Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения.

Микеланджело выдающаяся эпохи Возрождения, его вклад в , в культуру, настолько велик, что сегодня его имя стало нарицательным и употребляется как синоним таланту. Он был поистине великим , и архитектором. Его работы заложили вектор развития европейской культуры, а его шедевры потрясают людей и сегодня. Наш герой родился в 1457 году в Капрезе, это городок в Италии, который расположен недалеко от знаменитой Флоренции. Он родился в семье разорившегося дворянина Лодовико Буонарроти.

Уже в детстве, взрослыми были видны незаурядные задатки в мальчишке. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он стал учеником знаменитого художника Гирландайо. Спустя два года мальчик попадает под патронаж Медичи, который был фактически владельцем города. Юное дарование бучается в его школе, где продолжает совершенствовать свой талант художника. Микеланджело быстро стал большим мастером. Его талант был настолько очевиден, что его признавали все. Он был частым гостем папы Римского и других высоких чином и правителей. Все хотели, чтобы их дом или рабочий кабинет украшали работы великого мастера. Гений много путешествовал, но большая часть его жизни прошла во Флоренции и Риме. Микеланджело автор таких скульптур, как: «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон», «Давид», «Двенадцать Апостолов», «Святой Матфей», «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия», «Христос с крестом» и другие. Микеланджело Буонарроти умер в Риме в возрасте 89 лет. Великий скульптор никогда не был женат и детей после себя, к сожалению, не оставил.

Человек прожил удивительную жизнь, уже прошло несколько веков, но человечество до сих пор восторгается его талантами и разносторонностью. Микеланджело не был таким универсальным гением как Леонардо да Винчи, но его успехи в разных областях творчества все равно поражают. Отметим, что как художник итальянец стоит на самой вершине этого мастерства, ну или где то рядом с ней. Качество его работ потрясает, а само его творчество оказало большое влияние на его мастеров, которые будут делать свои первые шаги в искусстве. Огромное количество фресок Сикстинской капеллы в Риме, расписанных Микеланджело свидетельствуют не на словах, а на деле о масштабе его личности. Тем не менее, к своим художественным талантам сам автор относится скромно, прежде всего, он считает себя скульптором. Он не только талантливый художники скульптор, но и отличный архитектор. Он автор проекта Часовни Медичи во Флоренции, так же долгое время он был главным архитектором на строительстве собора Святого Петра. Не стоит удивляться, узнав, что Микеланджело еще и прекрасный

Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства – Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины.

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, а через год – в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности. Познакомившись с богатой утонченной культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в изысканной придворной обстановке. Уже ранние самостоятельные произведения утверждают его тяготение к большим монументальным образам, полным героики и силы. Рельеф «Битва кентавров» (начало 1490-х годов, Флоренция, Каза Буонарроти) раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498–1501, Рим, собор святого Петра) – первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения. Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Нравственная чистота образа Марии, благородная сдержанность ее чувств раскрывают силу характера и переданы в классически ясных формах, с поразительным совершенством. Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности.

Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств), исполненной в 1501–1504 годах по возвращении скульптора во Флоренцию. В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами. В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека. Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению.

Найдя убедительную форму решения статуи (с опорой на одну ногу), мастерски ее моделировав, Микеланджело заставил забыть о тех трудностях, которые пришлось преодолеть ему в работе с материалом. Статуя была высечена из глыбы мрамора, которую, как все считали, испортил один неудачливый скульптор. Микеланджело сумел вписать фигуру в готовый блок мрамора так, чтобы она укладывалась в нем предельно компактно.

Одновременно со статуей Давида был исполнен картон для росписи зала Совета палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии). Вступив в соревнование с Леонардо, молодой Микеланджело получил более высокую общественную оценку своей работы; теме разоблачения войны и ее зверств он противопоставил прославление возвышенных чувств доблести и патриотизма солдат Флоренции, устремившихся на поле боя по призывному сигналу трубы, готовых к подвигу.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его надгробия, Микеланджело, не закончив «Битву при Кашине», в 1505 году переезжает в Рим. Он создает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала – мраморных блоков – скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ – роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508–1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. По сторонам от них, на склонах свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей – сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами– эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога – величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Если в отдельных образах пророков нашли воплощение трагические раздумья, то в образах обнаженных юношей, так называемых рабов, передано ощущение радости бытия, неуемной силы и энергии. Их фигуры, представленные в сложных ракурсах, в движениях, получают богатейшую пластическую разработку. Все они, не разрушая плоскости сводов, обогащают их, выявляют тектонику, усиливая общее впечатление гармонии. Сочетание грандиозных масштабов, суровой мощи действия, красоты и собранности цвета рождает чувство свободы и уверенности в торжестве человека.


Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Прожил до 18 февраля 1564 года. Конечно, его больше знают как Микеланджело - известного итальянского скульптора, художника, архитектора, поэта и инженера эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Микеланджело был не только лучшим художником своего времени, но и величайшим гением всех времен. Не следует его путать с Микеланджело Караваджо, картины которого были написаны несколько позднее.

Ранние работы Микеланджело Буонарроти

Картины, а точнее рельефы "Битва кентавров" и "Мадонна у лестницы", свидетельствуют о поисках совершенной формы. Неоплатоники полагали, что это и есть основная задача искусства.

В этих рельефах взору зрителя предстают зрелые образы Высокого Возрождения, которые строились на изучении античности. Кроме того, в их основе лежали традиции Донателло и его последователей.

Начало работы над Сикстинской капеллой

Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих. Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.

Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело. Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение. Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.

Человек в работах Микеланджело

Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема - человек. Для мастера это было единственным средством выразительности. На первый взгляд это незаметно, но если начать знакомиться более внимательно с трудами Микеланджело, картины по минимуму отражают ландшафт, одежды, интерьеры, предметы. И только в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Их задача - не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном.

Потолок Сикстинской капеллы

Потолок Сикстинской капеллы занимает площадь более 500 квадратных метров. Микеланджело изобразил только на нем более 300 фигур. По центру располагаются 9 сцен из Книги Бытия. Они разделены на три группы:

  1. Божье сотворение земли.
  2. Божье сотворение рода человеческого и его падение.
  3. Сущность человечества в лице Ноя и его семьи.

Потолок поддерживают паруса, на которых изображены 12 женщин и мужчин, предсказывающих пришествие Иисуса Христа: 7 пророков Израиля и 5 сивилл (прорицательницы античного мира).

Ложные элементы (ребра, карнизы, пилястры), которые выполнены в технике тромплей, подчеркивают линию изгиба свода. Десять ребер пересекают полоток, деля его на зоны, в каждой из которых описано главное повествование цикла.

Плафон огибается карнизом. Последний акцентирует линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода. Таким образом, библейские сцены отделяются от фигур пророков и сивилл, а также предков Христа.

"Сотворение Адама"

Картина Микеланджело "Сотворение Адама" - безусловно, один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы.

Множество людей, которые имеют разное отношение к искусству, в один голос утверждают, что между властной дланью Саваофа и безвольной, трепещущей кистью Адама можно практически увидеть поток живительной силы. Эти почти соприкоснувшиеся руки представляют собой единство материального и духовного, земного и небесного.

Эта картина Микеланджело, руки на которой столь символичны, целиком пронизана энергией. А как только пальцы соприкоснутся, акт сотворения завершится.

"Страшный суд"

Шесть лет (с 1534 по 1541) мастер вновь трудился в Сикстинской капелле. "Страшный суд", картина Микеланджело, - самая большая фреска эпохи Возрождения.

Центральная фигура - Христос, который творит суд и восстанавливает справедливость. Он в центре вихревого движения. Он больше не посланец мира, милосердный и мирный. Он стал Верховным Судьей, грозным и устрашающим. Правую руку Христос поднял в грозном жесте, вынося окончательный приговор, который разделит воскресших на праведников и грешников. Эта воздетая рука становится динамическим центром всей композиции. Кажется, что она приводит в бурное движение тела праведников и грешников.

Если душа каждого человека в движении, то фигура Иисуса Христа недвижна и устойчива. Его жесты олицетворяют силу, возмездие и мощь. Мадонна не в силах смотреть на страдания людей, поэтому она отворачивается. А вверху картины ангелы несут атрибуты Страстей Христовых.

Среди Апостолов стоит Адам, первый в роде человеческом. Также здесь находится и святой Петр - основатель христианства. Во взглядах апостолов читается грозное требование возмездия в отношении грешников. В руки их вложил орудия пыток Микеланджело.

Картины фрески изображают святых мучеников вокруг Христа: Святой Лаврентий, Святой Себастьян и Святой Варфоломей, который демонстрирует содранную кожу.

Здесь много и других святых. Они стараются быть ближе ко Христу. Толпа со святыми ликует и радуется предстоящему блаженству, которыми наградил их Господь.

Семь ангелов трубят. Все смотрящие на них испытывают ужас. Те, кого Господь спасает, сразу же восходят и воскресают. Из могил восстают умершие, поднимаются скелеты. Какой-то мужчина от ужаса закрывает глаза руками. За ним пришел сам дьявол, который тащит его вниз.

"Кумская сивилла"

На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Картины эти знамениты на весь мир. Но самой известной является Кумская сивилла. Ей принадлежит предсказание конца всего мира.

На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Кумская сивилла - греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. Кроме того, сивилла могла прожить столько лет, сколько она в силах провести вдали от родного дома. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Именно поэтому жрица стала мечтать о быстрой смерти. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.

Описание картины "Ливийская сивилла"

Ливийская сивилла является воплощением красоты, вечного движения живого и мудрости. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Кажется, что она сейчас повернется к зрителю и покажет фолиант. Безусловно, в книге - Слово Божие.

Изначально сивилла была странствующей прорицательницей. Она предсказывала недалекое будущее, судьбу всем желающим.

Несмотря на свой образ жизни, Ливийская сивилла довольно категорично относилась к идолам. Она призывала отказаться от служения языческим богам.

Древние первоисточники указывают, что прорицательница была родом из Ливии. Кожа ее была черна, рост - средний. В руке девушка всегда держала ветвь масленичного дерева.

"Персидская сивилла"

Персидская сивилла проживала на Востоке. Ее имя было Самбета. Также ее называли Вавилонской прорицательницей. Упоминается она в источниках XIII века до н.э. 1248 год стал годом пророчеств, которые сивилла черпала в своих 24 книгах. Утверждают, что ее предсказания касались жизни Иисуса Христа. Кроме того, она упоминала Александра Великого и многих других легендарных личностей. Предсказания выражены стихами, имеющими двойной смысл. От этого их сложно однозначно трактовать.

Современники Персидской сивиллы пишут, что она была облачена в золотые одежды. У нее был располагающий моложавый вид. Микеланджело, картины которого всегда имеют более глубокий смысл, представил ее в пожилом возрасте. Сивилла почти отвернулась от зрителя, все ее внимание обращено к книге. В изображении преобладают насыщенные и яркие тона. Они подчеркивают богатство, добротность и великолепное качество одеяний.

"Отделение Света от Тьмы"

Картины Микеланджело Буонарроти с названиями поражают воображение. Невозможно представить, что чувствовал гений, когда создавал подобный шедевр.

Создавая фреску "Отделение Света от Тьмы", Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Центром сюжета является Саваоф, который и есть эта невероятная энергия. Бог создал небесные светила, Свет и Тьму. Затем он решил отделить их друг от друга.

Саваоф парит в пустом пространстве и наделяет его космическими телами. Облекает их в материи и сущности. Все это он творит при помощи своей божественной энергии и, безусловно, высшей и великой любви.

Буонаротти неслучайно представляет Высший Разум в облике человека. Возможно, мастер утверждает, что люди также способны отделить в себе свет от тьмы, создав таким образом духовную Вселенную, которая наполнена миром, любовью и пониманием.

Изучая картины Микеланджело, фото которых сейчас всем доступны, человек начинает осознавать истинный масштаб творчества этого мастера.

"Потоп"

В начале работы не был уверен в своих силах Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески капеллы были созданы после того, как мастер написал "Потоп".

Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Но через некоторое время отправил их обратно, так как не был удовлетворен их работой.

"Потоп", как и многие другие картины Микеланджело (с названиями, как можем заметить, у гения проблем не возникало - они как нельзя лучше передают суть каждого полотна и фрагмента), был местом исследования природы человека, его поступков под влиянием бедствий, несчастий, катастроф, его реакции на все. И несколько фрагментов сложились в одну фреску, на которой разворачивается трагедия.

На переднем плане представлена группа людей, пытающаяся спастись на пока еще существующем клочке суши. Они похожи на стадо испуганных овец.

Какой-то мужчина надеется отсрочить гибель - свою и своей возлюбленной. Маленький мальчик прячется за мать, которая, похоже, отдалась Судьбе. Юноша надеется избежать смерти на дереве. Другая группа укрывается куском холста, надеясь спрятаться от потока дождя.

Беспокойные волны пока еще удерживают лодку, в которой люди борются за место. На заднем плане виднеется Ковчег. Несколько человек колотят в стены, надеясь, что их спасут.

По-разному изобразил персонажей Микеланджело. Картины, составляющие одну фреску, демонстрируют разные эмоции людей. Одни пытаются поймать последний шанс. Другие стремятся помочь близким. Кто-то готов принести в жертву соседа, лишь бы спастись самому. Но каждого волнует один вопрос: "За что я должен погибнуть?" Но Бог уже молчит...

"Жертвоприношение Ноя"

В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску "Жертвоприношение Ноя". Её образы передают нам всю скорбь и трагедию происходящего.

Ной был потрясен таким количеством обрушившейся воды и вместе с тем был благодарен за спасение. Поэтому он вместе со своим семейством спешит принести жертву Богу. Именно этот момент решил запечатлеть Микеланджело. Картины с этим сюжетом обычно передают родственную близость и внутреннюю солидарность. Но только не эта! Что же делает Микеланджело Буонарроти? Картины его передают совершенно другие переживания.

Одни участники сцены демонстрируют равнодушие, другие же - взаимную отчужденность, откровенную вражду и недоверие. Некоторые персонажи - мать с ребенком и старик с посохом - проявляют скорбь, переходящую в трагическое отчаяние.

Бог дал обещание больше не наказывать подобным образом человечество. Земля сбережется для огня.

Художественных шедевров, автором которых является великий флорентиец, так много, что о них можно говорить часами. К счастью, сегодня любому интересующемуся высоким искусством человеку доступны фото, на которых изображены картины Микеланджело (с названиями и кратким описанием наиболее известных мы вас познакомили). Таким образом, в любой момент можно начать наслаждаться творениями этого гения эпохи Возрождения.

Микеланджело справедливо называют одним из величайших гениев Итальянского Возрождения наряду с и Рафаэлем. Он был настоящим универсалом в мире искусства. Являясь не только талантливым архитектором, скульптором и живописцем, Микеланджело писал стихи и сонеты.

Сам мастер больше тяготел к скульптуре, однако под давлением ему приходилось много заниматься нелюбимой работой: живописью и созданием фресок. К сожалению, большое количество его произведений не сохранилось до наших дней. Кроме того, Микеланджело не успел довести до конца многие свои начинания. Но обо всем по порядку.

Великий гений Микеланджело Буонаротти, полное имя которого — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони — родился 6 марта 1475 года в Тоскане, в маленьком городке Капрезе. Его отец, Лодовико Буонаротти, был обедневшим дворянином. Мать Микеланджело умерла от истощения, когда мальчику было шесть лет. Молодая женщина не вынесла многочисленных беременностей.

Отец, не имея финансовой возможности растить всех своих детей, отдал Микеланджело на воспитание кормилице, в семье которой мальчик научился работать с глиной и резцом. Уже взрослым мастер признавался, что разминать глину он стал раньше, чем писать и читать.

Когда Микеланджело исполнилось 13 лет, отец видя его способности, отправил сына во Флоренцию учиться в мастерской художника Доменико Гирландайо. А через год подросток перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, которому покровительствовал Лоренцо ди Медичи — правитель Флорентийской республики.

Политик сразу распознал талант в молодом ученике и пригласил Микеланджело к себе на службу. Считается, что именно в это время Микеланджело создал барельефы «Битву кентавров» и «Мадонну около лестницы». Микеланджело находился при дворе Медичи до смерти последнего в 1492 году, а после уехал домой.

С 1495 года художник живет и работает то во , то в . В 1495 году во Флоренции появляются скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий амур» (утрачена). Годом позже Микеланждело приезжает в Рим по приглашению кардинала Рафаэля Риарио и делает «Вакха» и «Римскую Пьету» или «Оплакивание Христа».

Потом опять Флоренция, на целых четыре года. Там, с 1501 по 1505 года, мастер создал знаменитого «Давида», которого установили на главной площади города. Кроме того, он написал «Мадонну Дони», создал барельеф «Мадонна Таддеи» и т.д.

В 1505 году мастер поехал в Рим по приглашению Папы Юлия II, который приступил к сооружению нового собора Святого Петра в Ватикане, к ремонту папскую резиденцию, а также строить гробницу для себя. Именно над этой гробницей и начал работать Микеланджело.

Ее создание продолжалось несколько десятков лет с перерывами. Для нее Микеланджело сделал скульптуры «Моисей», «Умирающий раб», «Связанный раб» и «Лия».

По легенде недоброжелатели скульптора, видя его превосходство, убедили Юлия II, что такое пристальное внимание к его гробнице служит плохим предзнаменованием и может ускорить смерть. Папе посоветовали занять Микеланджело живописью, а точнее, поручить ему роспись потолка в Сикстинской капелле.

Мастер с тяжелым сердцем приступил к работе. Но неожиданно процесс его захватил, и он за четыре года в одиночку расписал всю капеллу. Как ему это удалось — до сих пор тайна.

После смерти Юлия II Микеланджело работал над Капеллой Медичи во Флоренции, проектировал новое оформление Капитолийского холма в Риме. Кроме того, он был главным архитектором собора Святого Петра.

Микеланджело скончался в возрасте 88 лет 18 февраля 1564 года в Риме, но похоронен был своей любимой Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

По сей день мастер известен как талантливый скульптор и живописец, и мало кто знает, что Микеланджело был поэтом. После его смерти осталось около 300 стихотворений, мадригалов и сонетов. Они посвящены любви, счастью и одиночеству.

Эпоху Возрождения можно разделить на три основные части: 1420-1500 гг. — Ранний Ренессанс (Кватроченто); с 1500 по 1527 г. — Высокое Возрождение (Чинквеченто, именно на этот короткий период пришлось творчество трех великих итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти); с 1530 по 1620-е гг. — Поздний Ренессанс. К Позднему Ренессансу относится архитектурная деятельность Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело говорил Дж. Вазари: «Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того,

что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот,

которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Эпоха Возрождения уникальна благодаря количеству настоящих титанов в искусстве, которых она подарила миру. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации — за тысячелетие. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе — 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Микеланджело известен как человек страстной убежденности, как мастер невероятной универсальности: он работал и скульптором, и живописцем, и архитектором. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Также Микеланджело писал прекрасные стихи, был неординарным мыслителем, остро переживал религиозные искания эпохи. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях.

У Микеланджело был неспокойный и принципиальный характер, что свойственно столь одаренным натурам. Это часто приводило его к конфликтам с заказчиками, даже с такими, как римский папа или представители семейства Медичи, а порою создавало ситуации опасные не только для карьеры мастера, но и для его жизни. Недаром один знакомый Микеланджело писал ему в 1520 году: «Вы всякому внушаете страх, даже папе». А папа Лев X прямо говорил про гения, что тот «страшен, с ним нельзя иметь дело». Но талант художника был выше предубеждений.

По свидетельству современников, в том числе религиозного мыслителя Виттории Колонны, Микеланджело отличали нравственная чистота и крайний аскетизм. Как творец, как художник он самозабвенно жил в мире своих идей. Для него гуманизм был не просто отвлеченным учением, а сутью образа мышления и творений. Мастер безгранично верил в возможности и красоту человеческих духа, души и тела, что доказывается всеми его произведениями, в которых человек предстает совершенным венцом Божественного творения.

При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем, и живописцем. Это, однако, не помешало росписям Сикстинской капеллы стать всемирно известными — именно в них Микеланджело впервые проявил неординарное архитектоническое мышление. Возможно, дело архитектора, произведения которого воплощались каменщиками и инженерами по чертежам, противоречило его главному призванию — работать собственными руками. Микеланджело не получал специального архитектурного образования, что, возможно, помогло ему быть крайне смелым в обращении с канонами и ордерами. В итоге он создал особенный архитектурный стиль — новаторский, смелый, без монотонности, который лег в основу дальнейшего развития зодчества в XVII веке. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках».

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, недалеко от Флоренции. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец — Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Мать Микеланджело, Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера, умерла, будучи истощенной частыми беременностями, когда мальчику было лишь шесть лет. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.

Самое раннее детство будущий художник провел в Сеттиньяно, где у отца было небольшое имение. Обстоятельства заставили его отдать сына на воспитание супружеской паре Тополино, которая жила в той же деревне. Биограф Микеланджело Джорджо Вазари пишет о теплом отношении, которое мастер сохранил к своей кормилице и в зрелом возрасте. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса, и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). В столь простой деревенской среде прошли его детские годы.

Отдельные документы указывают на то, что предком Микеланджело был знатный мессер Симоне, который происходил из семейства графов ди Каносса. После того как Микеланджело стал знаменитостью, эта графская фамилия признала кровную связь с ним. Алессандро ди Каносса в 1520 году приглашал мастера к себе в гости, просил считать его дом своим и называл его уважаемым родственником. Впрочем, многие из современных исследователей считают, что история этого родства не более чем выдумка.

По творческому воспитанию и обучению Микеланджело принадлежал флорентийской школе, хотя вся его жизнь прошла между двумя величайшими городами Возрождения: Флоренцией и Римом. Родной отец, видимо, желал для сына более надежного будущего и не хотел отдавать его на обучение ремеслам. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д.) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Об этом сообщают оба биографа — Вазари и Кондиви, — и сведения выглядят правдоподобно.

В 1485 году Лодовико Буонарроти отдал сына в латинскую школу Франческо да Урбино, но Микеланджело учился неохотно, пропускал занятия и вместо них посещал храмы, где копировал картины. На этой почве возник конфликт с отцом, но все же родителя удалось сломить, во многом благодаря поддержке живописца Франческо Граначчи, близкого друга и единомышленника Микеланджело. В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Мальчик занимался у Гирландайо год, но слишком спокойный темперамент и не очень свободная творческая фантазия наставника быстро оттолкнули его подопечного. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те живописцы, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). В 1489 году он перешел в школу, организованную семьей Медичи в монастыре Сан-Марко, в саду Казино Медичео. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Ученик Донателло, он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело.

Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. До 1492 года ее возглавлял Лоренцо, который лично покровительствовал Микеланджело, рано распознав в нем талант с безошибочной проницательностью человека, повидавшего уже не одного гения Возрождения. С 1490 по 1492 год юноша жил при дворе Лоренцо, где он мог продолжать обучение, копируя античные образцы, а также познакомиться с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами — Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти своего покровителя — Лоренцо Медичи Микеланджело вынужден был ненадолго вернуться домой, не получив от новых преемников фамилии никакой поддержки.

Несомненно, на юного скульптора сильно подействовали бурные политические события, захватившие Флоренцию в 1490-х годах. Они были связаны с вторжением французских войск, изгнанием Медичи, восстановлением республики под властью пожизненно избранного Пьетро Содерини. В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, обстановка накалялась с каждым днем. Яркое место в истории Флоренции занимал доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который осуждал новые веяния эпохи в искусстве и религии и открыто боролся даже с римскими папами, а не только с семьей Медичи. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Савонарола был настоятелем монастыря Сан-Марко, где учился Микеланджело, так что юный мастер наверняка близко наблюдал развитие событий вокруг этой фигуры. Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. После недолгого судебного процесса фанатически настроенный монах был повешен и сожжен при общем согласии народа, который совсем недавно восхищался его проповедями. На время этих событий, в 1494-1495 годах, Микеланджело переехал жить в Болонью, где работал над скульптурами для гробницы святого , а также тщательно изучал творчество Данте, Петрарки и Боккаччо. Под впечатлением от произведений последнего Микеланджело начал писать свои первые стихи и сохранил это увлечение до конца дней, оказавшись в ряду лучших поэтов своей эпохи. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Последнее произведение в 1496 году продали кардиналу Рафаэлю Риарио под видом римского детского надгробия. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Кардинал недолго гневался и, видя талант юноши, пригласил его для работы в Рим, что стало началом первого римского периода в жизни мастера. Во время этой поездки на Микеланджело произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он, конечно, уже соприкасался во Флоренции, но не так близко и не так часто, как в Риме, где можно было почувствовать живое дыхание Античности.

В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Впоследствии он раскаивался в таком тщеславном порыве и свои произведения оставлял анонимными.

В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Общественные заказы так и сыпались, он оказался на пике славы, что отразилось на решении городских властей построить для него личный дом с мастерской.

В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Понтифик заказал ему масштабный проект своей гробницы, строительство которой превратилось в многолетнюю эпопею, настоящую легенду. Микеланджело предложил возвести монументальный архитектурный памятник с обильным скульптурным украшением. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Гробница предназначалась для размещения в центре нового собора Святого Петра, который возводился под руководством архитектора Браманте. В 1505-1545 годах работа над гробницей по подготовленным Микеланджело эскизам наконец началась. Мастер провел в каррарских каменоломнях восемь месяцев, выбирая подходящий для такого огромного проекта мрамор. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Не добившись аудиенции папы и не получив никакой платы за последние месяцы, мастер в 1506 году в бешенстве покинул Рим и вернулся во Флоренцию — без разрешения понтифика, что было невероятной дерзостью. Во Флоренции Микеланджело собирался вернуться к работе над двенадцатью статуями апостолов, которые были заказаны ему еще в 1503 году консулами цеха шерстяников. Но недолгое время спустя по инициативе Юлия II, высоко ценившего художника, произошло их примирение в Болонье, в палаццо деи Седичи. Вазари пишет, что Микеланджело долго сопротивлялся встрече и не отвечал на неоднократные вызовы папы в Рим, но в итоге, соблюдая приличия, даже просил у него прощения.

Гробница в изначально запланированном масштабе так никогда и не была осуществлена, хотя ее возведение возобновлялось несколько раз в последующие годы: с мастером еще три раза заключались новые контракты. В конце концов измученный этим заказом и перипетиями вокруг него Микеланджело поставил значительно более скромную гробницу папы Юлия II в церкви Сан Пьетро ин Винколи в Риме. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Фигуры других рабов, так и оставшиеся незаконченными, поражают своей экспрессией, трагичностью, напряженной надломленностью духа.

После возвращения в Рим по призыву Юлия II скульптор получил заказ на его бронзовую статую. Папа римский, несомненно, был личностью с сильным характером, волевым и в то же время великодушным, но он сильно оскорбил Микеланджело, а увековечивание обидчика — не вполне простое занятие. Тем не менее скульптор работал над статуей весь 1507 год, а в 1508 году ее установили в Болонье. К сожалению, она была утрачена в 1511 году, когда Аннибале Бентивольо, поддержанный французскими отрядами, вернулся в Болонью.

В 1508 году Микеланджело получил от папы Юлия II новый заказ — на роспись потолка Сикстинской капеллы. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не живописец. Но папа смог его уговорить — и этот шедевр обессмертил имя гения. Работа над огромным потолком капеллы (40,23 х 13,41 метра) длилась четыре долгих года — с мая 1508-го по октябрь 1512 года. Она была весьма напряженной, и не только из-за сложности поставленной задачи: еще с давних времен вокруг мастера плелись интриги. Юлий II постоянно торопил Микеланджело, доходило даже до угроз сбросить его с лесов, а однажды папа ударил его посохом. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Это был новый рубеж в его творчестве, зрелое, монументальное произведение 33-летнего мастера, в котором воплотилась его теологическая программа и соединились все три вида искусства: живопись, скульптура и архитектура. Этой огромной теме посвящены тома исследований. Отметим лишь архитектурный аспект работы: вся вытянутая поверхность потолка поделена на стройные зоны, сочетающиеся с треугольными распалубками над тимпанными завершениями стен в районе окон. Все сцены заключены в мощный иллюзорный каркас, который имитировался живописными средствами. Роспись Сикстинской капеллы — одна из вершин всего ренессансного искусства.

В 1513 году умер Юлий II. Новым папой — Львом X — стал Джованни Медичи. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. Ему было заказано строительство капеллы Льва X в Энгельсбурге, возобновились его связи с Флоренцией. В июле 1514 года мастеру поступило задание спроектировать фасад флорентийского храма Сан-Лоренцо, который Медичи считали своим. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. В 1516-1519 годах он неоднократно ездил за мрамором для фасада церкви Сан-Лоренцо в Каррару и Пьетразанту, а на следующем этапе, в 1520-1534 годах, архитектор начал трудиться над капеллой Медичи, или Новой сакристией. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци», и для его брата Лоренцо Медичи). Гробницы украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. Едва ли можно представить более напряженные, сконцентрированные и выразительные образы, исполненные трагизма и эсхатологических предчувствий, что отражало общее состояние тревоги, царившее в республике. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции.

В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Город принял вызов. Микеланджело назначили главным строителем фортификационных сооружений, проектированием которых мастер немедленно занялся. Далее произошла не вполне ясная история: Микеланджело почему-то покинул Флоренцию, отправился в Венецию, но затем вернулся и встал в ряды защитников города. Флоренции, однако, пришлось капитулировать, и художник был вынужден скрываться, опасаясь гнева папы. Но Климент VII, заинтересованный в окончании многих начатых мастером работ, даровал ему прощение. Во Флоренции по приказу понтифика установилась власть деспотичного и жестокого Алессандро Медичи, что заставило Микеланджело, республиканца по убеждениям, покинуть город, на этот раз навсегда. В Риме, где он обосновался, художник становится эмигрантомреспубликанцем, предпочитавшим общество таких же изгнанников, как и он сам. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше, и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, — пишет он в июле 1523 года, — то я должен отдыхать четыре».

К 1532 году относится упоминание о знакомстве мастера с Томмазо Кавальери, юношей из знатной римской семьи, который оставался его близким другом на протяжении последующих 30 лет. Кавальери, оказавшему большое влияние на внутренний мир Микеланджело, стареющий гений посвятил ряд сонетов. Также художник подарил наперснику, ценителю антиков и владельцу обширной коллекции, большое число тщательно выполненных рисунков на античные темы («Падение Фаэтона», «Титий», «Ганимед» и другие). Часть из них дошла до нашего времени.

В 1537 году был убит Алессандро Медичи, его место занял Козимо Медичи, также жестокий и расчетливый политик, опиравшийся на Испанию. Влияние испанского двора распространяется на все сферы жизни флорентинцев, начинается возвращение к давно отмененному феодальному строю. В отличие от своего предшественника Козимо ценил Микеланджело и неоднократно просил его вернуться во Флоренцию, впрочем, неизменно получал отказы. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. В одном из писем мастера вскрывается подлинная причина: он говорит, что не только вернется, но и поставит Козимо статую за собственные деньги, если тот вернет Флоренции свободу. В этом убеждении Микеланджело был явным сторонником идей Савонаролы, хотя сам в молодые годы испытал немало трудностей из-за отношения проповедника к новому искусству.

Общественное беспокойство сопровождалось также контрреформацией в религиозной сфере и антиклерикализмом, с которыми Католическая церковь активно боролась. Круг философов и гуманистов, во главе которого стояли Контарини, Поле и Садолето, ратовали за моральное очищение церкви, за принципы Савонаролы и выдвигали новые мистические идеи общения с Богом. Микеланджело сочувствовал им, а также сблизился с видным философским деятелем — Витторией Колонной, маркизой Пескара. Все это находит отражение в его творчестве. Главная его работа 1530-х годов — огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Ее эсхатологический смысл поражает воображение.

В 1546 году, когда уже свершился переход от Высокого Возрождения к Позднему, художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал новое убранство Капитолийского холма. В 1563 году он приступил к перестройке древних терм Диоклетиана в церковь Санта-Мария дельи Анжели.

Но наиболее важным для Микеланджело стало назначение главным архитектором собора Святого Петра. Мастер, оценив важность грандиозного проекта, пожелал, чтобы в указе было подчеркнуто то, что он участвует в строительстве из любви к Богу и папе, без какого-либо специального вознаграждения. Именно эти произведения станут главными архитектурными доминантами эпохи, несмотря на одновременное развитие маньеризма и зарождение академизма и барокко.

Микеланджело в своих архитектурных творениях строго относился ко всем мелочам, проектировал здания так, что все детали были обусловлены и взаимозависимы, конструктивны; план был живым организмом в его понимании. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. И кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, тот не сможет это уразуметь...». В том, что вместо четких планов и разрезов он обычно создавал наброски, по которым затем лепил детальные глиняные модели, сказывалось его призвание скульптора.

Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками — Брунеллески и Браманте. В ней было больше свободы от античных ордерных основ, к которым обращалась эпоха Ренессанса. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Но всем было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую эпоху в истории итальянского зодчества. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело.

Микеланджело прожил долгую жизнь, в течение которой произошло несколько исторических переломов в , каждый из них драматически повлиял на судьбу мастера. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Перед смертью он пожалел, что покидает этот мир тогда, когда в своем ремесле научился только читать по слогам. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА МИКЕЛАНДЖЕЛО

Гробница папы римского Юлия II ок. 1503-1545 Рим, Италия
Роспись потолка Сикстинской капеллы 1508-1512 , Италия
ок. 1516-1520 Флоренция, Италия
Надгробия Джулиано Медичи и Лоренцо II Медичи; Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо (завершил Дж. Вазари в 1556 году) ок. 1520-1534 Флоренция, Италия
(завершили Дж. Вазари и Б. Амманати в 1571 году) ок. 1524-1534 Флоренция, Италия
Лестница библиотеки Лауренциана (завершил Б. Амманати в 1558 году) ок. 1524-1558 Флоренция, Италия
Фортификации города ок. 1528-1529 Флоренция, Италия
(ансамбль завершен после смерти Микеланджело) ок. 1538-1552 Рим, Италия
ок. 1545-1563 Рим, Италия
Палаццо Фарнезе ок. 1545-1550 Рим, Италия
План храма Сан-Джованни деи Фиорентини ок. 1559-1560 Рим, Италия
Ворота Пия ок. 1561-1564 Рим, Италия
ок. 1561-1564 Рим, Италия