Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция. Московский государственный университет печати

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область - 14 марта 2015, Москва) - русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск).Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года.

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье. Мать - Нина Ивановна Распутина, отец - Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».

Жил и работал в Иркутске, Красноярске и в Москве.

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя - Светлана Ивановна Распутина.

Смерть

12 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, а по иркутскому времени это было 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер в свой день рождения. Соболезнования родным и близким писателя выразил Президент России Владимир Путин. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.

Творчество

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 года - профессиональный литератор, с 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.

Повести

  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  • Я забыл спросить у Лёшки... (1965)
  • Край возле самого неба (1966)
  • Костровые новых городов (1966)
  • Уроки французского (1973)
  • Век живи – век люби (1982)
  • Сибирь, Сибирь (1991)
  • Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

  • 1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова
  • 1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) Рудольфио (видео)
  • 1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
  • 1980 - «Встреча», реж. Александр Итыгилов
  • 1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
  • 1981 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
  • 1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
  • 1985 - «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
  • 2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
  • 2017 - «Последний срок». Канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знамёнами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну.Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при Горбачёве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать.

В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.

В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».

В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова. Являлся сторонником КПРФ.

С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании. С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)

30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления».

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913-1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911-1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939-2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа.

Сын - Сергей Распутин (род. 1961), преподаватель английского языка.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 - 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории, погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске, в память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка » и «Последний полёт », в память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии.

Библиография

  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 150 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Молодая гвардия - Вече-АСТ, 1994. - 50 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Современник, Братск: ОАО «Братсккомплексхолдинг»., 1997.
  • Собрание сочинений в 2-х томах (Подарочное издание). - Калининград.: Янтарный сказ, 2001. (Русский путь)
  • Собрание сочинений в 4 томах (комплект). - Издатель Сапронов, 2007. - 6000 экз.
  • Малое собрание сочинений. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. - 3000 экз. (Малое собрание сочинений)
  • Распутин В. Г. У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т. И. Маршковой, предисл. В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 1200 с.

Награды

Государственные награды:

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2008 года) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года) - за большой вклад в развитие отечественной литературы
  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года) - за особые личные заслуги перед Отечеством в развитии культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • орден Ленина (16 ноября 1984 года) - за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР
  • орден Трудового Красного Знамени (1981),
  • орден «Знак Почёта» (1971),

Церемония вручения Большой литературной премии России за 2011 год.
1 декабря 2011 года

Премии:

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013)
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003),
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),
  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011),
  • Лауреат премии «Ясная поляна» (2012),

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

Память

  • 19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область).
  • Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ.
  • Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено средней школе в Усть-Уде (Иркутская область).
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в Братске.
  • В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».
  • 15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей Валентина Распутина.


Валентин Григорьевич Распутин – один из наиболее ярких представителей классической советской и русской прозы ХХ века. Его перу принадлежат такие знаковые повести, как “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Он был членом Союза писателей СССР, лауреатом высших государственных наград, активным общественным деятелем. Он вдохновлял режиссеров на создание гениальных кинофильмов, а своих читателей на то, чтобы жить по чести и совести. Ранее мы публиковали , это вариант более полной биографии.

Меню статьи:

Деревенское детство и первые творческие шаги

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда (ныне Иркутская область). Его родители были простыми крестьянами, а он – самым обыкновенным крестьянским ребенком, с раннего детства знавшим и видевшим труд, не привыкшим к излишкам, прекрасно чувствующим народную душу и русскую природу. В младшую школу он ходил в родном селе, а вот средней там не было, поэтому маленькому Валентину пришлось переехать за 50 км, чтобы посещать учебное заведение. Если читали его “Уроки французского”, то сразу проведете параллели. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им или кем-то из его окружения.

Получать высшее образование будущий писатель отправился в Иркутск, где поступил в городской университет на историко-филологический факультет. Уже в студенческие годы он стал проявлять интерес к писательству и журналистике. Площадкой для проб пера стала местная молодежная газета. Его очерк “Я забыл спросить у Лешки” привлек внимание главного редактора. На юного Распутина обратили внимание, а он сам уяснил – будет писать, это у него получается неплохо.

После окончания университета юноша продолжает работать в газетах Иркутска и Красноярска и пишет первые рассказы, но пока что не публикуется. В 65-м на совещании молодых писателей в Чите оказался известный советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин. Ему очень понравились произведения начинающего литератора и он решил их протежировать, став “крестным отцом” Распутина-литератора.

Взлет Валентина Григорьевича произошел стремительно – уже два года спустя после встречи с Чивилихиным он стал членом Союза писателей СССР, что являлось официальным признанием литератора на государственном уровне.

Ключевые произведения автора

Дебютная книга Распутина была опубликована в 1966 году под названием “Край возле самого неба”. В следующем году вышла повесть “Деньги для Марии”, принесшая популярность новой звезде советской прозы. В своем произведении автор рассказывает историю Марии и Кузьмы, которые живут в глухой сибирской деревеньке. У супругов четверо детей и долг в семьсот рублей, который они взяли в колхозе на строительство дома. Чтобы улучшить материальное положение семейства, Мария устраивается в магазин. Перед ней уже несколько продавцом засадили за растрату, потому женщина очень переживает. Спустя длительное время в магазине проводят ревизию и обнаруживают недостачу в 1 000 рублей! Марии нужно собрать эти деньги за неделю, иначе ее посадят в тюрьму. Сумма неподъемная, но Кузьма и Мария решают бороться до конца, они начинают одалживать деньги у односельчан… и вот тут многие, с кем они жили плечом к плечу, проявляются с новой стороны.

Справка. Валентина Распутина называют одним из значительных представителей “деревенской прозы”. Это направление в русской литературе сформировалось к середине 60-х и объединило произведения, изображающие современную деревенскую жизнь и традиционные народные ценности. Флагманами деревенской прозы являются Александр Солженицын (“Матренин двор”), Василий Шукшин (“Любавины”), Виктор Астафьев (“Царь-рыба”), Валентин Распутин (“Прощание с Матерой”, “Деньги для Марии”) и другие.

Золотой эпохой творчества Распутина стали 70-е. В это десятилетие были написаны его самые узнаваемые произведения – рассказ “Уроки французского”, повести “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. В каждом произведении центральными персонажами были простые люди и их нелегкие судьбы.

Так, в “Уроках французского” главным героем является 11-летний Лешка, смышленый паренек из деревни. На его родине нет средней школы, поэтому мама собирает деньги, чтобы отправить сына на учебу в райцентр. В городе мальчику несладко – если в деревне случались голодные дни, то здесь они практически всегда, ведь еду в городе достать намного сложнее, все приходится покупать. Из-за молокровия мальчику нужно каждый день покупать молоко на рубль, нередко оно становится его единственной “едой” на целый день. Старшие мальчики показали Лешке, как заработать быстрые деньги, играя в “чику”. Он всякий раз выигрывал свой заветный рубль и уходил, но однажды азарт взял верх над принципом…

В повести “Живи и помни” остро поднимается проблема дезертирства. Советский читатель привык видеть дезертира исключительно в темном цвете – это человек без моральных принципов, порочный, трусливый, способный предать и спрятаться за спинами других. А что если такое черно-белое разделение несправедливо? Главный герой Распутина Андрей однажды в 44-м не вернулся в армию, просто захотел на денек заглянуть домой, к любимой жене Настене, а потом возврата уже не было и на нем зазияло пекучее клеймо “дезертир”.

В повести “Прощание с Матерой” показана жизнь целой сибирской деревни Матеры. Местные вынуждены покинуть свои дома, потому что на их месте будут строить ГЭС. Поселение в скором времени затопят, а жителей отправят в города. Каждый воспринимает это известие по-разному. Молодежь преимущественно радуется, для них город – это невероятное приключение и новые возможности. Взрослые настроены скептично, скрипя сердцем расстаются с налаженым бытом и понимают – в городе их никто не ждет. Тяжелее всего старикам, для которых Матера – вся их жизнь и другой они не представляют. Именно старшее поколение становятся центральным персонажем повести, ее духом, болью и душой.

В 80-х и 90-х Распутин продолжает много трудиться, из под его пера выходят повесть “ ”, рассказы “Наташа”, “Что передать вороне?”, “Век живи – век люби” и многое другое. Перестройку и вынужденное забвение “деревенской прозы” и деревенской жизни Распутин воспринял болезненно. Но писать он не прекратил. Большой резонанс имело произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”, изданное в 2003 году. В нем отразилось упадническое настроение писателя, связанное с крахом большой страны, морали, ценностей. Главную героиню повести, юную девочку-подростка, насилует компания отморозков. Ее на протяжении нескольких дней не выпускают из мужского общежития, а потом всю побитую, запуганную, морально сломленную вышвыривают на улицу. Они с матерью отправляются к следователю, но правосудие не торопится наказывать насильников. Утратив надежду, мама решается на самосуд. Она делает обрез и поджидает обидчиков в подъезде.

Последняя книга Распутина была создана в тандеме с публицистом Виктором Кожемяко и представляет своеобразную автобиографию в беседах и воспоминаниях. Труд вышел в свет в 2013 году под названием “Эти двадцать убийственных лет”.

Идеология и общественно-политическая деятельность

Несправедливо говорить о жизни Валентина Распутина, не упоминая его активную общественно-политическую деятельность. Занимался он этим не ради выгоды, а лишь потому что не был молчуном и не мог наблюдать за жизнью своей горячо любимой страны и народа со стороны.

Очень огорчило Валентина Григорьевича известие о “перестройке”. При поддержке единомышленников Распутин писал коллективные антиперестроечные письма, надеясь сохранить “великую страну”. В дальнейшем он стал не так критичен, но окончательно новый строй и новую власть принять не смог. И никогда власти не кланялся, несмотря на щедрые подарки от нее.

“Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно… Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы”

Много внимания Распутин уделял вопросам охраны природы. Писатель видел сбережение народа не только в обеспечении его работой и прожиточным минимумом, но и в сохранении его нравственного и духовного облика, сердцем которого является мать-природа. Особенно его беспокоил вопрос Байкала, по этому поводу Распутин даже встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.

Смерть и память

Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года, за день до своего 78-летия. На этот момент он уже похоронил жену и дочь, последняя была успешной органисткой и погибла в авиакатастрофе. На следующий день после смерти великого писателя по всей Иркутской области был объявлен траур.

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

4.7 (93.33%) 3 votes

При изучении творчества В.Г. Распутина целесообразно обратиться к интервью с ним в «Литературной газете», где выражаются общественно-философские взгляды писателя, его эстетика - отношение к языку, раскрываются секреты творческой мастерской. Лучше понять повесть «Прощание с Матерой» поможет история творческого замысла и публикации произведения.

Особого внимания заслуживает отношение писателя к природе и современным компьютерным технологиям. Какими в его произведениях предстают картина мира, концепция человека, художественное пространство и время? Как через эти особенности содержания и формы раскрываются взгляды, система ценностей писателя-«деревенщика»?

При размышлениях над его последней острозлободневной повестью «Дочь Ивана, мать Ивана» необходимо познакомиться с критическими откликами, например, со статьей В. Бондаренко «Долюшка женская (О новой повести Валентина Распутина)» (День лит. 2003. 21 окт. № 10). Согласны ли Вы со следующей оценкой критика: «Валентин Распутин говорит …: друзья мои, выхода нет, зло должно быть наказуемо. Это и есть нынешняя самая высшая православная правда. ... Другой дороги у России уже нет»?

Валентин Распутин обогатил нашу литературу оригинальным взглядом на жизнь, своеобразной "моделью" человека и мира. Система ценностей писателя-неопочвенника - патриотизм, включающий в себя и любовь к родной природе и родному языку, религиозная вера, представление о литературе как об общественном всенародном деле.

Эстетика Распутина . Большую роль играет работа со словом. «Патриотизм писателя прежде всего во владении родным словом, в способности стать волшебником, когда берешься за работу», - считает писатель. Солженицын присудил Распутину Солженицынскую премию за 2000 г. «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал» .

В прозе Распутина соединены философско-этическая, "экзистенциальная" проблематика с остросоциальной. В повестях и очерках Распутина (первая его повесть "Деньги для Марии"опубликована в 1967 г.) велся смелый диалог писателя с обществом о "цене" материально-технического прогресса, о месте человека в природе и его отношениях с нею, об утрате корней, о памяти и беспамятстве в общественном сознании, о "сдвиге совести у части нашего народа" (Распутин В.Г. Если по совести//Лит. газета. 1988. N 1. С.10). Хотя деревенская жизнь в изображении Распутина и предстает драматичной, критики справедливо находили у него "поэтическое чувство жизни" (Дедков И. Живое лицо времени. М., 1986. С.120).

В повести "Деньги для Марии" писатель утверждает исконные черты национального, народного характера (образ Кузьмы). Значителен также центральный характер старухи Анны в повести "Последний срок" (1970). Ей присущ тип мировосприятия, восходящий к национальным корням психологии русского крестьянина. Смысл жизни героев Распутина обусловлен связью жизненного крестьянского уклада с землей, с природой, а через нее - с вечностью. Родственное отношение автора к героине раскрывается через речь повествования, в которой воедино сливаются интонации героя и автора, или их фразеологические точки зрения. В потоке сознания умирающей Анны встает целая жизнь, понятая как служба - земле, детям. В образе Анны, как и других распутинских старух, ярко преломлена убежденность писателя в высоких духовных потенциях русского национального характера, вера в устойчивые традиции народной нравственности, что и определяет поэтический и светлый тон повествования.

Мотивы "Последнего срока" получают дальнейшее развитие в последующих произведениях писателя, прежде всего в повести "Прощание с Матерой" (1976). Но здесь "последний срок" наступил теперь уже для целой деревни, Матеры. Но писатель не повторяется. Смысл прощания здесь иной. В новом произведении более широкий, чем в "Последнем сроке", замысел и социальный анализ.

Основной сюжетный конфликт произведения - затопляемая древняя Матера, остров с деревней, - как плата за ГЭС и сооружаемое людьми море, строящийся поселок, совхоз.

Для главных героев повести старых обитателей Матеры Дарьи, Катерины, Настасьи, Богодула происходящее трагично. В гонке технической цивилизации человек, по мысли писателя, растеряет самого себя, что-то самое дорогое в своей душе - духовные ценности, связь с землей, ответственность перед умершими, лучшие человеческие качества. В поисках причин этих потерь Распутин заставляет задуматься о соотношении традициионалистски-охранительного и модернистски-динамического начал в нашей жизни. Первое - это верность корням, привязанность к месту, где родился, верность прошлому, память в широком смысле слова. Другое - начало испытующее, жажда перемещений, поиск и узнавание нового. В жизни и отдельного человека и общества многое зависит от разумного соотношения этих начал.

Главное для Распутина в этой повести - стремление постичь серьезные противоречия общественного бытия, преломляющиеся в общественной нравственности.

В поисках опор, ограждающих нравственность от потерь, всеми своими произведениями Распутин утверждает активную духовную силу памяти. В толковании писателя это привязанность человека к своей земле, природе, родным могилам. Есть в этой повести и мысль о необходимости сбережения богатств русского слова, "памяти" о своем общественном и гражданском долге.

Повесть "Живи и помни" (1974, Госуд. премия 1977) о том, ради чего человек живет на земле. Автор исследует не прямые, а сложные пути отчуждения человека от общества. Война представлена в повести в необычном ракурсе, ее облик у Распутина сложнее ходячих о ней суждений. Андрей Гуськов, надежный разведчик, становится неожиданно для себя дезертиром, так как воспринимает войну не как горе всенародное, а как источник личной беды. Писатель-психолог открыл трагедию, хотя трагедия связана с Настеной, женой Андрея, ее любовью и верностью, ее виной перед обществом за то, что она помогает выжить мужу-дезертиру, и самоубийством.

Настена и является главной героиней повести. В отличие от Андрея она - человек общественный, лишена индивидуализма, ее характер ярко национальный, она способна на большую любовь и преданность близким. Повесть Распутина не только обличает дезертирство, она направлена против отчуждения как такового. Автор "Живи и помни" всей повестью убеждает нас в активности нравственного выбора героини, подчеркивает высокую значимость индивидуального, личностного начала в человеке.

Личностное начало, чувство своей незаменимости присуще и Ивану Петровичу Егорову, главному герою повести "Пожар" (1985). Эта повесть явилась «неопочвенническим» произведением переходного периода. В "Пожаре" Иван Петрович Егоров видит причины бед в том, что разрушены вековые обычаи русского народа: бывшие крестьяне перестали землю пахать и любить ее. Они способны только брать, утратили чувство общности и живут как временщики. Егоров не может смириться с тем, что даже в критической ситуации беды - пожара - каждый думает только о себе. Центральная в сюжете повести ситуация пожара - аллегория кризисного состояния общества в предперестроечной России. Этому произведению присуща открытая публицистичность. Автор и герой в рассказах В. Распутина 90-х годов.

Рассказы Распутина 1990-х гг. и его последняя повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) относятся к "постдеревенскому" периоду в его творчестве (сборник "В ту же землю…". М.: Голос; Письмена, 1997). В поле зрения писателя теперь в основном проблемы городской жизни. Распутин глубоко проникает в психологию современного человека с ее изломами, депрессивными и шоковыми состояниями. Вместо "нового мира" в его рассказах появляется образ "обманутого мира", утратившего христианскую идею ("В ту же землю"). Но писатель, рисуя трагическую ситуацию в своем рассказе, призывает к преодолению "провального" времени.

В рассказах Распутина о крестьянине Сене Позднякове и повести «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) ставится вопрос, выживет или не выживет Россия. Ответ колеблется между полюсами "Россия есть", "России нет". Эти переживания писателя полно воплотились в его последней повести. Ее главная героиня Тамара Ивановна Воротникова - «и душа повести, она - и двигатель сюжета, она - и символ нынешнего русского народа»

Распутин обращает внимание читателей на ненормальную ситуацию в стране, угрожающую России потерей ее национальной самобытности. Конфликт в произведении доведен до его трагического разрешения, и Тамара Ивановна является трагической героиней под стать Настене.

Общество должно что-то предпринять, чтобы вывести Россию из того национального и нравственного тупика, в котором она находится. Об этом и говорится в повести Распутина.

Выводы. Заслуга Распутина в том, что он сумел на локальном жизненном материале с большой художественной убедительностью поставить проблемы универсальные, остросоциальные и общенациональные.

    Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: Учебн. пособие. М., 2001. Глава 2. п.2.1. .

    Какие художественные приемы использует Распутин для точной передачи характеров и обстоятельств в повести «Живи и помни»?

    Какова проблематика повести «Прощание с Матерой»?

    В чем своеобразие изображения здесь «малой родины»?

    Как раскрывается в произведении проблема крестьянской культуры?

    Есть ли в повести символика?

    Каков творческий метод Распутина - новый реализм или символический реализм

14 марта за день до своего 78-летия ушёл из жизни замечательный русский писатель, общественный деятель, человек широкой души и доброго сердца – Валентин Григорьевич Распутин.

Родился Валентин Григорьевич в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области в крестьянской семье. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ ). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.

Работал в редакционной коллегии книжной серии «Литературные памятники Сибири». В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Во время перестройки занимал активную гражданскую позицию, негативно относился к либерализму и перестроечным реформам. В 1989-1990 годах был Народным депутатом СССР. Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». Распад СССР воспринял как личную трагедию. В 2000-х годах являлся членом Патриаршего совета по культуре. В Иркутске содействовал открытию Православной женской гимназии, был одним из издателей православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск».

Некоторые известные произведения Валентина Распутина были экранизированы с 1969-го года. В частности, это такие рассказы и повести, как «Рудольфио» (1969), «Уроки французского» (1978), «Продается медвежья шкура» (1980), «Прощание с Матерой» (1981), «Василий и Василиса» «1981», и, наконец, «Живи и помни» (2008).

Валентин Григорьевич посвятил всю свою жизнь одному великому делу: учил людей хорошему. И это ему удавалось. Произведения писателя читал практически весь советский народ. Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

Рассмотрим работу Валентина Григорьевича на примере некоторых конкретных произведений.

Так, автобиографический рассказ , обзор которого мы сделали за неделю до смерти писателя, учит читателей состраданию, милосердию и человеческому достоинству. Главный герой Володя уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле сводит концы с концами, заболевает малокровием. Средств не хватает даже на необходимое при малокровии молоко. Молодая учительница вникает в проблемы ученика и старается всячески помочь ему, но мальчик отказывается, потому что принимать помощь ниже его достоинства. Учительница придумывает азартную игру и нарочно проигрывает мальчику деньги, за что увольняется директором школы, уезжает на Кубань, однако продолжает присылать Володе посылки.

Это не просто «Уроки французского», это уроки доброты, солидарности и достоинства. В чем-то это и упрек некоторым современным учителям, которые заботятся лишь об отработке часов, заработной плате, и вовсе забывают помогать своим ученикам, ведь учителя играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения – будущего нашей страны.

В рассказе «Продается медвежья шкура» сюжет довольно простой. Охотник Василий в тайге с легкостью расправляется с обитателями дикой природы, особенно медведями. «Он был отличным медвежатником». Однажды, убив медведицу, он понимает, что его жизнь превратилась в ад: медведь начинает преследовать его и даже нападать, пытаясь отомстить за убийство своей жены-медведицы. Главный герой вынужден убить медведя из ружья, но это отнюдь не облегчает жизнь Василия: его начинает мучить совесть, он задумывается о праве людей вмешиваться, вторгаться в судьбу обитателей таежного мира.

Совестливость и забота о природе – главный посыл данного произведения. Читатель невольно становится на место главного героя и начинает рассуждать синхронно с Василием о вреде вмешательства в жизнь медведей и других животных. Произведение подталкивает читателя также задуматься о месте и роли каждого элемента в живой системе мира, об осознании понятия меры ответственности, как следствия свободы воли выбора, о встрече с осознанием «побочных эффектов» представления о собственном превосходстве или всемогуществе.

Рассказ «Василий и Василиса» повествует о простой деревенской семье: о муже Василии, жене Василисе, их детях и их соседях. Все шло своим чередом, пока Василий не пристрастился к алкоголю и в пьяном состоянии не избил свою беременную жену, у которой вследствие этого случился выкидыш. После этого главного героя мучает совесть за содеянное, но в старости он получает прощение от своей супруги. Рассказ служит примером сильнейшей антиалкогольной пропаганды, которой сегодня так не хватает в нашей жизни.

И, наконец, рассмотрим посыл экранизированной трагедии писателя – «Прощание с Матерой» . Рассказ о переселении жителей деревни на новое место в связи с затоплением деревни для строительства ГЭС. Показаны самые глубокие эмоциональные переживания и страдания всех героев рассказа. Деревенские очень болезненно воспринимают переселение, ведь здесь могилы их предков, которые они желают забрать с собой на новое место… Суть данного произведения заключается в демонстрации настоящей любви к Родине. Не только к малой, как в повести, но и к большой Родине, ведь человек врастает в родную землю корнями.

Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина – очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Все работы великого русского писателя учат нас быть достойными, ответственными и трезвыми людьми.

Авторская субъективность организует произведение и порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами).

«Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).

На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным.

На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился. Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики - не стиль или жанр, а автор.

Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой. Художественное творчество сегодня осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).

2. Общая характеристика творчества В. Распутина

Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров «деревенской прозы» Валентина Распутина (р. 1937) составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым - суетливым ли, внешним, бездумным ли – существованием.

Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя - торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека - доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный .

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 рассказы «Поминный день»; в 1997 «Нежданно-негаданно».

3. Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»

«В ту же землю» В. Распутина – рассказ в котором центральное место занимают искания человека, ощутившего на себе беду потери света «матери-природы», «Матёры». Волею этого «беспросветного» времени героиня рассказа обречёна на отступление от вековых православных устоев, касающихся ухода человека из земной жизни. Истоки этого отступления в том, что смерть стала ещё одним источником наживы. Образ «обманутого мира» – один из центральных образов рассказа. Именно он связывает воедино судьбы всех героев нитью безграничного одиночества, стыда и раскаяния. Главная героиня, Пашута, – это новое поколение, устремившееся на «стройку века», оторвавшееся от родных корней. Подобно Пашуте, трагически одинок в мире и Стас. Именно ему принадлежат слова, обличающие новую жизнь и тех, чьими руками она создана, тех, что во главе всего поставили не духовные ценности, но материальные и подчинили себе людей. Образ Серёги – друга Стаса – образ погибшего от жестокости новой жизни человека, жизни, где предательство и «каинство», то есть убийство брата своего, стали нормой.

Среди трагически обречённых героев рассказа выделяются образы Аксиньи Егоровны и Таньки. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, возвращает к образам матёринских старух, против воли лишённых родной земли.

Завершая путь на земле, она готовилась к смерти по-христиански, как к празднику, потому что для православного христианина умереть – значит родиться для новой, вечной жизни. Но кончина её пришлась на то время, когда человека лишили возможности проводить близкого в последний путь согласно вековым традициям.

Особое место в рассказе занимает образ Таньки – неродной внучки героини. Именно ей открывается нездешний свет, озаривший лицо уходящей Аксиньи Егоровны. Ей даровано увидеть величие прощания с земным миром и перехода к новой жизни, потому что в таких юных, как она, душах, сохранивших ещё свою чистоту, – надежда на спасение.

На протяжении почти всего повествования в рассказе преобладают тёмные тона. В финале же вдруг пробивается свет яркого солнца, лучи которого освещают храм, и горящих свечей, согревающих людские сердца. Свет в православии – это символ веры во Христа как воплощённого Слова и Света: «Бог есть Свет, и нет в нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет открывает героине новый путь – путь обретения веры, путь исцеления. Не смерть стоит в центре проблематики данного рассказа, но жизнь, обретённая другими героями после того, как они увидели и прочувствовали духовную высоту великого таинства. В «обманутом» бездуховном мире герои рассказа всё-таки обретают надежду и утраченную способность верить.

Заключение

Герои рассказа Распутина, в душах которых сильны голоса совести, герои, хранящие их свет наперекор всему, что творится вокруг, несут в себе веру в исцеление всего народа. В свете, хранимом их душами, таится надежда всех задыхающихся в безверии людей, что, подобно Пашуте, героине рассказа «В ту же землю», ищут выход из того духовного тупика, которым обернулось обещаемое народу «светлое будущее».

Литература

  1. Распутин, В. Дочь Ивана, мать Ивана. Рассказы. – М.: Азбука-классика, 2003.
  1. Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Академия. 2009.
  2. Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.