Репертуар – лицо творческого коллектива. Принципы формирования репертуара

в современных условиях, необходимо уделить особое внимание формированию репертуара, так как от него зависит будущее коллектива, привлечение средств для обеспечения жизнедеятельности коллектива, успех у зрителей, приход новых исполнителей, участие в фестивалях и конкурсах.

Репертуар - «лицо» коллектива, и не важно, к какому виду творческой деятельности этот коллектив относится (вокальной, инструментальной, хореографической). Принципы создания репертуара везде одинаковые.

При формировании репертуара для коллектива нужно руководствоваться следующими принципами, разработанными по методике организации и хореографического и вокального творчества:

· идейная направленность,

· художественная ценность и эстетическая значимость произведений,

· доступность для исполнения,

· педагогическая целесообразность.

· доступность музыкального и литературного текста;

· разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.

Критериями успешности обучения детей и подростков служат :

· концертные выступления;

· участие и победы в исполнительских конкурсах разных уровней.

В основе процесса обучения (пению, танцу) лежат следующие принципы :

· единство художественного и технического развития (певцов, танцоров);

· постепенность и последовательность в овладении мастерством (пения, танца);

· применения индивидуального подхода к учащимся.

Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, непременно учитывается, насколько содержателен музыкальный материал, насколько он способствует развитию творческих способностей учеников, совершенствует их (вокально-певческие) (хореографические) навыки, развивает музыкальный вкус.


Репертуар, прежде всего, зависит от профиля хореографического коллектива и строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с целью поддержания интереса к данному виду деятельности. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Так репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.



При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.

2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра

3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.

4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ УДОД.

5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе:

· художественный педагогический уровень репертуара,

· планомерные и систематические учебные занятия,

· взаимоотношения с педагогом,

· окружающим миром.


Репетиция – это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой деятельности коллектива, его эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.

Репетицию можно представить как коллективные занятия по художественно-исполнительской и технической отделке, отработке произведений искусства, приданию им эстетической целостности и оригинальности. На учебных занятиях выучиваются партии, роли, движения на сцене, танцевальные па, которые в последующем сводятся в единое целое – танец, песню, спектакль, музыкальное или хоровое произведение. Следует отметить то, что разделение занятий на репетиционные и учебно-исполнительские носит условный характер. Овладение текстом, технической стороной исполнения происходит зачастую во время репетиции. Значительная часть учебных занятий в самодеятельном художественном коллективе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.

Существенное влияние на методику репетиционной работы в самодеятельном творческом коллективе оказывает ряд факторов:

· степень подготовленности коллектива в техническом и художественном отношениях;

· степень трудности выбранного для разучивания произведения;

· условия, время, количество репетиций, отведенных для разучивания нового произведения;

· настрой участников, опыт руководителя.

У каждого руководителя вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Однако необходимы знания основных принципов и условий проведения репетиции, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приемы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.

Огромную роль для разработки общих и частных методик репетиционной работы может сыграть накопленный опыт профессионального искусства.

Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависит от ряда организационно-педагогических моментов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию за 20-30 минут раньше условленного времени, проверить наличие и качество необходимого реквизита, инструментов, пультов, партий, и др. принадлежностей. В хоровой, оркестровой и театральной самодеятельности перед репетицией обязательно проверить голоса партий или текст ролей. Рукописные партии, тексты необходимо выверить по партитуре или печатному тексту, чтобы избежать ошибок. Только лично убедившись в том, что для работы все готово, можно избежать многих остановок во время репетиции.

Грубым нарушением считаются неожиданные вызовы руководителя, например, к телефону, к посетителям, это плохо влияет на творческий настрой участников.

Начинать репетицию необходимо вовремя , независимо от того, сколько пришло участников. Это приучит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до начала. Безответственное отношение одних раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

В различных по жанру самодеятельных коллективах – хоровых, оркестровых, танцевальных, театральных – репетиция начинается с предварительной подготовки к ней участников соответствующим образом. В танцевальных коллективах проводят разминку, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. В народном и академическом хорах проводят распевку участников . Тщательная распевка обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений. В духовых, народных оркестрах перед началом репетиции производится тщательная настройка музыкальных инструментов. От настройки зависит чистота звучания инструментов, строй оркестра в целом.

Перечисленные меры организационно-технического порядка имеют огромный воспитательный смысл. Репетиция представляет огромные возможности и с точки зрения художественно-педагогического влияния. В процессе репетиций все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены . Параллельно идет усвоение участниками эмоционального и нравственного опыта, заложенного в произведении искусства. Поэтому, чем скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно-эстетические преобразования в личности участника, исполнителя.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы . Без планирования в репетиции появляется элемент стихийности, самотека. План репетиций заранее продумывается и фиксируется на бумаге. План может быть более или менее детальным, развернутым или кратким. Знание руководителем своего оркестра, хора, танцевального или театрального кружка, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой. Задачи должны носить конкретный характер, включать технические, художественно-эстетические и педагогические моменты.

Очень важен темп репетиции . Не следует репетировать один и тот же отрывок более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Многократные повторения снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя. Иногда в репетиции целесообразно сделать перерыв. Оправданнее всего его сделать через 40-45 минут после начала работы. Если у руководителя возникает необходимость провести 3-часовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с исполнителями.

Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер . Во время первой половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой: разучиванием ролей или трудных в техническом и художественном отношении мест в новых произведениях, которые требуют усидчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т.е. заниматься более творческими видами деятельности: играть ранее выученные произведения с полной отдачей.

В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учет индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане его художественной подготовки.

Заключает занятия генеральная репетиция. Проведение ее имеет особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией и в то же время несет на себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа подготовки произведения к концерту. Она решает следующие задачи: подготовить психологически участников к концерту; проверить программу, ее выстроенность и звучание; максимально чисто и художественно исполнить каждую пьесу, танец, песню, которые будут исполнены на концерте. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, но необходимо дать почувствовать участникам всю программу в целом, сочетание и очередность номеров, этим самым способствовать равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступление. Исполнители и руководитель должны почувствовать акустические особенности зала, приспособиться к новым условиям.

Из сказанного следует, что руководителю на репетиции следует в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает самодеятельный творческий коллектив. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой деятельности любителей.


Репертуар коллектива

Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.

От руководителя коллектива при подборе репертуара требуется чёткое перспективное видение педагогического процесса как цельной и последовательной системы. Реальность репертуара, соответствие его техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива – это главный критерий при подборе репертуара. Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения и индивидуального подхода. Ответственность за репертуар лежит на руководителе, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.

При подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Создавать танцевальные произведения необходимо в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять - шесть человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников в концертной программе.

При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом. Учитывать учебно-тренировочные цели и пользоваться материалом из народных, историко-бытовых, бальных танцев и соединять его с различными соответствующими видами современной выразительной пластики. А классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности.

Мотивационные и целевые установки постановочных номеров в различных танцевальных коллективах не одинаковы. В одних - руководитель и участники рассчитывают на официальное признание, победу на смотрах и конкурсах. Здесь высокий исполнительский уровень достигается ценой напряжённой работы, программа создаётся нередко с помощью приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе «лучших стандартов» профессионального искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. Но роль всех коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой личности, очень велика. Необходимо чётко уяснить специфику, возможности и задачи каждого из таких коллективов, так как неточность творческой ориентации может привести, в конечном итоге, к снижению популярности и значимости.


Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. Концертмейстер (нем.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

· Знание основных дирижерских жестов и приемов;

· Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;

· Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема подбора репертуара для учащихся младшего школьного возраста»

педагог дополнительного образования

ДШИ №3 «Младость»

Тимофеева Елена Евгеньевна

Проблема подбора репертуара для учащихся младшего школьного возраста

Фольклор - это художественная педагогика!

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. При этом назидательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки - художественный способ познания окружающего мира, дня.

Психология детей, основные законы детской логики и детского восприятия - всё это учтено в фольклоре. Даже чувство страха используется в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств.

Основной целью деятельности учащегося является сам процесс совместного пения в сочетании с движением, фрагментами обрядов, с добавлением инструментального сопровождения, разводок народных песен.

Глубокое проникновение в сущность народно-песенного творчества невозможно без изучения основ народного исполнительства, без воспитания у учащегося народной исполнительской манеры, которая способствует стилистически верной интерпретации народной музыки. Для овладения ею необходимо наряду с общими певческими навыками дыхания, звукообразования, и вокальной дикции

Весь процесс обучения народному хоровому пению должен быть направлен на воспитание у учащихся творческого отношения к песне, составляющего одну из главных черт народного исполнения. Когда я работаю над произведением, то не стараюсь навязать учащимся свое отношение к песне, а добиваюсь, чтобы каждый «был собой» и пропустил через свое сердце и мышление данное произведение.

Стиль русской песни постичь нелегко, проникнуться им можно только через создание внутри себя соответственной духовной атмосферы. Учащимся необходимы раскрепощенность, непосредственность в выражении чувств, свобода в проявлении эмоций. Неуклюже выглядят поющие навытяжку стоящие в напряженных позах учащиеся.

Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образцы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие (мимика, жест)

Известно, что яркая образность музыкального языка народных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Особое многообразие красок произведений песенного фольклора, яркий музыкальный язык, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Яркие образы в детских народных песнях, припевках доступны и понятны детям; причем сказки, песни дети не просто слушают, но они сами вовлекаются в сказочную игру. Дети – участники и постановщики игровых композиций, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игра в детском возрасте может нести в себе функциональную нагрузку: познавательную, физического развития личности, импровизационно-творческую, организационно-деятельную.

Одним из главных вопросов, стоящих перед педагогом – это подбор репертуара. В первую очередь песня должна быть интересна и понятна самому исполнителю. Но ее следует рассматривать не только как материал для выработки вокально-исполнительских приемов, но и как способ вовлечения детей в фольклор, и средство эстетического и нравственного развития.

Игра сопровождает человечество на всём пути его исторического развития и представлена в разных формах. По-разному играет человек от рождения до старости, но основа игровых форм в нашем восприятии приходится на детство.

С малых лет ребенок живёт в мире игры. Игра является ведущей формой деятельности ребёнка, характеризующей мир детства.

В игре развивается творческое воображение. Оно не появляется само собой, а воспитывается в результате длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства содержания игры, её характера зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует свой круг эмоций, образов, привычек. Уклад жизни ребёнка и окружающая его среда, несомненно, влияют на формирование творческой личности.

Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, плясками, народная песня воспринимается как синтез искусств. И в наибольшей степени этот синтез проявляется во взаимодействии слова и напева.

Существует множество музыкальных фольклорных игр. Исполняя их, они раскрывают тайники своих душ, способности к творчеству. И здесь решающую роль играет руководитель. Он должен уметь заразительно, образно передать сюжет игры-сказки, правильно и точно определить актёрские задачи, выбрать нужную линию поведения персонажей. И всё это связано со знаниями законов драматического искусства

Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

Репертуар должен быть разнообразен в образно-стилистическом отношении (включать в себя произведения различных жанров);

Программный репертуар должны составлять произведения различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями (плясками), вселяет в детей уверенность в своих силах, повышает их интерес к занятиям. Освоение же сложных форм стимулирует творческий рост. При освоении детьми программного репертуара педагогу следует, как можно объёмнее представить всё многообразие существующих певческих традиций. В начале обучения это может быть одна из местных певческих традиций, а в дальнейшем - певческие традиции соседних регионов. В течение всего периода обучения репертуар необходимо пополнять, выученный же материал должен «вспоминаться» детьми на занятиях ансамбля, совершенствоваться, а главное - постоянно реализоваться в различных формах концертной и фестивальной деятельности коллектива.

При исполнении программного репертуара в рамках концертов, фестивалей следует учитывать, что фольклорный материал имеет свою особую специфику. Большая протяжённость песенных текстов (иногда до 20 куплетов), требует их сокращения. Но, если при исполнении сокращённого варианта песни её музыкальная сторона полностью реализовывается, (то есть становится понятна ладовая организация, высвечивается тембровая окраска, проявляет себя вариационность и импровизация), то смысл текста зачастую теряется, разрушается художественный образ. В таком случае, следует донести текст до зрителя в виде словесного монолога от лица исполнителя или досказать текст после исполнения песни. Ещё одной специфической особенностью фольклорного песенного материала в некоторых случаях является его приуроченность к обрядовым действиям. Исполнение таких песен вне рамок обряда становится по сути бессмысленным и непонятным для зрителя. Помещение песен в контекст обряда достигается включением в концертное выступление элементов сценической театральной постановки, в рамках которой будет показан конкретный обряд. Если же календарная песня исполняется вне показа обрядового действия, следует кратко рассказать зрителям о самом обряде и о месте в нём данного песенного образца.

Песенный материал для пополнения репертуара педагог может почерпнуть в следующих источниках:

В нотных сборниках;

В нотных приложениях к статьям и книгам по фольклору. Каждый из песенных (танцевальных) образцов включается в репертуар с

опорой на календарно - тематический план:

Репертуар.

Решающим фактором в успешном функционировании фольклорного коллектива является выбор репертуара целесообразного именно для данного состава ансамбля. Необходимо учитывать возрастные, голосовые, технические возможности детей.

Подбор музыкального материала должен быть хорошо продуманным, ярким, разнообразным по характеру и стилю, он должен вызывать к детей живой эмоциональный отклик, и способствовать наиболее успешному раскрытию возможностей учащихся.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет план работы ансамбля в соответствии с общим планом работы отдела и с учетом конкретных условий (контингент учащихся, их загруженность и т.д.).

В план должны быть включены 2-3 обязательных произведения, различных жанров, например:

а) аутентичный фольклор;

б) обработка народной песни;

Обязательный список может быть расширен и дополнен по желанию преподавателя.

В процессе жизнедеятельности коллектива обязательно повторение ранее выученного репертуара, особенно приуроченного к календарным и семейно-бытовым датам. Круг этих

произведений необходимо ежегодно пополнять, чтобы выученный репертуар можно было в дальнейшем использовать в быту.

Проблема репертуара - главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар как совокупность произведений, исполняющихся тем или иным хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим к деятельности любого хора.

От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь. Репертуар самодеятельных коллективов столь же разнообразен по источникам его формирования, по жанрам, стилю, тематике, художественному уровню, сколь многогранно и однородно само понятие «художественная самодеятельность».

Задача репертуара - неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память»! Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальные удобства - эти качества делают народную песню незаменимым материалом для школы хорового пения. Пропаганда народных песен, как в подлинном, так и в обработанном виде имеет принципиально важное значение для творчества самодеятельных хоров.

Кружкам и коллективам, не обладающим высокой исполнительской культурой, творчески еще неопределившимся, малочисленным по составу, с ограниченным диапазоном голосов и тесситурными возможностями целесообразно начинать с пения простых массовых народных песен. Хоровая самодеятельность много черпает из репертуара профессиональных хоров. Но не все песни доступны, они отбираются по соответствию их репертуарным интересам, творческим и техническим возможностям. Перспективной линией в репертуаре хоровой самодеятельности можно считать обращение коллективов к местной теме. На сцене все чаще появляются «свои» песни, в которых рассказывается о местных событиях, фактах.

Нередко для того, чтобы старинная песня стала «репертуарной» требуется некоторое переосмысливание ее в соответствии с новым временем. Каждый народный хор интересен, прежде всего, показом своего местного народно-песенного творчества. Для того чтобы правильно и интересно отобразить культуру народного пения данной местности, руководитель должен изучать народное творчество, говор, исполнительские традиции народного искусства. Наблюдая народное пение в быту, можно определить, что и как поют в настоящее время люди в данной местности.

Основой репертуара каждого хора должно быть то, что бытует именно в данной местности, что является наиболее типичным, характерным для данного хора.

В репертуаре народных хоров особое место принадлежит частушке - наиболее активному жанру современного творчества народа.

Руководитель обязан помнить, что при формировании репертуара необходим строгий качественный отбор, особенно любительских сочинений, часто имеющих серьезные художественные и технические недостатки, установка на исполнение таких любительских песен тормозит творческое продвижение коллектива.

Основные принципы в выборе репертуара:

1. Полноценность идейно-художественного содержания.

2. Соответствие репертуара исполнительскому стилю.

3. Доступность для коллектива (осмысление текста, вокальная техника).

4. Постепенное увеличение исполнительских трудностей.

5. Возможность использования изучаемых произведений в концерте.

6. Подбирать произведения для учебных целей, но количество таких произведений должно быть ограничено.

7. Разнообразие репертуара.

Главная задача хора - пропаганда лучших образцов народно-песенного творчества. Задачи репертуара развивать музыкально-образное мышление участников хора, обогащать интонационный слушательский опыт.

При составлении репертуара мы соблюдали принцип «от простого к сложному». Включали в репертуарный план произведения, которые помогают решению конкретных учебных задач в коллективе.

У каждого хорового коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Достигнув определенных вершин, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть, как бы нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле «одолевать».

Репертуар определяет художественно-исполнительское направление хорового коллектива.

Репертуар фольклорного ансамбля составляют также и театрализованные формы народного искусства. К ним относятся обряды, игрища, игры-представления. Также сказки, загадки, приговоры, прибаутки. Концертный репертуар коллектива складывается и определяется в основном в процессе репетиционной работы, в зависимости от предполагаемой формы и тематики будущей концертной программы.

Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле

Детские фольклорные музыкальные ансамбли, призванные сохранять и пропагандировать народное музыкальное искусство, ориентированы на концертное исполнительство, что обусловливает специфику организации музыкально-образовательного процесса: сочетание стационарной учебной и концертной деятельности с выездами на гастроли, фестивали, конкурсы, в фольклорные экспедиции. Объединяя учащихся разного возраста, фольклорный ансамбль становится для них не только школой музыкально-исполнительского мастерства, но и средой, способствующей расширению социального опыта, обогащению жизненных впечатлений.

Однако, как показывает практика, деятельность подобных ансамблей в настоящее время сопряжена с рядом проблем. Младшие школьники, пополняющие контингент ансамбля, как правило, не владеют народно-певческой манерой, не знают сути народных обычаев, обрядов, особенностей народного костюма, а также, в подавляющем большинстве, не владеют нотной грамотой, что в значительной степени осложняет процесс освоения базового репертуара и включения в концертно-исполнительскую деятельность ансамбля. В общении друг с другом они нередко допускают грубость, смеются над ошибками, отказываются от сотрудничества с детьми, которых не знают. В сложившихся условиях представляется актуальной постановка вопроса о целенаправленном формировании у младших школьников умений взаимопомощи с учетом реалий фольклорного музыкального ансамбля.


Заключение.

Народно-певческое творчество – самая массовая и демократичная форма музыкального воспитания детей. Через пение в коллективе осуществляется музыкально-творческое развитие ребенка. Пение способствует обучению детей с раннего возраста эстетическому восприятию явлений окружающей жизни, прививают любовь к различным видам искусства, воспитывает общую и духовную культуру.

Возрождение традиций народной педагогики, формирование духовной культуры на основе фольклора приобретают особую значимость. Народные истоки русской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связан с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями.

Изучив различные методики ведущих специалистов по работе с детскими фольклорными коллективами, можно сделать вывод, чем многограннее идет процесс над развитием музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в Вокально-хоровую работу, тем выше уровень испольнительсткого мастерства у юных исполнителей.

Таким образом, прогрессивной динамике развития у детей музыкальных способностей и совершенствованию вокальных возможностей в детском фольклорном коллективе способствуют следующие факторы: усвоение методических основ работы над развитием певческого навыка; профессионально грамотный выбор необходимых методических приемов в процессе освоения вокально-хоровых упражнений; способность правильного решения вопросов подбора учебно-творческого песенного репертуара.

Список литературы

  1. Алиев Ю. Когда запоют в наших школах/Музыка в школе №2,1982.
  2. Карасев А. Методика пения. – М., 1915.
  3. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М.,1986.
  4. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М.,1996.
  5. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М.,1985.
  1. .Шамина Л. Школа русского народного пения. – М.,1998.
  2. Шамина Л.В. Об искусстве народного пения. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. / Ред. – сост. В.А. Лапин. – Л., 1989

ТЕМА:

Существует репертуар:

Имеющих большое

Русская песня

Основой творчества народного хора является народное искусство во всем его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.

Заключение

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Другое

Описание:

ТЕМА:

Критерии подбора репертуара для молодежного коллектива

Начнем освещение темы с подбора детского певческого репертуара.

Вокальный репертуар составляется на основе следующих критериев:

1. Соответстивие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса.

3. высокий уровень художественных достоинств

4. небольшой объем произведений

5. образные и жанровые контрасты выбранных произведений

6. воспитател ьная направленность

Репертуар должен быть не таким, на котором можно поучиться чистоте интонирования, многоголосному пению, вокально-певчиским навыкам. В первую очередь он должен быть интересным, ярким, современным в гармоническом складе, иметь красивый, содержательный текств, гибкую динамику, контрастность по характеру. Репертуару, как одному из факторов эстетического воспитания обучающихся, отводится значительная роль.

Существует репертуар:

1.Ознакомительный (дети знакомятся с предложенными вариантами песен)

2. Тематический песенный репертуар (подбор песен для традиционных праздников)

3. Для концертной деятельности

В развитии музыкальной культуры детей большое место должно отводиться расширению его музыкального кругозора, для этого нада применять разнохарактерный репертуар. Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные песни на общественную тематику.

Детский репертуар должен быть подобран в соответствии с определенными принципами:

Носить воспитательный характер. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труде, дружбе и товариществу и тд.

Соответствие возрастным особенностям

Быть разнообразным по характеру, содержанию

Должен пробуждать интерес к вокальному искусству

Песни должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста

Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру

Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.

Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство все же умеренные. Ритм мелодий песен должен быть простым – состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.

Углулению качественного исполнения произведений должен содействовать дидактический принцип постепенности в обучении, принцип постепенного усложнения репертуара. Каждая последующая песня была несколько сложнее предыдующей (в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Не завышать реальные исполнительские возможности ученика,это может зафиксировать в сознании представление о пении, как о тяжелом труде. Иногда педагог сознательно вводит в репертуар произведения, явно завышая их по трудности. Это делается для того, чтобы вовлечь ученика в активную работу и помочь раскрыться с неожиданной стороны. Такие эксперименты можно ставить в тех семестрах, которые не заканчиваются экзаменом.

В основном, должны быть пьесы, которые дети могут освоить самостоятельно, что придаст чувство уверенности в себе. Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной – к песне со вступлением, заключением. При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и тд.Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей.

Песни должны соответствовать дидактичесим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно – соло или хором. Каждая песня должна двигать ансамбль вперед в приобретении тех или иных навыков или закреплять их.

Если в ансамбле занимаются дети без музыкального образования, то не надо стараться брать очень сложные песни, это может оказаться неразрешимой задачей, может привести к утомлению, в некоторых случаях даже к отчуждению от пения.

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений , имеющих большое воспитательное и познавательное значение . Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает их содержание в целом. Все это углубляет его представление об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни.Песни. воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающее пение птиц. Однако эти изобразительные моменты нельзя использовать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучанием. Основное в музыке – выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

При выборе песен надо исходить из:

Плана педагогической работы;

Интересов детей, которыми они живут в данное время;

Доступности детскому восприятию.

Педагогическая функция репертуара

Социально-педагогический смысл самодеятельности – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа самодеятельности. От их качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит в многом эффективность выполняемых самодеятельностью функций.

Проблема репертуара для самодеятельности пользуется повышенным вниманием практиков, общественности, композиторов, хореографов, драматургов. Стоит вопрос о создании для самостоятельного коллектива такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных оркестров, хоров, театров, был бы доступен для исполнения в самодеятельности и не копировал по форме, языку, стилю произведение для профессиональных коллективов.

Постоянно говорится о тенденции приближения исполнительского уровня самодеятельности к исполнительскому уровню профессиональных коллективов. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию самодеятельного творчества, с другой стороны, вооружить его высокохудожественными произведениями искусства.

Точка зрения сближения художественно-исполнительского уровня самодеятельного и профессионального творчества верна по отношению незначительной части самодеятельных коллективов. Основная же, подавляющая их масса по этому показателю значительно уступает. Поэтому для обеспечения нормальной деятельности им необходим свой репертуар, соответствующий специфическим особенностям коллектива и выполняемым им функциям.

Для создания такого репертуара можно идти двумя путями. Во-первых, «приспосабливать» имеющийся конкретного коллектива и, во-вторых, создавать новые оригинальные произведения, рассчитанные на самодеятельность.

Первый путь зачастую связан со значительными изменениями авторского текста, пьесы, песни, танца и тому подобное, ибо самодеятельные артисты не всегда могут исполнить трудные места, сложные психологические сцены. В выборе таких пьес и произведений приходится быть особенно внимательным, тщательно изучать возможность их исполнения, качество переложения, инструментовки, трактовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или недоброкачественной аранжировки, инструментовки, режиссуры пьесы, песни, танца оригинальные произведения теряют свои художественные достоинства, с трудом узнаются, искажаются их темп, ритм, текст, языковые особенности. Поэтому качество инструментовки, аранжировки, переложения, то есть приспособления для художетсвенной само-деятельности при выборе этих пьес имеет первейшее значение.

Естественно, что произведение, созданное специально для художественной самодеятельности, требуют дополнительной обработки, дополнительной «художественной доводки», исходя из конкретных условий и возможностей коллектива. Но этот путь значительно проще, легче, оправдан в идейно-художественном отношении, ибо эти произведения уже заранее издаются с учетом самодеятельного исполнения.

При этом важно отметить, что художественная самодеятельность, с первых шагов ориентируясь на профессиональное искусство, в подборе репертуара не копировала его, а искала свои специфические подходы в решении этого вопроса. Активно осваивались лучшие образцы фольклора, из классического наследия брались те произведения, что наиболее отвечали духу времени и настроении масс. Эти тенденции, обогащенные и укрепившиеся в ходе развития самодеятельности, стали традиционными, получили новую окраску и возможности реализации в современных условиях.

Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).

Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:

1. «Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».

2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.

3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.

4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает связь хора с народом, ее силу и глубину. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем.

Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле.

На репертуаре растут хоры, а их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся ваша музыкальная культура.

Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу – театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.

Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.

Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.

В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.

Огромное воспитательное значение имеют произведения революционной тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность.

Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современные средства массовой информации нивелируют региональные особенности художественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомится широкая аудитория. Тем не менее в каждой области России, других союзных республик сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные, певческие, музыкальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач художественной самодеятельности.

Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.

Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельных исполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получает реальные формы существования, - все это должно рассматриваться руководителем только с одной позиции – раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы, исторические события, происходящие в том или ином районе. В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса.

Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Русская песня

Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и доступной школой музыкального воспитания народа.

Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.

Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы. Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его общественные и эстетические идеалы.

Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо.

Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора.

Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда отражает тот или иной организационный метод работы народного самодеятельного хора.

По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор может быть смешанным.

Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с любым составом.

Основой творчества народного хора является народное искусство во всем его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.

Заключение

Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой или оркестровый коллектив.

Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.

Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.

Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональных сочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельного коллектива. Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такую возможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самому коллективу.

Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.

Список использованной литературы:

1. А.С. Каргин. «Воспитательная работа в самодеятельном коллективе». Москва, «Просвещение», 1984

Надо сказать, что вопрос о грамотном подборе певческого (или вокального) репертуара довольно редко поднимается на сайтах вокала и даже в специализированной литературе. А между тем, как мне кажется, вопрос этот требует рассмотрения и пояснения, особенно когда речь идёт вообще о самом первом репертуаре (или отдельно взятой песни) в жизни человека, когда он только обучился базовым навыкам вокала.

И если уж говорить о построении репертуара, то надо тогда уж по-хорошему упомянуть, КАК репертуар подбирается в профессиональных музыкальных заведениях для тех же студентов-первокурсников. Это, на мой взгляд, пожалуй, самая правильная «модель» (или план), по которой стоило бы обучаться.

После освоения навыков и многочисленных распевок первое, что педагоги обычно дают студентам попеть, это ВОКАЛИЗЫ .

Вокализ – это пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов. Используется в том числе для развития голоса: в отношении его количественных характеристик и голосовой техники (Википедия)

Да, вокализы действительно являются как бы продолжением распевок и упражнений, поэтому обычно вокализы исполняются на распев гласных букв или на повтор одного слова какого-то, или на словосочетание (например, «Ave Maria»). Текста в вокализе нет, ибо это произведение предполагает под собой закрепление, развитие или тренировку определённых навыков пения. Просто в отличие от распевок вокализ звучит именно как некое целостное и законченное музыкальное произведение (пьеса). Многие мастера итальянской вокальной школы сами сочиняли целые сборники вокализов для разных голосов (мужских и женских) и их разной тембровой принадлежности (сопрано, тенор и т.д.). Вокализ даёт массу полезных навыков (таких, как фразировка, динамика, задачи ритма и звуковысоты и т.д.) и более системно закрепляет уже имеющиеся у студента навыки пения.

Причём народные песни подбираются разного характера – одна медленная, другая быстрая, или одна песня весёлая, задорная, другая – лирическая, протяжная. В народных песнях, как вы понимаете, уже начинается работа над текстом и дикцией во время пения.

Мне кажется, что можно брать народные песни не только своей страны и на русском языке, например, но и на иностранном языке, ОСОБЕННО если в будущем человек планирует или хочет петь на этом иностранном языке. И дело тут как раз в изучении так называемой вокализации языка, то есть особенности произношения и звучания букв, звуков, созвучий и слов чужого иностранного языка, на котором поётся песня. Изучение иностранной вокализации очень развивает слух, не говоря уже о том, что даёт поющему массу опыта по работе со звуком. Как правило, в российских музыкальных ВУЗах принято петь обычно только русские народные песни.

Вслед за народными песнями идут классические АРИИ , сначала небольшие, потом всё сложнее по мастерству и продолжительнее по времени. В ариях преследуется воспитание манеры пения «кантилена», а также пение «легато» (итал. legato – плавно, связно), вокальная работа в медленном ил спокойном темпе, что сразу влияет на развитие протяжности дыхания.

Кантилена (итал. cantilena «песенка», от лат. cantilena «пение») - широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии (Википедия)

Понятно, что не только в этом состоят задачи, но, пожалуй, я обозначила самые главные.

После арий идут, как правило, РОМАНСЫ , как классические, так и из современной музыки.

Далее репертуар может быть значительно расширен до нескольких разноплановых произведений. Это могут быть арии из классических и современных опер, реже – из мюзиклов. Также обязательно в программу учебного репертуара входят песни из многочисленных вокальных циклов и сборников. Сам интонационный и ритмический план песни становится всё сложнее и после классики обычно переходят на произведения современных композиторов или композиторов 20-го столетия, которые подчас значительно сложнее для исполнения в отличие от классических произведений.

Надо сказать, что после значительного опыта сольного пения, педагог может предложить студенту взять в работу дуэт, трио, квартет или другую форму камерного ансамбля. Это отдельный интереснейший и, как вы понимаете, многоголосный план работы для студента, который требует наличие партнёров (других вокалистов) для совместного музицирования.

После небольшого обзора «стандартной» классической системы подбора учебного репертуара перейдём к вопросу о подборе песни (или репертуара) в частном обучении любителей (не будущих профессионалов), которое сейчас очень распространено.

Под «учебным репертуаром» в данном случае понимается именно начальные первые произведения, в которых начинающий певец, который обучается вокалу просто «для себя», в первую очередь сможет реализовать свои базовые навыки и приобретёт для себя опыт вообще работы над песней, что значительно отличается от работы в отдельных вокальных упражнениях. Просто в данном случае не надо путать «учебный репертуар» с понятием «концертный репертуар», который в свою очередь рассчитан для профессиональных певцов, составляющих себе программу выступлений на публике.

Я об этом уже писала в статье — дорогие учащиеся, прежде всего ДОВЕРЬТЕ репертуарный выбор для вас ПЕДАГОГУ ! Ибо это первая проблема, с которой в данном аспекте сталкиваются преподаватели.

Часто, после освоения базовых вокальных упражнений и вообще основ вокала, когда для ученика наконец наступает тот самый долгожданный этап перехода на репертуар, встаёт животрепещущая проблема выбора – «Что будем петь?» И вот тут ученик может «сорваться с цепи», заваливая своего преподавателя всевозможными вариантами того, чего бы он сам хотел бы спеть (всю жизнь мечтал, долго ждал, лелеял надежду и т.д.)

Понятно, что педагог в любом случае выслушает все ваши пожелания, дорогие мои, но это вовсе не означает, что он ОДОБРИТ ваш выбор и что он вообще обязан следовать вашим «хочу».

Да, бывает, что со стороны ученика озвучивается вполне разумный выбор произведения, которое действительно ему подходит и ПО СИЛАМ. Но, увы, такое бывает редко… Ибо практика показывает, что учиться петь, владеть уже немного навыками и базой ещё НЕ ОЗНАЧАЕТ, что ученик может адекватно рассуждать о своём голосе и его возможностях, ну и зачастую его знаний музыкальной литературы (так называются муз.произведения) просто не хватает, либо они очень убоги, чтобы выбрать себе для исполнения и изучения действительно стоящую песню, в которой будет всё то, что полезно продолжению развития вокального мастерства ученика и которая при этом будет талантливым сочинением и прекрасной музыкой (надеюсь, вы не станете отрицать, что музыка бывает разной и на той же эстраде встречается больше ширпотребных низкопробных песен, чем действительно достойных).

Так вот доверяя своему педагогу, как профессионалу в мире вокала и озвучив свои личные пожелания, пересмотрев и обсудив множество вариантов песен, где педагог даст вам предварительный анализ произведения с точки зрения его изучения вами же, ну и осветит хотя бы приблизительно перспективы вашего исполнения, вы вполне придёте к консенсусу, поверьте! И каждый будет доволен!

Чаще всего педагоги рекомендуют своим ученикам в качестве первого произведения взять в работу вещь лирического плана. Как правило, это очень красивая мелодика, гармонии, чаще всего текст любовной тематики, медленный или спокойный темп, небольшой объём самой песни. Но педагог здесь преследует свои цели ДЛЯ ВАС . А именно:

  • Развитие вашего дыхания, точнее дыхательного аппарата в целом (имеется в виду длина и ровность выдоха)
  • Выравнивание манеры пения согласно стилю музыки и жанру песни (как пример – в классике принята академическая манера пения, «округление» всех гласных звуков, в эстраде наоборот – «открытые» гласные звуки и минимализм динамики)
  • Спокойный темп даст возможность вам всё успевать в процессе пения – думать о своих действиях, отслеживать какие-то конкретные задачи, связывать отдельные навыки в цельную вокальную работу
  • Работа над штрихом «легато» (а как правило вся лирика поётся на «легато»), о котором уже упоминалось, даст возможность тонко слышать каждый свой звук, ноту, слог, слово, чувствовать и реагировать на изменения тембра звучания, преодолевать «трудные» ноты
  • Небольшой объём произведения научит вас впервые небольшой «вокальной режиссуре» песни, где вы режиссёр и исполнитель одновременно и можете исполнить именно то, что задумаете и продумаете заранее, показать в пении те эмоции, которые соответствуют данной музыке и словам, осуществите грамотную динамику (динамика – это разнообразные оттенки громкости звучания, напрямую связанные с владением техникой вокального дыхания и артикуляции, ну и с возможностями самих голосовых связок)
  • Первое произведение – это первый «мозговой штурм» и психоз, это первое волнение, первый результат и это знают все педагоги. Научиться не волноваться, собираться и сосредотачиваться, работать над собой, чтобы потом иметь удовольствие «расслабиться и просто петь для наслаждения» — это тоже ой, какая важная задача для ученика и его первый опыт исполнительства.

Вавилина М.В.

ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Работая с детским хором перед руководителем всегда стоит вопрос подбора и формирования репертуара.

Подбор репертуара – это творческий процесс, который требует серьёзного подхода.

В данной разработке постараюсь рассмотреть главные принципы формирования репертуара, не ставя цели раскрыть эту серьёзную работу в полном объёме.

Из большого количества песен, написанных для детей, руководителю хора необходимо выбрать в репертуар наиболее интересные произведения для исполнителей и полезные для их творческого развития. По сути репертуар должен решить вопросы творческого роста и художественного воспитания хористов.

В подборе репертуара существуют 4 основных принципа, на которые должен опираться художественный руководитель. Это:

1 принцип . Главной задачей хормейстера в работе с детьми является возможность увлечь их музыкой, привить интерес к хоровому творчеству.

Подобранный репертуар должен нравиться детям, они должны работать над ним и исполнять его с удовольствием. Необходимо, что бы песни вызывали у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании юных певцов.

2 принцип. Принцип доступности, т.е. исполняемые произведения должны соответствовать возрасту хористов, их вокальным возможностям.

Для формирования репертуара руководителю приходится учитывать ряд причин, которые диктует хоровой коллектив, его качественный и количественный состав. Это может быть состав разновозрастной, коллектив с разной степенью профессиональной подготовленности, т.е. коллектив участников с неодинаковым певческим стажем.

Важным моментом при выборе партитуры является слуховое представление и интерпретационный план хорового произведения, который поможет хормейстеру предварительно продумать методику проведения занятий.

3 принцип. Воспитание художественного вкуса и личности хористов.

Хоровая музыка – это музыка вокальная, неразрывно связанная с литературным текстом. Музыка и слова друг друга дополняют, и для выявления основной идеи произведения следует изучать текст и музыку одновременно.

Приступая к отбору репертуара, необходимо определить, прежде всего, содержание произведения, особенности его художественного образа.

Перед детьми, поющими в хоре, ставятся художественно-исполнительские задачи и параллельно идёт их просвещение, формируется их сознание. Репертуар формирует у детей чувство любви к родной природе, школе, Родине и т.д., приобщает к классическому искусству.

Чуткое отношение к исполнению классических хоровых произведений помогает воспитанию высокого художественного вкуса, приучает к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, образовывает коллектив. На классическом репертуаре участники детского хора развивают мелодический и гармонический слух, приобретают навыки исполнения полифонических сочинений.

Особое внимание должно быть направлено на воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов сочинения, содержание поэтического текста. Руководитель, воплощая музыкально-эстетические цели должен не забывать о воспитательных в широком смысле слова.

Обучение детей пению связано с необходимостью привить им определённый комплекс вокально-технических навыков. Хормейстеру необходимо научить участников хора владению певческим голосом и искусством пения в хоре. Отсюда вытекает 4-й принцип подбора репертуара, который ставит учебно-воспитательные задачи, направленные на развитие музыкальных и певческих навыков. Включая в репертуарный план хоровую партитуру, руководитель определяет её доступность, степень сложности, яркость и в тоже время целесообразность работы над ней.

Каждое воплощённое произведение – это решение конкретных учебных задач, овладение конкретными вокально-хоровыми навыками, это способ развития хорового коллектива. На хоровых занятиях хористы должны научиться читать ноты, чисто интонировать. Правильный репертуар поможет развитию певческого диапазона, тембра, музыкальной памяти, чувства ритма. Певцы овладеют разнообразием динамического звучания, а также общей грамотностью, разносторонним развитием. Главная идея при подборе репертуара – это идея «от простого к сложному». Репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу овладения техническими приёмами, совершенствования певческого аппарата. Работа с хором требует непрерывности, систематичности, последовательности с постепенным усложнением. При подборе репертуара также важно найти равновесие между художественными и техническими задачами. В. Попов обращал внимание на то, чтобы отбираемые для разучивания произведения группировались бы на 3 раздела: 1. по возможностям коллектива; 2. произведения, опережающие возможности; 3. легче достигнутого уровня.

Творческий рост возможен лишь благодаря работе над произведениями, несколько превышающими исполнительский уровень.

Работая по подбору репертуара, дирижёр должен представлять особенности хорового звучания: линию движения каждого голоса, фразировку, динамику, темп, метро-ритмические особенности (пунктирный ритм, синкопы , смену группировки длительностей…), гармонию, скачкообразность, интервалику, ладовые особенности.

Тесситура должна быть удобной и соответствовать свободному красивому звучанию голоса. Подобные особенности партитуры влияют на интонирование и общий хоровой ансамбль.

В случаях, когда партитура оказывается трудно исполнимой, но желательной в репертуаре, возможны упрощения фактуры, т.е.: широкое расположение аккордов заменить тесным, снять удвоение голосов, выпустить мелизмы, украшения, заменить более крупными длительностями мелкие фигурации, сделать транспонирование и т.д. Вот почему хормейстер должен владеть основными приёмами хоровой аранжировки. Уметь делать переложения для своего состава хора.

Освоение сочинений повышенного уровня трудности способствует концентрации внимания хористов, выработке самоконтроля в интонации, динамики и т.д.

Сложное произведение включать в репертуар надо весьма осторожно, с учётом всей последовательности его изучения. Формирование исполнительской формы за счёт сложного репертуара может отрицательно сказываться на работе хора. Процесс разучивания завышенной программы растягивается на длительный срок, произведение может не получиться.

Зачастую хористы с удовольствием поют простые примитивные, но яркие песни, которые не приносят пользы в развитии их как музыкантов. Но, взяв в репертуар подобную песню, у руководителя появится возможность переключить участников хора от сложностей к простым задачам. Передохнув, они не потеряют интереса работать над преодолением трудностей в других сочинениях.

Работая над репертуаром, надо помнить ещё о таких задачах, как: 1. педагогическая; 2. концертная.

Хоровому коллективу важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения различных эпох и композиторских школ.

Включение в репертуар произведений русских и зарубежных композиторов-классиков расширяет познание детей о своей Родине и других странах. Классический репертуар знакомит певцов с эпохой, в которой жил автор музыки, его идейно-художественных концепций, типичные черты письма, особенности гармонического языка. Ученики узнают, что каждая эпоха имеет интонационно-стилистические черты.

Отдельной страницей репертуарного списка могут стать обработки народных песен и произведений a capella . В процессе исполнения a capella наиболее активно развивается гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника. Начинающим необходимо учиться петь без сопровождения с канонов, с народных песен.

Детскому хору не просто овладеть навыками пения без сопровождения, но именно пение a capella в полной мере музыкально развивает певцов. В народной песне и духовной музыке надо искать истоки национальной культуры, традиции. Через народную песню происходит познание национальных особенностей своего и других народов мира, их музыкальных культур. Русская народная песня во всех её жанрах: плясовая, хороводная, колыбельная, шуточная, песня о народных героях сопровождала человека всю его жизнь. Родные интонации, ритмы являют собой благодатную почву для воспитания любви к Родине, прививают чувство патриотизма.

Слова и музыка в песне неразделимы: в этом единстве заключена великая сила хорового искусства, русская народная песня, воспевающая необъятные просторы Родины, красоту природы обладает широкой распевной мелодией и это позволяет, соприкасаясь с истоками культуры, добиваться верного звукообразования, широты дыхания.

Разнообразить хоровое исполнение можно путём использования разных выразительных средств: ритмическими движениями, подражательными звуками, словесными вставками, а также простейшими ударными инструментами и шумовыми инструментами.

Кроме того в репертуарный перечень должны войти песни современных авторов. Школьники любят песни яркие, ритмичные. Они тонко чувствуют песни патриотического характера, глубоко переживая разные драматические ситуации, чутко реагируют на образы нежные, ласковые (о маме, природе, животных).

При исполнении современной музыки особое внимание приходится обращать на интонационную сферу, тональные отклонения, модуляции, ритмические ладовые трудности. Такие произведения увлекают ребят своей сложностью, работой на преодоление трудностей, вырабатывают у них особое слуховое мышление.

Планируя выступления хора, репертуар создаётся с учётом предстоящих концертов коллектива (это выступления на конкурсах, фестивалях, юбилейных датах, отчётных концертах и т.д.). Дирижёр чаще всего выстраивает программу сольного хорового концерта по хронологическому признаку: вначале – старинная музыка, в конце – сочинения современных композиторов; или составляется по жанровым и стилистическим разделам.

Основным условием концертного исполнительства является разнообразие тематической направленности, стилевое многообразие, многоплановость репертуара, его форм и жанров. Г. Струве отмечал, что «в ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения».

Руководитель должен постоянно работать над повышением своей профессиональной квалификации, быть в курсе всего нового. Необходимо чётко планировать занятия, ставить перед хором определённые цели, к достижению которых певцы будут осознанно стремиться. Регулярное посещение хормейстером выступлений исполнительских коллективов, хоровых концертов, знакомство с новыми хоровыми произведениями даёт повод к сравнительному анализу, рождает новые творческие замыслы.

Грамотно подобранный репертуар явится мощной движущей силой для развития хорового коллектива. Результатом правильно построенного процесса освоения детьми хоровой песни, когда техническое и художественное начала тесно переплетены, будет хорошее, красивое пение.

В данной статье подчёркнута необходимость и важность углублённого подхода к анализу произведений при отборе хорового репертуара, соблюдение гармоничности в обучении.

Репертуар хора всегда отражает музыкантский и педагогический уровень руководителя хора, его профессиональный опыт и общую культуру.

Если каждое произведение отбирается на основе учёта особенностей и возможностей детей данного возраста, это в значительной мере явится залогом успешного певческого развития учеников, охраны их голосов. Разнообразный, разноплановый репертуар поможет руководителю детского хорового коллектива воспитать музыкальные и вокальные способности каждого ребёнка, проводить успешную концертную деятельность и в итоге достичь серьёзного художественного уровня.

Главная миссия дирижёра хора будет выполнена, дети полюбят хоровое искусство и музыку вообще.

Концертный репертуар старшего хора ДШИ № 1

Руководитель: Вавилина М.В. .

    Е. Медведовский, сл. Садовского «Корабли уходят в плаванье».

    Р. Бойко, сл. В. Викторова «Дело было в Каролине» - аранж. М.В.

    1. уч.г.

    Г. Комраков, сл. В. Рябцева «Вечный огонь» - аранж. М.В.

    В. Сарева, сл. В. Степанова «Утренняя песня» - ар. М.В.

    К. Пушенок, сл. Т. Собакина. Пусть летают бегемоты.

2012-13 уч.г.

1 К.В. Глюк, сл. И. Каруса «Праздник хора». – ар. М.В.

2 Г. Струве, сл. А. Барто, из кантаты «Голубь мира». – «Мама поёт». – ар. М.В.

3 А. Гречаников, сл. Белоусова «Пришла весна».

2014-15 уч.г.

    А. Пахмутова, сл. Добронравова «Беловежская пуща».

    Я. Дубравин, сл. Г. Прусова «О России». – аранж. М.В.

    Запольский, сл. Руженцева «Дирижер» - ар. М.В.

2015-16 уч.г.

    П. Чайковский, сл. Татаринова «Весна». – ар. М.В.

    Рождественская колядка «Небо и земля».

    Муз. и сл. Л. Марченко «Каникулы».

    В.А. Моцарт «Светлый день», перел. В. Попова.

    Д. Тухманов «День победы».