Тест по сказке братьев гримм снегурочка. Тест по литературному чтению «Знаешь ли ты сказки братьев Гримм

Оборудование:

1. Картонные куклы: рыба-камбала, бабка, лягушонок.

2. Флажки с названиями сказок братьев Гримм:

«Волк и семеро козлят»,

«Братец и сестрица»,

«Золушка»,

«Госпожа Метелица»,

«Красная Шапочка»,

«Бременские уличные музыканты»,

«Соломинка, уголек и боб»,

«Мальчик-с-пальчик»,

«Снегурочка»,

«Шесть лебедей»,

«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка».

3. Запись песен из м/ф «Бременские музыканты»:

«Песня разбойников»,

«Песня атаманши».

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Слово ведущего (рассказчица - библиотекарь) о жизни братьев Гримм.

Ведущий . Хотите верьте - хотите нет, но нам, библиотекарям, часто приходится бывать в сказочной стране, чтобы старые сказки не забывались, а новые узнавались.

И вот гуляла я как-то по бескрайней сказочной стране и заблудилась в дремучих лесах. Иду и не знаю, где я. Вдруг выхожу на морской берег, смотрю - старик с рыбкой разговаривает. Ну, думаю, все ясно! Это «Сказка о рыбаке и рыбке», русская.

Но только замечаю, что рыбка какая-то не такая. Слишком плоская - камбала, одним словом!

И просьбы у старухи какие-то неправильные:

Ступай к камбале-рыбе, пусть подарит нам большой каменный замок!

Муж, хочу стать я Папой Римским, ступай поскорее к рыбе, должна я сегодня же сделаться Папой.

Мигом ступай к морю, хочу я стать Богом!

Ну, конечно, все кончилось печально. Осталась у старика со старухой одна ветхая избушка. А я задумалась: «Неужели кто-то сказки неправильно рассказывает?»

Ты Царевна-лягушка? - спрашиваю. - Из русской сказки?

Нет, я не русская царевна, а немецкий Король-лягушонок. Я сижу в колодце и жду, когда Королевна согласится взять меня в товарищи и, рассердившись, бросит меня изо всех сил об стенку, тогда я превращусь в Королевича с прекрасными ласковыми глазами...

А! - хлопнула я себя по лбу. - Я все поняла! Это же не русские сказки, а немецкие, братьев Гримм! Похожи, конечно, на русские, ведь все сказки в родстве состоят, но наши добрее.

Обрадовалась я, что всё вот так здорово, научно объяснилось, и решила побольше об этих братьях Гримм и их сказках выяснить. И вот что я узнала...

Давным-давно, более двухсот лет назад в Германии жили- были муж и жена - Филипп-Вильгельм и Доротея, и было у них шестеро детей. И отец, и дед, и сам Филипп-Вильгельм были юристами и работали в суде. И фамилия у них была подходящая - Гримм, что в переводе означает «гнев».

Примечание. Эта информация (о значении фамилии) может быть предложена в качестве вопроса для игры «Поле чудес». В этом случае задание будет звучать так: «В переводе с немецкого фамилия Гримм означает чувство сильного возмущения, негодования. Назовите это чувство».

Дружно жили дети, но двое старших, погодки - Якоб и Вильгельм - были просто неразлучны. Отец нанял учителя, который преподавал детям все предметы: счет и письмо, Закон Божий, латынь - язык ученых и юристов. Он же обучал игре на скрипке и фортепиано. Приходя на урок, учитель первым делом доставал и раскладывал на столе свои педагогические инструменты: короткие кожаные плетки и палки различной длины. Но Якоб и Вильгельм учились хорошо, их отец уже мечтал, как сыновья продолжат семейную традицию и тоже станут судьями или адвокатами.

И вот когда Якобу исполнилось 11 лет, я Вильгельму - 10, умер их отец, и осталась Доротея одна с шестью детьми. Теперь братья стали старшими мужчинами в семье, но единственное, чем они могли помочь матери, - это поскорее выучиться и начать работать.

Через два года мать отправила их к тете, которая заботилась и помогала сиротам. Зато уж как они занимались! За четыре года братья закончили 8 классов гимназии и поступили в университет. Они уже было совсем стали юристами, как вдруг...

На глаза им попался сборник песен. Эти песни написаны были вроде бы по-немецки, но половина слов непонятна. Это был старонемецкий язык, уже и тогда, 200 лет назад, его мало кто знал. Братья решили перевести эти песни на современный им язык: «Надо же нам, немцам, знать старинные песни своего народа!»

Потом они начали собирать предания и легенды и тоже их пересказывать так, чтоб всем было понятно и интересно. А затем братья составили первую грамматику немецкого языка и начали работать над первым словарём немецкого языка, они первые научили немцев грамотно писать.

И стали братья Гримм при жизни знамениты как серьезные ученые, знатоки немецкого языка. Но, кажется, сами не предполагали, что всемирную славу в веках принесут им вовсе не научные работы, а сказки, которые они собирали по всей Германии, а потом издали в двух томах.

Вот ведь как в жизни бывает!

Братья собрали более 200 сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, прелестные, веселые, немного страшные сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание, скрасили детство множеству поколений и до сих пор находят все новых читателей среди детей и взрослых.

Быть может, в эту самую минуту кто-то впервые взял в руки книгу, в которой интересно и красочно представлена история о бременских музыкантах.

А еще спешу сообщить вам, что в германском городе Бремене «выстроили» свою пирамиду у стен ратуши знаменитые бременские музыканты - Осёл, Пёс, Кот и Петух. Их изваял в бронзе профессор Герхард Маркс.

Ведущий показывает детям иллюстрацию, звучит песня из мультфильма «Бременские музыканты.

III. Викторина «Сказки Гримм».

Ведущий. А теперь давайте с вами поиграем в сказки братьев Гримм. Знатоки-сказочники, вы готовы отвечать на вопросы викторины?

1-е задание

Прослушав отрывок-подсказку, ответьте, о какой сказке братьев Гримм идет речь, и одновременно вспомните подобную народную русскую сказку или сказку какого-либо писателя и ее точное название. (Подсказки на развешанных флажках.)

1. Приходит вскоре старая коза из лесу домой. Ах, что же она там увидела! Дверь настежь раскрыта. Стол, стулья опрокинуты, умывальник разбит, подушки и одеяла с постели сброшены. Стала она искать своих деток, но найти их нигде не могла. Стала она их кликать по именам, но никто не отзывался. Наконец услышала она тоненький голосок младшего:

Милая матушка, я в часах спрятался!

«Волк и семеро козлят» - «Волк и коза», русская народная сказка.

2. Ушли братец и сестрица от злой мачехи - и зашли в дремучий лес. И сказал тогда братец:

Сестрица, мне хочется пить, - если б знать, где тут ручеек.

Стали они искать ручеек, но злая мачеха была ведьмой и заколдовала все родники лесные. И вот, когда они нашли родничок, что прыгал, сверкая, по камням, захотел братец из него напиться, услыхала сестрица, как родничок, журча, говорил:

Кто из меня напьется, тот тигром обернется!

И крикнула сестрица:

Братец, не пей, пожалуйста, из него воды, а не то диким зверем обернешься и меня разорвешь.

«Братец и сестрица» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

3. Заболела раз у одного богача жена и умерла. Взял богач себе в жены другую.

Привела мачеха в дом своих дочерей. Были они лицом красивые и белые, но сердцем злые и жестокие. И настало тогда тяжелое время для бедной падчерицы. Отобрали они у нее красивые платья, надели на нее старую рубаху, дали ей деревянные башмаки и отвели ее на кухню.

«Золушка» - «Золушка» 111. Перро.

4. Была у одной вдовы падчерица, красивая и работящая, и родная дочь, уродливая и ленивая.

Бедная падчерица должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах,

И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду.

Стала мачеха ее сильно бранить и была такою жестокой, что сказала:

Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать.

«Госпожа Метелица» - «Мороз Иванович» В. Одоевского.

5. Вот однажды мать говорит девочке:

Вот кусок пирога да бутылка вина, ступай, отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускай поправляется. Выходи из дому пораньше, пока не жарко, да смотри, иди скромно, как полагается; в сторону с дороги не сворачивай, а то, чего доброго, упадешь и бутылку разобьешь, тогда бабушке ничего не достанется. А как войдешь к ней в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то, чтоб сперва по всем углам гуда да сюда заглядывать.

«Красная Шапочка» — «Красная Шапочка» Ш. Перро.

6. Разбойник зашел в кухню, чтобы зажечь свет, и показались ему сверкающие глаза кота горящими угольками, он ткнул в них серник (серную спичку), чтоб добыть огня. Но кот шуток не любил, он кинулся ему прямо в лицо, стал шипеть и царапаться. Тут испугался разбойник и давай бежать через черную дверь; а собака как раз за дверью лежала, вскочила она и укусила его за ногу. Пустился он бежать через двор да мимо навозной кучи, тут и лягнул его изо всех сил осел задним копытом; проснулся от шума петух, встрепенулся да как закричит с насеста: «Кукареку!».

Побежал разбойник со всех ног назад к своему атаману и говорит:

Ох, там в доме страшная ведьма засела, как вцепится в меня своими длинными пальцами; а у двери стоит человек с ножом, как полоснет он меня по ноге; а на дворе лежит черноте чудище, как ударит оно меня своей дубинкой; а на крыше судья сидит и кричит: «Тащите вора сюда!». Тут я еле-еле ноги унес.

«Бременские уличные музыканты» ~ «Зимовье зверей», русская народная сказка.

7. Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. Вот затопила печь и, чтоб огонь скорей разгорелся, подбросила пучок соломы. Стала пересыпать бобы в горшок, и вдруг один из них невзначай выскочил и улегся на полу рядом с соломинкой, а вскоре выскочил к ним из печи и горящий уголек.

«Соломинка, уголек и боб» - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.

8. Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене:

Как жаль, что нет у нас детей, уж так у нас тихо, а вон в других домах, погляди, как шумно да весело.

Да, - ответила жена и вздохнула, - если бы был у нас хоть один, даже такой маленький, как мизинец, и то я была бы довольна. И как бы мы его любили!

И вот случилось, что жена родила ребенка. И был он здоровый и сложен хорошо, но ростом был всего с палец.

«Мальчик-с-пальчик» - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро и русская народная сказка.

9. И родила королева вскоре дочку и была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево, - и прозвали ее потому Снегурочкой. А когда ребенок родился, королева умерла.

Год спустя взял король себе другую жену. Эта была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-либо превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и глядела в него, то спрашивала:

Зеркальце на стене,

Кто всех красивей в нашей стране?

«Снегурочка» — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

10. Вскоре и солнце зашло, и услыхала девочка шум и увидела, что прилетело к окну шесть лебедей. Они уселись на окошко и стали дуть друг на друга, и вот перья с них после- тали. Глянула на них девочка и узнала своих братьев, обрадовалась. Братья, увидав свою сестрицу, не меньше ее обрадовались.

Заплакала сестрица и говорит:

А неужто нельзя вас расколдовать?

Ах, - ответили они, - выполнить это слишком трудно. Ты не должна будешь шесть лет ни говорить, ни смеяться и должна сшить нам за это время шесть рубашек из звездоцвета. А если ты вымолвишь хоть одно слово, то вся твоя работа пропала.

«Шесть лебедей» - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.

11. Жила-была женщина, и было у нее три дочери; старшую звали Одноглазкой, оттого, что был у нее один только глаз на лбу; средняя звалась Двуглазкой, оттого, что у ней, как и у всех людей, было два глаза; а младшую звали Трехглазкой, потому что было у ней три глаза, и третий был у нее посреди лба. И оттого, что Двуглазка выглядела так же, как и все остальные люди, сестры и мать очень ее не любили.

«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка» - «Крошечка-хаврошечка», русская народная сказка.

2-е задание

Распределите героев, предметы и вещи по принципу: это - из сказки братьев Гримм, а это - из русских народных и литературных сказок.

1. Братья Гримм. «Волк и семеро козлят». - «Волк и коза», русская народная сказка.

Съел мела большой кусок — кузнец горло перековал.

2. Братья Гримм. «Братец и сестрица». - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

За кого вышла замуж сестрица?

За короля - за купца.

3. «Золушка» братьев Гримм и «Золушка» Ш. Перро.

Из какого материала были сделаны туфельки у Золушки?

Из золота - хрустальные туфельки.

4. «Госпожа Метелица» братьев Гримм и «Мороз Иванович» В. Одоевского.

Что уронили в колодец девочки?

Веретено - ведро.

5. «Красная Шапочка» братьев Гримм и «Красная Шапочка» Ш. Перро.

Кто спас Красную Шапочку?

Охотник - дровосеки.

6. Братья Гримм. «Бременские уличные музыканты». - «Зимовье зверей», русская народная сказка.

Почему убежали звери от хозяев?

Решили убить, утопить, потому что звери стали старые — решили зарезать к празднику.

7. Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб». - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.

Отчего погибла соломинка?

Загорелась и переломилась — переломилась под тяжестью.

8. «Мальчик-с-пальчик» братьев Гримм. - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро. - Русская народная сказка.

У кого родился Мальчик-с-пальчик?

У крестьянина-бедняка - у дровосека (Перро) - у старика со старухой (русская народная сказка).

Какие подвиги-дела совершил Мальчик-с-пальчик?

Помогал отцу возить дрова, управляя лошадью из уха (братья Гримм), - спас шесть своих братьев от людоеда и добыл богатство для своей бедной семьи (Ш. Перро) - сказал отцу: «Отдохни, батюшка», - залез лошади в ухо и стал пахать (русская народная сказка).

9. Братья Гримм. «Снегурочка». - «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина.

Как ожила героиня сказки?

Кусок отравленного яблока выпал из горла - от поцелуя.

10. Братья Гримм. «Шесть лебедей». - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.

Из чего плела героиня сказки волшебные рубашка для своих братьев?

Из звездоцвета - из жгучей крапивы.

11. Братья Гримм. «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». - «Хаврошечка», русская народная сказка.

Кто помогал хорошим девочкам?

Коза — коровушка.

За кого вышли замуж добрые девочки?

За молодого рыцаря — за сильного человека, богатого, кудреватого, молодого.

3-е задание

Закончите названия сказок братьев Гримм.

«Храбрый портной ».

«Золотой гусь ».

«Король Дроздобород ».

«Госпожа Метелица ».

«Бременские музыканты ».

«Соломинка, уголек и боб ».

«Красная Шапочка ».

«Гензель и Гретель ».

«Розочка и Беляночка ».

«Умная Эльза ».

«Три пряхи ».

«Волк и семеро козлят ».

«Сладкая каша ».

IV. Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Подходит к концу встреча со сказками братьев Гримм. Кто внимательно меня слушал, тот может спросить меня: сумели ли помочь братья своей семье? На что я отвечу так.

В семье Гриммов сохранялась трогательная забота и любовь к младшим и слабым. Братья всегда оставались старшими мужчинами: матушка Доротея и сестра Лоттхен вели хозяйство, а Якоб и Вильгельм работали и помогали учиться младшим братьям.

Поэтому, наверное, не случайно включили братья Гримм в сборник своих сказок притчу «Старый дед и внучек», на которую в свое время обратил внимание Л. Толстой и перевел ее. Послушаете притчу и задумайтесь...

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил:

Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Л. Толстой

ЛИТЕРАТУРА

1. Братья Гримм [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 10. - С. 72. - (Сказки и сказочники).

2. Брауде, Л. Ю. Мастера старинной речи [Текст] / Л. Ю. Брау- де // О литературе для детей: сб. ст. - Вып. 29. - Л. : Детская литература, 1986. - С. 135-146. - (Мастера старинной речи).

3. В гостях у сказок братьев Гримм [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 2000. - № 1. - С. 5.

4. Власова, М. Шестеро из одного стручка: из жизни семейства Гримов [Текст] / М. Власова // Детская литература. - 1995. - № 1-2. - С. 26-32.

5. Голь, Н. Про королей и сказочников [Текст] / Н. Голь// Пионер. - 1989. - № 4. - С. 48-50.

6. Гримм, Вильгельм (1786-1859), Гримм, Якоб (1785-1863) [Текст] // Кто есть кто в мире. - М. : Олма-пресс, 2005. - С. 391- 392.

7. Репин, Л. В этом городе должны твориться чудеса [Текст] / Л. Репин // А почему? - 1994. - № 6. - С. 8-9.

8. Степанов, К. Волшебные сказки братьев Гримм [Текст] / К. Степанов // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 75- 77.

9. Толстой, Л. Н. Рассказы для детей [Текст] / Л. Н. Толстой. - М., 1982.-С. 38.

10. Якоб и Вильгельм Гримм [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 1995. - № 7-8. - С. 24-25. - (Сказочники).

НАИДА УСМАНОВА
Литературная викторина на тему: «Сказки братьев гримм»

Цель : обобщить знания детей о сказках братьев Гримм ; воспитывать любовь к сказкам .

Ход викторины

1. Представление команд.

(Каждая команда называет себя и говорит девиз)

2. Конкурс «Разминка» .

(Команды по очереди называют сказки братьев Гримм , за каждый правильный ответ по 1 баллу).

Ответы : «Бременские музыканты»

«Горшок каши»

«Кот в сапогах»

«Красная шапочка»

«Белоснежка»

«Золушка»

«Золотой гусь»

«Волк и семеро козлят» .

«Храбрый портняжка»

«Госпожа метелица»

«Мальчик-с-пальчик»

«Король Дроздобород»

«Русалочка»

3. Конкурс «Угадай-ка» .

Завершите фразу. Из какой сказки эта реплика ?

1. Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит :.

(-Раз, два, три, горшочек вари) («Горшок каши» )

2) Как-то раз испекла мама пироги и сказала дочке : …

(-Сходи-ка ты, Красная шапочка, к бабушке,

снеси ей этот пирог, горшочек масла, да узнай,

здорова ли она.) («Красная шапочка» )

3. - А уда же ты уходишь, Мишенька?- спросила Белоснежка. А он ей отвечает : …

(-Я должен идти в лес - оберегать мои сокровища

от злых карликов.) («Белоснежка» )

4. Однажды пришлось ей в лес идти за кормом, и вот она созвала своих козляток и сказала : …

(- Милые детки, надо мне в лесу побывать, так

вы без меня берегитесь волка)

(«Волк и семеро козлят» )

4. Конкурс «Сказочный »

Из какой сказки эти персонажи ? Соедини героев и название произведения.

«Белоснежка»

«Бременские музыканты»

«Красная шапочка»

старушка

«Золотой гусь»

«Горшок каши»

«Волк и семеро козлят»

«Золушка»

маркиз де Карабас

«Кот в сапогах»

Ответы к конкурсу «Сказочный » :

1. «Белоснежка» - Розочка, медведь

2. «Бременские музыканты» - осёл

3. «Красная шапочка» - волк

4. «Золотой гусь» - дурень

5. «Горшок каши» - старушка

6. «Волк и семеро козлят» - волк

7. «Золушка» - мыши

8. «Кот в сапогах» - маркиз де Карабас

5. Конкурс «Найди хозяина»

Угадай, из какой сказки эти вещи ?

1. Сапоги, королевская карета («Кот в сапогах» )

2. Башмачки, тыква («Золушка» )

3. Розы, борода («Белоснежка» )

4. Нож,музыкальные инструменты («Бременские музыканты» )

6. Конкурс капитанов.

1. За что старушка подарила девочке горшочек? (За доброту)

2. Сколько пробили часы, когда Золушка покинула бал в первый раз? (Три четверти двенадцатого)

3. Кем оказался медведь в сказке «Белоснежка?» (сын короля, заколдованный карликом)

4. Что приказывал говорить кот, когда бежал впереди кареты? (Это дом (мельница, сад) маркиза де Карабаса)

7. Конкурс «Кто быстрее» .

По сказке «Золотой гусь»

Какой указ объявил король?

Ответ : «Кто королеву рассмешит, тот на ней и женится.»

8. Конкурс «Знатоки сказок братьев Гримм » .

(Каждой команде по 5 вопросов из определённой сказки .)

1 команда : сказка «Кот в сапогах»

1. Что оставил сыновьям мельник? (Мельницу, осла и кота)

2. Какой скромный подарок преподнёс кот королю? (Рябчиков)

3. Зачем хозяин кота оказался в реке? (Чтобы раздобыть наряд)

4. В кого превратился великан? (В мышь)

5. Кем стал кот после свадьбы маркиза? (Знатным вельможей) .

2 команда : сказка «Золушка»

1. За что прозвали девушку Золушкой? (Бедная девушка садилась возле камина, у ящика с золой)

2. Кем оказалась старая тётушка Золушки? (Доброй волшебницей)

3. Во что превратила волшебница тыкву? (В позолоченную карету)

4. Кем стали шесть живых мышей? (Лошадьми мышиного цвета)

5. Из чего был сделан потерянный башмачок? (Из хрусталя)

1 команда : сказка «Красная Шапочка»

1. Кто подарил девочке красную шапочку? (Бабушка)

2. Что крикнула бабушка притворщику-волку? (Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется)

3. Что предложил волк при встрече Красной Шапочке? (Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по той дороге пойду, а ты ступай по той)

4. Что ответил волк на вопрос : «Почему у вас такие большие зубы?» (Чтоб скорее съесть тебя)

5. Кто спас бабушку и внучку? (Дровосеки)

2 команда : сказка «Золотой гусь»

1. Что сказал дурень повстречавшемуся старику? (-Если моя еда тебе по вкусу, давай присядем и вместе закусим)

2. Почему прилипли к гусю дочери хозяина харчевни? (Из-за любопытства)

3. Кто шёл вслед за дурнем и гусём? (Три девушки, пастор, слуга пастора, крестьяне)

4. Какой корабль приказал построить король? (Чтобы мог по воде и по суше плавать)

5. Какую награду получил дурень? (Царскую дочь) .

9. Конкурс «Узнай, из какой сказки

(Показываю картинки из сказок . дети должны угадать.)

10. Подведение итогов конкурса. Награждение.

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественного произведения братьев Гримм «Король Дроздобород» для старших дошкольников Подготовительный этап: На прогулке: Предварительная беседа: на прогулке к ребятам приходит Незнайка и начинает всех дразнить (Машка-замарашка,.

ДОУ РОЗОВСКИЙ ясли-сад «Журавлик» Розовской сельской администрации Литературная викторина по сказкам Провела воспитатель Барна.

Литературная викторина «Что? Где? Когда?» Литературная викторина"Что? Где? Когда?" Дидактические задачи: 1. Систематизировать знания о литературных произведениях 2. Активизировать.

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное.

Литературная викторина «Любимые сказки» Цель: прививать любовь к книге, развивать смекалку и сообразительность, логическое мышление. Материал: иллюстрации к сказкам «Репка», «Лисичка.

МКОУ «Павлохуторская СШ №12» Тульская область, Ефремовский район

Тест по литературному чтению

«По страницам сказок братьев Гримм»

Подготовила учитель начальных классов 1 категории

Домнина Валентина Владимировна

Предназначен учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, завучам по воспитательной работе. Предназначен учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, завучам по воспитательной работе. Подойдёт к любому УМК.

Цель: закрепить в памяти хорошо известные сказки, привить любовь к чтению.Данный ресурс позволит создать на уроке сказочную атмосферу предполагает устные ответы детей и работу с текстом сказок. Не займёт много времени на уроке.

Цель: закрепить в памяти хорошо известные сказки, привить любовь к чтению.

Тест: «Знаешь ли ты сказки братьев Гримм»

1. Назовите имена братьев Гримм.

А) Ганс и Якоб Б) Фридрих и Вильгельм В) Вильгельм и Якоб

2. В каком городе находится бронзовый памятник персонажам сказки «Бременские музыканты»?

А) Лейпциг Б) Бремен В) Берлин

3. Какая из сказок не принадлежит перу братьев Гримм?

А) «Храбрый портняжка» Б) «Калиф-аист» В) «Лиса и гуси» Г) «Умная Эльза»

4. По основным словам вспомни и запиши название сказки.

А) Мельник, дочка, солома, король, гном, ребёнок, гонец.

(«Гном – Тихогром»)

Б) Король, дочка, женихи, нищий, гусар, замок, королевский праздник.

(«Король Дроздобород»)

В) Мельник, осёл, собака, кот, петушок, дом, разбойники.

(«Бременские музыканты»)

Г) Мать, две дочки, розовые кусты, медведь, карлик, борода, ножницы.

(«Беляночка и Розочка»)

5. По началу угадай название сказки.

А) « Много лет тому назад жил на свете отец с тремя сыновьями. Выросли сыновья молодцами, один другого лучше. Вот и говорит им отец…» («Три брата»)

Б) Была у одной вдовы дочь, была у неё ещё и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочь и лицом нехороша, и лентяйка страшная…» («Госпожа метелица»)

В) в одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил…» («Храбрый портняжка»)

6. По описанию узнай героя сказки и запиши название этой сказки.

А) «Своей красотой она прославилась на весь свет. Она была хороша выше всякой меры, но зато высокомерная, как никто.» (Королевна из сказки «Король Дрозобород»

Б) Маленький старичок с морщинистым лицом и длинной белой, как снег, бородой. (Карлик из сказки «Беляночка и Розочка»)

В) Маленький юркий человечек – большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках. (Гном из сказки «Гном – Тихогром»)

7. Через какой вход попадали к госпоже Метелице трудолюбивая падчерица и ленивая дочка?

А) через окно Б) через колодец В) через дверь

8. Какие слова надо было сказать для получения каши в волшебном горшочке?

А) Раз, два, три, горшочек, вари! Б) Раз, два, три, четыре, пять, каша на столе опять!

В) Варись, варись, кашка, варись, не ленись!

9. В кого был превращён прекрасный королевич в сказке «Беляночка и Розочка»?

А) в орла Б) в медведя В) в волка

Литература:

    И.А.Агапова, М.А. Давыдова. Весёлая литература в начальной школе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

    Братья Гримм. Сказки. В 2-х частях. «Грэгори- Пэйдж», 1993

К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

Программа по внеклассному чтению, разработанная Светловской Н.Н. утратила свою актуальность. Новых программ нет. Педагогу предоставлена свобода выборов авторов и изучаемых произведений. Однако во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения или заменили уроки формальными читательскими дневниками, в которых родители пишут, чтобы не упасть лицом в грязь, такое неимоверное количество прочитанных его ребенком страниц, что просто диву даешься. На наш взгляд, это недопустимо.

Цель уроков внеклассного чтения - обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.

Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения, близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. Начинать можно с любимых детьми авторов, с произведениями которых они знакомы ещё с детского сада. Это могут быть Маршак С.Я. ("Кошкин дом", "Кто колечко найдет?". "Сказка о глупом мышонке", "Багаж", "Вот какой рассеянный","Двенадцать месяцев"),Чуковский К. И. ("Мойдодыр", "Федорино горе", "Телефон", "Тараканище", "Краденое солнце"), Носов Н.Н.("Огурцы", "Заплатка", "Замазка", "На горке"), сказки Перро Ш. (Красная шапочка, "Золушка", "Кот в сапогах", "Мальчик с пальчик", "Спящая красавица", "Рике с хохолком"), сказки Андерсена Г.Х. ("Дюймовочка", "Снежная королева", "Стойкий оловянный солдатик", "Огниво", "Свинопас", "Ребячья болтовня", "Гадкий утенок", "Дикие лебеди", "Новое платье короля", "Русалочка", "Принцессана горошине"); сказки Братьев Гримм ("Стоптанные туфельки", "Король Дроздобород"), Уайльда О. ("Великан-эгоист", "Соловей и Роза", "Преданный друг", "Счастливый принц", "Замечательная ракета", "Молодой король").

После изучения творчества писателя, мы задаем читать детям на неделю одно-два произведения, потом в классе дети пишут тест по прочитанному произведению. Когда будет прочитано и проработано несколько произведений изучаемого автора, проводим обобщающий урок-викторину, КВН, уроки-аукционы, предлагаем детям инсценировать отрывки из сказок, написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.

Предлагаем некоторые тесты по произведениям Братьев Гримм .

Ленивый портной.

1. Каким делом занимался Гейнц?

А) пас на лугу корову

Б) пас на лугу козу

В) работал портным

2. Как решил Гейнц избавиться от своей работы?

А) продать скотину

Б) не выводить на луг скотину, а кормить её дома

В) решил жениться

3. В чём были схожи Гейнц и Трина?

А) Что Гейнц, что Трина были ленивы

Б) оба любили помечтать

В) Гейнц и Трина любили сочинять разные небылицы и рассказывать их друг другу

4. Чем решили заняться Гейнц и Трина?

А) разводить пчёл

Б) шить одежду

В) разводить уток и кур

5. Сколько стоил улей?

А) 3 мешка зерна

6. Как много набрали мёда Гейнц и Трина?

А) 1 бочок

Б) 1 бидон

В) 1 кувшин

7. На что решили поменять мёд?

А) на гуся с гусятами

Б) на утку с утятами

В) на курицу с цыплятами

8. Поменяли ли они мёд?

А) Нет, т.к. Трина его съела

Б) нет, т.к. Трина разбила кувшин

В) нет, т.к. гусей некому было пасти

Г) да поменяли

9. Почему Гейнц после того, как полакомиться мёдом, решил отдохнуть?

А) т.к. очень устал после трудового дня

Б) т.к. натерпелся страха

В) т.к. впереди был ещё целыё день

Горшок каши

1. Кто подарил девочке волшебный горшок?

А) старик-лесник

Б) старик-лесовичок

В) старушка

2. За что был подарен девочке горшок?

А) за кусочек хлеба

Б) за глоток воды с хлебом

В) за ягоды

3. Каким волшебным словам подчинялся горшок?

4. Почему горшок варил очень много каши?

А) мать слова волшебные забыла

Б) мать слова перепутала

В) горшок не слушался матери

5. Прохожие были довольны, что дорога залита кашей?

Заяц и ёж.

1. В какое время суток произошёл спор ежа и зайца?

В) вечером

2. Каким был заяц?

А) важный и гордый

Б) ленивый

В) любил врать

3. На что обиделся ёж?

А) заяц с ним не поздоровался

Б) заяц начал ругаться с ежом

В) заяц раскритиковал ножки ежа

4. Что предложил ёж зайцу, чтобы доказать его неправоту?

А) вперегонки побежать

Б) спросить о правоте слов зайца у кого-нибудь из зверей

В) ничего не предлагал, просто обиделся и ушел.

5. Кто помогал ежу осуществить его план?

А) друг-ёж

Б) сосед по полю

В) жена ежиха

6. Сколько полных забегов сделал заяц?

7. Каким был заяц?____________________________________________________________

Каким был ёж?_____________________________________________________________

Соломинка, уголь и боб.

Сколько лет было старушке?

2. Что набрала старушка в огороде?

А) фасоль

3. Кем бы стал уголёк, если бы не выскочил из печи?

А) угольком

4. Кто из трёх друзей предложил отправиться путешествовать?

А) соломинка

Б) уголёк

5.Что встретили друзья на пути?

Б) маленькую речку

В) ручеёк

6. Из-за чего соломинка упала в воду?

А) уголёк остановился и прожёг её

Б) соломинка сломалась, когда по ней побежал боб

В) соломинка не дотянулась до другого берега и упала в воду

7. Отчего боб раскололся на половинки?

А) от смеха

Б) от страха, что остался один

В) оттого, что упал с соломинки и стукнулся о камень

8. Кто помог бобу?

А) сапожник

Б) пастух

В) портной

9. Какими нитками его сшили?

А) его никто не сшивал, а просто склеили

Б) чёрными

В) белыми

Бременские музыканты

1. Кого выгнал мельник с мельницы?

А) кота Б) собаку В) осла

2. Как назывался город? ________________________

3. Почему убежала собака от хозяина?

А) выгнал

Б) хотел убить

В) хотел в реке утопить

4. Почему убежал из дома кот?

А) хотели его утопить

Б) хотели убить

В) плохо к нему относились хозяева

5. Кто в их компанию влился последним? _________________________

6. Что увидел петух с верхушки дерева?

Б) огонёк

В) костер

7. Кто жил в том доме?

А) дворянин с семьёй

Б) людоед

В) разбойники

8. Как звери прогнали разбойников?

Б) застучали, кто во что мог, создавая сильный шум

В) набросились на разбойников и стали их избивать

9. На кого первого наткнулся разбойник, ушедший в разведку?

А) на собаку

Б) на кота

В) на осла

Г) на петуха

10. За кого принял разбойник зверей?

А) за чудище лесное

Б) за великанов

В) за страшных разбойников

Госпожа Метелица

1. Что делала падчерица каждое утро?

А) хлеб пекла

Б) пряла у колодца

В) ходила в лес за хворостом

2. Почему веретено упало в колодец?

А) падчерица нечаянно выронила

Б) выскользнуло из рук, когда палец стала обмывать

В) его кинула хозяйская дочка

3. Что увидела падчерица перед собой, когда очнулась?

А) зелёную лужайку, небо, солнце, цветы

Б) яблоню

В) госпожу Метелицу

4. Кому помогла падчерица?

5. Какое условие поставила госпожа Метелица перед падчерицей?

А) по дому всё делать должна Б) прясть пряжу В) взбивать перину

6. Почему падчерица попросилась домой?

А) по родным соскучилась

Б) ей было плохо у госпожи Метелицы

В) ей захотелось повидать подружек

7. Чем одарила госпожа Метелица падчерицу?

А) серебром

Б) сделала её веретено золотым

В) осыпала с ног до головы золотом

8. Сколько дней лентяйка исправно работала у госпожи Метелицы?

А) нисколько

9. Почему лентяйка попросилась домой?

А) по дому и родным соскучилась

Б) она не просилась, её госпожа Метелица сама выгнала

В) ей надоело работать у госпожи Метелицы

10. Чем наградила госпожа Метелица лентяйку?

А) смолой

Б) грязью

В) помоями

11. Как долго отмывалась лентяйка?

А) два дня

Б) две недели

В) всю жизнь

Храбрый портной

1. Где было рабочее место Ганса?

А) на столе у окошка

Б) на столе около двери

В) на стуле у окошка

2. Какое варенье купил Ганс?

А) малиновое

Б) сливовое

В) клубничное

3. Кто помог Гансу есть варенье?

В) комары

4. Сколько мух сразу убил Ганс?

5.Кого встретил Ганс на вершине горы?

А) великана

Б) людоеда

В) волшебника

6. Из чего Ганс выжал воду?

А) из камня

Б) из палки

В) из творога

7. Какую часть дерева нёс Ганс?

В) сучья и ветви

8. Сколько великанов сидело в пещере?

9. Где спал Ганс ночью?

А) на кровати

Б) в тёмном уголке

В) около пещеры на траве

10. Куда пошёл Ганс, когда великаны разбежались?

А) куда глаза глядят

Б) к королевскому дворцу

В) возвратился домой

11. Что предложил король Гансу?

А) стоять придворным

Б) идти к нему на военную службу

В) идти служить в охрану

12. Какое задание дал король Гансу?

А) идти на войну

Б) разбить войска соседей

В) одолеть двух разбойников-великанов

13. Сколько всадников дал король в Гансу в помощь?

14. Куда попал камень, от которого проснулся разбойник?

В) по носу

15. До каких пор дрались разбойники?

А) пока их не разняли

Б) пока не убили друг друга

В) пока один из разбойников не убежал

16. Кого должен был изловить Ганс?

А) зверя-единорога

Б) огромного медведя

В) змея-Горыныча

17. Поймал ли Ганс его?

18. Правда ли, что Ганс стал править королевством, когда сбежал король?

Глупый Ганс

1. Кого пошёл проведать Ганс? _________________________

2. Что подарила Гретель Гансу?

А) цветок

Б) иголку

3. Куда положил Ганс подарок?

А) в сумку

Б) в карман

В) в сено воткнул

4. Что подарила Гретель Гансу во второй раз?

А) иголку

Б) брошку

5. Куда положил Ганс подарок?

А) в рукав

В) в сумку

6. Что подарила Гретель Гансу в третий раз?

Б) уточку

В) козочку

7. Что произошло с подарком в 3 раз?______________________________

8. Что подарила Гретель Гансу в 4 раз?_______________________________

9. Что произошло с подарком в 4 раз?_______________________________

10. Что подарила Гретель Гансу в 5 раз?______________________________

11. Почему Ганс не принёс подарок Гретели домой?

А) не нужен был такой подарок, он его и не взял

Б) в канаву выкинул, т.к. сильно брыкался

В) Гретель ничего не дала

12. Что подарила Гретель в 6 раз?

А) лошадь

Б) корову

В) сама пошла с Гансом

13. Почему Гретель больше Ганс не видел?

А) т.к. Гретель поняла, что Ганс был глупым и с ним нечего дружить.

Б) т.к. уехала жить в другое место.

В) т.к. обиделась на Ганса, что он ей ничего не подарил.

Очень ценили богатства народной поэзии братья Гримм. «Снегурочка», краткое содержание которой мы будем рассматривать, вошла в их первый сборник «Детские и семейные сказки», вышедший в 1812 году. С ним познакомился А. С. Пушкин. Произведение «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» имеет прямые параллели с тем, что опубликовали братья Гримм. «Снегурочка», краткое содержание которой мы рассмотрим, это подтвердит почти каждой строчкой.

Начало сказки

Королева, глядя на заснеженный пейзаж за окном, шила и уколола палец до крови и стала мечтать, чтобы ребеночек родился, как снег, белый, как кровь, румяный, и с черненькими волосами, как стволы деревьев.

Когда ее желание исполнилось, и родилась хорошенькая беленькая румяная девочка-брюнеточка, то малышку назвали Белоснежкой, или Снегурочкой. Мать вскоре умерла. Спустя год вдовец сыграл свадьбу с гордой и высокомерной красавицей.

У нее было волшебное зеркальце, с которым она часто разговаривала и всегда спрашивала одно и то же: «Кто на свете всех красивей?» Ответ был неизменным: «Ты самая прекрасная».

Подросшая принцесса

Однажды на любимый вопрос зеркальце дало королеве ужасный ответ, что Снегурочка красивее. Так продолжают Снегурочка (краткое содержание сказки становится драматичнее) по приказу матери уведена в лес и должна быть убита. Но ее пожалели и оставили живой.

У гномов

В лесу девочка натолкнулась на маленькую аккуратную хижину. Она попробовала еды, стоящей на столе. Устав, она заснула на кроватке. Пришли хозяева - 7 гномов - и заметили спящую девочку. Они не стали ее будить, а утром, узнав ее страшную историю, предложили жить у них и следить за хозяйством.

Это продолжение сказки, которую записали братья Гримм. Снегурочка (краткое содержание сказочной истории продолжается) в доме гномиков легко содержала все в порядке. Но гномы ее предупреждали, чтобы она береглась козней мачехи.

Что делала злая королева

Она узнала у зеркальца, что падчерица превосходит ее красотой. Тогда королева переоделась в торговку и пошла с нарядными поясками и тесемками к домику гномов. Она уговорила девочку купить шнурок и затянула на ней корсет так туго, что девочка упала замертво. Когда гномики вернулись, они разрезали тугие тесемки, и девочка пришла в себя.

Мачеха не успокоилась. Она сделала ядовитый гребень и пришла снова. Гребешок был такой красивый, что Снегурочка его купила, а мачеха причесала ей волосы. Девочка вновь упала, умирая. Гребень мачеха оставила в ее волосах. Гномики, увидев эту страшную картину, спасли девочку, вынув гребешок из ее головы.

В 3-й раз мачеха наполовину отравила румяное яблоко и пошла угостить им девочку, чтобы убить наверняка. В доказательство того, что оно вкусное и полезное, она разрезала его пополам. Сама съела бочок без яда, а Снегурочка откусила ядовитый кусочек и умерла.

Спасение

Гномы не смогли оживить красавицу, но она была как живая. Они оплакивали Снегурочку 3 дня. Затем отнесли хрустальный гроб с девушкой на вершину горы и стали его охранять. А потом появился королевич. Он влюбился в девушку, которая как будто только крепко спала. Гномы отдали гроб королевичу, его слуги понесли девушку. Они споткнулись, и кусочек ядовитого яблока выпал из горлышка Снегурочки. Она ожила.

Конец сказки

Обрадованный принц сыграл свадьбу с принцессой. На нее пригласили и первую красавицу Вселенной - мачеху. Но от зеркальца она узнала, что юная невеста красивее, чем она. Злодейка поехала, чтобы узнать, кто превзошел ее красотой, и увидела Снегурочку. Ее наказали, и она умерла так же жестоко, как поступала сама всю жизнь.

Персонажи

Традиционны герои сказки «Снегурочка». Братья Гримм опирались на народные сказания о королях и королевах, матери и мачехе, дочери и падчерице, благородном принце-спасителе и трудолюбивых гномах, которые ищут медь и золото в горах. Сказочники переработали огромное количество материала и собрали все лучшее.

Братья Гримм, «Снегурочка»: тема, сюжет и символика

Тема сказки раскрывается через сюжет и символы. Главный двигатель - мачеха - олицетворенное зло, которое активно действует.

Число 3 встречается в сказке неоднократно. З капли крови упали из пальчика родной матери, 3 посещения злой королевы, 3 предмета гребешок и яблоко), которые передала злодейка Снегурочке как подарки Смерти. Число 3 восходит к Святой Троице. По Юнгу, Сатана был 2-м сыном Бога. Не была ли мачеха его женским воплощением? Она не случайно 2-я жена короля. Число 7 связано со временем. 7 гномов - это метафоричные 7 дней недели.

Оставив в стороне другую сложную символику, мы вернемся к тому, что лежит на поверхности. Из народных сказаний перенесли идеал в свое произведение братья Гримм («Снегурочка»). Главная мысль сказки: добро всегда побеждает зло.