Тургенев «Отцы и дети»). Сочинение — анализ эпизода «Отъезд Базарова из родного гнезда» (гл.21 романа И.С.Тургенев «Отцы и дети») Почему базаров уехал от родителей

Свидетелем сцены возвращения «в родное гнездо» мы уже были. Возвращение – это встреча, ощущение радости. В финале гл. 21 – перед нами сцена отъезда из «родного гнезда». И еще не читая, предчувствуешь некую грусть, печаль, потому что отъезд – это расставание. Оно тяжело для обеих сторон, и отъезжающих и провожающих.

Сцена отъезда начинается фразой Базарова: «Ничего! До свадьбы заживет». И это базаровское «ничего» могло бы звучать как «ничего страшного». Вроде, «переболит, успокоится». Все в стиле базаровского нигилизма. Но пройдет целый день, прежде чем Базаров решится о своем намерении уведомить Василия Ивановича. Вроде, маленькая деталь. Но она не так уж и мала для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности, Евгения Базарова.

Решение сына было настолько неожиданным, что бедный Василий Иванович от растерянности «перевернулся на месте». Как трогательны в своей любви к сыну старички Базаровы. Никак не рассчитывали, что их Енюша после трех лет отсутствия погостит только три дня. Вынув платок, сморкаясь, наклоняясь чуть не до земли, Василий Иванович, не понимая разумом, соглашаясь с сыном (чтоб не обидеть), будет лишь сбивчиво произносить: «Я было думал, что ты у нас… подольше, три дня… Это, это после трех лет, маловато; маловато, Евгений». И в этих словах все: и обида родительская, и растерянность, изумление. А ведь они так старались для сына, они так ждали его приезда. Арина Власьевна специально для сына цветов выпросила у соседки, чтоб комнату убрать, чтоб сыну в доме уютно было. А уж Василий Иванович даже не посмеет сыну рассказать о том, что «каждое утро чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он поручал Тимофеичу разные закупки, особенно налегая на съестное…». И все это для Евгения, сына, чтоб не чувствовал стеснения, чтоб понравилось ему. Жили-то они только ожиданием своего ученого сына, благоговели перед ним. Бедный Василий Иванович еще держится, еще сдерживает слезы, еще пытается показать перед молодыми людьми свою современность: «Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…». А вот Арину, старушку свою, пожалел, не захотел сказать на ночь, потому что знал, каким горем станет для нее это известие. А утро следующего дня для них станет темнее ночи.

Не нуждаются комментирования строки, рассказывающие о последних минутах расставания. Их нужно читать. Лицо Василия Ивановича за ночь осунулось, он еще храбрился, громко говорил и стучал ногами, а бедная Арина Власьевна только тихо плакала. Нельзя сказать, что Базарову – нигилисту, отвергающему чувства вообще и любовь в частности, было все равно. Дрогнуло и его сердце, потому он и пообещал вернуться не позже месяца. Пообещал, чтоб успокоить, утешить.

Но вот лошади тронулись, зазвенел колокольчик – «и вот уже глядеть вслед было незачем». Как велико горе родителей. Что ждет их в будущем? В грустном одиночестве, заботясь друг о друге, предстоит им доживать свои дни. Одни, как перст, одни «в своем тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме». И, прислонив свою седую голову к седой голове своего мужа, утешает Арина Власьевна его: «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня». А в этих словах – картина жизни уходящего поколения «отцов». Сочувствуя, искренне жаль старичков Базаровых. Обидно за Евгения. Но чувствуется уже, что его безупречная теория не выдерживает проверки жизнью.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт». Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына. Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями. Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.

Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам». Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво. Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать». В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.

Кульминационный момент романа - не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе... то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, - возмущается уязвленный Базаров, - точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство... я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует». Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <...> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям - простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - размышляет он, обращаясь к Аркадию, - …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа ) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть - страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» - добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху ), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры - «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Ещё раз про анализ эпизода

Никто не удивится, если для выпускного сочинения вновь предложат темы, требующие умения анализировать эпизод. Что же нужно ученику для анализа текста? Разумеется, сам текст, умение читать этот текст, что вовсе не равнозначно складыванию букв в слоги и слова, способность сопоставлять, сравнивать, выстраивать логическую цепочку, делать вывод. И ещё хорошо бы иметь в запасе какой-нибудь словарь. Лучше всего «Словарь литературоведческих терминов» или Словарь Даля. И всё - можно начинать.

Попробуем проанализировать эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и, не мудрствуя лукаво, возьмём предлагавшуюся для экзаменационного сочинения сцену отъезда Базарова из родного дома.

Сначала договоримся, что мы будем называть эпизодом. Для этого предложим нашим ученикам воспользоваться словарной статьёй из любого словаря. На уроке сопоставляем выписанные определения. Итак, эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной законченностью и самостоятельностью”. Тогда характер каждого персонажа раскрывается через цепь эпизодов. Таким образом, чтобы понять характер, нужно проанализировать несколько “законченных фрагментов”. Эпизоды похожи на кадры диафильма, каждый добавляет что-то новое к образу героя.

Теперь предложим ученикам подумать над тем, какие события в жизни человека помогают становлению его характера или наиболее чётко проявляют его. Очевидно, они назовут яркие впечатления детства, отъезд из родного дома, влюблённость, встречи с другими людьми, потерю близких и так далее. А можно ли считать возвращение в родительский дом после долгого отсутствия событием, в котором проявляется характер человека? Даже возвращаясь домой после летних каникул, школьники понимают, что что-то изменилось. Ещё в пятом классе мы писали коротенькие этюды «Когда я возвращаюсь домой с каникул».

Когда я возвращаюсь домой с каникул, мне очень грустно, потому что кончилось лето. Но и весело, потому что я встречусь с друзьями, увижу новых учителей. Когда я захожу в дом и начинаю играть с игрушечным псом Тявкой, он кажется мне меньше, чем в прошлом году. Вхожу в ванну - она кажется мне узкой и короткой. А мои любимые ботинки! Когда я в них попыталась влезть, они жутко жали. Всё стало таким маленьким - ужас!

Диана Добрынина

Теперь представьте себе, что “в родное гнездо” возвращается повзрослевший молодой человек, несколько лет проведший в столичном университете. Что происходит с миром вокруг него, как меняется этот мир? Как меняется его восприятие? Как меняется его отношение к родным, никуда не уезжавшим из дома?

Перечитаем начало сцены отъезда. В первой же фразе звучит ключевое для всего романа слово “ничего”. Это непереводимое русское “ничего” означает и “ничего страшного”, и “а что делать?”, и многое другое. С каким эпизодом, предшествующим анализируемому, связано это слово? Когда и как оно вводится? Что означает? Случайно ли звучит во время, предшествующее расставанию? Обратимся к сцене в доме Кирсановых, где и происходит памятный разговор о нигилизме. Итак, нигилист, по мнению “ученика” Базарова, Аркадия Кирсанова, “человек, который ко всему относится с критической точки зрения”. А вот Павел Петрович считает, что “нигилист - это человек, который ничего не уважает”. Уважает ли своих родителей Евгений Базаров? Если нет, тогда почему целый день прошёл, прежде чем он решился сказать о скором отъезде родителям? Пусть ученики найдут в тексте описание того, как воспринимают известие старики родители. Какие чувства вызывают их переживания у читателя? А что испытывает читатель по отношению к самому Базарову? Почему уезжает так скоро Евгений Васильевич из дома, в котором не был три года, а погостил всего три дня? Найдите в тексте указание на то, как изменится жизнь родителей после отъезда сына.

Для понимания характера героя, разумеется, необходимо проанализировать все сцены, в которых он участвует. Но мы из цепочки эпизодов, составляющих сюжет произведения, выберем только ещё один, третий и последний. Таким образом, мы замкнём своё короткое исследование. Чем заканчивается роман? Внимательно перечитаем финал романа. Кто навещает могилу Базарова? Какие чувства вызывает описание кладбища? Возникают ли в памяти “опытного” читателя какие-нибудь литературные ассоциации? Вероятно, ученики назовут элегическое настроение, перекличку с темой “сельского кладбища” в поэзии первой четверти XIX столетия. Есть ли разница в настроении, с которым описывается жизнь других героев романа в 28-й главе после смерти главного героя? В чём смысл риторических вопросов, которыми завершается роман? Как сам автор отвечает на них? Как вы понимаете слова о “вечном примирении”?

По материалам, собранным во время урока, ученикам предлагается составить план и написать сочинение на тему «Анализ сцены отъезда Евгения Базарова из родного дома».

Сцена отъезда Базарова из родного дома

(гл. 21, анализ эпизода)

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью”. Возникновение этого слова связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало “часть действия между выступлениями хора”.

Как правило, путь любого героя любого произведения связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторское отношение. Также можно сказать, что сквозь “магический кристалл” эпизода просматриваются важнейшие черты произведения в целом. Обратимся теперь к конкретному примеру, а именно, к сцене отъезда Евгения Базарова из родного дома (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», гл. 21).

Известно, что сама ситуация возвращения домой после долгого отсутствия даёт возможность читателю отнестись к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. (Кстати, и сам роман «Отцы и дети» начинается тоже с возвращения молодого человека в родной дом. Так, именно в старое “дворянское гнездо” 20 мая 1859 года возвращается Аркадий Николаевич Кирсанов. Очевидно, эта параллель не является случайной.) Вернувшийся после долгого отсутствия домой сын определяется (определился) с собственной жизненной позицией, со своим отношением к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.

Но в финале главы 21 перед читателем уже не встреча, а расставание. Трогательные в своей любви и доверчивости Василий Иванович и Арина Власьевна никак не рассчитывали, что сын после трёх лет отсутствия погостит только три дня. “Я, было, думал, что ты у нас… подольше. Три дня… Это, это после трёх лет маловато; маловато, Евгений!” - так, сморкаясь и наклоняясь чуть не до земли, с трудом скрывая слёзы, говорит отец Базарова. Его речь робкая, сбивчивая; изумление, растерянность, вызванные известием о неожиданном отъезде сына, заставляют читателя отнестись к старикам Базаровым с сочувствием, а к их сыну с возмущением. Но ведь и Базаров не сразу “решился уведомить Василия Ивановича о своём намерении”. “Целый день прошёл”… А это не так уж мало для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности Евгения Васильевича. Базаров сказал: “Ничего!” Случайность ли это? Не отсылается ли здесь читатель снова к понятию “nihil, ничего”, которое было введено Тургеневым в главе 5? По мнению Павла Петровича Кирсанова, нигилист - это человек, “который ничего не уважает”. А вот Аркадий считает, что нигилист - человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”.

И что ж, это хорошо? - перебил Павел Петрович.

Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно…

В сцене отъезда (гл. 21) “дурно” всем: и Аркадию, и старикам Базаровым, и самому Евгению. Жизнь в доме “старосветских помещиков” (ведь Арина Власьевна и Василий Кириллович так похожи на героев гоголевской повести) замрёт окончательно. Жили-то они лишь ожиданием учёного сына, перед которым благоговели. Василий Иванович сдерживает слёзы, стараясь доказать молодым людям свою современность: “Главное - свобода; это моё правило… не надо стеснять… не…” В грустном одиночестве предстоит доживать им свои дни, и уже “с утра всё приуныло в доме”. И вот старички, так старавшиеся не беспокоить лишний раз сына, “остались одни в своём, тоже как будто внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме”. И утешает мужа седая Арина Власьевна: “Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”. Сама того не понимая, старушка даёт точную и образную характеристику их жизни, жизни уходящего поколения “отцов”. Скучно и тяжело в их доме Базарову, стремящемуся к жизни “с пользой”. Жалко читателю старичков, обидно за Евгения.

Через цепь испытаний проводит своего героя Тургенев. Постепенно мы всё лучше узнаём Базарова. Созданная им теория не выдерживает проверки жизнью. “Нет любви” - а как же Анна Одинцова и старички родители? “Природа не храм, а мастерская” - а как же ощущение полноты природы во время прогулки с Анной Сергеевной? Сцена отъезда имеет важное значение для углубления образа главного героя и формирования читательского отношения. В финале романа только дряхлые старички приходят к могиле Евгения Базарова. “Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!” О “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят цветы, растущие на могиле бунтаря и нигилиста Евгения Васильевича Базарова. И читатель примиряется с этим неоднозначным образом. Через неприязнь и непонимание, возмущение и зарождающееся сочувствие к пониманию и сопереживанию проводит автор романа своего читателя.

Разумеется, проблема “отцов” и “детей”, отразившаяся в романе И.С. Тургенева и составляющая основной конфликт его, - проблема вневременная. И тем сильнее задумывается читатель, “переживший” сцену отъезда Базарова из дома родителей, над своим отношением к старшему поколению, над собственной жизненной позицией.