Сценарий цирка в домашних условиях. Сценарий развлечения "цирк зажигает огни"

«ЦИРК, ЦИРК, ЦИРК»

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе танцевальной и театрализованной деятельности.

Ведущие:

Внимание! Внимание!

Только сейчас

И только для вас!

Всем на удивление

Цирковое представление!

1 Ведущий:

Веселый цирк - страна чудес,

Страна с открытыми границами.

Где все добры, где слышен смех,

Где нет людей с нахмуренными лицами!

2 Ведущий:

Парад-алле! Начнем аттракционы!

И ничего, что мы не чемпионы -

Всему мы можем научиться,

Нам в жизни это очень пригодиться!

«Парад- Алле»

1 Ведущий:

Кошку дрессировать почти невозможно,

Но и собачку довольно сложно.

Мы с вами ждем сейчас в нетерпении

Дрессировщицы выступление.

«Дрессированные собачки»

2 Ведущий:

Фитболы - яркие мячи

На них, как бабочки, гимнастки

Так грациозны, хороши,

Как будто бы из доброй сказки.

«Спортивный номер на фитболах»

1 Ведущий:

Веселый, милый Чарли наш

Танцует нынче он для вас

Смешной походочкой пройдет,

Улыбку,радость принесет.

Танцевальный номер «Чарли»

2 Ведущий:

К нам приехали медведи

На большом велосипеде.

Крутят лапами педали

Вы такого не видали?

Танцевальный номер «Дрессированные медведи

1 Ведущий:

Вот какие шалунишки,

Наши озорные мишки! (аплодисменты зрителей).

1 Ведущий:

В этом номере программы
Выступает перед вами
Знаменитый маг-факир,
Удивил он целый мир!

Выступление фокусника «Фокус- покус»

2 Ведущий:

Волшебник с нами не прощается,

В любой волшебной сказке с нами повстречается!

1 Ведущий:

Глаза распахнутые в мир,

И выглядит она прекрасно

Она певица, танцовщица

И просто «супер» - всем нам ясно.

«Лягушачья ламбада»
2 Ведущий:

Джигиты смелые сегодня

Свое покажут мастерство

В седле сидят они отлично

И скачут ловко и легко.

«Джигитовка»

1 Ведущий:

Они, как яркий феерверк

Взлетают ввысь, блестя огнями

Латино заворожит всех

Ритм отбивайте вместе с нами.

Танцевальный номер «Зажигательное латино»

2 Ведущий:

Цирк - веселье и успех

И задорный детский смех!

Удивительная сказка

Та, что радует нас всех!

1Ведущий:

Расставаний приходит пора,
Но не будем грустить на прощанье,
Новой встрече мы рады всегда.
Цирк чудес говорит « до свиданья!»

2 Ведущий:

И ничего не помешает,
Чтоб снова встретиться друзьям.
По миру цирк переезжает,
Но все равно вернется к нам!

В подготовительную группу детского сада заходят Клоун Бим и Клоун Бом.

Клоун Бим:

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Цирковое представление увидеть не хотите ли?

Дети: Очень хотим!

Клоун Бом: Тогда мы вас приглашаем в музыкальный зал! У нас все готово!

Воспитатель: Ну, клоунов-то мы видим, а где же артисты цирка?

Клоун Бим: А артисты – это вы!

Клоун Бом: Ребята, вы хотите превратиться в цирковых артистов?

Дети: Да! Конечно, хотим!

Клоуны: Ну, тогда готовьтесь к представлению!

Клоун Бом: Мы сейчас такой цирк устроим, что все просто ахнут!

(дети переодеваются в костюмы, зрители занимают места в зале)

(звучит марш Ю.Чичкова «Физкульт-ура»)

Внимание! Внимание!
Занавес открывается,
Представление начинается!

Бом: Первым номером нашей программы выступают

КАНАТОХОДКИ

На полу выкладывается дорожка из атласной ленты. Это – «канат».

Канатоходки-девочки, балансируя, проходят по ленте, выполняя несложные стойки на одной и двух ногах. В конце выступления мальчики преподносят «артисткам» цветы.

Бим: (выбегает, плачет) Ой- ой- ой!

Бом: Что с тобой?

Бим: Зуб болит!

Бом: Ну-ка, открой рот! По-ши-ре! Еще шире!

(Достает из кармана плоскогубцы и «выдергивает» большой поролоновый зуб-муляж)

Бим: Ой, что это?!

Бом: Это твой больной зуб!

Бим: Мой зуб?! О-о-о! («падает»)

Бом: Что с тобой?

Бим: Я упал в обморок!

Бом: А кто говорит?

Бим: Мой язык!

Ну и лежи. Я объявляю следующий номер программы!
Внимание! Внимание!
Вот отважные ребята
Силачи и акробаты!

СИЛАЧИ

Под песню Аллы Пугачевой «Арлекино» мальчики-силачи гнут бутафорскую подкову, движением плеча рвут картонную цепь, поднимают деревянную штангу и гирю из папье-маше.

Бим: Браво! Ай, да силачи, ай, да молодцы! Бом, а что у нас дальше по программе?

Бом: Не что, а кто! Встречайте! Перед вами выступают братья- акробаты акробатические!

АКРОБАТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Мальчики (6 человек) строятся в колонну по одному друг за другом и проходят по кругу под марш «Парад Але», одна рука поднята в приветствии, другая на поясе. Выстраиваются перед зрителями в шеренгу.

Первый акробат: Фигура первая. ФОНТАН. Делай – раз!

(второй и третий акробаты выходят вперед и становятся на одно колено, лицом друг к другу)

Акробат: Делай – два.

(четвертый и пятый акробаты выходят и останавливаются сбоку от каждого стоящего на колене)

Акробат: Делай – три.

(шестой акробат встает руками на колени первых, два стоящих акробата одной рукой придерживают его, другая поднята вверх)

Под аплодисменты зрителей акробаты вновь выстраиваются в шеренгу.

Первый акробат: Фигура вторая. КУКУШКА . Делай – раз!

(второй и третий акробаты берут третьего за ноги, а четвертый и пятый за руки и начинают раскачивать. Когда третий акробат оказывается лицом к гостям, он громко кричит: «Ку-ку!»)

Под аплодисменты зрителей артисты выстраиваются в шеренгу и кланяются. Далее акробаты выполняют различные спортивные стойки: «мостик», «шпагат», «ласточку».

Под марш проходят еще один круг и уходят на места.

Выбегает клоун Бим с маленьким столиком, на котором лежит яблоко под стеклянным колпаком.

Бим: Ребята, вы яблоки любите?

Бим: А где по вашему это яблоко? На столе или под столом?

Дети: На столе!

Бим: Нет, под столом!

(убирает стеклянный колпак, яблоко отскакивает под стол, так как Бим привязал его к резинке)

Бим: Ха-ха-ха! Вот и не получите яблоко! (убегает).

Бом: Следующий номер нашей программы: ХИЩНИКИ и их бесстрашная укротительница – Карина!

ДРЕССИРОВАННЫЕ ТИГРЫ

(под песню Михаила Боярского «Дрессировщик» «тигры» выполняют команды укротительницы, в руках у нее палочка)

Дрессировщица: Алле! Ап!

(«тигры» становятся на колени и упираются руками перед собой).

Дрессировщица: Молодцы! А теперь стойка! Ап!

(«тигры» отрывают руки от пола и «показывают лапки»)

Дрессировщица: Ай, молодцы! А сейчас в обруч! Ап!

(«тигры» прыгают через обруч красного цвета, на который прикреплены лоскутки оранжевого цвета, имитирующие огонь)

Бом: Внимание! Внимание!

Слабонервных просим удалиться из зала!

Смертельный номер! Во время исполнения номера просьба с мест не вставать и резких движений не делать!

Под барабанную дробь дети-«тигры» ложатся на пол на живот (лицом к зрителям), Укротительница осторожно ложится на них сверху и поднимает руку, говоря при этом: «Алле! Ап!»

Под аплодисменты зрителей укротительница кланяется, ей преподносят цветы.

Бим: Все остались живы, можно и расслабиться.

Бом! Принеси мне, пожалуйста, воды!

Бим: Бом! Принеси мне, пожалуйста, программку!

Бом: А я не слышу – у меня ушки-неслушки!

Бим: Жаль, что ты не слышишь, я хотел тебя спросить, что тебе подарить на праздник: машинку с пультом управления или книжку?

Бом: (вскакивая). Машинку! Конечно, машинку с пультом управления!

Бим: (разводит руками). Не слышу! Ничего не слышу! Теперь мне уши словно ватой заложило. (убегает, за ним бежит Бом с криком: «Машинку!»)

Воспитатель: Во время антракта артисты отдыхают, давайте и мы с вами поиграем.

ИГРА «Жонглеры»

(двое детей держат шляпы, двое других на расстоянии стараются попасть в них мячами)

ИГРА «ДЖИГИТОВКА»

(Играет любое количество детей, стульев на один меньше. По сигналу ведущего дети под музыку Р.Шумана «Смелый наездник» двигаются прямым галопом вокруг стульев. В правой поднятой руке – «плетка», левая на поясе. С окончанием музыки джигиты «седлают коня»: садятся на стул верхом. Кому не достался «конь», тот выбывает из игры. Победившим считается последний участник игры.)

Бим: Внимание! Внимание!

Начинаем второе отделение праздничного циркового представления!

Бом: Сегодня на арене лучший в сезоне дрессированный

МЕДВЕДЬ ПОТАП

Бим: Дрессировщица - ученица Льва Дурова, Анастасия! Встречайте!

(на трехколесном велосипеде выезжает ребенок-«медведь», дрессировщица с палочкой идет впереди, дает команды)

Дрессировщица: Потап, стоп! Кувырок! («медведь» слезает с велосипеда, кувыркается)

Присядка, Потап! («медведь» танцует в присядку) Молодец! Кружиться!

(выполняет команду девочки)

Дрессировщица: Молодец, Потап! (дает ему бутылочку с молоком).

Под аплодисменты зрителей уезжают из зала.

Бом: Проездом в нашем городе! Единственное выступление! Встречайте!

ЙОГ Артур

Просьба не повторять! Опасно!

1. Йог после нескольких дыхательных упражнений встает босиком на «стекло»

(«стекло» нарезается из пластиковой бутылки, края округлые), ложится спиной на «стекло», встает, кланяется зрителям.

2. Йог встает на доску с гвоздями, медленно кружится, осторожно переступая ногами.

(крупные гвозди забиты вверх шляпками, плотно друг к другу, на одном уровне и отшлифованы)

Под восторженные крики зрителей «Браво! Бис!» йог кланяется и уходит.

В зал вбегает Бим, у него во всех карманах по музыкальному инструменту. Он бегает и стучит на деревянных ложках.

Бом: Постой, Бим, здесь шуметь нельзя! (отбирает ложки).

Бим достает бубен из-за пазухи, бегает, звенит.

Бом: Я же сказал, что здесь нельзя шуметь! (отбирает бубен).

Бим достает запасные шумовые музыкальные инструменты из карманов, носков, рукава. Дразнит Бома, играя еще громче. Тот бегает за ним, ругается, отбирает инструменты и уносит за кулисы.

Бим: Инструменты закончились, зато у меня есть обручи!

Бом: А как ты собираешься на них шуметь?

Бим: Шуметь я больше не буду, потому что у нас по программе выступление гимнасток!

ГИМНАСТКИ

Девочки делают упражнения с обручем: крутят его на талии, на руке, вращают его, подбрасывают вверх и ловят. В конце выступления артисткам дарят цветы.

Бом: А теперь раскройте шире глазки!

Внимательно смотрите и запоминайте!

У нас в гостях ученик Эмиля Кио – фокусник Филипп, творящий чудеса, и его ассистентка Анжела..

Фокусник:

Перед вами коробок, я кладу в него платок!
(показывает коробок, он с двойным дном)
Закрываю… Раз, два, три! Стукну палочкой, смотри!
Открываю коробок… Но куда исчез платок?
(подходит к зрителям) А платок в твоем кармане!
(вытаскивает платок из кармана заранее подготовленного зрителя)

Фокусник:

Фокус знаю я другой. Вот стаканы – раз, два, три. Дайте мне кувшин воды!
(ассистентка приносит воду).
Раз, два, три, четыре, пять. Стукну палочкой опять.
(разливает воду по стаканам)
Вода была бесцветная, стала фиолетовая,
Во втором позеленела, в третьем покраснела.
(на дно стаканов заранее капнули соответствующую краску, можно
использовать марганцовку, зеленку, фурацилин).
Маг показывает ларец, из которого достает два платка: красный и желтый.

Фокусник:

Я - великий маг! Могу видеть сквозь стены!
(он выходит из зала, а ассистентка в это время кладет один платок в ларец: если красного цвета, то ларец ставит ближе к краю стола, а если желтого, то посередине (об этом знает только фокусник и его помощница). Маг входит в зал и говорит, какого цвета платок лежит в ларце. Фокус повторяется 2-3 раза.

Зрители дарят артистам цветы, провожают бурными аплодисментами.

Бим: Ребята, сегодня мы побывали с вами в цирке, вы были очень хорошими артистами! Вам понравилось представление?

Бом: Ну тогда мы к вам еще вернемся!

Бим: Все артисты выстраиваются в одну линию и исполняют песню

(муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского)

Цирк, цирк, цирк –
Это сказочный сверкающий шатер.
Цирк, цирк, цирк –
Это кольцами играющий жонглер.
Это – тигров полосатых дружный рев,
Это – музыка и свет прожекторов.

Любите цирк, цирк, цирк –
И почаще приходите в цирк!

Цирк, цирк, цирк –
Это фокусник, творящий чудеса.
Цирк, цирк, цирк –
Это детства удивленные глаза.
Это - пестрые летящие мячи,
Это – гнущие подковы силачи.

Любите цирк, цирк, цирк –
И почаще приходите в цирк!

Цирк, цирк, цирк –
Это клоун, рассмешить сумевший вас.
Это – смелые под куполом прыжки,
Это – зрителей горячие хлопки.

Любите цирк, цирк, цирк –
И почаще приходите в цирк!

Цирк, цирк, цирк -
Это делающий сальто акробат.
Цирк, цирк, цирк –
Это вечный праздник взрослых и ребят.
Это – сила, это – ловкость, это – труд,
А к победе путь, поверьте, очень крут.

Любите цирк, цирк, цирк –
И почаще приходите в цирк

Бим: На этом наше цирковое представление заканчивается. Весь вечер на манеже были

Клоуны Бим и Бом, а также артисты подготовительной к школе группы. До встречи!

Цирк - одно из любимых детских зрелищ.
В нем соединяются эксперименты по исследованию невероятных возможно-стей человеческого тела (гимнасты, акробаты, силачи), игровые сюжеты, беззлобно пародирующие физическое несовершенство человека (клоуны), таинственность и волшебство (фокусники и иллюзионисты) и демонстрация удивительного сходства человека и животных, их артистического единства (дрессированные звери). Дрессированные звери особенно любимы детьми. Почему - отдельный, очень интересный вопрос.
Но сейчас речь не об этом. Сейчас речь о том, как можно трансформировать детскую любовь к цирку в игру и поставить ее на службу педагогическим задачам.

Любой мало-мальски грамотный, заботящийся о детях педагог понимает, насколько важно для детей испытывать чувство успешности. Переживая свою успешность, ребенок убеждается в том, что взрослые его принимают, интересуются им, что он - пусть и не всегда - все-таки способен удовлетворять их требованиям. И, следовательно, может рассчитывать на их любовь. А дети довольно рано начинают искать подтверждения любви взрослых - как только они переживают кризис трех лет, как только сталкиваются с выражением неудовольствия родителей по поводу своего поведения, с ограничивающими их требованиями. В глубине души дети полагают, что взрослые любят их тогда, когда они - «хорошие». Но ведь они бывают и «плохими»! И переживают свою «плохость» не только как несоответствие заданным нормам, но и как причину лишиться родительской любви. Это чувство - страх потерять родительскую любовь - для ребенка очень тяжело. Это источник конфликтов, срывов и напряжений.

И дело психологов - учить родителей «правильно» наказывать детей (чтобы наказание не порождало чувство потерянной любви), а также как можно чаще выражать свои теплые чувства к детям.

А дело педагогов - создавать для детей возможности «нравиться» мамам и папам, удивлять и радовать их, тешить их амбиции, их тайные желания видеть ребенка талантливым, ярким, подающим надежды.

Для этого в детских садах устраивают выставки детских работ. Это немаловажно. Но психологи не раз отмечали: специфика детского творчества - в предпочтении процесса результату. Рисовать интереснее, чем разглядывать уже готовый рисунок. Лепить увлекательнее, чем рассматривать слепленное в ряду похожих фигурок, когда можно к тому же и обнаруживать его несовершенство. Да и родители не всегда «умеют» смотреть на детские работы.

Участие в спектакле, в концерте, в дефиле - совсем другое дело. Такая форма детской публичности позволяет слить воедино удовольствие от процесса и результата. К тому же эта «узаконенная» ролевая игра втягивает в свою игровую орбиту взрослых, делает их соучастником детских переживаний. Поэтому все маленькие так хотят «быть артистами».

Но не всем это удается. Не всем удается попасть в свет прожекторов так, чтобы ощутить безусловное, неотменимое восхищение взрослых. Один плохо двигается, и музыкальный работник старается не ставить его танцевать. Другой плохо говорит и поэтому никогда не получит значительной, заметной роли. Третий вообще стесняется оказаться один на один с публикой, хотя такая потребность в нем и живет. Но нет никакой возможности позволить этой потребности реализоваться.

И вот, представьте себе, игра в цирк. Это ведь жанр, деформирующий представления о красивом и правильном. Какая уж в клоунах красота, если у них животы, как мячи, башмаки величиной с лыжу, и они что ни шаг, то растягиваются на манеже, путаясь в собственных штанинах? Или собачки в юбочках. Или медведь, катающийся на роликах. Он ведь катается не как звезда экрана, а как медведь - смешно, неуклюже.

Если взглянуть на цирк глазами психолога, это зрелище, позволяющее детям примириться с собственным несовершенством: бывает еще хуже. И это «хуже» - не такое уж страшное. Смешное, милое. В цирке дети в общем-то смеются над собой. И это позволяет принимать жизнь в целом.

А гимнасты и акробаты - это такое совершенство, которого не достигают даже мамы с папами. Это то, о чем можно мечтать. Во что можно играть.

Если бы мы сумели сделать это содержанием игры, использовать возможности, заложенные в цирковом жанре, мы бы продвинулись в решении важнейших психотерапевтических задач: помогли бы стеснительным выйти на сцену, молчаливым - покорить публику движением, плохо двигающимся - сделать вид, что так и должно быть.

Давайте придумаем цирковое представление. Сразу оговоримся: главное для нас - вывести на сцену (на «арену») всех детей, найти для них такие роли, которые позволили бы скрыть их недостатки и подчеркнуть их достоинства.

Роли нужно подобрать так, чтобы они позволяли ребенку быть активным в меру его возможностей и красивым, интересным - в меру возможностей педагога-постановщика и гримера-взрослого.

Цирк - искусство зрелищное, а не словесное. Это хорошо. Значит, дети могут принять участие в представлении, независимо от уровня развитости речи и ее чистоты.

Придумываем номера

Все цирковые номера будущей программы условно делятся на две группы - «настоящие» и «имитационные».
Если в группе есть дети, занимающиеся гимнастикой, уверенно двигающиеся на роликах или ездящие на велосипедах, это конечно же надо использовать. Особенно - если цирковое представление состоится на открытой площадке, на участке детского сада. Это придаст представлению основательность.
Любой инструктор физической культуры сумеет выстроить эти номера и проследит за тем, чтобы дети были одеты ярко, сценично. Чтобы их выступления сопровождались музыкой и интересным комментарием.
Но мы уделим особое внимание имитационным номерам, где мастерство гимнаста, акробата или дрессировщика обозначено игровыми средствами.
Такие номера должны быть разными, открывающими сценические возможности для разных детей.

Гимнасты и акробаты

«Канатоходцы»

В выступлении канатоходцев нужно обеспечить постепенное возрастание уровня сложности их движения - точно так же, как в настоящем цирке.

К примеру, сначала три канатоходца друг за другом двигаются, перемещаясь с тумбы на тумбу (с кочки на кочку). Затем в центр арены выносится скамейка и устанавливается между двух тумб. (В цирке воздушные гимнасты всегда вступают на канат с «насестов».) По скамейке двое канатоходцев двигаются под музыку навстречу друг другу. Сложность состоит в том, чтобы разойтись в середине. А можно эффектно спрыгнуть и поднять руки вверх, затем снова заскочить на скамейку и продолжить движение.

Третий уровень сложности - движение по канату. Его тоже нужно разложить между тумбами. Канатоходцы берут в руки гимнастические палки (для балансирования), их вступлению на канат предшествует барабанная дробь. Затем музыка стихает, и гимнасты двигаются по канату в полной тишине - будто они действительно под куполом цирка. Когда последний из них достигнет тумбы, снова раздается барабанная дробь. Ну, и аплодисменты.

«Невиданные движения: группа акробатов»

Выступает группа акробатов, обладающих способностью двигаться самым невиданным образом. Это могут быть четыре–шесть мальчиков. Среди акробатов может быть и пара девочек.

Акробаты выстраиваются в линию лицом к зрителям, по сигналу опускаются на корточки и двигаются гусиным шагом до обозначенной линии. Затем поднимаются, разворачиваются и маршируют обратно.

Здесь меняют позу: встают, опираясь руками сзади, и опять двигаются на зрителя.

После этого акробаты делятся на пары. Пары образуют «тачку»: передний стоит, опираясь на руки, задний держит его за ноги. Это трудный способ движения, поэтому дети могут пройти таким способом совсем небольшое расстояние.

Можно также двигаться боковым галопом, «склеившись» спинами.

Наконец, все участники аттракциона выстраиваются в колонну, образуют «сороконожку» и покидают таким способом арену. Движение «сороконожки» настолько экстравагантно, что не может не вызвать аплодисментов.

Фото из архива детского сада № 21, г. Уссурийск

«Жонглеры»

Научить маленьких детей сколько-нибудь сносно жонглировать практически невозможно. И не надо ставить перед собой такой задачи. Достаточно, если дети выстроятся в два ряда и будут перекидывать друг другу цветные мячи: сначала - большие, потом - маленькие.

Затем ведущий объявляет: «А сейчас юные жонглеры покажут, как можно удерживать мяч без помощи рук». Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, зажимают мячи между животами и двигаются в сторону зрителей, а потом назад. Чем не аттракцион?

После этого они могут продемонстрировать зрителям «чудеса равновесия», двигаясь по кругу с какими-нибудь предметами на головах. Чтобы «артистам» было удобнее покорять присутствующих мастерством, можно надеть им на голову ободки из твердого картона. На таких ободках мяч будет лежать достаточно устойчиво. А можно водрузить на голову и что-нибудь более эффектное - например, чайник или корзиночку с бумажными цветами.

Корзинки с цветами на головах - это кульминация номера.

Под красивую музыку жонглеры двигаются в сторону зрителей, подходят совсем близко, снимают корзиночки и передают их своим мамам-зрительницам. Очень эффектно!

Выступления дрессированных зверей

Переходим к любимой детской теме - к дрессированным зверям. Дрессировщицами обычно хотят быть девочки, а дрессированными хищниками - мальчики. Что вполне характерно для эпохи феминизма.

Но мы начнем не с хищников, а с более безобидных зверьков - с мышат.

«Дрессированные мышки»

Сначала на арене появляется дрессировщица (или дрессировщик) мышат. Использовать кнут в отношении таких безвредных зверьков неэтично. Но нужно снабдить дрессировщицу каким-нибудь «орудием управления». Это может быть колокольчик. Для пущей эффектности это можно подвязать на цветную ленточку или подвесить к палочке с лентами.

На звон колокольчика на арену выбегают мышки. Первой движется мышка-мать, за ней, держась за хвостик впереди стоящего собрата, двигаются остальные мышата. Цепочка может состоять из пяти-шести детей. Она не должна быть очень короткой (трое мышат, например, - это маловато), но и не должна быть очень длинной.

Сам вид мышат, держащихся за хвостики друг друга и семенящих маленькими шажками на носочках, вызывает аплодисменты зрителей.

Что могут делать мышки? Мышки могут «нырять» в воротца, могут двигаться по тоннелю. Для этого им придется опуститься на коленки и быстро-быстро проползти друг за другом, а потом снова построиться и ухватить друг друга за хвостики. Дрессировщица при этом может говорить: «Мышки! В воротца!», «Мышки! В тоннель!» - и взмахивать колокольчиком.

После каждого удачно выполненного задания мышки должны разворачиваться к зрителям и кланяться - вместе с дрессировщицей.

Покидают они арену тем же способом, что и в начале.

В этом номере могут принимать участие даже маленькие дети, которые уже бывали в цирке, хотят выступать и умеют двигаться на носочках, держась за хвостик впереди стоящего.

«Укротитель львов и тигров»

Львы и тигры появляются после мышат и составляют с ними контраст.

Для пущей серьезности перед появлением хищников можно обнести арену декоративным заборчиком, имитирующим решетку. На сцене полукругом расставляют тумбы (крупные кубики из строительного материала).

Дрессировщица (дрессировщик) появляется на арене с хлыстом, которым нужно громко щелкать об пол со словами «Алле, гоп!». Следом за дрессировщицей выбегают хищники. Они рысцой передвигаются по арене, щелкают зубами, а время от времени оборачиваются к зрителям и громко рычат.

Фото из архива детского сада № 47, г. Полысаево Кемеровской области

Дрессировщик восклицает: «Место!» - и снова щелкает хлыстом. Хищники залезают на тумбы и усаживаются там на четвереньках. Все, кроме одного. Один все ходит кругами, и когда дрессировщица приближается к нему с хлыстом, рычит и бьет по хлысту лапой. Но затем и он занимает свое место.

Дрессировщица отдает следующую команду: «Ап!». Хищники с рыком поднимаются «на задние лапы» - попросту встают на ноги.

Дрессировщица берет большой обруч с натянутой на него тонкой бумагой, бьет хлыстом, восклицает: «Алле!».

Тигры друг за другом прыгают в обруч. Самый первый должен прорвать бумагу. Эту роль должен взять на себя самый отчаянный и смелый мальчик.

Если кто-то из «тигров» умеет кувыркаться, нужно предоставить ему такую возможность. После этого все тигры и львы выстраиваются в линию в позе «упор присев», а дрессировщица прыгает или просто переступает через их спины.

Затем хищники снова занимают места на тумбах.

Наконец конферансье объявляет: «А сейчас смертельный номер. Голова куклы Лизы в пасти льва!»

Ребенок, изображающий дрессированную собачку, может ввести куклу Лизу на арену в тележке. Дрессировщица берет куклу, целует ее, показывает зрителям и направляется к тому хищнику, который рычал больше всех.

Она щелкает кнутом и говорит: «Пасть - ап!» Лев широко-широко открывает пасть, и дрессировщица под бой барабанов вкладывает ему в рот кукольную голову. Конферансье считает: «Один-два-три!» Лиза извлекается на свет божий и усаживается на тележку, лев закрывает пасть. Под аплодисменты зрителей кукла уезжает, а за ней убегают хищники и уходит дрессировщица.

«Дельфины»

Использование кукол и других игрушек в детском цирковом представлении - вещь вполне органичная и сильно расширяющая возможности имитационного цирка.

Дельфины - это куклы. Можно купить надувных дельфинов в магазине игрушек. (В купальный сезон такие игрушки представлены на прилавках в изобилии.) Только они должны быть не очень большими, ведь детям придется держать их в руках и управлять ими. Если подходящих надувных игрушек нет, можно сшить двух-трех дельфинов.

Для выступления дельфинов поперек арены между двумя стойками натягивается голубая ткань. Верхний край ткани доходит примерно до груди актерам, управляющим игрушечными дельфинами. То, что актеров видно, несущественно. Все равно внимание публики будет сосредоточено на куклах.

У дельфинов тоже есть дрессировщик. В руках у него маленькая палочка, похожая на дирижерскую. Он тоже время от времени вскрикивает: «Алле!»

По его зову над тканью появляются дельфины и изображают свободные прыжки над водой. Следующее «Алле!» и постукивание палочки по краю ткани означает, что дельфины должны развернуться и поклониться зрителям. Звучит вальс, дрессировщик «дирижирует» палочкой, дельфины танцуют парами. Затем дрессировщик стучит палочкой по краю ткани и берет в руки мяч. Дельфины разворачиваются к публике. Каждый из кукловодов принимает положение особой готовности: сейчас ему предстоит отбивать мяч головой дельфина. Конферансье и зрители участвуют в ловле мяча, отлетающего в разные стороны.

После каждого номера дрессировщик достает из сумочки картонных рыбешек и кидает их в воздух в сторону дельфинов. Дельфины изображают, будто хватают их в воздухе.

После последнего кормления дельфины опять свободно прыгают над водой и наконец исчезают за тканью. Дрессировщик кланяется. Зрители в восторге.

К выступлениям дрессированных зверей можно прибавить «танцы» страусов-марионеток (или других подобных кукол).

Фокусники и чародеи

Без фокусников цирк - не цирк. Но в игровом цирке нет надобности стремиться продемонстрировать «настоящие» фокусы. И детей, и зрителей вполне устроят условные чудеса. Всех фокусников разделим на две категории: на тех, что одеты в плащи, цилиндры и белые перчатки, и на тех, что в чалмах.

Фокусники в цилиндрах превращают девочек в бабочек и камушки - в конфеты. Фокусники в чалмах имеют дело со змеями.

Чтобы обеспечить фокусникам успех, необходимо установить в глубине сцены задник - мини-занавес на раме, установленной на колесиках. Так его можно будет в нужный момент установить на площадке. Можно воспользоваться более простой конструкцией: выше голов артистов натянуть вдоль сцены проволоку, по которой будет перемещаться съемный тканевый занавес. За ним спрячутся актеры, участвующие в фокусах.

«Фокусник в цилиндре»

Фокусник в цилиндре может удивить всех сразу при появлении: сначала он будет великаном, а потом - «карликом», то есть примет свои естественные размеры. Великаньи размеры достигаются за счет того, что ребенок-фокусник усаживается на плечи папе или сильному подростку. «Фигура» скрывается плащом. Проделав круг почета, она исчезает за задником, и через пару минут оттуда появляется фокусник - в том же цилиндре, но заметно «сократившийся» в размерах.

Это первая часть его номера. Вторая часть связана с превращением бабочек. Фокусник берет в руки мобиль с бумажными бабочками, некоторое время раскачивает его в такт музыке, а потом небрежным движением бросает в «тайное» окошко на занавесе задника. Тут же из-за занавеса, откуда недавно появился он сам, появляются девочки-бабочки с прозрачными крылышками и танцуют на радость зрителям.

Затем бабочки рассаживаются вокруг фокусника, который снимает с головы цилиндр и вытягивает оттуда прозрачные цветные платочки. Платочки лежали там с самого начала. Ведь цилиндр высокий, на голове он удерживается с помощью резиночки. А зрители не будут требовать, чтобы фокусник сначала продемонстрировал им черную пустоту своего головного убора. Они вполне удовольствуются красотой появления цветного из черного. Платочки раздаются бабочкам, которые снова танцуют и улетают. А фокусник раскланивается.

«Маг в чалме»

Маг в чалме может появиться на верблюдах. Изображать верблюдов (как и слонов, «говорящих» коров и лошадей) - дело взрослых. Ведь нужно некоторое время находиться с головой под тканью. Для малышей это совершенно невозможно. Верблюд выплывает под восточную музыку. Между горбами у него - кукла в чалме. Ведет верблюда погонщик (ребенок). Верблюд и погонщик разворачиваются к зрителям и качаются из стороны в сторону в такт музыке. Затем погонщик легонько ударяет верблюда палочкой по передним ногам, и верблюд кланяется. После этого они оба удаляются, а из-за занавеса появляется «натуральный» маг в чалме.

Это заклинатель змей. Он достает дудочку и изображает, будто играет. (Звучит фонограмма.) А из щели занавеса появляется тряпичная змея - тростевая кукла. Можно изображать змею и просто рукой, одетой в соответствующий «костюм» до локтя. И изображать змею рукой, и водить тростевую куклу - дело взрослых.

Вообще внутри игры в цирк для них можно найти много «подсобных» ролей, не требующих особых артистических умений, но обеспечивающих эффектность выступления ребенка. Или просто эффектность номера, как, к примеру, «катание на слоне». В конце представления на арене вполне может появиться слон, на котором желающие могут покататься. Правда, для этого под «слоновьим камуфляжем» должны быть спрятаны не воспитательницы, а пара крепких мужчин, способных подставить детям свои спины.

Марина АРОМШТАМ

Рисунки Зденека Махитки

Продолжение следует

Цирк!Цирк!Цирк!

Новогоднее представление для дошкольников.

Ведущая:

Двери цирка мы сегодня открываем.

Всех гостей на представленье приглашаем.

Приходите веселиться вместе с нами.

Приходите, станьте нашими друзьями.

Под веселую музыку в зал вбегают два клоуна.

1-й клоун.

Зовем на праздник мы друзей,

Откроем шире двери.

2-й клоун.

На елку нашу посмотреть

Спешите все скорее!

Вновь звучит музыка, в зал входят дети.

Дети.

С песнями и смехом

Все вбежали в зал,

И лесную гостью каждый увидал.

Дети

Высока, красива, зелена, стройна,

Разными огнями светится она.

Разве не красавица?

Дети.

Всем нам елка нравится!

1-й ребенок.

Ярче, ярче пусть сверкает

Елка золотом огней.

С новым годом поздравляем

Дорогих своих гостей!

2-й ребенок.

Здравствуй, елка дорогая!

Снова ты у нас в гостях.

Огоньки опять сверкают

На густых твоих ветвях.

Дети

Все красиво, точно в сказке,

Хоровод несется в пляске.

И над этим хороводом

Шутки, песни, смех веселый.

Дети

Поздравляем с Новым годом,

С новым счастьем сразу всех!

ПЕСНЯ

Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая:

Дети : - Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая: - Ждут сюрпризы и подарки!

Дети: - Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая: - Все умеют гастролеры!

Дети : - Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая: - И медведи, и жонглеры!

Будут тигры и мартышки здесь резвиться,

А уйдете, будет долго цирк вам сниться.

Дети: - Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая: - Как в нем красочно и ярко!

Дети: - Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая: -Ждут сюрпризы и подарки!

Дети: - Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая : -Всем поднимет настроенье!

Дети: - Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущая: - Начинаем представленье!

Чтец: - Парад-алле! Начнем аттракционы!

И ничего, что мы не чемпионы -

Всему мы можем научиться,

Нам в жизни это очень пригодиться!

Ведущий: Сегодня скучать вам не придется

Сегодня веселье и радость пусть льется

И дети, и взрослые пусть в цирке этом

Дарят артистам аплодисменты.

ПАРАД-АЛЛЕ

«Цирковые лошадки» остаются.Дети занимают свои места.

Ведущая: Уже готовы к выступлению цирковые «Лошадки»

Лошадки:

Мы артисты, мы артисты,

На арене мы не впервые

Купол цирка разукрашен синевой

Мы артисты, мы артисты цирковые

Начинаем самый первый номер свой!

В: Открывают нашу новогоднюю программу цирковые лошадки своей знаменитой постановкой «». Встречайте.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА «»

Ведущая: А где же наши помошники?

Клоун”

Клоун рыжий, конопатый, - гладят себя по голове, показывают веснушки,

Очень нравится ребятам. - три хлопка в ладоши

Нос как красный помидор. - гладят нос поочередно руками

А в глазах его задор. – с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички- пальчики

Слезы льются, как у крана - “собирают слезинки в ладошку”

В разноцветные карманы. – показывают карманы-ладони к бедрам.

А в карманах, там и тут, - кисти рук складывают в “бутон”, поднимают вверх, раскрывают “лепестки”.

Розы красные растут.

То он плачет, то смеется, - указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам.

То он добрый, то дерется, - гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед.

Ах, какой он неуклюжий, - руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево.

Но такой он всем и нужен. – руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс

Под музыку выбегает клоун Бом. «лошадки» уходят

Бом: А я знаю, кто сейчас будет выступать.

Вед: И кто –же?

Бом: Акробаты из соединенных штатов.

Вед: Действительно, а раз ты знаешь, готовь все для их выступления.(Клоуны укладывают маты).

Вед: Уважаемая публика перед вами выступают акробаты из Соединенных Штатов, Кот Лео –Польд и его знаменитые мыши.

1-й: Девчонки, рты разинув,

Глядят на нас всегда.

Мы гнемся как резина,

Мы гнемся без труда.

2-й: Без страха и без лени

С приятелем вдвоем

Умеем по арене

Катиться колесом.

3-й: Лишь выйдут акробаты –

Все сразу «Ох» и «Ах»,

Хором: мы делаем шпагаты

И ходим на руках!

АКРОБАТИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЛЕО – ПОЛЬД И МЫШИ»

Выходит Бим, играет на барабане.

Бим.

С барабаном не скучаю -

Очень громко я играю.

Трам-та-та-ра-та-ра-рам -

Никому его не дам.

Бом.

Барабан отдай скорей,

Больше здесь играть не смей!

Забирает барабан.

Бим.

Погремушку я достану

И играть на ней я стану.

Играет на погремушке.

Бом отбирает погремушку.

Бим.

Раз уж мне играть нельзя,

Позову оркестр, друзья.

Танцевально-музыкальный номер с ложками «ЦЫПЛЯТА»

Выходят ведущая и клоун Бим.

Вед: Послушай Бим, а ты можешь разгадывать загадки?

Бим: Конечно!

Вед: ну тогда слушай.

Они едут из Антарктиды

Там на льдине они живут

Они известные артисты

И танцуют, и поют.

Бим: Живут на льдине?

Так это пингвины!

Вед: Конечно –это веселые пингвины Пин и Гвин встречайте!

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР: «ПИН И ГВИН» / с рыбой/

Пин и Гвин: Мы веселые пингвины,

Мы живем на белой льдине.

Любим с горки мы кататься,

В ледяной воде купаться.

Поздравить с Новым годом

Мы всех хотим ребят

И Дедушку Мороза

Мы видеть очень рады.

Вед: А теперь мы с полюса холода отправимся в жаркую Африку.

ПОСТАНОВОЧНЫЙ НОМЕР «Дрессированные животные» /с обручами/

Клоун Бим: - Кто мячи кидает вверх?

Клоун Бом: - Кто устроил фейерверк?

Вместе:

1, 2, 3, 4, 5…

Удивляются вокруг:

Как ему хватает рук?

Всем известный гастролер,

Ловкий, смелый, он…

Дети : - Жонглер!

(Звучит веселая музыка,на сцену выходит Жонглер

Жонглер :

Мы попали на арену цирка,

И в моих руках волшебный мяч,

Он смеется, прыгает, играет,

От меня не убежит он вскачь.

Вот подброшу вверх и покружу,

Я - жонглер, и я с мячом дружу.

Жонглер рассыпает надувные мячи, дети-котята собирают и выполняют под музыку комплекс ритмической гимнастики с мячами)

РИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «КОТЯТА» / с мячами/

Клоуны: Я стать хотел бы силачом

Чтоб с места сдвинуть шкаф плечом.

Я стать хотел бы силачом

Чтоб гири были нипочем

Чтоб чугунные шары

Мне пригодились для игры,

Чтоб свои мускулы едва

Я мог протиснуть в рукава.

Вед: Ах, это опять вы, а ну-ка кыш.

На арене силачи из России- братья: Остап, Потап и Игнат. Встречайте.

КОМЕДИЙНЫЙ НОМЕР «СИЛАЧИ»

Выходит клоун и ведущая (клоун в чалме) звучит восточная музыка.

Я факир и чародей

200 лет чалме моей

В мире все под силу магу

Все на свете по плечу

Я могу глотать бумагу

Что угодно проглочу.

Вед: Это опять наши неугомонные клоуны и опять без разрешения.

Бом: Я сейчас буду показывать фокусы. Как в цирке без фокусов?

Вед:

Хорошо, показывай.

Бом: Сейчас я поколдую и здесь появится символ Нового года –зайчонок.

Алахай, малахай, бумс!

Колдует и достает из шляпы разные предметы.

Бим: Как-то ты неправильно колдуешь, давай я попробую. Алахай, малахай, бумс!

Ведущие: Вы пока присядьте и посмотрите на экран.

А теперь мы поколдуем

Колдует из огромной шляты достают зайца.

Ведущие: Вот так и случаются новогодние чудеса, но этот зайчик не простой, а волшебный, ЗАЯЦ:

Вед: Ну, а сейчас, наверное надо пригласить самого настоящего волшебника, которого ждут все ребята. Давайте хором скажем, как его зовут.

Дети: Дед Мороз!

Вед: правильно, Еще громче позовем деда Мороза.

Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз: Как народу много в зале!

Славный праздник будет тут.

Значит верно, мне сказали,

Что меня ребята ждут.

Дети: Да!

Дед Мороз: Становитесь –ка ребятки,

Все скорее в хоровод.

Песней, пляской и весельем

Встретим с вами Новый год.

Дети выходят, встают в хоровод.

Дети: К нам пришел на нашу елку

Славный дедушка мороз

И принес мешок подарков.

В нем игрушек целый воз.

У него сюрпризов много,

Много шуток озорных.

Шел он дальнею дорогой.

Чтобы нам доставить их.

С ним мы будем веселиться,

Песни петь, играть, плясать.

Он же будет, как награду,

Нам подарки раздавать.

Дед Мороз: Чтоб подарок получить,

Нужно танец разучить.

Становитесь в круг скорей

И танцуйте веселей!

Вот у дедушки Мороза

Есть волшебный посошок.

(рука вперед, кулак сжат)

Раз ударим, два ударим-

(ударяет и отходит от елки)

Сделаем большой кружок.

Вот у Дедушки Мороза-

Чудо рукавицы

(Руки вперед, вращаем показываем рукавицы)

Раз прихлопнем, два прихлопнем

Чудо и случится.

Вот у Дедушки Мороза

Есть волшебный сапожок

(Нога вперед)

Раз притопнем, два притопнем

(Топают и приседают)

И пойдем все в пляс –голоп.

Мы пойдем в веселый пляс (приседают)

С Дедушкою вместе

Пусть весь год звучат у нас

Радостные песни.

НОВОГДНЯЯ ПЕСНЯ

ИГРЫ

Дед Мороз:

А теперь мои друзья

Вручать подарки вам пора

ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ

Дед Мороз: У нарядной елки

Пела детвора,

Но прощаться с вами

Мне пришла пора.

До свиданья, дети,

Веселых вам потех!

До свиданья, мамы, папы,

С НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ!

Бим

Ты узнал какой будет следующий номер.

Бом

Узнал.

Бим

Ну какой?

Бом

Номер что надо – классный и по-настоящему цирковой.

Бим

А здесь все ребята цирк очень любят, они не только все цирковые номера, всех артистов знают.

Бом

Всех?

Бим

Всех до одного! Не веришь. А мы сейчас это проверим.

Бом

Каким же образом?

Бим

А очень просто. У меня песня про цирк есть, ты ее знаешь.

Бом

Так она же без последней строчки.

Бим

А ребята нам эту последнюю строчку и найдут. В ней же всего два слова "да" или "нет". Ну как годится?

Дети

Годится.

Бом

Тогда начали.

Звучит веселая мелодия. Клоуны исполняют песню поочередно, а последнюю строчку поют дети.

1. Две сестрички Таня с Ваней

И Сережа их сосед,

Как-то в цирке побывали

Там они скучали? Нет.

2. Где спросили наши кресла,

А садитесь вот сюда.

В цирке очень интересно

Было им скажите? Да.

3. Звуки марша зазвучали,

Заискрился яркий свет.

И ребятам в нашем зале

Страшновато стало? Нет.

4. Стало радостно ребятам

Хорошо как никогда.

Тут выходят акробаты

Вы им тоже рады? Да.

5. Был их номер очень сложен

Ловкость - вот его секрет.

Вы друзья смогли бы тоже

Как артисты прыгать? Нет.

6. Тут сказал Сергей: "Все ясно

Номер требует труда".

Вы с Сережею согласны,

Или нет, ребята? Да.

7. А потом большие гири

Стал подбрасывать атлет.

Сразу три, потом четыре.

Вы бы так сумели? Нет.

8. И сказала Валя Гале

Шли домой они когда.

Вот и в цирке побывали

Хорошо там детям? Да

Бим

Ну как?

Бом

Я убедился, что ребята цирк и знают, и любят. И не будем их томить ожиданием.

Читают поочередно.

Ребенок-чтец 1

Цирк не любить нельзя,

Цирк непременно праздник,

Встретиться с ним, друзья,

Вы не мечтали разве?

Ребенок-чтец 3

Цирк – это обязательно

Улыбка и задор.

Там удивит вас фокусник,

И удивит – жонглер.

Ребенок-чтец 4

Там выйдет смелость на парад,

Там крутит сальто акробат,

Там все, что клоун делает

Смешно и невпопад.

Ребенок-чтец 5

Веселый цирк у нас в гостях,

Жонглер бросает шарики,

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких.

Ребенок-чтец 6

Вот на канате акробат

Раскинул руки в стороны.

Силач старается поднять

Стальные гири новые.

Ребенок-чтец 7

Наездники на лошадях

По кругу мчатся весело,

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку.

Порадовать младших членов семейного коллектива, «поднять» их настроение может семейный цирк.. . Чтобы показать его дома, не требуется громоздкого оформления.

Можно вместе с детьми сделать «арену» в одной из комнат, украсив её, либо на даче, веранде, на поляне. Какие выступления включить в программу цирка? В цирке могут выступать «дрессированные» лошадки, белочки-попрыгуньи, зайчата-музыканты, медведи-силачи, учёная собачка, «гимнасты»…

Для выступления следует подбирать такие номера, которые без особых затруднений, с небольшой предварительной подготовкой могли бы выполнить ваши дети, взрослые члены семьи. В программу домашнего цирка обычно включают материал простой, но яркий, доступный - по возможности исполнение силами семейных «артистов», несложности подготовки, лёгкости, доступности для восприятия детьми.

Главная «изюминка» цирка - Клоун. Не будем лишать ею и наш домашний цирк, клоуну отведём ведущую роль. Он, весёлый, находчивый Петрушка, обычно «ведёт» программу циркового представления. Впрочем, её могут вести и сразу два клоуна - Бим и Бом, Пат и Паташопок - два спорщика, два комика с разными характерами.

От характера взаимодействия между самими клоунами, клоуном и другими «артистами цирка», от их выдумки, находчивости зависит многое - тон представления, эмоциональная настроенность на детей, их улыбки, смех… Вот где поле для проявления коммуникативных и артистических способностей, юмора взрослых членов семьи (их близких родственников)!

Мастера клоунады часто с успехом используют пародию. Успех клоуну создаёт умение не переборщить, не огрубить, умение владеть многочисленными видами циркового искусства. Нередко смех зрителей вызывает пантомима, содержащая материал для мимической игры, где бы комик мог удивляться, сердиться, плакать, размышлять, отчаиваться, т. е. проявлять себя в действии.

Чтобы вызвать смех, быть смешным, значимы и детали - во внешнем виде, выражении лица, походке, интонации голоса. Воспользуемся и мы некоторыми секретами клоунады.

Успехом в детском цирке пользуется и фокусник. Восторг, смех, радость часто вызывают неожиданные действия, которые он совершает (превращение воды в бутылке из прозрачной в белую, красную, синюю; пустого коробка в наполненный забавными игрушками, красочными лентами и т.п.).

Особенно эмоционально дети воспринимают фокусы, преподнесённые в юмористическом «духе». Вспоминается, как на одном из таких представлений «фокусник» «вылечил» заболевшего Петрушу, вытянув у него из уха «болезнь» - ленту серпантина. Ну и радовались же ребята! Заранее подготовленные несложные физические и химические «фокусы» или фокусы с картами могут быть показаны и старшими детьми (школьниками).

Включая в программу представления, выступления этого «циркового артиста», учтём особенности детского восприятия. Если ваши дети совсем ещё малы, и фокусника будут видеть впервые, целесообразно несколько отойти от «стандартного» образа факира. Магического, говорящего очень таинственным, «холодным» голосом фокусника, малыши могут испугаться. Будет лучше, если для самых маленьких фокусы покажет Петрушка.

Дети уже знают его как главного героя интересных и жизнерадостных кукольных представлений, как частого и весёлого гостя на праздниках (в детском саду, например). Они знакомы уже и с его младшим братиком - игрушкой Петрушкой. Он, как правило, их любимец, потому и комизм в поведении клоуна дети воспринимают легче, они уже настроены как бы на «весёлую волну» в общении с ним.

Петрушка не только сам шутит, танцует, играет с детьми, задаёт им загадки… Он способен «оживить» выступления и других «артистов цирка».

Вот самоуверенный, весёлый Петрушка пробует повторить номер ловких жонглёров - «Это что! Пустяки! Я ещё лучше умею», - хвастливо заявляет он. Но мячи падают ему на голову, обруч убегает от него… Многопудовые же гири Медведя-силача при попытке клоуна их поднять, словно приросли к «манежу». Вот так-то, Петруша!

Семейный цирк оставляет свой светлый след в душе ребёнка. Дети потом нередко включают его в свои игры, пытаются придумать и свои номера, старшие - разгадать секреты фокусов («А почему у одного рыбака (клоуна) рыбка ловилась, а у другого - нет?», «А как это в коробке матрёшки очутились?» и др.).

Цирк становится одной из любимых тем рисования, лепки, аппликации… Дети играют, рисуют, открывают «секреты» и с нетерпением ждут весёлых звуков бубенчиков: «Тили-тили-бом! Пришёл Петрушка!»

Созданию атмосферы мажорности, лёгкости , весёлости и вместе с тем добра, могут способствовать и игры с детьми . Они могут быть использованы как «ключики» к единению и одновременно - как средство формирования светлого взгляда на окружающих людей, мир.

Е. Панько, Е. Чеснокова, Т. Недвецкая