Произведения шишкина. Иван иванович шишкин

русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист

Иван Шишкин

Краткая биография

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств.

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872).

Иван Крамской.
Портрет И. И. Шишкина .
(1873, Третьяковская галерея)

В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне - Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество

«Портрет И. Шишкина».
И. Н. Крамской
(1880, Русский музей)

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , - считают некоторые критики. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни; он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884-1885 годах, издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.

«Утро в сосновом лесу».
И. Шишкин, К. Савицкий

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Семья

Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

  • Первая жена (с 28.10.1868) Евгения Федосеевна Васильева (1847-1874). В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871-1873) и Константин (1873-1875), дочь Лидия (1869-1931).
  • Вторая жена Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850-1881) - художница-пейзажистка, ученица Шишкина. У них 21 июня 1881 года родилась дочь Ксения, которую после смерти матери воспитала её сестра, В. А. Лагода.

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым расположены Шишкинские пруды. Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.

Ряд улиц в различных городах России назван в честь И. И. Шишкина.

В филателии

В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.

50 лет со дня смерти И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1264; Mi #1220).

И. И. Шишкин. «Рожь». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1265; Mi #1221).

И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1266; Mi #1222).

И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1267; Mi #1223).

Пятый международный конгресс по охране лесов. На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». СССР, 1960 год, (ЦФА (ИТЦ) #2466; Mi #2384).

И. И. Шишкин. «Сосновый бор». СССР, 1971 год, (ЦФА (ИТЦ) #4058; Mi #3935).

биография и творчество

Родина одного из самых известных, даже культовых художников России - город Елабуга . Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.

Портрет И.И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Семья и учеба

На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.

Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет

Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника - учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.

В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество - Елабугу.

Заграничные перипетии

За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»,


за нее получил звание академика.

Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины

«Рубка леса»,

несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно

«Полдень. В окрестностях Москвы».

Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.

Место леса в творчестве Шишкина

В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину

«Сосновый бор».

Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.

Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы - «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.

Творческие приемы

Самая известная картина мастера -

«Утро в сосновом лесу»,

представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.

Итог всего творческого пути Шишкина - полотно

«Корабельная роща» (1898 г).

Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство - невероятная монументальность.

Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.



Сестрорецкий бор 1886


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Берёзовый лес 1871

Дуб. роща1887

Берёзовая роща

Берёза и рябинки 1878

Перед грозой 1884

Среди долины ровныя... 1883


Вид в окрестностях Петербурга 1865

Зима в лесу, иней 1877

На севере диком

Над набережной 1887

Хвойный лес 1873


Зима 1890

Хвойный лес. Солнечный день 1895


Рожь 1878


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии


Вечер 1871


Вид на взморье


Дождь в дубовом лесу 1891

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Лес 1897


Ранняя осень 1889

Осенний лес 1876


Горная дорожка. Крым 1879


Золотая осень 1888


Зимний лес

Сосновый лес


Лес в Мордвинове. 1891


Грибники

Ручей в берёзовом лесу 1883


Дали


Зима. Подмосковье. Этюд

Сосны. освещённые солнцем


Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Две женские фигуры 1880-е


Дети в лесу


Первый снег 1875


Прогулка в лесу 1869


Дубки 1886


В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом 1879

Сосна на скале. 1855


Лес вечером 1868-1869



У берегов Камы близ Елабуги

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Рожь Сосновый бор Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
  • И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
  • Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу». Помимо этой выдающейся работы у живописца имеются десятки других, которые висят на стенах лучших музеев мира.

Иван Иванович с названиями, расположенные в Третьяковской галерее

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» - это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Картины с названиями - в количестве двенадцати полотен - расположены в помещении Третьяковской галереи, которую стремятся посетить туристы со всего мира и москвичи - истинные ценители искусства.

«Утро в сосновом лесу»

В 80-90-х годах XIX столетия писались самые Шишкина. С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры, из-за которых смысл полотна был бы двояким. «Утро в сосновом лесу» - русского реалистичного пейзажа. Глядя на полотно, сложно понять, что это не фотография, а картина - настолько искусно Шишкин передал игру света и теней, а также деятельность своих главных персонажей - медведицы с тремя медвежатами. В темной глуши бора случайный луч солнца, который пробивается сквозь тяжелые кроны деревьев, - показатель времени суток, в данном случае - утра.

Работа над картиной происходила в 1889 году. Шишкину помогал художник Савицкий, который изначально настаивал на своем авторстве фигур медведей. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Живописец долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. В поисках идеальных медведей и подходящего леса он объездил всю и, повстречав бурое семейство, дописывал его по памяти. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года, и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).

«На севере диком»

Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «…Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Произведение было подготовлено к пятидесятилетию со дня смерти Михаила Юрьевича и стало достойной иллюстрацией сборника его стихотворений. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.

Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Как поэт словами, так и кистью с краской живописец передает настроение, в данном случае - задумчивое и немного грустное. Мотив одиночества очевиден: у края обрыва стоит сосна, отдалившаяся от остального леса, ветви которой тяжелы от навалившего снега. Впереди - синяя пропасть, наверху - такого же цвета ясное, но грустное небо. Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые.

«Рожь»

Известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает...». Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Картины с названиями этого живописца передают простоту, доброту и глубину его души, но концепция произведения становится понятной после долгого и пристального разглядывания. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.

«Итальянский мальчик»

Иван Шишкин был самым просвещенным художником русского реализма, поэтому своим долгом считал изображать на полотне не только пейзажи, но и портреты, которых в коллекции живописца не так много. Однако талант автора от этого не становится меньше - стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Год написания портрета неизвестен, но, вероятно, Иван Иванович создал его в поздний период своего творчества. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.

«Рубка леса»

Поваленные деревья - частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Последняя работа автора является наиболее известной. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах, и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане, известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой.

О работах Ивана Ивановича Шишкина знают даже люди, далекие от живописи. Шишкин получил популярность еще при жизни, рисуя природу России, которую он так любил. Современники называли его "царем леса", и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.

Картины известного пейзажиста сложно спутать с работами других художников. Природа на полотнах Шишкина показана выборочно. Пейзажист рисовал ее крупным планом, делая акценты на шершавой коре деревьев, зелени листьев, выпирающих из земли корнях. Если Айвазовский предпочитал изображать силу стихии, то природа Шишкина кажется умиротворенной и успокоенной.

(Картина "Дождь в лесу" )

Художник умело передавал это чувство успокоенности через свои полотна. Природные явления он показывал не так часто. На одной из его картин изображён дождь в лесу. В остальном природа кажется незыблемой и почти вечной.

(Картина "Бурелом" )

На отдельных полотнах изображены объекты, которые пережили нашествие стихий. Например, у художника есть несколько полотен с названием "Бурелом". Стихия отбушевала, оставив после себя груду поломанных деревьев.

(Картина "Вид на остров Валаам" )

Шишкин любил остров Валаам. Это место вдохновляло его на творчество, поэтому среди картин художника можно найти пейзажи с изображением видов Валаама. Одна из таких картин - "Вид на острове Валаам". Отдельные полотна с пейзажами острова принадлежат раннему периоду творчества художника.

(Картина "Сосны освещенные солнцем" )

Стоит отметить, что уже с самого начала Шишкин определился с манерой изображения природы. Он не берет масштабных объектов и не стремится показать целиком лес, сосредотачиваясь на "трех соснах".

(Картина "Дебри" )

(Картина "Рожь" )

(Картина "Дубовая роща" )

(Картина "Утро в сосновом лесу" )

(Картина "Зима" )

Одна из интересных картин художника - "Дебри". На полотне изображен участок леса, нетронутый человеком. Этот участок живет своей жизнью, даже земля на нем целиком покрыта растительностью. Если бы в это место попал человек, то он ощутил бы себя героем какой-нибудь таинственной русской сказки. Художник сконцентрировался на деталях, изображая глубины леса. Он с потрясающей точностью передал все мелочи. На этом полотне можно увидеть и поваленное дерево - след бушевавшей стихии.

(Зал картин Ивана Шишкина в Третьяковской галерее )

Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. Они по-прежнему привлекают внимание ценителей живописи. Шишкин рисовал не только российский пейзажи. Художник был также очарован видами Швейцарии. Но сам Шишкин признавался, что без русской природы он скучает.