Творческий путь Солженицына. Сочинение «Жизненный и творческий путь Александра Исаевича Солженицына

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, – уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения – декабрь 1918 года, место рождения – город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать – дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма – “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку – “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” – “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” – по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” – рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” – в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка – высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это – отечество. Это – первый круг. А вот второй, он шире. Это – человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех…”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, – вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, – писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.



  1. Сообщение по курсу обществознания Васильева Алексея, ученика 11 Б класса 423 средней школы Кронштадтского района Санкт – Петербурга. Кронштадт 2002 г. Введение: Александр Исаевич Солженицын...
  2. Писателя Александра Солженицына с самого момента его появления в литературе оглашали “новым Толстым”, и по сей день приноравливают его к “новому Толстому” или пеняют на...
  3. Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под запретом, теперь по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. Творчество Солженицына притягивает читателя...
  4. Рассказ “Один день Ивана Денисовича” – это рассказ о том, как человек из народа соотносит себя с насильно навязанной реальностью и ее идеями. В нем...
  5. Александр Исаевич Солженицын – известный советский писатель, историк, общественный и политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной рукописи “Архипелаг ГУЛАГ”. Детские годы...
  6. Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из крестьянского рода, мать – дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней...
  7. Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регу­лярно...
  8. Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал. А. И. Солженицын. “Один день Ивана Денисовича” Давно известно, что русская литература –...
  9. Александр Исаевич Солженицын – русский писатель, публицист, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии, один из первых писателей хрущевской “оттепели”, чья мужественная критическая позиция в...
  10. Александру Исаевичу Солженицыну всегда был дорог воздух свободы – не внешней, до которой путь крайне далек, но неотъемлемой и победительной внутренней воли. Провозвестником ее служит...
  11. Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали “новым Толстым” и по сей день приноравливают его к “новому Толстому” – или пеняют...
  12. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях,...
  13. “Лагерная” тема в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры,...
  14. “Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к...
  15. В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Одним из таких людей стал Александр Исаевич Солженицын. Российский...

Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына

С. Залыгин


Александр Исаевич Солженицын-

человек, мыслитель, писатель

Он сформулировал свое жизненное кредо сам: «Смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души ».

Он чувствовал свою неразрывную связь с народом, был требователен к себе как к художник, всегда боролся с насилием, злом и несправедливостью: «…писатель может многое в своем народе- и должен. Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель- не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом»


Корни

Город Кисловодск

Ставропольского края.

в котором прошли

первые 6 лет жизни.

Город Ростов-на-Дону.

Дом, в котором жил

школьник Саня Солженицын

Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны


Студенческие годы Ростовский государственный университет

Лучшие друзья: Кирилл Симонян и

Лида Ежерец


Война

Курсант артиллерийского

училища

Командир батальона

капитан Солженицын


Деревня Мальцево Владимирской области

Матрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год


1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля

1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

Лауреат Нобелевской премии


1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР

Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник

1970 г.


Великий русский писатель

Книги, перевернувшие общественное сознание


Солженицын вернулся

Встреча писателя.

Хабаровск и Новосибирск.


Снова в Москве

1994 год


Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе - и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.

В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир -

не стало великого нравственника, справедливца, таланта.

Валентин Распутин


Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».


«Матренин двор»

Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая”.

А. И. Солженицын


После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.


«Матренин двор»

ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


«Матренин двор»

КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ?

Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


«Матренин двор»

КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ?

Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


Один день из жизни Матрёны Васильевны

Лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра)

Кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой

просветлённой,

с доброй улыбкой

Тихо, вежливо,

стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому

Смысл повседневного

существования

Запасаться на зиму

топливом,

постоянно рискуя

попасть под суд

Бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками

и вгоняя себя в большой расход


«Матренин двор»

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ?

Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.


«Матренин двор»

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».


Выводы

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.


Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места дей ствия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.


Родился в 1918 г. в Кисловодске.

Начало творческого пути Александра Солженицына датируется 1928 годом, когда ему было 10 лет, а не «лагерным» периодом 40-50-х, как считалось ранее, сообщила автор исследования, филолог Людмила Сараскина.

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интервью: «Я отдал почти всю жизнь русской революции».

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. . В октябре мобилизован в армию. Летом 1942 г. - звание лейтенанта, а в конце - фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ «Желябугские выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен» - «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. - самсоновская катастрофа - становится предметом изображения в первом «Узле» «Краен Колеса» - в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская шарашка, описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын - «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой (прототип хозяйки «Матрениного двора») (1959). В 1959 г. Солженицын за три недели «облегченный» вариант рассказа «Щ-854», (после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения самого Н.С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» под названием «Один день Ивана Денисовича)

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт - около полутора десятилетий. В литературном подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над «Архипелагом ГУЛагом», замыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею «Красное Колесо».


В середине 60-х гг. создается повесть «Раковый корпус» (1963-1967) и «облегченный» вариант романа «В круге первом». Опубликовать их в «Новом мире» не удается, и оба выходят в 1968 г. на Западе. В это же время идет начатая ранее работа над «Архипелагом ГУЛагом»(1958-1968; 1979) и эпопеей «Красное Колесо»

В 1970 г. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премий. Не выезжает из СССР т.к, опасатеся лишиться гражданства и возможности бороться на родине - поэтому личное получение премии и речь нобелевского лауреата откладываются. История с получением Нобелевской премии описана в главе «Нобелиана» («Бодался теленок с дубом»). В то же время его положение в СССР все более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит к исключению из Союза писателей (ноябрь 1969 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли Солженицына. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги «Август Четырнадцатого» (1971) - первого тома эпопеи «Красное Колесо». В 1973 г. в парижском издательстве YMCA-PRESS увидел свет первый том «Архипелага ГУЛага».

Идеологическая оппозиционность не только не скрывается Солженицыным, но и прямо декларируется. Он пишет целый ряд открытых писем: Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей (1967), Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСГ (1969), Письмо вождям Советского Союза (1973), которое посылает по почте адресатам в ЦК КПСС, а не получив ответа, распространяет в самиздате. Писатель создает цикл публицистических статей, которые предназначаются для философско-публицистического сборника». «Из-под глыб» («На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Образованщина»), «Жить не по лжи!» (1974).(распространлись в самиздате)

В феврале 1974 Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Но его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ он останавливается у Генриха Бёлля, после чего поселяется в Цюрихе (Швейцария). О жизни на Западе повествует вторая автобиографическая книга Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов», («Новом мире» в 1998, 1999 г.)

В 1976 г. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Работает над полным собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи «Красное Колесо».

Солженицын всегда был уверен в том, что вернется в Россию.

В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, а в 1989 г. в «Новом мире» публикуются Нобелевская лекция и главы из «Архипелага ГУЛага» » затем, в 1990 г. - романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994г писатель возвратился в Россию. С 1995 г. в «Новом мире» публикует» новый цикл - «двучастные» рассказы.

47. Военная тема на современном этапе развития РЛ.

В одном из последних своих интервью В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.
Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток своего времени, вырастает из истории отечественной культуры и воспринимается в контексте ее прошлого и настоящего опыта. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его «самостоянья». «Самостоянье человека – залог его величия», – сказал А.С.Пушкин.
Современная литература углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни наших реальных достижений,
показывает высокий нравственный потенциал человека. Современная литература сделала многое для сбережения культурного наследия прошлого, для развития исторической памяти у нового поколения.
Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!..
Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы – тема подвига.
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Типологические особенности современной прозы о войне.
* проявляются процессы новых нравственных ориентиров;
* озабоченность поиском новых смыслов, попытки обретения героя;
* наблюдается стремление к публицистичности;
* основывается на использовании документальных материалов;
* многоэпизодность повествования, когда отдельные картины сменяют друг друга быстро;
* военная литература получает второе дыхание, потому что:

Отсутствует идеологический диктат,
- имеются документальные источники,
- в литературу приходят новые поколения писателей.
Т. о., в современной прозе наблюдается развитие батальной прозы: восприятие войны как метафора сегодняшней жизни в целом. С нее снимается идеологический и мифологический покров. Высшей ценностью объявляется человеческая жизнь, а не победа любой ценой. Верх берет природно-архетипическая составляющая человеческого существования.