Ariel группа. Советский вокально-инструментальный ансамбль "Ариэль"


Из первоначального состава в «АРИЭЛЕ» до сих пор работают нынешний руководитель ансамбля Ростислав Гепп (р. 14 ноября 1951) - клавишные, флейта, вокал; Борис … Читать всё

Вокально-инструментальный ансамбль «АРИЭЛЬ» (г. Челябинск), дебютировал в 1970. Основа репертуара и стиля - русский музыкальный фольклор. Основатель и первый художественный руководитель ансамбля (до 1989) - певец и композитор Валерий Ярушин.
Из первоначального состава в «АРИЭЛЕ» до сих пор работают нынешний руководитель ансамбля Ростислав Гепп (р. 14 ноября 1951) - клавишные, флейта, вокал; Борис Каплун (р. 17 января 1951) - ударные, скрипка, вокал; Лев Гуров (р. 8 мая 1949) - гитара, вокал. В современный состав входят также Александр Тибелиус (р. 7 февраля 1962) - вокал и Олег Гордеев (р. 5 октября 1962) - гитара, вокал.
В 1971 ансамбль занял первое место на конкурсе «Серебряные струны» (Горький, ныне Нижний Новгород), в 1972 - на фестивале «Янтарь Лиепаи» (Лиепая, Латвия). В 1974 «АРИЭЛЬ» начинает профессиональную работу в Челябинской филармонии, в 1975 выпускает первую пластинку. «АРИЭЛЬ» становится лауреатом еще нескольких конкурсов, в том числе 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1974, первое место). Ансамбль участвовал во многих фестивалях, например, в качестве почетного гостя на знаменитом рок-фестивале «Тбилиси-80», на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985).Один из немногих советских эстрадных коллективов, гастролировавших в то время в странах не только Восточной, но и Западной Европы и США. В 1992 «АРИЭЛЬ» участвовал в фестивале «Осень в Арканзасе», в результате все его музыканты стали почетными гражданами города Литтл-Рок. Ансамбль также много гастролировал в ФРГ.
Среди наиболее известных песен в исполнении «АРИЭЛЯ»: обработка русской народной песни Отдавали молоду (1973), Песенка извозчика (1974) Н. Богословского, Орган в ночи (1974) Р. Паулса, Баба Яга (1976) Т. Ефимова, В краю магнолий (1978) А. Морозова. Ансамбль также записал музыку (композитор А. Зацепин) к фильмам «Между небом и землей» (1975) и «Центровой из поднебесья» (1976).
В разное время «АРИЭЛЬ» работал в разных стилях, однако жанровой основой ансамблявсегда был русский вариант фолк-рока, подразумевавший обработки или стилизации популярных русских народных песен. Нередко ансамбль исполняет песни а капелла (Шумел камыш) или под аккомпанемент акустических инструментов. Отличительная черта исполнительской манеры «АРИЭЛЯ» - красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала.

Вступление

Легенда Уральской музыки , Гордость Челябинска , легендарное советское ВИА , легенда российской музыки — каких только эпитетов не собрала за всю свою долгую историю группа Ариэль. Стоит отметить, что этот уникальный, считающийся «классическим ВИА», челябинский коллектив никогда по сути ВИА не был. Стабильный состав музыкантов, инструментарий сугубо роковый (отсутствовала почти обязательная в СССР духовая секция — «у нас нет безработных музыкантов… » и прочие излишества), даже внешний вид соответствовал определённым роковым канонам. Конечно крайне глупо было бы рядить музыкантов Ариэля в косухи, обвешивать их шипами и заклёпками и говорить — «Это рокеры!». Но и бессмысленно навешивать ярлык «легковесной эстрадной группы» — наверное тоже не стоит, хотя, конечно, наряду с серьёзным фолк-роковым и арт-роковым репертуаром в числе песен Ариэля есть и эстрадные шлягеры, ставшие всенародно любимыми хитами.

Нет, Ариэль никогда не отказывается от своего прошлого и всегда с теплотой вспоминает те времена когда он носил эту «официальную приставку ВИА». И ведь время всё расставляет на свои места — сейчас слова «ВИА» и «СССР» стали одними из самых узнаваемых брендов — достаточно вспомнить совместное ретро-шоу советских ВИА «Мы из СССР», которое имело оглушительный успех.
По сути, группа Ариэль исполняет электрический фолк-рок с лёгким уклоном в поп-рок и софт-рок. И, ещё — не стоит путать слащавый официоз ВИА искусственно раздуваемый советской пропагандой и реальную сторону творчества этих ансамблей, ту, которую зритель видел на их многочисленных концертах.
Вся история группы Ариэль подробно и скрупулёзно изложена в автобиографической книге «Судьба по имени Ариэль» здесь же мы вам представим основные этапы творчества, по годам — «ВИА Ариэль», «Новый Ариэль», «Группа Ариэль Валерия Ярушина».

Хронология Ариэля

12 июня 1949 года — В Челябинске родился Валера Ярушин.
1954 год — Пятилетний Валера впервые замечен с гармошкой в руках.
1957 год — Валера Ярушин поступил в музыкальную школу №2 города Челябинска.
1964 год — Переход подающего надежды школьника в Челябинское музыкальное училище.
1967 год — С 1967 года по 1968 — бас-гитарист группы «Пощие сердца» (город Копейск)
1968 год — Валерий Ярушин становится студентом Челябинского института культуры, по продолжительности обучения в котором он близок к рекордам Гиннесса. В этот же период Валерий Ярушин приглашается в качестве руководителя самодеятельного ансамбля «Аллегро».
1969 год — С 1969 по 1970 года руководитель группы «Аллегро» (ДК Челябинского завода им. Колющенко) — предтечи будущего ВИА Ариэль..
1970 год — Эпохальный год в истории ансамбля: создана группа «Ариэль».
1971 год — Первая премия на всесоюзном конкурсе ВИА в городе Горьком, которую жюри поделило между «Ариэлем» и Александром Градским.
1972 год — Первая премия на всесоюзном конкурсе артистов эстрады «Янтарь Лиепаи» (её вручал сам маэстро Паулс!).
1973 год — На Рижской студии грамзаписи состоялась запись первой пластинки «Ариэля» (увы фонограммы были размагничены по приказу чиновников из Министерства культуры СССР). В этом же году «опальный» ансамбль, работавший тогда при Челябинском ДК ЖД, был ликвидирован.
1974 год — В январском номере «Литературной газеты» опубликована статья Никиты Богословского, написанная в защиту ВИА, содержала восторженные отзывы об уральской группе «Ариэляь». Комплимент знаменитого композитора стал «пропуском» на профессиональную сцену — ансамбль возрождён уже при Челябинской филармонии. Свою творческую состоятельность Валерий Ярушин вместе с остальными музыкантами вскоре подтвердили на пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, который состоялся в Москве в октябре 1974 года. Этот конкурс стал также судьбоносным для Аллы Пугачёвой и Геннадия Хазанова.
1975 год — всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» наконец-то выпускает диск-гигант «Ариэля», в который вошли некоторые песни из несостоявшейся «рижской» пластинки. Одновременно начинаются зарубежные гастроли теперь уже знаменитой в России уральской команды: ГДР, Чехословакия, Польша, Куба, Вьетнам, Лаос…
1978 год — ознаменован созданием первой «крупной формы» — Валерий Ярушин выпустил в свет рок-оперу «Емельян Пугачёв» (на стихи опального поэта Сергея Есенина). Премьера состоялась в клубе «Автомобилист». А позже ансамбль показал её московским зрителям в помещении клуба МГУ, куда пришла давняя подруга «Ариэля» Алла Пугачёва. Своеобразно противостоящей суевериям звезде приготовили 13-е место в 13-м ряду, действие происходило 13 декабря в 13:00. «Чёртова дюжина в квадрате принесла успех…».
1979 — Родился шедевр «Порушка-Параня», который был задуман как… пародия на известный ансамбль «Boney M» и стиль диско… По сути это было, неким, «музыкальным хулиганством» Ариэля, но старая незатейливая свадебная песня белгородских сёл Афанасьевка, Фощеватово и др. в обработке Валерия Ярушина мгновенно стала всенародно любимым хитом и своеобразной визитной карточкой Ариэля.
1980 год — «Вечный студент» Ярушин наконец-то получил диплом об окончании института культуры.
1981 год — Продолжением работы над «крупной формой», на этот раз композитор Валерий Ярушин сочинил рок-ораторию «Мастера» на стихи Андрея Вознесенского.
1985 год — Рождение нового «полотна»: появляется рок-дума на тему древнерусского эпоса «Сказание о Полку Игореве».
1988 год — Радостное событие — Валерию Ивановичу Ярушину присваивают звание заслуженного артиста Российской Федерации.
1989 год — Кардинально меняет судьбу музыканта: нечистоплотная подковёрная игра бывших коллег по группы принесла свои горькие «плоды» — в апреле произошёл «развод» с «Ариэлем». Метания, поиски, пробы… В сентябре родилось новое «дитя» Ярушина — группа «Иваныч».
1990 год — «Иваныч» участвует в первом международном конкурсе популярной музыки и песни «Голос Азии» (Алма-Ата) в качестве почётного гостя.
1991 год — Создан Музыкальный центр Валерия Ярушина, давший Челябинску фестиваль «Арт-Старт» и ставший колыбелью для талантливых исполнителей (достаточно назвать имя редкостной вокалистки Ольги Сергеевой). Группа «Иваныч» становится дипломантом международного конкурса «Шлягер-91» (г. Ленинград).
1998 год — Валерий Иванович «впадает в детство» — выходит его первый аудиоальбом «Аквариум детства» по стихам челябинской поэтессы Аси Горской.
1999 год — временно прекратила свое существование группа «Иваныч». Её место заняло трио «Челяба», в нем кроме Ярушина музыканты из прежнего состава Рафаил Максумов и Александр Немцев. 13 июня в челябинском оперном театре состоялся торжественный концерт в честь 50-ти летия Валерия Ивановича, к этому дню Ярушин возродил знаменитую ариэлевскую рок-оперу «Емельян Пугачёв». Вновь собирается состав «Иваныча», но уже под названием «Новый «Ариэль».
2000 год — В день рождения Джона Леннона, в драмтеатре Челябинска состоялся первый фестиваль «Битловские посиделки» организованный Валерием Ярушиным. 10 октября после ходатайства Валерия Ярушина и журналиста Сергея Смирнова назвать одну из улиц именем Джона Леннона, местная власть и мэр постановили: быть в Челябинске этой улице! ! ! НО прошло уже немало лет, а её всё ещё собираются строить…
2001 год — Группа, участвует в фестивале Золотой шлягер, проводимом в столице Белоруссии городе Минске.
2002 год — Юбилей: «35 лет на эстраде». Участие в юбилее любимого композитора Александра Зацепина — 75 лет.
2003 год — В обществе питерских друзей Коли Васина отметили 60-летний Юбилей Джорджа Харрисона. Сформировался московский состав группы —братья Виктор и Анатолий Литвиновы, Александр Трапезников и Валерий Ярушин.
2004 год — Запуск уникального ретро-шоу «Мы из СССР» — солисты четырёх легендарных ВИА тех лет Владимир Орлов («Лейся, песня»), Андрей Кирисов («Добры молодцы»), Валерий Ярушин («Ариэль»), Сергей Беликов («Самоцветы») вместе с барабанщиком нескольких групп Александром Акининым составили своеобразную сборную команду семидесятников.
2005 — Фестиваль «Битлз навсегда», Белоруссия, Минск.
2006 — Вышло первое издание книги Валерия Ярушина «Судьба по имени Ариэль». Тираж 1000 экземпляров, сейчас эта книга является библиографической редкостью. Участие в юбилейном фестивале «Янтарь Лиепаи» в Латвии. В этом же году произошло ещё одно эпохальное событие — Роспатнет закрепил за Валерием Ярушиным право использовать слово «Ариэль» во всех сферах музыкальной деятельности, отныне слова «Ариэль», «Группа Ариэль» и «ВИА Ариэль» являются зарегистрированными торговыми марками. Создана Автономная Некоммерческая Организация (АНО) — «Группа Ариэль Валерия Ярушина».
2007 год — Бенефис Валерия Ярушина — 17 ноября, Челябинск, концертный зал имени С.С. Прокофьева. Съёмка телеканала Россия.
2008 год — В Екатеринбурге гастроли Ариэля, там же проходят съёмки клипа на песню Лебедь Белая. Съёмка документально-музыкального, автобиографического фильма «Судьба по имени Ариэль». Летом не стало гитариста золотого состава Сергея Антонова — трагически погиб в Израиле.
2009 год — Юбилей, Валерию Ярушину — 60 лет. Поздравляли Юрий Лоза, Анастасия, Александр Кальянов, Пьер Нарцисс, Борис Стаценко, Дмитрий Харатьян.
2010 год — Вышел новый сольный альбом Валерия Ярушина — «Лучшее». Нехорошая новость пришла из родного Челябинска, стало известно, что тяжёло болен Лев Гуров. В декабре состоялся последний телефонный разговор Ярушина и Гурова.
2011 год — Печальная новость в марте умер Лев Гуров. Выступление на Юбилее футбольной команды звёзд российской эстрады «Старко». Летом Ариэль выступает на фестивале Битлз в Бельгии, по просьбе принимающий стороны, группа выступает под полюбившемся европейцам названием «Back From The USSR». В составе Ариэля новый ударник — Дмитрий Крылов. Валерий Ярушин участвует в съёмках новогодней программы КВН «Уральские Пельмени».
2012 год — Концерты. Ариэль участвует в молодёжном рок-фестивале в Вешняках — «То ли ещё будет». Выходит переиздание книги «Судьба по имени Ариэль», расширенное и дополненное. История Ариэля продолжается.

Золотой состав группы Ариэль

Валерий Ярушин — бас-гитара, вокал;
Лев Гуров — ритм-гитара, вокал;
Сергей Антонов — соло-гитара;
Сергей Шариков — клавишные, вокал;
Ростислав Гепп — клавишные, вокал;
Борис Каплун — ударные, скрипка, вокал;

Ариэль — борьба за имя

В марте 2006 года патентные поверенные компании «Интеллект Патент» добились принятия решения по торговой марке «Ариэль». С марта 2006 года заслуженный артист РСФСР Валерий Ярушин, 19 лет возглавлявший ансамбль «Ариэль», сможет заниматься концертной деятельностью под брендом «Ариэль».
Краткая история марки такова. В 1970 году художественным руководителем малоизвестного тогда вокально-инструментального ансамбля «Ариэль» стал Валерий Ярушин. Он возглавлял группу 19 лет и ушёл из её состава в 1989 году после того, как музыканты решили, что у них должно быть шесть руководителей.
С 1970 по 1989 года группа музыкантов во главе с художественным руководителем Валерием Ярушиным создавала известный на территории СССР музыкальный бренд. Ансамбль «Ариэль» занимал лидирующие места в музыкальных хит-парадах, завоёвывал призы на российских и международных конкурсах, с успехом гастролировал по стране. С 1970 по 2001 года товарный знак «Ариэль» не принадлежал никому, ни у одного юридического или физического лица не было юридически закреплённого права на его использование. В 2001 году Московская промышленная металлургическая компания ЗАО «Ариэль Групп» зарегистрировала товарный знак «Ариэль» по ряду классов МКТУ и получила приоритетное право на его использование. С этого момента никто другой не мог использовать это обозначение на территории РФ в отношении товаров и услуг, для которых знак зарегистрирован, без согласования с правообладателем. В 2002 году на фоне зарегистрированного товарного знака «Ариэль» производится незаконная регистрация товарного знака «Ариэль» для трёх музыкантов из города Челябинск, работавших в «Ариэль» вместе с Валерием Ярушиным. Эта регистрация была использована исключительно для запрещения Валерию Ярушину вести концертную деятельность. В марте 2006 года руководство ЗАО «Ариэль Групп» — законные владельцы марки — подписали с Валерием Ярушиным договор о частичной уступке прав на использование товарного знака «Ариэль». С этого момента у Валерия Ярушина появилось юридическое право на использование торговой марки «Ариэль» в концертной деятельности.

Ариэль — история названия

Сначала новой группе хотели дать название «Эра», но во время обсуждения кто-то вспомнил, что такое же название носит и стиральный порошок. В результате было принято решение назвать группу Ариэль. Изначально и ныне, название группы Ариэль (название придумал студент ЧПИ Валерий Паршуков в 1967 году) подразумевало только одно: Ариэль — повелитель воздушных стихий, властелин эфира. Но, понимая, что название группы с таким смыслом не пропустит советская цензура, мы придумали легенду о том, что группа названа в честь летающего мальчика Ариэля, угнетаемого английскими капиталистами, героя одноимённой книги, роман Ариэль, выдающегося советского писателя-фантаста Александра Беляева. Правда, позже, Лев Гуров вспоминал: «В 1975 году впервые выехав «за границу» мы узнали, что «Ариэль» — это тоже стиральный порошок ». Сейчас же можно рассказать об истинном значение слова Ариэль — честно говоря никто в начале 70-х не думал, что это слово имеет такой глубинный мистический смысл и упоминается даже в Библии!

Слово Ариэль очень древнее оккультное слово обозначающее духа воздуха. Вообще, если быть точнее, то Ариэль это очень древнее арамейское слово обозначающее духа поваливающего стихиями эфира и воды. Принято считать, что именно демон Ариэль следит за исполнением наказаний в Аду. В ветхозаветной книге Исаии Ариил это название города в котором жил Давид — «Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид!». В качестве высшей силы Ариэль часто выступает в кабалистической литературе и в текстах средневековых магов, например, в знаменитом Лемегетоне Гримуаре папы Гонориуса. В книге Чёрный ворон Доктора Фауста и гримуаре Дух Правления, Ариэль является одним из Семи Великих Герцогов Ада. Он владеет всем под землёй и на Земле и поде его командованием находятся легионы духов. Считается, что демон Ариэль быстр как ветер которым он управляет, но сам признаётся, что он упрям и не станет действовать по призыву любого человека, он может оказать некоторым людям услуги, а может и очень сильно навредить. В Гримуаре папы Гонориуса есть заклинание которое подчиняет его великому королю востока Магоа. В Гримуаре Природная Магия Неживого от 1505 года Ариэль указывается как дух-правитель или электор Меркурия.
В оккультизме принято изображать Ариэля в виде ангела со львиной головой.

Упоминание об Ариэле в художественной литературе: Уильям Шекспир в пьесе Буря (1623 год) Ариэль — дух воздуха, служащий магу Просперо; он насылает на море ужасную бурю («На королевский я напал корабль; повсюду там — от носа до кормы, на палубе, и в трюме, и в каютах — я сеял ужас; пламенем взвивался на мачте, на бушприте и на реях…»).
Джон Мильтон в поэме Потерянный рай (1658-1667): Ариил — один из падших ангелов, участвующих в битве с воинством небес («Не мешкал Абдиил, громя орду безбожную; двойным его ударом был Ариил сражён и Ариох»).
Александр Романович Беляев: Ариэль — последняя книга писателя, в ней Ариэль псевдоним англичанина Аврелия Гальтона, который воспитывался в Индии, в религиозной школе Дандарат и, в результате научного эксперимента, получил уникальную возможность летать без всяких механических приспособлений.

(до 1971)

Состав

В 1970 году, по инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска, на творческую встречу были приглашены три ведущих в то время вокально-инструментальных ансамбля: «Ариэль», «Аллегро» и «Пилигримы». «Пилигримы» от встречи отказались, а вот среди ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого из двух челябинских ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» (которым руководил Валерий Ярушин) был создан один - «Ариэль», руководителем которого стал Валерий Ярушин. Датой образования ансамбля его участники решили считать 7 ноября 1970 года .

Ансамбль завоевал ряд премий, выступая на различных фестивалях. В декабре 1971 года «Ариэль» разделил первое место с трио Скоморохи под руководством Александра Градского , на конкурсе «Серебряные струны», посвящённого 750-летию города Горький .

Группа часто обращается к русскому фольклору. Одна из их самых известных песен - «Баба Яга». На счету Ариэля - ряд концептуальных сценических постановок, «рок-опер», в том числе: «За землю русскую», «Мастера», «Сказание о Емельяне Пугачёве».

Популярные песни ВИА «Ариэль»

  • Парафраз на тему русской нар.песни «Отдавали молоду» (обработка В.Ярушина)
  • «На острове Буяне» (А.Морозов - Л.Дербенёв) - запевала Валерий Ярушин
  • «Тишина» (сл. и муз. Льва Гурова) - исп. Лев Гуров
  • «Песня о первом прыжке» (А.Зацепин - Л.Дербенёв) - исп. Валерий Ободзинский и ВИА «Ариэль»
  • «Зимы и вёсны» (сл. и муз. Валерия Ярушина)
  • «На улице дождик» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина) - исп. Борис Каплун
  • «Скоморошина» (В.Ярушин - А.Раскин)
  • «Комната смеха» (Т.Ефимов - Д.Усманов)
  • «Орган в ночи» (Р.Паулс - Д.Авотыня, пер. Л.Азаровой)
  • «Я на камушке сижу» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Волки гонят оленя» (А.Зацепин - Л.Дербенёв)
  • «По блюду, блюду серебряному» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Где ждёт любовь» (Сл. и муз. А.Богословского)
  • «Баба-Яга» (Т.Ефимов - Ю.Мажаров) - исполнение Бориса Фёдоровича Каплуна
  • «Танюша» (Ю.Мелехов - С.Есенин) - исп. Валерий Ярушин
  • «Долина-долинушка» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина) - исполнитель Борис Каплун
  • «Ты-музыка» (С.Шариков - С.Кутанин) - запевала Валерий Ярушин
  • «По полю, полю» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Старая пластинка» (Н.Богословский, аранжировка В.Ярушина - Я.Родионов)
  • «Облако на нитке» (В.Добрынин - М.Пляцковский)
  • «На горе, на горенке» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Частушки» (А.Румянцев - слова народные)
  • «Народное гуляние» (В.Ярушин - А.Раскин) - Валерий Ярушин
  • «Как по реченьке гоголюшка плывёт» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Захотелось быть» (Т.Ефимов - В.Солоухин)
  • «Марш десантников» (А.Зацепин - Л.Дербенёв) - исп. Валерий Ободзинский и ВИА «Ариэль»
  • «Любите струны гитар» (В.Ярушин - В.Колтунов)
  • «Нахлебалася пресного молока» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Храни меня, дождь» (Р.Гепп - А.Залесский) исп. автор - Ростислав Гепп
  • «Дети спят» (Ю.Саульский - И.Шаферан)
  • «Расскажу тебе, кума» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина) - один из ведущих голосов Бориса Каплуна
  • «Алёнушка» (сл. и муз. Р.Геппа)
  • «Маленькая история» (сл. и муз. В.Ярушина) - исп. Валерий Иванович Ярушин
  • «Благодарствуйте, сударыня» (Т.Ефимов - В.Солоухин)
  • «Порушка-Параня» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Уходишь ты» (А.Зацепин - Л.Дербенёв)
  • «Всё равно тебя люблю я» (Т.Ефимов - Д.Усманов)
  • «Блоха» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • «Здравствуй, новый день» (А.Рыбинский - русс.текст О.Гаджикасимова) - исп. Валерий Ярушин
  • «Шире круг» (Р.Паулс - И.Резник)
  • «Отставала лебёдушка» (Русская нар.песня, обработка В.Ярушина)
  • "В краю магнолий плещет море" (А. Морозов - Ю. Марцинкевич)

Состав

«Золотой состав»:

  • Валерий Ярушин - бас-гитара , гармошка, вокал, аранжировка - руководитель (с 7 ноября 1970 по 1989 год)
  • Лев Гуров † - гитара-ритм, вокал (скончался 19 марта года от онкологической болезни)
  • Ростислав Гепп - рояль, флейта, вокал
  • Сергей Шариков - клавишные, вокал
  • Сергей Антонов † - гитара-соло

Современный состав:

  • Ростислав Гепп - клавишные, флейта, вокал - руководитель (с 1989 по настоящее время)
  • Лев Гуров - гитара-ритм, вокал
  • Борис Каплун - барабаны, скрипка, вокал
  • Александр Тибелиус - вокал, перкуссия
  • Олег Гордеев - соло-гитара, вокал

"Ариэль " - советский вокально-инструментальный ансамбль. Место основания - г. Челябинск (Челябинская филармония). Официальная дата основания - 7 ноября 1970 года. Официальный основатель и художественный руководитель - Валерий Ярушин. Правда, у ансамбля была ещё и предыстория, но о ней - ниже.

Итак, официальный звездный состав ансамбля имел такой вид:

Валерий Ярушин - бас-гитарист, певец, аранжировщик и руководитель;
Лев Гуров - гитарист и певец;
Сергей Антонов - соло-гитара;
Борис Каплун - ударные и вокал;
Сергей Шариков - электроорган и аранжировка, композитор;
Ростислав Гепп - рояль и флейта, композитор.

Ансамбль был создан на базе художественной самодеятельности. В дискографии коллектива шесть альбомов на виниле и огромное количество компакт-дисков, в основном сборников. С 1989 года ансамбль возглавил Гепп, а Ярушин создал свой ВИА «Иваныч». Группу «Ариэль» можно назвать новой формой движения ВИА в те годы, по их примеру начали реформироваться многие тогдашние творческие коллективы, тяготеющие к рок-музыке.

Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) «Ариэль» был создан в 1966-м году студентом Челябинского музыкального училища Львом Фидельманом, но он носил сугубо частный, неофициальный характер, и дальше репетиций дело не пошло. У группы даже не было названия, каждый называл её как хотел, но чаще всего это было что-то типа "ВИА ЧМУ" (вокально-инструментальный ансамболь челябинского музыкального училища). Однако уже в начале следующего, 1967 года на новогоднем празднике состоялось первое выступление ансамбля. Продлилось оно, правда, недолго, так как директор музучилища потребовал прекратить выступление, а до этого успели спеть всего три песни.

Однако ребята не унывали, и продолжали что-то делать. Большое внимание они отдавали профессиональной подготовке "личного состава", и со временем слабые музыканты отсеялись, и на их место пришли более подготовленные. Таким образом в 1968 году появился состав, который мог давать концерты. Пели в основном песни собственного сочинения на музыку "Beatles ", "Monkees", "Tremeloes", "Turtles". Своих песен не сочиняли, потому что своего композитора не было, а до услуг посторонних специалистов они, как говорится, еще не доросли. Таким образом пришло понимание того, что в группе не хватает ещё одного участника, который бы писал хорошие песни. Состав ансамбля в период 1968-69 годов выглядел так:

Лев Фидельман (гитара-бас, вокал);
Лев Гуров (гитара-ритм, вокал);
Лев Ратнер (электроорган);
Валерий Слепухин (гитара-соло);
Виктор Колесников (ударные).

В 1970 году, по инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска, на творческую встречу были приглашены три ведущих, в то время, вокально-инструментальных ансамбля «Ариэль», «Аллегро» и «Пилигримы». «Пилигримы» от встречи отказались, а вот среди ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого, из двух челябинских ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» (которым руководил Валерий Ярушин) был создан один - «Ариэль», руководителем которого стал Валерий Ярушин. Датой образования ансамбля, его участники, решили считать 7 ноября 1970 года. Состав ансамбля «Ариэль» образца 1970 года был такой:

Валерий Ярушин (бас, гармошка, вокал);
Лев Гуров (ритм, вокал);
Борис Каплун (барабаны, скрипка, вокал);
Лев Фидельман (электроорган);
Валерий Слепухин (соло).

В январе 1971 года «Ариэль» занял первое место в областном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» («Ой, мороз, мороз») и получил приглашение на зональный конкурс в город Свердловск. В марте 1971 года ансамбль, по политическим причинам, уступив первое место ВИА «Ялла», занял второе место на зональном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» («Вышел в степь донецкую…») в городе Свердловск. После возвращения из Свердловска ансамбль покинул его основатель и первый художественный руководитель Лев Фидельман. На его место пригласили органиста Сергея Шарикова из ВИА «Пилигримы».

В декабре 1971 года «Ариэль» разделил первое место с трио «Скоморохи», под руководством Александра Градского, на конкурсе «Серебряные струны» посвященного 650-летию города Горький (прозвучали песни «Принцесса», «Тишина», «Отставала лебедушка», «Golden Slumbers»). Вскоре призвали в армию соло-гитариста Валерия Слепухина, его место занял 15-летний Сергей Антонов.

В начале 1972 года в ансамбле появился шестой участник пианист Владимир Киндинов. В августе 1972 года ансамбль становится победителем конкурса «Янтарь Лиепаи» в Латвии. Где председателем жюри был Раймонд Паулс (были исполнены «Зимы и весны», «Баллада о памяти», «С песней по Уралу», «Тишина», «Река несла дубок», «Отдавали молоду», «Golden Slumbers»).

Весной 1973 года, под угрозой отчисления из ЧГИК Бориса Каплуна и Владимира Киндинова, которым до диплома оставалось три месяца, руководство института «предложило» создать при институте свой ВИА «Юность Урала». На место Бориса Каплуна был временно приглашен Евгений Сметанников.

После статьи Никиты Богословского в «Литературной газете» «Трудный «легкий жанр» (от 16 мая 1973 года), ансамбль пригласили на работу в челябинскую филармонию и «Ариэль» получил статус профессионального ансамбля.

В начале 1974 года ансамбль решил покинуть Владимир Киндинов, на его место был приглашен ранее игравший в ансамбле Валерия Ярушина «Аллегро», и к тому времени вернувшийся из армии, Ростислав Гепп. В сентябре 1974 года вернулся из армии Борис Каплун, и ансамбль приобрел тот состав, который будет неизменным 15 лет:

Валерий Ярушин;
Лев Гуров;
Борис Каплун;
Ростислав Гепп (рояль, флейта, вокал);
Сергей Шариков (электроорган);
Сергей Антонов (соло-гитара).

В октябре 1974 года ВИА «Ариэль» становится лауреатом 5 всесоюзного конкурса артистов эстрады. Конкурс проходил в ДК им. Зуева (песни «Обращение к России», «Тишина», «Отставала лебедушка», «Отдавали молоду»).

В 1975 году «Ариэль» принимает участие в озвучивании художественного фильма «Между небом и землей», а на фирме «Мелодия» выходит первый диск – гигант С60-05891 («Зимы и весны», «Где ждет любовь», «Старая пластинка», «Парафраз», «Любите струны гитар», «Тишина», «Светлое воспоминание», Маленькая история», «Орган в ночи»). Звукорежиссеры А. Грива и Р. Рагимов.

В 1976 году выходит диск-гигант с записями песен к фильму «Между небом и землей» С60-07085-86 (песни «В деле любом и каждом», «Уходишь ты», «Волки гонят оленя»).

В 1978 году в продаже появился второй диск-гигант: «Русские картинки» С60-08641 (песни «Народное гуляние», «Алёнушка», «Скоморошина», «Частушки», «Отставала лебедушка», «Я на камушке сижу», «По блюду, блюду серебряному», «Как по реченьке гоголюшка плывет»). Звукорежиссер П. Кондрашин. В записи фонограммы к диску, вместо барабанщика Бориса Каплуна, призванного в ряды ВС, принимал участие Вячеслав Барташев.

В 1978 году – рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве». Либретто Валерия Яшкина (ВИА «Песняры»), музыка Валерия Ярушина по мотивам драматургической поэмы Сергея Есенина «Пугачев».

В 1980 году выходит третий диск-гигант С60-13891 («На острове Буяне», «На горе, на горенке», «Нахлебалася пресного молока», «На улице дождик», «Танюша», «Блоха», «Долина-долинушка», «Уж ты, Порушка-Параня»). Звукорежиссер П. Кондрашин.

В 1981 году – рок-оратория «Мастера». Либретто - В. Яшкин, музыка – В. Ярушин, по мотивам одноименного произведения Андрея Вознесенского.

В 1982 году выходит четвертый диск-гигант С60-16739 (песни «Ты-музыка», «Шире круг», «Храни меня, дождь», «Каждый день твой», «Дети спят», «Комната смеха», «Благодарствуйте, сударыня», «Захотелось быть», «Анафема»). Звукорежиссер П. Кондрашин.

В 1983 году выходит пятый диск-гигант рок-сюита «Утро планеты» С60-20127 008 (песни «Вступление», «SOS», «Монолог падающей бомбы», «Страшный сон», «Утро планеты», «Гроза», «Заклинание», «Кто с нами?»). Звукорежиссер Р. Рагимов.

В 1985 году – рок-дума «За землю Русскую…» к 800-летию «Слово о полку Игореве».

Музыка В. Ярушина, либретто В. Яшкина, перевод И. Заболоцкого. Поездка на карнавал в Клемон - Ферран (Франция), Париж.

1986 год. Испания.

1987 год. Памятная поездка на Байконур.

1988 год о. Кипр. В. Ярушин получил звание Заслуженного артиста РСФСР.

В апреле 1989 года из-за внутренних разногласий ансамбль покидает его руководитель Валерий Ярушин. (Последний совместный концерт в г. Махачкала).

После распада «Золотого состава» в 1991 году Валерий Ярушин с группой «Иваныч» становится дипломантом конкурса «Шлягер – 91» (г. Ленинград), выпустил диск-гигант «Деревянный мостик» С90 31823 000 (песни «Деревянный мостик», «Черный ворон», «Седьмой ангел», «Волшба», «День и ночь», «Первая последняя любовь», «Мой бог-музыка», «Зеркала», «Стереолюбовь», «Казачья»), а группа «Ариэль» - диск-гигант «Любимая, но чужая» С60 31391 008 (песни «Чужая», «Девушка», «Поезд», «Бродяга», «Я не могу без тебя», «Мужской разговор», «Оксана», «Любимая, но чужая», «В гостях»).

В 1992 году ансамбль принял участие в фестивале «Осень в Арканзасе» (США), после чего все его музыканты стали почетными гражданами города Литл-Рок.

В 1998 году В. Ярушин записал цикл детских песен, «Аквариум детства», на стихи челябинской поэтессы Аси Горской.

В 1999 году ансамбль «Иваныч» был преобразован в трио «Челяба» в составе: В. Ярушин, Р. Максумов, А. Немцев.

В 2002 году, 8 февраля, артистами ВИА «Ариэль» был зарегистрирован товарный знак «Ариэль» №241584. Состав ансамбля: Ростислав Гепп (вокал, синтезатор, флейта), Лев Гуров (вокал, гитара), Борис Каплун (вокал, барабаны, скрипка), Александр Тибелиус (вокал), Олег Гордеев (вокал, гитара).

В 2002 году Валерий Ярушин переехал в Москву и создал «Ариэль Валерия Ярушина» в составе: Валерий Ярушин (лидер-вокал, бас), А. Трапезников (гитара), В. Литвинов (клавишные), А. Литвинов (барабаны), с которыми работает до сих пор.

В 2004 году указом президента России, было присвоено звание Заслуженного артиста России еще трем музыкантам ансамбля – Льву Гурову, Ростиславу Геппу и Борису Каплуну.

В 2005 году в издательстве «РУССКАЯ НОВЬ » (г. Москва) вышла книга Валерия Ивановича Ярушина «Судьба по имени «Ариэль».

СССР
Россия Россия К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Руководитель ансамбля до 1989 года - Валерий Ярушин . С 1989 года и по сегодняшний день - Ростислав Гепп .

Творческий путь

В 1970 году, по инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска, на творческую встречу были приглашены три ведущих в то время вокально-инструментальных ансамбля: «Ариэль», «Аллегро» и «Пилигримы». «Пилигримы» от встречи отказались, а вот среди ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого из двух челябинских ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» (которым руководил Валерий Ярушин) был создан один - «Ариэль», руководителем которого стал Валерий Ярушин. Датой образования ансамбля его участники решили считать 7 ноября 1970 года .

Ансамбль завоевал ряд премий, выступая на различных фестивалях. В декабре 1971 года «Ариэль» разделил первое место с трио «Скоморохи » под руководством Александра Градского , на конкурсе «Серебряные струны», посвящённом 750-летию города Горького .

«Ариэль» - лауреат 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1974, первое место).

Группа часто обращается к русскому фольклору . Одни из их самых известных песен: «Порушка - пораня», «Баба Яга». На счету «Ариэля» - ряд концептуальных сценических постановок, рок-опер , в том числе: «За землю русскую», «Мастера», «Сказание о Емельяне Пугачёве».

В разное время «Ариэль» работал в разных стилях, однако жанровой основой ансамбля всегда был русский вариант фолк-рока , подразумевавший обработки или стилизации популярных русских народных песен . Нередко ансамбль исполняет песни а капелла («Шумел камыш») или под аккомпанемент акустических инструментов. Отличительная черта исполнительской манеры ВИА «Ариэль» - красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала.

Популярные песни ВИА «Ариэль»

  • «Алёнушка» (Р. Геппа)
  • «Баба-Яга» (Т. Ефимов - Ю. Мажаров) - исполнитель Борис Каплун
  • «Благодарствуйте, сударыня» (Т. Ефимов - В. Солоухин)
  • «Блоха» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «В краю магнолий плещет море» (А. Морозов - Ю. Марцинкевич)
  • «Волки гонят оленя» (А. Зацепин - Л. Дербенёв)
  • «Всё равно тебя люблю я» (Т. Ефимов - Д. Усманов)
  • «Гулливер» (Р.Гепп - А.Костерев)
  • «Где ждёт любовь» (А. Богословский)
  • «Деревянный мостик» (обработка В. Ярушина)
  • «Дети спят» (Ю. Саульский - И. Шаферан)
  • «Долина-долинушка» (русская народная песня, обработка В. Ярушина) - исполнитель Борис Каплун
  • «Заповедные места» (Ю. Лоза - А. Жигарев)
  • «Захотелось быть» (Т. Ефимов - В. Солоухин)
  • «Здравствуй, новый день» (А. Рыбинский - русский текст О. Гаджикасимова) - исполнитель Валерий Ярушин
  • «Зимы и вёсны» (В.Ярушин)
  • «Истины» (Р.Гепп - А.Костерев)
  • «Как по реченьке гоголюшка плывёт» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «Комната смеха» (Т. Ефимов - Д. Усманов)
  • «Любите струны гитар» (В. Ярушин - В. Колтунов)
  • «Маленькая история» (В. Ярушин) - исполнитель Валерий Ярушин
  • «Марш десантников» (А. Зацепин - Л. Дербенёв) - исполнитель Валерий Ободзинский и ВИА «Ариэль»
  • «На горе, на горенке» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «На острове Буяне» (А. Морозов - Л. Дербенёв) - солист Валерий Ярушин
  • «На улице дождик» (русская народная песня, обработка В. Ярушина) - исполнитель Борис Каплун
  • «Народное гуляние» (В. Ярушин - А. Раскин) - Валерий Ярушин
  • «Нахлебалася пресного молока» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «Облако на нитке» (В. Добрынин - М. Пляцковский) - исполнитель Борис Каплун
  • «Орган в ночи» (Р. Паулс - Д. Авотыня, перевод Л. Азаровой)
  • Парафраз на тему русской народной песни «Отдавали молоду» (обработка В. Ярушина)
  • «Отставала лебёдушка» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «Песня о первом прыжке» (А. Зацепин - Л. Дербенёв) - исполнитель Валерий Ободзинский и ВИА «Ариэль»
  • «По блюду, блюду серебряному» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «По полю, полю» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «Порушка-Параня» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)
  • «Расскажу тебе, кума» (русская народная песня, обработка В. Ярушина) - исполнитель Борис Каплун
  • «Скоморошина» (В. Ярушин - А. Раскин)
  • «Старая пластинка» (Н. Богословский , аранжировка В. Ярушина - Я. Родионов)
  • «Танюша» (Ю. Мелехов - С. Есенин) - исполнитель Валерий Ярушин
  • «Тишина» (Л. Гуров) - исполнитель Лев Гуров
  • «Ты - музыка» (С. Шариков - С. Кутанин) - солист Валерий Ярушин
  • «Уходишь ты» (А. Зацепин - Л. Дербенёв)
  • «Храни меня, дождь» (Р. Гепп - С. Кутанин) исполнитель - Ростислав Гепп
  • «Частушки» (А. Румянцев - слова народные)
  • «Шире круг» (Р. Паулс - И. Резник)
  • «Я на камушке сижу» (русская народная песня, обработка В. Ярушина)

Состав

«Золотой» состав:

Современный состав:

  • Ростислав Гепп - клавишные, флейта, вокал - руководитель (с 1989 по настоящее время)
  • Борис Каплун - барабаны, скрипка, вокал
  • Александр Тибелиус - вокал, перкуссия
  • Олег Гордеев - соло-гитара, вокал

Дискография

  • 1975 - Ариэль - С60-05891
  • 1976 - Песни к фильму «Между небом и землёй» - С60-07085-86
  • 1978 - Русские картинки - С60-08641
  • 1978 - Сказание о Емельяне Пугачёве - рок-опера
  • 1980 - На острове Буяне - С60-13891
  • 1980 - Приглашение в гости - C62-14857
  • 1981 - Мастера - рок-оратория
  • 1982 - Каждый день твой - С60-16739
  • 1983 - Утро планеты, сюита - С60-20127 008
  • 1985 - За землю Русскую - рок-дума
  • 1990 - Любимая, но чужая - С60-31391 008 (Мелодия)
  • 1993 - Privet (CD Krasniy Klin Music Records, Германия)
  • 2000 - Шумел камыш (CD)
  • 2000 - Любимая, но чужая (CD)
  • 2001 - Beatles in the russians (CD)
  • 2001 - Через майдан (CD)
  • 2005 - Дорога длиной в 35 (СD)
  • 2008 - Ариэль 40 (CD)
  • 2011 - Вернёмся на озёра (СD)
  • 2014 - Шумел камыш (LP) PCRGLP002

Напишите отзыв о статье "Ариэль (ВИА)"

Ссылки

См. также

Примечания

Отрывок, характеризующий Ариэль (ВИА)

– Ah, ah, ah!.. – Француз весело, сангвинически расхохотался, трепля по плечу Пьера. – Ah! elle est forte celle la, – проговорил он. – Paris? Mais Paris Paris… [Ха, ха, ха!.. А вот сказал штуку. Париж?.. Но Париж… Париж…]
– Paris la capitale du monde… [Париж – столица мира…] – сказал Пьер, доканчивая его речь.
Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами.
– Eh bien, si vous ne m"aviez pas dit que vous etes Russe, j"aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел.
– J"ai ete a Paris, j"y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер.
– Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s"est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n"y a qu"un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.]
Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком.
– Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d"aller s"enterrer dans les steppes, quand l"armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c"est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l"Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его.
– L"Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l"Empereur?.. [Император… Что император?..]
– L"Empereur? C"est la generosite, la clemence, la justice, l"ordre, le genie, voila l"Empereur! C"est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j"etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m"a vaincu, cet homme. Il m"a empoigne. Je n"ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j"ai compris ce qu"il voulait, quand j"ai vu qu"il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c"est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.]
– Est il a Moscou? [Что, он в Москве?] – замявшись и с преступным лицом сказал Пьер.
Француз посмотрел на преступное лицо Пьера и усмехнулся.
– Non, il fera son entree demain, [Нет, он сделает свой въезд завтра,] – сказал он и продолжал свои рассказы.
Разговор их был прерван криком нескольких голосов у ворот и приходом Мореля, который пришел объявить капитану, что приехали виртембергские гусары и хотят ставить лошадей на тот же двор, на котором стояли лошади капитана. Затруднение происходило преимущественно оттого, что гусары не понимали того, что им говорили.
Капитан велел позвать к себе старшего унтер офицера в строгим голосом спросил у него, к какому полку он принадлежит, кто их начальник и на каком основании он позволяет себе занимать квартиру, которая уже занята. На первые два вопроса немец, плохо понимавший по французски, назвал свой полк и своего начальника; но на последний вопрос он, не поняв его, вставляя ломаные французские слова в немецкую речь, отвечал, что он квартиргер полка и что ему ведено от начальника занимать все дома подряд, Пьер, знавший по немецки, перевел капитану то, что говорил немец, и ответ капитана передал по немецки виртембергскому гусару. Поняв то, что ему говорили, немец сдался и увел своих людей. Капитан вышел на крыльцо, громким голосом отдавая какие то приказания.
Когда он вернулся назад в комнату, Пьер сидел на том же месте, где он сидел прежде, опустив руки на голову. Лицо его выражало страдание. Он действительно страдал в эту минуту. Когда капитан вышел и Пьер остался один, он вдруг опомнился и сознал то положение, в котором находился. Не то, что Москва была взята, и не то, что эти счастливые победители хозяйничали в ней и покровительствовали ему, – как ни тяжело чувствовал это Пьер, не это мучило его в настоящую минуту. Его мучило сознание своей слабости. Несколько стаканов выпитого вина, разговор с этим добродушным человеком уничтожили сосредоточенно мрачное расположение духа, в котором жил Пьер эти последние дни и которое было необходимо для исполнения его намерения. Пистолет, и кинжал, и армяк были готовы, Наполеон въезжал завтра. Пьер точно так же считал полезным и достойным убить злодея; но он чувствовал, что теперь он не сделает этого. Почему? – он не знал, но предчувствовал как будто, что он не исполнит своего намерения. Он боролся против сознания своей слабости, но смутно чувствовал, что ему не одолеть ее, что прежний мрачный строй мыслей о мщенье, убийстве и самопожертвовании разлетелся, как прах, при прикосновении первого человека.
Капитан, слегка прихрамывая и насвистывая что то, вошел в комнату.
Забавлявшая прежде Пьера болтовня француза теперь показалась ему противна. И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов – все казалось теперь оскорбительным Пьеру.
«Я сейчас уйду, я ни слова больше не скажу с ним», – думал Пьер. Он думал это, а между тем сидел все на том же месте. Какое то странное чувство слабости приковало его к своему месту: он хотел и не мог встать и уйти.
Капитан, напротив, казался очень весел. Он прошелся два раза по комнате. Глаза его блестели, и усы слегка подергивались, как будто он улыбался сам с собой какой то забавной выдумке.
– Charmant, – сказал он вдруг, – le colonel de ces Wurtembourgeois! C"est un Allemand; mais brave garcon, s"il en fut. Mais Allemand. [Прелестно, полковник этих вюртембергцев! Он немец; но славный малый, несмотря на это. Но немец.]
Он сел против Пьера.
– A propos, vous savez donc l"allemand, vous? [Кстати, вы, стало быть, знаете по немецки?]
Пьер смотрел на него молча.
– Comment dites vous asile en allemand? [Как по немецки убежище?]
– Asile? – повторил Пьер. – Asile en allemand – Unterkunft. [Убежище? Убежище – по немецки – Unterkunft.]
– Comment dites vous? [Как вы говорите?] – недоверчиво и быстро переспросил капитан.
– Unterkunft, – повторил Пьер.
– Onterkoff, – сказал капитан и несколько секунд смеющимися глазами смотрел на Пьера. – Les Allemands sont de fieres betes. N"est ce pas, monsieur Pierre? [Экие дурни эти немцы. Не правда ли, мосье Пьер?] – заключил он.
– Eh bien, encore une bouteille de ce Bordeau Moscovite, n"est ce pas? Morel, va nous chauffer encore une pelilo bouteille. Morel! [Ну, еще бутылочку этого московского Бордо, не правда ли? Морель согреет нам еще бутылочку. Морель!] – весело крикнул капитан.
Морель подал свечи и бутылку вина. Капитан посмотрел на Пьера при освещении, и его, видимо, поразило расстроенное лицо его собеседника. Рамбаль с искренним огорчением и участием в лице подошел к Пьеру и нагнулся над ним.
– Eh bien, nous sommes tristes, [Что же это, мы грустны?] – сказал он, трогая Пьера за руку. – Vous aurai je fait de la peine? Non, vrai, avez vous quelque chose contre moi, – переспрашивал он. – Peut etre rapport a la situation? [Может, я огорчил вас? Нет, в самом деле, не имеете ли вы что нибудь против меня? Может быть, касательно положения?]