Яйца вексельберга. Зачем Вексельберг купил яйца Фаберже и почему его считают «черным рейдером»

«Back in business!» - восклицает аукционист Джеймс Брюс-Гардайн, встречая первый ювелирный лот «русских торгов» Christie’s. К этому времени торги идут уже третий час, сменившая дорогую живопись череда дешевых рисунков и деревянной мебели в русском стиле вызывает зевоту в зале. Но на очереди изделия фирмы Фаберже, так что монотонный процесс мгновенно сменяется цепочкой яростных сражений.

Представители миллиардера Виктора Вексельберга, партнеры фонда Aurora Fine Art Investments Владимир Воронченко и Андрей Ружников отчаянно бьются за один из топ-лотов - подарочную табакерку Фаберже с драгоценными камнями, эмалью и портретом императора Николая II. Но побеждает клиент, участвующий в торгах по телефону, - за £937 200 табакерка уходит техасскому промышленнику и крупному коллекционеру Арти Макферрину. Кажется, фонду Aurora вот-вот достанется вторая императорская табакерка - после недолгой торговли все конкуренты сдаются. Но тут за спинами Воронченко и Ружникова появляется взбежавший по лестнице запыхавшийся мужчина в неброском пиджаке и вскидывает руку, привлекая внимание аукциониста. Вновь прибывший с легкостью поднимает цену, прыгая сразу на десятки тысяч фунтов, и за £505 250 табакерка достается ему. «Поздравляю, хорошая вещь», - Воронченко пожимает руку победителю, его лицо при этом не выражает большого радушия.

Александр Иванов утверждает, что владеет крупнейшей в мире коллекцией изделий Фаберже. Фото Романа Шеломенцева для Forbes

Он уже проигрывал этому человеку три года назад, когда в том же самом зале особняка Christie’s на лондонской Кинг-стрит за $18,5 млн было продано пасхальное «яйцо Ротшильда» (ценовой рекорд за отдельный предмет, сделанный мастерской российского ювелира). Победитель тем временем садится в зал и с той же небрежностью скупает большую часть выставленных на «русские торги» изделий Фаберже. Человека зовут Александр Иванов. У него есть собственный музей Фаберже в немецком городе Баден-Баден, и он утверждает, что владеет самой крупной в мире коллекцией этих изделий - около 3000 предметов.

Треугольник для ценителей Фаберже

В истории России нет более известной ювелирной фирмы, чем Фаберже. На мировом уровне имя Петера Карла Фаберже звучит не менее внушительно, чем имена Чарльза Тиффани или Луи-Франсуа Картье, а стоят изделия русского ювелира - портсигары, часы, резные фигурки, брошки - уже гораздо дороже, чем продукция его давнишних конкурентов. Российские коллекционеры развернули настоящую охоту за Фаберже: одни скупают его совсем тихо и не показывают никому, другие, как Александр Иванов, действуют мощно и открыто, как бульдозер. Самые заметные покупки совершаются на аукционах. Но куда чаще сделки оформляются в тишине частных домов или в удобных офисах специализированных салонов.

Один из них - всего в 10 минутах ходьбы от лондонского зала Christie’s. В середине декабря в Лондоне полным ходом идут рождественские распродажи, главные торговые улицы перекрыты для автомобильного движения и заполнены десятками тысяч людей, переходящих из магазина в магазин. Витрина фирмы Wartski, «Поставщиков Ее Величества Королевы и Его Королевского Высочества Принца Уэльского», скидок не обещает: не видит смысла зазывать случайных прохожих. Здесь особые клиенты. Вот директор Wartski Киран Маккарти почтительно сопровождает от стенда к стенду обвешанную дорогими украшениями пожилую даму. За стеклом выставлены десятки изделий Фаберже - портсигары, часы, цветы, фигурки зверей. Из них 56 предметов - собрание одного из русских коллекционеров. Это называется выставкой, но все продается, хотя ценников нет. «Сколько это стоит, кто продавец, кто покупатели?» На все три вопроса Маккарти отвечает: традиции фирмы исключают разглашение подобной информации. Но мир Фаберже тесен, все знают всех, и сразу несколько приехавших на «русские торги» охотников за Фаберже рассказывают Forbes, что выставленную в Wartski коллекцию собрал лондонский арт-дилер Виктор Илюхин (сам он от общения с Forbes уклонился), за все про все он хочет выручить не меньше £20 млн. Например, за фигурку богомольца из яшмы, нефрита и оникса в Wartski просят £2,5 млн, а за букетик ландышей из золота, нефрита и розовых бриллиантов - £1 млн.

У Wartski почти всегда дороже, чем на аукционах, но фирма торгует Фаберже уже более 80 лет и гарантирует качество и подлинность, говорят коллекционеры. К тому же таков нынешний уровень цен: те же ландыши в 1994-м купили за $18 000, в 1998 году - уже за $180 000. Есть ли покупатели сегодня? «Конечно, и мы уже продали несколько предметов из этой коллекции по очень хорошей цене», - отвечает Маккарти, элегантный мужчина средних лет, автор нескольких исследований о самом известном российском ювелире. У Wartski есть клиенты, покупающие одно изделие Фаберже раз в несколько лет, и есть те, кто ежегодно покупает десяток-другой. Среди постоянных клиентов много русских, уточняет Маккарти, но купленное ими, как правило, остается здесь же - в хранилищах фирмы или аукционных домов. «Если вы начертите условный треугольник между Wartski, Christie’s и Sotheby’s, то внутри этого треугольника окажется больше предметов Фаберже, чем во всей России», - говорит директор Wartski. Входит ли в число русских клиентов Александр Иванов? С разрешения последнего Маккарти подтверждает - да, в лондонской фирме его знают уже 10 лет.

Коллекция Иванова за $2 млрд

Если пройти метров сто от московского ЦУМа до Пушечной улицы, то справа от вас будет двухэтажное старое здание. На одном из его подъездов висит маленькая табличка «Русский национальный музей». Но это не музей, в здании нет экспозиций, а название - торговая марка, зарегистрированная Александром Ивановым еще в 1993 году. За прозрачной входной дверью длинный коридор, по бокам несколько лавок, предлагающих стандартный для Москвы набор антиквариата. Стоят стенды с книгами, написанными владельцем музея, - о ювелирном деле, о пробирном деле, о Фаберже. Парадный кабинет Иванова находится в соседнем здании, но сам он, по его признанию, предпочитает сидеть здесь, в крошечном закутке, заваленном пыльными каталогами, книгами, брошюрами и плакатами. Ничто вокруг не выдает в хозяине помещения человека, оценивающего свою коллекцию минимум в $2 млрд. «Эти деньги мне уже сейчас предлагают арабские шейхи, но я не продам, она стоит дороже», - уверяет Иванов.

Внешнюю скромность хозяин помещения объясняет стилем бизнеса. «Я никогда не покупал самолетов, президентских номеров, я езжу на «тойоте», я не трачу деньги на ерунду, у меня все вложено в антиквариат», - говорит он. По словам Иванова, собирать антикварные вещи он стал еще в конце 1980-х годов, будучи студентом юрфака МГУ и успешным кооператором. Созданный им кооператив «Селена» ввозил в СССР компьютеры, в обмен поставляя удобрения, и зарабатывал на разнице внешних и внутренних цен огромную прибыль: в одном 1988 году, по словам Иванова, она составила $6 млн. «Деньги буквально не на что было тратить, и я начал скупать антиквариат, который стоил копейки», - продолжает он. Где-то рядом, говорит он, работал кооператив «Техника» Артема Тарасова. «Первый советский миллионер» и нынешний советник главы финансовой корпорации «Метрополь» Тарасов не помнит Иванова, но подтверждает: такие деньги в этом бизнесе заработать было вполне реально и антикварные шедевры стоили тогда очень дешево. «Один человек купил картину Малевича за $3000, привез мне, она у меня долго лежала в Англии, в сейфе, потом я ее перепродал за $150 000, - рассказывает Тарасов. - А сейчас она, насколько я знаю, стоит $10–20 млн». Еще один пионер отечественного капитализма, создатель Российской товарно-сырьевой биржи Константин Боровой рассказал Forbes, что помнит кооператив под названием «Селена»: «Это была стопроцентно кагэбэшная структура, они не боялись вообще ничего, вывозили сырье в больших объемах, ввозили компьютеры, я их несколько раз покупал у «Селены». Заработать $6 млн в год? «Без проблем, в месяц можно было такие деньги заработать, особенно если за тобой стоял понятно кто», - добавляет он.

Иванов говорит, что из бизнеса ушел в начале 1990-х и с тех пор не занимается ничем, кроме купли-продажи антиквариата. Начав с изобразительного искусства, в 1990-х годах он переключился на Фаберже, который стал со временем делом всей его жизни. «Но у меня есть и другие собрания - большая коллекция старых автомобилей, золото доколумбовой эпохи, большая коллекция старых мастеров, включая несколько работ Леонардо да Винчи», - неожиданно добавляет он. На его лице нет ни тени иронии.

У владельца «Русского национального музея» необычная репутация на российском антикварном рынке: о нем неохотно говорят коллеги по цеху, а те, кто что-то рассказывает, запрещают упоминать их имена. «Не хочу, чтобы мне потом проломили голову ломиком в подъезде», - говорит один из них. Этот источник и еще несколько опрошенных Forbes участников арт-рынка полагают, что Иванов преувеличивает и коллекции такого масштаба у него нет, а купля-продажа антиквариата в принципе не может приносить доходы, которые позволяли бы тратить десятки миллионов долларов на покупку Фаберже. «Он действительно покупает много хороших, качественных вещей, но я не знаю, чьи это деньги, может быть, тайных партнеров или людей в погонах, я даже не хочу этого знать», - говорит один из участников антикварного рынка.

Иванов все эти предположения напрочь отметает. «Никаких партнеров у меня никогда не было, к правоохранительным органам отношения не имею, в КГБ никогда не служил, про меня еще много подобного рассказывают», - говорит он. Все это он называет сплетнями, основанными на зависти. «У меня действительно есть много друзей в высоких сферах, в том числе во властных, я их знаю еще с конца 1980-х годов, иногда продаю им что-нибудь или консультирую, но не более того», - продолжает Иванов. Но одно лишь «яйцо Ротшильда» и открывшийся полтора года спустя музей Фаберже в Баден-Бадене обошлись ему примерно в $50 млн. Откуда такие деньги у человека, который не занимается бизнесом с начала 1990-х? «Я все время покупаю недооцененные вещи и через какое-то время перепродаю с большой выгодой, ну, продал несколько десятков вещей Фаберже калибром поменьше», - отвечает Иванов.

Кто покупает Фаберже? В России множество частных собраний антиквариата и искусства, о которых порой ничего не известно не только широкой публике, но даже самим специалистам, говорит вице-президент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга Михаил Суслов. Хороший пример - бывший глава «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев, об оцениваемой в сотни миллионов долларов коллекции живописи которого стало известно только благодаря его бракоразводному процессу, считает он. «Наш мир очень маленький, мы всех знаем, а тут все делалось настолько тихо, что не знал вообще никто, хотя Рыболовлев открытый бизнесмен, официальный миллиардер, ему вроде нечего опасаться», - подчеркивает Суслов. У кого только нет Фаберже. Когда готовился к печати этот номер, в информационные агентства поступило сообщение об ограблении дома основателя компании «Русское золото» Александра Таранцева. Среди похищенного - изделия петербургской ювелирной фирмы.

Участникам рынка известно о коллекциях Фаберже, собранных девелопером Шалвой Чигиринским и бывшим президентом «Спартака» Андреем Червиченко, но они допускают, что в России могут быть и другие крупные собиратели. Иванов уточняет: «Антиквариат покупает очень много людей, в том числе чиновники, за такие колоссальные деньги - караул. Кроме того, чиновники у нас очень любят подарки, очень дорогие подарки».

Стремительный рост цен на Фаберже объясняется не только интересом со стороны богатых россиян. Изделия этой фирмы в равной степени привлекательны и для иностранцев. Причина - в истории.

Коллекция Вексельберга за $350 млн

По мировым меркам рынок русского искусства невероятно мал, а признанные за рубежом его разделы можно пересчитать по пальцам одной руки: немного классической русской живописи, немного авангарда, иконы, фарфор и Фаберже. «Фаберже - единственный рынок русского искусства, где есть серьезные зарубежные коллекционеры, готовые платить большие деньги и даже покупать «против» русских», - рассказывает глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен. Более того, нынешний рынок Фаберже в решающей степени был сформирован усилиями западных антикваров и коллекционеров, поскольку именно на Западе после 1917 года оказалось значительное количество изделий фирмы. Советская власть не нуждалась в украшениях, но ей требовалась валюта. В числе прочих произведений искусства СССР продал за границу много работ Фаберже. Точные данные об объемах и адресатах таких продаж не обнародованы до сих пор, но известно, что многие предметы продавались буквально «на вес».

Тогда Фаберже воспринимался не более чем «товар секонд-хенд», говорит совладелец нью-йоркской антикварной галереи A La Vieille Russie (ALVR) Пол Шеффер. «У нас сохранились инвойсы от советского правительства: фигурки зверей продавались по цене до $2, цветы - по $2–5, множество объектов по цене около $1», - продолжает Шеффер. В 1930-х годах ALVR и Wartski стали крупнейшими покупателями Фаберже, а затем - его крупнейшими продавцами, которые сумели удержать и продвинуть это имя на западном рынке, после того как фирма Фаберже перестала существовать.

Над созданием репутации изделий Фаберже как уникальных символов роскоши исчезнувшей империи антиквары трудились неспешно и бережно. Круг покупателей постепенно ширился - в основном это были крупные промышленники и звезды шоу-бизнеса. Росла и цена. В начале 1960-х годов фигурки зверей продавались за $500–800, цветы - за $850, пасхальные яйца - по $1000–2000. Больших коллекций почти не было. Задачу собрать системную коллекцию первым поставил перед собой издатель журнала Forbes Малкольм Форбс.

Купив в 1960 году в одном из лондонских антикварных магазинов за $1000 портсигар Фаберже (он не знал такой марки, просто понравилось), Форбс заразился тем, что сам иронично называл Faberge bug, «вирусом Фаберже». К концу жизни у него было более 300 предметов, включая крупнейшую в мире частную коллекцию пасхальных яиц. То, что Форбс покупал за тысячи и десятки тысяч долларов, к концу 1980-х годов стоило уже сотни тысяч и миллионы. Когда через 14 лет после его смерти, в 2004 году, наследники решили выставить на Sotheby’s большую часть коллекции, называемой к тому времени не иначе как легендарной, этих торгов ждали буквально все серьезные собиратели Фаберже, рассчитывая купить хоть что-нибудь. Продажа коллекции целиком за несколько дней до аукциона российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу стала шоком для этого сообщества.

«Никто не думал, что так произойдет, потом даже были жалобы, какие-то сутяжнические обращения в Sotheby’s, но юридически все было сделано чисто», - говорит Владимир Воронченко. Он не только представитель Aurora Fine Art Investments, но и президент учрежденного Вексельбергом фонда «Связь времен», а также ближайший партнер и консультант этого миллиардера на арт-рынке. Двести пятнадцать изделий Фаберже из самой известной в мире частной коллекции, включая девять императорских пасхальных яиц, - Вексельберг просто не мог упустить такой шанс. «Он как раз хотел приобрести что-то уникальное, значимое, с чего-то начать новое увлечение, а такие коллекции позволяют сократить время и дают фору, ведь мы, к сожалению, не так уж молоды», - поясняет Воронченко. Оценки суммы сделки колеблются от $130 млн до $250 млн. И это было только начало - фонд Вексельберга продолжил скупать лучшие изделия Фаберже, появляющиеся на рынке. На сегодняшний день его коллекция насчитывает около 700 предметов. «Это, безусловно, крупнейшая частная коллекция Фаберже не только в России, но и во всем мире», - говорит гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

По оценкам, на это собрание было потрачено в общей сложности более $350 млн. Изделия Фаберже должны были стать основой созданного в 2005 году фонда Aurora Fine Arts Investments. Замысел был в том, чтобы собрать несколько коллекций предметов искусства и потом перепродать их с выгодой, поделив прибыль между пайщиками. Однако около года назад фонд был фактически ликвидирован, а коллекция Вексельберга станет экспозицией двух частных музеев, которые в ближайшие годы откроются в Санкт-Петербурге и Москве.

В любом случае в ближайшее время Вексельберг не планирует продавать своего Фаберже, уверяет Воронченко, но объемы покупок изделий знаменитого ювелира в последнее время значительно снизились. «Что бы сейчас ни появилось на рынке, у нас это есть и, как правило, лучшего качества», - поясняет Воронченко. Однако продававшееся в декабре 2007 года «яйцо Ротшильда» - предмет уникальный, почему же после длительной борьбы представители Вексельберга все же уступили его Иванову? «Я думаю, мне просто повезло, может быть, они замешкались или слишком долго думали, стоило им только захотеть, я бы его не получил», - говорит об этих торгах Иванов. Воронченко говорит, что биться до конца не стремился: «У нас и так уже 15 пасхальных яиц, и это все-таки не «императорское» яйцо».

Антиквары - клубок змей

«После продажи «яйца Ротшильда» были разные статейки: вот, сам руку на аукционе поднимал, понтовался и так далее - но мне-то что скрывать?» - разводит руками Иванов. «Если чиновники скрывают свои доходы, берут отдельную комнату и оттуда тихо покупают, это их дело», - добавляет он.

На декабрьские торги Christie’s 2010 года Иванов опоздал, потому что застрял в пробке, он едва успел к продаже императорской табакерки. Но, включившись в игру, коллекционер потратил более полутора миллиона фунтов стерлингов. «Приходи завтра на Christie’s - я буду забирать то, что купил на прошлых торгах, посмотришь», - предлагает Иванов, когда публика покидает зал. В последние годы он, по собственному утверждению, покупает на аукционах по 40–50 изделий Фаберже в год.

Экспозиция музея Фаберже в Баден-Бадене насчитывает сейчас около 700 предметов, и их постоянно ротируют. Эта ротация, рассчитывает Иванов, позволит ему поднять цену на работы из своей коллекции. «Музей работает на создание имиджа вещей. Если у «музея Фаберже» будет история, цена будет в разы выше, это понятно», - поясняет коллекционер. Недруги Иванова полагают, что наравне с действительно качественными вещами так можно подмешать в коллекцию и фальшивки; это позволит потом сбыть последние. Иванов над этим только смеется. «На фальшаке не сделаешь больших денег, все же всплывет рано или поздно, все откроется, да и зачем мне это нужно, когда вокруг столько настоящего Фаберже!» - восклицает он.

Проблема в том, что никто не знает, сколько вокруг настоящего Фаберже. Нет даже единого мнения о том, сколько предметов за всю свою историю сделала фирма: оценки колеблются в пределах от 120 000 до 400 000–500 000 изделий. «Обнаружена только часть архивов, и до сих пор не найдены товарные книги, по которым можно определить, что было сделано в Москве и Санкт-Петербурге и когда кто что и за сколько купил», - рассказывает Тизенгаузен. Полного каталога фирмы, как у Cartier или Boucheron, и вовсе не существует, добавляет он. После революции десятки тысяч предметов Фаберже могли быть переплавлены, уничтожены, разобраны, а могли сохраниться и ждать своего часа в частных руках. Есть ли они и где - загадка.

С середины 1960-х на аукционах появилось всего 35 000 лотов Фаберже. Большая их часть осела в коллекциях, а меньшая - регулярно меняет владельцев. 3000 предметов Фаберже, о которых говорит владелец «Русского национального музея», в одних руках - это очень много, никто до Иванова не заявлял об обладании такой коллекцией. Из опрошенных Forbes коллекционеров и дилеров никто не видел коллекцию Иванова целиком, поэтому многие сомневаются в достоверности этой цифры. Иванов отвечает, что не собирается никого убеждать. «Антикварный рынок - это клубок змей, поэтому мы ото всех абстрагируемся, общаемся только маленьким кругом и нам все равно, что все они говорят», - говорит Иванов, протягивая толстую пачку инвойсов в кассу аукциона Christie’s.

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby"s объявил о продаже по частному соглашнию коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов – брошей, табакерок и чернильных приборов. Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s, с пафосом заявленного на апрель 2004 года.

Распродаваться должна была коллекция Малькольма Форбса, основателя журнала Forbes. Свой первый предмет Фаберже он купил в 1960 году – это был золотой портсигар. Через пять лет мистер Форбс приобрел свое первое яйцо герцогини Мальборо. Еще через 20 лет он купил первое императорское пасхальное яйцо – "Яйцо с кукушкой". Коллекционирование предметов Фаберже, в первую очередь сделанных для императорской семьи, стало страстью господина Форбса. По числу яиц он даже обошел коллекцию Кремля – так как нашел еще и два яйца-сувенира, сделанных для промышленника Кельха.

После смерти "старика" Форбса (он умер от инфаркта в 1990 году) его наследники стали распродавать коллекцию. В апреле 2002 года на торги Christie`s было выставлено "Зимнее яйцо" и еще 68 предметов из собрания. Тогда это было сенсацией – "Зимнее яйцо" даже привозили в Россию "на смотрины". В итоге яйцо купили за $9,6 млн, все остальное – за $5,1 млн. И вот теперь на Sotheby`s должны были выставить оставшуюся часть собрания с девятью яйцами во главе.

Давайте посмотри, что же вернулось в Россию.

1. Самое дорогое и знаменитое яйцо - "Коронационное"

2. Самое первое простое императорское Яйцо с курочкой, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году

3. Немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год)

4. Скромное яйцо с розой (1895 год)

5. "Ландышевое" (1898 год)

6. "К 15-й годовщине коронации" (1911 год)

7. "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год)

8. Барочное "Петушок", которое Николай II подарил матери (1903 год)

9. Яйцо с орденом святого Георгия, единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год).

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора. Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император. Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

ВСЕ ФОТО

Точная сумма сделки сохраняется в тайне. Известно, что оценочная сумма яиц - 90 млн долларов, однако представитель Вексельберга в среду признался, что было "заплачено намного больше 90 миллионов". - Насколько больше?" - "Намного больше"
Sotheby"s

Коллекция императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже возвращается в Россию.

В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции - девять императорских пасхальных яиц. Господин Вексельберг заплатил за коллекцию более 100 млн долларов и пообещал вернуть ее на родину: до 1 апреля коллекция должна быть перевезена в Россию.

Виктор Вексельберг - председатель совета директоров и совладелец ЗАО "Ренова". Компания является крупным акционером "СУАЛа" и ТНК-BP, владеет контрольным пакетом акций порта Восточный (Приморский край) и 50% акций Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, Коломенским заводом (тепловозы, двигатели к ним) и рядом более мелких активов .

Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал, отмечает газета "Коммерсант" . Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. И вот теперь Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов - брошей, табакерок и чернильных приборов.

Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s .

Аукционный дом Sotheby"s планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля . Основу коллекции из 200 предметов составляют девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Это крупнейшая частная коллекция императорских пасхальных яиц.

Снятие лота с торгов - беспрецедентное явление для аукциона Sotheby`s

"Продажа лотов до аукциона - это очень необычный шаг. Чтобы заставить Sotheby"s сделать это, нужно было предложить им сумму, которая превысила бы все возможные ожидания", - объясняет сотрудник Министерства культуры.

Один из коллег Андрей Шторх говорит, что Вексельберга впечатлили уникальность и ценность этой коллекции.

"Могу сказать только, что он потратил на покупку весьма значительную часть своего состояния", - сказал Шторх.

В связи с продажей коллекции президент Sotheby`s Билл Рупрект выступил с заявлением, в котором назвал это событие "неожиданным и исключительным".

По его словам, Sotheby`s готовился к аукциону, когда получил столь необычное предложение со стороны российского предпринимателя. Этот факт, а также то, что императорские пасхальные яйца Фаберже вернутся в Россию, заставили, по его словам, "серьезно" отнестись к этому вопросу.

Рупрект выразил благодарность Вексельбергу за то, что он согласился провести выставку работ Фаберже в Нью-Йорке, чтобы "люди получили последнюю возможность увидеть эти работы перед их возвращением в Россию".

С заявлением по поводу продажи коллекции выступила также семья Форбсов. "Семья Форбсов рада, что наступление новой эры в России сделало возможным возвращение этих выдающихся произведений, - говорится в заявлении. - Это - изумительное по своей романтичности завершение одного из величайших событий в истории искусств".

Место постоянного хранения коллекции еще не определено: это может быть Оружейная палата Кремля, Эрмитаж или храм Христа Спасителя.

Об этом сообщил в четверг руководитель департамента сохранения культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолий Вилков, передает "Интерфакс".

"Право на выбор музея для предоставления коллекции в экспозицию, разумеется, за ним. Если он обратится к нам за рекомендацией, то мы взвесим все обстоятельства и условия и предложим наш вариант. Учитывая исторически сложившуюся традицию хранения яиц Фаберже в Кремле, конечно, наиболее эффектно было бы представить коллекцию именно там", - сказал Вилков.

"Если эта выставка состоится, то она будет фантастической: мы воссоединим 10 яиц, хранящихся у нас, с девятью, возвращенными в Россию", - подчеркнул Вилков.

В получении в постоянную экспозицию коллекции яиц Фаберже заинтересован также и Эрмитаж. Об этом заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в четверг директор Государственного музея Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Всякий музей хотел бы иметь эти вещи у себя. У Эрмитажа есть все условия для экспонирования коллекции яиц Фаберже. Именно в Зимнем дворце они дарились, функционировали и жили", - сказал он.

Директор Эрмитажа подчеркнул, что "в России есть два музея, которые по своей традиции, стилю и характеру коллекции для этого подходят - это Оружейная палата и Эрмитаж".

"У Оружейной палаты самая большая коллекция пасхальных яиц Фаберже, а в Петербурге нет ни одного пасхального яйца Фаберже: так получилось, что после революции все они оказались в Москве, часть осталась, часть была продана", - сказал Пиотровский.

"Есть идея создать специальный музей Фаберже, который мог бы быть или в здании Главного штаба на Дворцовой площади или, еще лучше, на Большой Морской, в доме Фаберже, где были его фирма и магазин", - рассказал Пиотровский.

Российскими бизнесменами, покупающими произведения искусства, движет желание повлиять на общественное мнение

Российскими бизнесменами, приобретающими предметы искусства для возвращения их в Россию, во многом движет желание повлиять на общественное мнение, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" главный редактор "Еженедельного журнала" Михаил Бергер, комментируя покупку коллекции императорских пасхальных яиц работы Фаберже.

По мнению Бергера, "российский бизнес хочет, чтобы общественное мнение более терпимо относилось к их материальному статусу, чтобы люди перестали говорить, что бизнесмены тратят деньги только на себя".

Но, кроме того, "этими людьми движут вполне благородные мотивы: вернуть в Россию то, что ей когда-то принадлежало, что является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия страны, - подчеркнул Бергер. - Думаю, это достаточно серьезный мотив, и его нужно принимать во внимание".

В свою очередь в Министерстве культуры полагают, что не последнюю роль в решении бизнесмена сыграла и возможность получения выгоды.

"Инвестиции в искусство - одно из самых надежных вложений капитала, приносящих от 5 до 15% годовых. Тот, кто сделает это долговременным бизнесом, рано или поздно не прогадает. А Фаберже сейчас в моде", - сказал чиновник министерства газете "Ведомости".

Покупка коллекции Фаберже и ее возвращение в Россию стали возможны благодаря новому таможенному кодексу

В Министерстве культуры покупку Вексельбергом коллекции Фаберже считают результатом изменений в Таможенном кодексе, инициированных министерством.

С 1 января 2004 в России действует новый Таможенный кодекс. В нем предусмотрено полное освобождение от налогов и таможенных платежей на ввоз культурных ценностей - разумеется, при условии их специальной регистрации. И при подтверждении Минкульта, что предмет действительно является произведением искусства.

Раньше такое было невозможно из-за высокого НДС. Если человек ввозил картину или иное произведение искусства, он обязан был предъявить чек и заплатить 30% стоимости (для физических лиц) , либо Комитет по культуре правительства Москвы присылал своего контролера, который оценивал картину на месте.

Такое положение вещей, конечно, коллекционеров не устраивало. Те, кому никак не хотелось расстаться с любимой картиной, вынуждены были искать поддельные чеки у знакомых галерейщиков на Западе, либо прибегать к взяточничеству "на месте", пишет "Независимая Газета" .

Остальные выбирали для себя третий путь: купленные вещи покупатели оставляли на Западе. Особую трудность составляли предметы, приобретенные на знаменитых аукционах: цена лотов объявлялась во всеуслышание, умалить ее было уже нельзя. Аукционные шедевры почти все оставались в банковских сейфах, в хранилищах аукционных домов и галерей. В итоге никто ничего не платил и никто ничего не получал. За незаконный вывоз по российскому законодательству полагалось только изъятие, а "неправильный" ввоз подпадал под уголовную статью.

Для российских олигархов и тех, кто интересуется их жизнью, на этой неделе есть две новости. Одна: Россия вошла в десятку стран, где наблюдался самый быстрый рост числа долларовых миллионеров (согласно результатам исследования банка Merrill Lynch, за последний год их количество увеличилось на 15,5 процента и достигло 119 тысяч). Другая: в России может появиться специальная налоговая инспекция №11 по работе с крупнейшими налогоплательщиками-физлицами – иными словами, «орган контроля за олигархами», призванный следить за расходами и доходами тех, кого все уже так привыкли наблюдать в списке «Форбса». В этой гонке состояний и контролеров в выигрыше останется, пожалуй, тот, кто укрепит свои позиции крупными публичными инвестициями в национальное достояние.

О том, что это по-прежнему актуально, стало ясно на днях, когда глава компании «Газпроминвестхолдинг» Алишер Усманов внезапно, и к удивлению многих, приобрел коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Новость о том, что миллиардер Усманов выкупил все 42 лота уникальной коллекции еще до начала аукционных торгов на Sotheby’s за 72 с лишним миллиона долларов, произвела поначалу эффект сенсации. Уникальная коллекция представлена 450 предметами изобразительного и прикладного русского искусства XVIII-XX веков. Это мебель, посуда, фарфор, живопись, собранная легендарным музыкантом и великой оперной певицей за 30 лет. В нее также вошли портрет Авроры Демидовой Карла Брюллова, «Сокровище ангелов» Николая Рериха, «Лики России» Бориса Григорьева. Сама Галина Вишневская выразила надежду, что Алишер Усманов «достойно выставит коллекцию для обозрения».

Но ключевые вопросы пока что остаются открытыми: насколько эта коллекция будет доступна всем желающим? Кто будет конечным бенефициаром (владельцем) коллекции – останется ли она в собственности господина Усманова, будет ли передана государству или же обоснуется в частном музее? Сведения о ее юридическом статусе скорее туманны и даже противоречивы. Так, Алишер Усманов телеканалу «Вести-24» говорит, что коллекция «твердо и бесповоротно будет принадлежать государству, потому что мое ощущение собственника в данном случае абсолютно не работает». Его пресс-служба добавляет, что все это «будет передано российскому государству и после экспонирования в аукционном доме Sotheby’s будет перевезено и выставлено в России». В это же время в различных СМИ со ссылкой на РИА «Новости» появляется противоположное заявление. Владелица галереи «Проун» Марина Лошак, представленная в СМИ как консультант Усманова по вопросам приобретения коллекции, говорит о том, что «коллекция точно останется у Усманова и речь о передаче ее государству не идет». Появившаяся после этого реплика главы Росохранкультуры Михаила Швыдкого прозвучала уже как серединный вариант или попытка смягчить возможные «углы» ситуации. На пресс-конференции он сказал, что это личное дело Усманова, как он распорядится коллекцией, но отметил, что независимо от формы собственности коллекция будет «входить в музейный фонд РФ, будет частью национального достояния страны».

В том, что коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, приобретенная Алишером Усмановым, равно как и коллекция яиц работы Карла Фаберже, выкупленная три года назад у американского газетного магната Малкольма Форбса предпринимателем Виктором Вексельбергом – по сути своей часть культурного наследия России, – сомневаться не приходится. Чтобы понять, как может сложиться судьба приобретенной Усмановым коллекции, мы решили узнать, где же хранится уникальная ювелирная коллекция яиц Фаберже.

Покупка Вексельбергом коллекции из девяти императорских пасхальных яиц и еще 190 предметов – разнообразных брошей, табакерок и чернильных приборов сопровождалась шумной и помпезной кампанией в прессе. СМИ цитировали самого Вексельберга и его помощников, экспертов и музейных работников, воодушевленно сообщающих, что наконец-то уникальные предметы ювелирного искусства вернулись в Россию, что это национальное достояние и культурное наследие, за которое олигарх не поскупился заплатить круглую сумму. С тех пор популярность Виктора Вексельберга, главы группы компаний «Ренова», стала гораздо шире, чем раньше. Теперь, если в Интернете набираешь фамилию бизнесмена – выпадает «яйца Фаберже», а когда набираешь «Фаберже» – выпадает «Вексельберг».

Намерения относительно адресной прописки коллекции яиц выглядели оптимистичными. «Когда я узнал, что коллекция яиц Фаберже выставляется на аукцион, я понял, что речь идет об уникальной возможности вернуть моей стране одно из ее сокровищ», – говорил Виктор Феликсович. Яйца чуть было не стали символом рождения целого культурного мегапроекта – огромного частного музея, в котором российские олигархи могли бы выставлять выкупленные ими коллекции уже не только в качестве личной собственности, но и как часть национального достояния. Эта идея приписывалась лично Виктору Вексельбергу. Культурно-исторический фонд «Связь времен» (Виктор Вексельберг здесь председатель попечительского совета. – Прим. ред.) получил разрешение арендовать для этих целей Шуваловский дворец в Петербурге.

Спустя три с лишним года дворец, по выражению одного из помощников Вексельберга, до сих пор «в руинах». План его реконструкции рассчитан как минимум еще до 2009 года. Где же тогда все это время находится прославленная коллекция яиц и ювелирных украшений? Судя по новостям на сайте фонда «Связь времен» о выставочном передвижении коллекции Фаберже, она достаточно много времени проводит в Европе. Открывающаяся в ближайшее воскресенье очередная выставка пройдет в культурной столице Хорватии – городе Дубровник, во дворце Rector Palace.

Вообще география прошедших выставок коллекции Виктора Вексельберга весьма обширна. Причем 8 из 14 выставок проходили не в России, а в США, Европе и Казахстане. Эту коллекцию видели жители Берлина, Нью-Йорка и Брюсселя, а так же швейцарских Лозанны и Цюриха и итальянского Бари. В России же повезло только Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу, Иркутску, Перми и Ханты-Мансийску.

Информация о постоянном месте приписки коллекции на сайте фонда не размещена. Лишь по отдельным сообщениям региональных СМИ становится понятно, что выставочные экспонаты прибывали в некоторые российские города из-за рубежа. Например, в Тюмень коллекция пасхальных яиц была доставлена на частном самолете из Лондона. О том, что именно в Лондоне вплоть до недавнего времени и базировалась коллекция Виктора Вексельберга, как ни странно, сообщил Первый канал. Главным героем этого телесюжета был Алишер Усманов, купивший коллекцию Ростроповича. Но корреспондент мельком обмолвился и о местонахождении экспонатов Фаберже: «Сокровища уже не раз возвращались на родину. Но чаще всего они так и оседали в закрытых коллекциях. Так, знаменитое собрание творений Фаберже, выкупленное Виктором Вексельбергом, получило после непродолжительного путешествия по галереям России прописку в Лондоне и так и осталось частным».

За разъяснением ситуации корреспонденты «Свободного пространства» обратились непосредственно к организатору выставок коллекции Фаберже, исполнительному директору фонда «Связь времен» Роману Такеру.

– Действительно ли коллекция находится в Лондоне?

– Я не знаю, откуда у вас такая информация. Дело в том, что коллекция все время находится в пути. Если она не выставляется. В Лондоне она не базируется, она там не живет. Из Ханты-Мансийска мы привезли, некоторые предметы для реставрации в Лондон. Это правда. А те предметы, которые не реставрируются там, они сейчас выставляются в Дубровнике в Хорватии. И уже в ноябре этого года вся коллекция снова воссоединится и будет выставляться в Тюмени.

– Вы сказали, что коллекция все время находится в пути. Наверно, это сложнее, чем хранить в музее? С точки зрения технической и финансовой?

– Безусловно, это сложнее. Это намного дороже. У Виктора Феликсовича (Вексельберга. – Прим. ред .) было принципиальное решение показывать эту коллекцию как можно больше, как можно более широкой публике. И просто ни один государственный музей не в состоянии показать эту коллекцию в том режиме, в котором показываем ее мы. Это очень дорого, это очень сложно, и специально созданный для этого фонд «Связь времен» занимается этим делом.

– А кто и по какому принципу выбирает следующее место, город, страну, где будет показана коллекция?

– На самом деле график выставок у нас определен на несколько лет вперед. Мы показываем выставку в регионах, в которых непосредственно, безусловно, интересы Виктора Феликсовича существуют и существуют интересы группы компаний «Ренова»…

– Интересы какого плана?

– Экономические интересы, безусловно. Потому что без тех людей, которые живут в этих регионах, покупка данной коллекции была бы просто невозможна. Мы понимаем это и выставляем коллекцию в тех регионах, где присутствуют экономические интересы.

– До какого года расписан график и можете ли вы назвать города, где это будет показано?

– График на пару лет вперед, но, к сожалению, назвать все города я не могу, потому что это довольно-таки кропотливая и тяжелая работа – с региональными властями, с музеями. И поэтому мы стараемся заранее не объявлять о тех городах, где у нас пока еще нет стопроцентной договоренности.

– А кто является конечным бенефициаром в данном случае этой коллекции? Корректно ли говорить, что эта коллекция принадлежит господину Вексельбергу? Или это коллекция, которая принадлежит его фонду «Связь времен»?

– То, что вы назвали первым, – более корректно. То, что она принадлежит непосредственно Вексельбергу, – будет более корректно.

–Юридически это таким образом все оформлено?

– А история с Шуваловским дворцом, который, как писали, тоже был арендован господином Вексельбергом и в котором, как обещали, уже на постоянной основе в частном музее будет выставляться данная коллекция? Почему это не получилось?

– Почему не получилось? В том состоянии, в котором этот дворец достался, – он практически в руинах находится, в аварийном состоянии. И сейчас ведется большая кропотливая работа по восстановлению этого дворца. Мы планируем потратить около миллиарда рублей на то, чтобы восстановить его. Это займет еще года три, не менее того. И это будет частный музей, частная коллекция.

– Эта коллекция Фаберже перейдет туда?

– Она не будет переезжать с места на место, как сейчас, но мы надеемся, что в крупных городах России люди смогут посмотреть эту коллекцию в тех музеях, которые мы откроем.

– В итоге, где это можно посмотреть, определяют господин Вексельберг и его помощники?

– Безусловно.

– У вас были выставки в Перми, в Иркутске? Сколько стоил билет на эту выставку?

– Билет стоит столько же, сколько обычный вход для посетителя музея. И те деньги, которые мы выручаем от продажи билетов, остаются на развитие региональных музеев.

– Как вывосприняли новость о приобретении Алишером Усмановым коллекции Галины Вишнев¬ской и Мстислава Ростроповича?

– Считаю, что это замечательное событие, большой плюс для всех любителей искусства, для России в целом. Надеюсь, что в ближайшее время мы все будем смотреть на эту коллекцию. Но должен отметить, что тут подход немножко другой, насколько я понимаю. Как я слышал из СМИ, эта коллекция будет передана государству, которое уже потом будет отвечать за то, где она будет выставляться и как. Я просто знаю, что, к сожалению, государственные музеи в настоящий момент не в состоянии показывать коллекции такого масштаба полноценно и в том объеме, в котором хотелось бы это видеть, наверно, всем. Наш подход немножко другой. Все финансовые нагрузки, которые ложатся, они будут покрыты, как они стоят.

– Ваш фонд случайно не рассматривал возможность приобретения коллекции Ростроповича?

– Где сегодня непосредственно находится коллекция Фаберже?

– В Хорватии. Часть ее находится на реставрации в Лондоне, часть находится в Хорватии, где выставка начнется уже с 30 сентября – в Дубровнике.

Справка

Вексельберг и «Связь времен»

Правление учрежденного предпринимателем Виктором Вексельбергом фонда «Связь времен» возглавляет его земляк и коллега – бизнесмен Владимир Воронченко (оба родом из одного украинского городка Дрогобыч). В бизнес пришел из медицины. По данным биографического интернет-ресурса Whoiswho.Ru, Владимиру Воронченко приписывалось и председательство в совете директоров сети салонов по продаже предметов роскоши «Люкс-Холдинг», и руководство сетью розничных магазинов косметики компании «DouglasRivoli», и долевое участие в сети антикварных салонов «Мир искусства». Его имя упоминается и среди владельцев крупных личных собраний икон XIV–XVIII веков и русской живописи XIX века.

Вексельберг и Хорватия

Как могут быть связаны места проведения выставок коллекции яиц Фаберже и бизнес-интересы предпринимателя в Европе.

На днях влиятельный германский журнал «Шпигель» в очерке о богатых россиянах в Европе упомянул и о Викторе Вексельберге. По информации этого издания и по сообщениям российских туристов на интернет-форумах, в Хорватии у главы «Русала» и группы компаний «Ренова» находится резиденция: «Пока не завершена окончательная отделка его шикарной виллы в Хорватии, олигарх из России на полгода расквартировался в элитном отеле Sheherezad, что в Дубровнике. Стоимость апартаментов, по сообщениям СМИ, составляет 8500 евро в сутки». Болгарская пресса, в частности интернет-ресурс Novinite, дополняет, что Виктору Вексельбергу на 50-летний юбилей друзья подарили еще и остров в Адриатическом море площадью три тысячи двести квадратных метров – и тоже недалеко от хорватского города Дубровник. Именно там открывается очередная выставка легендарной коллекции Фаберже. Забавно, что в месте проведения другой выставки Фаберже в Цюрихе находится офис холдинга Вексельберга «Ренова». А в период проведения выставки Фаберже в Германии партнеры Виктора Вексельберга по компании «Ренова» сообщали о предстоящих инвестициях в немецкую экономику.

Мнение эксперта

Екатерина Гениева, гендиректор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, до 2001 года член Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Находясь в Германии на международной конференции по проблемам культурного наследия, она согласилась прокомментировать «Свободному пространству» ситуацию с громкими приобретениями российских олигархов.

– Есть довольно большое количество представителей мировых аукционных домов и Christie’s, и Sotheby’s и других, которые сейчас этот аспект очень живо обсуждают. Мнение международных экспертов о покупке коллекции Алишером Усмановым – что это такой срыв рынка. Люди были намерены покупать по правилам аукциона всю эту замечательную коллекцию, пришли на прием, а им говорят – а брать-то нечего. Что стоит за поступком господина Усманова, я до конца не знаю. То, что это возвращается в Россию, меня радует. Пусть он свой музей создаст. Но в Англии все в оторопи от того, что сделал аукционный дом. Так себя не ведут. Кто там о чем договорился, не хочу обсуждать. К этому по-разному можно относиться. Если исходить из того, что нам дорого наше национальное достояние, оно было прекрасно собрано в коллекции этих двух великих людей, то, конечно, его возвращение в Россию – это замечательно. Но когда и куда оно вернется в Россию, хотелось бы знать. Вот, например, где находятся яйца Фаберже? Если это его (Вексельберга) собственность, как была собственность у Морозова, мы же ему не рассказывали, куда Морозову возить собственность? Он знал, куда он хотел ее возить. Ну, значит, и Вексельберг это может возить в Хорватию, в Англию, во Францию, в Таганрог, Псков, где у него есть какие-то, наверно, бизнес-интересы. Ничего плохого я в этом не вижу. Что касается доступности национального достояния, то у нас его столько недоступно народу, что это отдельная тема. Я могу привести свой пример. Есть господин Сорос, мультимиллионер, который столько сделал для культуры мира и для культуры России, вне зависимости от того, что он биржевой спекулянт. Он все время хотел сделать России какой-то еще подарок. Он собирался вернуть архивы Бродского и Пастернака и, конечно, вернул бы это не себе, а отдал бы государству. Но в случае с этими яйцами я не была бы столь уж категорична. Это новое явление.

Под текст

Зачем Вексельбергу «Фаберже»

В апреле этого года газета «Коммерсантъ» сообщала о намерении Виктора Вексельберга выпускать ювелирные изделия под маркой Faberge. Совместно с его партнером по «Суал-холдингу» Брайаном Гилбертсоном (выходец из ЮАР, известный менеджер в мировой металлургической промышленности . – Прим. ред. ). Суть сообщения сводилась к тому, что Виктор Вексельберг заинтересован в приобретении крупной доли зарегистрированного на Каймановых островах инвестфонда Pallinghurst Resources, которому, по данным издания, и принадлежит бренд Faberge: «Конечным покупателем бренда Faberge является Виктор Вексельберг, получивший в итоге за 30-40 миллионов долларов права на выпуск восьми классов продукции, в том числе ювелирных изделий, косметики и одежды». Опровержений этой информации в СМИ со стороны Виктора Вексельберга или его представителей до нынешнего момента не последовало.

Виктор Вексельберг открыл музей Карла Фаберже. Коллекция миллиардера, президента Сколково, владельца компании «Ренова‑групп», располагается в Шуваловском дворце в Санкт‑Петербурге. На открытие приехал не только Вексельберг, но и министр культуры Владимир Мединский.

Серия яиц Фаберже создавалась в период между 1885 и 1917 годами для российской императорской семьи и частных покупателей. Первое яйцо было заказано Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. мператрице так понравилось изделие, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Впоследствии эту традицию сохранил Николай II.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков, в том числе для Феликса Юсупова, Ротшильдов и герцогини Мальборо. Из 71 яйца до наших дней дошло 62. После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью‑ оркскому магнату Малькольму Форбсу. Именно эту коллекцию целиком в 2004‑ ом году более чем за 100 миллионов долларов выкупил Виктор Вексельберг.

Виктор Вексельберг, основатель фонда «Связь времен»: Знаете, в отличие от семьи Форбс, из этого огромного количества предметов, которые вы видите, ни один предмет, ни один гений не находился у меня дома, потому что это было изначально решение, связанное с тем, что все, что приобретается, приобретается изначально не для частного пользования.

Тогда, в 2004‑м, из‑ за покупки коллекции Фаберже поднялась сильная шумиха. Возмущение вызвала не только дерзость, с которой изделия были приобретены — Вексельберг выкупил яйца прямо перед началом аукциона Sotheby`s, на котором они должны были быть проданы. Общественность выразила опасения, что бизнесмен приобрел коллекцию с целью заработать на последующем росте цены на произведения искусства. Тогда Вексельбергу сразу же предложили передать коллекцию Кремлю или Эрмитажу. Но миллиардер предпочел открыть частный музей. И этим поступком сегодня на открытии просто восхищался вице‑губернатор Санкт‑ Петербурга Василий Кичеджи.

Василий Кичеджи, вице-губернатор Санкт-Петербурга: Большое вам спасибо. Хочу вам пожелать, чтобы то дело, которое вы делаете в рамках не только города, но и страны, стало хорошим примером. Еще раз хочу сказать, что мы от имени правительства, губернатора благодарим, будем помогать в таких, я скажу, богоугодных делах. Спасибо!

Кроме того, что Виктор Вексельберг сделал богоугодное дело, мы спросили у участников арт‑рынка, какое влияние на него — арт‑рынок — имеет бизнесмен и коллекционер.

Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф»: Вексельберг влияет на рынок. Первое: потому что Вексельберг — человек с очень большим buy capacity. Он может много купить. И часто покупает большие дорогие вещи. Точнее, бывало это за ним. Второе: Вексельберг — человек определенного интеллектуального уровня, и не Шишкина он покупает. А музей частный, как любого рода инициатива - очень важное и нужное дело. Карл Иванович, в принципе, большой художник и ювелир земли русской, и пусть у него будет музей, ничего страшного в этом нет. Чудесно.

Яйца Фаберже — не последнее громкое приобретение Виктора Вексельберга. В 2006 году бизнесмен выкупил у библиотеки Мичиганского университета за символические 60 тысяч долларов архив известного мыслителя Ивана Ильина. Так совпало или нет, но за год до того Ильина в ежегодном послании цитировал Владимир Путин.

В общем, Виктор Вексельберг известен тем, что возвращает на родину исторические культурные ценности. Кстати, для того, чтобы открыть музей Фаберже, бизнесмену пришлось отреставрировать Шуваловский дворец, в котором располагаются институции и который находится у Вексельберга в аренде до 2056 года. Ремонтные работы обошлись в 1 миллиард долларов.

Увидеть коллекцию пасхальных яиц в отреставрированном Шуваловском дворце, можно будет в декабре, когда музей Фаберже откроется для широкой публики.