Введенское кладбище архив захоронений. Введенское кладбище

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

Лефортово - известная многим москвичам историческая местность, связанная с Петром I и Францем Лефортом. Есть там небольшой уголок, который занимает всего 20 гектар земли, но его можно назвать "сгустком истории".

Это Введенское кладбище, одно из самых интереснейших кладбищ Москвы. Основано оно в 1771 году во время эпидемии чумы. Названо по местности - Введенские горы. Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу (река Синичка теперь течет под землей в трубе). В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, т.к. там преимущественно хоронили лиц католического и лютеранского вероисповедания. Их по старой русской традиции принято было называть - "немцы", т.е. немые, не русские...

Лютеранская кирха-часовня, построенная в середине XIX века по проекту известного архитектора М.Д. Быковского

Планировка кладбища простая - Северные и Южные ворота соединены Главной аллеей, от которой в разные стороны расходятся поперечные и продольные аллейки-дорожки, которые делят территорию на 30 участков разной формы и величины. Кладбище чистенькое, многие аллейки заасфальтированы, кое-где дорожки вымощены каменными плитами. Ну а теперь об... "обитателях" этого кладбища - попробую свой рассказ проиллюстрировать фотографиями, т.к. это действительно необычные памятники и пожалуй ни на одном из московских кладбищ не увидишь такой интересной коллекции надгробий, да и люди под ними покоятся легендарные.

Веденское кладбище насчитывает примерно 12 склепов-захоронений, каждый представляет собой архитектурный шедевр, но к сожалению не все они в достойном состоянии.

Часовня над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Ф.Шехтелем, внутри - мозаичное изображение Христа Сеятеля работы К.Петрова-Водкина.

Часовня семейства Эрлангеров одна из самых почитаемых на Введенском кладбище, сейчас на фото видно, что она приведена в порядок, но были времена, когда обветшавшая часовенька была вся исписана пожеланиями страждущих... у часовни своя интересная история. Вот как ее рассказывает московский исследователь Ю.Рябинин. Я еще помню упоминаемую в рассказе блаженную Тамару, действительно благодаря ей и удалось сделать часовеньку такой, какая она сейчас...

"С этой часовней связана, пожалуй, самая замечательная история, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, - Тамару. Которая не только собирала пожертвования, не только сама расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, но и решительно поселилась на кладбище: она смастерила возле часовни шалаш, вроде кельи схимника-отшельника, и жила там довольно долго, пока не исполнила своего послушания. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше среди всей этой сумрачной готики... Утром работники отворяли ворота кладбища, и их в ограде как ни в чем не бывало встречал совершенно живой, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах. И, как обычно бывает в таких случаях, она превратилась в образ легендарный. Рассказывают, что ее видели в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.

Днем часовня Эрлангеров открыта, и всякий может там зажечь свечу и полюбоваться на шедевр. Многие, впрочем, не только любуются, но и оставляют на наружных стенах этой и других часовен свои «печалования» ко Господу. И право же, некоторые из них очень занимательные. Они красноречиво передают настроение и заботы наших современников. Вот некоторые. «Господи! Подай семейного счастья», «Господи, вразуми меня, пошли мне внутреннее удовлетворение», «Господи! Мне нужно очень много денег! Помоги мне!», «Господи, помоги найти работу. Владимир», «Господи, помоги сыну перевестись в хорошее место. Помоги мужу вылечиться от лютого недуга — пьянства. Помоги сыну сдать экзамены. Мне закончить учебу и пойти в отпуск..."

В непосредственной близости от часовни семейства Эрлангеров находятся три интересных склепа, с характерной готической архитектурой. К сожалению идентифицировать кто покоится в них не удалось...

Следуя от Южных ворот к Северным по Главной аллее, сворачиваем по указателю, ведущему к могилам летчиков авиаполка "Нормандия-Неман" и в непосредственной близости от них увидим еще один склеп. Увы, но находится он в еще более плохом и запущенном состоянии.

Еще два склепа, довольно ухоженных, с интересной архитектурой. Но вот установить кому они принадлежит опять не удалось.

Другие склепы находятся в еще более печальном состоянии и прикрыты в целях безопасности специальными сетками и поэтому увидеть их архитектуру весьма сложно. И еще один, в принципе архитектурно не очень привлекательный склеп - часовня старца Захарии, или, в монашестве Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины.

Табличка на часовне: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого".

Продолжаю ранее начатый материал о захоронениях на Введенском кладбище. На этот раз рассказ о тех людях, кого условно можно назвать "нашими": деятелях искусства, культуры, литературы и живописи, военных, которые не были или лютеранами по вероисповеданию или же "немцами". В основном таких хоронили на Введенском после революции, когда разделение по религиозному признаку уже было не таким важным и особо не приветствовалось государством.

Готическая архитектура ворот Введенского кладбища

При входе на кладбище есть неплохой план кладбища с нумерацией участков и с указанием могил тех, кто захоронен на погосте. Это очень удобно и можно последовательно осматривать участки и находить нужных нам людей. Опять путешествие начинаю с 13 участка, расположенного рядом с воротами и около Главной аллеи.

Могила родителей Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). На табличке и могильном камне надпись:"Здесь захоронены Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы, родители Константина Сергеевича Станиславского-Алексеева и его дочь-младенец Ксения "

Именно на 13-м участке находится семейное захоронение родственников корифея театра Константина Сергеевича Станиславского. Это захоронение его родителей, братьев и маленькой дочери, прожившей менее года. Здесь же недалеко похоронены и служители русской православной церкви - протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров и старец архимандрит Зосима (Иджидов Ф.Д.). О последнем я ранее писала в той части, где описаны склепы Введенского кладбища.

Могила композитора Ширинского В.П.

В конце 13-го участка находится могила известного скрипача, музыканта и композитора Василия Петровича Ширинского. Он был основателем и руководителем известного квартета имени Бетховена. Свой Одиннадцатый струнный квартет Д.Шостакович посвятил именно В.П.Ширинскому.

Могила Народной артистки Максаковой М.П.

На 12-м участке рядом с дорожкой располагается надгробие народной артистке СССР Марии Петровны Максаковой. Эта знаменитая певица более 30 лет служила в Большом театре, исполняя ведущие партии во многих операх. Ее меццо-сопрано завораживало слушателей в партиях Кармен, Марины Мнишек, Любаши, а также в романсах и русских народных песнях. Рядом могила ее мужа - Максимилиана Карловича Максакова - оперного певца и режиссера.

Могила композитора Фомина Б.И. и его родных

Чуть-чуть наискосок от могилы М.П.Максаковой находится скромное черное надгробие, среди множества фамилий на нем есть и надпись - Фомин Борис Иванович. "Только раз бывает в жизни встреча, только раз с судьбою рвется нить, только раз в холодный хмурый вечер, мне так хочется любить..." Строчка из самого популярного романса, который входит в репертуар почти каждого певца, исполняющего песни в этом жанре. А музыку к романсу написал Борис Фомин. Своё наивысшее призвание Борис Фомин нашёл в романсе, сразу заявив себя его превосходным мастером. Один из первых - "Только раз бывает в жизни встреча", его он посвятил будущей теще, в прошлом цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Знамениты и его "Дорогой длинною", "Эй, друг-гитара", "Твои глаза зеленые" и многие другие. Среди его романсов не было неудачных. Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. К сожалению, в его время ещё более полно раскрыться в сочинениях романсов было невозможно из-за борьбы с этим жанром. Около года он пробыл в бутырской камере по нелепому обвинению. Сочинял он романсы и в это время - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор. Фомин понадобился, когда пришла война. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, песни Фомина - "Жди меня", "Тихо в избушке", "Письмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по России. Но закончилась война и Фомина забыли. В 1948 году его не стало, нужен был пенициллин, но... тогда это была редкость.

Могила Народного артиста Абдулова О.Н.

Еще немного вперед по Главной аллее и на 8 участке рядом с дорожкой находится надгробие Осипу Наумовичу Абдулову - народному артисту РСФСР. В 1929-1936 годах - актер театра-студии под руководством Ю. А. Завадского, в 1938-1942 годах - театра Революции, с 1943 года работал в театре им. Моссовета. Много снимался в кино. Он был ярким характерным актером, одна из его лучших ролей - роль Джона Сильвера в кинофильме "Остров Сокровищ". Играл он также в фильмах "Светлый путь", "Свинарка и пастух", "Пятнадцатилетний капитан". Осип Наумович был женат на Елизавете Моисеевне Метельской. Их сын - Всеволод Абдулов - известный актер, играл в фильмах: "Место встречи изменить нельзя", "Трест, который лопнул".

Могила поэта Кедрина Д.Б.

В самом конце 7-го участка кладбища похоронены для писателя - Степан Гаврилович Скиталец и Дмитрий Борисовчи Кедрин. Последний приобрел известность после публикации стихотворения "Кукла", горячо поддержанного М.Горьким. В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”,“Мне все мерещится поле с гречихой...” ,“Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”. Одно из самых значительных произведений Кедрова - стихотворная драма "Рембрандт" о трагической судьбе гениального художника. Поэт погиб в подмосковной электричке от рук бандитов 18 сентября 1945.

Могила художника Васнецова В.М. и семейные захороненния Васнецовых

Могила художника Васнецова А.М.

Могила писателя Пришвина М.М.

Если уйти с Главной аллеи на Большую боковую аллею и дойти до 18-19 участков, то сразу же откроется вид на несколько захоронений знаменитых людей, чьи имена дороги пожалуй всем любителям как русской живописи, так и русской литературы. Здесь почти рядом похоронены Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Михайлович Пришвин, а через аллею напротив них - Аполлинарий Михайловчи Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов известен своими сказочными картинами - "Аленушка", "Богатыри", "Иван царевич на сером волке" и т.д. Апполинарий Михайлович Васнецов (младший брат В.М.Васнецова) - прославился созданием исторических пейзажей и в особенности архитектурных пейзажей старой Москвы.

На памятнике писателю Михаилу Михайловичу Пришвину скульптор Коненков С.Т. изобразил птицу Феникс, символизирующую бессмертие. Пришвин автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей своей жизни.

Могила литератора В.Г.Черткова

Продвигаясь по Боковой аллее, доходим до большой клумбы и зайдя за памятник Н.Озерову, находим скромную могилу - это могила литератора Владимира Григорьевича Черткова, ближайшего друга и соратника Л.Н.Толстого. Он со дня знакомства с великим писателем в 1883 году и до кончины активно занимался пропагандой творчества Л.Н.Толстого. В 1897 году за активную деятельность был выслан из России. Находясь в Англии, издавал сочинения Л.Н.Толстого на английском языке, а уже в советское время был редактором 90-томного собрания сочинений Л.Н.Толстого.

Могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Т.Н.

Еще одно интересное захоронение - могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Татьяны Николаевны. Для того, чтобы определить всю родословную надо поднять генеалогическое древо Пушкиных, пока, к сожалению, не очень понятно, по какой ветви идет родство с А.С.Пушкиным. Очень хотелось бы этот момент раскопать.

Когда-то на Руси всех иностранцев звали "немцами", от того, что не разумели те языка русского и по понятиям простого люда были... немыми. Вот и на Веденском кладбище принято было хоронить "немцев" - как немцев (германцев) по национальности, так и других - французов, поляков, тех кто был иной веры, чем православные.

Северные ворота, вид с территории кладбища

Архитектура входных ворот, выполненных в готическом стиле, надгробия, распятия, часовни - все совсем иное, чем на православных погостах. Итак продолжаю свой рассказ о Введенском кладбище, на этот раз немного о тех "немцах", что нашли свой покой здесь.

Одно из самых интересных захоронений кладбища - могила Патрика (Петра Ивановича) Гордона (1635-1699) - сподвижника Петра I, генерала русской армии. В 16 лет он покинул свою родину - Шотландию и, после двухлетнего обучения в Данциге, служил в течение шести лет в польских и шведских армиях. С 1661 года был на службе в русской армии. Участвовал в Крымских походах,в 1688 году поддержал Петра I и способствовал его победе над стронниками царевны Софьи. Гордон пользовался большим авторитетом у молодого царя и руководил его военными занятиями.В 1698 году принял участие в подавлении бунта стрельцов в Москве. На Введенском кладбище был перезахоронен в XIX веке, вместе с генералом Францем Лефортом.

Как и в прошлый раз разглядывать захоронения лучше начиная с Главной аллеи, двигаясь от Северных ворот к Южным. Недалеко от входа мы видим несколько черных внушительных памятников в одно ограде - это семейство Эйнем. Основатель фабрики "Красный Октябрь" - Фердинанд Теодор фон Эйнем (T.F. von Einem), немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде начать свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), вдвоем они открыли на Театральной площади кондитерский магазин. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" об этом факте была сделана запись: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867 ". Фердинанд Эйнем умер в Берлине, но его наследники выполнили его последнюю волю - основатель фабрики "Красный октябрь" завещал похоронить его в Москве.

В шагах пяти от павильона Эрлангеров находится одно из самых почитаемых захоронений на Введенском кладбище - это могила Федора Петровича Гааза (1780-1853), "святого доктора", как его называли люди. Доктор Гааз сделался в России примером самого беззаветного, самого жертвенного служения людям. Его выражение "Спешите делать добро" стало девизом российской медицины. Доктор Гааз прославился своим радением о заключенных в тюрьмах и ссыльных в каторгу. Он был главным врачом московских тюрем. На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких гнали когда-то ссыльных в Сибирь. Федор Петрович добился того, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная "гаазовской" (именно эти "гаазовские" кандалы теперь и украшают его могилу), и еще чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Но рассказ о жизни "святого доктора" - это отдельная и большая тема. Этот человек более, чем достоин, чтобы о нем помнили. Кстати и помнят, в любое время года на его могиле можно увидеть живые цветы, а ведь прошло так много лет с момента его служения людям и смерти. Ф.П.Гааз все свое состояние употребил на нужды больных и заключенных. До последней копейки. Хоронили его на счет полиции. Но за гробом "святого доктора" на Введенские горы шли пости двадцать тысяч человек.

Если пройти вперед метров на 50, то увидим надгробие известного московского зодчего Франца Ивановича (Франческо) Кампорези (1754-1831). Он был представителем московского ампира и очень популярным в Москве архитектором. Из сохранившихся его зданий одно из лучших - дом князя Лобанова-Ростовского на Мясницкой улице (ныне это дом № 43). Архитектор также принимал участие в отделке интерьеров Екатерининского дворца в Лефортово.

Сворачиваем по указателю "К могилам полка Нормандия-Неман" - во время Великой Отечественной Войны на территории Введенского кладбища были похоронены французы - летчики, сначала эскадрильи, а затем и авиаполка "Нормандия-Неман", геройски защищавшие небо нашей страны и погибшие в боях на советско-германском фронте: Фуко Генри, Марселя Лефевра, Жуара Жуля, де Сейна Мориса, Бурдье Мориса, Анри Георга. В 1953 г. их останки были перевезены во Францию, но памятное место осталось.

На Введенском кладбище похоронены и другие французы, оказавшиеся в нашей стране не по долгу собственного сердца, а по велению своего Императора. Рядом с могилами летчиков возведен гранитный монумент войнам Великой Армии, установленный на месте братской могилы французов, умерших в Москве в 1812 г. Памятник представляет из себя четырехгранную стелу на постаменте, увеченную крестом. На лицевой стороне помещен орден почетного легиона и две памятных доски. На верхней высечено: "Militaires francais mort en 1812", а нижняя сообщает, что памятник был установлен в 1889 г. - в 75-летнюю годовщину войны. Рядом с каждой из сторон памятника лежит камень с надписью: "Militaires francais mort en 1812". Ограда памятника представляет собой восемь орудийных стволов, вкопанных в землю и соединенных цепью. Земля, на которой захоронены воины наполеоновской армии, и на которой стоит памятный знак летчикам авиаполка "Нормандия-Неман", является территорией республики Франция. Также здесь находится братская могила немецких солдат, умерших в российских госпиталях во время Первой Мировой Войны.

Интересные надгробные памятники с использованием женской архитектурной тематики (к сожалению имена, выбитые на них латиницей, мне ничего не говорят, может быть это были тоже известные личности своего времени). В православных традициях такого не было и получается, что Введенское кладбище еще можно рассматривать как музей архитектуры - готика, классицизм... смешение стилей.

Памятник-надгробие работы скульптора Л.Альтконе стоит на могиле известных артистов братьев Роберта и Рафаила Адельгейм. После окончания в 1888 году драматического отделения Венской консерватории они сначала играли порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Россию, где они 40 лет уже вместе выступали на подмостках русских театров. "Отелло", "Король Лир", "Гамлет" и многие другие пьесы были в их репертуаре. Обоим было присвоено звание Народных артистов РСФСР.

Еще несколько интересных памятников-надгробий - под ними лежат известные ученые и деятели науки и культуры. На Введенских горах похоронены многие таких известных московских "иноверцев": биолог и естествоиспытатель, профессор Московского университета и директор университетского зоологического музея Карл Францевич Рулье (1814-1858); генерал П.П. Пален (1778-1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию. (Спустя много лет А.П. Ермолов писал в своих "Записках": "Глаза мои не отрывались от арьергарда и славного графа Палена. Отдаляющаяся армия, вверив ему свое спокойствие, не могла оградить его силами, неприятелю соразмерными, но поколебать мужество его ничто не в состоянии"); скрипичный мастер, получивший в 1924 году от рабоче-крестьянской власти довольно-таки экзотическое звание "заслуженного мастера Республики", чех Евгений Францевич Витачек (1880-1946); семья известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов. Феррейны на рубеже XIX-XX веков открыли в Москве целую сеть аптек (одна из которых была знаменита даже в советское время на всю Москву - на Никольской улице).,

Кладбище обнесли кирпичной стеной, а в 1870-е построили двое ворот в псевдоготическом стиле по проекту А.А. Мейнгарда.

Введенское кладбище изначально было многоконфессиональным, поэтому там не было привычного нам храма. Но многие семьи возводили собственные усыпальницы. Иногда на каком-нибудь склепе появлялись просьбы и записки. А скульптура Христа на надгробии фабрикантов Кноппов привлекала огромное количество посетителей и была популярным объектом фотосъемки. Рядом еще была коленопреклоненная скульптура нищего, и на фото ее старательно прикрывали. Властям это не понравилось, и Христа убрали, оставив только каркас. На следующий день на каркасе появилась надпись: «Верните нам Христа».

В 1960-е территорию Введенского кладбища увеличили. Тогда же появилась стена-колумбарий.

Здесь похоронены 54 Героя Советского Союза, 27 Героев Социалистического Труда, 90 революционеров и старых большевиков, 770 ученых, 300 артистов, композиторов и дирижеров, 95 литераторов, 80 художников, скульпторов и архитекторов, 200 заслуженных врачей, учителей, строителей, деятелей культуры, мастеров спорта, множество лиц духовного звания. Многие скульптурные памятники и надгробия на Введенском кладбище - работы известных скульпторов и архитекторов. Например, надгробие Е.Ф. Жегиной, мавзолей мукомольных заводчиков Эрлангеров и мавзолей Феррейнов построили по проекту Ф.О. Шехтеля.

В XIX веке на Введенское кладбище из Немецкой слободы перенесли останки Лефорта и Гордона. А в годы Великой Отечественной войны на кладбище появились братские могилы советских воинов с памятным гранитным обелиском. Также здесь были похоронены защищавшие СССР летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» - Анри Фуко, Марсель Лефевр, Жюль Жуар, Морис де Сейн, Морис Бурдье, Жорж Анри. Но в 1953 году их останки перевезли во Францию, хотя памятное место осталось. Рядом с могилами летчиков стоит гранитный монумент воинам наполеоновской армии. Он отмечает братскую могилу французов, умерших в Москве в 1812 году. Эти два памятных знака являются территорией Франции в Москве.

Есть на Введенском кладбище и чудотворные места - склеп Эрлангеров с фреской Петрова-Водкина «Христос-Сеятель», могила Федора Гааза с настоящими кандалами, могила доктора Овера.

Говорят, что... ...после смерти тело генерала Петра Гордона, пьяницы и балагура, долго не могли предать земле. Наконец, его останки захоронили на Введенском кладбище, но вскоре могила пропала. Говорят, что иногда он топочет по плитам своими каблуками и пугает посетителей.
...когда олимпийский чемпион Валерий Попенченко умер, сорвавшись с лестницы, его похоронили в могиле В.М. Шукшина, которого в последний момент распорядились похоронить на Новодевичьем кладбище.
...среди надписей на часовне Эрлангеров есть и такие: «Господи! Подай семейного счастья»; «Господи, вразуми меня, пошли мне внутреннее удовлетворение»; «Господи! Мне нужно очень много денег! Помоги мне!»; «Господи, помоги сыну перевестись в хорошее место. Помоги мужу вылечиться от лютого недуга - пьянства. Помоги сыну сдать экзамены. Мне закончить учебу и пойти в отпуск»; «Господи, помоги подготовиться и сдать начерталку завтра на 4, пожалуйста»; «Господи, помоги мне сдать все экзамены по теории и практике на отлично, чтобы получить права на вождение автомобиля. Хочу хорошо знать правила дорожного движения. Сделай так, чтобы у меня получались все упражнения и задачи на автомобиле, чтобы я стала отличным водителем. Аминь! 15. 09. 2002»; «Господи! Открой мне новый путь в Германию!»; «Господи, избавь моего сына от мусульманки»; «Господи, пусть Осман вернет мне деньги. Господи, пошли мне удачи во всем. 20. XII. 2001»; «Господи, помоги, чтобы меня никогда не тревожили с претензиями по финансовым и правовым вопросам. Господи, помоги выйти замуж за хорошего человека. Спасибо. 9. 12. 01»; «Господи, хочу красивого, богатого, любящего парня. Аминь»; «Господи, умоляю тебя, помоги мне соединить свою жизнь с Артуром Г. Пусть он любит меня вечно. Аминь»; «Господи, умоляю тебя, помоги сделать так, чтобы все сбылось, чтобы я вышла замуж в 19 лет. И, Господи, прошу тебя, сделай так, чтобы я познакомилась с Егоровым Л. Ю.»; «Хочу исполнения самых заветных желаний, и чтобы все хорошие люди были счастливы»; «Господь, не бей, хватит уже!!! Давай дружить! Прости, если обидел. Честное слово, устал!» .
...она женщина после смерти мужа долго не могла смириться: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на Введенском кладбище, оплакивая любимого. Однажды она написала на склепе: «Хочу, чтобы мой муж ожил». А в другой раз к склепу пришел мужчина и тоже написал о своем желании. Он был похож на покойного мужа несчастной как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо.
...семья похороненных на Введенском кладбище Плотов управляла шерстяной мануфактурой в Москве, и Софи Плот пользовалась успехом у мужчин. Однажды ее муж заказал скульптуру женщины, идущей на свидание к любовнику. Когда она была готова, он пришел домой и убил жену и себя. Похоронили их вместе.

Вход на Введенское кладбище

Тайное, загадочное, притягивающее к себе всё больше и больше посетителей и интересующихся, Введенское кладбище… Ну и место, Вы скажете, выбрали для статьи. А место самое что ни на есть необычное. Кстати во всех крупных городах Европы и мира есть такие мемориальные кладбища, которые туристы посещают как объекты культурного наследия. Так, например, есть такие в Испании, Франции, Италии и других странах. А в Москве это Новодевичье кладбище и Введенское. Причём Введенское на мой взгляд наиболее интересное, потому что оно не такое помпезное и к тому же содержит уникальные памятники европейской бытовой скульптуры. Вдобавок ко всему мистика и поверья, существующие о кладбище, и в наше время добавляют к нему немало интереса. На кладбище по ночам периодически собирается группировка «готов» и они проводят там свои таинственные ритуалы. «Готы» облюбовали одно из уникальных надгробий и назвали это место «вампиркой». Но обо всём этом чуть позже.

Итак, само кладбище образовалось здесь по историческим меркам недавно в 18 веке, на берегу реки Синички, напротив Немецкой слободы на Введенских горах. В то время в Москве царила страшная болезнь под названием чума. Люди умирали тысячами, зараза распространялась мгновенно. И дабы предотвратить быстрое распространение заразы, Екатерина Вторая повелела запретить хоронить в черте города Москвы, а хоронить на окраинах, при заштатных монастырях и новоотведенных для этого местах. Так и образовалось Введенское. Поначалу хоронили всех, а так как рядом располагалась Немецкая слобода, то после чумы стали хоронить всех иностранцев, иного вероисповедания. Причём не только немцев, но и французов, голландцев и людей другой национальности. А после уже в конце 19 века хоронили и православных, и с иноверческими корнями. В 20 веке стали хоронить профессоров и генералов рядом расположенных красноармейских академий и людей, живших от кладбища неподалёку, а также священнослужителей.

Плачущие ангелы, скорбящие женские фигуры, наклонившиеся над вазонами, старые склепы и необычные часовни поражают взгляды каждого, кто хотя бы раз побывал на Введенском. Достаточно пройтись только по главной аллее, чтобы обозреть всю необычность кладбища. На ней можно увидеть огромные чёрные стелы типичные для Европы конца 18 века, на одной из которых Вы увидите знакомую фамилию сладкоежек – ЭЙНЕМ. Абсолютно типичное европейское надгробие, выполненное из чёрного камня лабрадорита, сияющего на солнце своими перламутровыми вкраплениями. На главной аллее Вам встретится могила талантливого актёра Театра имени Моссовета Геннадия Бортникова. Знакомое лицо с фотографии обращено к идущим. Несравненно уникальный и красивый актёр в жизни сыграл очень мало ролей. Его очень ценила как профессионального партнёра Фаина Георгиевна Раневская, которая всегда говорила о том, что своя талантливая игра – это только половина успеха спектакля у зрителей. А вторую половину создают партнеры по спектаклю. Бортникова в Париже называли русским Жераром Филиппом – он был красив, трогателен и романтичен.

А практически напротив Геннадия Бортникова похоронен человек – московская легенда. Это знаменитый «святой доктор» Фёдор Петрович Гааз. Его ещё называли

Могила доктора Гааза

тюремный доктор. Этот человек всю свою жизнь посвятил тому, чтобы облегчить жизнь заключенным. Родившись в дворянской семье, по происхождению немец и по вероисповеданию католик, Гааз имел добротное состояние и все свои средства и силы потратил на тех, кто оказался в тюрьме или был отправлен в ссылку по этапу. Добрый доктор не отказывал никому, по первому сигналу о нарушении чьих-то и без того ограниченных прав, он обивал пороги учреждений и добивался справедливости или послаблений. Именно он настоял на том, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, чтобы в Москве при наказании ссыльных, идущих в Сибирь, полиция не использовала железные прутья, чтобы женщин заключенных не брили наголо и железные тяжелейшие кандалы были облегчены в весе и изнутри обиты кожей. Поговаривают, что доктор пробовал усовершенствованные кандалы на своих голых ногах. Благодаря Гаазу появились тюремные больницы и школы для арестантских детей. Он постоянно, несмотря на свои скудные оставшиеся на жизнь средства, принимал бедных больных и покупал им лекарства. К концу жизни у Гааза остались его достижения, баснословная слава среди бедных и заключенных и подзорная труба. Доктор обожал смотреть на звёзды, он был неисправимым мечтателем и романтиком. Когда он умер, оказалось что хоронить доктора не на что. В силу огромных заслуг и народной славы было решено похоронить доктора на казённый счёт. В конце августа 1853 года тело доктора до самого Введенского кладбища провожала вся Москва. Почти двадцать тысяч человек прощались с доктором. Его могила представляет собой почти круглый камень-валун с большим крестом, на ограде висят настоящие кандалы, на надгробии надпись: «Спешите делать добро». Это любимые слова доброго доктора. Девять лет назад Римско-католическая церковь начала процесс о причислении доктора Гааза к лику святых. Основной процесс развернулся в России, потому что именно в нашей стране немецкий доктор проявил чудеса милосердия и сострадания к нуждающимся.

Можно повернуть от главной аллеи направо и пойти по жёлтому указателю к могиле Люсьена Оливье, создателя московского ресторана «Эрмитаж», в котором практически

Могила Люсьена Оливье

все известные в 19 веке москвичи отпраздновали свои свадьбы, юбилеи и премьеры. Ну а мы, сегодняшние их потомки, каждый Новый год готовим салат, названный в его честь «Оливье», но ничего общего с первоначальным рецептом создателя не имеющим. Памятник известному французу ресторатору также скромен, как и многие надгробия, поставленные на могилах известным в прошлом промышленникам и миллионерам, и представляет собой темную стелу с небольшим крестом. Около 10 лет назад никто и не подозревал о том, кто здесь похоронен. Сотрудники ГУП «Ритуал» проводили проверку бесхозных могил и обнаружили что заброшенная стела с почти стёртой надписью поставлена в честь знаменитого ресторатора. Могилу восстановили, и теперь к ней ходят студенты кулинарных техникумов и институтов в надежде получить помощь Люсьена Оливье в учёбе и кулинарных талантах. К тому же, говорят, что к могиле выстроилась очередь из столичных ресторанов, желающих поухаживать за ней, потому что ГУП «Ритуал» объявил о намерении сдавать бесхозные могилы в аренду!

На той же главной аллее Вы увидите белую балерину в пачке и пуантах, как будто выходящую из черного камня гранита и парящую между этим миром и тем. Это

Могила Ольги Лепешинской

могила знаменитой и в России и во всем мире балерины Ольги Лепешинской. Она прожила долгую жизнь – 92 года. Танцевала на многих мировых площадках, возглавляла Центральный дом работников искусств, преподавала балетное искусство в Европе и была главным экзаменатором кафедры хореографического искусства в ГИТИСе. Вся её жизнь была посвящена балету и несмотря на три брака она, как и многие выдающиеся люди искусства посвятившие себя профессии, не имела детей и очень об этом жалела. Прямых наследников не осталось, и её личные уникальные вещи оказались в частных руках. Был даже нашумевший случай с этим наследством в прокуратуре. Эти уникальные вещи в число которых входит, например — зимнее американское пальто 30-х годов 20 века из меха обезьяны с кокеткой из шерстяной ткани и индивидуальные сценические костюмы балерины — были переданы частными наследниками в коллекцию историка моды Александра Васильева. Все эти вещи были выставлены в феврале на выставке в Царицыно «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Но не вещи главное, что осталось от балерины, а её лёгкое изящное искусство, которое она передала молодым поколениям и редкие кадры киноплёнки, запечатлевшей её танец.

В глубине кладбища почти у другого его выхода с левой стороны есть загадочное место, называемое готами «вампирка», простыми людьми как «Дом на песке», а на самом деле то ли усыпальница семьи Вогау, то ли миллионнера Кноппа. Надписи не сохранились, сооружение в виде античного входа в храм разваливается, штукатурка осыпается, всевозможные надписи на колоннах — все это в жутком состоянии. Но место и вправду таинственное и с давней историей. Однажды две бабушки на нашей экскурсии «Заблудившийся трамвай» подошли к нам и сказали, что есть легенда об одном миллионере, у которого была одна любимая приемная дочь. Она умерла будучи молодой и не оставила наследников, отец безумно горевал и решил построить вот этот «Дом на песке» для неё и для себя. Не знаю насколько это правда, но вот то, что до 1946 года на этом месте в римской арке стояла удивительная фигура Христа работы флорентийского скульптора Романелли, так это правда. Одна рука Иисуса свисала немного вниз, и когда шёл дождь, вода струилась на землю с его ладони. Многие приходили к этой статуе, считая её священной, а воду стекающую с руки Христа целебной. Даже святая

Фото начала 20 века

блаженная Матрона Московская посылала свою помощницу Верочку к статуе Христа когда сильно заболела. Слух о паломничестве на Введенское дошёл до советского руководства и статую увезли. И только недавно удалось обнаружить её. Теперь она стоит в Московской духовной семинарии в Сергиевом посаде. Но после изчезновения той статуи у могилы семьи Третьяковых-Рекк была установлена родственниками другая скульптура Белого Христа у чёрной стены работы скульптора Натальи Крандиевской, мамы архитектора Файдыша автора монумента «взлетающей ракеты» возле метро ВДНХ. Теперь магические свойства помощи страждущим приписываются изваянию Белого Христа.

Памяти погибших солдат Наполеоновской армии стоит почти в овраге огромная стела, окружённая железными цепями на столбах в виде орудий-мортир. Этот маленький кусочек земли юридически принадлежит Франции. На кладбище есть и братская могила наших воинов, которые воевали с французами. Как говорится, всех врагов эта «введенская» земля навеки примирила. И действительно – обрусевшие немцы, наполеоновские французы, солдаты, офицерский состав Советской армии, погибшие в госпиталях немцы и наши красноармейцы, священнослужители, люди различных национальностей и вероисповеданий похоронены рядом друг с другом на территории Введенского.

Если отойти от главной аллеи налево по широкой дороге, то почти одновременно можно наблюдать белую часовню Эрлангеров, скульптурную композицию семьи Плау с милой женской скульптурой у двери в иной мир и усыпальницу Рожновой с мозаикой

Надгробие Рожновой и Леона

по картине Бёклина «Остров мёртвых». На часовне Эрлангеров – мукомольных промышленников – надписей и людских просьб огромное множество. Просят о хорошей работе, о ребенке, о любимом и чтобы не разводится и тому подобное. Всё это, говорят, сбывается. Почему так оказалось, что часовня, возведённая по эскизам Федора Шехтеля для своего друга Антона Эрлангера стала православной? Странным является и тот факт, что внутри часовни имеется уникальное панно, изображающее Иисуса Христа Сеятеля, работы Фролова по эскизам самого Петрова – Водкина. Единственное логичное объяснение всему этому даёт история о некой бабушке Тамаре, сироте и армянке по происхождению, которая 15 лет жила на кладбище, просила милостыню, увидела эту часовню, которая была в том момент в ужасном разрушающемся состоянии и задалась целью отреставрировать её. Тамара собирала милостыню и копила на ремонт часовни. Сквозь решетку видела она лик Христа и стала ему молиться. Она была прихожанкой Церкви Петра и Павла, что неподалёку от кладбища. Вот именно эта церковь после странного ухода Тамары с кладбища стала покровителем этой часовни. Туда приходят прихожане, открывают иногда дверцы часовни для подхода к панно и поддерживают порядок в часовне. Хотя на стене самой часовни и висит предупреждающая о самовольных надписях табличка, но против надписей не ругаются. Наоборот считают, что раз люди пишут, значит — помогает икона. Тамара помогла восстановить могилу старца Зосимы и сделать часовенку вокруг его могилы. Похоронена там монахиня Фамари — бывшая грузинская княжна Марджанова, которая была известна всему довоенному духовенству, являлась родственницей грузинского режиссера, была безумной красивой, в молодом возрасте решила посвятить свою жизнь Богу и шла всю жизнь по этому пути. Отбыла ссылку, а закончила свой жизненный путь в Подмосковном ските. Она писала удивительно духовные и светлые стихи:

Мне снился сон однажды чудный
матушка Фамари на картине П.Корина «Русь уходящая»
Сон необычной красоты
С дерев листвою изумрудной
И все цветы… цветы… цветы…
И было их так много, много
Роскошных пышных тех цветов.
Тонула словно в них дорога,
Красы их выразить нет слов!
Головки лилий белоснежных
На длинных стройных стебельках
И масса роз душистых нежных
С росой на свежих лепестках
Гортензий шапки, словно пена,
Настурций ярких огоньки
И золотистая купена
Цвели по берегу реки
И верю я, – в стране небесной,
В стране добра и красоты,
В стране поистине чудесной
Я вновь увижу те цветы…

Обилие известных людей и уникальных скульптур на кладбище притягивает всё большее количество посетителей. Простые два креста на могилах отца и сына Мельниковых – известных архитекторов и художников, скромное изображение на могиле Татьяны Ивановны Пельтцер, барельеф актрисы Максаковой и издателя Ивана Сытина. Есть могила известного инженера железных дорог в виде большого креста, колёс и механизмов. Есть там и очень оригинальные надгробия советских времен. Наприме в виде пропеллера от самолета или звезды на символическом млечном пути какой то партийной деятельницы.

Более подробно ознакомиться с историей, уникальными надгробиями, историями судеб, таинственными часовнями Введенского кладбища Вы сможете на нашей необычной экскурсии .

Так что, Идите и Смотрите!!! И помните!!!