Индии и установлении мирового господства . Все эти идеи, отчасти восходящие к «Завещанию Петра Великого », он изложил в анонимно изданной книге A sketch of the military and political power of Russia, in the year 1817 . Идеи, изложенные в книге, которая имела успех (была переиздана 5 раз), не встретили тогда широкого сочувствия и поддержки .

США

По мнению политолога Андрея Цыганкова, подавляющее большинство американских СМИ и представителей политического класса демонстрируют элементарное непонимание и нежелание понимать российские реалии. «Постоянно муссируются темы якобы нарастающих тенденций к авторитарному правлению и империализму в отношении ближайших соседей, таких как Грузия и Украина , коррупции, продолжающейся нестабильности в Чечне и на всём Северном Кавказе, сотрудничества России с антизападными режимами». Все это способствует укреплению имиджа России как по меньшей мере недружественной в отношении Америки. На этом фоне оказываются малозаметными факты улучшения жизни россиян, а главное, считает Цыганков, - «искажается сама траектория российского развития». Вместо понимания того, что «Россия худо-бедно выбирается из ситуации нищеты и полураспада», обществу «внушается мысль, что страна движется в неверном направлении и что это связано с нежеланием следовать примеру Запада» .

По утверждению представителей Пентагона , например, реальные угрозы для безопасности США в последнее время создаёт активизация разведывательной деятельности России в сочетании с её ядерным потенциалом, повышением боеготовности российской армии, отходом от демократии и преобладанием антиамериканских настроений в руководстве страны .

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев считает, что для ряда американских идеологов русофобия была характерна всегда :

Восточноевропейские страны

Чехия

По мнению Оскара Крейчи, чешского политолога, профессора Университета Матея Бела в Баньской-Быстрице (Словакия), главной причиной негативного отношения к России в Чехии является тот факт, что современная политическая и культурная элита страны относится к поколению, чьи политические представления сформировались под воздействием подавления «Пражской весны » 1968 года . Ввод войск СССР и других стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году вызвал значительное снижение числа сторонников левых взглядов и резкое падение симпатий к СССР среди чехов и словаков. У большинства людей этого поколения нынешняя Россия, несмотря на изменения, произошедшие со времён распада СССР, до сих пор воспринимается с опаской и недоверием.

По мнению Иржи Машталки, депутата Европарламента (Коммунистическая Партия Богемии и Моравии, руководитель группы «Друзья России» в парламенте Чешской Республики ), после «бархатной революции» 1989 года чешская политика стала характеризоваться стереотипными и искусственно вызванными страхами в отношении России. В частности, большинство правящей элиты и наиболее влиятельные СМИ отрицательно относятся ко всему, что связано с бывшим СССР, включая победу СССР над нацистской Германией - освободительная миссия Советской Армии представляется исключительно как путь в «социалистическое рабство». В общественных науках укрепились геополитические подходы, согласно которым решающий вклад СССР в победу имел целью исключительно продвижение имперских амбиций Москвы.

Одновременно налицо глубокое разочарование левых сил Чехии, вызванное тем, что Россия фактически бросила своих бывших союзников на произвол судьбы, сделав их объектом преследования со стороны новых политических элит. Недоверие левых также связано с наличием в современной России огромного разрыва между беднейшими и богатейшими слоями населения и серьёзных внутренних проблем.

По мнению Иржи Машталки, чешское общество фактически лишено контакта с современной русской культурой: в Чехии по преимуществу демонстрируются российские фильмы первой половины 1990-х годов. Сознательно взращивается негативное отношение к православию, которое выдается за «отсталое византийство, находящееся в прямом противоречии с просвещённым католицизмом и протестантством».

В экономической сфере сотрудничество с Россией представляется «дорогой к социально-экономической отсталости, ориентацией на низкое качество и уровень жизни».

При этом Иржи Машталка отмечает, что, как показывают результаты изучения общественного мнения в Чехии и Словакии, несмотря на попытки политиков и СМИ способствовать русофобским настроениям, лишь небольшая часть населения этих стран считает, что Россия представляет угрозу для мира.

Тем не менее, согласно опросам, проведённым в августе 2008 года, более двух третей чехов считают Россию недемократическим государством и 41 % ощущают исходящую от России угрозу. До настоящего времени около 64 % чехов не могут простить России вторжение советской армии и оккупации Чехословакии в 1968 году Хотя на протяжении последнего времени отношение чехов к России постепенно улучшалось, война в Южной Осетии изменила эту тенденцию. .

Польша

Говоря о русофобии в Польше, необходимо, по-видимому, делать различие между русофобией как проявлением многовекового соперничества между Россией (Московским великим княжеством , царством Русским) и Польшей (Великим княжеством Литовским , Речью Посполитой), с одной стороны, и бытовой русофобией - с другой.

Ещё в 1974 году польский эмигрант-политолог Юлиуш Мерошевский писал в своей статье «„Польский комплекс“ России и территория УЛБ», опубликованной в издававшемся во Франции журнале «Культура», о столкновении «польского и российского империализма»:

Россия - империалистическая держава, потому что всегда была таковой… Никто из нас не знает, о чём в глубине души думает и что планирует Брежнев. Однако мы знаем из истории, что думали и планировали его предшественники на протяжении последних двухсот лет. Посему мы делаем вывод о том, что Брежнев думает так же, как и его предшественники, потому что «по сути дела ничего не меняется»…

С другой стороны, по его словам, и «для русских польский империализм - вечно живая историческая тенденция» - «стремление к восстановлению польской империи XVI и XVII века».

Арена столкновения интересов Москвы и Варшавы - ныне независимые, а во время написания статьи входившие в состав СССР Украина, Литва и Белоруссия. Юлиуш Мерошевский, отмечая сохранявшиеся среди части польской эмиграции претензии на «Львов и Вильно» как неотъемлемую часть II Речи Посполитой, указывал на то, что «поляки - более грозные ассимиляторы, чем русские. Для того, чтобы поляки могли полностью развернуть свои ассимиляторские крылья, нужна лишь соответствующая конъюнктура», а потому «Ягеллонская идея» - концепция восточной политики Польши, основанная на идее федерации Польши и регионов, находящихся в ареале «польского культурного влияния», - «для литовцев, украинцев и белорусов представляет собой чистейшую форму традиционного польского империализма».

Именно территория Украины, Литвы и Белоруссии в течение многих веков определяла форму польско-российских отношений. Соперничество между Польшей и Россией на этих территориях всегда преследовало цель установления господства той или иной стороны, а не добрососедских отношений. По мнению Мерошевского, «невозможно обсуждать польско-российские отношения в отрыве от территорий УЛБ [Украина, Литва и Белоруссия], поскольку польско-российские отношения всегда были функцией ситуации, которая царила на этих территориях в данный исторический период».

Такой подход сохраняется и в наши дни, особенно остро проявившись в 2004-2005 гг. в связи с активизацией оппозиции на Украине и в Белоруссии.

По его словам, российская политика представляет собой угрозу польским интересам и является вызовом для польской политики:

«Российская внешняя политика продуманна, укоренена в прошлом и направлена в будущее. Ее цель неизменна, различаются лишь средства ее реализации. По отношению к Чечне Россия применяет жестокость и насилие, по отношению к Украине и Грузии - экономическое давление, против Польши и стран Балтии она использует свои хорошие отношения с Францией и Германией».

«Нет империи без Украины, а единственная для нас угроза с Востока - это эксгумация империи. Наши враги - это не россияне и не новая, федеративная Россия. Тем, что нам угрожает с той стороны, является именно идея империи, ибо идеи в России имеют порой практические последствия».

Польскую правящую элиту раздражает нежелание российского руководства рассматривать Польшу как равноправного партнёра и соперника, что приводит к болезненному стремлению заставить Россию считаться с Польшей. Большие надежды в этой связи возлагаются на полноправное членство Польши в ЕС и НАТО, где Польша уже успела противопоставить себя более миролюбивой политике «старых европейцев» - в первую очередь, Германии и Франции. Это выразилось, в частности, в отказе подписать новое соглашение о сотрудничестве между Россией и ЕС, в противодействии планам строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря, в предоставлении США возможностей по разворачиванию элементов американской национальной системы ПРО на своей территории.

Русофобия польской правящей элиты подогревается историческими воспоминаниями о разделах Польши , политике русификации , жестоком подавлении национальных восстаний. Как отмечает Олег Неменский, сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ и Института славяноведения РАН,

«Когда речь заходит об отношениях Польши с восточными соседями, то непременно появляются термины, чуждые как современному российскому, так и западному политическому дискурсу. Это в первую очередь „политика памяти“ и „историческая политика“. Именно на них базируется любая идеология польской восточной политики, какой бы партией она ни провозглашалась. Поляки открыто говорят о „болезненной чувствительности Польши“ к России и требуют уважения к своим чувствам».

В новейшей истории также произошло немало событий, способствующих сохранению исторического отчуждения между польским и русским народами - Советско-польская война 1920 гг. , отторжение Советским Союзом восточных территорий Польши в 1939 г., закреплённое ялтинско-потсдамскими соглашениями , депортации польского населения, Катынская трагедия , Варшавское восстание 1944 г. , содействие СССР в установлении коммунистического режима в Польше и последующее включение Польши в советскую сферу влияния. В результате Второй мировой войны по национальной гордости польской нации был нанесён сокрушительный удар - поражение в войне с Германией, многолетняя оккупация, огромные людские, материальные и территориальные потери, а после всего этого - положение советского сателлита («союзника»). Под воздействием антикоммунистической, националистической пропаганды нынешнее польское общество значительную долю вины за это возлагает на современную Россию. Во многом это становится причиной своего рода «бытовой» русофобии.

Польский журналист Бронислав Лаговский отмечает, что русофобия в Польше доходит до «какого-то антироссийского помешательства». Так в польских СМИ высказывалось мнение, что штурм бесланской школы во время захвата заложников в сентябре 2004 года, сопровождавшийся большим числом жертв, был провокацией Кремля . Значительная часть польского общества, кстати, с самого начала оказывала моральную поддержку чеченскому сепаратизму. По словам Лаговского

сегодняшняя Польша сама себя отравляет чувством ненависти, предназначенным вроде как для врагов. Антироссийское воспитание, которому последние шестнадцать лет подвергаются поляки (главным образом, благодаря „Газете Выборчей“, которой остальные СМИ подражают), принесло странный и неожиданный эффект: их психическая зависимость от России стала так глубока, как никогда раньше .

Амир Гисматуллин, бизнесмен и независимый эксперт, консультант по вопросам общественных отношений России с новыми странами - членами ЕС (Польша и Чехия) , считает:

«Русофобия развивается у поляков в основном в процессе школьного воспитания и под воздействием масс-медиа, которые постоянно поддерживают тему вины России перед поляками на протяжении веков, смешивают факты с домыслами и навешивают россиянам ярлыки. При этом создается либо жертвенный, либо героический образ Польши».

Очередное обострение русско-польских отношений произошло в начале августа 2005 г., когда в Варшаве трое детей российских дипломатов были избиты и ограблены группой польских подростков, а в Москве русскими хулиганами были избиты двое сотрудников польского посольства и польский журналист. . Пятеро польских подростков-хулиганов были быстро арестованы и предстали перед судом . Российские хулиганы найдены не были. Эксперты отмечали «зеркальность» избиений и то, что принцип «око за око» является определяющим для спецслужб ; сами же поляки - жертвы избиений отмечали, что нападения происходили по одному сценарию и осуществлялись, очевидно, одной группировкой; они точно предсказали, что организаторы найдены не будут . Российскими СМИ инцидент был расценен как яркое проявление русофобии .

Прибалтика

Антироссийские настроения в странах Прибалтики, существовавшие подспудно со времён присоединения Прибалтики к СССР в г. , с распадом СССР выплеснулись наружу и стали господствующими.

Самая острая проблема в отношениях между Россией и странами Балтии - признание или непризнание факта аннексии и оккупации Советским Союзом прибалтийских государств в - . Неурегулированность этого вопроса в течение многих лет не позволяла решить вопрос о государственных границах между Латвией и Эстонией, с одной стороны, и Россией.

Незаживающей раной в современных государствах Балтии является память о сталинских депортациях десятков тысяч местных жителей накануне Великой Отечественной войны и после её окончания. После обретения независимости в прибалтийских государствах было организовано несколько судебных процессов против бывших сотрудников советских органов госбезопасности, партийных и советских работников, советских партизан, обвинявшихся в преступлениях против мирного населения в 1940-е гг.

В России, в свою очередь, постоянно напоминают о том, как в период Великой Отечественной войны в Латвии и Эстонии были сформированы дивизии Ваффен СС , а также полицейские батальоны, воевавшие на советско-германском фронте и принимавшие активное участие в карательных акциях против мирного населения. Сразу же после возвращения Красной Армии на территории Литвы, Латвии и Эстонии развернулось активное антисоветское партизанское движение , которое было окончательно подавлено лишь к середине -х. В настоящие дни участие бывших прибалтийских коллаборационистов («борцов за независимость от СССР») в действиях против Красной Армии героизируется и прославляется, при этом принижаются и очерняются заслуги Красной Армии в изгнании немецких оккупантов из Прибалтики. Под лозунгами очищения от советского прошлого происходит перенос памятников погибшим советским воинам (см., например, Бронзовый солдат).

С проблемой «аннексии» и «оккупации» связаны вопросы о положении русскоязычного меньшинства в странах Балтии, включая отсутствие прогресса в сфере натурализации (по российским данным, до сих пор 450-480 тыс. жителей Латвии и 160 тыс. жителей Эстонии относятся к категории лиц без гражданства). Лишь Литва приняла так называемый «нулевой вариант», автоматически предоставив своё гражданство всем гражданам СССР, проживавшим на её территории на момент провозглашения независимости.

Русофoбские настроения официальных властей прибалтийских государств выражаются, в частности, в создании языковых и законодательных барьеров для этнических русских, а также в ограничении доступа на рынок труда и права на получение высшего образования .

В 2005 г. эксперты Baltic Institute of Social Sciences провели в Латвии социологическое исследование этнополитической ситуации, которое продемонстрировало наличие в латвийском обществе глубинной русофобии, проявляющейся в массовых стереотипах, деятельности СМИ и государственной политике. .

В Литве недружелюбие по отношению к восточному соседу проявляется в неприятии крупных российских инвестиций. Каждый раз, когда у власти оказываются представители умеренных левоцентристских сил, в местных СМИ появляются массовые предостережения об угрозе агрессии с востока, статьи с компрометирующими материалами против литовских политиков, «купленных» за деньги КГБ, и пр. .

Украина

Проявления русофобии на различных уровнях

Вышеперечисленные факты - лишь малая толика того, что на самом деле происходит с «размыванием» русского языка на Украине, который является объектом жесткого и массированного прессинга по административной линии. Сюда можно отнести меры по вытеснению русского языка из теле- и радиоэфира, украинизации кинопроката, переводу системы высшего образования на украинский язык, сокращению импорта российских книг.

Батько Бандера ще до нас прийде, гей!

Він за Україну нас поведе, гей! Буде вільна Україна, буде ненька самостійна! Гей, москалів на ножі, на ножі! Не плач, стара мати, син героєм став! Він за Україну голову поклав. Тече річка Тиса, в ній москальска кров. Москалів ми били, будемо бити знов!.

Финляндия

На посвященном русофобии семинаре в Йоэнсуу исследователь Пентти Страниус заявил, что русофобия в финских медиа бьет через край. На практике это проявляется в том, что практически каждый живущий в Финляндии русский может испытать русофобию на себе, - говорит исследовательница Ольга Давыдова из Петрозаводска , работающая в Университете Йоэнсуу .

На редакцию журнала «Focus Magazine», впервые затронувшего проблему русофобии в этой стране, обрушился шквал критики и упреков в прокремлевской ориентации. Центр развития туризма и финское посольство объявили об отказе сотрудничать с этим журналом .

Русофобия в России

Фёдор Тютчев после отмены крепостного права обнаруживал в среде русской же интеллигенции в «двойные стандарты » в отношении к своей стране и Европе:

Это русофобия некоторых русских людей - кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т. д., и т. п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться .

Русофобия в художественной литературе и поэзии

Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выраженью их лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости… Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал… «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», - казалось, говорил этот уторопленный взгляд… Проходило мгновенье - и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем. Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас.

Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения.

Цитаты

Поскольку в нашем распоряжении было еще много времени, мы прошлись по соседней деревне. Русская деревня так ужасна, что можно понять коммунистов, которые сжигают ее, как только уговаривают жителей вступить в колхоз и жить по-человечески. Англичане, привыкшие к красоте и уюту сельской жизни, сделали бы это гораздо раньше. Представьте себе собачью конуру, как в Бробдингнеге, из грубого, темного, некрашеного дерева. В такой конуре и ютится русский крестьянин. Внутри громоздкий открытый стенной шкаф, откуда исходит спертый запах, и печь, на которой спят, когда холодно. Много мебели в избе не держат, чтобы оставалось место для домашнего скота, с помощью которого крестьянин обрабатывает свой клочок земли. Если вы хорошо одеты, то хозяин будет вам низко кланяться - многократно и истово. Если же вы снизойдете до разговора с ним, он схватит вашу руку, запустит ее за окладистую бороду и начнет осыпать поцелуями, говоря при этом всякие ласковые слова. Очень может быть, такой крестьянин покажется вам более симпатичным, чем чисто выбритый колхозный механизатор, но совершенно очевидно, что Советская власть действует в интересах цивилизации, когда сжигает избу и «ликвидирует» его самого.

Массовой идеологией этой страны всегда был культ собственной силы и обширности, а основной темой ее культурного меньшинства было описание своей слабости и отчужденности, яркий пример чему - русская литература. Ее славянское государство поочередно создавалось скандинавами, византийцами, татарами, немцами и евреями - и поочередно уничтожало своих создателей. Всем своим союзникам оно изменяло, как только усматривало малейшую выгоду в этом, никогда не принимая всерьез никаких соглашений и никогда не имея ни с кем ничего общего.

  • Валерия Новодворская , российский ультралиберальный политик:

Я абсолютно не могу себе представить, как можно любить русского за его леность, за его ложь, за его бедность, за его бесхребетность, за его рабство. Но это, может, не все его качества.

  • Борис Стомахин , российский диссидент, приговоренный к 5 годам лишения свободы за разжигание межнациональной розни по отношению к русским:

Еврейство России должно взяться за оружие, - за бомбу, за пистолет, за автомат Калашникова, наконец! - для защиты себя от русско-нацистской мрази и антисемитской швали, которой населена страна. Евреям нужен ни больше не меньше как свой еврейский Шамиль Басаев! [по поводу дела Копцева]

  • Кох, Альфред Рейнгольдович (бывший вице-премьер России, бывший глава Госкомимущества России) в интервью с журналистом Александром Минкиным:

Журналист: - Но торговать с Россией, с огромной страной, где огромная потребность купить, купить, купить… Альфред Кох: - Для того чтобы купить, нужно иметь деньги. Русские ничего заработать не могут, поэтому они купить ничего не могут.

Они так собой любуются, они до сих пор восхищаются своим балетом и своей классической литературой XIX века, что они уже не в состоянии ничего нового сделать.

  • Нухаев, Хож-Ахмед Таштамирович , чеченский уголовный авторитет, вице-премьер правительства Зелимхана Яндарбиева :
  • Кадыров, Ахмат Абдулхамидович бывший муфтий Чечни в 1994-2000 годах, руководитель Чеченской республики в 2000-2004, призывая к джихаду, заявлял:

Каждый чеченец должен убить 150 русских, и тогда война в Чечне прекратится!

См. также

Литература

  • Платон Лукашевич. Причины ненависти Англичан к Славянским народам . Киев: Типография К. Н. Милевского. 1877
  • "Ревизия" отечественной истории. «Российские Вести». Михаил БАРАНОВ, Дмитрий ЖАНТИЕВ, 22 февраля 2007 http://www.inosmi.ru/print/233012.html
  • ВИШНЕВСКИ Эдвард. РОССИЯ В ПОЛЬСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ. http://www.historia.ru/2004/01/poland.htm

Примечания

  1. http://www.amursu.ru/vestnik/7/15_7_99.html
  2. http://news.account.spb.ru/politics/32335/
  3. http://www.charter97.org/bel/news/2006/11/03/ru
  4. БОЛЬШОЙ КАВКАЗСКИЙ ТУПИК. Юрий Сошин. Информационно-аналитический журнал «Факт» #23 http://www.fact.ru/www/arhiv23bez-2.htm
  5. http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/rod_liddle/article2199176.ece
  6. Peter Hopkirk. The Great Game. New York, 1994, стр. 59-62.
  7. Функциональная русофобия
  8. Письма королевы Виктории Александру III
  9. Образован поэтом, воспитан дворцом Ляшенко Леонид Михайлович. Александр II, или история трех одиночеств .
  10. Russia . By D. Mackenzie Wallace. 2 vol, London (Cassel et Co), 1877.
  11. Московскiя Вѣдомости . 1877, 12 января, № 9, стр. 5.
  12. Уоллес Маккензи. Россия . Т. I., СПб., 1880.
  13. http://www.rambler.ru/news/world/0/9815403.html Особенности американской «русофобии»: расклады и тенденции
  14. http://www.rambler.ru/news/politics/army/9823832.html Американцы перепуганы успехами армии России

Русофобия – это пренебрежительное, пристрастное, нелицеприятное, подозрительное, недружелюбное и даже враждебно-агрессивное отношение к русским в частности или России в целом. Русофобия является отдельным проявлением , т.е. русофобия – это одно из направлений этнофобии (отрицательное отношение к некоторым этническим группам).

Многие ученые считают русофобию, в отличие от других фобий, проявлением специфической идеологии, заключающейся в целом наборе концепций и комплексе идей, которые имеют определенную структуру, историю развития, систему понятий и свои характерные проявления.

Причины русофобии

Чтобы найти способы преодоления фобии нужно изучить истоки русофобии, понять причины ее появления и зарождения. Причины, которые ведут к русофобии, имеют довольно глубокие корни. Испокон веков в России всегда были приезжие иностранцы. Еще в древности в 15–17 веках у иностранцев сложилось недоброжелательное мнение и пренебрежительное отношение к России и россиянах. Уже тогда русскому народу приписывались всевозможные человеческие пороки и слабости, имеющиеся у иностранных граждан. Зарубежные летописцы клеветали в своих сочинениях ну русских граждан, насыщали их всевозможными выдумками, клеветой и сплетнями. Поэтому их соотечественники относились предвзято к гражданам России, испытывали к ним в частности и к России в целом чувство отвращения и неприязни, тем самым всячески поддерживая и взращивая русофобию.

Многие ученые полагают, что данная фобия должна подразделяться на неприязнь к русским людям, которая обусловлена определенной ситуацией, и на фобию, которая представляет собой идеологию. Так, например, по данным историков имеется информация, подтвержденная документально, о существовании русофобии еще с начала 16 века. Это связано с тем, что именно в этом столетии запад стал открывать для себя Российское государство. А их любопытство было основано на ужасе, который вызывался отзывами побывавших в России чужестранцев о людях в частности и о стране в целом.

Однако, следует акцентировать внимание на том, что до 19 века наличие огромного количества негативных отзывов и характеристик не имело проявлений системности. Поэтому бытует мнение, что основной повод к возникновению русофобии, как общей позиции, возник немного позже. Существуют факты, свидетельствующие о том, что русофобия проявляется в самой России, иногда даже в самых неожиданных местах. Формы ее проявления очень разнообразны. Так, например, после нескольких актов терроризма в 2010 году, проведенных в Московском метрополитене, в столице были обнаружены различные надписи такого содержания, как «смерть русским» и др.

Сегодня различают три основные причины возникновения данного вида фобии: на почве либерализма и национально-освободительного движения, следствие конкуренции, на почве культурной идеологии.

Первая причина связана с довольно агрессивной внешней политикой сначала Российской империи, СССР, а затем Российской Федерации. Историк Н. Петров полагает, что многие страны осуждают чудовищные преступления И. Сталина в частности и всей советской власти в целом, вследствие чего появляется неправильное суждение, которое ведет к русофобии. А философ А. Ципко считал одной из причин возникновения русофобии пропагандистскую компанию российского правительства в области борьбы с любыми проявлениями фашизма.

Вторая причина может быть связана, по мнению Д. Рогозина, с видением России в качестве довольно большого государства, которое может быть опасно для соседей. Также в основе русофобии может лежать неприязнь европейских этносов друг к другу.

А Д. Кьеза заметил искусно сохраняющуюся и искусственно поддерживающуюся посредством западных СМИ подоплеку русофобии, которую он связывал с политическим соперничеством и экономической конкуренцией стран.

Культурно–идеологическая русофобия возникла на почве нелюбви западной интеллигенции к российским гражданам. Русофобия – это следствие представления Западных держав о своем, так называемом экономическом перевесе и культурном превосходстве. Это связано, как правило, с тем, что некоторые западные страны воспринимали русских, как варваров, у которых минимально развита культура и существует склонность к автократической модели правления. Тогда как Европа стремится к развитому демократическому обществу. С развалом Союза такое мнение снова набрало обороты, однако связано оно уже стало с русскими эмигрантами или русскими гражданами в связи с их вовлеченностью в криминалитет («русская мафия», проституция). Особо заметно проявление русофобии в СМИ и в интернет комментариях, устремленных против всего того, что происходит в России.

Также бытует мнение, что истоки русофобии нужно искать в генетически заложенной исторической памяти общества. Можно, к примеру, взять французов и их бывшего императора Наполеона, который позорно бежал из Москвы. Его некогда великая армия постыдно отступила с Русской земли. Все эти события минувших лет оставили в памяти французских граждан неизгладимый след. И сегодня уже стало неважным, что именно французы первыми развязали войну, так как на уровне национального сознания Российское государство у них продолжает ассоциироваться чем-то опасным и грозным. Таким же примером может служить и Германия.

История русофобии

Активную пропаганду против Российской империи вело польское и литовское правительство, писатели и историки, а затем и иезуиты. Причиной возникновения такой пропаганды служит соперничество за Русские земли. Также такая пропаганда возникла на почве борьбы православия с католичеством. Так, например, король Сигизмунд 1, старался любыми путями прекратить и предотвратить любые политические союзы Руси в Европе. Он пытался убедить западных монархов в том, что русские – это не христиане, а безжалостные варвары, которые относятся к Азии и имеют сговор с татарами и турками о разрушении всего христианского мира.

Истоки русофобии берут свое начало еще со времен раскола между Римской империей и Константинополем по причине религиозного несогласия. В основе русофобии и неприятия Православной церкви лежит неприятие Западом вообще христианского Востока. Россию во все времена относили к отщепенцам и раскольникам.

Так сложилось, что в 16 столетие Европа стала открывать для себя Русское государство. Она тогда еще воспринимала Россию по принципу «чужой». Вначале нелюбовь к России Европой шла от осознания того, что в Российском государстве другая культура, чуждая и непонятная европейцам, сами русские люди и их поступки также непонятны и чужды европейцам. Она с огромным любопытством, а иногда и с ужасом, исследовала традиции, знакомилась с обычаями и нравами. Так как основная часть населения Европы узнавала Россию только по описаниям соплеменников, а их описания и отзывы носили чаще негативный окрас, то и мнение основных масс основывалось на этом. Это связано с тем, что так устроено человечество – оно отрицает то, что не понимает. А Запад и по сей день не понимает загадочную русскую душу, вследствие чего культивирует в себе русофобские настроения.

В конце 18 столетия и в начале 19 столетия происходит зарождение русофобского настроя как системы, которая обуславливает враждебно-агрессивную политику по отношению к Российскому государству той или иной страной.

Вначале такие настроения появились во Франции в 1815 году после провала наполеоновских планов по захвату чужих территорий. Затем в 20-40 годы 19 века русофобией заразились англичане. Историк А. Фурсов характеризует системную русофобию в качестве психоисторического оружия. Целью такого оружия является возможность доказать себе и русским, что они отстают в развитии, так как оно не соответствует западному варианту, тем самым ставя русских в заведомо проигрышное состояние защиты. Запад считает свою культуру, свое развитие, свои традиции своеобразным эталоном, которому остальные должны соответствовать.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что зарождение русофобии как системы началось после проведения антилиберальной и милитаристской политики Николая 1. После ряда его успехов в военных действиях Российское государство стало вызывать опасения и восприниматься в качестве угрозы интересам некоторыми Европейскими державами.

Однако самым опасным проявлением русофобии считается внутренне мировоззрение страны с русофобским окрасом. Как весь мир сможет избавиться от русофобии, если сами русские не уважают свой народ, его традиции, историю государства. Для русского человека не существует такого понятия как Родина. Для него Родина – это там где ему будет хорошо. Такая позиция непонятна европейцам.

Важнейшей проблемой современного русского общества является массовое невежество, незнание своей истории, неуважение к истории государства. Невежество всегда ведет к сомнениям, к подверженности чужим мыслям и идеям, влиянию чужих традиций и пренебрежению своими традициями и культурой. По этой причине и зарождается феномен русофобии в самом русском государстве и сознании российского гражданина.

Большинство историков сходятся во мнении, что истоки русофобии скрыты в самом национальном сознании россиян. Об этом свидетельствует огромное количество русофобов, проживающих в самой России, а также среди известных общественных российских деятелей. Данную позицию также доказывает и особый русский менталитет, в основе которого лежит устремленность к жесткой самокритике.

Борьба с русофобией

Существует несколько определенных взглядов на возможные пути преодоления и борьбы с любыми проявлениями русофобии, которые исходят из различных пониманий ее корней. Одной из причин неприязненного отношения к российским гражданам является следствие недоступности в общем пользовании объективной информации о русских, из-за недостаточности культурных связей между странами Запада и Россией, а также вследствие непонимания и недостатка взаимодействия между коренным населением и русскими диаспорами внутри этих стран.

В случаях проявлений русофобских настроений нецелесообразным будет отворачиваться в отместку от культур таких стран, запираться в пределах собственной культуры и государства. Неприязнь, непонимание, нелюбовь можно побороть только при условии установления более широких межгосударственных связей и межкультурного взаимодействия.

Русофобия еще может рассматриваться с позиции ее возникновения как следствие глубокого укоренения расизма в западном сознании и мировоззрении. Вследствие чего многие ученые полагают, что абсолютное преодоление проявлений русофобии будет маловероятным. В таком случае их можно только смягчить или совсем устранить внутренние проявления, однако в сознании иностранных граждан русофобский настрой останется. Для преодоления русофобии, вызванной укоренением расизма в сознании западных граждан, можно применять опыт и средства борьбы за собственные права чернокожих в США и евреев в Западной Европе.

Еще одним путем преодоления проявлений русофобии может считаться исправление ошибочных трактовок самой фобии. Часто любые критические высказывания в адрес российских людей или России трактуются в качестве русофобских настроений. Существует мнение, что люди, указывающие на проявление русофобского настроя, делают это, в основном, по причине своей собственной нездоровой нетерпимости.

В числе общих целей, направленных на борьбу с русофобскими проявлениями, нужно выделить необходимость целесообразного и разумного подхода к проблемам данной фобии. Такой подход должен базироваться на всестороннем изучении и обсуждении проблемы, мониторинге ее динамики, мягком воздействии, без агрессивных методов, на поведение и взгляды людей, склонных к русофобским проявлениям, согласно национальным интересам.

Специалистам, и не только им, известно невероятное количество различных фобий. К примеру, кто-то до ужаса боится пауков, а у кого-то наблюдается чётко выраженный страх одиночества, закрытого пространства, высоты и многого другого. Доходит даже до совсем абсурдных - боязнь получения подарков, вида пуговиц и т. п. Но существуют и более серьёзные, в глобальном смысле, фобии, в число которых входит и русофобия.

Что это означает, несложно догадаться - термин имеет непосредственное отношение к России и русскому народу . Причём такое понятие на сегодняшний день объясняет не только страх перед этой страной, но и представляет собой целое собрание однородных концепций, а также идей, касающихся русского населения.

По сути, russophobia - это ярко выраженное чувство неприязни, подозрения и враждебности как к самому русскому народу, так и к России в целом.

С точки зрения некоторых специалистов, русофобия является отдельным проявлением этнофобии. Другие же полагают, что, по сравнению с другими национальными фобиями, эта разновидность национальной неприязни приняла форму некой идеологии, имеющей своё развитие, генезис, терминологию, строение и даже особенное проявление, а также хранящей в себе некий исторический контекст.

Немного истории

Сам термин «русофобия» стал широко известен благодаря великому русскому поэту Ф. Тютчеву, который, по мнению некоторых исследователей, противопоставлял этому слову ещё одно понятие - панславизм.

Что же касается возникновения самой идеологии, то появилась она в XVI веке, когда враждебной пропагандой занимались польские и литовские деятели, выступающие против государства Российского. К их числу относились не только политики, но и писатели, историки, а также служители церкви. Подобное мировоззрение возникло на фоне происходящих в то время исторических событий, когда многие хотели обладать русскими землями. Помимо этого, появилось противостояние между православными и католиками. В число наиболее известных и агрессивных русофобов входит и польский король Сигизмунд.

Среди наиболее известных ярых русофобов можно отметить также следующих деятелей:

  • Шевалье д, Эон (1728-1810).
  • Михаил Сокольницкий (1760-1816).
  • Астольф де Кюстин (1790-1867).
  • Чарльз Страдфорд Каннинг (1786-1880).
  • Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
  • Франц-Иосиф (1830-1916).

Также в XVI появилась так называемая европейская русофобия, возникновение которой было было обусловлено открытием России народами Западной Европы. Европейцы стали знакомиться со славянскими традициями и бытом, кто-то из них относился к этому с большим интересом, кого-то же, наоборот, всё, что касается славян, приводило в ужас.

Сейчас в архивах можно ознакомиться с негативными отзывами иностранцев, посещавших Русь в те времена. Несмотря на это, русофобия XVI века всё же не представляла собой целую систему. В то время подобной идеологии либо не существовало вовсе, либо она была тщательно завуалирована по причине сильного страха перед турками. Ведь европейцам Россия представлялась в качестве силы, способной сдерживать Османскую империю.

Полное формирование русофобской идеологии стало наблюдаться только к концу XVIII века, когда по происходившим изменениям было понятно, что русофобия превратилась в систему, которая работает на продвижение враждебной политики государств против Руси. Сначала это наблюдалось во Франции, а после поражения наполеоновских войск, русофобия захватила и Англию. С точки зрения большинства историков, окончательное формирование русофобской системы произошло именно там.

Специалисты, анализируя причины появления русофобии, полагают, что подобное поведение западноевропейских государств связано с их желанием указать русскому народу на его «несоответствие» европейским нормам.

Классификация определения

Хотя многим из нас слово русофобия хорошо известно, но вот классифицировать это понятие довольно сложно. На самом деле, существует две теории разделения русофобской идеологии на виды. Согласно первой, которая принадлежит Семёну Чарному, русофобия подразделяется на элитную и низовую:

  • Элитная носит политический характер и предполагает совершение антирусских действий какой-либо державой или её регионами.
  • Низовая же относится к широким массам, которые настроены против России.

Две эти разновидности не всегда существуют параллельно друг от друга. Бывает так, что они объединяются, сформировав таким образом цель, ведущую к изгнанию или ликвидации народа.

А вот автор второй концепции А. И. Фурсов уверен, что русофобия не всегда может быть целостной идеологической системой, а просто представлять собой временное ухудшение отношения к русскому народу, вызванное наступлением определённых событий.

Причины появления

Точные причины возникновения русофобии до сих пор не установлены. Между тем, условно можно выделить три концепции:

  • Агрессия . Согласно первой, принадлежащей Никите Соколову (историк), всемирная ненависть к россиянам появилась вследствие ведения государством агрессивной внешней политики. Причём это касается как Древней Руси, так и современной России. Точку зрения Соколова разделяет также философ Александр Ципко, по утверждениям которого русофобская идеология возникла в результате непродуманной пропаганды российского руководства против фашизма.
  • Страх . Ещё одной причиной появления русофобии считается конкуренция. По мнению Юрия Пивоварова, формирование русофобской системы связано не только с конкуренцией, но и с ксенофобией, которой страдают европейские народы. А Дмитрий Рогозин ко всему этому добавлял ещё и неприязнь европейских народов друг к другу, что послужило причиной возникновения европейской русофобии. Некоторые исследователи полагают, что ненависть к России возникла благодаря европейским средствам массовой информации, которые постоянно всяческим образом это поддерживают. Но такое отношение СМИ опять-таки вызвано желанием европейских государств превосходить Россию как в экономическом, так и в политическом плане.
  • История русофобской идеологии предполагает также наличие ещё одной причины возникновения этого понятия - культурно-идеологической. Появилась она благодаря уверенности западных государств в том, что русский народ, по сути, является варваром, не имеющим материальной культуры, для которого характерна сильнейшая автократия.


Подобные утверждения вновь появились после падения «железного занавеса». Помимо этого, такое отношение к России подогревалось вовлечённостью русских в преступную деятельность за границей.

В XIX веке русскоязычные средства массовой информации за рубежом стали вести активную пропаганду против русских мигрантов. В наше время для этих целей широко используются просторы интернета.

Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, некоторые специалисты всё же полагают, что простые европейцы относятся к русским довольно лояльно, поэтому о тотальной русофобии речи быть не может.

Отдельно стоит поговорить о русофобии на Украине. После распада Советского Союза во всех бывших союзных республиках начался процесс возрождения и культивирования национального сознания. Народы, бывшие некогда одной большой семьёй, дистанцировались от России. Особенно в этом преуспели украинцы, когда к власти в стране пришли оппозиционеры, которые яро выступали за единение со Штатами и против России. История переписывалась на ходу, начиная с Московского княжества, когда якобы свободная Украина попала под гнёт русских.

Подменённые ценности и переделанная история сыграли немаловажную роль в процессе воспитания детей и подростков, в результате чего страна получила целое поколение истинных русофобов. Именно они принимали активное участие в организации Майдана и кровавой революции в 2014 году. Происходящие события затронули сознание миллионов украинцев, а для жителей Крыма послужили толчком к проведению референдума о присоединении к большой и сильной России.

В то же время юго-восток Украины (Донбасс) потребовал от властей федерализации. Две области Донбасса провозгласили себя независимыми республиками. С того самого момента отношение украинского народа к русским окончательно испортилось, возникла лютая ненависть к русским. Россию объявили агрессором, а на Украине вновь возродился побеждённый когда-то фашизм.

Даже несмотря на то, что около четверти населения «Незалежной» считает себя русскими, а больше 50% говорят на русском языке, русофобство стало чуть ли не национальной гордостью. Средства массовой информации Украины неустанно поддерживают в сознании народа ненависть ко всему русскому, позиционируя Россию как главного противника украинского народа.

В последнее время борьба с русофобской идеологией приобретает всё большее значение на фоне подъёма национального патриотического сознания. Причём это касается не только мирового пространства, но и отдельно взятых регионов внутри страны.

Поскольку обычаи, быт и уклад жизни русского народа до сих пор остаются загадкой для иностранцев, очень важным аспектом является культурное взаимодействие. Необходимо вести активную просветительскую деятельность среди населения других стран, донося до людей истинные сведения о сущности русской нации и о России в целом.

Особенно актуальным это представляется для жителей Украины, сознание которых попало под влияние западных средств массовой информации, ведущих пропаганду против России, предоставляя ложную искажённую информацию. Боязнь русских на Западе имеет глубокие корни, поэтому считается, что победить её полностью невозможно. Однако, изучать этот вопрос всё же необходимо с целью определения динамики и выработки способов воздействия на проявления русофобии.

Так уж исторически сложилось, что ненависть к русским присутствовала практически постоянно, особенно в западных странах, которые считали себя наиболее цивилизованными и всячески старались навязать русскому народу свою культуру и быт. Но русские всегда были независимы и самолюбивы, что позволило России выстоять даже в самые неблагоприятные времена, сохранив целостность государства, а также национальные обычаи и устои.