Психологические идеи леонардо да винчи. Революционные идеи леонардо да винчи


Леонардо да Винчи. Практически каждый житель нашей планеты слышал имя этого величайшего итальянского художника, архитектора, скульптора, учёного, философа, мыслителя, инженера, изобретателя и одного из самых выдающихся людей искусства эпохи Высокого Возрождения. Жизнь, работа и творчество этого человека навсегда изменили мир и представления о нём. Чего только стоят его «Витрувианский человек», «Тайная вечеря» и «Мона Лиза» или проекты невиданных в его эпоху изобретений?! Леонардо да Винчи был гением. И в то же время – обычным человеком, таким же, как и все мы. Но что позволяло ему творить денно и нощно, генерировать всё новые идеи, создавать невероятные проекты и быть одним из лучших людей своего времени?

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи изучались и продолжают изучаться многими исследователями по всему миру. И наиболее ярким представителем этой категории исследователей является американский писатель и исследователь в области сущности творчества и гармоничного взаимодействия ума и тела Майкл Гелб. Всего на его счету 13 опубликованных книг, которые посвящены творческому аспекту личности великого художника. Самыми известными среди этих книг являются «Расшифрованный код да Винчи» и «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи: семь шагов к гениальности каждый день», ставшие бестселлерами. Именно в последней своей книге Майкл Гелб описывает семь творческих принципов знаменитого мастера, которые в своей повседневной жизни можете использовать и вы, чтобы развить и максимально активизировать свой . Именно о них мы и поговорим в предлагаемой вашему вниманию статье.

7 принципов творчества Леонардо да Винчи

Любопытство/Curiosita

Любопытство в разной мере свойственно каждому человеку. Вы наверняка обращали внимание на то, что дети, например, всегда задают множество вопросов по поводу абсолютно всего: «Почему море синее?», «Как птицы летают?», «Откуда берётся дождь?». Особенно это характерно для детей до 5 лет. Таким образом они получают информацию об окружающем мире. Однако, согласно мнению Майкла Гелба (и многих психологов, кстати говоря), уровень любопытства снижается со временем, ведь дети начинают ходить в школу, где, как правило, на многие вопросы ответы уже есть, а те вопросы, ответов на которые нет, просто опускаются.

Чтобы творческая активность всегда была на высоком уровне и позволяла творить и находить всё новые идеи, человек должен оставаться любопытным на протяжении всей своей жизни. И любопытными нужно оставаться именно по-детски – интересоваться всем: что, как, почему, откуда, зачем? Все подобные вопросы должны служить топливом для творческой деятельности и указывать направление для работы.

Независимость мышления/Dimostrazione

Для творчества необходимо уметь мыслить разнопланово и смотреть на одни и те же вещи и явления с разных сторон. С течением времени каждый человек обретает свою точку зрения на что-либо, вырабатывает свою позицию и своё отношение. Это, конечно же, хорошо, но очень часто приводит к однобокости мышления: человек ищет подтверждение только тому, что соответствует его видению, интересуется только тем, что ему «подходит», окружает себя соответствующими материалами. А любые другие мнения и точки зрения им начинают отвергаться. Действительно творческий человек должен остерегаться этого – ему необходимо иметь разностороннее видение и рассматривать всё с разных позиций, что позволит быть в своём мышлении независимым, нетривиальным и объективным.

Острота восприятия/Sensazione

Здесь подразумевается умение человека по-настоящему радоваться жизни и его стремление к этому, а также к тому, чтобы проживать «по полной программе» каждый момент, видеть смысл в мелочах и быть счастливым. Внимательность к мелочам является очень важной для творчества. Многие современные люди разучились (никогда не умели!) чувствовать свою жизнь: дуновение ветерка, аромат цветов, блики солнца на воде, мерцающие звёзды в небе – всё это упускается из виду, люди черствеют и становятся невосприимчивыми ни к чему, кроме сиюминутных дел и повседневных забот. Творческий человек должен совершенствовать своё восприятие и тренировать пять своих основных чувств. Майкл Гелб советует обращаться для этого к искусству, музыке, поэзии, а также время от времени баловать себя хорошим вином и шоколадом.

Неопределённость/Sfumato

Как известно, неопределённость часто вызывает страх в человеке. Люди боятся совершать непривычные действия, то, что входит в разрез с их привычками и устоявшимися убеждениями, стремятся избегать необычных ситуаций. Но если человек может быть уверенным в себе даже в непривычных обстоятельствах, это открывает широкие горизонты для творчества. По Майклу Гелбу, огромное и положительное воздействие на раскрытие творческого потенциала оказывает удивление и новые открытия, узнавание того, чего человек не знал раньше. А если делать только то, что привык, то ни о каких открытиях не может быть и речи. Если вы стремитесь к тому, чтобы стать и быть по-настоящему творческой личностью, вы должны культивировать неопределённый образ себя, но при этом определённо быть уверенными в себе. А стремление к неизвестности и парадоксальности должно стать частью вашей натуры.

Воображение и логика/Scienza

Общеизвестный факт – левое полушарие человеческого мозга отвечает за аналитическое мышление, а правое – за креативное. У каждого человека развитие одного всегда преобладает над другим. Однако в современном мире для того чтобы эффективно генерировать новые неординарные идеи человек должен стараться развивать оба полушария, т.е. целенаправленно развивать логическое и творческое мышление. Майкл Гелб считает, что этому в наибольшей степени способствует рисование. Возьмите лист бумаги и карандаш и попробуйте оформить свои мысли в изображения. Что у вас получается? Какие ассоциации у вас возникают? Попробуйте убрать что-то или, наоборот, добавить. Можно ли как-то это применить в своей жизни? Задумайтесь над этим, придумывайте новые идеи и анализируйте их. Это поможет вам развить свой мозг как можно лучше.

Сбалансированность тела и разума/Corporalita

Далеко не каждый человек знает, что Леонардо да Винчи, кроме всего прочего, был прекрасно развит физически. Он даже считался одним из наиболее сильных во всей Флоренции людей, а также был отличным наездником и превосходно фехтовал. Майкл Гелб уверен, что творческая активность представляет собой особый род интеллектуальных упражнений, требующих наличия немалых энергетических ресурсов. Человек, слабый физически, по его мнению, никогда не сможет повысить свой творческий потенциал до должного уровня. И поэтому одной из неотъемлемых составляющих творческой деятельности, а также жизни творческого человека являются физические упражнения и и, естественно, поддержание себя в хорошей форме. Леонардо да Винчи, кстати говоря, в одинаковой степени хорошо владел обеими руками.

Диаграмма связей/Connessione

Диаграмму связей также можно назвать диаграммой мыслей или схематическим изображением системного мышления. Майкл Гелб придерживается мнения, что эта диаграмма очень важна для способности генерировать новые идеи, т.к. наглядно отображает безграничность возможностей человеческого мозга. В большинстве случаев она представляет собой особую древовидную схему, где в центре находится главное понятие, а отходящие в разные стороны «ветви» — вызываемые им ассоциации. Использовать диаграмму связей в творческой деятельности очень эффективно. Об этом говорит хотя бы то, что она практически всегда применяется на мозговых штурмах, для стратегического и в разного рода .

Вопреки широко распространённому мнению о том, что творческое мышление является даром и недоступно тем, кто этого дара не имеет, это отнюдь не так. Человек может совершить открытие или изобрести что-то, ничего для этого не делая, только в очень редких случаях. Вспомните хотя бы, . Для того чтобы ваш творческий потенциал развивался, вы должны намеренно его развивать. Майкл Гелб говорит, что не нужно «придумывать колесо», а достаточно лишь «крутануть» его посильнее, тем самым дав своим идеям жизнь и развитие. Применяйте на практике 7 творческих принципов Леонардо да Винчи и скорее всего вы и сами сможете стать «универсальным человеком».

Творческих успехов вам и новых открытий!

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи. Он 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой - хозяйка таверны, известная под именем Катерина.

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей. В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом.

Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.

Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия, начиная с античности, считалась «дурной субъективностью». Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

«Витрувианский человек» - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492 г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека».

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновения геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.

Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности.

Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто «разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы». Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека.

Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

В более чем 7 тысяч страниц дневников и манускриптов Леонардо да Винчи, которые сохранились до наших дней, особое место он отводит исследованиям человека. На протяжении всей жизни Леонардо собирал и накапливал всесторонние знания о человеке, анатомии и телосложении, движениях и поведении, душевных состояниях и их выражении во внешнем облике. Анализ рукописного наследия художника позволяет исследователям предполагать, что он подготавливал материалы для своего рода энциклопедии Человека. Среди работ Леонардо даже обнаружен подробный план предполагаемого грандиозного труда, который должен был включить сведения обо всех этапах жизнедеятельности человека -- от пренатального периода до старости.

В изысканиях Леонардо большое место занимают записи и зарисовки наблюдений за особенностями поведения и психики человека, свидетельствуя о той исключительной важности, которую великий художник и мыслитель придавал данным вопросам. Необычная для своего времени по глубине и масштабу направленность творческого мышления Леонардо на познание «проблемы психического» и попытка решения ее средствами искусства отмечена и оценена в искусствознании, и его не случайно относят к основоположникам художественного психологизма (отображении языком искусства представлений эпохи о внутреннем мире человека) в европейской живописи.

Приблизиться к раскрытию психолого-исторического значения художественного творчества Леонардо помогают высказанные им идеи о целях и задачах живописи как выражения высшего уровня в познании мира и человека. Содержание этих идей кратко может быть сведено к главной мысли о том, что познание должно быть обращено к видимому и выражено в чувственном образе. «Разве ты не знаешь,-- обращается художник к воображаемому оппоненту в своих заметках,-- что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой». Следовательно, считал он, «та наука полезнее, плод которой наиболее поддается сообщению, и также наоборот, менее полезна та, которая менее поддается сообщению. Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности».

Многие его идеи были воплощены в жизнь только через несколько сотен лет. Давайте разглядим 10 самых именитых концепций, сделанных величавым Леонардо.

10 – Зеркальное письмо

Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности собственных записей либо просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукою? Какими бы ни были предпосылки, большая часть записей Леонардо да Винчи изготовлена в зеркальном отражении.

9 – Акваланг

Увлечение Да Винчи морем вылилось во огромное количество набросков устройств для исследования подводной жизни. Его костюмчик для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности. Практичность художника обосновывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.

8 – Крутящийся мост

Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы понадобиться армиям тех пор. Состоящий из 1-го просвета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему крутиться. Такие мосты были бы достаточно стремительно установлены.

7 – Крылатый планер

Покорение стихии воздушной заинтересовывало гения более чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

6 – Трехствольная пушка

Невзирая на собственный, в общем-то, дружелюбный характер, Леонардо разрабатывал и военные машины. К примеру, более действенные пушки. Этот легкий концепт полностью мог бы стать ужасным орудием на поле боя.

5 – Воздушный винт

Современные ученые в один глас говорят, что эта конструкция не сумеет взлететь. Все же, эта мысль Леонардо до сего времени остается одной из самых узнаваемых. Конструкция должна была приводиться в движение силой 4 человек. К огорчению, в XV-XVI веках идеи движков еще не было.

4 – Безупречный город

Видя Милан окутанный чумой, Да Винчи грезил о более обмысленном и чистом городке, который бы не постыдно было именовать домом. Его строительные эскизы очень детальны и содержат даже описание вентиляции в конюшнях. К разочарованию современных миланцев, стадиона в городке предвидено не было.

3 – Самодвижущаяся повозка

Естественно, это не Ferrari, но для тех пор мысль была просто революционной. Кстати, древесную машину по чертежам Леонардо таки выстроили. Но вышло это исключительно в 2004 году. Ученые 1-го из музеев Флоренции воплотили задумку гения в жизнь и к их большому удивлению она заработала в точности так, как подразумевал Да Винчи.

2 – Геологическое время

Окутать идеей такие большенные отрезки времени, на которых могут происходить значительные конфигурации ландшафта – задачка не обычная. Тем паче, когда уже предлагается готовый ответ на вопрос. Все же, Леонардо да Винчи не был согласен с воззрением, утверждавшим, что ракушки на верхушках гор являются следствием глобального потопа. Он подразумевал, что горы когда-то были берегами морей и со временем очень медлительно подымалиь ввысь, пока не стали такими, как мы их лицезреем. Современная наука приняла сторону Леонардо.

1 – Витрувианский человек

Прямо за древним архитектором Витрувием, Леонардо да Винчи обрисовал безупречного человека. Сейчас этот набросок именуют каноническими пропорциями. Кстати, Витрувианский человек является одним из самых известных изображений в мире.

Леонардо да Винчи жил на рубеже XV и XVI веков, но такое ощущение, что он прилетел туда из будущего. Многие его открытия, изобретения и идеи очень трудно объяснить иначе. Тем не менее есть десятка основных идей и концепций, без которых наш сегодняшний мир был бы другим.

Витрувианский человек. Леонардо да Винчи разработал свою концепцию идеального телосложения на основе пропорций, предложенных римским архитектором и механиком Витрувием. У сердитого мужчины, изображенного да Винчи, сейчас есть повод для радости: это один из самых узнаваемых в мире эскизов.

Геохронология. Большинство современников да Винчи считали, что окаменелые моллюски в горах оказались там из-за Великого потопа. Итальянский художник и изобретатель думал иначе. Именно ему первому пришла в голову идея о движении тектонических плит.

Самодвижущаяся повозка. Конечно, это не Ferrari, но для эпохи да Винчи конструкция этой повозки была поистине революционной. Деревянный «автомобиль» двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. В 2004 году ученые в одном из музеев Флоренции создали точную копию повозки и обнаружили, что она действительно едет так, как задумал изобретатель.

Идеальный город. Да Винчи жил в Милане во времена чумы, но мечтал о более чистом и продуманном городе, которым мог бы гордиться. Он оставил после себя очень подробные архитектурные чертежи, в которых предусмотрены даже крытые конюшни с системой вентиляции. Да Винчи предлагал построить двухуровневый город, где верхний уровень предназначался бы для пешеходных и наземных дорог, а нижний — для связанных с подвалами домов тоннелей и каналов, по которым бы двигался грузовой транспорт.

Вертолет. Современные ученые сходятся во мнении, что эта конструкция вряд ли когда-то летала, но концепт вертолета, придуманный да Винчи, до сих пор является одним из самых известных. Этой штуковиной должна была управлять команда из четырех человек. Есть версия, что дизайн вертолета был навеян детской игрушкой в виде ветряной мельницы, популярной во времена изобретателя.

Пулемет. Будучи больше мыслителем и ученым, чем бойцом, да Винчи все-таки нередко задумывался о концепциях оружия. Например, он предложил более эффективную конструкцию пушки, у которой три ствола вместо одного.

Крылатый параплан. Воображение да Винчи было до предела наполнено идеями летающих машин, в том числе несколькими концепциями парапланов с хлопающими крыльями.

Вращающийся мост. Будучи поклонником быстрого передвижения, да Винчи считал, что его вращающийся мост лучше всего пригодится в военных действиях. Согласно концепции, мост из легких, но прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе на колесиках, позволял армии быстро разворачиваться и сворачиваться в нужном месте.

Скафандр для ныряния. Да Винчи также был очень увлечен морем, и это вдохновило его на создание концептов аппаратов для исследования подводного мира. Его подводный костюм был сшит из кожи и соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который плавал на поверхности воды. Изобретатель предусмотрел даже мешочек для сбора мочи.

Зеркальное письмо. Был ли знаменитый почерк Леонардо попыткой избежать плагиата или же да Винчи писал так, чтобы не размазывать рукой чернила по бумаге? Как бы там ни было, ему это нравилось: большая часть его записей сделана справа налево.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи - великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа "универсального человека" - идеала итальянского Ренессанса. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков. Окруженный легендами ещё при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения. Никто не будет отрицать, что великий да Винчи был настоящим гением. Многие его идеи были воплощены в жизнь только через несколько сотен лет после смерти мастера. Десять самых знаменитых концепций, созданных великим Леонардо, представляет iscience.ru.

1. Витрувианский человек

Вслед за античным архитектором Витрувием Леонардо да Винчи описал идеального человека. Теперь этот рисунок называют каноническими пропорциями. Кстати, Витрувианский человек - одно и самых узнаваемых изображений в мире.

2. Геологическое время


Охватить мыслью такие громадные отрезки времени, за которые могут происходить существенные изменения ландшафта, задача не из простых. Тем более, когда уже предлагается готовый ответ на вопрос. Однако Леонардо да Винчи не был согласен с мнением, которое утверждало, что ракушки на вершинах гор являются следствием всемирного потопа. Он предполагал, что горы когда-то были берегами морей и со временем очень медленно поднимались, пока не стали такими, какими мы их видим. Современная наука приняла сторону Леонардо.

3. Самоходная тележка


Конечно, это не Феррари, но для того времени идея была просто революционная. Кстати, деревянную машину по чертежам Леонардо таки построили. Но произошло это только в 2004 году. Ученые одного из музеев Флоренции воплотили замысел гения в жизнь, и по их огромному удивлению тележка заработала точно так, как предполагал да Винчи.

4. Идеальный город


Видя Милан, охваченный чумой, Да Винчи мечтал о более продуманном и чистом городе, который не стыдно было бы назвать домом. Его архитектурные чертежи очень подробные и содержат даже описание вентиляции в конюшнях. Может, современные миланцы были бы разочарованы, но стадион в городе не был предусмотрен.

5. Воздушный винт


Нынешние ученые в один голос твердят, что такая конструкция не сможет взлететь. Однако эта идея Леонардо до сих пор остается одной из самых известных. Конструкцию должны были приводить в движение четыре человека - увы, в XV-XVI веках двигателей еще не было.

6. Трехствольная пушка


Несмотря на свой миролюбивый характер, Леонардо разрабатывал много военных машин. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.

7. Крылатый планер


Покорение воздушной стихии интересовало гения не менее проникновения в морские глубины. Один из планеров, которые наметил да Винчи, был с открытой кабиной, оборудованный системой управления для пилота, а лететь должен был с помощью подвижных крыльев.

8. Вращающийся мост


Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы потребоваться тогдашним армиям. Мост, состоящий из одного пролета, крепился к берегу вертикальным шарниром, и это позволяло ему вращаться. Такие мосты можно было довольно быстро установить.

9. Акваланг


Увлечение да Винчи морем вылилось в многочисленные чертежи устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности. Практичность подхода художника доказывает продуманность даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.

10. Зеркальное письмо


Это был прием для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость не размазывать чернила (Леонардо писал левой рукой)? Какими бы ни были причины, подавляющая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.