Родственники ли лев и алексей толстые. Род толстых

Родители Льва Николаевича Толстого, граф Николай Ильич Толстой и княжна Мария Николаевна Волконская, поженились в 1822. У них родились четыре сына и дочь: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Родные писателя стали прототипами многих героев романа «Война и мир»: отец – Николая Ростова, мама – княжны Марьи Болконской, дед по отцу Илья Андреевич Толстой – старого графа Ростова, дед по матери Николай Сергеевич Волконский – старого князя Болконского. У Л. Н. Толстого двоюродных братьев и сестер не было, так как его родители были единственными детьми в семьях.

По отцу Л. Н. Толстой находился в родстве с художником Ф. П. Толстым, Ф. И. Толстым («Американцем»), поэтами А. К. Толстым, Ф. И. Тютчевым и Н. А. Некрасовым, философом П. Я. Чаадаевым, канцлером Российской империи А. М. Горчаковым.

Род Толстых возвысил получивший титул графа сподвижник Петра I Петр Андреевич Толстой (1645-1729). От его внука, Андрея Ивановича Толстого (1721-1803), прозванного за многочисленное потомство «Большое гнездо», и пошли многие знаменитые Толстые. А. И. Толстой являлся дедом Ф. И. Толстого и Ф. П. Толстого, прадедом Л. Н. Толстого и А. К. Толстого. Л. Н. Толстой и поэт Алексей Константинович Толстой приходились друг другу троюродными братьями. Художник Федор Петрович Толстой и Федор Иванович Толстой-Американец были двоюродными дядями Льва Николаевича. Родная сестра Ф. И. Толстого-Американца Мария Ивановна Толстая-Лопухина (т.е. двоюродная тетя Л. Н. Толстого) известна по «Портрету М. И. Лопухиной» художника В. Л. Боровиковского. Поэт Федор Иванович Тютчев приходился шестиюродным братом Льву Николаевичу (мама Тютчева – Екатерина Львовна – была из рода Толстых). Сестра Андрея Ивановича Толстого (прадеда Л. Н. Толстого) – Мария – вышла замуж П. В. Чаадаева. Ее внук, философ Петр Яковлевич Чаадаев, следовательно, являлся троюродным дядей Льву Николаевичу.

Имеется информация, что прапрадедом (отцом прадеда) поэта Николая Алексеевича Некрасова был Иван Петрович Толстой (1685-1728), который был и прапрадедом Льва Николаевича. Если это действительно так, то получается, что Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой – четвероюродные братья. Троюродным дядей Л. Н Толстому приходился канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков. Бабушка писателя по отцу, Пелагея Николаевна, была из рода Горчаковых.

У прадеда Л. Н. Толстого, А. И. Толстого, был младший брат Федор, потомком которого стал писатель Алексей Николаевич Толстой, запечатлевший своего предка Петра Андреевича Толстого в романе «Петр I». Дед А. Н. Толстого, Александр Петрович Толстой, приходился четвероюродным братом Льву Николаевичу. Следовательно, А. Н. Толстой, прозванный «красным графом», был четвероюродным внучатым племянником Льва Николаевича. Внучкой А. Н. Толстого является писательница Татьяна Никитична Толстая.

По материнской линии Л. Н. Толстой состоял в родстве с А. С. Пушкиным, с декабристами , С. П. Трубецким, А. И. Одоевским.

А. С. Пушкин был четвероюродным дядей Л. Н. Толстого. Мама Льва Николаевича приходилась четвероюродной сестрой поэту. Общим их предком был адмирал, сподвижник Петра I Иван Михайлович Головин. В 1868 Л. Н. Толстой познакомился со своей пятиюродной сестрой Марией Александровной Пушкиной-Гартунг, некоторые черты которой он впоследствии придал наружности Анны Карениной. Декабрист, князь Сергей Григорьевич Волконский был троюродным дядей писателя. Прадед Льва Николаевича, князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой, женился на княжне Варваре Ивановне Одоевской. Их дочь – Екатерина Дмитриевна Трубецкая – вышла замуж за Николая Сергеевича Волконского. Брат Д. Ю. Трубецкого – генерал-фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой – был прадедом декабриста Сергея Петровича Трубецкого, который, следовательно, Льву Николаевичу приходился четвероюродным братом. Родной брат В. И. Одоевской-Трубецкой, Александр Иванович Одоевский, являлся дедом поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского, который, получается, был троюродным дядей Л. Н. Толстого.

В 1862 Л. Н. Толстой женился на Софье Андреевне Берс. У них родились 9 сыновей и 4 дочери (из 13 детей 5 умерли в детстве): Сергей, Татьяна, Илья, Лев, Мария, Петр, Николай, Варвара, Андрей, Михаил, Алексей, Александра, Иван. Внучка Л. Н. Толстого, Софья Андреевна Толстая, стала последней женой поэта Сергея Александровича Есенина. Праправнуками Льва Николаевича (правнуками его сына – Ильи Львовича) являются телеведущие Петр Толстой и Фекла Толстая.

Жена Л. Н. Толстого, Софья Андреевна, была дочерью врача Андрея Евстафьевича Берса, который в молодости служил у Варвары Петровны Тургеневой – матери писателя Ивана Сергеевича Тургенева. А. Е. Берс и В. П. Тургенева имели роман, в результате которого появилась внебрачная дочь Варвара. Таким образом, у С. А. Берс-Толстой и И. С. Тургенева была общая сродная сестра.

Дворянский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранилась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Генеалогическая таблица Род графов Толстых .

Род графов Толстых (генеалогическая таблица).

Васильчиковы , дворянский и княжеский род, происходящий от племянника родоначальника Толстых - Василия Федоровича.

ТОЛСТОВСКОЕ ПЛЕМЯ: КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА 13 ДЕТЕЙ ЛЬВА ТОЛСТОГО. У Льва Николаевича Толстого было 13 детей - Софья Андреевна родила писателю 9 сыновей и 4 дочерей. Как сложилась их судьба и какой след в истории они оставили?

К сожалению, 5 детей из 13 умерли рано: Пётр прожил чуть больше года, Николай - меньше года, Варвара - несколько дней, Алексей скончался в 4 года, Иван - в 6 лет. Самый младший, Иван, был необычайно похож на отца. Говорили, что его серо-голубые глаза видели и понимали больше, чем он мог выразить словами. Толстой считал, что именно этот сын будет продолжать его дело. Однако судьба распорядилась иначе - ребёнок умер от скарлатины.

СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ (1863-1947) Своего старшего сына Сергея Толстой так описывал: «Старший, белокурый, - не дурен. Есть что-то слабое и терпеливое в выражении и очень кроткое… Все говорят, что он похож на моего старшего брата. Я боюсь верить. Это было бы слишком хорошо. Главная черта брата была не эгоизм и не самопожертвование, а строгая середина… Серёжа умён - математический ум и чуток к искусству, учится прекрасно, ловок прыгать, гимнастика; но gauche (неуклюжий, фр.) и рассеян». Сергей Львович был единственным из всех детей писателя, кто пережил Октябрьскую революцию на родине. Он серьёзно занимался музыкой, был профессором Московской консерватории и одним из учредителей Музея Л. Н. Толстого в Москве, принимал участие в комментировании Полного собрания сочинений отца. Также известен как автор музыкальных произведений: «Двадцать семь шотландских песен», «Бельгийские песни», «Индусские песни и танцы»; писал романсы на стихи Пушкина, Фета, Тютчева. Скончался в 1947 году в возрасте 84 лет.

ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА (1864-1950) Татьяна, как и её сестры Мария и Александра, была последовательницей учения Толстого. От матери старшая дочь писателя унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения и была не лишена тщеславия. От отца унаследовала способность к письму, стала писательницей. В 1925 году вместе с дочерью Татьяна Львовна уехала за границу, жила в Париже, где её гостями были Бунин, Моруа, Шаляпин, Стравинский, Александр Бенуа и многие другие представители культуры и искусства. Из Парижа она переехала в Италию, где провела остаток своей жизни.

ИЛЬЯ ЛЬВОВИЧ (1866-1933) Характеристика Льва Толстого: «Илья, третий… Ширококост, бел, румян, сияющ. Учится дурно. Всегда думает о том, о чем ему не велят думать. Игры выдумывает сам. Аккуратен, бережлив, «мое» для него очень важно. Горяч и violent (порывистый), сейчас драться; но и нежен, и чувствителен очень. Чувствен - любит поесть и полежать спокойно… Все недозволенное имеет для него прелесть… Илья погибнет, если у него не будет строгого и любимого им руководителя». Илья не окончил гимназию, работал поочередно то чиновником, то служащим банка, то агентом русской компании социального страхования, то агентом по ликвидации частных имений. Во время Первой мировой войны работал в Красном кресте. В 1916 году Илья Львович уехал в США, где до конца жизни зарабатывал чтением лекций о творчестве и мировоззрении Толстого.

ЛЕВ ЛЬВОВИЧ (1869-1945) Лев Львович был одним из самых талантливых в семье. Сам Толстой характеризовал сына так: «Хорошенький: ловкий, понятливый, грациозный. Всякое платье сидит, как по нем сшито. Все, что другие делают, то и он, и все очень ловко и хорошо. Ещё хорошенько не понимаю». В юности увлекался идеями отца, но со временем перешёл на антитолстовские, патриотические и монархические позиции. В 1918 году, не дожидаясь ареста, эмигрировал. Жил во Франции и Италии, в 1940 году окончательно поселился в Швеции. В эмиграции продолжал заниматься творчеством. Сочинения Льва Львовича переводились на французский, немецкий, шведский, венгерский и итальянский языки.

МАРИЯ ЛЬВОВНА (1871 - 1906) Когда ей было два года, Лев Николаевич охарактеризовал её так: «Слабый, болезненный ребёнок. Как молоко, белое тело, курчавые белые волосики; большие, странные, голубые глаза: странные по глубокому, серьёзному выражению. Очень умна и некрасива. Это будет одна из загадок. Будет страдать, будет искать, ничего не найдёт; но будет вечно искать самое недоступное». Разделяя взгляды отца, отказалась от светских выездов; много сил отдавала просветительской работе. Рано уйдя из жизни, в возрасте 35 лет, Мария Львовна запомнилась современникам как «хороший человек, не увидевший счастья». Мария Львовна была начитанна, свободно владела несколькими иностранными языками, музицировала. Когда она получила диплом учительницы, то организовала собственную школу, в которой занимались и крестьянские дети, и взрослые. Её одержимость порой пугала близких, молодая хрупкая женщина ездила по отдалённым населённым пунктам в любую погоду, самостоятельно управляя лошадью и преодолевая снежные заносы В ноябре 1906 года Мария Львовна заболела: внезапно резко поднялась температура, появилась боль в плече. Врачи диагностировали воспаление лёгких. По словам Софьи Андреевны, «никакие меры не ослабляли силы болезни». Всю неделю, пока женщина пребывала в полубессознательном состоянии, родители и муж находились рядом; Толстой держал дочь за руку до последних минут.

АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ (1877 - 1916) Он очень любил мать, та обожала его и прощала сыну всё. Отец ценил доброту Андрея, утверждал, что это «самое дорогое и важное качество, которое дороже всех на свете», и советовал ему применять свои идеи на благо народа. Однако Андрей Львович не разделял взглядов отца, считая, что если он дворянин, то должен пользоваться всеми привилегиями и преимуществами, которые ему дает его положение. Толстой решительно не одобрял образа жизни сына, но говорил о нём: «Я не хочу его любить, но я люблю потому, что он подлинный и не хочет казаться другим». Андрей принимал участие в Русско-японской войне в чине унтер-офицера конным ординарцем. На войне был ранен, получил Георгиевский крест за храбрость. В 1907 году он поступил на службу чиновником особых поручений при тульском губернаторе Михаиле Викторовиче Арцимовиче, который поддерживал прекрасные отношения со Львом Николаевичем. Андрей влюбился в его жену, вскоре она ушла к Андрею, оставив дом, отчаявшегося мужа и шестерых детей. В феврале 1916 года в Петербурге Андрею приснился странный сон, который он рассказал брату. Он увидел себя во сне мертвым, в гробу, который выносили из дома. Он присутствовал на собственных похоронах. В огромной толпе, идущей за гробом, он увидел министра Кривошеина, своего начальника по Министерству внутренних дел в Петербурге, и любимых цыганок, пение которых он очень любил. Через несколько дней он умер от заражения крови.

МИХАИЛ ЛЬВОВИЧ (1879 - 1944) Михаил был одарен музыкально. С детских лет он очень любил музыку, виртуозно научился играть на балалайке, гармошке, пианино, сочинял романсы, учился играть на скрипке. Несмотря на свою мечту стать композитором, Михаил пошёл по стопам отца и выбрал карьеру военного. Во время Первой мировой войны он служил во 2-м Дагестанском полку Кавказской Туземной конной дивизии. В 1914-1917 гг. участвовал в боях на Юго-Западном фронте. Был представлен к награждению орденом Святой Анны 4-й степени. В 1920 году он эмигрировал, остановившись в итоге в Марокко, где и скончался. Именно в этой стране Михаил написал своё единственное литературное произведение: мемуары, описывающие то, как семья Толстого жила в Ясной Поляне, роман этот назывался «Митя Тиверин». В романе он также вспоминал о той семье и стране, которых уже нельзя было вернуть. Скончался Михаил Львович в Марокко в 1944 году.

АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВНА (1884 - 1979) Она была трудным ребенком. Гувернантки и старшие сёстры занимались с ней больше, чем Софья Андреевна и Лев Николаевич. Однако в 16 лет произошло её сближение с отцом, с тех пор она всю жизнь посвятила ему: выполняла секретарскую работу, освоила стенографию, машинопись. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие отца. После Октябрьской революции 1917 года Александра Толстая не захотела примириться с новой властью, которая жестоко преследовала инакомыслящих. В 1920 году была арестована ВЧК и была приговорена к трём годам заключения. Благодаря ходатайству крестьян Ясной Поляны, её освободили досрочно в 1921 году, она вернулась в родную усадьбу, а после соответствующего декрета ВЦИК стала хранителем музея. Организовала в Ясной Поляне культурно-просветительный центр, открыла школу, больницу, аптеку. В 1929 году покинула Советский Союз, уехав в Японию, затем в США, где выступала с лекциями об отце во многих университетах. В 1941 году она приняла гражданство США и в последующие годы помогала многим русским эмигрантам обосноваться в США, где скончалась сама 26 сентября 1979 года в возрасте 95 лет. В Советском Союзе Александру Толстую убрали из всех фотоснимков и кинохроник, её имя не упоминалось в примечаниях и мемуарах, экскурсионных рассказах и музейных экспозициях.

10 января 2013 года исполнилось 130 лет со дня рождения одного из самых ярких и талантливых русских и советских писателей ХХ века – Алексея Николаевича Толстого.

Алёша Толстой родился в родовитой дворянской семье 10 января 1883 года (29 декабря 1882 года по старому стилю) в Самарской губернии в городе Николаевске. Его отцом был представитель старинного рода графов Толстых Николай Александрович Толстой (1849 – 1900). Он закончил Николаевское кавалерийское училище, в 1868 году стал корнетом и был направлен в лейб-гвардии гусарский полк. Но за склонность к «буйству» был удалён с военной службы с запрещением жить в Петербурге и Москве. Он переехал в Самарскую губернию, где и познакомился со своей будущей женой, сразу же воспылав к ней страстью.

Отец Толстого был дальним родственником Льва Толстого. Для интересующихся родством сразу троих Толстых – Алексея Константиновича, Льва Николаевича и Алексея Николаевича сразу скажу, что они в разной степени друг другу приходятся дальними родственниками. Предки Толстых в XIII веке приехали на Русь из Германии, своё прозвище получили от великого князя Василия, служили Ивану Грозному, Алексею Михайловичу и Петру Первому. Именно Пётр Великий и присвоил Петру Андреевичу Толстому титул графа, который только начал появляться в России.

П.А. Толстой был основателем российских спецслужб – Тайной канцелярии и отметился тем, что подготовил и провёл операцию по возвращению в Россию казненного впоследствии царевича Алексея. Он и является общим предком для всех троих Толстых-писателей. В середине XVIII века род Толстых разделился на различные ветви. В этом смысле Лев Николаевич и Алексей Николаевич очень далеки друг от друга по степени родства, но оно всё же присутствует.

Мать – Александра Леонтьевна Толстая (Тургенева) происходила из старинного дворянского рода Тургеневых. Она была внучкой декабриста Н. Тургенева и, как утверждали многие, дальней родственницей писателя Ивана Тургенева, что, однако, несмотря на красоту легенды, не обязательно соответствует действительности – возможно, они были однофамильцами или уж очень далёкими родственниками, доказательств чему не существует, несмотря на разветвлённую систему учёта дворянской генеалогии в России. Известно лишь, что разветвлённая династия Тургеневых произошла от золотоордынского прозвища Тургень. Впрочем, вот что писал по этому поводу о появившемся новом писателе А.М. Горький А.В. Амфитеатрову: «Обращаю Ваше внимание на графа Алексея Ник. Толстого. Это – юный человек, сын Толстого – губернского предводителя дворянства в Самаре, родственник И.С. Тургенева: хорошая кровь!». Того же мнения придерживается и М. Волошин, который так писал о А.Н. Толстом: «Судьбе было угодно соединить в нем имена целого ряда писателей сороковых годов: по отцу он – Толстой; по матери – Тургенев, с какой-то стороны близок не то с Аксаковым, не то с Хомяковым. Одним словом в нем течет кровь классиков русской прозы, черноземная, щедрая, помещичья кровь».

Таким образом, в личности Алексея Николаевича Толстого, возможно, неожиданно пересеклись родовые ветви Толстых и Тургеневых. Впрочем, здесь скорее подходит слово случайно, потому что дворянское сословие, особенно потомственное и родовитое, было достаточно замкнутым, поэтому многие приходились друг другу дальними родственниками. Для сравнения напомню, что практически все монархические династии Европы также были родственниками, поэтому порой это приводило к появлению типичных для таких случаев болезней – например, гемофилии по мужской линии у Николая Второго и его супруги. У родовитых дворян такое было редкостью, так как степень родства была гораздо ниже.

По воспоминаниям современников, отец будущего писателя Николай Александрович Толстой был личностью сложной, стихийной, но вместе с тем и незаурядной. Семейная жизнь у Толстых не сложилась. К этому времени вообще наметился кризис дворянства и всей системы замкнутых сословных отношений в России. Многие дворяне разорялись, проматывали состояния, купцы же, наоборот, богатели, появлялись первые капиталисты, шло имущественное расслоение крестьянской общины. Порой, разбогатевший крестьянин мог позволить себе куда больше, нежели обедневший дворянин. Но система сословий была замкнутой, отсутствовал социальный лифт, и это порождало множество проблем. Отражалось это и на семейных ценностях. То, что было ещё совсем недавно немыслимым, становилось если и не обычным делом, то достаточно часто проявляющимся.

Сложно сказать, кто из супругов был прав, кто виноват, но у Александры Леонтьевны появился в жизни другой человек – мелкопоместный дворянин и либеральный земский деятель Алексей Аполлонович Бостром. За несколько месяцев до рождения Алёши его мать ушла от родовитого, но обедневшего Толстого к Бострому.

Это впоследствии позволило появиться версии, согласно которой Алексей Толстой, который был уже пятым ребёнком Александры Леонтьевны от Толстого, на самом деле сын Бострома, что, впрочем, кроме слухов и догадок ничем не подтверждается, так что скорее относится к области неких мифов и легенд.

Столько внимания я уделяю происхождению А.Н. Толстого вполне намеренно, так как это во многом отразилось на его судьбе и творчестве, повлияло на восприятие им революции в России и его позиции в отношении советской власти и русской эмиграции.

Детство Алёша Толстой провёл в имении Бострома, и лишь после достижения им 16-летнего возраста его отец Николай Александрович признал его в качестве своего законного сына и дал свою фамилию (до этого Алёша носил фамилию отчима – Бостром). И. Бунин, ссылаясь на Алданова, утверждает, что сам А.Н. Толстой признавался последнему, будто бы упросил отца признать его. На самом деле, это ничуть не ставит под сомнение отцовство Н.А. Толстого, а свидетельствует о непростом характере их встречи, завершившейся в итоге благополучно. Во всяком случае, вполне очевидно, что сам Алёша Толстой никак не мог отвечать за действия своей матери перед отцом.

Имением Бострома, где Алёша провёл своё детство, был хутор Сосновка в Самарской губернии (ныне это посёлок Павловка самарского микрорайона Красноармейский).

Те годы оставили глубокий след в душе писателя. Позже он сам признавался, что вёл в основном созерцательную жизнь, наблюдая за сменой времен года, природными явлениями, жизнью растений и насекомых, красками неба, леса, луга, дождями и ветрами, вьюгами и звёздным небосклоном. Он пытливо старался понять окружающий его мир, а тонкая наблюдательность позволила впоследствии искусно использовать это в своих литературных описаниях.

В 1901 году Алексей Толстой поступает в Петербургский технологический институт. Здесь Алексей Толстой начинает писать и достаточно быстро становится известным в литературном столичном мире. Интересно, что начинал он как поэт. В его раннем творчестве были хорошо заметны нотки подражания Некрасову и Надсону, а также символистам.

В 1905 году Алексея направили для прохождения практики на Урал, где он больше месяца жил в Невьянске. Под впечатлением этой поездки молодой писатель пишет свой первый рассказ «Старая башня».

Следует отметить, что литературный талант у Алексея Толстого в определённом смысле был наследственным – его мать, больше всего обожавшая И.С. Тургенева, сама увлекалась сочинительством и уже в 16-летнем возрасте написала свою первую повесть «Воля». Впоследствии она стала детской писательницей.

Как-то, выслушав рассказ А.Н. Толстого о его детстве и жизни дворян в Самарской губернии, М. Волошин сказал ему: «Знаете, вы очень редкий и интересный человек. Вы, наверное, должны быть последним в литературе, носящим старые традиции дворянских гнёзд».

Это мнение об А.Н. Толстом в Петербурге было достаточно распространено, а вместе с влиянием матери, её увлечением И.С. Тургеневым и воспоминаниями детства в значительной степени повлияло на выбор тем в начале писательского пути Алексея Николаевича. Так появились «дворянские романы» и повести – «Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин». Но было в этих повестях и романах и то, что принципиально отличало Толстого от дворянского бытописания его предшественников – прежде всего, они отличались реализмом в описании человеческих отношений. В романе «Хромой барин» частично описана история любви его родителей (матери и Н.А. Толстого). Ностальгируя, пытаясь зафиксировать уходящее, А.Н. Толстой, тем не менее, понимает, что дворянство и как замкнутое сословие, и как класс постепенно уходит с авансцены российской истории. У всей этой созерцательной жизни с подходами рантье, в ХХ веке, стремительно идущем в эпоху индустриализации и социальных перемен, просто нет будущего. Это было ему понятно ещё до революции, что достаточно существенно.

Серьёзные перемены в мироощущении А.Н. Толстого происходят во время первой мировой войны, когда он был военным фронтовым корреспондентом.

Именно там, на фронте, А.Н. Толстой начинает понимать истинную цену многому: «…я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие, содрав с себя наглухо застёгнутый чёрный сюртук символистов. Я увидел русский народ». В годы войны А.Н. Толстой побывал в союзных Англии и Франции.

Но Первая мировая была только началом потрясений и жизненных передряг, через которые А.Н. Толстому, как и многим, пришлось тогда пройти.

Революция 1917 года не вызвала у А.Н. Толстого большого энтузиазма. Когда в Москве стало совсем плохо с продуктами, А.Н. Толстой вместе с семьёй выехал на юг и смог перебраться в Одессу, которая в то время была занята войсками союзников по Антанте.

Стоит, вероятно, несколько слов сказать и о личной жизни писателя. А.Н. Толстой был женат четырежды. Вначале на уроженке Самары Юлии Васильевне Рожновой. У них родился сын Юрий, который умер ещё ребёнком. Затем А.Н. Толстой некоторое время сожительствовал с Софьей Исааковной Дымшиц. У них родилась дочь Марьяна. С.И. Дымшиц перешла из иудаизма в православие, чтобы выйти замуж за А.Н. Толстого, но свадьба так и не состоялась.

На юг писатель уехал вместе со своей третьими по счёту семьёй и женой (или вторыми официально) – Натальей Васильевной Крандиевской. Она писала стихи, впоследствии – мемуары. У них было двое детей – Дмитрий и Никита. А.Н. Толстой также усыновил сына Кандиевской от первого брака Фёдора.

Но и в Одессе было неспокойно, и в апреле 1919 года Толстые переезжают вначале в Константинополь, а затем уже оттуда – в Париж и в 1921 году – в Берлин.

Впрочем, своим положением эмигранта А.Н. Толстой также тяготился, понимая, что он там, по его же собственному выражению, «парий, человек, оторванный от родины». Вместе с тем, именно годы эмиграции показали, что А.Н. Толстой стал настоящим мастером слова. Из-под его пера выходят такие замечательные вещи как «Детство Никиты», «Хождение по мукам», «Аэлита», «Повесть смутного времени». Диапазон его творческим тем чрезвычайно широк. «Аэлита» – красивый фантастический роман, «Повесть смутного времени» – историческое произведение, «Хождение по мукам» было живым и оперативным откликом на то, что происходило в России. Впоследствии роман был расширен, а этот первый вариант стал начальной частью под названием «Сёстры». Роман уже в СССР был идеологически усилен, но «Сёстры» в целом гораздо сильнее последующих частей (также произошло и с Шолоховым, чей «Тихий дон» заметно превосходит его же «Поднятую целину»). Прототипом Кати Рощиной стала его жена Н. Крандиевская. «Детство Никиты» – в определённой степени автобиографическая, ностальгическая повесть по ушедшей России. Прототипом Никиты стал сын Толстого и Крандиевской Никита.

В конце 1921 года А.Н. Толстой начинает сближаться с писателями, оставшимися в Советской России, сотрудничать с изданиями, лояльными к большевикам. В отличие от многих эмигрантов он начинает полагать, что победа большевиков – это не некая случайность, а, возможно, историческая данность. Всё это вызывает раздражение в эмигрантских кругах – начинают появляться публикации, упрекающие его в незаконнорожденности, былом сожительстве с иудейкой и других поступках. Естественно, это только укрепляет А.Н. Толстого в его взглядах и в неприятии попыток повернуть историю вспять. В итоге в апреле 1922 года А.Н. Толстой пишет «Открытое письмо Н.В. Чайковскому», одному из руководителей русской эмиграции во Франции, где говорит о необходимости признания большевиков как единственного правительства России и утверждает о необходимости сотрудничества с большевиками «для укрепления великодержавности». Это письмо фактически приводит к его разрыву с белой эмиграцией, и А.Н. Толстого исключают из Союза русских писателей в Париже.

Выбор сделан, и 1 сентября 1923 года Алексей Толстой возвращается в Россию. Первым же вышедшим романом, заложившим основы советской научной фантастики, стала «Аэлита». Центральным персонажем романа является красноармеец Гусев, неудержимый оптимист и сторонник мировой революции, который тут же устраивает её на Марсе, прилетев туда вместе с инженером Лосевым. В 1924 году он издаёт сатирическую повесть «Похождение Невзорова, или Ибикус», где в юмористической форме описывает свои воспоминания и впечатления о жизни в эмиграции.

Алексей Толстой не чурается и коллективной работы и вместе с рядом других писателей принимает участие в написании романа «Большие пожары», который публиковался в журнале «Огонёк».

Из других произведений А.Н.Толстого можно отметить пьесу «Заговор императрицы» (1925 год) и «Дневник Вырубовой» (1927 год), повествующий о разложении и упадке семьи Романовых.

Он также активно работает над трилогией «Хождение по мукам», о которой мы говорили выше. Она была закончена лишь в 1941 году. Эпический роман «Хождение по мукам» описывает советскую власть как естественно вытекающую из всей многовековой русской истории. При этом революция 1917 года описывается в качестве абсолютно справедливого исторического акта. А.Н. Толстой пишет об этом с убеждением, а вовсе не из желания под кого-либо подстроиться. Вероятно, присутствовало в некоторой степени и второе, но всё же главным был именно замысел и внутреннее восприятие происходившего.

Любопытен и его другой научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», в котором помимо темы ответственности гениального учёного перед человечеством за свои изобретения (о чём пишут часто) в достаточно широком контексте рассматриваются и вопросы жизни в эмиграции (что замечают редко).

Ещё одним фантастическим произведением А.Н. Толстого считают его повесть «Голубые города». Это мнение настолько устойчиво, что «Голубые города» даже поместили в первый том «Фантастика и приключения» в серии «Библиотека отечественной классической литературы в 100 томах» совместного издания издательств «Дрофа» и «Вече» 2003 года. Между тем, на мой взгляд, «Голубые города» имеют достаточно отдалённое отношение к фантастике (разве что в некотором смысле – к приключениям, и то натянуто). Речь там совсем о другом. О судьбе В.А. Буженинова, который после ранений и превратностей гражданской войны не может найти себя в новой жизни, мечтая о будущем, грезя жизнью прекрасной Москвы 2023 года, которую он видит в бреду, и о которой однажды рассказывает товарищам (вот и всё фантастическое, собственно). Он приезжает в провинциальный городок, но не находит себя в мирной жизни, не может трудоустроиться, вдобавок ко всему у него не складывается личная жизнь – его избранница, воспитанница его матери отвергает его любовь, тянется к тем, у кого больше денег, к тем же зажиточным торговцам, с которыми он когда-то воевал на фронтах гражданской. Голубые города далеко, и пока недостижимо это общее глобальное счастье, о котором он так мечтал, а мрачная действительность, давящая своей беспросветностью – она рядом. И тогда В.А. Буженинов совершает убийство ненавистного ему соперника, сжигает погрязший в мещанстве город. В сюжетном смысле это некий синтез «Бесприданницы» Островского и современных историй в стиле «афганский синдром». Это не фантастика, а весьма серьёзная социальная драма, показывающая проблемы советского общества середины двадцатых. «Голубые города», как мне представляется, серьёзно опровергают частые сегодня обвинения А.Н. Толстого в конформизме.

В 1929 году А.Н. Толстой начинает работу над романом «Пётр I», который он писал до конца своей жизни и так и не успел закончить. «Пётр I» – это попытка писателя переосмыслить русскую историю, её ключевые, поворотные моменты. Довольно примитивными представляются мне высказывания о том, что А.Н. Толстой взялся за этот роман потому, что И.В. Сталину импонировали образы и Петра Великого и Ивана Грозного и это был, якобы, некий социальный заказ. Безусловно, Алексей Николаевич Толстой не чурался и этой стороны жизни в Советской России, но как раз роман «Пётр I» никакого отношения к его якобы «конформизму» не имеет. Это эпическое историческое произведение – пожалуй, главный исторический роман (если не считать «Войну и мир» Льва Толстого) отечественной литературы. Я не случайно вначале столько говорил о происхождении А.Н. Толстого, его графском титуле, законно переданном ему отцом, происках недоброжелателей о его якобы незаконнорожденности. Именно эпоха Петра изменила старую Россию, привела в действие социальные лифты, которые могли вознести на самую вершину вчерашних париев, добившихся всего благодаря своему таланту и личным качествам – таких, как тот же бывший торговец на базаре, а впоследствии всесильный Александр Меншиков. Алексей Толстой сравнивал эпоху Петра и современную ему Советскую Россию как эпохи социальных преобразований, проводил определённые параллели между ними, как и между Петром и Сталиным (не в романе, естественно, а мировоззренчески). Это совпало с пониманием Сталиным собственной исторической миссии, но это уже вторично по отношении к собственному мироощущению А.Н. Толстого.

Если же говорить о произведениях, призванных обеспечить идеологические установки власти, то это никак не «Пётр I», а скорее повесть «Хлеб», в которой описан Царицын времён гражданской войны. Как известно, его обороной руководил, в том числе и И.В. Сталин, поэтому повесть довольно любопытна в том смысле, что в ней отражён сталинский взгляд на гражданскую войну.

Конечно же, А.Н. Толстой сотрудничал с властью, но именно для этого он и приехал из эмиграции. Собственно, сам писатель никогда этого и не скрывал. В 1934 году он вместе с другими авторами написал книгу «Канал имени Сталина», в том же году выступил с докладом, посвящённым драматургии, на Первом съезде союза писателей СССР.

В 1935 году А.Н. Толстой женился в четвёртый (официально – третий) раз на Людмиле Ильиничне Крестинской-Барышевой. Детей у них не было.

А.Н. Толстой часто бывал и за границей в 1932-1937 годах – в Германии, Италии, Франции, Англии, Чехословакии, Испании. Участвовал в первом (в 1935 году) и втором (в 1937 году) конгрессах писателей в защиту культуры.

А.Н. Толстой или советский (по другому – красный) граф был очень популярен и, после смерти А.М. Горького, с 1936 по 1938 годы возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года он был депутатом Верховного Совета СССР, с 1939 года – академиком Академии Наук СССР.

В отличие от А.М. Горького А.Н. Толстой не испытывал слишком серьёзных сомнений в отношении того, что происходило в СССР – он сразу целиком и в главном принял линию большевиков, а всё остальное считал второстепенным. При этом А.Н. Толстой был весьма жизнелюбивым человеком, был не прочь немного выпить и при этом хорошо поесть. Советская власть ценила своего красного графа и старалась обеспечить ему все условия для жизни без нужды даже в период голода. Это, как и его жизнерадостность, многих, естественно, раздражало. Вот что пишет в своём дневнике много лет знавшая его Л.В. Шапорина: «Прежде Алексей Николаевич вносил с собой массу веселья; с тех пор же, как им всё более овладевает правительственный восторг, его шум становится какой-то официозной демагогией… Когда он меня видит, сразу же начинает исторические разговоры, всегда великодержавные. Он весь теперь – правительственный пафос». Вряд ли А.Н. Толстой разменивался бы на «великодержавный пафос» в чисто бытовых разговорах. Это как раз подтверждает то, что его позиция основывалась на его внутренних убеждениях.

Нельзя согласиться и с тем, что в эти годы кроме повести «Приключения Буратино или Золотой ключик» он не написал ничего значимого. Работа над «Петром I» отнимала много сил, как и общественная деятельность. А «Приключения Буратино» стали настоящей творческой удачей – тем самым случаем, когда повтор оказался куда лучше оригинала («Приключения Пиноккио» Карло Коллоди). Впрочем, это был не повтор, а просто использование сходного сюжета.

Когда началась война, А.Н. Толстой участвовал в написании знаменитого обращения Сталина, которое зачитывал Молотов. Именно тогда впервые прозвучал призыв вспомнить героических предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.

В годы войны А.Н. Толстой возвращается к публицистике, вспомнив свой опыт фронтовой журналистики времён Первой мировой войны. Из-под его пера выходят почти 60 публикаций. Наибольшую известность получил очерк А.Н. Толстого «Родина». В своих произведениях писатель часто обращается к теме русских богатырей, эпохам Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова. Главный лейтмотив – борьба с вражеским нашествием. При этом даже на ментальном уровне А.Н. Толстой сопоставляет череп и кости на эмблемах в петлицах, чёрный цвет танков, мышиную форму фашистов и самого Гитлера с некой общей враждебной тёмной силой, которую русский народ обязательно должен победить. Именно апелляция к традиционным русским ценностям составляет в этот период основу его мировоззрения. В 1944 году выходит его известный рассказ «Русский характер».

Война в очередной раз заставляет его по-новому посмотреть и на русский народ, и на современное ему советское общество. Он ждёт победу, будучи уверенным, что после неё: «Народ, вернувшийся с войны, ничего не будет бояться. Он будет требователен и инициативен».

А.Н. Толстой ждал победу, но тяжёлая болезнь оказалась сильнее, и он не дожил до окончания войны совсем немного, считанные недели – писатель умер 23 февраля 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Понимая значение утраты, И.В. Сталин объявил государственный траур.

14-го века их предок Индрис покинул эту страну и принял в Чернигове.

Родословная Толстых

Род собственно семейства Толстых с его правнука, которого звали Андрей Харитонович. Он после жизни в Чернигове обосновался в Москве. Первые его потомки были военнослужащими, что было своего рода традицией. Однако в последующих поколениях в роду Толстых стали появляться государственные политические и великие литературные деятели.

Древо

Ближайшим предкам Льва и Алексея Николаевичей и Алексея Константиновича является Петр Андреевич Толстой. У него было рождено двое сыновей. Один из них не мог иметь детей, а второй стал отцом нескольких сыновей, среди которых следует выделить Илью и Андрея. Именно они произвели на свет ближайших родственников этих трех великих писателей.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году в Тульской губернии. Его отцом был Николай Ильич Толстой, который был сыном Ильи Андреевича.

Ветка Ильи Толстого славится появлением Льва Николаевича и Алексея Константиновича. Они приходятся друг другу троюродными братьями. Алексей Николаевич появился через несколько поколений. Если судить по родству, то для Льва Николаевича он является внучатым племянником в четвертом поколении. Родство, конечно, очень дальнее, но все же оно свидетельствует о том, что у них есть общие корни и можно считать их родственниками, а не просто однофамильцами.

Алексей Николаевич Толстой был рожден в 1883 году. Местом его рождения был город Николаевск. Отцом его является граф Николай Александрович Толстой.

Изучением рода Толстых занимаются многие биографы, и уже составлены достаточно подробные генеалогические древа. Все они подтверждают тот факт, что в этом роду имеется трое известных писателей, которые появились в разные периоды времени. Самым старшим из этих писателей является Алексей Константинович. Он родился в 1817 году в городе Санкт-Петербурге. Его отцом был Константин Петрович Толстой, который является родным братом знаменитого художника Ф.П. Толстого.

Совет 2: Иван Толстой: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Есть у писательского творчества удивительное качество: это не просто набор информации, данных об исторических и личных взаимоотношениях, нечто большее. Читатель переносится в то время, начинает понимать и оправдывать многие вещи, запоминать отношения между героями.

Произведения затрагивают душу, внутренний мир. Однако есть авторы, понимающие непростые вопросы справедливости оценки творчества либо деятельности. Этим занимаются историки литературы. К ним и относится Иван Никитич Толстой.

Поиск призвания

Он появился на свет в известной творческой семье Ленинграде в 1958 году, 21 января. Отец – сын знаменитого писателя А. Н. Толстого, мама – дочь поэта Лозинского М. Л. Глава семьи являлся известным физиком, профессором. Наукой решил заниматься и брат Михаил. Сестры же, Татьяна с Натальей, стали писательницами.

В 1975 Иван Никитич закончил школу и стал студентом медицинского института. Образование оказалось выбрано ошибочно. Медицина совершенно не привлекала студента. Супруга, видя настрой мужа, посоветовала ему заняться филологией.

Тогда Иван Никитич поступил в университет на филфак. Одновременно он работал в Пушкинских горах экскурсоводом. После окончания учебы выпускник преподавал русский язык и литературу в школе. Он изучал архивы, писал статьи.

Увлечение эмигрантской литературой все больше захватывало начинающего писателя. Однако с публикациями на эту тему не складывалось. В 1987 появились первые успехи. Толстой уже преподавал в Гуманитарном и Политехническом вузах. Он стал редактором «Звезды», корректором в «Русской мысли».

С 1994 Иван Никитич начал вести в университете спецкурсы по Набокову. Своей специализацией писатель-историк избрал эмигрантскую историю и литературу, а также период холодной войны. В 1992 публицист возглавил издательство Товия Гржебина как главный редактор.

Любимое дело

С 1994 Иван Никитич стал главным редактором «Опытов». В журнале вышло более пятисот его рецензий, обзоров и статей. Писатель создал книги «Отмытый роман Живаго», «Курсив эпохи».

С 1988 началась работа на «Радио Свобода» журналистом. С конца 1994 писатель вошел в число штатных сотрудников. В 1995 он переехал в Прагу. Все темы и направления автор выбирал сам. Иван Никитич великолепно рассказывает истории. Его повествование отличается яркостью, образностью и живостью. Однако писатель еще и мастер нахождения интересных сюжетов. По его мнению, работа с архивами – деятельность захватывающая. Можно найти невероятные вещи, многое в эмигрантской жизни объясняющие.

При представлении контекста более ясно вырисовывается историческая картина. Этим и занимается историк. Толстой изучает материалы прошлого, чтобы привести читателей к дню текущему. Выдумывать автору ничего не приходится. Все его произведения базируются на реальных фактах.

Заслуга автора – объединение их в единое целое, историю. При сопоставлении создается интереснейшее повествование. Единственной сложностью, по мнению Толстого, является придание историческому рассказу увлекательности. Тогда можно не просто слушать, а увлеченно внимать. Тогда каждому легко понять, почему произошло то ибо иное событие, какая связь между происшедшими фактами.

Уникальный исследователь способен отыскивать потрясающие сведения для читателей и слушателей. Иван Никитич стал ведущим нескольких программ. В их числе «Мифы и репутации». Знаковые проекты Историк создал авторский цикл «Радио Свобода. Полвека в эфире». Он ведет на канале «Культура» программы «Исторические путешествия Ивана Толстого» и «Хранители наследства».

В передачах открываются удивительные истории о произведениях, событиях, людях. В его передачах рассказывалось про малоизвестные исторические персонажи. Так, в программе о Романе Гуле, французском романисте русского происхождения, показана история самоотверженной матери, сделавшей все, чтобы увезти сына от потрясений революции. Особенно потрясает финал передачи. Оказывается, мать скрывала от сына не только болезнь, но и собственный уход. Ободряющие письма Гуль получал уже после ее смерти.

Рассказывал писатель про поэта, авторе одного стихотворения Филарета Чернова, московского профессора Сергея Мельгунова, морского мичмана Бориса Бьеркелунда и политического деятеля Василия Шульгина. Он сумел по крупицам собрать сведения об авторе ставшего песней «Замело тебя снегом, Россия».

Работа в настоящем времени

Свои телепередачи исследователь пытался перевести на бумагу, однако быстро понял, что теряется увлекательность. Самому писателю неинтересно повторять материал снова. Он предпочитает импровизацию. Сама история продумана заранее. Поводом для нее может стать что угодно, от случайно замеченной фотографии до заданного кем-то вопроса.

Да и гораздо проще Толстому что-то поведать самому, чем слушать рассказы других. Он сам заостряет внимание слушателей на интересных по его мнению деталях, уделяет не мало внимания психологии героев. Его сюжеты отличает продуманность драматургии. Мировая культура в его программах пересказывается заново, но только в интересном ракурсе.