Сообщение на тему памятники донбасса. Памятники и исторические места донецка

Погодин Илья

Руководитель проекта:

Волощук Анна Николаевна

Учреждение:

МОУ «Школа №1» города Ждановка

В представленном исследовательском проекте об археологических памятниках Донбасса автор проводит хронологию археологических культур, существовавших на территории Донбасса. Также в данной исследовательской работе рассмотрены археологические памятники эпохи палеолита, мезолита и неолита, а также представлена информация о кочевниках на донбасской земле.


В данной исследовательской работе по истории "Археологические памятники Донбасса" автор исследует и систематизирует информацию об археологических памятниках культуры Донбасса в период от Первобытности и до времён Киевской Руси. Во время подготовки проекта были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Донбасса и Российской Федерации.

В процессе исследовательского проекта по истории на тему "Археологические памятники Донбасса" рассматриваются и изучаются исторические и теоретические сведения о работе и исследованиях археологов на Донбассе, представлен анализ их трудов, а также описание открытых ими археологических памятников разных эпох.

Введение
1. Археологические памятники эпохи палеолита.
2. Археологические памятники эпохи мезолита и неолита.
3. Археологические памятники эпохи киммерийской культуры.
4. Скифские курганы.
5. Сарматская культура.
6. Черняховская археологическая культура.
7. Кочевники на территории Донбасса.
8. Заповедник «Каменные могилы »
Выводы
Список литературы

Введение


Я думаю, что каждый культурный человек, который любит свою Родину, должен изучать её историю. Это очень любопытно и интересно.

Донецкий край – один из интереснейших историко-культурных регионов Юга Восточной Европы. Районы Северного Приазовья и Подонцовья располагают большим количеством разновременных памятников. К 1985 году их насчитывалось свыше 2 тысяч.

На территории нашего края были обнаружены следы не только первобытного человека, но и стоянки людей эпохи мезолита и неолита. Известным фактом стало и то, что Донецкие степи, более чем 15 веков, были заселены кочевниками.

Объектом моего исследования являются археологические памятники Донбасса, а предметом – стоянки человека каменного века и памятники периода кочевников на территории Донбасса.

Эта тема весьма актуальна в настоящее время. Сегодня, как никогда, возрастает необходимость в консолидации нашего общества, укрепления духовного единства, межнационального согласия, культивирования чувства патриотизма, гордости за наш регион – Донбасс.

Цель . В своей работе я попытался исследовать и систематизировать информацию об археологических памятниках культуры Донбасса в период от Первобытности и до времён Киевской Руси. Во время подготовки были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Донбасса и Российской Федерации.

Наш край привлек внимание историков еще в XIX в. Его археологическое изучение насчитывает более ста лет. Этот промежуток времени по масштабам работ и направленности можно разделить на несколько периодов, связанных с историей края. Следует выделить дореволюционный период, особенно начало XX в., когда исследование памятников древности превратило край в своеобразный эталон археологических культур разных эпох.

Во второй период можно включить 20–30-е гг. Это время работы энтузиастов-краеведов (Н. В. Сибилева, С. А. Локтюшева, П. М. Пиневича, М. В. Евсеева), которые открыли замечательные памятники, привлекшие к Донбассу внимание академической науки. Это, например, открытие Мариупольского могильника, Амвросиевской стоянки.

Этот же период можно продлить до середины 60-х годов, так как работы в годы войны и восстановления народного хозяйства были прекращены и возобновились только с середины 50-х годов.

С середины 60-х годов начинают систематические и планомерные работы в регионе. С 1971 г. новостроечные экспедиции АН работают в Донецкой и Луганской областях. Заметный вклад в исследование памятников области внесли известные украинские археологи С. С. Березанская, Д. Я. Телегин,

О.Г. Шапошникова, В.Н. Гладилин, С.Н. Братченко, проводившие раскопки палеолитических, неолитических стоянок, поселений, могильников эпохи бронзы. В 70–80-е гг. работали Донецкая, Северо-Донецкая, Приазовская археологические экспедиции Института археологии АН УССР.


Существенным фактором, который повлиял на характер археологических работ в области, было создание в 1965 году Донецкого государственного университета. В ДонГУ сосредоточились преподаватели и сотрудники, увлеченные и преданные археологии (Д. С. Цвейбель, Т. А. Шаповалов,

В. Я. Устенко, А. А. Моруженко). Именно ими была подготовлена группа учеников, которые развернули дальнейшие исследования археологических памятников в Донецкой области. Ежегодно в поле выезжали археологические отряды, при кафедре начали работать археологические кружки, научные семинары, много лет проводились раскопки поселения срубной культуры у с. Ильичевка (Т. А. Шаповалов).

Д. С. Цвейбель открыла ряд новых памятников каменного века, начато исследование остатков древнего металлургического производства на территории Артемовского района (С. И. Татаринов), поселения срубной культуры (О. Я. Привалова), средневековые поселения (М. Л. Швецов).

Новый стимул получило археологическое изучение Донецкой области с 1978 г., когда при кафедре археологии, истории древнего мира и Средних веков ДонГУ по инициативе А. А. Моруженко и под ее руководством начала действовать новостроечная археологическая экспедиция. Сотрудники ее активно занимались охранными раскопками курганов в зонах строительства мелиоративных оросительных систем, сооружений и промышленных объектов.

За 8 лет (1978–1985 гг.) было раскопано 111 курганов и исследовано 535 погребений. Наряду с этим проводились работы по выявлению и учету археологических памятников с целью регистрации курганных могильников.

Результаты работ донецких археологов одобрительно оценивались специалистами на различных конференциях и совещаниях. В эти годы археологические исследования проводили также сотрудники Донецкого областного краеведческого музея. Параллельно с полевыми работами кропотливый сбор материала к своду археологических памятников Донбасса вели О. Я. Привалова и А. И. Привалов. Эта работа завершилась изданием «Списка памятников Донецкой области ».

В 70-е годы на территории только Донецкой области работали семь археологических экспедиций (ДонГУ, музея, общества охраны памятников истории и культуры). Неоценимую помощь в работе оказывали археологические кружки школ и Дворцов пионеров. Подчас школьники оказывались основной исследовательской силой экспедиции. Археологи-специалисты с благодарностью вспоминают работу археологических кружков г. Новоазовска, пос. Кальчик Володарского района, Донецка, Артемовска, Енакиево, Горловки, Курахово. Для многих кружковцев археология стала профессией.

Следует отметить, что в период 1965–1985 гг. сформировалась донецкая школа археологов, объединяющая специалистов разных отраслей (палеолитчиков, бронзовиков, кочевниковедов). Большая заслуга в этом принадлежит преподавателям Донецкого госуниверситета.

Благодаря широкому размаху археологических раскопок в этот период был накоплен колоссальный материал, который позволяет проследить непрерывную историю племен и народов, живших в донецком крае с глубокой древности до XV–XVI вв., и разрабатывать ряд проблем каменного века, эпохи бронзы и средневековья.

1. Археологические памятники Донбасса эпохи палеолита


Археологические исследования свидетельствуют о том, что территория Донецкого края была заселена с древнейших времён. Примерно 150 тыс. лет назад на отрогах Донецкого кряжа жили охотники на слонов и пещерных медведей (подтверждение тому - находки близ Артемовска и Макеевки). Стоянки древнекаменного века обнаружены недалеко от Амвросиевки, в верховьях рек Казенной балки, возле сел Богородичное, Пришиб и Татьяновка.

Благодаря археологическим поискам и раскопкам известно, что недалеко от того места, где расположен сегодня город Харцызск, люди появляются в среднем палеолите (от "палайос" - древний и "литос" - камень) или древнекаменном веке в конце ашельской эпохи примерно 130 тысяч лет до н.э. Об этом свидетельствуют редкие и характерные для этого культурно-хронологического отрезка истории находки - ручные рубила.

Излюбленным материалом для изготовления каменных орудий был кремень. Он легко колется и дает острый и прочный край. Кремень тверже стекла, им легко можно обрабатывать дерево, кость и другие материалы. Кусок кремня обрабатывался маленьким каменным отбойником. Образовывались сколы и нуклеусы (ядрища) - то, от чего отбивали. Затем кремневый скол оббивался мелкими сколами, которые называются ретушью.

С ее помощью изготавливались разнообразные изделия. Наиболее характерным орудием начальной поры среднего палеолита являются ручные рубила. Это крупные орудия, имеющие заостренный конец и округлую пятку для зажима в руке. Рубило обрабатывалось с двух сторон. Оно предназначалось для разделки туш животных, рубки веток и других операций, то есть было универсальным.

По своему масштабу и количеству найденных предметов Амвросиевская стоянка, обнаруженнаяу города Амвросиевкав балке Казенной на берегу реки Крынка в 1935 году замечательным донецким археологом-краеведом В.М. Евсеевым,является наиболее крупным из известных памятников позднего палеолита в Европе. Площадь стоянки - около 6 гектаров. Здесь была обнаружена одна из самых уникальных находок эпохи палеолита – каменное рубило, возраст которого определен примерно в 200 тысяч лет.

Амвросиевское рубило , как и все кремневые изделия этого времени, покрыто белой патиной (налет на поверхности). Патина свидетельствует об очень большой древности находки. В 1971 году недалеко от Харцызска, на северо - востоке Макеевки, археологи находят ещё одно кремниевое рубило. Оно так же покрыто патиной. Кремниевое рубило из Макеевки - одно из наиболее выразительных ранних среднепалеолитических находок Донбасса. Ручные рубила, изготовленные из кремния, предназначаются для рубки веток и разделки туш животных.

При отбивке свежий кремний дает острые режущие рёбра и, вместе с тем, так твёрд, что первобытный человек предпочитает его другим природным материалам. В качестве орудия первобытный человек использует также куски дерева, рога, кости. Аналогичные ручные рубила найдены на месте древних стойбищ недалеко от города Артемовска. Они также покрыты патиной. Остатки стойбищ архантропов сохранились и в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирово Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.

Костище при Амвросиевской стоянке содержит кости порядка 1000 бизонов.В древности по овражку проходила бизонья тропа, по которой они поднимались от водопоя в степь. В течение многих лет, в основном осенью, охотники устраивали на тропе засаду и с помощью копий закалывали нескольких степных гигантов. Копья были снабжены роговыми и деревянными наконечниками с кремневыми вкладышами.

Здесь же бизонов разделывали. Наиболее ценные части туши уносились на соседнюю стоянку, на месте забоя оставались тяжелые черепа с рогами, кости ног и другие. За много лет удачной охоты овражек почти полностью заполнился костями убитых охотниками животных. Вместе с останками бизонов найдены обломки наконечников, кремневые вкладыши и ножи. Всего было найдено 15000 различных предметов из кремня.

В перерывах между загонной коллективной охотой, когда весь род собирался вместе, небольшие группы охотников бродили в поисках маленьких стад или одиночных животных. На месте кратковременных остановок охотников сохранились остатки очагов, кости животных и изделия из кремня. Следы таких кратковременных стойбищ открыты у села Куйбышево Володарского района. За многие тысячелетия эти остатки (археологи называют их культурным слоем) покрылись слоем земли и почвы и сейчас залегают на большой глубине.


В более северных районах Украины в это время господствовал мамонт и северный олень. Охотники специализировались на добыче этих животных. Люди научились строить круглые дома - полуземлянки - из костей мамонтов. Остатки таких домов, в отличие от легких шалашеобразных жилищ охотников на бизонов, хорошо сохранились до наших дней. В нашем регионе следы пребывания охотников на мамонтов найдены у села Пришиб Славянского района, на севере Луганской области.

Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди). Они были более совершенными предками современных людей. Часто их называют неандертальцами. Палеоантропы умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеологические представления, обычай хоронить умерших сородичей.

Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охотились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. Основным охотничьим оружием палеоантропов служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Разные группы палеоантропов изготавливали каменные орудия разными способами.

В Донецкой области известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раскопали две древних стоянки палеоантропов у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон.

В 1968-1970 гг. донецкий археолог Д.С. Цвейбель исследовала стоянку этой эпохи в селе Белокузьминовка Константиновского района. Найдены нуклеусы, кремневые осколки, скребла и орудия с зубчатыми краями. Еще один памятник известен у поселка Курдюмовка недалеко от Артемовска. В древнем слое на глубине около 10 метров залегали кости древних бизонов и носорога, кремневые скребла и остроконечники.

В процессе работы каменные орудия палеоантропов изнашивались, лезвия срабатывались и тупились. Изучение следов работы на лезвиях под микроскопом показывает, что большинство каменных инструментов предназначалось для разделывания туш убитых животных. Кроме того, сохранились следы от работы по коже и дереву. Это свидетельствует о навыках палеоантропов изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).

Судя по характеру износа каменных орудий, основным занятием палеоантропов была хорошо организованная охота на крупных животных. Добытое животное полностью съедалось на месте забоя. Основным объектом охоты палеоантропов Донбасса были крупные копытные, преимущественно бизон. На стоянках Приазовья найдены также кости оленей, лошадей, волков.

Ученые считают, что основная часть архантропов и палеоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Физический облик палеоантропов Донбасса известен пока плохо. Судя по находке зуба на стоянке у города Таганрога в Приазовье, местные палеоантропы в своем развитии находились близко к современным людям.

В 1996 году недалеко от города Харцызска у посёлка Пролетарское в четвертичных отложениях древней балки обнаружены памятники периода позднего палеолита. Они открыты Г.П. Пименовым - руководителем кружка "Юные археологи" Дома пионеров и школьников г. Харцызска.

По определению старшего научного сотрудника отдела археологии Донецкого областного краеведческого музея Ю.Г. Коваля собранный материал (призматические пластины) типичен для памятников позднего палеолита степной зоны. В данную эпоху впервые появляется человек современного физического типа - неантроп или кроманьонец (Homo sapiens).

В Донецкой области огромное количество самых разнообразных памятников. На сайте сайт представлены наиболее значимые и интересные памятники Донецкой области.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    В центре Донецка находится памятник одному из известнейших поэтов Украины. Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко расположен на Театральной площади, где пересекается бульвар Шевченко и улица Артёма. По указу Совета министров УССР скульптура была установлена в 1955 году. Приурочили установку к 300-летию Переяславской Рады. Монумент является доминантой Театральной площади, именно от неё лучом отходит проспект, который назвали в честь великого писателя.

    0 м до центра города

    Поклонникам британской группы необязательно лететь в Англию, чтобы полюбоваться на места, связанные с ливерпульской четвёркой. Возле студенческого кафе “Ливерпуль”, на улице. Артема, 131-а, расположены фигуры четырёх битлов. Они выполнены украинским архитектором В. Антиповым в 2006 году из пластмассы и выкрашены под бронзу.

    0 м до центра города

    В самом центре территории студенческого общежития ДНТУ (технического университета), на улице Артёма 96, расположен памятник официальному основателю Донецка Джону Юзу. Валлиец прибыл на территорию нынешней Донецкой области в 19 веке и наладил металлургическую промышленность, которой город славится до сих пор. До 1924 года, довольно долго, город носил название Юзовка в честь предприимчивого англичанина.

    0 м до центра города

    В самом центре территории студенческого общежития ДНТУ (технического университета) расположен памятник официальному основателю Донецка Джону Юзу. Валлиец прибыл на территорию нынешней Донецкой области в 19 веке и наладил металлургическую промышленность, которой город славится до сих пор. До 1924 года, довольно долго, город носил название Юзовка в честь предприимчивого англичанина.

    0 м до центра города

    Неподалёку от спортивного стадиона “Олимпийский” расположена скульптура Сергею Бубке. Сергей Бубка является олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту. Спортсмен известен всему миру тем, что тридцать пять раз устанавливал рекорд по прыжкам с шестом. Сам монумент установили в 1999 году при жизни самого атлета, в качестве архитектора был приглашён Владимир Степанович Бучек,а скульптора - Николай Васильевич Ясиненко.

    0 м до центра города

    Скульптура Архангелу Михаилу расположена перед Свято-Преображенским собором. Установлена она была в 2002 году, автор проекта архитектор Георгий Куровский. Первоначально она находилась в Киеве. Архангел Михаил считается покровителем этого города. Ещё в с XVI веке похожий образ ангела можно встретить на гербе Киевского воеводства. В 2001 году управление Киева приняло решение убрать скульптуру, заменить её на более монументальную, а старую передать Харькову в честь 350-летия города.

    0 м до центра города

    Памятник партийному руководителю Фёдору Андреевичу Сергееву, находится на пересечении улицы Артёма и Проспекта Мира. Ф. Сергеев более известен под псевдонимом “товарищ Артём”, потому что свои письма он подписывал именно этим именем. Фёдор Андреевич сыграл важную роль в истории советской Украины.

    0 м до центра города

    На территории парка имени А. С. Щербакова расположена скульптура “Добрый ангел мира”. Спроектирован О.В. Олейником и П. Т. Стронским и установлен в 2008 году в день города. Памятник представляет собой высокую скульптуру ангела, покрытую позолотой. Ангел ступает по полусфере, которая символизирует Землю, а в руках несёт голубя. Голубь издавна считался символом мира и надежды. Фигура стоит на гранитной колонне, которая возвышается над площадью.

    0 м до центра города

    Один из самых величественных и монументальных памятников Донецка расположен на территории большого парка имени Ленинского комсомола. Эта скульптура была установлена в 1984 и посвящёна войнам, освободившим Донецкую область в 1943 году во время Второй мировой войны. К этому мемориалу дончане и приходят вспомнить солдат-освободителей в День Победы.

    0 м до центра города

    Самый крупный памятник пострадавшим от аварии на Чернобыльской атомной станции расположен в сквере им. Берви-Флеровского. Установили монумент в память о восьми тысячи дончан, участвовавших в ликвидации последствий аварии. По меньшей мере, 200 человек погибли, а 1600 получили разную степень инвалидности. Памятник создали в 2005 году, авторы проекта Ю. И. Балдина и Бучека.

    0 м до центра города

    15 октября 2010 года в Березовой роще появился памятник советским солдатам, погибшим в Афганистане. В свое время из города Красноармейска для участия в разрешении афганского конфликта оправились пятеро человек. Именно в их честь был открыт монумент.
    Конфликт в Афганистане, почти как Великая Отечественная война, коснулась практически всех мужчин Советского Союза. Туда отправлялись почти все новобранцы, ребята, которым уже исполнилось по 18 лет и пора было отдавать долг Родине. Эта, по сути, никому не нужная война, унесла тысячи жизней, а искалечило еще больше.

    0 м до центра города

    Есть в Красноармейске памятник К.С. Москаленко - советскому военачальнику. Дважды герою Советского Союза, маршалу.
    С именем Москаленко связано множество значительных событий Великой Отечественной войны. Войска, которыми командовал Кирилл Семенович отличились в битвах под Москвой, Харьковом, даже под Сталинградом. После войны Москаленко участвовал в аресте Берии, в подготовке первых космических полетов, провожал Юрия Гагарина в его первый полет. В некоторых других городах Украины так же увековечена память Москаленко: именем маршала было названо военное училище связи в Полтаве, улица в Горловке.

    0 м до центра города

    Памятник, посвященный бывшему министру обороны России маршалу Игорю Сергееву, был возведен 22 апреля 2008 года. Данный монумент является одним из самых молодых городских объектов подобного типа. Его открытие было приурочено к семидесятилетию русского маршала и сопровождалось торжественной церемонией в присутствии многочисленных делегаций из Москвы и Киева. Памятник установили в парке напротив школы № 22, в которой учился и, которую, будущий знаменитый маршал, окончил в 1955 году. Памятник представляет собой выгравированный на гранитной стеле портрет министра, а также надпись: «Макеевчанину маршалу России Сергееву Игорю Сергеевичу».

По словам Захарченко, в понедельник в Донецке был установлен еще один памятник — погибшему командиру батальона "Спарта" самопровозглашенной ДНР Арсену Павлову с позывным "Моторола".

"Сегодня исполнился ровно год со смерти Арсена Павлова. В Донецке ему сегодня открыли памятник. Он отдал свою жизнь за те идеалы и веру, которыми жил и в которые верил. Всем добровольцам, всем жителям РФ, жителям Ростова — огромный поклон от жителей Донецкой народной республики", — сказал Захарченко.

История с памятником

Заказчиком памятника является межрегиональная общественная организация "Союз добровольцев Донбасса". По словам исполняющего обязанности руководителя ростовского отделения организации Тимура Оккерта, памятник устанавливался за счет внебюджетных средств, на него потратили чуть менее 1 миллиона рублей.

Высота памятника составляет 6,5 метра, стела с квадратным основанием облицована гранитными плитами, на ней установлен крест "Союза добровольцев Донбасса".

Постамент для будущего памятника появился в парке имени Островского еще в первой половине сентября. Концепцию памятника 15 сентября утвердила межведомственная комиссия Ростова-на-Дону по наименованиям общественно значимых мест, установке памятных знаков, увековечиванию имен выдающихся людей и памятных событий. Согласно паспорту объекта, работы по установке памятника начались почти за 1,5 месяца до официального согласования комиссией.

Если вы решите осмотреть все памятники в Донецке знаменитым людям прошлого и современности, исторические монументы, боюсь, вам одного дня не хватит. В шахтерской столице числится 262 памятника истории и культуры (скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски). 18 из них посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9 - гражданской войне, 30 - искусству, 30 - труду, 37 - братских могил, 3 - жертвам фашизма, 3 - деятелям КПСС, 1 - сотрудникам милиции, 1 - основателю города. А еще есть уйма памятников именитым землякам и просто копий-подарков от разных друзей-побратимов.

«Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»

А некоторые исторические прототипы имею даже не по одному бронзовому отображению. Например, 6 июня в день рождения всеми любимого Александра Сергеевича вам придется объехать как минимум 5-6 мест с гвоздиками.

Первый памятник Пушкину (единственный во весь рост) находится с 1959 года у дома культуры на Буденовке – поэт красуется на железобетонном постаменте и имеет статус памятника истории. Правда, местного значения. В апреле 2012 года автор «Золотого петушка» лишился рук – вандалам никакой талант не авторитет. Власти Донецка обещали все восстановить.

Четырьмя годами позже у памятника поэту появился брат в парке завода химреактивов. Но «азотовский» Александр Сергеевич до наших дней не дожил – не выдержал гений в бронзе систематических издевательств местного населения, чуждо настроенного к высокой поэзии – у него постоянно была вложена папироска в откинутой руке.

Еще один памятник Пушкину появился в год празднования 100-летия Донецка. В далеком 1969 году бюст торжественно открывали первые лица областного горкома партии возле драмтеатра.

Памятник Пушкину в Донецке был отлит на Рутченковском рудоремонтном заводе горного оборудования. И как-то сразу в городском фольклоре у бюста русского классика появилась кликуха «Голова». Здесь очень любит назначать свидание донецкая молодежь – не одним москвичам кичиться культовым местом встреч влюбленных – памятником Пушкину . А там, где собирается молодежь, само собой возникают всевозможные тусовки. А еще у этого памятника постоянно проводятся мероприятия, приуроченные ко Дню русского языка в Донецкой области.

Остальные памятники в Донецке менее монументальны - на здании донецкой областной библиотеки имени Крупской есть горельеф Александра Пушкина, на Поляне Сказок в парке Ленинского комсомола находится скульптура по «Сказке о рыбаке и рыбке» и Голова из «Руслана и Людмилы», а на бульваре Пушкина - скульптурная композиция с персонажами Лукоморья.

«Як умру, то поховайте…»

Следующий классик, но теперь уже украинской литературы, Тарас Шевченко не так многолик в бронзе и мраморе. был привезен в сентябре 1955 года из Киева и установлен возле библиотеки им. Н.К. Крупской, в районе областной администрации. На постаменте красуется фриз, изображающий узнаваемых шевченковских персонажей. В целом эта композиция очень напоминает известный харьковский памятник на входе в одноименный парк по улице Сумской. И пока в 1967 году не установили памятник вождю всех времен и народов - Ленину, Тарас Григорьевич в бронзе считался главным памятником Донецка .

«Вы там, в Донецке начудили с бронзой – все суета...

Создал нерукотворный своею песней ясной и сердечно

сам памятник себе в открытых душах...»

Памятник Иосифу Кобзону именитому земляку (и, слава Богу, здравствующему) перед ДМ «Юность» появился в Донецке сравнительно недавно. Вроде бы и не уродлив, но, как по мне, без души сделан. Изначально по замыслу известнейших московских скульпторов, фигура Иосифа Давыдовича должна была быть установлена на музыкальном диске. В композицию также должен быть включен музыкальный фон. Идея установки памятника в Донецке была инициирована «Землячеством донбассовцев в Москве». На собрании учредители Фонда «Золотой Скиф» поддержали эту инициативу. После того, как эта идея была согласована с Президентом Фонда Виктором Януковичем, начались переговоры с самим Кобзоном, который вначале наотрез отказался давать разрешение на установку памятника. Он все повторял: «Что вы меня хороните раньше времени!». Но скульптор Рукавишников изложил свою мотивацию создания памятника – приурочить его установку событиям, по захвату заложников во время мюзикла «Норд-Ост» на Дубровке в Москве, когда Кобзон пошел на переговоры с террористами и спас жизнь пятерым заложникам, среди которых было трое маленьких детей. По первоначальной задумке монумент должен был состоять из двух частей: рыцарские доспехи, сквозь которые пробиваются весенние тюльпаны и шагающая фигура Кобзона на этом фоне. Эта идея понравилась Кобзону, и скульптор уже было приступил к ее воплощению, как тут тогдашний градоначальник Анатолий Близнюк на собрании учредителей Фонда «Золотой Скиф», потребовал прекратить финансирование проектов Фонда. После того, как это стало известно Януковичу, в Москву полетело гарантийное письмо Рукавишникову с просьбой завершить работу над монументом – его нужно было срочно установить ко дню Донецка, к 30 августа. Но деньги были выделены только на скульптурное изображение Кобзона – типа, на доспехи потом дошлем средства. Похоже, об этом обещании все забыли – так и остался Иосиф Давыдович вне задуманной композиции, один одинешенек и, наверняка, мало радует своим существованием поющий прототип.

Главная у Бубки мечта – высота, высота…

Памятник Сергею Бубке , нашему современнику, правда, прославившемуся не на творческом, а на спортивном поприще, установлен в Киевском районе возле спортивного комплекса «Олимпийский». Сергей Назарович, ныне член Международного олимпийского комитета, изображен с основным спортивным снаряжением – шестом, который позволил ему стать тридцатипятикратным рекордсменом мира, шестикратным чемпион мира, чемпионом Олимпийских игр и даже почётным гражданином Донецка.

Бронзовая скульптура не представляет собой какую-то архитектурно-художественную ценность – уникально в ней то, что постамент, на котором утановлена скульптура спортсмена во весь рост, высотой ровно 6 метров 15 сантиметров – именно на такую рекордную высоту прыгал Сергей Бубка.

У памятника Сергею Бубке есть одна интересная деталь – птицы на ногах у прыгуна как знак того, что олимпийский чемпион взял невиданную высоту, преодолеть которую пока никто не решился.

Анатолий Солов’яненко - «шахтарський герцог»

Следующий донецкий памятник уникален тем, что попал в список самых аляповатых монументов независимой Украины из-за своей излишней пафосной и сомнительной художественной ценности. Это - памятник Анатолию Соловьяненко . Четырехметровая бронзовая статуя певца в полный рост, покрытая сусальным золотом, является иллюстрацией излишнего гротеска. Находится это «чудо зодчества» возле здания донецкого Национального академического театра оперы и балета с мая 2002 года.

Это о впечатлениях. А по факту – Соловьяненко народный артист СССР и даже заслуженный артист Украины. Так же он лауреат Ленинской и Государственных премий им. Т.Г. Шевченко (у его памятника мы в этом экскурсе мы были чуть раньше) и Кавалер Ордена Итальянской республики.

Живее всех живых

Памятники Ленину есть в каждом городе, в каждом районном центре- их не спешат сносить. Пока еще живы те, кто принимал пионерские присяги у их подножий и возлагал, как минимум, два раз в год цветы. Памятник пропагандисту всемирного равенства и братства красуется и в Донецке, украшая одноименную площадь. Как по мне, человеку абсолютно аполитичному, он никому не мешает – и старичкам есть куда прийти с красными флажками 7 ноября, и голубям лишняя посадочная площадка не помешает.

«Геть ката!»

Еще один революционер и государственный деятель воплощен в бронзе и красуется в Ворошиловском районе с 1967 года. Это памятник Артему . Примечательно, что в создании этой скульптуры кроме основных творцов-скульпторов принимали участие и коллективы 90 предприятий и организаций. Бронзовый шестиметровый товарищ Сергеев весит целых 16 тонн. И это при том, что скульптура внутри полая – она состоит из блоков, которые по периметру сечения в местах переходных пластин соединены штифтовыми парами. Памятник пережил всякое – нападки националистов, которые года четыре назад исписали его надписями «Россія - лайно!», «Геть ката», «Геть сепаратизм!», «Свободу Сибири». И что сказал на это бронзовый основатель Донецко-Криворожской республики, близкий друг Сергея Кирова и Иосифа Сталина? Мужественно промолчал!

От бывшей Юзовки – Джону Юзу

Следующий прототип, воплощенный в камне и бронзе, ни у кого не вызывает особо негативных реакций – Джона Юза в Донецке чтят. А как же иначе – основатель города, британский промышленник, инженер, создатель металлургического завода - одного из крупнейших на юге России. Основателя города не стали поднимать на высокий постамент – он вылит в человеческий рост и поэтому получился не таким помпезным и чванливым. Памятник Юзу установлен на центральной улице Донецка - улице Артема, возле учебного корпуса Донецкого национального технического университета.

Подарки бывают разные…

Бохумский колокол - появился в Донецке в 1997 году, благодаря тому, что шахтерская столица оказалась, как это было принято в советские времена, городом - побратимом Бохума. Копия немецкого колокола установлена в Ворошиловском районе Донецка у здания администрации донецкого городского совета.

Еще одна копия, но теперь уже кремлевской Царь-пушки , была отлита специально для столицы Донбасса в Ижевске в 2001 году. А сейчас она украшает площадь перед донецким горисполкомом. Вес Царь-пушки солидный - только лафет весит 20 тонн, а ствол - 44. Длина ствола - 5,28 м, что на 6 см короче оригинала. И почему-то ствол направлен в сторону Ростова.

Символ Донбасса

В 1896 году кузнец Юзовского металлургического завода Алексей Мерцалов выковал для нижегородской выставки-ярмарки из куска шахтного рельса стальную пальму. Когда об этом вспомнили, это произведение кузнечного искусства стало безусловным символом Донетчини, а Донецк стали называть Восточной ПАЛЬМирой.

«Горнозаводской листок»

Харьковский журнал

Пальма сделана из одного рельса. Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия - 3 м 53 см. Молот и зубило - вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы.

Харьковский журнал «Горнозаводской листок»

Точная копия знаменитой «Пальмы Мерцалова » сейчас расположена в начале бульвара Пушкина в Донецке, на площади перед зданием Донецкой областной государственной администрации. Копию знаменитой пальмы выковали донецкие кузнецы. Оригинал хранится в музее Горного института в Санкт-Петербурге.

Визитная карточка Донецка

Ну и как же в шахтерской столице обойтись без памятника основному герою края – шахтеру? Памятник «Слава Шахтёрскому труду » находится в Киевском районе Донецка в центре Шахтёрской площади и представляет собой чугунную фигуру горняка в полный рост, который в правой руке держит кусок каменного угля. И вот в этом случае я по-патриотически предвзята – люблю я этот памятник. Кстати, для скульптуры позировал настоящий формовщик Борис Горб. Но изначально памятник был изготовлен в виде подарочной статуэтки для Никиты Хрущева. Но подарок так и не попал «кукурузнику», как тогда дразнили Хрущева, а остался у секретаря горкома партии и главы Совета народного хозяйства В.И. Дегтярева. Бог знает, как сложилась бы его судьба, случись все иначе, но именно Владимир Иванович стал инициатором создания памятника на основе скульптуры шахтеру. Правда, рука шахтера с углем, была изначально вытянутая вперед. А у памятника она стала вытянутой в правую сторону. Что его, к слову, ни капельки не испортило. И это было не последнее видоизменение – изначально на постаменте была надпись «Тепло и свет приносим людям» и до реконструкции у шахтёра была накидка на шее. Но при перемещении памятника после реконструкции все эти детали были убраны.

«На братских могилах не ставят крестов…»

Памятник «Жертвам фашизма» установлен на высоком насыпном холме в память о погибших во времена Великой Отечественной войны в 1965 году в честь 20-летия Победы. А таких людей на Донецкой земле было не мало – на территории нынешней областной клинической больницы фашисты устроили концентрационный лагерь для советских военнопленных, в котором содержалось более 25 тысяч человек, которых гестаповцы пытали и мучили. Все годы существования у подножия монумента проходят торжественные празднования Дня Победы и Дня освобождения Донбасса.

Памятник представляет собой шесть двенадцатиметровых пилонов, которые объединены между собой венком, сваренным из выштампованных алюминиевых листов. Наверх холма ведут пятьдесят ступенек. Первоначально между пилонами находился Вечный огонь. Но его разрушили вандалы. После реконструкции в 2011 году была сделана подсветка монумента внутри пилонов. На открытии монумента были представители администрации города и области.

"Бывают такие события и дни в жизни, когда нельзя говорить обычными словами. Хочется говорить высокими и поэтическими строками. Того же Владимира Высоцкого:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают".

Сегодня снова зажжен здесь Вечный огонь памяти славы. Памяти о той страшной войне, которая черным крылом коснулась каждой семьи на нашей родине…

Пройдут годы, сменятся поколения, а сюда будут приводить детей наши потомки, вспоминая наших отцов и дедов. Давайте же чтить и помнить подвиг солдата, подвиг великого народа, который победил фашизм"

«Никто не забыт и ни что не забыто»

Еще один монумент Донецка посвящён памяти воинских частей, которые освобождали наш край во времена Великой Отечественной войны. Это самый большой по величине памятник юго-восточной Украины. Памятник «Твоим освободителям, Донбасс»

Качковская Надежда Ивановна

Учитель истории

Ефанова Татьяна Степановна

Учитель истории

Старший учитель

Макеевская общеобразовательная школа I -III ступеней №50

10 класс.

Макросфера 3. «Донбасс - моя Родина».

Микросфера « Я - житель Донбасса».

Тема 20.

Урок - виртуальная экскурсия «Исторические памятники Донбасса».

Цель урока:

Учебная – расширение и обобщение знания обучающихся о памятных местах Донбасса, архитектурных сооружениях и выдающихся личностях;

Развивающая – развитие интереса обучающихся к историческому, культурному наследию Донецкого края; развитие образного мышления, памяти;

Воспитательная – воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родной земли.

Компетентности: формирование

Информационно-коммуникативной компетентности через применение информационно-коммуникативных технологий на уроке;

Общекультурной - через приобщение обучающихся к достижениям человеческой культуры;

Социальной – через формирование способности личности продуктивно сотрудничать в команде;

Предметной – через приобретение определённых знаний по теме урока в пределах содержания предмета «Гражданское образование».

Задачи урока:

- выполнение обучающимися по ходу экскурсии самостоятельной работы;

- ознакомление с памятниками истории Донбасса, его известными архитектурными сооружениями, деятелями культуры, которые сделали вклад в отечественную и мировую культуру.

Ожидаемый результат: формирование гордости за сопричастность к истории родного края, способности самореализации, осознания ответственности за судьбу страны и интереса к отечественной истории.

Тип урока: интегрированный урок.

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Инструментарий: интерактивная, мультимедийная доска, презентация ( ), компьютеры, тетради, задания.

Ход урока:

I . Организационный момент. Проверка присутствующих на уроке обучающихся и готовности их к уроку.

II. Основная часть.

1.Мотивация учебной деятельности. (Слайд №1 ).

Учитель. Донбасс! Моё Отечество-Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию по местам рабочей чести, мужества и славы нашего региона, вспомним о тех, кто беззаветно любил нашу землю и завещал любить ее и нам.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Но прежде, чем мы начнём нашу экскурсию, предлагаю вам актуализировать свои знания, выполнив на компьютере следующие задания:

(Слайд№2 ).1). Выбрать правильное утверждение:

Памятник – всё, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить, не забыть что-либо;

Памятник-это произведение искусства, созданное для запечатления памяти о событиях и людях;

Памятник-это объект, составляющий часть культурного наследия народа, страны;

Все утверждения верны.

(Слайд №3 ). 2). Из перечисленных памятников выбрать те, которые относятся к видам городских памятников:

Памятники письменности;

Обелиск;

Статуя;

Памятник монументального искусства;

Бюст;

Колонна;

Памятник истории;

Памятник архитектуры;

Археологический памятник;

Плита с рельефом.

(Слайд №4 ).3). Учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определённой системе это:

Архив;

Художественный салон;

Музей.

Обучающиеся работают на компьютерах, некоторые из них - на интерактивной доске.

Учитель. Я довольна вашими ответами. Вы показали знания, полученные на уроках художественной культуры, истории, умение работать с компьютером.

3. Виртуальная экскурсия.

Учитель. Запишите тему урока «Исторические памятники Донбасса». Моими помощниками будут экскурсоводы …. Совместно мы готовили экскурсию, которую предлагаем вашему вниманию. Во время просмотра слайдов постарайтесь выполнить задание в тетради: заполните таблицу, указав исторические памятники, города, где они установлены, и события, в память о которых они воздвигнуты. ( )

Первый ученик. (Слайд №5 ).Наша первая остановка – Памятник рудознатцу, первооткрывателю богатств Донбасса Григорию Капустину. В 1721 году он открыл месторождение каменного угля на Донбассе. Установлен в городе Макеевке.

Колумб Донбасса, русский рудоходец,

Петром Великим послан был в поход

В донские степи там, где углерод

Творит в природе свой круговорот

И застывает в каменной породе.

Сын крестьянский, рудознатец славный

Добыл царю исходный материал, –

То и руда, что вылилась в металл,

И уголь, что никто не добывал,

И элементы для редчайших сплавов.

С тех пор кипит Донецкая земля,

Бурлят и плавятся во чреве её руды,

Крушит титан-народ стальные груды.

И помнят здесь героя подвиг трудный –

Посланника Небесного Кремля.

Марат Шахманов

(Слайд №6 ).Основателем Юзовки (нынешний Донецк), создателем донецкой металлургической промышленности, на которой базируется экономическая мощь Донбасса, был английский промышленник Джон Джеймс Юз. Памятник Джону Джеймсу Юзу открыт в 2001 г. в самом сердце студенческого городка ДНТУ…

Донбасс превратился в угольно-металлургическую базу Российской империи.

(Слайд №7 ).В Донецке на площади «Шахтёрская» установлен памятник шахтёрам, прославляющий их героический труд.Скульптура шахтера, изготовленная для памятника, первоначально была выполнена в форме статуэтки для подарка Никите Сергеевичу Хрущеву. На заводе точного машиностроения были отлиты одна бронзовая и две чугунных статуэтки. Однако подарок не стали делать и статуэтки остались у секретаря горкома Шульгина и главы Совета народного хозяйства Владимира Ивановича Дегтярева. По инициативе Дегтярева на основе этой скульптуры и сделали памятник. Памятник установлен в 1967 году.

Находится: город Донецк, Киевский район, улица Артема, 155.

(Слайд №8 ).А в городе Енакиево в благодарность металлургам за их доблестный труд на одной из оживлённых дорог при въезде в город со стороны Донецка воздвигнут памятник-скульптура «Сталевар».150 лет Енакиево является городом металлургов и поэтому здесь установлен самый известный енакиевский «Сталевар».

(Слайд №9 ).Тяжёлые испытания выпали на долю жителей Донбасса в период 1932-1933 годов. Об этом нам напоминает памятный знак жертвам голодомора, установленный также в городе Енакиево.

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана. Фашистская Германия напала на Советский Союз. Война принесла ужасающие разрушения и гибель миллионов людей.

(Слайд №10 ).Саур-Могила - курган в Шахтёрском районе Донбасса, одна из высот Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. Это один из важнейших рубежей в защите нашей территории от врага. Легендарная история о Саур-Могиле, ожившая через 70 лет после победы над фашистами, сегодня зияет дырами в чёрном траурном монументе. Здесь должен побывать каждый, кому интересна судьба и история Донбасса.

(Слайд №11 ).Нельзя ни склонить головы перед памятью жертв фашистской оккупации. Предлагаю пройти к мемориалу « Шурф шахты №44-бис» в Калининском районе города Донецка. Он стал местом массовой казни гражданского населения немецкими оккупационными властями. Это второе по массовости место захоронения жертв фашизма после Бабьего Яра. Здесь были сброшены тела 75-100 тыс. человек.

(Слайд №12 ).Среди пострадавших в годы той страшной войны были не только взрослые, но и дети. В городе Макеевке на кладбище в Кировском районе в 2005 году был открыт памятник детям-донорам, погибшим в период оккупации города фашистскими захватчиками. Подобный памятник является единственным в мире.

(Слайд №13 ). В память о героических днях борьбы с оккупантами за освобождение Донбасса в Киевском районе города Донецка 8 мая 2012 года накануне Дня Победы в подземных сооружениях мемориального комплекса «Твоим освободителям, Донбасс», был открыт музей Великой Отечественной войны. Общая экспозиционная площадь музея составляет 927 квадратных метров.

(Слайд №14 ).С честью выполнили свой интернациональный долг жители Донбасса и в Афганистане (1979-1989гг.). В честь погибших воинов-афганцев 7 мая 1996 года в парке Ленинского комсомола в городе Донецке была открыта скульптурная композиция «Памятник воинам-афганцам». Авторы памятника - скульптор Порожнюк А. Н. и архитектор - Темкин Е. М. Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса», что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войныи Афганской войны (1979-1989).

(Слайд №15 ).Жители Донбасса совершают подвиги и в мирное время. Героический труд шахтёров чтят во всех городах Донбасса. В Макеевке всегда многолюдно возле памятника «Мемориал подвигу шахтёров Макеевки». Памятник установлен в центре города на отрезке улицы Плеханова между улицей Островского и проспектом Ленина. К памятнику легче всего попасть от центральной автостанции, поднявшись вверх до ул. Плеханова.

Учитель. Ещё есть памятники, поставленные людям за выдающиеся заслуги перед Отечеством. Славится ими наш край! В ходе дальнейшей экскурсии вам необходимо выписать в тетрадь выдающихся людей Донбасса и область деятельности, в которой они прославились. ( )

ВТОРОЙ УЧЕНИК. (Слайд №16 ).Памятник Иосифу Кобзону, народному артисту СССР, который родился на Донбассе. Установлен в 2003 году в Донецке на площади у Дворца молодёжи «Юность». Открытие памятника было приурочено ко дню города и 66-летию . Идея создания памятника принадлежит Московскому землячеству донбассовцев. Автор памятника - московский скульптор Александр Рукавишников.

(Слайд №17 ).Памятник Анатолию Борисовичу Соловьяненко, выдающемуся оперному певцу, родившемуся в Донецке. В Донецке началась его творческая карьера. Выдающийся оперный певец, тенор, актёр. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Кавалер Ордена Итальянской республики. Установлен 31 мая 2002 года в Ворошиловском районе Донецка, в Театральном сквере возле Донецкого государственного академического театра оперы и балета, который тоже носит имя Соловьяненко. Авторы памятника скульптор Александр Митрофанович Скорыхи архитекторВязовский.

(Слайд №18 ).В Макеевке установлен памятник Ханжонкову, сыгравшему выдающуюся роль в развитии культуры Донбасса. Ханжонков показал всему миру, что Донбасс - это земля не только промышленников, но выдающихся людей в области культуры. Александр Ханжонков – один из легендарных уроженцев Донбасса. Российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссер, сценарист. По оценкам исследователей, по праву считается пионером русского кинематографа. Родился в Макеевке в селе Верхне-Ханжекновский (сейчас Ханжоновка) 8 августа 1877 года. Памятник Ханжонкову представляет собой постамент из гранита. На нем установлен бюст мастера, а по его левую сторону - киноаппарат. Бюст изготовлен из бетона и покрыт серебряной краской, как и сам киноаппарат. Монумент Хонжонкову стал достопримечательностью Советского района Макеевки.

(Слайд №19 ).В городе Донецке возле спортивного комплекса «Олимпийский» в 1999 году установлен памятник Сергею Бубке.Памятник установлен при жизни Сергея Бубки 29 августа 1999 года. Авторы памятника скульптор Николай Васильевич Ясиненко и архитектор Владимир Степанович Бучек.

Памятник представляет собой бронзовую скульптуру спортсмена в полный рост, который готовится к выполнению прыжка, высоко держа шест в руках. У правого колена скульптуры пролетающая ласточка. Высота памятника 3,5 метра. Постамент, на котором стоит скульптура высотой 6 метров 15 сантиметров - это рекордная высота, на которую прыгал Бубка (в зале, Донецк, 1993 год).

ТРЕТИЙ УЧЕНИК. Донбасс – не только промышленный, но и культурный центр. Историю Донбасса бережно хранят наши музеи.

(Слайд №20 ).В 1924 году открыл свои залы для посетителей Донецкий областной (ныне республиканский) краеведческий музей.Музей расположен в Киевском районе Донецка. В его состав включены музей Сергея Прокофьева в селе Красное, музей Владимира Немировича-Данченко в селе Нескучное, музей истории леса в Великоанадольском лесничестве. Музей был создан 17 сентября 1924 года. Инициатором создания музея был преподаватель географии Донецкого горного техникума А. А. Ольшанченко. Краеведческий музей размещен в здании неподалеку от "Донбасс - Арены". Обширная экспозиция, представленная в 24 залах, насчитывает 120 тыс. экспонатов Очагами культуры, украшением наших городов и улиц являются памятники архитектуры. ( )

(Слайд №21 ).Перед вами Донецкий театр оперы и балета им. А.Соловьяненко. Здание построено по проекту архитектора Л. Котовского в 1941 году, накануне войны. Монументальное здание выполнено в духе соцреализма, увенчано барельефами и объемной скульптурой. Зрительный зал, потолки и стены театра пышно декорированы лепкой с легкой позолотой…

(Слайд №22 ).Творческая биография Донецкого музыкально-драматического театра началась в 1927 году. Создателями театра были известные режиссеры Василий Василько и Александр Загаров. Внешне архитектура театра отвечает всем канонам классического древнего искусства. Он напоминает древнегреческий храм, украшенный скульптурой музы трагедии Мельпомены из древнегреческой мифологии (скульптор Ю.И. Балдин).

(Слайд №23 ).И в эпоху информационных технологий современный человек не может обойтись без книги. Огромным хранилищем книг, научно-информационным и методическим центром Донетчины служит Донецкая республиканская библиотека Н. К Крупской, основанная в 1926 году. Здание, выполненное в стиле сталинский ампир, поражает утонченной красотой и потаенной силой, жизнеутверждающим простором и непревзойденной монументальностью. Такая периметрическая планировка была присуща архитектуре строительства 1930-х годов.

(Слайд №24 ).Украшением г. Донецка, гордостью жителей Донбасса, центром спортивной жизни Донетчины является «Донбасс - Арена». Футбольный стадион в Донецке построен в 2009 году, в стиле хай-тек, рассчитан на 52 667 зрителей. Находится в парке имени Ленинского комсомола. Открытие стадиона состоялось 29 августа 2009 года - в День шахтёра и День города Донецка. Пятидесятитысячная "Донбасс Арена" - стадион, построенный к Чемпионату Европы по футболу 2012 г. в соответствии со стандартами УЕФА категории Элит (пять звезд). На площади перед "Донбасс-Ареной" установлен мяч-фонтан. 28-тонный шар диаметром 2,7 м крутится под давлением двух струй воды. Считается самым большим вращающимся гранитным шаром в мире…

ЧЕТВЁРТЫЙ УЧЕНИК (Слайд №25 ).В выходные, праздничные дни жители и гости Донецка любят гулять по его ухоженным аллеям. Излюбленное место их встреч – пальма Мерцалова. Изготовлена без сварки и соединений из целого куска рельса в конце XIX века кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным. Создание пальмы было приурочено к шестнадцатой Всероссийской промышленной и художественной выставке промышленных и кустарных промыслов, которая проходила в 1896 году в Нижнем Новгороде. На этой выставке пальма была выставлена как один из экспонатов павильона «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств». (Копия, оригинал в Санкт-Петербурге).

(Слайды №№26-28 ).А теперь отправимся к конечному пункту нашей экскурсии – к парку кованых скульптур в Донецке. Он расположен в сквере за зданием Горсовета. Парк кованых фигур основали в Донецке спустя сто лет после триумфа Пальмы Мерцалова в Париже. В 2001 году мастер декоративно-прикладного искусства Виктор Бурдук стал инициатором создания парка, в котором местные кузнецы-умельцы стали размещать свои работы. Давайте полюбуемся результатом их мастерства.

III . Закрепление и углубление знаний обучающихся.

1.Проверка самостоятельных работ. Обучащиеся озвучивают сделанные записи. Учитель оценивает работу учащихся.

2. Домашнее задание.

Учитель. Наша экскурсия закончена. Она носила обзорный характер. Предлагаем вам оценить её, оставив свои отзывы, впечатления в домашнем сочинении – эссе «Донбасс – ты моя гордость». Хочу поблагодарить экскурсоводов - помощников за проделанную огромную работу в подготовке и проведении экскурсии, вас, ребята, за внимание, проявленный интерес к расширению своих знаний о родной земле.

Безусловно, в течение 45 минут сложно представить всю палитру родного Донбасса, поэтому предлагаю:

Подготовить презентацию по одной из тем:

Музеи населённого пункта, в котором ты живёшь;

Выдающиеся архитектурные памятники;

Места боевой и трудовой славы;

Деятели культуры, прославившие моё Отечество.

IV . Рефлексия.

Учитель. Если вам экскурсия понравилась, и вы хотели бы продолжить такие экскурсии в дальнейшем, подойдите к компьютеру, откройте папку «Экскурсия», выберите соответствующий вашему желанию смайлик. ( )

Урок закончен. Всем спасибо.

Приложение 2.

Заполните таблицу:

Памятник истории

В каком городе установлен памятник

В память о каком событии установлен памятник

Приложение 3.

Заполните таблицу:

Личность в истории Донбасса

Сфера деятельности

Приложение 4. Из представленных памятников архитектуры выпишите памятник, который построен в стиле хай-тек. Вспомните и укажите характерные черты данного архитектурного стиля.

Приложение 5.

Литература

    Гонимов И.А. Старая Юзовка. 1869 - 1905гг. - М: Гослитиздат,1953. - 223с.

    Восемьдесят лет ДПИ - ДонНТУ: воспоминания, рассказы, стихи. - Донецк,2001. - 234с.

    Памятники Донецка. - [ Электронный ресурс ] - . - 24 февраля 2016

    Памятники Донбасса. - [ Электронный ресурс ] - - 24 февраля 2016

    Знаменитые люди Донбасса. - [ Электронный ресурс ] -