Художественный руководитель мариинки. Заведующий балетной труппой махар вазиев подал в отставку

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).


Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год. Ruposters изучил цифры и выяснил, кто из директоров известных музеев и худруков театров получает больше всех.

Самым высокооплачиваемым оказался художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев с ежемесячным заработком около 13 миллионов рублей. Грех жаловаться и гендиректору «Эрмитажа» Михаилу Пиотровскому с окладом почти в миллион, а также пяти его заместителям, ежемесячная зарплата которых колеблется от 500 до 700 тысяч. Самые скромные цифры по заработной плате показали в «Госконцерте». Его руководитель Сергей Бунин получает чуть больше 31 тысячи рублей в месяц, его единственный заместитель — 20 тысяч.

Валерий Гергиев. Художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра – 12 857 163.

Антон Лихоманов. Генеральный директор Российской национальной библиотеки (до 19 января 2016) – 1 220 171.

Юрий Темирканов. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича – 976 285.

Елена Гагарина. Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» – 964 210.

Олег Табаков. Художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова – 935 994.

Михаил Пиотровский. Генеральный директор Государственного Эрмитажа – 839 076.

Юрий Соломин. Художественный руководитель Малого театра – 746 698.

Николай Цискаридзе. Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – 592 863.

Владимир Урин. Генеральный директор Большого театра – 559 271.

Евгений Миронов. Художественный руководитель Государственного театра наций – 458 919.

Зельфира Трегулова. Генеральный директор Третьяковской галереи – 436 013.

Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко – 362 681.

Карен Шахназаров. Генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» – 355 803.

Владимир Спиваков. Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России – 347 510.

Юрий Башмет. Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» – 330 336.

Григорий Заславский. Ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС – 320 043.

Константин Райкин. Художественный руководитель театра «Сатирикон» – 247 513.

Зураб Церетели. Президент Российской академии художеств – 65 327.

Для сравнения, средняя зарплата директора музея в России — 20 тысяч рублей. В Московской области «расценки» самые большие. Тут оклад доходит до суммы в 80 тысяч.

Всего на культуру и кинематограф в 2016 году выделили 93 млрд рублей. В бюджете на 2017 год заложена цифра в 94 миллиарда рублей.

Мариинский театр

Прежние названия:

Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова

Тип театра:

музыкальный

Объект культурного наследия РФ № 7810111000

Директор:

Валерий Гергиев

Художественный руководитель:

Валерий Гергиев

Главный дирижёр:

Валерий Гергиев

Главный балетмейстер:

Юрий Фатеев (и. о. заведующего балетной труппой)

Главный хормейстер:

Андрей Петренко

Мариинский театр (современное официальное название Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр , с 1935 по 16 января 1992 года - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году.

История

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчет история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим объектам, населённым пунктам, предприятиям и т. д. СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижером Кировского театра стал Валерий Гергиев.

Площадки

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена), (ул. Декабристов, д. 37)
  • С 2016 г. филиал Мариинского театра (четвёртая сцена) начнёт работу в оперном театре Владивостока

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.

Труппы

Опера

Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Ирина Богачёва, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина и Анна Нетребко.

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ, Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев.

Фестивали

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей»
  • Московский пасхальный фестиваль
  • Фестиваль современной музыки «Новые горизонты»
  • Фестиваль «Масленица»
  • Фестиваль балета «Мариинский»
  • Фестиваль «Брасс вечера в Мариинском»

Партнёры и спонсоры

Генеральный партнёр театра

  • Банк ВТБ

Главные партнеры театра

  • Сбербанк
  • Yoko Ceschina
  • Газпром

Главные спонсоры театра

  • Total
  • Меркурий
  • TeliaSonera

Директор и художественный руководитель театра Валерий Гергиев заявил, что партнерами Мариинки могут стать американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон и корпорация Apple. Сотрудничество с Кэмероном связано с планами руководства театра развивать съёмки постановок в формате 3D.

Вся его жизнь – музыка. Сегодня день рождения у художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Виртуозный музыкант, гражданин с большой буквы, настоящий трудоголик – он и в свой праздник даже не думает об отдыхе. В самом разгаре – Пасхальный фестиваль, и каждый раз, выходя на сцену, он отдает себя любимому делу полностью, без остатка.

«Мне повезло возглавить Мариинский театр. Мир жаждал знакомства с неизвестными шедеврами», – говорит Валерий Гергиев.

Неизвестные шедевры – это Чайковский, Прокофьев, Шостакович… Некоторые сочинения известнейших композиторов не исполнялись никогда. До Гергиева. Они казались технически сложными или непонятными. Оркестр Мариинского театра играет десятки авторов едва ли не наизусть: например, все симфонии Бетховена, Малера, Сибелиуса... Сегодня маэстро достаточно десять минут постоять в незнакомом зале, чтобы объявить: акустика позволяет играть Штрауса. И музыканты играют! Виртуозно.

Они играли в лучших залах мира – от Нью-Йорка до Токио. И с таким же энтузиазмом дают концерты в Омске и Кирове. Своим гражданским долгом считают выступление в разрушенном Цхинвале, и в траурном Кемерове, и в только что освобожденной от террористов Пальмире.

Гергиеву, сыну фронтовика, прочили военную карьеру. Даже назвали в честь Валерия Чкалова. Потом карьеру футболиста – играл вполне профессионально. А вот в музыкальной школе решили, что у парня нет слуха: он смотрел в окно, там друзья гоняли в футбол, и вместо заданного ритма выбил ладошками какие-то синкопы в такт ударам мяча.

Когда будущему дирижеру исполнилось 13 лет, неожиданно умер отец.

«Мой отец ушел из жизни в 49 лет, слишком рано, слишком молодым. Моя мама, будучи уже в преклонном возрасте, она каким-то образом сохранила меня для музыкальной школы. Ей было непросто, очень непросто, она одна поднимала троих детей», – рассказывает он.

В Ленинградскую консерваторию на дирижерский факультет он поступил в 19 лет. Обычно в эту профессию таких юных не берут. Но через два года Гергиев стал лауреатом международного конкурса Герберта фон Караяна, обойдя 70 лучших дирижеров мира, исполнив 18 симфонических произведений! Играть композиторов циклами, целиком все сочинения подряд – эта грандиозная идея родилась под влиянием выдающихся ленинградских педагогов.

«Это были профессора с большой репутацией, это были петербуржцы, знатоки, интеллектуалы, но и еще аристократы души. Могли найти время прогуляться со студентом после спектакля, поговорить о Шуберте, о Бахе», – вспоминает дирижер.

В 1988 году Кировский (теперь Мариинский) театр избрал Гергиева своим главным дирижером. Темп, в котором с тех пор работают, кажется сумасшедшим. Сейчас в самом разгаре Пасхальный фестиваль. Под него заказан отельный поезд. Утром, например, концерт в Череповце, вечером – в Вологде, а завтра в полдень ждет уже Архангельск.

«Мы иногда проходим более 1000 километров в день. Надо просто идти на пределе У нас даже локомотив не выдержал недавно» – говорит Валерий Гергиев.

Многие из нынешних оркестрантов еще и не родились, когда Гергиев возглавил коллектив. Средний возраст – 25 лет. Для этих молодых людей и такой темп жизни, и такие объемы репертуара – уже норма. Стремительно молодеет и слушатель Гергиева – на концерты приходят с родителями пяти- и даже трехлетние зрители.

В свой 65-й день рождения маэстро особых церемоний не устраивает. Друзья придут на московский концерт, а уже на следующий день – снова за дирижерский пульт. Утром – в Смоленске, вечером – в Брянске.

С-Пб. Мариинский театр, историческая сцена.
30.09.2017
«Директор театра» Моцарта
Премьера
Дирижер - Антон Гаккель
Режиссер - Глеб Черепанов

Собираясь на спектакль, держала в голове недавнюю премьеру Мариинки на сцене КЗ «Записки сумасшедшего» в постановке Глеба Черепанова. Гоголь был переосмыслен очень оригинально и новаторски, в духе музыки Буцко. Действие происходило на арене цирка. Единственным, но, к сожалению, самым доминирующим недостатком «Записок…» была невнятная дикция вполне вокально приличного баритона Дмитрия Гарбовского. А титров Черепанов не предусмотрел, меня спасло тогда хрестоматийное знание теста - за день до премьеры перечитала Гоголя. Но такой театр гротеска и абсурда мне понравился.
Ждала такого же необычного и причудливого и от его постановки моцартовского «Директора театра». Во время увертюры начали с видео-ряда реальных кадров монтажа декораций на разных сценах Мариинки - промелькнули истуканы из «Кольца Нибелунгов» и уходящие в небо стволы березок из щедринского «Не только любовь». Неужели сюжет будет привязан к современному закулисью Мариинского театра - проскочила в голове крамольная мысль.
Но поднялся экран - и всё стало на свои вполне традиционные места. Конец 19-го века, Европа, директор театра и бас-комик Буфф собирают труппу для гастролей на фестиваль в городе Румбурге. Повторен прием выбеленных и подрисованных клоунских лиц. Белый клоун - Директор театра (Андрей Горбунов - не поющий актер) и Красный клоун (бас Денис Беганский).
Программка оперы:


Скажу откровенно, в представленном зингшпиле Моцарта - «зинг», да ещё какой, точно был, а вот с «шпилем» случилась проблемка. В отсутствии музыки действие безнадёжно проваливалось в банальщину и скукоту. Виню в этом, во-первых, неудачные русскоязычные диалоги, и, во-вторых, блеклую игру единственного драматического актера Андрея Горбунова - плоховатая техника речи (не слышно, когда поворачивался боком или спиной), и примитивная манера игры. На его фоне наш певец Денис Беганский с прекрасно поставленным голосом и комичной пластикой просто спасал нудные диалоги с директором.
Но, когда на сцене появились основные героини оперы Госпожа Херц (Ольга Пудова) и Госпожа Зильберкланг (Антонина Весенина) , и главное - зазвучала музыка, спектакль обрел второе дыхание. Эти молодые певицы могут практически всё - виртуозно петь, талантливо играть и, если надо, здорово станцевать. Вероятно вдохновившись способностями Пудовой и Весениной, в сценах арий режиссер проявил фантазию и выдумку. Получились четыре концертных номера - каждой певице добавили в партитуру ещё по бонусной арии.
Воображаемый колоратурный батл двух сопран захватил зрителей. Опытная примадонна Госпожа Херц vs восходящей звезды Госпожи Зильберкланг.
Пудова сначала спела в образе русалки в море, в финале капризно выкинув бутафорский хвост. Потом вышла в образе Клеопатры с плюшевой змеёй, легко спев сложнейшую арию Альцесты «Io non chiedo, eterni Dei» с какими-то безумно запредельными верхними нотами.
Весенина вместе Беганским разыграли сценку Красной Шапочки и Серого Волка. А бонусная ария Клоринды «No, che non sei capace» была представлена в образе воинственной Орлеанской девы.
Выход тенора Господина Фогельзанга (Дмитрий Воропаев) был встречен бурными аплодисментами - тенора уже заранее обожали все:). Правда, петь ему там было особо нечего - только в терцете и финале вместе со всеми. А как хотелось бы бонуса и для Дмитрия Воропаева…
Оркестр под руководством Антона Гаккеля звучал чудесно - легко, прозрачно, по-моцартовски.

ИМХО, для дальнейшей успешной судьбы спектакля надо бы сделать следующее:
- Перенести на сцену КЗ. Историческая сцена оказалась слишком просторной для этого камерного зингшпиля.
- Изменить русскоязычные диалоги, внеся больше комизма и гротеска.
- Заменить актера, играющего Директора театра. А лучше - вырастить в своем мариинском коллективе:).
- Добавить арию для тенора.
Поворчу ещё:). Длительность спектакля со всеми вставными ариями всего 1 час. В качестве детского утренника эти «зинги» на немецком вряд ли прокатят, а взрослым явно не будет хватать «продолжения банкета» в виде второй камерной оперы после антракта. А то не солидно получается - зазвали народ на час и деньги взяли, как за серьезную оперу.

P.S. В репертуаре театра «Зазеркалье» есть превосходный «Директор театра». Жаль, представляют крайне редко. Там придуман замечательный сюжет - Директор театра, обожающий Моцарта, спасает театр от банкротства. Много действующих лиц, много музыки. Короче - много прекрасного «зинга» и много хорошего «шпиля». И в один вечер ещё дают комическую оперу Пуччини "Джанни Скикки".

Фото поклонов:









Режиссер Глеб Черепанов и дирижер Антон Гаккель