В помощь ученикам. Образ Руси в поэме Н.В

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного,
прекрасного далека тебя вижу»
«Мертвые души» - произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России.
Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».
Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».
Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, - вспоминал Гоголь, - что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».
Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, - то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)
Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»
Русь, народ, его судьба… «Души живые» - это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.
Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.
Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, - в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).
Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».
Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» - все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.
Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.
Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

Задачи и тесты по теме "Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма «Мертвые души», в которой великий русский писатель правдиво изображает жизнь России в 30-х годах XIX века. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Обычно под поэмой подразумевается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Однако перед нами прозаическое произведение в жанре романа-путешествия.

Дело в том, что замысел писателя не нашел полного воплощения: вторая часть книги сохранилась частично, а третья так и не была написана. Законченное произведение должно было по замыслу автора соотноситься с «Божественной комедией» Данте. Три части «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям поэмы Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай». В первой части представлены круги российского ада, а в других частях читатель должен был увидеть нравственное очищение Чичикова и других героев.

Гоголь надеялся, что своей поэмой он реально поможет «воскрешению» русского народа. Такая задача требовала особой формы выражения. И действительно, уже некоторые фрагменты первого тома наделены высоким эпическим содержанием. Так, тройка, в которой Чичиков покидает город NN, незаметно преображается в «птицу тройку», а затем становится метафорой всей Руси. Автор вместе с читателем как бы взлетает высоко над землей и оттуда созерцает все происходящее. После затхлости закостеневшего жизненного уклада в поэме появляется движение, простор, ощущение воздуха.

Само движение при этом называется «Божьим чудом», а мчащаяся Русь именуется как «вдохновенная Богом». Сила движения все нарастает, и писатель восклицает: «Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?..» Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Теперь становится ясно, почему именно Чичиков выступает в роли «любителя быстрой езды». Именно он по замыслу Гоголя должен был в следующей книге духовно возродиться, слиться душой с Россией. Вообще замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» дал возможность писателю выстроить по-особенному композицию поэмы. Гоголь показывает все социальные слои России: чиновников, крепостников и простой русский народ.

Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины. Русские крестьяне находятся на положении рабов. Господа могут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей. Коробочка говорит Чичикову: «Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе. Даже мертвый крестьянин становится предметом купли-продажи, средством наживы. Русский народ умирает от голода, эпидемий, произвола помещиков.

Писатель образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей». Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: «Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове. Гоголь с огромной нежностью пишет о «расторопном ярославском мужике», собравшем русскую тройку, о «бойком народе», «бойком русском уме».

Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира. В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь «с бойкой и необгонимой тройкой», несущейся вперед.

Русский человек замечательно умеет использовать богатство народного языка. «Выражается сильно российский народ!» - восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, «которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Однако, все таланты и достоинства простого русского народа очень сильно оттеняют его тяжелое положение. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» - рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные списки умерших крестьян. Правдивое и безрадостное настоящее русских крестьян нарисовал Гоголь в своей незабываемой поэме.

Но великий писатель-реалист был всегда уверен в том, что жизнь в России изменится. Станет светлее и радостнее. Н. А. Некрасов высказывался о Гоголе: «Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья».

Как истинный патриот своей страны, Николай Васильевич Гоголь страстно желал увидеть счастливым русский народ, уничтожающим смехом бичевал современную ему Россию в своем замечательном произведении. Он отрицал крепостническую Русь с ее «мертвыми душами» и выражал надежду, что будущее любимой Родины не за помещиками или «рыцарями копейки», а за хранителем небывалых возможностей - великим русским народом.

Через всю поэму «Мертвые души» проходит тема России, тема народа. Вот что написал об этом Герцен: «Гоголь чувствовал, и многие другие чувствовали с ним - позади мертвых душ души живые». Беспощадно бичуя общественный порядок, существовавший в стране, писатель был уверен в светлом будущем России, в ее грядущем расцвете. Образ России совершенно не сливается с картинами жизни господствующей верхушки общества. Напротив, он резко им противостоит. Все построено на резких контрастах: замкнутость существования владельцев крепостных душ и беспредельная ширь России; духовное убожество обитателей усадеб и богатство творческих сил русского народа; неподвижность, застой мира коробочек, Плюшкиных, собакевичей и стремительное движение России вперед. Образ России также резко противостоит образу Чичикова: его внутренние качества совершенно чужды сущности русского народа. Гоголь пламенно верил в великое будущее России. Однако он неясно представлял себе тот путь, который должен был привести страну к могуществу, славе и процветанию: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа». Писатель не видел реальных способов преодоления противоречия между состоянием подавленности страны и расцветом России. «Где же тот, - писал Гоголь, - кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово вперед? Кто, зная все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мгновеньем мог бы устремить нас на высокую жизнь?» Ясного ответа на этот вопрос Гоголь дать не мог. И все-таки он надеялся. Надеялся на то, что если изменятся условия существования русского крестьянина, то проявится «его живая, хлопотливая природа». В «Мертвых душах» Гоголь показал то страшное воздействие, которое оказывала на народ зависимость его от помещиков. Именно в этом заключается суть образов дяди Митяя и дяди Миняя, крепостного слуги Плюшкина Прошки, девочки Пелагеи, не умевшей различить, «где право, где лево». Все эти действующие лица поэмы-романа находятся в подавленном, рабском состоянии. Власть коробочек и Плюшкиных определяет духовную неразвитость крепостных крестьян. Той же духовной нищетой отличаются Петрушка и Селифан. Петрушка «имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг», в котором его привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». В отличие от молчаливого Петрушки, разговорчивый Селифан склонен к длинным рассуждениям, но они отличаются абсолютной ограниченностью интересов. В образах Петрушки и Селифана раскрываются инертность и неподвижность, причиной которых является крепостная зависимость. Однако народ для Гоголя вовсе не сводится к Петрушке и Селифану, к дяде Митяю и к дяде Миняю. Писатель необычайно высоко оценивал природную талантливость русского крестьянина, его живой ум, острую наблюдательность. «Выражается сильно российский народ! - писал Гоголь в пятой главе поэмы, - и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света...» Слово, речь, язык, с точки зрения Гоголя, исключительно ярко отражают характер народа. Говоря об особенностях русской речи, Гоголь отмечал удивительную меткость и энергичность, свойственные русскому народу и воплотившиеся в русском слове.

Сочинения по литературе: Образ руси в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души. Работу над "Мертвыми душами" Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: "...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!" - сообщал он Жуковскому в 1836 году. В "Мертвых душах" Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей. Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков.

Уже само название поэмы - "Мертвые души" - имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, "что-то наводящее ужас", "иначе он не мог назвать; не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу" "Уездный сентиментальный мечтатель", "размазня", по слову Белинского. Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о "благополучии дружеской жизни", строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, "небокоптитель", у которого слова расходятся с делом. Коробочка - жадная накопительница, "дубиноголовая", как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну "из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов".

Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев. Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это - заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру. Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о "просвещении". Замыкает эту галерею Плюшкин - предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура.

Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархально-крепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым "мертвых душ" - крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы. Чичиков - человек новой формации. Он делец, "приобретатель", "рыцарь копейки", в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазно-капиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова - лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность. Сатира, "смех" Гоголя в "Мертвых душах" проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это "смех сквозь слезы", как определил писатель своеобразие своего творческого метода. Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное...

Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров - помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Образ Руси в поэме "Мертвые души" представлен как олицетворение того великого, на что только способен народ, того важного исторического дела, которое, как верил автор, могут совершить его соотечественники. Образ России возвышается над всеми образами и картинами, нарисованными в произведении. Он овеян любовью автора, который посвятил свою жизнь, свое творчество служению родной стране.

Характеризуя образ Руси в поэме "Мертвые души" кратко, необходимо сказать пару слов и о "хозяевах жизни". Ведь Гоголь не случайно ввел их в свое произведение.

Обличение "хозяев жизни"

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, "хозяев жизни". Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, - носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении "Мертвые души".

Утверждение прогресса

Формы жизни, которые утверждают все вышеперечисленные персонажи, резко противоречат нуждам и запросам исторического развития страны. Для иллюстрации этой мысли автор рисует величественный образ Руси в поэме "Мертвые души". Эта страна, как считает Гоголь, обладает громадной мощью. Образ Руси в романе "Мертвые души" является олицетворением основной идеи поэмы, которая заключается в отрицании общественного застоя, социального порабощения, в утверждении прогресса.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм - вот основная идея "Мертвых душ". Критик понимал под словосочетанием "субстанциальное начало" богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии - все это воплощает образ Руси в поэме "Мертвые души". Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме "Мертвые души". Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над "порядками" - проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль - во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Оценка поэмы Герценом

Патриотический пафос "Мертвых душ" высоко оценил Герцен. Он с полным основанием отмечал, что это произведение - удивительная книга. Герцен писал, что это "горький упрек современной Руси", однако не безнадежный.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: "Русь, куда ж несешься ты?". Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, "рыцарей" наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя "Мертвые души", был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

"Мертвые души" - революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь - патриот

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в "Мертвых душах". Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме "Мертвые души" свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.