В китае какие основные народы. Какой национальности китайцы

Мяо яо народы группа родственных народов, говорящих на языках мяо яо. Их языки спорного происхождения, и в разное время разные исследователи относили их то к тай кадайским, то к мон кхмерским языкам, то выделяли в отдельную семью языков. Теперь… … Википедия

Народы Океании к началу европейской колонизации - В отличие от Австралии Океания имеет археологические памятники и даже памятники письменности, но первые еще мало исследованы, а вторые только расшифровываются. Поэтому изучение ее истории опирается главным образом на данные антропологии,… … Всемирная история. Энциклопедия

Памирские народы … Википедия

- (гэянь) группа народов на юге Китая (провинции Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси Чжуанский автономный район, о. Хайнань) и севере Вьетнама, говорящих на кадайских языках. Включают: гэлао (кэлао, клао) 677 тыс. чел. (Гуйчжоу, юго восток Юньнани, запад… … Википедия

Письменности народов Китая системы письменности, которыми пользовались народы Китая в разное время. Содержание 1 Сино тибетские языки 2 Тай кадайские языки … Википедия

Плотность наcеления Китая в 2005. Современное население Китая характеризуется высоким средним возрастом, что является следствием политики «одна семья один ребёнок», и разнообразно по национальному составу. Содержание 1 Переписи 2 История … Википедия

Китайская цивилизация одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного… … Википедия

Иранцы … Википедия

Запрос «Монгол» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Монголы Общая численность: 10 миллионов … Википедия

Книги

  • Истоки знания. Вторая книга эпопеи. "Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации" . Научно-популярное издание , Сидоров Г.А.. На первый взгляд читателю может показаться, что автор книги пытается познакомить его со страницами той мировой истории, о которой он никогда не слышал. Другими словами навязать непосвященному…
  • Я познаю мир: Страны и народы. Азия, Америка, Австралия, Африка , . Издательство АСТ предлагает вниманию читателей очередной том детской энциклопедии `Я познаю мир`. Книга `Страны и народы: Азия, Африка, Америка, Австралия` познакомит юных читателей с…

Население

Рост населения

Национальный состав

Языки и письменность

Китайские традиционные праздники

Религиозная политика

Население

По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 2008 г. население страны оставляло 1,32802 млрд. чел. (не включая САР Сянган , Аомэнь и пров. Тайвань). Это пятая часть населения планеты.

Китай – одна из самых густонаселенных стран мира. Средняя плотность населения – 138 человек на 1 кв. км. При этом население размещено крайне неравномерно: в густонаселенных приморских районах Восточного Китая показатель оставляет более 400 чел. на кв. км, в центральном Китае – более 200 человек, а в горных районах Западного Китая – менее 10 человек.

Планирование семьи

Планирование семьи является одним из основных направлений социальной и демографической политики государства. На практике это означает сочетание государственного регулирования с сознательным выбором граждан. Центральные и местные рганы власти разрабатывают политику и административно-законодательные акты в сфере контроля над ростом населения, овышения уровня его здоровья и улучшения структуры населения, объединенные в общегосударственный демографический план. Под патронажем государства супружеским парам предоставляются необходимые консультации, рекомендации и необходимые услуги по всем необходимым вопросам – от медицинско-гигиенических до воспитания детей. Супружеские пары с учетом возраста, состояния здоровья, социального и материального положения семьи тветственно и планомерно регулируют вопросы рождения и воспитания ребенка, ринимают меры по предупреждению нежелательной беременности.

Главное содержание политики планирования семьи – поощрение поздних браков и позднего рождения ребенка, ограничение числа рождений и упор на повышении качества нового поколения, ризыв иметь в семье только одного ребенка. Крестьянским семьям, испытывающим трудности из-за нехватки рабочих рук, разрешается иметь второго ребенка с соблюдением определенного интервала после рождения первого. В отношении представителей малых народов проводится дифференцированная политика планирования емьи в зависимости от волеизъявления и численности этих народов с учетом местных социально-экономических условий,

культурных традиций и народных обычаев. В целом, каждая такая семья может иметь двух детей, в отдельных районах – трех.

Для самых малочисленных народностей ограничения не устанавливаются.

Рост населения

В 1949 г., когда было провозглашено образование КНР, численность населения страны составляла 541,67 млн. человек. Социальная стабильность, экономическое развитие, улучшение санитарно-гигиенических условий и качества медицинского обслуживания, с одной стороны, и недостаточное осознание важности контроля над ростом населения и отсутствие опыта в этом вопросе, с другой, предопределили быстрый рост населения. В результате к концу 1969 г. население увеличилось до 806,71 млн. чел. Оказавшись перед лицом.демографического взрыва., правительство с 1970-х гг. приступило к реализации программы контроля над рождаемостью. К концу 2008 г. коэффициент рождаемости составил 12,14‰. В настоящее время в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства населения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.

Согласно основным положениям 11-го Пятилетнего плана социально-экономического развития Китая (2006 – 2010 гг.), принятого в марте 2006 г. на 4-й сессии ВСНП 10-го озыва, среднегодовой естественный прирост населения в стране должен быть сдержан в пределах 8‰: это означает, что к концу 2010 г. численность населения будет ограничена в пределах 1,36 млрд. чел.

Старение общества

По анализам экспертов, Китай XXI века будет обществом старения.

К 2025 году численность населения возрастом свыше 60 лет приблизится в Китае к 300 млн. человек. Стоящие перед такой серьезной проблемой правительства всех ступеней в Китае выбрали позитивный подход: они мобилизуют различные общественные силы и ресурсы, изыскивают различные эффективные меры для счастливой старости, предоставляя по возможности хорошие жизненные условия и медицинские гарантии.

Национальный состав

Китай – единое многонациональное государство, на территории которого проживают 56 национальностей. Ханьцы составляют 91,6% общей численности населения страны, поэтому другие 55 национальностей обычно называют национальными меньшинствами. По данным 5-й Всекитайской переписи населения, проведенной в 2000 г., среди 55 нацменьшинств имеются 18 национальностей численностью свыше 1 млн. человек. Это чжуаны, маньчжуры, хуэйцы, мяо, уйгуры, и, туцзя, монголы, тибет цы, буи, дун, яо, корейцы, бай, хани, ли, казахи и дай. Наиболее многочисленной этнической группой являются чжуаны – 16,179 млн. человек. Другие 17 национальностей насчитывают от 100 тыс. до 1 млн. человек каждая. Это народности шэ, лису, гэлао, лаху, дун, бай, шуй, наси, цян, ту, сибо, мулао, киргизы, дауры, цзинпо, салары и маонань. 20 национальностей насчитывают от менее 10 тыс. до 100 тыс. человек, в том числе булан, таджики, пуми, ачан, ну, эвенки, цзин, цзино, дэан, узбеки, русские, юйгуры, баоань, мэньба, орочоны, дулуны , татары, хэчжэ, гаошань (без учета гаошань, проживающих на Тайване) и лоба. Самой малочисленной является национальность лоба – около 3000 человек.

В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы "хань". Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.

Национальные меньшинства. Китайцы "хань" традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории ханьцев за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы. Другие этносы отступили в отдаленные, менее удобные для жизни районы, где многим из них удалось сохранить свои национальные особенности.

Многие некитайцы проживают ныне на обширных слабо заселенных территориях Северо-Восточного, Западного и Юго-Западного Китая. По данным переписи 1953, общая численность жителей, входящих в состав более 50 этнических групп национальных меньшинств, составляла 35,3 млн. человек, или ок.6% всего населения. Перепись, проведенная в 1982, показала, что общая численность лиц некитайской национальности возросла до 67,2 млн. человек, а в 1990 этот показатель составил уже 91,2 млн. человек, или 8% населения. В состав национальных меньшинств входят самые разные этнические группы, начиная от почти первобытных горных племен до народов, стоящих на равной с ханьцами ступени развития. Продолжается процесс ассимиляции ханьцами некоторых национальных меньшинств. Всего в Китае, по официальным данным, 55 национальных меньшинств. Крупнейшие по численности некитайские народы, проживающие в КНР: чжуаны (ок.1,4% населения), хуэй (0,8%), маньчжуры (0,8%), мяо (0,7%), монголы, тибетцы, уйгуры, казахи, корейцы и др.

Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля (см. Приложение 1).

За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. По показателю естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет (см. Приложение). Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания.

Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с августа 1956 года, правительство целенаправленно осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается до уровня двух детей). Следовательно, политика стабилизации численности населения принесла свои плоды.

Тем не менее, и у этой медали есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия демографической политики, как относительное сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.

Язык

Китай - многонациональная страна, его народы говорят на более чем 100 языках, принадлежащих разным языковым семьям. Описание языков народов Китая еще не завершено. Перечисленные языки наиболее известны и в той или иной степени описаны.

Языки народов Китая относятся к сино-тибетской, тайской, австроазиатской, алтайской, индоевропейской семьям.

Сино-тибетская семья включает китайский, тибетский и многочисленные языки Северо-Западного и Юго-Западного Китая, состоящие с тибетским в близком или удаленном родстве. В составе этой семьи китайский язык, как отмечалось, занимает положение обособленной группы.

Тайские языки еще недавно причислялись к сино-тибетской семье, ныне они выделены в самостоятельную семью. Тайские языки делятся на ряд групп. Группа чжуан-дай представлена на территории Китая языками чжуап, буи, нунг, ша, дай, на которых говорят народы, живущие в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуйчжоу, Юньнань. Группа кам-суй представлена языками кам, суй и их многочисленными диалектами, на которых говорят в Гуанси-Чжуанском автономном районе и в пров. Гуйчжоу. Группа ли состоит из одного языка ли на о-ве Хайнань и его диалектов.

Австроазиатская семья представлена на территории Китая двумя группами, к которым относятся малые народы, живущие в пров. Юпьнань. В группу ва-палаунг входят языки кава и пала-унг. Группа пумань состоит из одного языка пумань с многочисленными диалектами. Языки мяо-яо представлены на территории Китая языками мяо, яо и их многочисленными диалектами. Народы, говорящие на них, рассеяны на обширной территории провинций Хунаиь, Юньнань. Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанского автономного района, а также па о-ве Хайнань.

Алтайская семья представлена на территории Китая тюркскими, монгольскими, тунгусо-маньчжурскими языками. К тюркским языкам Китая относятся уйгурский, саларский, югурский, казахский, узбекский, татарский языки (Синьцзян-Уйгурский автономный район). К монгольским языкам относятся диалекты монгольского языка, на которых говорят в Автономном районе Внутренняя Монголия, язык монголов пров.

Индоевропейские языки представлены в Китае диалектами таджикского языка в СУАР.

Тибетский, уйгурский, монгольский являются старописьменными языками с богатой культурной традицией, пользующейся мировой известностью. Тибетский алфавит на древнеиндийской графике (брахми) и письменная традиция па этом языке существуют с VII в. Древний уйгурский алфавит на согдийской графике был создан в X в. и сыграл важную роль в истории культуры Центральной Азии.

Религия

Благодаря "культурной революции" 59% населения КНР (767 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство. В отличие от КНР, большая часть населения Тайваньского Китая считает религию необходимой составляющей частной жизни.93 % исповедуют буддизм, даосизм и конфуцианство, 4.5% - христианство разных течений, и 2.5% - ислам, иудаизм и другие верования.

Главными верованиями КНР являются: конфуцианство, даосизм, поклонение предкам, буддизм (100 млн), ислам (20 млн), христианство (15 млн протестантов, 5 млн католиков).

Главными верованиями Республики Китай являются: буддизм, даосизм, конфуцианство.

КНР - атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

Республика Китай не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести.

Однако существует и другое мнение о том, как относится коммунистическая партия Китая к верующим: "В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Cаmраign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ - это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием "культов“, которые способны стать "подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты“. Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, "миролюбивых и безопасных“. В составе же "подкрадывающейся угрозы“, кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к "патриотическим" религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода "угрозу национальной безопасности КНР" верующие - христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными".

Китай, являясь самой большой по населению страной мира, характеризуется относительно низкой рождаемостью (28, при средних показателях - 24), низкой смертностью (8, при средних показателях - 9), низким естественным приростом (16, при средних показателях - 15). Тем не менее Китай страдает от перенаселенности, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Демографическая политика закреплена законодательно в 1978 г.

НАСЕЛЕНИЕ

По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 1997 г. она достигла 1236,26 млн. человек (не считая САР Сянган, провинции Тайвань, района Аомэнь).

Для Китая характерна сравнительно густая населенность. По данным всекитайской выборочной переписи среди сотой доли населения, проведенной в 1995 г., средняя плотность населения составила 126 человек на 1 кв. км. Однако население размещено очень неравномерно. В густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность населения превышает 400 человек на 1 кв. км, а в редконаселенных горных районах запада этот показатель составляет не более 10 человек на 1 кв. км.

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ

В 1949 г. население материковой части Китая составляло 541,67 млн. человек. Ввиду установившейся в жизни стабильности и развития производства, а также вследствие того, что в стране отсутствовали понимание важности демографического контроля и соответствующий опыт, рост населения резко ускорился. К 1969 г. численность населения достигла 806,71 млн. человек. Оказавшись перед лицом демографического взрыва, китайское правительство, начиная с 70х гг., приступило к планированию рождаемости с целью установления контроля над ростом народонаселения. Благодаря принятым мерам коэффициент рождаемости стал постепенно снижаться. Если в 1967 г. он равнялся 34,11 на тысячу, то к концу 1997 г. снизился до 16,57 на тысячу, естественный прирост населения снизился с 26,08 до 10,06 на тысячу. Ныне в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства населения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.

Основными мерами по планированию рождаемости являются: поощрение поздних браков и поздних родов, претворение в жизнь девиза «одна супружеская пара — один ребенок» (на селе, где реализация этого сопряжена с трудностями, предполагается, что с перерывом в несколько лет может быть рожден второй ребенок). В районах нацменьшинств конкретные методы и требования в сфере планового деторождения облегчены в сравнении с районами проживания ханьцев. В настоящее время планирование рождаемости возведено в Китае в ранг государственной политики. Она получает поддержку все большего числа граждан — особенно в городах. Сопротивление ей незначительно.

56 НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Китай — единое многонациональное государство, в котором проживают 56 национальностей. Согласно данным всекитайской выборочной переписи, проведенной в 1995 г., среди сотой доли населения, ханьцы составили 1099,32 млн. человек, или 91,02 процента всего населения, их численность увеличилась на 56,84 млн. человек по сравнению с периодом 4й всекитайской переписи населения (1990 г.). Остальные 55 национальностей насчитывают 108,46 млн. человек (прирост в сравнении с 1990 г. достиг 17,26 млн. человек), составляя 8,98 процента населения Китая. Все национальности, кроме ханьской, принято называть национальными меньшинствами. В их число входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо. маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун. яо, бай, хани, казахи, дай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дунсян, наси, ту, киргизы, цян, дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань, таджики, пуми, ну, ачаны, эвенки, цзино, узбеки, цзин, дэаны, юйгу, баоань, мэньба, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ и лоба. Из них наиболее многочисленной этнической группой являются чжуаны — 15,556 млн. человек, а самой малочисленной — лоба (2322 человека).

Ханьцы расселены повсеместно, но главными районами их проживания являются бассейны рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян (преимущественно по среднему и нижнему течению этих рек), а также Северо-Восточная равнина. Национальные меньшинства живут преимущественно в окраинных районах Северо-Востока, Северного Китая, Северо-Запада и Юго-Запада.

Ханьцы имеют свой язык и письменность. Китайский язык, т. е. язык ханьцев, является официальным языком в стране и одним из принятых в международной практике языков. Хуэйцы и маньчжуры также употребляют китайский язык, остальные 53 нацменьшинства пользуются родными языками. 23 национальности имеют свою письменность.

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ АВТОНОМИЯ

Равноправие, сплоченность и всеобщее процветание — таковы основные принципы, которых придерживается китайское правительство в национальной политике. На основе этих принципов в районах компактного проживания нацменьшинств осуществляется национальная районная автономия. Она подразумевает создание при едином руководстве Центрального правительства местных органов, наделенных правами самоуправления. Благодаря этому нацменьшинства получают возможность быть хозяевами своей жизни и самостоятельно решать внутренние проблемы своего района. В Китае, помимо пяти автономных районов — Автономный район Внутренняя Монголия (создан 1 мая 1947 г.), Нинся-Хуэйский автономный район (создан 25 октября 1958 г.), Синьцзян-Уйгурский автономный район (создан 1 октября 1955 г.), Гуанси-Чжуанский автономный район (создан 5 марта 1958 г.) и Тибетский автономный район (создан 9 сентября 1965 г.), существует 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Органами самоуправления в районах национальной автономии являются Собрания народных представителей и народные правительства автономных районов, автономных округов и автономных уездов (сомонов). В районах национальной автономии на пост председателя (или заместителя председателя) Постоянного Комитета местного Собрания народных представителей выбирается представитель национальности, осуществляющей региональную автономию; то же самое относится и к должности глав правительств автономных районов, округов и уездов.

Органы самоуправления в районах национальной региональной автономии, обладая компетенцией наравне с местными органами государственной власти аналогичных уровней, пользуются широкими правами на автономию, а именною определять порядок и правила самоуправления и разрабатывать специальные положения но отдельным вопросам с учетом политических, экономических и культурных особенностей данных районов; самостоятельно использовать финансовые доходы, принадлежащие данным национально-автономным районам; самостоятельно решать вопросы строительства, образования, науки, культуры и здравоохранения. Помимо всего этого, государство старается подготовить национальные кадры и специалистов разного профиля через обычные вузы, национальные университеты (институты) и школы национальных кадров. Центральное правительство оказывает районам национальной автономии финансовую и материальную помощь, стимулируя тем самым их экономическое и культурное развитие.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЫЧАИ

На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложились свои нравы и обычаи, на которые наложили отпечаток природные, социальные и экономические условия. Если говорить о питании, то на юге люди предпочитают рис, в северных районах — мучные продукты. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда — шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан»; монголы любят поджаренный рис, жареные курдюки и чай с молоком, у корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу — поджаренное на масле тесто из ячменной муки и пьют чай с топленым маслом; народности ли, цзин и дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы. Что касается одежды, то монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба»; у уйгуров популярны вышитые тюбетейки; корейцы носят обувь с загнутым, как у старинной ладьи, носком; женщины мяо, и, а также тибетки питают повышенное пристрастие к украшениям из золота и серебра; как женщины, так и мужчины национальности и, выходя из дома, обязательно надевают плащеобразную накидку из овчины — «чарва». Традиционное жилище ханьцев — дом с внутренним двориком. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжуан, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят двухэтажные домики на сваях, называемые «ганьлань».

ПРАЗДНИКИ

Официальными праздниками в Китае являются Новый год (празднуется по всей стране 1 января), праздник Весны (Новый год по лунному календарю, который отмечается по всей стране в течение трех дней), Международный женский день (8 марта), День лесопосадок (12 марта), День международной солидарности трудящихся (1 мая), который является всенародным праздником, День молодежи Китая (4 мая). Международный день защиты детей (1 июня), День Народно-освободительной армии Китая (1 августа), День учителя (10 сентября), Национальный праздник КНР (1 октября), который отмечается всенародно в течение двух дней. К наиболее важным и распространенным традиционным праздникам Китая относятся:

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по обычаю торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник — праздник Весны (Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, стены комнат украшаются новогодними картинами. В ночь под праздник Весны, которую называют «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» — ожидание Нового года. Утром следующего дня полагается обходить дома родственников и близких со взаимными поздравлениями и пожеланиями всяческих благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», шествие на ходулях.

Праздник «Юаньсяо». Приходится на 15й день первою месяца по лунному календарю, нередко именуется также «праздником Фонарей». Этот день — первое полнолуние в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. «Юаньсяо» готовят из муки клейкого риса. начинка сладкая, они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в 1 веке, поныне сохраняется во многих районах страны. Вечером в праздник «Юаньсяо» во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные образцы — произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», развлечения на качелях и другие мероприятия.

Праздник «Цинмин». Приходится на один из дней с 4го по 6е апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. Ныне в праздник «Цинмин» стали устраивать мероприятия в память о павших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. Погода стоит уже теплая, природа расцветает, и многие люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажных змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник «Цинмин» еще называют «Тацинцзе» — день прогулок по первой зелени.

Праздник «Дуаньу». Приходится на 5е число пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о древнем китайском поэте-патриоте Цюй Юане. Он жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств (475 —221 гг. до н. э). Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал его из столицы. В 278 г. до н. э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубокой прискорбью, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. Позднее каждый год в день гибели поэта люди в его память стали устраивать на реках гонки лодок, оформленных в виде драконов. Одновременно с этим они бросают в реку бамбуковые коленца, наполненные вареным рисом (как бы для Цюй Юаня). Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзы» стали традиционным блюдом, которое едят в этот праздник.

Праздник Луны. Отмечается 15го числа восьмою месяца по лунному календарю. Этот день считается серединой осени и в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в «Чжунцю» люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряниками угощалась вся семья, что символизировало благополучие в доме. Этот обычай сохранился до наших дней. В этот день луна особенно ярка. Под ее светом вся семья собирается вместе, любуется луной и лакомится «лунными пряниками». Яркий свет полной луны вызывает воспоминания о родных, и в памяти всплывают строки из стихотворения Ли Бо, великого поэта династии Тан:

Голову вверх подняв,
Я взор к луне обращаю,
А опустив ее,
О родине вспоминаю.

Помимо всего этого, многие национальные меньшинства сохранили традиции своих специфических праздников. У дайцев это «праздник Воды», у монголов — «Надом», народность и отмечает «праздник Факела», народность яо справляет праздник «Дану», байцы устраивают «Мартовский базар», чжуаны — песенные соревнования, тибетцы отмечают свой (по собственному календарю) Новый год и праздник урожая «Ванго» и т. д.

РЕЛИГИЯ

Китай — страна, где соседствуют различные религии: даосизм, буддизм, ислам, католицизм и протестантство. Число верующих превышает 100 млн. Разные национальности и люди исповедуют различные религии. 10 национальностей — хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоаньцы — исповедуют ислам. Религией тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туйцев и юйгуров является ламаизм (одно из направлений буддизма). Дайцы, буланы, дэане — приверженцы хинаяны (ортодоксального направления буддизма). Среди народностей мяо, яо, и — немало членов католической и протестантской общин. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантства, католицизма, даосизма.

Буддизм проник в Китай в 1 в. до н.э. После IV в. начинается его повсеместное распространение. постепенно он становится самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма, получив распространение в Тибете и Внутренней Монголии. Наиболее известные буддийские храмы — Баймасы (Лоян), Дацыэньсы (Сиань), Линъиньсы (Ханчжоу), Шаолиньсы (Хэнань). Крупнейшими ламаистскими монастырями являются тибетские монастыри Джоканг, Дашилумпо и Сакья, монастыри Таэрсы (Цинхай), Утасы (Внутренняя Монголия) и Юнхэгун (Пекин).

Ислам проник в Китай примерно в середине VII в. В Янчжоу, Сиане, Пекине, Иньчуане и Кашгаре имеются известные в стране мусульманские мечети. Католицизм и протестантство проникли в Китай значительно позднее, и влияние их слабее по сравнению с буддизмом и исламом. Католические и протестантские общины сосредоточены главным образом в Шанхае, Пекине и некоторых других больших городах. Небольшое число приверженцев этих двух религий имеется и среди крестьян.

Даосизм зародился непосредственно в Китае во II в. Знаменитыми даосскими храмами являются Байюньгуань (Пекин), Цинъянгун (Чэнду), Тайцингун (Шэньян). В Китае граждане могут исповедовать любую религию или быть атеистами, любая нормальная религиозная деятельность охраняется Конституцией.

Все главные религии — буддизм, ислам, протестантство, католицизм и даосизм имеют свои общенациональные и местные организации и автономно управляют делами своих общин. Китайские религиозные организации и их деятельность находятся вне сферы контроля со стороны зарубежных клерикальных сил.

Введение

Китай – очень древняя и загадочная страна.

Сегодня это страна, преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции»; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешний день страны.

Китай прошел долгий путь развития, но, несмотря на всевозможные перемены до нас дошли их древние традиции, их необычная культура.

Население Китая очень трепетно относится к своей истории. Благодаря неизменному менталитету китайцев эта страна является одной из самых патриотичных.

Все проживающие в Китае национальности за период становления своего государства, сделали культуру страны более полной и яркой. Они привнесли в нее свои знания и умения, которые позволили сделать государство совершенно необыкновенным.

В Китае большое количество ярких особенностей. Одна из них – это китайское иероглифическое письмо. Все национальности, имеющие собственные диалекты, могут понять друг друга с помощью иероглифов. Это древнейшее письмо, дошедшее до наших дней практически без изменений, есть связывающее звено среди всех народов этой страны.

Несмотря на свою многонациональность, Китай остается единым динамично развивающимся государством.


Глава 1. Общая характеристика населения Китая

Китай – третья по величине страна в мире после России и Канады. Ее территория составляет около 9,6 млн км 2 . По численности Китай, как известно, намного опережает все прочие страны мира. Согласно статистическим данным 2000 года в континентальной части Китая проживало 1,295 млрд человек. (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомынь), что составляет 22% населения всего земного шара.

В административном отношении территории Китая разделена на 22 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения, а так же 2 особых административных района (Аомынь и Сянган). 1

В самом факторе густонаселенности Китая, тесном соседстве больших масс людей есть ключ к пониманию многих важных особенностей китайской цивилизации в самых разных ее проявлениях, не важно быт это, политика или традиционность китайского населения.

Китай прошел долгий путь, прежде чем стать полноценной цивилизацией. Большую роль в этом сыграло население. Много раз оно переселялось с места на место оставляя после себя часть своей культуры.

Первоначальный район расселения древних китайцев – Лёссовое плато и равнина нижнего течения реки Хуанхэ. В этих областях уже в эпоху классической древности (V-III вв. до н.э.) впервые в китайской истории было достигнуто состояние предельной насыщенности ланшафта хозяйственно-культурной деятельностью людей, что и стало природно-хозяйственной основой китайской цивилизации.

Почти на рубеже нашей эры китайцы освоили ряд районов вдоль рек на юге и Сычуаньскую котловину. В дальнейшем, несмотря на непривычный для жителей северных равнин климат и сопротивление местных племен, продолжалась постепенная колонизация китайским населением плодородных земель нижнего течения реки Янцзы. Массовая колонизация южных земель пришлась примерно на III-IV века, в это время Северный Китай был завоеван кочевыми племенами, именно в это время Южный Китай начал играть самостоятельную политическую и культурную роль в жизни империи. Часть китайцев бежала на Ляодунский полуостров, где смешалась с предками современных Корейцев.

В течении нескольких последующих столетий экономический и политический центр Китая постепенно переместился к югу от реки Янцзы. Ко II веку н.э. все низменные районы Юга уже были полностью освоены китайцами. В это же время произошло второе массовое перемещение китайского населения на Юг, связанного с новым вторжением кочевников с Севера. Таким образом китайский Юг – точнее Цзянань, и прилегавшие к ней области стали политическим, культурным и экономическим центром китайской цивилизации.

В последующие столетия происходит стабилизация демографической обстановки в стране, и наблюдается даже отток населения обратно на Север вследствие перенаселенности наиболее развитых районов Юга. Позднее китайская экспансия выходит за пределы самого Китая. Во многих странах Юго-Восточной Азии – на Малайском полуострове, в Индонезии, на Филиппинах – возникают многочисленные китайские общины. Здесь китайские переселенцы именуют себя «танка», то есть «люди Тан» по названию Танской династии, правящей Китаем в VII-IX вв., - в эпоху активного заселения Юга.

В нынешнем столетии, после свержения монархии в 1911 году, происходит быстрое заселение Маньчжурской равнины населением Северного Китая. В 1927-1928 гг. сюда переселилось около 1млн. человек, не менее 400 тысяч человек переселилось из КНР в Гонконг.

В настоящее время, все население Китая распределено по территории республики неравномерно. Основная масса ханьцев находится в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян, а так же на востоке Сунляосской равнины, что очень тесно связано с географическим положением страны.

В связи с тем, что территория расселения китайского этноса очень обширна и разнообразна, существуют значительные этнокультурные различия между населением различных провинций и областей Китая.

Большому разнообразию китайского этноса способствовали 2 фактора:

1. Различие климатических условий Севера и Юга, с чем довольно тесно связано различие хозяйственно-культурных укладов северных и южных китайцев.

2. Контакты китайцев с разными соседними народами.

Население Северо-китайской равнины по культуре и языку более однородно чем население Юга. Так же существуют различия и во внешности. Северные Китайца выше ростом, у них светлее кожа, шире скулы и тоньше нос, а лоб немного скошен. В свою очередь южане ниже ростом, кожа смуглее, лицо более вытянуто, нос более плоский, лоб прямой.

Современные социологические опросы показывают, что даже в настоящее время многим жителям той или иной провинции приписывают различные наборы черт характера и поведения. Так считается, что жителям Цзянсу, Чжэцзяна, Цзянси свойственны хитрость, неверность в дружбе, склонность к роскоши, а так же деловая хватка и проницательность. Фуцзянцы и гуандунцы считаются людьми лукавыми, предприимчивыми, и приверженными родственным узам. Жители Хунани и Сычуани – страстными и прямодушными, население Гуйчжоу и Юньнани - бережливыми и простодушными. Эти оценки очень близки к аналогичным свидетельствам старинных письменных источников. «Я подметил, что люди некоторых провинций имеют свои недостатки: уроженцы Фуцзяни слишком вспыльчивы и дерзки, а уроженцы Шэньси – грубы и жестоки. Жители Шаньдуна слишком упрямы и всегда хотят быть впереди всех: они пеструют недобрые чувства, не ценят жизнь и охотно встают на путь разбоя. Жители Шэньси так скупы, что даже не заботятся о своих престарелых родителях. Люди же Цзянсу богаты и распущены, недостатки их всем очевидны» император Канси. VIIв. 3

Еще одной из важных особенностей Китайского этноса – это наличие в китайском языке различных местных диалектов. Так на Севере распространен единый диалект, который понимают жители Срединной равнины, Маньчжурии, Лёссового плато и северо-западных областей, в то же время на юге с давних пор существуют большое количество локальных диалектов, носители которых вынуждены для общения использовать письменный язык. Здесь различают семь основных групп диалектов:

1. Диалекты низовья Янцзы – области Цзянань.

2. Диалекты провинции Фуцзянь.

3. Диалекты Юга, охватывающие провинцию Гуандун и восточную часть Гуанси.

4. Диалекты провинции Цзянси.

5. Диалекты провинции Хунань.

6. Диалекты провинции Сычуань.

7. Диалекты этнической группы хакка

В настоящее время население Южного Китая распределяется следующим образом:

1. Диалекты У (низовья Янцзы)……………………………..69 млн.

2. Диалекты Юэ (Гуандун)…………………………………..40 млн.

3. Диалекты Хунани и Гуанси……………………………….50 млн.

4. Диалекты хакка…………………………………………….30 млн.

5. Диалекты Минь (Фуцзянь)………………………………..55 млн.

Несмотря на свой многовековой переселенческий образ жизни, даже, несмотря на то, что они говорят практически на разных языках, китайский народ сумел сохранить единство своей культуры, которая составлялась на протяжении многих столетий.

Глава 2 . Национальные меньшинства в Китае

В Китае, как в полиэтническом государстве, существует типологическая особенность – наличие в нем одной национальности подавляющего большинства и многочисленных малых этносов. По данным всекитайской переписи населения, проведенной в ноябре 2000 года, коренные китайцы – ханьцы составляют 91,59 % общей численности населения Китая. Другие национальностей составили 8,41%. Все национальности кроме ханьцев принято называть национальными меньшинствами.

Всего в национальные меньшинства включают 55 национальностей, проживающих на территории Китая. В них входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шу, дунсян, наси, ту, киргизы, цин, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ачаны, эвенки, цзин, узбеки, цзино, уйгуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба.

Между этническими меньшинствами существует довольно большая разница в численности. Так, чжуани являются самой многочисленной группой, ее население составляет 15,556 млн. человек, а самая малочисленная этническая группа – лоба, ее население составляет 2322 человека.

Национальные меньшинства занимают 50-60% от всей территории Китая, и проживают во Внутренней Монголии, Тибете, автономных районах Синцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском, Нинся-Хуэйском, а так же в некоторых провинциях и приграничных районах.

С древних времен на территории современного Китая проживали предки всех национальностей, которые сейчас населяют Китай. В течении многих веков они расширяли границы государства. Начиная с династии Ся и до времен империи Цинь и Хань, различные племена, такие как: мяо, яо, бай осваивали долины рек Хуанхэ и Янцзы. На территориях современных провинций Хэйлунцзян, Люонин, Цзилинь были расселены ухуань, сяньбэй, гунны, дунху. На западе, в районе современной провинции Сяньцзян проживали предки современных узбеков, юэчжи, гуйцзы, юйтянь.