Владельцы галереи. ТРЦ «Галерея» продан за $1,1 миллиарда

Американский фонд недвижимости Morgan Stanley Real Estate Fund VII договорился о покупке ТЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге за $1,1 миллиарда. Окончательно сделка будет завершена позднее в этом месяце. Приведет ли смена владельца к каким-либо изменениям в ТЦ, рассуждали наши эксперты.

Почему Meridian Capital решила продать ТЦ?

Александр Волошин, директор по развитию ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate

В данном проекте Meridian Capital выступил как классический девелопер. Компания построила объект, заполнила его арендаторами, стабилизировала и спустя год продала.

Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН

С самого начала проект был достаточно сложным и рискованным, учитывая, что яма на этом месте существовала уже много лет. На мой взгляд, продажа готового объекта с такой доходностью западной компании достаточно успешное завершение проекта. Эта сделка позволит продавцу получить средства для реализации новых проектов.

Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG

Ничего удивительного в том, что Meridian Capital решила продать ТРЦ «Галерея» нет. Это нормальный девелоперский цикл: построить объект, привлечь в объект арендаторов, стабилизировать работу ТЦ, достигнув максимальных показателей, и продать его на «пике». Вырученные деньги девелопер, как правило, вкладывает в другой проект, что, скорее всего, и будет делать Meridian Capital.

Павел Пикалев, директор Penny Lane Realty Saint Petersburg

Meridian Capital действовала можно сказать по «классической» схеме, включающей строительство, запуск проекта и последующую реализацию.

Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге

В настоящее время наиболее привлекательным с точки зрения инвестиции является торговая недвижимость. Безусловно, у западных фондов есть интерес к объектам класса «А», которые являются наименее рискованными и приносят высокий по западным меркам доход.

Насколько оправдана предложенная цена с точки зрения рынка?

Александр Волошин

Годовой доход ТРК Галерея можно оценить в 90 млн. долларов в год при 100% заполненности комплекса, исходя из средней ставки аренды 1000 долларов за кв. м в год. Высокий уровень средней арендной ставки обусловлен отсутствием крупных якорных арендаторов, за исключением операторов развлечений. Стоимость объекта рыночная и позволяет новым собственникам рассчитывать на доходность 8,5-9%.

Екатерина Марковец

При условии, что средняя арендная ставка в «Галерее» составляет порядка 100 дол. за кв. м в месяц, с учетом всех операционных расходов, среднегодовой доход ТРК находится на уровне около 7% годовых. Подобную сделку может себе позволить только западный инвестор, поскольку у него есть доступ к дешевым кредитным ресурсам. В то же время «Галерея» идеально подходит в качестве объекта для инвестиций, что в первую очередь обусловлено идеальным местоположением и качественной концепцией. Кроме того, заполняемость комплекса близка к 100%.

Денис Колокольников

Озвученная стоимость в 1,1 миллиард долларов адекватна сегодняшним реалиям рынка. Ведь ТРЦ «Галерея» - это знаковый проект, он один из лучших в России и, на мой взгляд, лучший в Санкт-Петербурге. При его появлении понесли убытки многие ТЦ, расположенные в зоне охвата, и даже сегмент стрит-ритейла на Невском проспекте не остался в стороне. ТРЦ «Галерея» - это «качественный» проект с хорошей концепцией в «вечном» месте и вследствие этого с хорошей стабильной доходностью.

Павел Пикалев

Насколько нам известно, первоначальная цена была снижена в ходе переговоров. Итоговая сумма в 1,1 млрд. долларов, несмотря на беспрецедентность для российского рынка недвижимости, оправдана для данного объекта - из-за его уникальности, размеров, общей успешности.

Илья Андреев

Точно не зная финансовую составляющую данного проекта, можно говорить только об общих экспертных оценках. Учитывая общую и арендопригодную площадь данного комплекса, а также возможные средние ставки, сумма, предложенная за ТРК «Галерея», выглядит вполне справедливой, особенно с точки зрения иностранных инвесторов, которые менее требовательны к уровню доходности.

Произойдут ли какие-либо изменения в ТЦ в связи со сменой владельца?

Александр Волошин

Скорее всего, смена собственника не приведет к изменениям самого объекта, так как на сегодняшний день ТРК Галерея относится к числу наиболее удачных проектов. ТРК Галерея это высококлассный объект институционального уровня. ТРК заполнен международными брендами, в том числе, впервые вышедшими на рынок Петербурга именно в этом комплексе. Еще одним неоспоримым преимуществом ТРК является его локация в самом центре города, на пересечении крупных торговых магистралей, в пешеходной доступности от станций метрополитена, рядом с Московским вокзалом.

Екатерина Марковец

Без комментариев

Денис Колокольников

Я не думаю, что новые владельцы ТРЦ «Галерея» будут что-то менять в столь успешном проекте. ТРЦ уже потеснил своих конкурентов, очень популярен среди покупателей и для получения хорошего дохода собственникам будет достаточно только поддерживать этот уровень.

Павел Пикалев

ТРЦ «Галерея» полностью заполнена арендаторами, имеет современную концепцию, мощную развлекательную составляющую (кинотеатр, боулинг), свои «фишки» (детский учебно-развлекательный центр, рестораны высокого ценового сегмента). Новому собственнику сегодня нет смысла что-либо менять. Тем не менее, тенденции на рынке торговых центров меняются стремительно, конкуренция высокая и Morgan Stanley будет внимательно следить за тем, чтобы своевременно корректировать концепцию объекта.

Илья Андреев

Без комментариев

Компания хочет выручить за него не менее 1 млрд долларов.

Фонд Morgan Stanley Real Estate Fund (MSREF) VII рассматривает возможность продать торгово-развлекательный центр «Галерея» в Петербурге. Об этом пишут «Ведомости».

Источники издания полагают, что это связано с завершением срока работы компании. Срок продлят, если покупатель не найдется. Отмечается, что MSREF VII хочет продать ТРЦ за миллиард долларов.

ТРЦ «Галерея» открылся на Лиговском проспекте в 2010 году. В строительство комплекса вложили 500 млн долларов. Общая площадь одного из крупнейших торговых центров Петербурга - 192 тыс. кв. метров, а арендная площадь достигает 93 тыс. кв. метров.

В 2012 году «Галерея» принадлежала компании ООО «Строительная компания „Бриз“». Ее продали MSERF VII за рекордные 1,1 млрд долларов. Тогда сделка стала крупнейшей на российском рынке коммерческой недвижимости.

В феврале стало известно, что группа компаний Renaissance из Турции на Васильевском острове в Петербурге торгово-развлекательный центр. В проект хотят инвестировать 150 млн долларов.

Прошлое и настоящее городской магистрали в фотопрогулке «Карповки».

сайт: 17.07.2019

У компании остались 6000 обманутых дольщиков.

сайт: 17.07.2019

Доброе утро, Петербург! Сегодня, 17 июля, синоптики обещают и солнце, и облака, и дождь. Потеплеет до +20 градусов, но подует умеренный ветер. К ночи похолодает до +13, будет дождливо. Кстати, кому-нибудь удалось понаблюдать частное лунное затмение прошлой ночью? Фото дня: дождаться радугу.

Оригинал этого материала
© "Ведомости - Ростов-на-Дону" , 14.09.2012, "Галерея" чиновников, Фото: spectrum-group.ru

Александр Воробьев

ТРЦ «Галерея Краснодар» был открыт в ноябре 2008 г., инвестиции в его строительство составили 3,1 млрд руб. Он имеет наилучшую среди подобных заведений площадку в городе - в самом центре, на пересечении улиц Красной и им. Володи Головатого. Управляет торгово-развлекательным центром компания «ТПС-недвижимость» (входит в Grand Malls Development). А владеет ТРЦ - ОАО «Галерея Краснодар». Компания, из которой путем преобразования было создано ОАО, в 2005 г. купила у мэрии Краснодара участок площадью 1,83 га, на котором позже и был построен центр. Причем земля была продана не на торгах, а на основании постановления мэра Краснодара. «Тогда это не было противозаконно, торги стали обязательными на 2-3 года позже», - отмечает краснодарский риэлтор.

Основными владельцами ОАО «Галерея Краснодар» были структуры ТПС. А 19,9% до 2008 г. владело краснодарское ООО «Интеркомплекс», говорится в отчетности «Галереи».

В 2007 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», 52% «Интеркомплекса» принадлежали дочери Ткачева - Татьяне Баталовой . По состоянию на 15 февраля 2008 г. этот пакет перешел уже самому губернатору, а другими 48% владел вице-губернатор Александр Ремезков . 20 февраля 2008 г., по данным ЕГРЮЛ и СПАРК, пакет губернатора отошел его зятю, депутату законодательного собрания края Роману Баталову, а Ремезкова - Жанне Арефьевой. Арефьева является совладельцем компании «Эксим», в которой Ремезков работал до начала политической карьеры. С тех пор владельцы компании не менялись. Сейчас «Интеркомплекс» находится в состоянии ликвидации.

Впрочем, в течение 2008 г. «Интеркомплекс» продал свой пакет кипрской Vempolex Holding, говорится в отчетности «Галереи Краснодар». Когда именно произошла сделка, в документах компании не говорится.

[spectrum-group.ru, 31.10.2008, "Открытие ТРЦ "Галерея Краснодар" : 31 октября 2008 года состоялась торжественная церемония открытия первой очереди строительства крупнейшего торгово-развлекательного комплекса в Краснодаре - «Галерея Краснодар».

В церемонии приняли участие губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, вице-губернатор Татьяна Евсикова, заместитель главы города Александр Колонтаевский, президент ОАО «Инвестиционная компания «ТПС» Александр Пономаренко и руководитель дивизиона недвижимости Андрей Дмитрюк, а также представитель ГК Спектрум - директор проекта Сергей Кононов. - Врезка К.ру]

Пресс-секретарь Ткачева Анна Минькова пообещала, что поговорит по вопросу «Галереи Краснодар» с губернатором, а потом целый день не отвечала на звонки по мобильному телефону. Ремезков, который в прошлом году избрался в Госдуму от «Единой России», передал через пресс-секретаря, что свою прошлую работу не комментирует. Помощница Баталова сказала, что с ним вчера не было связи.

Гендиректор «ТПС-недвижимости» Андрей Дмитрюк заявил, что коммерческие условия таких сделок, как участие и последующий выход «Интеркомплекса» из «Галереи Краснодар», обычно не разглашаются. О том, что «Интеркомплекс» принадлежит зятю губернатора, а раньше принадлежал губернатору и вице-губернатору, «ему неизвестно». Игорь Зоря, который в совете директоров «Галереи Краснодар» представлял «Интеркомплекс», заявил, что не знает, почему «Интеркомплекс» вышел из числа акционеров ТРЦ, «таково было решение собственников». Кто собственники компании, он не знает.

["ИТАР-ТАСС Кубань", 13.09.2012, "ТРЦ "Галерея Краснодар" вошел в "ТОП100 лучших торговых центров России" : ТРЦ «Галерея Краснодар» вошел в «ТОП100 лучших торговых центров России».
На площадке VI Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate в Санкт-Петербурге подвели итоги проекта «100 лучших торговых центров России».
«Это один из крупнейших отраслевых рейтингов, пользующийся большим признанием среди профессионального сообщества, и нам, безусловно, приятно, что в этом году в него вошел наш ТРЦ "Галерея Краснодар". Считаю, что это хорошая оценка нашей работы, нашего положения в отрасли, я уверена, что в будущем году, с открытием второй очереди «Галереи Краснодар», мы укрепим свои лидирующие позиции», - отметила директор филиала ОАО «ТПС Недвижимость» в Краснодаре Наталья Стройкина. - Врезку К.ру]

["ИТАР-ТАСС Кубань", 22.06.2012, "Александр Ткачев заложит первый камень второй очереди ТРЦ "Галерея Краснодар" : Александр Ткачев примет участие, 28 июня, в закладке первого камня второй очереди ТРЦ «Галерея Краснодар». Почетные гости собственноручно заложат памятные кирпичи в фундамент нового здания. После введения в эксплуатацию нового объекта ТРЦ «Галерея Краснодар» станет одним из самых масштабных торговых комплексов в Южном федеральном округе, отметили в пресс-службе компании. - Врезка К.ру]

Вместе с НМТП

Александр Ремезков был аффилирован с владельцами «ТПС-недвижимости» не только через «Галерею Краснодар». С лета 2006 г. по весну 2008 г., будучи вице-губернатором, он входил в совет директоров Новороссийского морского торгового порта, крупнейшей стивидорной компании России. Тогда она принадлежала владельцам ТПС Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу . ОАО "Галерея Краснодар"
торгово-развлекательный центр
акционеры (данные компании):
Okonedo Holding ltd. (80,1%), Vempolex Holding Limited (19,9%).
финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.):
выручка - 893 млн руб.,
чистая прибыль - 258,8 млн руб.
входит в Grand Malls Development ltd., принадлежащую бывшим совладельцам Новороссийского морского торгового порта Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу.

Дилер современного искусства, владелец галерей в Нью-Йорке и Москве откровенно рассказал о своем бизнесе, инвестициях в искусство и о том, чего не хватает отечественным художникам

Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете перспективы торговли современным искусством в России?

Достаточно грустно. Потому что нет увлеченных художников, увлеченных коллекционеров. Меня интересуют большей частью западные коллекционеры, а не русские. Если говорить о русском искусстве, я бы сказал: сперва подтяните образование, тогда и искусство подтянется. Наше искусство неграмотное, за ним нет сильного образования. Нет хорошего образования у художников — значит, не возникнет серьезного интереса у коллекционеров к необразованному искусству. Если коллекционеры будут плохо образованны, такими будут и их коллекции. Например, это тотальное увлечение нонконформистами. Я считаю, что это вообще неразвитое искусство. В каждой стране ты увидишь кучу людей, которые делают то же самое.

То есть вы ничего хорошего от российского искусства не ждете?

Не забывайте, страна только начала развиваться, мы сейчас на уровне Америки 1930-1940-х годов. Меняется инфраструктура, меняются политика, экономика. Америке на это понадобилось 60-70 лет, которые состояли постоянно из взлетов и падений. В 1980-е был взрыв, в 1990-е — кризис, и до сих пор, мне кажется, кризис. Если посмотреть, как выглядит Нью-Йорк, — это кризисный город, который не выглядит городом роскоши и благолепия. А Москва только начала развиваться. Я думаю, через пару десятков лет возникнет новая генерация и будет совершенно другая ситуация.

Новая генерация художников?

Художников, коллекционеров, политиков и бизнесменов. Будет другая страна, позитивная.

Иными словами, в долгосрочной перспективе…

Это развитие города и страны. Это не развитие двух-трех спекулянтов и художников.

А Евгений Чубаров — единственный из русских художников, с кем вы работаете?

Единственный русский, которого я считаю достойным. Но на каждые 20 лет есть свои герои. Чубаров закрыл практически 70-80 лет полного отсутствия реального искусства в России.

Для меня важно не только продавать искусство, мне важно, чтобы я с этим художником интеллектуально рос. С Чубаровым я сильно вырос, и это, кстати, позволяет мне судить о западных художниках, определять, насколько это фейковое абстрактное искусство или же нет. Вот именно работы Чубарова позволили натренировать себя.

Возникает закономерный, как мне кажется, вопрос. Зачем вам, успешному нью-йоркскому дилеру, галерея в Москве? И насколько это интересно коммерчески — представлять западных художников в Москве?

Экономически присутствие мое здесь неоправданно, но все же я отсюда произошел, и какой-то интерес есть к этой стране, и то, что мы делаем, никто не делает — это выделяет нас. Можете рассматривать это как эгоманию. Может быть, хотя я не эгоман. Мне просто интересно то, что я делаю. Плюс статус московского галериста позволяет мне работать в Нью-Йорке с топовыми художниками. Там моя галерея была бы одной из множества, и программа выставок, набор художников никогда не были бы настолько сильными.

Почему?

У каждого художника есть свои представители, и звезд я бы никогда не получил. А здесь у меня есть возможность сделать выставку Дэмиена Херста, потому что тут я не конкурирую с остальными галереями. То же самое касается Рона Арада, Вима Дельвуа и других. Как правило, это уже взрослые художники, и они взращены другими галереями. Когда я здесь открыл галерею, они были уже состоявшимися художниками.

Говоря о деятельности московской галереи — все-таки есть здесь какой-то сложившийся круг клиентов?

Почти нет. Вопрос в том, нужны ли они нам здесь. Пожалуй, и не нужны.

А есть ли среди ваших клиентов российские коллекционеры, которые покупают у вас искусство на Западе?

Да, конечно. Русские — это где-то 20% моих клиентов. В основном это успешные бизнесмены, которые уехали. В Англии, в Америке я знаю несколько человек, которые стали коллекционерами. Я горжусь тем, что периодически продаю им работы высококлассных художников, включая Фрэнсиса Бэкона, Кристофера Вула, Джорджа Кондо. Это очень рафинированные коллекции.

Есть еще одна тема, которую я бы хотела затронуть. Как вы относитесь к понятию инвестиций в искусство?

Дело в том, что благодаря успеху аукционов 2008-2010 годов, когда начался кризис, а продажи искусства все еще демонстрировали хорошие показатели, многие западные хедж-фонды, особенно молодые инвестиционные компании, решили, что окупаемость инвестиций в искусство гораздо выше, чем то, что они предлагают своим клиентам. И за период с 2008 по 2012 год работы Энди Уорхола, Кристофера Вула, Джорджа Кондо, Агнес Мартин выросли в цене в пять, а то и в десять раз.

Фактически хедж-фонды вытащили часть средств из фондового рынка и вложили в искусство. Однако, в отличие от коллекционеров, они не мыслят критериями «я это люблю, поэтому куплю и буду держать у себя» — они приобретали произведения современных художников для того, чтобы в скором времени продать. Для них это обычное сезонное явление: осенью купил, весной продал. Сознание у них осталось такое же. Они вложили кучу денег в молодых художников, которых им посоветовали дилеры и коллекционеры, с кем они дружили. Они разом сделали ставку фактически на все молодое искусство, которое тогда расцветало. И такие художники, как Алекс Израэль и Марк Гротьян, еще выстояли, а другие просто исчезли — и с художественной сцены, и с рынка. Или вот художник Дэн Коэн, который стоил у Гагосяна от полутора миллионов долларов, теперь опустился до $50 тыс. Так вот, эти инвесторы, покупая искусство, думали: «Сейчас осенью куплю, а потом на аукционе продам». Кому-то удалось быстро продать, и они вышли с хорошим финансовым результатом, но, продержавшись год, цены идут вниз.

То есть те, кто первыми вложились и успели выйти…

Да, те, кто вложил $50-100 тыс., умудрились заработать на этом $500-700 тыс., а вот те, кто платил эти $500-700 тыс. и выше, — они на этом попали на 90%.

Похоже на финансовую пирамиду.

Да. Потому что влезли люди из другого бизнеса, с большими деньгами, и эта пирамида сейчас рухнула. За последний год многие художники исчезли, многие, кто был очень популярен, за кем бегали коллекционеры, обесценились или спрос на них упал.

Другое дело — если инвестировать только в искусство, правильно отобрав материал. Это может принести от 50 до 100% годового дохода, а возможно, и больше. А многие художники до сих пор не достигли своей реальной цены.

Выставка работ Дэмиена Херста в Галерее Гари Татинцяна в Москве. Courtesy of Gary Tatintsian Gallery

То есть, чтобы инвестировать выгодно, надо очень хорошо в этом разбираться?

Это должно быть твоим бизнесом, чтобы ты мог на этом заработать. Если это не твой реальный бизнес, то тобой будут манипулировать либо дилеры, либо аукционы. Выбор работ — очень важная вещь, а еще важно знать, сколько нужно подождать.

Фактически заработать на искусстве могут только профессионалы, галеристы и дилеры?

Скажу шире: любой человек, который уделяет анализу определенное время. Профессионалы — в первую очередь, и некоторые инвесторы, которых консультируют профессиональные эксперты. И такие эксперты обязательно должны быть сами финансово успешными. Потому что, если он для себя ничего не заработал, он и для тебя никогда ничего не сделает.

А что такое финансово успешный эксперт?

Собственник серьезной коллекции с серьезным доходом.

Где начинающему коллекционеру стоит покупать искусство? Может быть, на мировых аукционах?

99% искусства, которое показывается в музеях, продается на аукционах, просто плохое. Молодому коллекционеру ни в коем случае не стоит думать, что если он разобрался в своем бизнесе, то уж с рынком искусства он разберется. Прежде всего нужно найти своего дилера, который поможет разобраться с механизмами арт-рынка. Если ты хочешь сам потом принимать решения, ты должен понять, как это все работает. Дальше уже сможешь анализировать произведения искусства, вникать вместе со специалистом.

Галеристом, арт-дилером?

Нет, галерист — это не специалист. Это спекулятивная область, где человек снимает помещение, показывает любое искусство своих друзей и пытается его продать.

Кто тогда может быть таким специалистом?

В мире их 2,5 человека. Это всегда единицы, так же мало хороших дилеров, мало хороших художников.

Очень часто молодые художники задают вопрос, как им стать коммерчески успешными. Как им попасть на мировые аукционы, как начать продаваться?

Любой успешный художник — это коммерчески успешный художник. Если ты не можешь прокормить себя тем, чем ты занимаешься, иди работать таксистом.

Здесь нет ни рецептов, ни советов. Это значит быть вовлеченным не в коммерческую структуру, а в инфраструктуру арт-индустрии, когда за тобой начинают следить еще буквально со школы, с университета. Впрочем, это подходит для более эрудированных западных рынков, где существует арт-бизнес как таковой. Он у нас несколько рудиментарный, развивающийся по-своему, быстрее. В России, как только художник умрет, все его начинают собирать. У нас сперва были спекулянты искусством, которые продавали за границу, потом вдруг появились новые коллекционеры, но это без оглядки на всю мировую инфраструктуру. Когда в России был экономический бум, мировые аукционы включили в свое меню ряд русских художников, потом это все сникло. Аукционы и сейчас регулярно продают, наверное, и Булатова, и Кабакова, чтобы за ними бегали коллекционеры, которые хотят купить все, что есть на рынке, такого не наблюдается ни за одним русским художником. Несмотря на то что мы работаем с Чубаровым, и достаточно успешно, все равно отношение к русскому художнику как к эквиваленту интеллекта все еще, я считаю, недооценено.

В чем причина?

Вы слышите западную риторику по поводу России. Это относится не только к политикам, это буквально к каждому гражданину России относится.

До 1 июля в Галерее Гари Татинцяна продолжается выставка произведений Дэмиена Херста. Выставка организована при поддержке бренда Simple.

Первый этаж галереи «11.12» в центре современного искусства «Винзавод» готовят к очередной выставке: светлое помещение пахнет свежей краской, на полиэтилене хаотично выставлены семь белых кубов, рядом на скамейке лежат инструменты, половина батона и бутылка кваса. Чей-то обед уберут, а на кубы водрузят объекты из ржавого металла - работы башкирского художника Рината Волигамси (настоящая фамилия - Исмагилов). Так за неделю до открытия выглядит его новая выставка «Деревня».

Галерея работает на «Винзаводе» с 2011 года и занимает здесь сразу три этажа: два - для выставок, а третий служит складом и используется для встреч с клиентами. К назначенному времени приходит владелец галереи Александр Шаров - в белых конверсах, джинсах и бирюзовом джемпере. Первым делом он здоровается за руку с рабочим, который красит кубы, что-то с ним обсуждает и только потом приглашает нас подняться на третий этаж.

Шаров увлёкся современным искусством десять лет назад. Сначала он открыл шоурум в Барвихе, затем две галереи: в Москве на «Винзаводе» и в Сингапуре (ей управляет супруга Эльвира). Была ещё неудачная попытка стартовать в США: галерея в Фениксе проработала лишь полтора года, но её пришлось закрыть из-за больших убытков.

Искусство - главное дело Шарова, но не основной его бизнес. С середины 1990-х он занимается продажей упаковочной бумаги. В 2015 году его компания «Бумагару», согласно данным СПАРК, заработала 138 млн рублей. Галерея зарабатывает $30 000 - 40 000 в месяц (в этом бизнесе расчёты принято вести в валюте) - этого едва хватает, чтобы её содержать.

«Секрет» рассказывает, как и почему преуспевающий торговец бумагой стал модным галеристом.

Первые деньги

По образованию Александр Шаров - связист. После учёбы в Московском техникуме связи он ушёл в армию (служил в литовском Каунасе), потом работал инженером, занимался настройкой шагающих экскаваторов в разных частях СССР. Когда в России появилась возможность заниматься бизнесом, он решил, что хочет работать на себя, открыл в Москве комиссионку «Хозяин и мастер» и стал торговать импортными джинсами, телевизорами, алкоголем и другими ходовыми товарами.

После Шаров использовал связи, чтобы переключиться на более перспективное направление - драгметаллы. Его компания поставляла золотые слитки на Бронницкий ювелирный завод, забирала готовые украшения и развозила их по магазинам. Всё складывалось как нельзя лучше до чёрного вторника 1994 года - как и многие, Шаров тогда многое потерял.

Новое дело появилось тоже благодаря связям - знакомый предложил вложиться в небольшую компанию с готовой клиентской базой, которая занималась оптовой продажей пищевой бумаги. Шаров согласился, дела пошли хорошо, и вскоре он смог выкупить этот бизнес целиком. Со временем в Московской области появился цех, где бумагу хранят, режут и упаковывают - заказчикам нужно было предоставить сервис. Сейчас среди клиентов - группа «Объединённые кондитеры», комбинаты «Черёмушки» и «Добрынинский», а также другие компании из разных регионов. Шаров и сейчас управляет своим бумажным бизнесом, но рассказывает о нём неохотно. Говорит лишь, что он позволяет ему заниматься любимым делом - галереей.

Художник и предприниматель

Как ни странно, когда бумажная компания Александра Шарова стала «серьёзным лидером», он не расслабился, а приуныл. Приходя на работу, предприниматель точно знал, что будет завтра, послезавтра, через неделю. День сурка закончился в 2006 году, когда Шаров познакомился с московским художником-реалистом Алексеем Алпатовым. Разговорились на одной тусовке, художник пригласил посетить свою мастерскую, Шаров от скуки согласился. Тогда он, конечно, не предполагал, что эта встреча затянет его в арт-бизнес.

Шарову понравились картины Алпатова, и он предложил новому знакомому выпустить каталог и принять участие в выставке-ярмарке «Арт-манеж». В декабре 2006 года они арендовали небольшой участок и привезли десяток работ. Мероприятие полностью профинансировал Шаров - стенд, продакшен и транспортировка обошлись ему в $10 000.

Договариваясь об участии в ярмарке, Шаров и Алпатов решили, что художник, во-первых, заберёт свои работы из всех мест, где они продавались раньше (они были представлены в нескольких салонах и на Крымской набережной), а во-вторых, поднимет цены (примерно на 30%). Выручка должна была в первую очередь пойти на погашение затрат, а прибыль (если бы она была) партнёры договорились поделить поровну.

Три дня ярмарки прошли очень успешно. Четыре картины, которые удалось продать (самую дешёвую - за $1000, другие - за $5000 и дороже), закрыли все расходы и даже оставили компаньонов в небольшом плюсе. Сейчас Шаров говорит, что, если бы выставка закончилась менее удачно, он бы на этом и «притормозил».

Был бизнесмен, стал галерист

«Ярмарка оказалась мощным пиар-взрывом», - говорит Александр Шаров. До этого он общался в основном с такими же, как он, предпринимателями, но после участия в «Арт-манеже» начал больше времени проводить в кругу ценителей современного искусства. Не все, конечно, были готовы сразу покупать работы его протеже, но потенциал ощущался - на выставке удалось договориться о просмотрах.

В течение года на Алпатова через Шарова выходили корпоративные заказчики - компании, которым нужны были картины для украшения офисов. Работы в основном показывали в мастерской художника, но часто клиенты приходили и домой к Шарову. «У меня появился азарт, - вспоминает бизнесмен. - Я стал читать, общаться с художниками, они рассказывали, как, почему, зачем и что в этом мире происходит».

«Я никому не бросался в объятья - соответственно, и меня никто не ждал с распростёртыми»

За ярмаркой «Арт-манеж» последовала Art Moscow, постепенно Шаров начал работать с новыми людьми - продавать работы Василия Слонова, Рината Волигамси, Владимира Колесникова, «Студии 30». Сейчас 11.12 Gallery работает примерно с 30 художниками.

К 2008 году водить перспективных клиентов к себе домой Шарову надоело, и он открыл в Барвихе шоурум «Арт-квартал». Яркого старта не получилось. Посетителей было мало, и бизнесмен признаёт, что в течение двух лет галерея лишь высасывала деньги из основного, «бумажного» бизнеса - одна только аренда помещения площадью 42 кв. м на третьем этаже торгового центра Dream Hоuse стоила $10 000 в месяц.

Почему же Шаров не бросил дорогую игрушку? Говорит, что верил в опыт иностранных галерей, владельцы которых в своих статьях уверяли, что «для такого бизнеса три года - даже не юношеский возраст, а просто детство». И правда, через два год шоурум всё-таки вышел на самоокупаемость.

В 2008–2010 годах бюджет «Арт-квартала» составлял $150 000 в год. Это не считая расходов на выставки. Участие в каждой обходилось минимум в $12 000.

Василий Слонов. Велогриб. 2015. Инсталляция, металл, ткань. 130х140х73 см. €11 000.

Arizona dream

В январе 2009 года Шаров и Алпатов отправились в США - на выставку Art Expo New York. Бизнесмен решился на эту авантюру после знакомства на одной из ярмарок с коллекционером Сергеем Миндиргасовым, многократным чемпионом мира по фехтованию на саблях. Помимо большого интереса к искусству у Сергея были кое-какие связи в этой сфере в США. Расходы составили $120 000, и эту сумму вернуть не получилось - в Америке бушевал кризис («все ходили с закрытыми карманами»). Тем не менее, Шаров ещё несколько раз выставлял работы своих подопечных в Нью-Йорке и Чикаго. Чтобы вывести бизнес на новый уровень, нужно было перестать быть маленьким шоурумом.

«Это дорогой опыт, лучше бы его не было» - так Александр Шаров отзывается о попытке открыть филиал своего шоурума в Аризоне, которую он предпринял в 2010 году. Вдохновителем этой авантюры был тот же Сергей Миндиргасов, у которого была собственная галерея в арт-квартале Феникса. Он предложил Шарову стать партнёром и поделить помещение. Шаров согласился, потому что был убеждён: это должно принести доход - не могут же сотни галерей этого арт-квартала работать в минус. Но всё пошло не так.

Были месяцы, когда не продавалось ничего. Сначала Шаров объяснял это себе невыносимой жарой, которая в тот год стояла несколько месяцев, но потом признал, что картины российских художников, видимо, не вписываются в местный контекст. На работах, которые продавали по соседству, были индейцы, лошади, вигвамы и закаты над Большим каньоном. А у него - монохромные работы Алпатова, изображающие московские улицы. Галерею в Фениксе Шаров закрыл спустя полтора года. До этого только за аренду приходилось платить $7000 в месяц, общий же убыток превысил $100 000.

«Винзавод»

В итоге выйти на новый уровень в очередной раз помогло знакомство - на этот раз с Николаем Палащенко, экс-директором и одним из основателей «Винзавода». Когда в 2011 году в центре современного искусства освободилось помещение, он предложил его Шарову.

Одновременно с переездом решили провести ребрендинг - «Арт-квартал» переименовали в 11.12 Gallery (цифры - день рождения Шарова). Отсеялся ряд художников. На открытие понадобилось около $40 000. Начальная ставка по аренде составила столько же, что и в Dream House, но новое помещение было больше прежнего в несколько раз.

Присутствие на «Винзаводе» предполагало обязательное проведение выставок - не меньше десятка в год. Сейчас программа у галереи, по словам Шарова, расписана на 12 месяцев вперёд, но бывают и нестыковки - например, в августе сорвалась выставка Ани Жёлудь «Домашний ресурс»: художница попала в психоневрологический диспансер.

«Поначалу было сложно, потому что я был новичком в этой тусовке», - откровенничает Шаров. И вообще, когда заходит речь о «Винзаводе», он говорит, понизив голос, будто его кто-то подслушивает, стоя за дверью: «Я никому не бросался в объятья - соответственно, и меня никто не ждал с распростёртыми».

Лицами своей галереи он называет художников, которые работают с конца 1990-х. Прежде чем о чём-то договариваться с новым мастером, Шаров узнаёт, какие у него есть договорённости с другими галереями - переманивать авторов друг у друга в арт-бизнесе не принято. Условия сотрудничества для всех разные: может быть 30 на 70 или 40 на 60 - как в одну, так и в другую сторону.

Сейчас в лидерах держатся работы Рината Волигамси, Василия Слонова, Владимира Колесникова и Алексея Алпатова, с которого всё начиналось. Живопись пользуется большим спросом, чем скульптуры. Но современное искусство вообще продавать сложно. «Как только они клиенты слышат слово "совриск", сразу съёживаются, прячутся в панцирь и просят показать что-нибудь из учебников», - сетует бизнесмен.

«Как только клиенты слышат слово "совриск", сразу съёживаются»

В этом году самая большая выручка, $80 000, была в мае, самая скромная - в августе, когда получилось заработать всего $4000. Обычно пик продаж приходится на начало выставочного сезона - сентябрь-ноябрь. Бывает, что за пару дней галерея зарабатывает столько же, сколько потом за несколько месяцев. Годовой оборот достигает $500 000, расходы на содержание - до $160 000 (в эту сумму не входит проведение выставок за рубежом). Деньги из бумажного и арт-бизнеса Шаров сейчас не смешивает.

Картины - вещь не первой необходимости, и в кризис этот бизнес чувствует себя не лучшим образом. В результате Шарову пришлось снизить цены на работы на 20%. Как и многие галеристы, он не сторонится сотрудничества с дизайнерами интерьеров, которые за оговорённый процент рекомендуют своим клиентам работы его художников. Конфликта в этом он не видит: «Ты можешь сказать: "Нет, я гордый, я не плачу, я - за искусство". Ну и сиди тогда со своим искусством...»

Бумага и искусство

В конце интервью Александр Шаров всё-таки признаётся, что основному бизнесу он сейчас уделяет гораздо меньше времени, чем ему бы хотелось. Был момент, когда бумажную компанию попытались поглотить конкуренты (Шарову при этом обещали «высокую должность»), но сделка не состоялась.