Школа стильных образов и идей. Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным Исторические костюмы в русских фильмах


Хранитель коллекции костюмов Музея Кино Э.Р. Малая с костюмами Натальи Полях из коллекции музея

По следам дискуссии об Ольге Кручининой и составленного читателями в комментариях списка замечательных художников по костюмам, работавших в советском и российском кино, публикую первый пост о Наталье Борисовне Полях, благо о ней нашлось довольно много информации в интернете.


Наталья Борисовна Полях родилась в 1945 году в городе Черновцы УССР.

Окончила театрально-художественный техникум и много лет проработала в кино, сотрудничая в основном с киностудией имени Горького. Ее работа там началась в конце 70х в качестве ассистента художника по костюмам в совместном с ГДР проекте “Карл Маркс. Молодые годы” | “Karl Marx - die jungen Jahre” (1980)

Она известна работой над костюмами ко многим знаковым историческим фильмам и телесериалам.
Для петровской эпохи совместно с Г. Шмидт она создавала костюмы для фильмов “Юность Петра” (1980) и “В начале славных дел” (1980—1981), затем самостоятельно создавала мужские костюмы для телесериала “Россия молодая” (1982), в 1985 году Наталья Полях была удoстоена диплома американской премии “Эмми” по костюмам за работу в сериале “Пётр Великий”, где она трудилась ассистентом Эллы Маклаковой.

1986 Пётр Великий | Peter the Great ( США )


Наталья Андрейченко в роли Евдокии Лопухиной в телесериале "Пётр Великий/ Peter the Great"

Американский сериал “Петр Великий” сняли в 1985 году, и это был первый иностранный сериал, снятый на территории Советского Союза. На создание фильма ушло около двух лет и 27 миллионов долларов. Для “Петра Великого” было пошито более 5 000 костюмов, за которые художники заслуженно получили премию “Эмми”.

Художник по костюмам Элла Маклакова жаловалась, что намучилась с актерами-звездами. Больше всех хлопот доставил Максимилиан Шелл. У него был кем-то подаренный шарф, который актер носил не снимая. Но не может же Петр Первый быть в черном современном шарфе! Ругались из-за этого страшно, но все-таки есть несколько кадров, где шарф нет-нет да и мелькнет! А на съемках свадьбы в церкви Шелл умудрился сняться в своих кожаных перчатках. Понятно, что стоял дикий мороз и все же венецианские кружева и перчатки от современных кутюрье на Петре выглядят по меньшей мере странно.

Помимо петровского времени Наталья Полях обращалась к эпохе Екатерины II, получив в 2000 году за создание костюмов для исторической картины “Русский бунт” премию “Ника” за лучшую работу художника по костюмам.

Этому конкретному фильму повезло, от него сохранилось огромное количество костюмов, которые хранятся сейчас в Музее Кино в Москве.

1999 Русский бунт


Матеуш Даменцкий в роли Петра Гринёва, Владимир Машков в роли Емельяна Пугачёва и Сергей Маковецкий в роли Алексея Швабрина

Рассказывает Эмма Рафаиловна Малая, хранитель коллекции костюмов Музея Кино (из интервью CineModa):
Когда я пришла в музей в 2000 году, я была полна энтузиазма. У музея же широкий ассортимент: эскизы, плакаты, техника и пр. А костюмов было очень мало. Только какие-то единичные экземпляры. И коллекцию нашу очень хотелось пополнить. Тогда я буквально притащила костюмы с картины “Русский бунт”, которые делала Наташа Полях. Каким образом мне это удалось? Картина уже была снята. Она была негосударственная. И им некуда было девать костюмы. Огромная костюмерная была буквально забита сверху донизу: моль уже летает, все в пыли. А я знала продюсера. И так скромно говорю: “Можете дать парочку костюмов, я теперь в музее работаю?” Мне ответили: “Бери машину грузовую и приезжай!”. Им нужно было освободить костюмерную, а рука не поднималась выбросить костюмы. А так: половину бы моль съела, половину бы растащили по соседним костюмерным. Но я тоже забрала не все. Там было огромное количество костюмов для массовки, тулупы и пр. Я взяла только персонажные, и то это было достаточно много.


Костюм Петра Гринева из фильма "Русский бунт" по повести Пушкина "Капитанская дочка", в настоящее время в Музее кино.

Комментарий смотрителя: “Костюм Петруши Гринева точно воспроизводит форму Преображенского полка”


Костюм Маши Мироновой из фильма "Русский бунт" по повести Пушкина "Капитанская дочка", в настоящее время в Музее кино.

Комментарий смотрителя: “Платье Маши, возможно, не блещет декором, но очень хорошо передает характер девушки того времени, того социального слоя. По крою, характеру ткани мы видим, что это юная, романтичная девушка — такой светлый образ”.

Совершенно изумительные костюмы Наталья Полях создавала для фильмов, основанных на французской истории и литературных произведениях.

В 1990х годах она одновременно работала художником по костюмам над двумя фильмами - "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро"

1996 Королева Марго


Костюмы королевы Марго и герцога Анжуйского для фильмов "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро", в настоящее время в коллекции Музея Кино.

Комментарий смотрителя: “События фильма происходят во Франции в конце XVI века. Это период распространения в Европе испанской моды. Во Франции она несколько трансформировалась. Костюмы соответствуют эпохе по силуэту, насыщенной цветовой гамме, декору”


Костюмы королевы Марго и Карла IX из фильма "Королева Марго", в настоящее время в коллекции Музея Кино.

Комментарий смотрителя: “Эти костюмы сделаны очень хорошо и тщательно. Это при том, что фильм создавался в очень трудные для кино 90-е годы, очень сложно было достать нужные ткани, фурнитуру”.

1997 Графиня де Монсоро


В центре Генрих III в исполнении Е. Дворжецкого

“Королева Марго” и “Графиня де Монсоро” снимались одновременно в соседних павильонах и Наталья Борисовна Полях работала в этих фильмах одновременно. Поскольку интернета в то время не было, она часами просиживала в Театральной библиотеке, изучая информацию о костюмах XVI века.


Слева герцог Анжуйский в исполнении актера K Козаковa

Поскольку многие действующие персонажи сериала были реальными историческими лицами и сохранились портреты этих людей, художница использовала эти портреты и одежду на них как базу для костюмов в фильмах.

Лебединой песней Натальи Полях стал ее последний фильм "Возвращение мушкетёров", до премьеры которого она не дожила. Наталья Борисовна ушла из жизни в конце 2008 года.

2009 Возвращение мушкетёров

Из воспоминаний Ирины Жигмунд:
Про последнюю работу Натальи Борисовны Полях "Возвращение мушкетеров" хочется сказать особо. Что проект провальный и зритель вряд ли купится на пусть и любимых, но безвозвратно старых актеров в роли мушкетеров, было ясно всем. Но и все равно, съемочная группа работала на износ. То, что режиссер, тогда уже в возрасте 72 лет, человек сложный и в прошлом не раз сам работал художником по костюмам, и поэтому с ним практически не уживаются люди этой профессии, тоже не трудно понять. Но вот чего я не могу понять абсолютно, так это того, как получилось, что художник по костюмам растрачивал у него на съемочной площадке последние свои силы (а Наталья Борисовна, тогда уже имевшая проблемы со здоровьем, не умела халтурить и себя не щадила), а режиссер даже не упомянул его на премьере - тут я даже не знаю, что сказать... То ли дело в отсутствии элементарной культуры у режиссера (Наталью Борисовну к тому моменту уже похоронили), в неуважении к тем людям, которые помогали ему создавать эту картину (там одной массовки было по 1000 человек в некоторых сценах - представьте себе, каждого одеть, обуть, подобрать все это по размеру и проследить, чтобы костюм не испортили и не украли, ведь, помимо прочего, художник по костюмам - материально ответственное лицо!)?

На премьере в "Октябре" весь холл был украшен огромными постерами-эскизами Н. Полях, между гостями ходили молодые актеры-статисты, одетые в костюмы из фильма, а в витринах стояли манекены, наряженные в костюмы главных героев, и при этом - ни слова не прозвучало со сцены о Наталье Борисовне...


Костюмы д’Артаньяна и Портоса из фильма "Возвращение мушкетёров", в настоящее время в Музее Кино.

С подачи уважаемого http://red-atomic-tank.livejournal.com/ Репост не помню какой.

Оригинал взят у la_gatta_ciara в Былинно - сказочный мир Александра Птушко - Ольги Кручининой. Часть 1.

Многие режиссеры предпочитают сотрудничать с одним, "своим" художником по костюмам и тут нет ничего странного: комфортнее работать с тем, кого знаешь, кто способен визуализировать твои фантазии. Я уже рассказывала вам о таких зарубежных союзах , сегодня речь пойдет об замечательном отечественном творческом тандеме.


Фрагмент фотографии последнего съемочного дня "Сказки о царе Салтане", апрель 1966 г. Крайний слева в верхнем ряду - режиссер А. Птушко, крайняя справа в нижнем - О. Кручинина. Из фондов РГБИ.

Все вы, мои читатели, вольно или невольно, выросли на сказках, созданных режиссером А. Птушко. "Каменный цветок", "Садко", "Илья Муромец", "Алые паруса", "Сказка о потерянном времени", "Сказка о царе Салтане", "Руслан и Людмила" - именно эти фильмы разбудили наше воображение, сформировали наш вкус. Несмотря на то, что они снимались в докомпьютерную эру, картины не потеряли своей визуальной привлекательности, поскольку в них тщательно продумывалось все: от цветовой концепции и освещения сцены - до отделки костюмов.

Художником по костюмам на этих фильмах была Ольга Семеновна Кручинина , настоящий Мастер, самый авторитетный художник по костюмам российского кино, Учитель, воспитавший не одно поколение художников кино (она создала во ВГИКе Мастерскую художника-постановщика по костюмам), которой в июле этого года исполнилось бы 100 лет.


О. С. Кручинина на съемках фильма "Хождение за три моря", 1957 г. Из фондов РГБИ

Все ее костюмы отличают тонкая прорисовка характера персонажа и изящная стилизация, основанная на глубоком изучении эпохи. Напомню, что создавались они в сложные времена, когда в продаже не было хороших тканей, отделок, а информацию черпали не из интернета, сидя дома, а из книг в различных библиотеках и из музейных коллекций.

Наш ранний кинематограф создавался режиссерами - художниками, такими, как Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Юткевич, Ромм. Они относились к своим фильмам, как к кино-картинам , движущимся художественным полотнам, где большая нагрузка лежала на визуальном ряде. Александр Птушко был из их числа. Он хорошо рисовал, в молодости выступал в качестве актера, художника-декоратора, художника-мультипликатора. Его анимационные проекты "Новый Гулливер" и "Золотой ключик" считаются шедеврами анимации, высоко оцененными специалистами на Западе, в том числе, Диснеем и Чаплиным.


На съемочной площадке фильма "Руслан и Людмила". В центре - режиссер Александр Птушко.

Ольга Семеновна Кручинина окончила художественный факультет Московского текстильного института в 1941 году, но, уже после войны, вместо моды попала в мир кино.
"В институте Ольга Семеновна была ученицей нашего Павла Павловича Пашкова , - рассказала мне руководитель Центра визуальной информации РГБИ (библиотека искусств на Б. Дмитровке, бывшая театральная библиотека ) Елена Хапланова, - он преподавал в текстильном институте орнамент ткани.

П. П. Пашков. Из фондов РГБИ

Пашков дружил с Серовым, Коровиным, Врубелем… его семья была очень известна в Москве, у них была своя иконописная мастерская "Наследники П. П. Пашкова".
Как вспоминала Кручинина, Павел Павлович был преподавателем от бога - своих студентов он водил по музеям, по библиотекам, в частности, ходили они и в нашу библиотеку, когда она еще была на Пушечной. Он учил их собирать материал, показывал книги, причем, не только их содержание, но и саму книгу, как объект. Например, Ольга Семеновна рассказывала: "На костюм Любавы в "Садко" я скопировала рисунок с форзаца старинной книги".


Кадр из фильма "Садко" и фрагмент византийской ткани с распространенным в то время рисунком - смыкающимися кругами.

Встреча режиссера и художника произошла случайно и судьбоносно. В одном из интервью Кручинина рассказывает: "Когда я работала с Ефимовым на картине "Дмитрий Донской", и сидела у него в комнате, которая находилась недалеко от "Дома кино", и была немного ниже первого этажа, в окно заглянул какой-то мужчина и заговорил с Ефимовым. Когда я обернулась и взглянула на него [Птушко], то почему-то сразу подумала: я с ним буду работать!". Так оно и случилось.


О. Кручинина и А. Птушко (в панамке) на съемках фильма "Алые паруса", 1960 г. Из фондов РГБИ

Елена Хапланова вспоминает, что при упоминании о Птушко у Ольги Семеновны загорались глаза: "Он был большим выдумщиком и при этом увлекал всех своими идеями. Работать с ним было одно удовольствие, хотя, временами, тяжело - человек он был очень требовательный".


Репортаж фотографа Dmitri Kessel о киностудии Мосфильм для журнала LIFE. 1967 г. Птушко (справа) на съемках фильма "Сказка о царе Салтане"

Первый совместный фильм Птушко и Кручининой "Каменный цветок" (1946 г.) - это к тому же первая советская игровая картина, целиком снятая на цветной пленке .


Все - режиссер и художники фильма (М. Богданов, Г. Мясников, О. Кручинина) понимали, какая на них возложена ответственность за цветовое решение картины.

Костюм Данилы из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

Костюм Кати из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

"Появление цветной кинематографии сопровождалось гипертрофией цвета в фильмах, - писал позже А. Птушко - Порой казалось, что зрителей с экрана осыпают вихрем цветного конфетти. Советская кинематография уже в самом начале своего обращения к цвету увидела в нем не техническое средство восприятия натуры, а средство ее художественного выражения.


На съемочной площадке фильма "Каменный цветок"

Из этого же исходили и мы при постановке фильма "Каменный цветок". Казалось бы, его сказочная фактура толкала художника на путь самого буйного цветовоспроизведения. Мы сознавали эту опасность и постарались преодолеть ее, подчинив использование цвета строгим художественным задачам, черпая материал для их решения в творчестве наших знаменитых мастеров - передвижников. Мы тщательно изучали приемы их живописи, старались найти в кино адекватное выражение эстетической сущности лучших передвижнических полотен"


Кадр из фильма "Каменный цветок". Я разложила этот и другие кадры по цветам, чтобы вам было понятнее


В. Перов "Сельский крестный ход на Пасхе", 1861 г.

Фильм художниками условно разделен на три основные цветовые темы.
Первая, в начале фильма, опиралась на картины передвижников и русскую историческую живопись. В кадре преобладают густые коричневые оттенки с небольшим количеством холодного цвета. Важную роль играет свет, образующий живописную, "караваджовскую", светотень.



«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».1875 г., В. М. Максимов

Вторая живописная тема (в центральной части фильма) была заимствована у Кустодиева, Малявина, Рябушкина и других. В костюмах появляется много красного цвета в сочетании с перламутрово-белым, что создает у зрителя праздничное, приподнятое настроение.


Кадр из фильма "Каменный цветок"


Маковский Константин Егорович "Девушка в жемчужном ожерелье". Конец 1880-х – 1890-е


Кадр из фильма "Каменный цветок"


Филипп Малявин. "Народная песня", 1925 г

Для третьей части фильма, в которой показано подземное царство Хозяйки Медной горы, художники создали мистическо-серебристую атмосферу, которую эффектно подчеркивали кристаллы различных пород хрусталя и глыбы малахита. Для этого художники фильма изучали коллекции минералогического музея при Академии наук СССР и ездили на Урал.


Кадр из фильма "Каменный цветок"

"Кручининой одной из первых пришлось осваивать специфику в цветном кино", - пишет Г. Г. Галаджева в своей книге "Художники советского художественного кино", -

Скрин эскиза костюма Хозяйки Медной горы. Обратите внимание на ящерок, вышитых по переду.


Кадр из фильма "Каменный цветок"

Здесь все было ново. Нужно было создать центральный сказочный образ, который привлекал и отталкивал одновременно.

Костюм Хозяйки Медной горы из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ


Кадр из фильма "Каменный цветок"

Разработать цветовую палитру "неземных" соотношений цветов и найти ткани, способные принять в себя эти краски. Партитура цвета строилась художницей на оттенках перламутрово-серых, серебристо-зеленых, розово-дымчатых красок".


Кадр из фильма "Каменный цветок"

Съемки проходили на киностудии "Баррандов" в Чехословакии, поэтому костюмы шились из материалов, сохранившихся с довоенной поры.


Кадр из фильма "Каменный цветок"

Художники картины блестяще справились со сложной задачей - об этом говорит первая премия на Международном фестивале 1946 года в Каннах за лучший цвет . Режиссёр сказал, что "это произошло потому, что мы тщательно изучили накопленный мировой кинематографией опыт и постарались освоить его критически... подчинив цвет в фильме определённой колористической гамме.
Лично для меня "Каменный цветок" имел главным образом то значение, что пробудил во мне интерес к нашему прошлому, к историческим корням нашей самобытной национальной культуры... Это привело нас к постановке "Садко" - фильма о былинном герое XII века", - писал Птушко.


Невероятный по красоте фильм "Садко" в 1953 году заслуженно завоевал "Серебряного льва" в Венеции , а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира в полувековой истории кино.


Кадр из фильма "Садко". Фото: Global Look Press

При создании этого фильма Птушко опять опирался на творчество русских художников, в частности, на картины В. Васнецова. Но здесь нет банального копирования известных изображений - а только их тонкое переосмысление. Снова обращаю ваше внимание на свет, цвет и фактуры...


Ильмень-царевна (актриса Нинель Мышкова). Кадр из фильма "Садко". Блестящие ткани сарафана, перекрытые тонким шифоном, создают эффект призрачного мерцания. Но сама сказочность персонажа в большей степени создана правильным освещением.

как и у В. Васнецова в его "Садко".

Еще один из самых запоминающихся женских персонажей киносказки - Птица Феникс в исполнении Л. Вертинской, напоминает Птицу Гамаюн Васнецова.


Кадр из фильма. Фото: Global Look Press

В. Васнецов "Птица Гамаюн"

Картины В. Васнецова стали источником вдохновения для еще одной кино-былины режиссера А. Птушко - фильма "Илья Муромец" (1956 г.).



"Богатырский галоп", В. Васнецов


Кадр из фильма "Илья Муромец"


В. Васнецов "Витязь на распутье"


Кадр из фильма "Илья Муромец"


В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами

Если "Каменный цветок" - это первый отечественный кинофильм, целиком снятый на цветную пленку, то "Илья Муромец" - первое широкоформатное российское кино . Что заставило внести свои коррективы в создание декораций и костюмов.

"Работа художников в фильме "Илья Муромец" - пример мастерства и изобретательности, заслуживающий пристального внимания, - писал легендарный художник-постановщик, дважды номинант на "Оскар" Г. А. Мясников , - Прежде всего стоит отметить, что художники проделали перед съемками гигантскую подготовительную работу, продолжавшуюся без малого два года. В этот период был изучен огромный историко-документальный материал в музеях, библиотеках и в местах расположения памятников старинной русской архитектуры.
В решении декорационной среды и костюма Руси художники Е. Куманьков, Е. Свидетелев и О. Кручинина исходили из богатого наследия русской культуры XII - XIII вв. Это памятники Владимирско-Суздальской и Киевской архитектуры, русская иконопись, русская и греческая миниатюра. В поисках колористического решения фильма художники копировали образцы старинных русских икон".


Кадр из фильма "Илья Муромец"

"Все, относящееся к царству Калина, решено в тяжелых, неуклюжих формах, в оранжево-коричневых, мрачных тонах.


Кадр из фильма "Илья Муромец"

В таком же духе выдержаны и костюмы. Богатырские доспехи, торжественные одежды Владимира, бояр, Василисы - их строгость, ясность покроя, мажорность цветосочетаний противопоставлены экзотической декоративности тугар. На костюме в фильме лежит печать тонкого вкуса и высокого мастерства замечательной художницы О. Кручининой"

Войско и богатыри. Эскиз костюмов к фильму "Илья Муромец". Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино

Все это создало "нежный покров поэтичности, которым прикрыта историческая жизнь народа, отраженная в былине" (цитата из статьи А. Птушко). Тема эта так взволновала и увлекла режиссера, что он продолжил ее в "пушкинских" фильмах "Руслан и Людмила" и "Сказка о царе Салтане".

Но об этом я расскажу в следующий раз.

Посты по теме :

Выставка "Эскиз. Костюм. Образ" в Библиотеке искусств (Москва). http://la-gatta-ciara.livejournal.com/383346.html

Интервью с ученицей О. С. Кручининой Натальей Дзюбенко http://la-gatta-ciara.livejournal.com/252695.html

Это к о том, что де в эскизах костюмов нинада в анатомию и прочую композицию.

Выставка костюмов к фильмам Инессы Снежкиной vita_colorata wrote in October 14th, 2013

Инесса Снежкина - одна из ведущих художников по костюмам Ленфильма, жена режиссера Снежкина. На Ленфильме она работает с 1983 года после окончания ВГИКа и создала костюмы к более 20 фильмам, а эскизы к еще большему количеству. В перерыве между работой Инесса решила устроить персональную выставку. Выставка только что открылась и проходит в тех же уютных залах Шереметевского дворца на Фонтанке, где проходили уже выставки коллекций Васильева и Нуриева.
Костюмы в фильмах не всегда можно хорошо разглядеть, а иногда очень хочется, такие выставки дают эту возможность.
Снимать со вспышкой нельзя, так что четкость в зависимости от освещения.


Инесса забрала со склада свои костюмы к фильмам "Сонька -золотая ручка" и к продолжению этого фильма, к фильму "Августейший посол, и еще выставка дополнена старинными шкафами и зеркалами, которые создали атмосферу фильмов и костюмерной. Конечно, костюмерные Ленфильма не заставлены антиквариатом. Увы. Однако в них есть во время съемок костюмных исторических фильмов своё очарование. Там можно обнаружить необыкновенные вещи... Они словно живут своей жизнью, вспоминают старые роли, некоторые вещи сыграли уже во многих фильмах. Вот и тут эти шкафы на втором плане, в которых прячутся какие-то таинственно-прекрасные вещи, - не случайны.

На выставке показан весь процесс работы художника. Она не начинается сразу с подбора ткани. Сначала ищется образ, он подсказывает, какой должна быть одежда персонажа. Удачно найденный образ часто помогает режиссеру даже в подборе актеров на конкретную роль.

Когда фильм исторический - изучается костюм соответствующего времени. Для этого в помощь подбираются фотографии, картины, всё, что может подсказать или навеять идею костюма. Вот тут явно навеял портрет Гейнсборо. Режиссеру Наталье Кошеверовой, судя по её автографу, понравилось.

А тут вспоминаются персидские миниатюры. Однако девушки на них в иной цветовой гамме, здесь же художник подбирает свою.

Эскизы к "Руслану и Людмиле" напоминают русские иконы.

Немаловажная задача - выбрать цветовое решение костюмов. Оно зависит от многих факторов. Цветовой гаммы соответствующей исторической эпохи, цветового решения всего фильма, выбранного интерьера, костюм ведь должен хорошо выглядеть в интерьере.

Наконец цвет - дополнительная характеристика персонажа. И он просто должен идти герою, тем более героине, если она еще и главная красотка фильма.


На этих небольших картинках видно, как художник заранее продумывает цветовое решение кадра. Нужно ли сделать героя выделяющимся на фоне остальных или костюмы в кадре должны выглядеть сливающейся по цвету массой.

По мере продвижения работы над фильмом становится ясно, какие в нем будут крупные планы. Ясно, что в этих сценах важно не только общее решение костюма, но и детали, которые могут быть видны в кадре. Если режиссеру понадобилось показать, к примеру, как героиня берет за руку героя, то на её руке будет видна красивая перчатка, кольцо, браслет, сумочка в руке...Поэтому аксессуары продумываются иногда очень серьёзно.

Настоящая антикварная обувь очень ценится на студии, однако ноги у людей были такие маленькие, что приходится делать копии, хорошо, когда есть то, с чего можно скопировать.

Ткани и кружева - проблема, в основном костюмы шьются из современных тканей, потом их старят, чтобы они выглядели уже "пожившими", иногда ставят специально пятна, трут льняной веревкой, которая оставляет волоски и вообще мучают костюм. Или одевают и ходят по костюмерной, чтобы обмялся. Поиск похожего на старинное, винтажное занимает иногда много времени, чутье художника и опыт подсказывают, что будет выглядеть в изделии вполне винтажно. Ткани часто перекрашивают в нужный цвет, чтобы получить нужную цветовую гамму.

Иногда какой-нибудь мебельный гобелен вдруг становится старинным кафтаном и в кадре выглядит вполне достоверно.

Подбор пуговиц - тоже задача, у всех художниц есть заначки старинных пуговиц.

Конечно, платья шьются по старинным лекалам, портные пошивочных мастерских Ленфильма изучают старинный крой и знают многое в тонкостях.

Костюм в фильме:

Анна-Мария, «Господин оформитель», 1988 год

Фантасмагорическая атмосфера декаданса, дыша духами и туманами, клубится в каждом кадре этого поразительного фильма. «Господин оформитель», безусловно, одна из самых красивых лент советского кинематографа. В одной из статей о фильме написано: Изобразительное решение картины выдержано в стиле модерн русского декаданса начала века. Этой вычурной изысканности подчинена изломанная пластика главного героя, одержимого манией собственной гениальности. Выбор исполнителей главных ролей не менее гениален, чем художник -герой Авилова: притягательное безобразие его удивительного лица оттеняет абсолютно нездешняя красота никому неизвестной актрисы Анны Демьяненко, которая словно возникла ниоткуда и исчезла после съемок фильма навсегда, оставшись загадкой.

Костюмы героев выполнены на высочайшем уровне – художник по костюмам Лариса Конникова справедливо заслужила награду за свою работу на премии "Ника". Наряды Анны-Марии не просто красивы, они необыкновенно органично вписаны в причудливое полотно фильма. Весь её облик, от платья до украшений, словно воплощает собой сам дух декаданса, этого “прекрасного умирания”. Каждый наряд хочется рассматривать и скрупулезно изучать, а украсивший руку манекена драгоценный гарнитур из браслета и кольца в форме змеи – и вовсе настоящее произведение ювелирного искусства.




Феноменальная, абсолютно вневременная и неземная внешность актрисы сама по себе является лучшим элементом созданного образа: по правде сказать, иногда возникает ощущение, что на экране действительно оживший восковой манекен. Впечатление усиливает грим, очень точно передающий исторические особенности макияжа того времени: бледное лицо, очень темные “падающие” глаза, округлые брови и алые губы. Дополнительный изящный и яркий штрих – острые, хищные ногти, накрашенные красным лаком – великолепно вписывается в образ, хотя и является анахронизмом (первый цветной лак для ногтей появился в 1932 году, а действие фильма разворачивается в 1914 году).
Прически не менее точны исторически и тоже необычайно тонко и изящно выполнены.

Золушка, «Золушка», 1947 год

Сколько бы ни было просмотрено в нашей жизни вариаций на тему этой сказки, фильм Надежды Кошеверовой, которому исполнился уже 61 год, останется, наверное, самым дорогим сердцу тех, кто видел его в детстве. Участие великой Раневской и неподражаемого Гарина, слепленная из нищенского бюджета, но от чего-то все равно какая-то поразительно волшебная картинка, и самая удивительная Золушка мирового кино – Янина Жеймо, которой на момент съемок фильма исполнилось уже 38 лет, и у которой было тогда двое детей. В одной из статей о фильме написано: Чтобы создать красивые интерьеры королевского дворца и костюмы главных героев, съемочная группа в буквальном смысле слова скидывалась на мебель и ткань. Красивые кресла приносили знакомые и соседи, платья шили из лоскутков или пытались соорудить из нескольких костюмов хоть что-то отдаленно напоминающее «дворцовую» одежду. Но самой большой проблемой оказались хрустальные туфельки. Янина Жеймо, исполняющая роль Золушки, носила 31-й размер обуви, и найти подходящие и сказочно красивые туфли на ее ногу было невозможно. Пришлось просить дополнительных денег и делать реквизит на заказ.

А платье Золушки, созданное из чужой роскоши обрывков и лоскутков померкшего шика, навсегда останется самым прекрасным из всех, а её хрустальные туфельки – воплощением мечты и сказки.

Сама Янина Жеймо, безусловно, один из феноменов кинематографа – почти мультипликационное лицо, пластика кружения, удивительная улыбка, живое и теплое ощущение от героини. В той же статье сказано: После «Золушки» актриса Янина Жеймо стала очень популярной. Однажды она гуляла по Невскому проспекту - и ее окружили поклонники, но они не пытались попросить автограф или потрогать любимую актрису. А просто смотрели на нее в священном ужасе и обсуждали, какие у нее маленькие ножки, ручки и красивые волосы.

Черно-белая пленка нивелирует яркость макияжа Золушки, который в цветном варианте смотрелся бы довольно грубо. Зато контрастность придает ему необходимую для этой пленки выразительность, хотя я до сих пор считаю, что губы актрисы следовало бы сделать менее насыщенными.

Зато очень хорош выбор прически – неоднозначный, но невероятно интересный. У Золушки по-детски завитые светящиеся белокурые локоны, украшенные пасторальным венком из цветов. Полудетское лицо актрисы приобретает какое-то поразительно необычное звучание, а в её облике появляются следы эльфа, некой цветочной феи – воздушной и неземной.

Диана де Бельфлор «Собака на сене», 1977 год

Как известно, Ян Фрид снимал красоты своего Неаполя в Крыму, но при просмотре фильма кажется, что это чуть ли ни единственная допущенная условность. Фильм невероятно красив: чудесная природа, великолепные виды дворца и парка Дианы (на самом деле бывший дворец царской семьи в Ливадии), замечательные характерные актеры на второстепенных ролях и упоительно молодые Михаил Боярский и Маргарита Терехова в ролях главных.

Костюмы Тереховой поражают воображение своей роскошью и до сих пор, в эпоху бесконечных возможностей кино. Вот что говорит об этом сама актриса: Помню, наш художник по костюмам Татьяна Острогорская творила чудеса. Мы в то время все жили так-то по-нищенски, а тут... Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани...

Помимо своего великолепия и богатства костюмы Дианы отличаются разнообразием: редкий случай для советского кино той эпохи – героиня меняет наряд чуть ли ни в каждой новой сцене! Кстати, то же самое относится и к украшениям: графиня, как настоящая аристократка, носит их в великом множестве и разнообразии, причем её экранные драгоценности отличаются безупречным вкусом. Сейчас платья из фильма стали настоящим антиквариатом, хранящимся в запасниках “Мосфильма”. И в этом нет ничего удивительного: тончайшая работа, ручная вышивка и рукодельное кружево – настоящие наряды знатной дамы того времени.

В своей статье Музыкальная сказка, в которой исполняются мечты корреспондент НТВ Павел Рыжков. пишет: … она (Терехова) идеально подходила к костюмной роли.

На «Ленфильме» до сих пор хранят один из самых удачных нарядов графини Бельфлёр. Сшитое из бархата с ручной вышивкой платье для актрисы потом перекочевало в другой фильм Яна Фрида «Благочестивая Марта» тоже с участием Маргариты Тереховой. Костюмеры объясняют это очень просто. Дорогие вещи, достойные кутюрье, создавались редко, но надолго. В эпоху тотального дефицита художники по костюмам находили настоящие бархат и парчу. Тогда киностудии едва хватило выделенных средств для закупки материалов.

Для Маргариты Тереховой было сшито еще несколько оригинальных нарядов. Далеко не каждый фильм для большого экрана мог похвастаться таким количеством и таким качеством платьев для главной героини, а тут - для телевизионной ленты. Но секрет такой расточительности был в том, что премьера «Собаки на сене» была в новогоднем блоке.

Правда, пришлось сэкономить на мужском гардеробе. Камзол для Теодоро взяли из козинцевского «Гамлета». Михаил Боярский, народный артист России, исполнитель роли Теодоро в фильме «Собака на сене»: «Это произошло благодаря великолепному художнику по костюмам Татьяне Острогорской. Она всегда поддерживала артистов, одевала нас и говорила: «Боже, какая красота! Ничего и играть-то не надо».

Отдельно хочется отметить и высококлассный уровень работы парикмахеров и гримеров. Роскошные волосы Тереховой дали простор возможностям парикмахеров. Великолепно выполненные и разнообразные прически полностью отвечают моде XVII столетия. А грим, к счастью, не скрывает черт лица одной из самых красивых актрис отечественного кино, а изящно подчеркивает их. Гримеры обошлись без свойственной старой школе любви к сильному гриму, и это пошло облику гордой Дианы только на пользу.

Ольга Вознесенская «Раба любви», 1976 год

Пронзительный фильм Михалкова тоже воспевает (или хоронит) эпоху модерна, но делает это совсем иначе, чем режиссер инфернального “Господина оформителя”. В картине нет никакой мистики, зато, несмотря на обилие солнечного света, чувствуется некий надлом, воплощенный в акварельном образе, созданном Еленой Соловей (которая, кстати, снималась в фильме, будучи беременной).

В журнале ”Свой” Елена Лазарева пишет: Да, конечно, в любимице публики киноактрисе Ольге Вознесенской каждый, кто хоть немного знаком с историей российского кино, узнает черты первой русской кинодивы Веры Холодной. Но Вознесенская - это не только Холодная. Ее образ вбирает в себя самые яркие черты русской женщины Серебряного века, женщины-музы, женщины-мечты, олицетворявшей «идеальное в реальном» того времени: красоту, изящество, почти детскую наивность мировосприятия и недетскую стойкость, внутреннюю силу и готовность к грядущим испытаниям.

На черно-белых фотографиях со съемок фильма Елену Соловей просто невозможно отличить от красавиц эпохи декаданса, настолько “ложится” на неё этот образ. И хочется изо всех сил соглашаться с Лазаревой - Михалков впервые отдал главную роль в кино Женской Красоте .

Дальше Лазарева рассказывает о художественном решении фильма: «Раба любви» сразу получила признание как необычайно «стильный» фильм, сделанный со щегольским изяществом и подчеркнутым соблюдением правил «хорошего тона» - не только в исполнительском мастерстве, но и в изобразительном качестве и художественном оформлении. Интерьер съемочного павильона, придуманный художниками Александром Адабашьяном и Александром Самулекиным, и костюмы Алины Будниковой не только переносят нас в эпоху модерна и попыток освоения ее возможностями «великого немого». Эти плетеные кресла, пальмы в кадках, фортепьяно рядом с почти игрушечным бассейном, шатры и прозрачные занавеси, а также шляпы и шляпки, воздушные платья, белоснежные костюмы - «тройки» и пальто с моднейшими воротниками - тончайшего вкуса стилизация под модерн

Плоды этой стилизации выглядят удивительно красиво и необыкновенно органично смотрятся на Елене Соловей.

Работа гримеров на парикмахеров на высоте – тончайшее воссоздание исторического образа во всех мельчайших деталях. Воплощенная красота Серебряного века.

Анна Австрийская «Д"Артаньян и три мушкетера», 1978 год

В этом любимом советскими зрителями фильме условность громоздится на условность, в результате чего зрелище иногда выглядит как малоубедительный фарс. И все же у фильма есть свое, причем колоссальное очарование, которое не уменьшается за счет недочетов и натяжек.
Выбор Алисы Фрейндлих на роль прекрасной королевы, пожалуй, выглядит самым неоднозначным: Алиса Бруновна великая актриса, но, мягко говоря, не классическая красавица, а ведь Анна Австрийская считалась самой красивой женщиной Европы. Тем не менее режиссер говорит: когда я начал снимать, был уверен только в двух вещах: что Людовика XIII будет играть Табаков, а Анну Австрийскую - Алиса Фрейндлих.

Над костюмами к фильму работала художница Татьяна Острогорская , проделавшая такую замечательную работу для «Собаки на сене». Но одежду героев “Мушкетеров” даже близко нельзя сравнить с нарядами актеров в фильме Яна Фрида. Подозреваю, что все дело было в копеечном бюджете и какой-то общей расхлябанности и неряшливости, отличающей фильм.
Но, несмотря на это, голубое платье Анны Австрийской, сшитое для неё к балу, остается одним из самых ярких в советском кино, а её знаменитые алмазные подвески – безусловно, самое знаменитое украшение отечественного кинематографа. Платье выглядит не только эффектно, но и – чуть ли ни единственный элемент в фильме – по-настоящему роскошно и дорого.

Прически Анны выполнены на высоком уровне, особенно удачен штрих – пучок на затылке, перемотанный жемчужными нитями и украшенный пером в виде полумесяца; очень достоверно исторически и определенно красиво.
А вот работы гримеров оставляет желать лучшего: слишком бледное лицо с неровным тоном, грубые “стрелки” на веках (вопиющий анахронизм), неудачный тон помады.

Наташа Ростова «Война и мир», 1967 год

Как известно, дебютантка в кино Людмила Савельева, сыгравшая Наташу, даже не была профессиональной актрисой. Людмила – балерина, которая вначале совершенно не понравилась Бондарчуку. Тем не менее, режиссер все же решил дать ей шанс: Людмилу нарядили в исторический костюм, соответственно причесали и подкрасили, она предстала в этом виде перед режиссером и – о, чудо!- вдруг он увидел в ней свою героиню и был покорен её грацией.

Главный женский образ, созданный Людмилой, не потерялся на фоне невиданного тогда масштаба фильма и рядом с великими актерами, исполнявшими другие роли. Напротив, Наташа стала воплощением юного изящества, свежести и расцветающей женственности. А её простое, сшитое по моде эпохи ампир, белое кисейное платье, надетое на первый бал, буквально вошло в историю: девушки до сих пор ищут на свой выпускной бал платье “в стиле Наташи Ростовой”.

В заметке о четвертом фестивале российского кино в Эссене рассказывается, что там были выставлены костюмы из лучших фильмов советского кино, включая наряды героев из “Войны и мира”. В заметке говорится: Все костюмы были изготовлены в швейных и бутафорских мастерских «Мосфильма» по эскизам известных российских художников: О. Кручининой, М. Абар-Барановской, Т. Вадецкой, С. Титовой, Л. Нови и д.р.

Грим и прически актрисы в фильме приятно радуют: работа выполнена искусно и не вызывает разногласий с образами той эпохи.

Принцесса «Старая, старая сказка», 1968 год

Ещё одна изумительная сказка Надежды Кошеверовой с великим Олегом Далем и соцветием не менее замечательных актеров. Юная, несказанно прелестная Марина Неёлова создала один из самых очаровательных образов кино-принцессы. Её героиня капризна, взбалмошна, непосредственна, и все это ей замечательно идет.

Костюмы Принцессы вызывают детское восхищение: в них необычайно органично сочетается мода эпохи бидермайер XIX века и ироничные элементы, которые превращают исторические наряды в сказочные. Художник по костюмам Мария Азизян одна из самых известных мастериц отечественного кинематографа и театральной сцены. В статье о ней рассказывается: Марина Азизян работает и для кино, – она была художником двадцати пяти фильмов, включая такие, которые вошли в золотой фонд российского кинематографа: «Каин XVIII», «Старая, старая сказка», «Синяя птица», «Монолог», «Гость». Марина Азизян известна также как живописец, график, художник-прикладник, среди ее работ множество рисунков, картин, кукол, игрушек.

Наряды Принцессы одни из самых удачных работ мастерицы.

Яркий грим выполнен умело и тонко, поэтому не портит полудетского лица красавицы Неёловой, а прически, как и наряды, сочетают исторические элементы с фантазийными.

Анидаг «Королевство кривых зеркал», 1964 год

Роль злой придворной дамы Анидаг исполнила легендарная Лидия Вертинская – дворянка по происхождению, жена Александра Вертинского и одна из самых красивых актрис советского кино. В статье о ней раззсказывается: Дебютировала Лидия Вертинская в кино в роли сказочной птицы Феникс в фильме "Садко". Ее будто неземная, таинственная, тонко "выточенная" внешность привлекала и в дальнейшем режиссеров сказочных фильмов. В "Новых приключениях Кота в сапогах" она была очаровательной колдуньей, а в "Королевстве кривых зеркал" - злобной придворной дамой. Дворянское происхождение Лидии Вертинской позволило ей с блеском сыграть роль Герцогини в "Дон Кихоте".

Созданный в “Королевстве” образ получился настолько впечатляющим, что стал объектом восхищения даже… поклонников BDSM: коварная Анидаг повсюду расхаживает с фетишистким стеком. Наряды отвечают “змеиной” природе героини: облегающие, блестящие, темные, подчеркивающие стройное, гибкое тело. Не менее эффектны и красивые массивные украшения – диадемы в виде змей, ожерелья и прочая невиданная для того времени роскошь.



Грим Вертинской настолько груб, что его можно счесть настоящим кичем: темные тени, кроваво-алые губы, длинные фальшивые ресницы – да перед нами практически drug queen! Однако этот тот редчайший случай, когда китч выглядит не смешно, а поразительно эффектно и действительно запоминается не как пародия, а как фантасмагорический образ.

Хозяйка Медной горы «Каменный цветок», 1946 год

Трудно поверить, что сказка Александра Птушко снималась в поствоенное время, когда в стране царила нищета: все, что мы видим на экране поражает своим размахом и сказочным великолепием. А наряды Хозяйки медной горы – настоящее пиршество для глаз.

Монументальная красота Тамары Макаровой, сыгравшей Хозяйку, поразила в свое время не только советских зрителей. Корреспондент НТВ Павел Рыжков пишет в статье, посвященной столетнему юбилею этой замечательной актрисы: Когда американцы увидели Макарову не в привычном для ее ролей тулупе и простеньком ситцевом платье, а в роскошном наряде Хозяйки Медной горы, сразу сделали предложение (о съемках). Александр Поздняков, киновед: «И она приехала в Канны, на южный берег Франции, на Лазурный берег, и все увидели вдруг эту прекрасную русскую актрису. Многие даже не подозревали, что такие ухоженные, такие уверенные в себе, красивые, одетые со вкусом женщины водятся в Советской России. И на нее посыпались предложения».

Увы, всех этих заманчивых предложений принять Макарова по политическим причинам не могла. Роль Хозяйки медной горы остается ей самой яркой костюмной ролью. Мерцающие зеленым наряды, тяжелые великолепные украшения, прически из её роскошных черных волос – мы любуемся этим до сих пор.

«Королева Марго», 1995-1997 г.г./«Графиня де Монсоро», 1997 год

Вот как оно бывает, когда к хорошему вкусу, знанию исторических традиций и кропотливой работе прилагаются ещё и деньги.
Костюмы к обоим сериалам созданы в мастерских киностудии имени Горького. К сожалению, не удалось найти информацию о работе над ними, поэтому можно просто полюбоваться.

«Королева Марго»

«Графиня де Монсоро»

А вот к работе парикмахеров и гримеров множество нареканий. Грим слишком яркий, резкий и грубый – причем не в историческом смысле (лица дам той эпохи действительно могли напоминать размалеванную маску), а просто плохо выполнен.
Кроме того, в «Графине де Монсоро» можно наблюдать и ляпы с прическами. Например, на фото героини ниже – прическа XVII века под названием “фонтаж” (или “фонтань”), а действие сериала разворачивается на век раньше.

Я решила написать этот пост, доработать и отправить людям (позже я решу, куда именно). Поэтому буду рада корректным замечаниям, дополнениям и коментариям, чтобы не опозориться перед широкой публикой.

Бывает в жизни момент, когда к особому случаю срочно требуется пошить исторический костюм, и возможности для аренды нет. Это может быть участие в ролевой игре, самодеятельном спектакле, поход на фестиваль, костюмированный бал, вечеринку или маскарад. Я давно вращаюсь в кругу людей, занимающихся исторической реконструкцией и стилизацией, сама шью, подмечаю удачные и неудачные решения. Этот пост - мой совокупный опыт для новичков. А реконструкторам и любителям точной исторической достоверности, которые сильно огораются, когда что-то делают не как оно было, я советую на этом все и закрыть , т.к я здесь пишу о простой стилизации совсем "по верхам" для начинающих.

Первое, о чем стоит задуматься, если Вам понадобился исторический или фэнтези костюм:
Сколько времени и денег Вы можете в это вложить?

Мне кажется, что проблема плохих костюмов прежде всего заключается в надежде на авось и переоценку своих возможностей. Сначала я рассмотрю за что не стоит браться при отсутствии ресурсов, а потом - что все-таки можно сделать, чтобы показать себя во всей красе, даже если времени всего пару вечеров и весь бюджет - 1000 рублей.

Есть костюмы, которые невозможно сделать очень быстро и очень дешево . Это:
- Все мужские "придворные" костюмы, начиная с высокого средневековья (много элементов, сложный крой)
- Женские платья со сложным кроем и пришивной юбкой, заложенными складками, состоящие из многих элементов
- Все женские костюмы, требующие корсета, особенного белья и накладок (турнюра, кринолина и т.д.).

Не пытайтесь это сшить за пару вечеров, дошивая на коленке в электричке, из дешевого креп атласа! Такие костюмы надо делать или хорошо и красиво или не браться вовсе.
Как бы не нравилось это платье, как бы не хотелось вот именно такое - если мало денег и мало времени, отложите до следующего раза, когда у Вас будет время (больше месяца), деньги (от нескольких тысяч рублей), и опыт (или возможность заказать пошив у мастера, что стоит недешево).

Долго, сложно, может быть дорого:





Теперь перейдем к тому, что можно сделать, если Вас внезапно пригласили на костюмированное мероприятие вроде карнавала или фестиваля.
- все производные от широкой рубахи со вшитыми боковыми клиньями или без них (Т-образный силуэт) (например, скандинавский-славянский женский костюм, и костюм монахини-монаха, и восточная длинная рубашка, костюм на 13 век)
- кимоно (японское и китайское)
- средневековый киртл на 15 век (у него достаточно простой крой), ранее средневековье с простым кроем
- платье типа "ночная рубашка" с подрезом под грудью для женщин, присборенное - ампир, начало 20 века.
- свободные драпировки (начало 20 века, стилизация под 20-е годы, гарем-восток)
и т.д.
(Отдельным постом я более подробно остановлюсь на примерах таких несложных костюмов с фотографиями).

Давайте теперь разберемся, как сделать простой костюм не только быстро, но и хорошо, чтобы создать цельный образ и запомниться?
Самое важное: посмотрите на свою внешность объективно. Представьте желаемый костюм на себе . Выберите образ, подходящий именно Вашему типу внешности.

1. Когда Вы примерно представили, что именно будете шить, исходя из своих возможностей, посмотрите серию фотографий (рисунков) с этим костюмом. Лучше брать именно оригинальные, исторические изображения, а не современную интерпретацию в фильмах. Прочтите хотя бы одну общую статью о моде этого периода. Это поможет Вам составить общее впечатление и избежать множества грубейших ошибок, а времени займет не более часа.

2. При чтении статьи и просмотре изображений обратите внимание на ткани, их узоры, фактуру, цвета. При выборе ткани ориентируйтесь на более дешевую, возможно синтетическую ткань, но максимально приближенную к тому, что Вы видели на изображениях. Если это средневековье или народный костюм - можно использовать недорогой лен или неблестящую синтетику, похожую на сукно или шерсть. Если это богатый и парадный светский костюм - возьмите плотную синтетику с легким блеском. Часто для недорогих стилизаций берут креп-атлас и креп-сатин как самые дешовые ткани. У этих тканей очень неестественный блеск, они выглядят очень дешево, особенно это заметно на фотографиях. Будьте осторожны с очень яркими и "кислотными цветами", искуственным блеском, металлической нитью. Когда платье напоминает новогоднюю елку, на него обращают внимание, но это плохое внимание. Лучше добавьте блеска с помощью украшений, но не шейте сияющее платье как предлагают для платных фотосъемок "под принцесс" на парадном кресле. Такие костюмы выглядят пошловато и неправдоподобно. Попробуйте сделать как Скарлетт - посмотрите в своих запасах ненужные плотные синтетические (бархатные) занавески, которые отлично драпируются. Ткань для гардин хорошо подходит для пошива многих исторических костюмов: у нее большая ширина, и за счет этого вам понадобится меньший метраж (выйдет дешевле). Вот мое платье из ненужной старой занавески:

и еще ткань для занавесок - блэкаут:

3. Не экономьте на длине и ширине платья, если платье должно быть широким, длинным, красиво струиться.
Многие костюмы проигрывают от того, что они недостаточно длинные или широкие. Лучше купить более бюджетную ткань, но на этом не экономить. Фасон сильно исказится, платье будет выглядеть странно, плохо сидеть.

4. Если вы шьете историческую стилизацию - отталкивайтесь только от того, что видели на картинках . Не сочиняйте отсебятины! Распечатайте несколько изображений, держите их под рукой (несите портнихе), ориентируйтесь на то как было (если по картинкам непонятно - посмотрите работы опытных реконструкторов костюма). Видели на картинках пристежной рукав? Смело пристегивайте! Не видели на картинках клиньев в платье другого цвета - не вшивайте такие клинья. В фильмах-сериалах очень много неточностей, поэтому на них ориентироваться не стоит. Статьи тоже содержат ошибки. Пользуйтесь "исходниками" - изображениями того времени, не стесняйтесь задать "глупый" вопрос на сообществе по костюму (но сначала поищите в поиске, нет ли уже на него ответа).

5. Мелочи, которые подводят
Не забывайте про прическу и головной убор. Прическа может улучшить внешний вид или полностью уничтожить даже самое прекрасное платье. Не забывайте про украшения для волос - искуственные цветы, заколки, диадемы, перья. Ситуацию с короткими волосами можно решить, прикрыв волосы или прикрепив шиньон. Будье осторожнее с челкой - во многие исторические периоды ее не носили. Многие головные уборы можно сделать на основе дублерина (флизерина) - это уплотнитель, который приклеивается к ткани с помощью утюга и придает жесткость. Девушкам также важно подумать про макияж. Подходит ли к историческому образу Ваш маникюр, помада, тени? Обратите внимание на такие мелочи, не думайте, что этого никто не заметит. Также продумайте подходящую обувь - незаметную, по форме приближенную к исторической. Незаметные однотонные чешки или балетки - подойдут практически ко всему.

6. Мелочи, которые помогают
Изображаете знатного человека? Добавьте к Вашему образу богатства, блеска - украшения (можно взять недорогую бижютерию под золото с камнями), мех (искуственый или натуральный), жемчуг, страусиное перо.
К народному костюму подойдут хозяйственные мелочи - нож, висящий на поясе, кошелек.
Богатый костюм дополняйте богатыми, эффектными украшениями. К скромному костюму добавьте простые, но антуражные вещи.
Средневековый костюм украсят четки на поясе, омоньер (кошелек на поясе).
Бальное платье дополнит шаль и веер. Представьте, что вы играете в кино или театре. Удачные находки можно сделать в самых неожиданных местах: развалы украшений на рынках, магазины для хобби и рукоделия, магазины тканей, магазины дешевой бижютерии, старые запасы. Копеечная бутофория создает иногда замечательный эффект! Образ оживет, станет законченным.

7. Войдите в образ, сыграйте своего персонажа
Посмотрите фильм, действие которого происходит в нужную вам эпоху. Послушайте музыку того времени. Ощутите себя человеком, которого изображаете. Оденьте костюм заранее перед зеркалом, прочувствуйте его.

8. Позаботьтесь о качественных фотографиях с антуражным фоном
Многие знакомые увидят только ваш фотоотчет. Придумайте забавные сценки с друзьями, сфотографируйтесь на подходящем фоне.
Лучше всего позаботиться о снимках до или в первой части мероприятия. Не откладывайте фотосъемку до конца. Вы можете выглядеть усталым, забыть сфотографироваться, не получить хороших фотографий. Не стесняйтесь просить Вас сфотографировать и обратиться к фотографу в фотоуглу, если он есть.

Надеюсь мои советы оказались Вам чем-то полезными и интересными.
Всем удачи и творческих побед!