Апофеоз войны смысл картины. Картина Верещагина «Апофеоз войны» и ее печальная неисторичность

Апофеоз войны - Верещагин Василий Васильевич. 1871. Холст, масло. 127 х 197 см


Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности - она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась - восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями , настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне - это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия - войны.

Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета - только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь - это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде - летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.

Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война - смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.

На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один - массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину - яркое обличение безжалостности войны.

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ

Василий Верещагин

«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы - религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок», - говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек. Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило «красивое» описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями.

Благородная заслуга Василия Васильевича Верещагина перед человечеством как раз и заключается в том, что он развенчал эту красивую бравурность действительным показом кровавой сущности войны. Сила его картина была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».

В середине XIX века Средняя Азия была предметом хищнических вожделений англичан, готовящихся захватить Туркестан. Присоединение его к России избавило эти народы от печальной участи колониальных рабов Англии, но в то же время русский царизм тоже вел здесь войну. В. В. Верещагин поехал в Туркестан без какого-либо предвзятого отношения к войне. Его интересовали новые страны, новые народы, но вскоре ему пришлось и самому участвовать в войне.

В. В. Верещагин был прапорщиком, «состоявшим при туркестанском генерал-губернаторе, носил штатскую одежду и пользовался свободой действий и передвижений, необходимых для того, чтобы зарисовывать и писать увиденное. До весны 1862 года он без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии». Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить их идейное воздействие на зрителя. Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет («Нищие в Самарканде», «Опиумоеды», «Продажа ребенка-невольника» и др.). В полотне «Самаркандский зиндан» В.В. Верещагин изобразил подземную тюрьму-клоповник, в которой были погребены съедаемые заживо узники. Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме. И только падающий сверху свет, который растворяется в вечернем мраке подземелья, связывал заключенных с жизнью.

Центральное место среди туркестанских картин В. В. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию «Варвары». Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина «Апофеоз войны».

Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды и в новое время - уже по приказу среднеазиатских ханов.

Однако картина В. В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Полотно «Апофеоз войны» - это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее: мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава - все это части одного сюжета. Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Продолжая эту мысль художника, замечательный русский критик В. В. Стасов писал: «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуозность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества... В Туркестане Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, но он не огрубел и не притупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами. У него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину и в ширину. Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую в глубь веков историю - и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая Европа - это все то же!»

Из книги Быль и миф Петербурга автора Анциферов Николай Павлович

II Панорама Петербурга. Чудесное основание. Ландшафт и его отражение в поэме. Борьба со стихиями. Нева. Вид набережной при Пушкине. Наводнение. Описание его в поэме. Дом со львами. Площадь при Пушкине. Место Евгения в поэме. Медный Всадник. Фальконе. Апофеоз Петра Современный

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

XXVII. В. В. Верещагин Самой громкой славой среди представителей «реалистического» и «обличительного» направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (род. 14.10.1842 г. – ум. 13.04.1904 г.) Выдающийся русский художник-баталист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, создатель жанра этнографической живописи. Участник многочисленных выставок в России, Европе и

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Немного истории… «Апофеоз русской славы между иноплеменниками» Спустя всего полторы недели, «Агамемнон Европы» решил с особой торжественностью провести православный праздник Пасхи, пришедшейся в тот славный год одновременно с католическим на 29 марта/10 апреля, дабы в

Сюжет

Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер — они поясняют сюжет и передают эмоции автора. Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.

Контекст

«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

Двери хана Тамерлана (Тимура), 1875

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.


Картина из Туркестанской серии , 1872

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.


Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир, 1890

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.

Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не живописец. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».


«Побежденные. Панихида по павшим воинам», 1877

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почем зря люди. А в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло людей, тем громче слава.

Участвовал он и в Балканских войнах. Его серия картин показывает огромное число раненых и умирающих людей. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.


Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874

Верещагин решил больше не писать о войне. Несколько лет он посвящает путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку. Занимался он и исследование личности Наполеона, о котором им создано не только несколько полотен, но и написаны книги.


Японка, 1903

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.

Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным в 1871 году. На современников художника она произвела сильное впечатление, но и более ста лет спустя перед ней останавливаются, размышляя о жизни и смерти. «Апофеоз войны» можно назвать программным произведением Верещагина. В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее. И искусствоведы продолжают спорить об истории возникновения сюжета, находя всё новые подтверждения или опровержения то одной, то другой версии.

Василий Васильевич Верещагин наиболее известен как художник-баталист. Он родился в 1842 году в Череповце, закончил морской кадетский корпус, недолго служил, затем поступил в петербургскую Академию художеств, обучался живописи в Париже.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в звании прапорщика состоял художником при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал…»», — писал художник. Здесь он замыслил известную «Туркестанскую серию», в которой позже изобразил не собственно батальные сцены, а моменты, предшествующие сражению либо следующие за ним. Также он писал природу и сцены быта жителей Средней Азии. Впрочем, на войне Верещагин не просто созерцал происходящее, чтобы запечатлеть его после на бумаге. Сменив карандаш на ружье, он участвовал в боях, выдержал вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получил орден Св. Георгия 4–го класса. Но в любых условиях делал зарисовки.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году уезжает в Мюнхен, где на основе этюдов и привезённых коллекций усиленно работает над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде «Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

Ряд батальных картин был объединён художником в серию, которую он назвал «Варвары». Картина «Апофеоз войны» входит именно в неё, а она в свою очередь является частью «Туркестанской серии».

Сюжет

На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев среди раскалённой степи. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Всe детали полотна, в том числе серовато-желтый колорит, символизируют смерть и опустошение, передают ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Ясное синее небо лишь подчёркивает мёртвенность картины. Здесь живут только вороны — символы смерти в искусстве.

«Апофеоз войны» в символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе, уничтожение, разрушение. В ней художник сурово осуждает все захватнические войны, несущие смерть.

Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»

Несколько версий создания картины

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной из них своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города.

По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и пьянстве. Тамерлан приказал каждому из своих 200 000 воинов принести голову нечестивца. После того, как приказ был исполнен, из голов оказалось выложено семь пирамид. Эта версия менее правдоподобна, так как слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины.

По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал что правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

Также считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением Тамерланом восстания уйгуров на западе Китая. Однако круглые следы от пуль в черепах красноречиво свидетельствуют — Тамерлан к этой картине не имеет отношения. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивает надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Картины Верещагина предлагали сжечь

«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счёл это и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство. Один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.

Василий Верещагин умер не в своей постели. В начале русско-японской войны художник вновь поехал туда, где гремели бои. В Тихом океане на внешнем рейде Порт-Артура он погиб при взрыве мины на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.

К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Однако в современной истории уже есть случаи, когда на практике воссоздаются нарисованное художником. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.

Масло/Холст (1871)

Описание

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением...

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщиныБагдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда Тамерлан приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара - Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал вТуркестан, где он состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане. Россия тогда покоряла Туркестан и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. В Туркестане и появилась известная Туркестанская серия, где Верещагин, художник--баталист, изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли востание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

«Апофеоз войны» - одно из самых ярких программных произведений Верещагина. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.