Рисование с отражением. Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением) «Отражение деревьев в воде» план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Предлагаем небольшой урок, который поможет Вашему ребенку научиться рисовать отражения в воде тремя способами. Попробуем это сделать на примере трех одинаковых рисунков, где изображен простой пейзаж с мельницей.

Для обучения понадобятся:

Простой карандаш и ластик;
- акварельная бумага;
- акварельные краски и кисточки;
- банка воды;
- чистая тряпка для вытирания кисточек.

Итак, начнем!

Сначала разделите лист бумаги пополам и в верхней части схематично отрисуйте мельницу, кусты и землю, как показано на рисунке. Напоминаем, что Вам понадобится три одинаковых рисунка для трех разных техник.

Для раскрашивания можно использовать цвета, которые Вам больше нравятся, либо те, что указаны на рисунке. Вообще, цвета могут быть любыми: этот рисунок - просто упражнение.

Под первым рисунком нарисуйте зеркально отраженную мельницу, как показано на рисунке. Используйте те же самые цвета, только не раскрашивайте небо. Дайте рисунку высохнуть, а затем нарисуйте воду. Для этого разведите с водой ту же краску, которая использовалась для неба и, набрав ее в толстую кисточку, нарисуйте воду горизонтальными движениями прямо поверх остальных цветов. Получившийся эффект будет напоминать воду: цвета немного поблекнут и размоются.

Здесь отражение должно получиться немного изорванное. Используя те же цвета, нарисуйте зеркальное отражение мельницы, кустов и земли слегка прерывистыми зигзагообразными движениями (как показано на рисунке). Затем нарисуйте воду, используя тот же цвет, что и для неба, но более густой.

В данном случае следите за тем, чтобы не смазать рукой рисунок и чтобы линии получались ровными, горизонтальными и не загибались.

В этом случае результат сложнее всего предугадать, т.к. он рисуется по-мокрому. Сначала разведите голубой цвет с водой и нарисуйте воду. Подождите полминуты, чтобы краска чуть-чуть начала подсыхать и нарисуйте остальное по-мокрому. Важно, чтобы фон был не слишком мокрым, т.к. тогда краски могут слишком расплыться. В то же время он должен быть достаточно влажным, чтобы краски растеклись. Следите, чтобы цвета не были слишком насыщенными: отражение должно получиться относительно блеклым.

По материалам курса Энди Уолкера, британского художника и руководителя известных курсов рисования акварелью, где для обучения применяется техника "шаг за шагом", считающаяся самой продуктивной.

Этот урок акварельной живописи научит вас трем методам передачи отражений предметов на водной глади. Каждым из способов я рисовал одну и ту же композицию, поэтому вам будет легко сравнить результаты. Главной целью является разучивание разных техник изображения воды. С их помощью вы либо откорректируйте свой подход, либо выберите и будете применять самый понравившийся из представленных ниже.

Для этого упражнения я выбрал картинку с мельницей в роли ключевого объекта, ведь она интереснее обычного здания. Также ее крылья усложняют задачу, требуя правильного воспроизведения их угловатой формы.

Для этого урока вам понадобятся :

  • Лист акварельной бумаги;
  • Карандаш (чтобы сделать набросок или перекопировать изображение мельницы);
  • Акварельные краски;
  • Акварельные кисти;
  • Вода для ополаскивания кистей;
  • Чистая ткань или салфетка для промакивания кистей.

Итак, за работу!

Сделайте три копии композиции с мельницей

Карандашом слегка набросайте контуры мельницы (как на примере сверху) на листе акварельной бумаги. Нарисуйте ее три раза в один ряд, согласно числу применяемых техник. Затем, под крайней слева мельницей изобразите одно ее отражение.

В качестве альтернативы можете распечатать силуэт мельницы по ссылке и перевести его через кальку. Если в вашем принтере есть водостойкие чернила, можете напечатать рисунок прямо на акварельной бумаге.

Теперь выберем цвета.

Оттенки акварели для рисования мельницы


Используйте предложенные пигменты, как показано на картинке выше, или выберите другие на своё усмотрение. Не бойтесь делать что-то по-своему, ведь это простая презентация техники. Просто заполняйте каждый участок рисунка сплошной размывкой.

Я применял следующие цвета акварели:

  • Небо : Церулеум синий (Cerulean Blue)
  • Передний план : Кадмий жёлтый (Cadmium Yellow) и Церулеум синий (Cerulean Blue)
  • Кустарники: Кадмий жёлтый (Cadmium Yellow) и Ультрамарин (Ultramarine)
  • Лопасти мельницы : Сиена жженая (Burnt Sienna)
  • Двери, окна и крыша мельницы : Сиена жженая (Burnt Sienna) и Ультрамарин (Ultramarine)

Давайте разберём первый метод.

Способ 1: Пропишите акварелью первое отражение мельницы, и дайте ему высохнуть

Тем же тоном, которым вы раскрасили мельницу, изобразите ее отражение (небо не переносите). Позвольте картинке просохнуть перед тем, как заняться поверхностью озера.

Способ 1: Рисуем обычное отражение в воде

Теперь, когда у вас есть высохшее отражение мельницы, осталось прописать водную гладь. Для этого закрасьте эту область размывкой из Церулеума синего (Cerulean Blue) прямо поверх мельницы и отраженных объектов переднего плана, включая кусты.

Так вы приглушите цвета, после чего отражения будут выглядеть так, словно действительно находятся в воде. Это именно тот эффект, которого мы добиваемся.

Способ 2: Техника получения раздробленных волнами отражений

Раскрасьте отражение мельницы и сам пруд теми же пигментами, что и прежде. Но в этот раз пишите отрывистыми поперечными мазками. Для ориентации можете наметить карандашом крайние точки отраженных форм.

Накладывая мазки, не сгибайте запястье, иначе линии не будут прямыми. Вместо этого крепко держите кисть, и пусть движение идет от локтя.

Способ 3: Отражение в воде методом сырым-по-сырому

Результаты этой техники непредсказуемы, но довольно реалистичны. Мы собираемся работать сырым-по-сырому. Для этого сперва необходимо изобразить воду, а потом поверх нее прописать мельницу.

Расположите бумагу горизонтально. Всю зону озера покройте размывкой из Церулеума синего (Cerulean Blue), и немного подождите. Если поспешить с введением других цветов, они поползут по влажной акварели, превращаясь в бесформенное пятно. Но нанесите краску слишком поздно, и получите «цветную капусту» и смазанную фоновую размывку, или же цвета и вовсе не смешаются.

Советую для начала попробовать накапать немного «мельничной» акварели в сырой первый слой, и понаблюдать за ее поведением. Если она лишь немного растечется, то можно дорисовывать остаток формы. Просто вкрапляйте краску легкими касаниями, и пускай эффект сырым-по-сырому выполнит остальную работу. Рисково, но продуктивно!

Конечный результат трех техник


По выполнении третьего метода передачи отражений в воде у вас появился пример, к которому вы всегда сможете обращаться при желании нарисовать подобную картину. Можно прикрепить этот листок к доске с заметками, либо вложить в скетчбук.

О художнике : Энди Уокер преподает акварельную живопись уже много лет. За это время он перепробовал множество методик обучения. Он выяснил, что пошаговая демонстрация - самая эффективная из них, и разработал целый курс акварельной живописи, основанный на этом подходе. Данный урок рисования отражений был взят из этого курса и опубликован с позволения автора.

Чтобы научиться рисовать отражение в воде нужно понять следующие принципы:

1. Поверхность воды по-сути является зеркалом. И в этом «зеркале» отражается всё, что находится над водой.

2. Отражение в воде может быть очень разным. Поверхность воды может быть спокойной, а может быть покрыта мелкой рябью, волнами малой величины, большими волнами… Все это сильно искажает рисунок, отражающийся в воде. Вода изменчива, поэтому изменчив и характер рисунка отражения.

3. Цвет воды — не синий и не голубой. Она прозрачная. Большие массы моской воды создают эффект при котором море приобретает сине-зелёный и голубой цвет. Но и он постоянно меняется в зависимости от погоды, характера дневного света и т. д. Цвет воды, главным образом, зависит от того, что в ней отражается. Если в воде отражается оранжевый закат, то оранжевый цвет будет доминировать в цветовой гамме воды. Если в воде отражается зелёный лес, то основным цветом воды будет зелёный и т. д.

4. Все светлые фрагменты, отраженные в воде, выглядят темнее. А тёмные участки — светлее. Поэтому, отражение в воде будет несколько отличаться по тону и будет приглушённее. Но в этом правиле часто бывают исключения, обусловленные различными оптическими эффектами и погодными условиями.

5. Если художник рисует объект на берегу реки (например ствол дерева), и если этот объект изображается крупным планом, то его отражение в воде будет отображаться более подробно и детально. Если же рисуется отражение больших масс издалека, (например стена леса на удалении в 1 километр) то такое отражение будет совсем другим. Оно станет более обобщённым, может быть более размытым и т. д. К тому же вода может быть спокойной и ровной как зеркало, а может быть возмущённой лёгким дуновением ветерка или сильным порывом ветра… Все это влияет на особенности передачи отражения в воде.

6. Выше изложены ключевые моменты. Невозможно описать все закономерности, поэтому художник должен быть наблюдательным и постоянно делать зарисовки, изучая природу. Это ключ к успеху.

Том Свимм

Вода — прекрасный объект для изображения, поскольку она имеет свойство принимать самые разные формы — от стремительных пенящихся порогов на реке до зеркальной поверхности тихого пруда. Используйте короткие удары кистью в разных направлениях и густую краску, чтобы получить изображение вспененной воды, и мягкие плавные мазки жидкой краской для передачи воды в ее спокойном состоянии. Также помните, что вода отражает все, что находится над ней, включая небо; при этом размер, очертания и цвет отражений будут зависеть от состояния воды. Так, в бурном потоке отражения объектов будут изменчивыми и прерывистыми, в то время как в тихой заводи пруда предметы будут отражаться, как в темном зеркале.

Прекрасный урок выполнения рефлексов на воде Том Свимм предлагает на примере этюда простой лодки. Так как поверхность воды отмечена легкой рябью, художник использует комбинацию гладких сплавленных мазков и коротких разрозненных ударов кистью. Отражение лодки в воде наиболее спокойное на границе поверхности, наоборот, чем дальше от этой границы, тем очертания отражения становятся все более изломанными.

Цветовая палитра:

кадмий красный, бриллиантовая желтая, сиена жженая, кадмий красный светлый, церулеум, телесная, серая Пэйна, фиолетовая ФЦ, прусская синяя, сиена натуральная, травяная зелень, виридоновая зеленая, белила, охра желтая.

Шаг первый. Убедившись, что набросок меня вполне удовлетворяет, я выполняю подмалевок жидкой размывкой с помощью большой кисти. В первую очередь я наношу основные контуры лодки и ее отражения смесью охры желтой, кадмия красного и сиены жженой. На этой стадии я использую совсем немного пигмента, чтобы полностью не скрывать набросок, с линиями которого я еще буду сверяться. Затем я добавляю немного серой для изображения затененных участков лодки, а воду, используя мягкие мазки, пишу различными смесями прусской синей, ви-ридоновой зеленой, травяной зелени, церулеума и фиолетовой ФЦ. На этой стадии я покрываю весь холст тонами, которыми буду продолжать работать над картиной, стараясь сохранять «колористическую гармонию».

Шаг второй. Я прорабатываю воду, постепенно усиливая интенсивность каждого оттенка. Хотя законченная лодка будет практически белой, я использую гораздо более темные тона, намечая ее отражение, смешивая некоторые краски, которые я брал для изображения воды, с красками, которыми пишется лодка -охрой желтой, ализарином малиновым и сиеной жженой. Таким образом строится темно-синяя тоновая гамма лодки, что создает иллюзию глубины и прозрачности.

Шаг третий. Для выполнения рефлексов для отражения лодки на воде я добавляю сиену жженую и сиену натуральную к смеси церулеума и виридоновой зеленой. Затем я придаю красный оттенок теням смесью кадмия красного, кадмия красного светлого и серой Пэйна. Взяв плоскую кисть среднего размера, я пишу рябь на воде. Для красной полосы отражения я смешиваю кадмий красный, кадмий красный светлый и серую. Для изображения основной части корпуса использую смесь охры желтой и кадмия красного. И опять я сплавляю мазки, чтобы создать иллюзию движения лодки на воде.

Шаг четвертый. Теперь я пишу сидения и доски, из которых сколочена лодка, смесью кадмия красного светлого и телесной. Затем я прописываю лодку светлой густой смесью белил и бриллиантовой желтой. Я наношу краску свободно, меняя направление ударов кисти для создания определенной фактуры. Тщательность письма очень важна, но не тратьте слишком много времени на проработку какого-то одного участка: я не хотел бы сделать цвета слишком напряженными. Аккуратно работая кистью, я стараюсь скорее создать образ предмета, чем приблизиться к фотографической конкретности. В действительности слегка незавершенный вид производит гораздо более глубокое впечатление, чем сугубо реалистическое изображение.

Шаг пятый. Теперь я акцентирую отдельные волны на воде, используя четыре близкие по тону смеси (см. Шаг первый). Я веду работу сверху вниз, располагая более светлые тона поверх темных, что и сообщает изображению глубину и контрастность. Я оставляю нижний слой более темных тонов слегка открытым, чтобы волны получились более объемными. Затем я наношу тонкий лессировочный слой телесным цветом на участках, освещенных солнцем, и определяю тени смесью серой Пэйна, телесной и церулеума. Затемнив эту смесь, я пишу две декоративные полосы по верхнему краю внешней стороны корпуса. Для красной полосы между ними я использую смесь кадмия красного светлого и серого, нанося их легкими мазками.

Шаг шестой. Я продолжаю прорабатывать белилами корпус лодки. Добавляя светлые рефлексы и отражение на воде и конкретизируя элементы внутри лодки, я окончательно гармонизирую колорит полотна. В заключение одним штрихом я уточняю линию веревки и добавляю несколько светлых бликов на воде в верхней части картины.

Изображение рефлексов в текущей воде

Чем быстрее течение, тем сильнее будут искажены очертания предметов, отражающихся в воде. Работая над отражениями, старайтесь не очень их усложнять. В противном случае они будут выглядеть не очень реалистично. В качестве заключительного аккорда, чтобы выявить игру света в, водной ряби, добавьте вкрапления цветов отдельными мазками.

совершенствовать технику рисования акварелными краскам и гуашью, расширять возможности способа рисования по - мокрому, с получением отпечатков; учить составлять горманичную композицию, передавать впечатления о природе, познакомить с новой техникой рисования двойных изображенй монотипеей. показать связь между разными видами искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

по художественному творчеству в подготовительной подгруппе

Тема: Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением)

«Отражение деревьев в воде»

Интеграция : познание, художественное творчество.

Виды детской деятельности: познавательно-коммуникативная, продуктивная.

Цель:

Научить детей рисовать в новой технике – пейзажной монотипией.

Задачи:

Художественное творчество:

Совершенствовать технику рисования акварельными красками и гуашью;

Расширить возможности способа рисования по - мокрому, с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи;

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о природе обычными изобразительными средствами.

Познание:

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений монотипией;

Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии. -развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности;

Показать детям связь между разными видами искусства.

Материал: письмо с загадкой про отражение и белыми листами А4, акварельные краски, зеленая гуашь, кисточки разных размеров, баночки с водой, кусочки поролона в блюдце с водой, салфетки.

Оборудование и пособия: телефон с записью сообщения, ноутбук с видео «Пение птиц весной» (1мин.51 сек), репродукции картин: пейзажи весны.

Произведение: А. Вивальди (Времена года) «Весна».

Предварительная работа:
- индивидуальный прием «Что отразилось в моем зеркальце»: детям предлагается ряд подобранных иллюстраций с изображением разнообразных предметов и сезонных пейзажей и прямоугольное зеркало по размеру картинки, которое ставится на ее нижний край. Воспитатель задает ряд наводящих вопросов: - Что ты видишь в зеркале? (Точно токую же картинку.) - Что произошло? (Картинка отразилась в зеркале.) - Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зеркале? (Они одинаковы.)

А чем они отличаются? (Изображение в зеркале перевернутое.) - Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щелочку, что происходит с рисунками? (Рисунки соединяются.) - Что это вам напоминает? (Отражение в воде.)

Ход НОД

Мотивация.

Ребята, нам пришло на телефон сообщение, послушаем его?

« Здравствуйте ребята. Я, художник, Петров открываю в Москве выставку детских рисунков, которая состоится 15 числа. Да вот беда, людей пригласили, а рисунков еще нет. Что делать не знаю? Может вы поможете?»

Ребята, а чем мы можем помочь? (ответы детей)

Что надо нарисовать на выставку?

Послушаем, что он еще скажет.

«Мне сказали, что вы хорошо рисуете. Присылайте мне свои рисунки для выставки. Что рисовать подскажет вам загадка, которую вы отгадаете, когда посмотрите внимательно видео. Высылаю вам видео, загадку и бумагу для рисования, жду ваши рисунки для выставки».

Что еще вам сказал художник Петров? (он выслал видео и письмо с загадкой)

Просмотр видео «Пение птиц весной».

Вопросы:

Ребята, какое время года вы увидели?

Что вы слышали в лесу? (пение птиц, гром)

Что вы видели? (Березы, кусты, траву, водоем, небо, тучи, облака, …..)

Отгадывание загадки.

А вот и конверт, а в нем загадка и бумага для рисования.

Если вы внимательно смотрели видео, то сможете отгадать загадку, послушайте:

«Глядятся в него

Молодые рябинки,

Цветные свои –

Примеряют косынки.

Глядятся в него

Молодые березки –

Свои перед ним –

Поправляют прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается –

Как это зеркало называется?»

Ребята, в какое зеркало глядятся рябинки, березки? (в воду)

Вы догадались, что надо нарисовать на выставку? (природу, …)

А еще что? (воду)

Рассматривание картин.

А сейчас давайте пройдем в нашу картинную галерею и внимательно рассмотрим репродукции картин.

Что здесь нарисовано? (природа)

Как вы думаете, какое время года изобразили художники? (Весну).

Как называются картины, на которых нарисована природа? (Пейзажи).
- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают картины природы. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…

Скажите, с какими красками пришла весна? (проталинки – черные, трава - зеленая, облака – белые, небо – голубое, листья на деревьях зеленые, солнышко – красное …)

Художники изображают весну на картинах, композиторы пишут музыку, поэты - стихи. Когда вы будете рисовать я вам включу музыкальное произведение композитора А. Вивальди (Времена года) «Весна».

Физминутка «Здравствуй лес».

«Здравствуй, лес, прекрасный лес

Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес!

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо, налево

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.

Все открой, не утаи.

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем

Ты же видишь – Мы свои»

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.

Практическая часть занятия. Объяснение приемов выполнения работы.

Ребята, что вы будете рисовать на выставку? (мы нарисуем пейзаж, на котором деревья стоят на берегу озера и смотрят на свое отражение в воде).

Как вы это будете рисовать? (Дети высказывают свои соображения).
- Я вам немного подскажу.
- Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба рисуете пейзаж, а ниже будет вода (речка или озеро). На верхней части листа небо размоете голубой акварелью, смешанной с водой, а траву зеленой акварелью, смешанной с водой. Нарисуйте деревья, можно птиц.

Как рисовать дерево? (Снизу вверх)

Какой кистью рисовать ствол, а какой ветки?

В каком направлении рисуем ветки?

Каким способом будем рисовать листья? (Рисуем крону)

Какой краской будете рисовать дерево гуашью или акварелью?

Молодцы, всё вспомнили.

Рисовать надо быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо и трава.

А сейчас самое главное, когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи поролоновой губки, сложите и прижмите его к вашему рисунку. Потом развернете. Внизу получится озеро, в котором отражаются деревья, небо и все, что вы нарисовали в верхней части листа. Рисунок в верхней части можно потом подрисовать чтобы он стал ярче. (Показываю по мере объяснения). Самостоятельная деятельность детей.
-А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так вертикально и начинайте рисовать. (В процессе работы помогаю тем, кто испытывает затруднения)
Рефлексия. В конце занятия дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.
- Посмотрите, какие красивые, необычные картины у нас получились. - Как называются такие картины? (пейзаж) - Что можно сказать про отражение, оно похоже на рисунок сверху или нет? (похоже, только перевернутое)
- Какая картина вам понравилась? Почему? - Что нового вы сегодня узнали? - Чему вы научились? - Что-то было для вас трудным? - Что было интересным? - Что получилось очень хорошо, а что не очень? - Как вы думаете, эти работы можно послать в Москву художнику Петрову? Ваши рисунки подсохнут, мы их положим в конверт и пошлем на выставку в Москву. И будем ждать ответа от художника Петрова.
Материалы:
1.Д.Н.Колдина. «Рисование с детьми 6-7 лет»Мозаика-Синтез 2011г.
2. И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Сфера.