Чем глубже в прошлое уходят от нас советские времена , тем более толстым слоем забвения они покрываются, и потому нынешним детям никто не рассказывает о том, в какое счастливое и благополучное время росли их папы и мамы, дедушки и бабушки.
Между тем, именно советские времена и были для нас временем равных возможностей. В советские времена поступить в МГУ мог сын доярки и тракториста или дочь сталевара и поварихи. Обучение было бесплатным, а студенты получали стипендию. В тот же время не существовало нынешних псевдо-ВУЗов, которые сейчас служат лишь для отмазки от армии.
В советские времена поступить в престижный ВУЗ мог сын доярки и тракториста или дочь сталевара и поварихи.
А дети мечтали стать не банкирами, а космонавтами.
Да и в самой армии в советские времена служить было престижно, а не служить постыдно, и с юношей, откосившим от армии, не стала бы «ходить» ни одна приличная девушка.
Девушки же в советские времена в своём абсолютном большинстве были приличными. До самой свадьбы с женихами они не спали, а «ходили». Курящие девушки были редкостью, и общественным мнением строго осуждались.
Советским школьникам было доступно не только школьное, но и внешкольное образование. И то, и другое было бесплатным. Школьники посещали кружки, спортивные секции, занимались на станциях юных техников и юных натуралистов. Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Слово «патриот» не было ругательным – каждый советский человек обязан был быть патриотом.
Но, главное, не было у нашего человека его главного нынешнего недостатка – недостатка денег. Наоборот, денег было настолько много, что не хватало товаров – промышленность и транспорт не успевали удовлетворять платежеспособный спрос. В отличие от своих западных современников, советский человек не выплачивал ипотеку и не тратил на аренду – жильё было бесплатным. Советский человек платил чисто символические налоги, включая, правда, налог на бездетность, стимулировавший рождаемость, а коммунальные платежи за двухкомнатную квартиру составляли 9 рублей 61 копейку – 1816 рублей в деньгах 2013 года.
Проехаться в метро или автобусе стоило 5 копеек (9 рублей 50 копеек по сегодняшнему курсу), а в трамвае или троллейбусе – 3 копейки (57 копеек в нынешних деньгах). Обед в студенческой столовой укладывался в один рубль (189 рублей нынешних)
.
Американец отдавал за булку хлеба 56 центов (39,5 коп), а русский – 13 копеек, то есть, в три раза больше. По телефону русский звонил за две копейки, а американец за 25 центов (17,67 коп), то есть, отдавал за телефонный звонок больше в 8,837 раз.
В советские времена не было безработицы. Более того, тех, кто сидел без работы, сажали за тунеядство.
В советские времена огромные деньги вкладывались в сельское хозяйство.
Большинство продуктов на прилавках было отечественного производства. Одни были вкусны и безопасны для здоровья.
В каждой захолустной деревне имелись фельдшерско-акушерские пункты.
А чтобы принять сложные роды, врач мог прилететь даже на вертолёте.
За детским здоровьем зорко следила советская педиатрия.
Все дети вовремя получали необходимые прививки, а в школах и детсадах проводили профилактические медосмотры.
Любой труд в советские времена был в почёте, а рабочий человек пользовался не меньшим уважением, чем работник умственного труда.
Рождаемость в советские времена всемерно поощрялась, а многодетные семьи пользовались государственной поддержкой. Им выделяли дома и многокомнатные квартиры, а глава семьи бесплатно получал от государства РАФик .
Удалённые от коммуникаций населённые пункты обслуживала малая авиация.
Цель: закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”, развивать познавательные и мыслительные навыки.
Оборудование: баян, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова “Шехерезада”, подготовленные слайды к уроку
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте ребята! В
течении учебного года мы с вами изучили много
нового, говорили о многообразии жанров и
интонационной выразительности музыкальной речи.
Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные
сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим
наши знания и познакомимся новым произведением,
музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут
этого композитора?
Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова
Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?
Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.
Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?
Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.
Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?
Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.
Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?
Учащиеся: М. Глинки.
Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.
Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?
Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.
Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.
– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.
(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)
Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?
Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам
рассказать краткое содержание симфонической
сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и
неверности женщин, дал зарок казнить каждую из
своих жен после первой ночи; но Султанша
Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела
занять его сказками, рассказывая их ему на
протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый
любопытством Шахриар постоянно откладывал ее
казнь и наконец совершенно оставил свое
намерение. Много чудес рассказала ему
Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен,
вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в
музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада
принадлежит к числу лучших образцов русской
классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много
композиторов которые обратились к сказке. И
сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней
Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный
цветок”. Внимательно послушайте, определите
характер, а потом будем все вместе разучивать.
(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)
2. Оценка знаний учащихся
3. Итог урока
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”
Ирина Башлыкова
Проект «Композиторы-сказочники»
Актуальность темы
В настоящее время большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С раннего возраста ребенок должен чувствовать свою принадлежность к целому народу и гордиться своей Родиной и своими соотечественниками. Знакомство детей с русскими композиторами –классиками , узнавание их произведений и гордость за мировую известность этих великих людей, тоже является, на мой взгляд, частью нравственно-патриотического воспитания. Поэтому и появилась идея создания данного проекта .
Цель :
Способствовать формированию у дошкольников основы культурно-эстетического сознания, воспитывать чувство гражданственности, любви к своей Родине, своему народу.
Задачи :
1. Развивать у детей музыкальный вкус посредством знакомства их с произведениями русских композиторов – сказочников : Н. А. Римского – Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки.
2. С помощью доступной для детей формы восприятия – сказки –развить у детей любовь и интерес к классической русской музыке, чувство уважения и гордости к русской музыкальной культуре.
3. Осуществить приобщение детей к живой музыке, прослушивать фрагменты сказочных опер, балетов в исполнении ансамблей профессиональных музыкантов.
4. Посредством беседы и диалога с детьми пополнять их словарный запас музыкальными терминами, развивать связную речь.
Вид проекта : познавательный, групповой
Участники : дети подготовительной группы
Сроки реализации : октябрь-март
Результат проекта : презентация, подбор видео и аудио материала
Обеспечение проектной деятельности
Методическое : (литература)
Материально-техническое (аудиозаписи, музыкальный центр)
Этапы проведения и реализации проекта
1. Подготовительный этап
Изучение интереса детей, изучение методической литературы подбор материала…
2. Организационно-практический
Месяц Тема Содержание
Октябрь Нам есть чем гордиться! 1. Выстраивание диалога с детьми - Что мы знаем о нашей стране?
2. Видео презентация (размеры России, природные богатства, животный и растительный мир)
3. Беседа о великих русских композиторах , музыкантах, исполнителях, известных всему миру.
Ноябрь П. И. Чайковский – краткая биография. Сказочные персонажи из «Детского альбома» 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством
2. Слушание пьес из «Детского альбома»
3. Выстраивание диалога о прослушанных произведениях
4. МДИ «Угадай, чья песенка»
Декабрь Сказочная музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» 1. Знакомство с терминами «балет» , «либретто»
2. Рассматривание репродукций к музыкальному балету
3. Знакомство со сказочным содержанием и авторами используемых сказок
Январь М. И. Глинка – краткая биография. Отрывки из оперы «Руслан и Людмила» . 1. Знакомство с биографией композитора , творчеством
2. Знакомство со сказочным содержанием и автором сказки
3. Обогащение словаря терминами «ария» , «опера»
4. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов
Февраль Самый сказочный русский композитор Н . А. Римский – Корсаков – краткая биография. Сказочные оперы : «Садко» «Снегурочка»
1. Знакомство с биографией композитора , творчеством
3. Слушание и просмотр отдельных сцен и фрагментов
4. Применение новых терминов в диалоге, беседе
5. МДИ «Подбери картинку к опере»
Март Что мы узнали о композиторах – сказочниках ? 1. Обобщение материала
2. МДИ «Скажи, чей портрет»
3. Мини-рассказ о понравившемся композиторе и его произведении
4. Рисование любимого сказочного персонажа
3. Завершающий.
Показ презентации
Публикации по теме:
«Композиторы шутят». Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «КОМПОЗИТОРЫ ШУТЯТ» Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие музыкальной отзывчивости на шутливые.
Презентация «Композиторы о временах года» Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности.
Конспект занятия «Мы сказочники» с использованием ТРИЗ-технологии Конспект занятия «Мы сказочники» Пр. с. : учить придумывать героев сказки с необычными свойствами; продолжать учить детей эмоционально воспринимать.
Лего-проект Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой. Тип проекта по целевой.
Проект «А ну-ка, пальчики» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рябинка» п. Октябрьский Муниципального образования Туапсинского района.
Проект «Как хлеб на стол пришел» Это проект направлен - на необходимость дать знания об этапах появления хлеба. С учетом особенности сельскохозяйственной деятельности Кизильского района в нашем детском саду разработан проект «Как хлеб на стол пришел».
Проект «Мы обедаем» Проект «Мы обедаем». Вид проекта: познавательный, информационный, творческий, игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).
«Взаимодействие музыки и литературы» - Песня. Вокализ. Солнышко всходит. Мелодия. Нота. Сольное музыкально-поэтическое произведение. Романс. В сопровождении каких инструментов звучат романсы. Новое звучание. Пер Гюнт. Журавлиная песня. Взаимодействие музыкальной и литературной основы. Эдвард Григ. Рахманинов Сергей Васильевич. Язык музыки.
«Средства музыкальной выразительности» - 3.Как называется громкость звука? О чём идёт речь? Средства музыкальной выразительности. 7.Таким может быть темп. 4.Отрывисто, связно, отчётливо. 1. Один из видов лада. 6.Одна из форм произведения.
«Музыка по сказкам Пушкина» - Иллюстрации к сказке. Тромбон. Звезды. Опера. Образы Пушкинских сказок. М.И. Глинка. Руслан. Месяц. Труба. Добрая песня. Царевна. Море. Сказки. Добрые сказки. Скрипка. Челеста. Флейта. Инструменты. Ель растёт перед дворцом.
«Космос в музыке» - Мозаика. Микалоюс Константинос Чюрлёнис. Числа и черты. Русский народ. Cонорика. Русский фантаст. Образ. Природа. Синтезатор. Мозаика цветов. Эдуард Николаевич Артемьев. Группа «Земляне». Викторина. Первый космический корабль. С каким произведением познакомились. Необычность. Трава у дома. Блики нездешних миров.
«Музыка в кино» - Музыка в кино. Представим себя в положении первых кинозрителей. Д.Д.Шостакович. Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Свою работу в кино Д. Шостакович считал важнейшим делом, как, впрочем, и всё, чем он занимался. В кино Дунаевского привел Леонид Утесов. Несмотря на все богатство визуальных приемов, немое кино оставалось слишком неповоротливым в развитии сюжета.
«Музыка и изобразительное искусство» - Романс. Былина. Е. Поплянова «Начинается урок». Зачем же любишь то, что так печально, Встречаешь муку с радостью такой? Г.Гессе. Презентация к уроку «Музыка и изобразительное искусство». Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью. Тема урока: «Музыка и изобразительное искусство».
Всего в теме 37 презентаций