Богомазов картины. Художник Александр Богомазов – теория авангарда

Алекса́ндр Константи́нович Богома́зов ( , Ямполь , Харьковская губерния - , Киев) - украинский художник , видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда . Александра Богомазова называли «украинским Пикассо ».
В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.

Биография

  • 1880, 14 марта (26 марта) - родился в слободе Ямполь, Харьковской губ. (теперь Сумская область)
  • 1896-1902 - учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище
  • 1902 - поступление против воли отца в Киевское художественное училище , разрыв с отцом
  • 1905 - исключение из училища за участие в студенческой забастовке
  • 1905-1907 - учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского , Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона , Москва
  • 1908 - возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
  • 1908-1910 - увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер , Д. Бурлюком , М. Ларионовым , участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль »
  • 1911, 16 мая - окончание Киевского Художественного Училища
  • 1911-1915 - путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
  • 1913 - Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» - кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
  • 1914 - написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца».
  • 1915-1917 - переезд на Кавказ - преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах .
  • 1917 - Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы
  • 1917-1918 - преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе
  • 1918, 9 июня - выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
  • 1919-1920 - один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
  • 1920-1922 - рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
  • 1922-1930 - преподавание художественных дисциплин в (с 1924 г. - Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 - избрание профессором станковой живописи. C 1923 - обострение туберкулёза приобретенного в годы революций.
  • 1930, 3 июня - умер в Киеве от туберкулеза . Похоронен на Лукъяновском кладбище.

Творчество

Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые - кубофутуризм (1913-1917) и спектрализм (1920-1930).
В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.

Трактат «Живопись и Элементы»

Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913-1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:

  • Взаимосвязи и роли Объекта, Художника, Картины и Зрителя в художественном произведении.
  • Взаимодействие структурных элементов картины в восприятии зрителем - точек, линий, основных геометрических фигур, цветов, ритмов, итд.

«Искусство - бесконечный ритм, художник - его чувствительный резонатор», - говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год.

Своё исследование Александр Богомазов посвятил своей жене, музе всей своей жизни, киевской художнице, Ванде Витольдовне Монастырской .

Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse , а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / Painting and Elements .

Выставки

Работы

    Bogomazov-tram-s-1914.jpg

    Трамвай. 1914. Холст, масло. Прим. 150х80 см. Частная коллекция

    Pojar v Kieve-1916.jpg

    Пожар в Киеве. 1916. Бумага, уголь. 27х32 см. Национальный художественный музей Украины (НХМУ), Киев

    Pravka pil-1927.jpg

    Правка пил. 1927. Холст, масло

    Portret Docheri-1928.jpg

    Портрет дочери. 1928. Холст, масло

Память

После смерти Александра Константиновича Богомазова был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов - Д.Горбачев, Л. Череватенко , и другие.

Напишите отзыв о статье "Богомазов, Александр Константинович"

Примечания

См. также

Литература и ссылки

  • Романюк Н.
  • Фонд UA 804 Україна ***ЦДАМЛМ*** (Центральный Государственный Художественно-Литературный Архив Украины)
  • автор-составитель Дмитрий Горбачев Киев «Мыстецтво» 1996 ISBN 5-7715-0253-7
  • ISBN 966-7237-20-6
  • .
  • Богомазов А. Живопись и элементы: Из трактата / А. Богомазов; Публ. Д. Горбачева и М. Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. - № 2 (20). - С. 144: ил.
  • Горбачев Д. На карте украинского авангарда / Д. Горбачев; Предисл. М. Колесникова // Наше Наследие. Историко-культурный журнал. 1991. - № 2 (20). - С. 138-143: ил.
  • Каталог выставки ISBN 0-88915-208-X
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Кубофутуризм О.Богомазова: стилістичні особливості творів 1914-1916 років // Сучасне мистецтво. Наук. зб.вип. IV- Харків.: «Акта». - 2007. - С. 287-298.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Педагогічні програми О.Богомазова 1922-1928 років // Міст: Мистецтво, історія, сучасність, теорія. - К.: ІПСМ АМУ; КЖД «Софія». - 2009. - Вип.6. - С. 152-165.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Педагогічні програми з «Фортеху». Огляд авторських концепцій та їх аналіз // Сучасне мистецтво. Наук. зб.вип. V- Харків.: «Акта». - 2008. - С. 191-211.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Київська виставка «Кільце». Нові аспекти до історії експозиції. // Мистецтвознавство України. Зб. наук. пр. - ІПСМ НАМ України - К.: Музична Україна, 2010. - Вип. 11. - С. 324-330.
  • Кашуба-Вольвач О. Олександр Богомазов: Автопортрети. - К.: - 2012. - С.110. Вид-во РОДОВІД.

Отрывок, характеризующий Богомазов, Александр Константинович

По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.
Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:
– У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так то делают. – И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.
На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.
Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j"ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J"ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C"est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]
Билибин собрал кожу над бровями и с улыбкой на губах задумался.
– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j"ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d"epouser l"autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу.
– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.
– Да ты из каких будешь? – вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек?
– Я? я?.. – сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. – Я по настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих.
– Вишь ты! – сказал один из солдат.
Другой солдат покачал головой.
– Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку.
Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него.
– Тебе куды надо то? Ты скажи! – спросил опять один из них.
– Мне в Можайск.
– Ты, стало, барин?
– Да.
– А как звать?
– Петр Кириллович.
– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.
Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору. Пьер шел вместе с солдатами, совершенно забыв, что его постоялый двор был внизу под горою и что он уже прошел его. Он бы не вспомнил этого (в таком он находился состоянии потерянности), ежели бы с ним не столкнулся на половине горы его берейтор, ходивший его отыскивать по городу и возвращавшийся назад к своему постоялому двору. Берейтор узнал Пьера по его шляпе, белевшей в темноте.

Александр Константинович Богомазов (7 апреля 1880, Ямполь, Харьковская губ., - 1930, Киев) - украинский художник, теоретик украинского/русского художественного авангарда…

1902 - Киевское Художественное Училище
1905 - исключение из училища за участие в студенческой забастовке
1905-1907 - учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона, Москва
1908 - возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
1908-1910 - увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль»
1913 - Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» - кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
1914 - написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы».
В 1920-х вместе с В.Татлиным и В.Меллером преподавал в Киевской художественной академии.
«Паравоз»

C 1923 - обострение туберкулёза.
1930, 3 июня - умер в Киеве. Похоронен на Лукъяновском кладбище. Был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению памяти А.Богомазова. Все собранные средства были переданы на строительство самолета «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931). А потом наступили 33 года запрета и забвения.
Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse, а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / The Art and the Elements

Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
  • 03.07.2019 Вчера Мединский объявил, что все формальности планируют завершить до конца нынешнего года
  • 01.07.2019 Это пока не официально. Сам аукцион ссылается на договор о неразглашении. Но New York Times разузнала по своим каналам, что многомиллионного Караваджо с неснятыми сомнениями в подлинности купил американский миллиардер Дж. Томилсон Хилл
  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
    • 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
    • 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Т ак случилось, что имя Александра Константиновича Богомазова (1880-1930) долее других оставалось в тени первых фигур российского аван­гарда. Но и для арьергарда Богомазов - фигура явно неподхо­дящая. Подобно многим современникам по авангардному искус­ству Александр Богомазов обладал многим и талантам и, его натура стремилась охватить самые разные сферы творчества, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспе­риментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт... ­

    Александр Константинович Богомазов еще в Киевском училище познакомился с учившимися там же Александрой Экстер, Александром Архипенко и Аристархом Лентуловым. Длительная дружба связала его с Экстер, которая являлась своеобразным двусторонним проводником совре­менной французской и русской культур. Благодаря Экстер уже в 1908 году Богомазов участвовал в знаменательной выставке «Звено», а в 1914 году на равных с нею организовал выставку «Кольцо», ставившей своей задачей защиту нового искусства и «освобождение живо­писных элементов от сковывающих шаблонов». Тогда же художник показывает 88 своих произведений живописи и графики, что можно считать его первой персональной экспозицией.

    В 1920-е годы постоянными спутниками Богомазова по выставкам становятся Виктор Пальмов, Павел Голубятников, Лев Крамаренко, Леонид Чупятов, Василий Ермилов. Все эти мастера имели некую общность - особое внимание к цвету. Слова Голубятникова (ученика Кузьмы Петрова-Водкина) о том, что «живопись - это искусство вы­ражения образов и чувств через передачу этих явлений - цветом», можно отнести ко всем вышеназванным живописцам.

    Критикой Богомазов был замечен практически сразу. «... У «Кольца» ... новостью является, главным образом, произведения Богомазо­ва», - писал Николай Кульбин. «Это - несомненно сделанный настоя­щий живописец, принявший ценности французской школы, но работающий самостоятельно. Он - русский по имеющемуся у него синте­зу цвета и материала». В 1916 году Яков Тугендхольд также выделил новое имя: «Тут и бунтарский «кубофутуризм» в лице Богомазова, художника, по-видимому, даровитого, мимо которого нельзя пройти с одной лишь саркастической улыбкой обывательского недоумения».

    К 1914 году Богомазов прошел через все типичные для своего вре­мени «измы»: , импрессионизм, немного долее задержался на символизме, и, ссылаясь на все эти слабости художественной на­туры, как только критики его не называли - и «украинский Пикассо» и «Шарден футуризма»... Хотя уже в ранних живописных произведени­ях видны поиски художником собственного языка. Таковы символист­ские работы - «Ожидание» (начало 1900-х) или «Мост» (1908), напол­ненные элегией и томным предчувствием. Образное наполнение этих работ, в которых объекты буквально растворены в сумрачном про­странстве, почти открыто свидетельствует о внимательном изучении автором основ импрессионизма. В то же время акварели, и особенно рисунки тушью, демонстрируют безусловный интерес к стилю мо­дерн и владение его арсеналом художественных средств. В 1913-1914 годах мировосприятие Богомазова меняется: проснувшаяся вдруг творческая энергия, проявившаяся обостренная восприимчи­вость заставили его увидеть подвижность форм даже в статичных предметах: мир стал изменчив и непредсказуем, и, значит, художник просто обязан находиться в непрерывном движении, меняясь вместе с миром. Теперь свою задачу Богомазов видит в адекватном воспро­изведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напря­жения, в передаче ритма, темпа, динамики.

    В свое время (благодаря все той же Александре Экстер) Богома­зов имел возможность внимательно изучать творчество итальянских футуристов, ставших безмерно популярными в передовой художест­венной среде с 1912 года. И, возможно, ни на кого другого так не по­влияло их искусство, как на него, когда в 1914 году он создает свои самые знаменитые футуристические картины, подкрепляя их глубо­ким научным трактатом - «Живопись и Элементы». С этого времени в его творчестве прочно утверждается тема города, в ряде сюжетов приобретая социальную окраску. Такие работы, как «Сенной рынок. Киев», «Трамвай» (обе 1914), «Паровоз», «Монтер» (обе 1915), можно отнести к безусловным шедеврам, и в ряду знаменитых работ италь­янских футуристов и подобных работ Наталии Гончаровой и Александ­ры Экстер они нисколько не теряют своего значения и качества.

    Возросшие скорости, стремительная урбанизация жизненного ук­лада, технические новшества, говоря словами Богомазова, «заостри­ли нашу нервную восприимчивость». Для него, как и прежде, худож­ник является прежде всего «чутким резонатором воспринимаемых ощущений и сознательно же переводящим их в пространство Картин­ной Плоскости». Возможно, потому в его работах 1914-1916 годов выражение экспрессии так обостренно проявилось и в почти кинема­тографической композиции, и в пронзительно звучащем цвете. После революции Богомазов активно занимается агитационно­-массовым искусством, общественной деятельностью и преподаванием. Станковая живопись в его деятельности отходит на второй план.

    Когда же в конце 1920-х годов появляются новые картины , друзья констатировали, что пластический язык художника сильно изменил­ся. Его собственные теоретические исследования цвета, а также раз­ работки той же темы его соратников по Киевскому художественному институту Пальмова и Голубятникова привели Богомазова к воплоще­нию метода «растяжки цвета», полихромности и условности цветовых отношений. Так, четыре основных цвета распределены в картине «Пильщики» (1927) соответственно символике: земля - красно-ро­зовая, лица - желто-оранжевые, небо - интенсивно-синее.

    Александр Богомазов прожил недолгую жизнь, но успел многое. Он был незаурядной и самобытной личностью, глубоко и серьезно от­ носившейся к своему предназначению, пытавшейся докопаться до самых глубин познания жизни и искусства. Внешняя сдержанность скрывала темперамент, и в каждый период жизни эта внутренняя экс­прессия проявлялась по-разному, но с неизменной силой. Хочется верить, что художественное наследие Александра Богомазова, через столько лет получившее наконец признание и зрителей и коллекцио­неров, уже никогда не исчезнет из так и не написанной пока истории искусства XX века.

    Теоретическое наследие художника включает в себя статьи, ана­литические схемы экспериментального характера, рабочие педагоги­ческие программы. Центральное место занимает основной его труд «Живопись и элементы», законченный летом 1914-года, но так и не из­данный при жизни. Трактат состоит из десяти самостоятельных глав, каждая из которых посвящена основным составляющим искусства живописи - таким, как форма, ритм, линия, цвет. Рассматривая взаи­модействие объекта (произведения) и субъекта (зрителя), Богомазов анализирует и логику создания художественного образа, и психоло­гию восприятия искусства.

    Богомазов-теоретик оперирует понятиями линии, массы, скелета массы, напряжения массы, сферы. «Начиная от Линии, которая явля­ется первым признаком движения массы, и кончая качеством всей массы, все несет в себе признаки движения, т. е. способы воздейст­вия количества на наше ощущение». Художник разделяет количест­венное движение и качественное, ритмом называет сознательное управление движением количества элементов в картинной плоско­сти. «Вот почему в картинах новой живописи вы видите измененные формы и нарушенные отношения в знакомых нам объектах». Не меньшее влияние на выразительность элементов оказывает интер­вал, наиболее очевидный в орнаменте. Сознательное управление ин­тервалом основано на тех же принципах, что и управление другими элементами. Пустые места, не затронувшие зрительского ощущения, являя собой остатки общего количества картинной плоскости, соеди­няясь так же, как и элементы, должны давать одно общее связанное ритмическое целое.

    Управление ритмической ценностью цвета совершается у Богома­зова по тому же закону, только цвет выражает все качественные осо­бенности содержания наиболее ярко. «Цвет - это то же количество, но несущее в себе оригинальные особенности, в силу которых напряжен­ность движения его массы поднимается или опускается. Отсюда, одни цвета являются более энергичными в смысле ритма, чем другие».

    Один из главных постулатов теории Богомазова сформулирован следующими выводами. «Рассматривая развитие элементов в искус­стве , мы заметили, что они в каждом искусстве имеют общую природу развития - движение, и что в каждом искусстве признак настолько ха­рактерен и важен, что он же является тем звеном, которое только и может соединить прочно все элементы Искусства между собой. Каж­дый элемент искусства через свое Количество несет в себе, таким об­разом, определенную ритмическую ценность, которая соединяется с другой ритмической ценностью через движение их количеств. Созна­тельное управление ритмической ценностью означает познание ее ка­чества. Следовательно, развитие Ритма есть развитие познания при­знаков ритмических ценностей, т. е. от связи бессознательных, са­мых примитивных количественных признаков к самому совершенному и свободному управлению качественными признаками».

    Академизм - первая стадия в познании предмета, и продолжение этого познания приводит к потере смысла в живописи, тогда как уг­убленное познание элементов живописи приводит к ее богатому развитию во второй стадии - Новому Искусству. «Художники этого (нового) Искусства сознательнее и вдумчивее относятся к самому су­ ществу искусства, к его элементам, к той роли, которую они должны играть в живописном изображении предмета. Поэтому их отношение к окружающему миру гораздо глубже и тоньше в своем реализме, чем пресловутый «реализм» Академизма».

    Одним из аспектов, детально рассматриваемых Богомазовым, ста­ло взаимоотношение картины и зрителя. «Теперь ясно выразился фак­тор, связывающий эстетическое волнение Художника и результат это­го волнения - Картину. Мы видели, что основа этой связи лежит в зна­ке, в живописном элементе, сумма которых, с одной стороны, примы­кает к эстетическому волнению Художника, а с другой - к такому же волнению Зрителя, предполагая, что последний принимает Карти­ну». Богомазов уверен - развитие понимания живописных элемен­тов у Зрителя неизбежно должно привести его к осознанию положе­ний нового искусства. Как только Зритель начинает уяснять связь ме­жду элементами искусства, он не может не признать прав этих эле­ментов, а потому принять несовпадение произведения с оригиналом. Богомазов констатирует в современном Зрителе эволюцию освобож­дения элементов Картины от сковывающего гипноза оригинала.

    Порою трудно пробраться к смыслу сквозь этот тяжеловесный, многословный, с бесконечно повторяющимися словами, язык Бого­мазова. Слишком о многом ему хочется рассказать, слишком тонко он прочувствовал творческий процесс, слишком мало слов для обо­значения столь призрачных материй... Тем не менее многие предло­жения из этого научного трактата хочется разобрать на афоризмы и цитаты, столь они образны и красноречивы. «Живопись есть совер­шенный Ритм составляющих ее элементов»; «Картинная Плоскость есть имитация спокойной зрительной сферы»; «Сходство уничтожает объект больше, чем разность»; «Новая Картина - это мысль Худож­ника, воплотившаяся в реальных знаках его искусства, это результат его вдохновения, взволнованного пластической красотой Мира, в ко­торой Художник властно утверждает свое Я».

    В 1913 году Богомазов женился на Ванде Витольдовне Монастыр­ской, своей однокурснице по Киевскому художественному училищу, которая стала не просто музой художника, но осталась преданной ему и его творчеству до конца своей жизни. Посвятив свою жизнь му­жу, она и после его смерти - в годы войны и позже в период гонения на «формалистов» - сохраняла его наследие. Именно ей, «чуткой спутнице по жизни», художник посвятил свой основной теоретиче­ский труд «Живопись и элементы». И будто в ответ в 1916 году жена писала ему: «Как хочется мне сказать, что ты не обычный смертный в искусстве, что произведения твои величавы и глубоко прекрасны, что в них страстная сила линий, движение всех молекул мира, что они за­гадочны, как бывает загадочной сила всего сущего на свете видимом и том, который видят мысли и душа».

    Алиса Любимова

    Алекса́ндр Константи́нович Богома́зов (1880, Ямполь, Харьковская губерния - 1930, Киев) - русский и советский художник, видный представитель и теоретик русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо ».
    В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.

    Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые - кубофутуризм (1913-1917) и спектрализм (1920-1930).
    В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.

    Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913-1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:

    «Искусство - бесконечный ритм, художник - его чувствительный резонатор», - говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год.

    Своё исследование Александр Богомазов посвятил своей жене, музе всей своей жизни, киевской художнице, Ванде Витольдовне Монастырской.

    Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse, а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / Painting and Elements.

    После смерти Александра Константиновича Богомазова был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолёта «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
    Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов - Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие.

    Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →