Большой театр. Опера «Альцина», Большой театр: отзывы, описание, история и интересные факты Оперный театр история возникновения

Опера зародилась в Италии. Она «выросла» из театрализованных мистерий – духовных представлений, в которых служила фоном, оттеняя игру актеров. В таких представлениях музыка звучала время от времени, подчеркивая важные драматические моменты. Впоследствии она становилась все важнее в подобных мистериях. С какого-то момента на протяжении всего спектакля музыка звучала без каких-либо пауз. Первым прототипом оперы принято считать комедию на духовную тему под названием «Обращение святого Павла», которую Беверини. В этой комедии музыка звучит с самого начала и до конца, но все еще исполняет роль аккомпанемента.

В шестнадцатом веке в моду пасторали, в них присутствовали хоровые исполнения мотетов или мадригалов (музыкально-поэтические пьесы). В конце шестнадцатого века в пасторалях появились сольные вокальные номера. Это было началом зарождения оперы в привычном современному человеку виде. Этот жанр назвали drama in musica, а «опера» появилось только в первой половине семнадцатого века. Нужно отметить, что ряд продолжали называть свои произведения музыкальными драмами даже после появления и закрепления слова «опера».

Существует несколько видов оперы. Главным по праву считается «Большая опера» или лирическая трагедия. Она возникла после Великой Французской Революции и фактически стала главным музыкальным направлением девятнадцатого века.

История оперных театров

Первый оперный театр открылся в 1637 году в Венеции. Опера служила развлечению аристократов и не была доступной для простых людей. Первой крупной оперой принято считать «Дафну» Джакопо Пери, которая впервые была исполнена в 1597 году.

Опера очень быстро завоевала популярность, став любимейшим видом искусств. Литературные сюжеты опер делают их доступным и понятным видом музыкального искусства, поскольку ее воспринимать намного проще, чем традиционные концерты без сюжета.

В наши дни за год дается около двадцати тысяч оперных представлений. Это означает, что ежедневно в мире исполняется более пятидесяти опер.

Из Италии опера быстро распространилась в другие странах Европы. С годами она стала общедоступной, перестав служить исключительно развлечением аристократов. В оперных театрах стали появляться «галерки», с которых простые горожане могли слушать восхитительное пение.

Театр Новая Опера

Один из самых молодых музыкальных театров страны, ровесник Новой России, Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициативе выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьера Правительства Москвы (впоследствии - мэра Москвы; 1992–2010) Юрия Лужкова. В пору возникновения театра Евгению Колобову было 45, за его плечами была служба в нескольких крупнейших театрах СССР, художественное руководство в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, более того, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру любовь зрителей. Важнейшие и часто пересекавшиеся репертуарные линии - с одной стороны, открытие неизвестных страниц классического наследия (впервые в России поставлены оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома); с другой - авторские версии популярных оперных шедевров («Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Кончина Е.В. Колобова поставила перед театром необходимость перемен. Большую роль в этот ключевой момент сыграли главный хормейстер Наталья Попович, дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер в 2004–2006), Эри Клас (главный дирижер в 2006–2011), Ян Латам-Кёниг (главный дирижер с 2011 года). Репертуар Новой Оперы сегодня складывается из нескольких линий: русская и западная классика, оригинальные спектакли-дивертисменты, а также опера XX - XXI веков. Последняя линия приобретает все большее значение, так что само название театра наполняется новым смыслом. В последние годы поставлены оперы «Каприччио» Р. Штрауса (впервые в России), «Дитя и волшебство» М. Равеля; готовятся к постановке опера «Школа жён» В.И. Мартынова, проект DIDO (пролог М. Наймана к «Дидоне и Энею» Г. Пёрселла и сама опера английского композитора). Осуществлен ряд масштабных постановок, в том числе - впервые в Москве - оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера.

Новую жизнь обретает заложенная Е.В. Колобовым и восстановленная в 2013 году традиция концертов и театрализованных спектаклей в Зеркальном фойе.

Театр проводит международные музыкальные фестивали, среди которых - Крещенский фестиваль в Новой Опере (до 2012 года - Крещенская неделя в Новой Опере), а также тематические проекты (крупнейший - Международный фестиваль «Два мастера - два мира» к 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди).

В 2003 году указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно), председатель художественно-творческой коллегии (2003–2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003–2012) Сергей Лысенко были удостоены Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера. В 2006 году театру присвое­но имя его основателя Евгения Колобова.

Театр Новая Опера имени Е.В. Колобова расположен в историческом центре Москвы, в живописном саду «Эрмитаж». Далекий прообраз Нового здания театра - летний Зеркальный театр архитектора А.Н. Новикова (1910 года). Ныне здание Новой Оперы - неотъемлемый элемент архитектурного облика Москвы.

ОПЕРА И БАЛЕТ ТЕАТРА

За долгую историю театра его труппой было поставлено свыше 800 опер и балетов, ко многим из них коллектив обращался несколько раз. А начиналось все так...

В 1777 году на Знаменской сцене театра состоялась премьера оперы Д. Зорина «Перерождение», о которой историк театра П. Арапов писал: «Января 8-го содержатели решились дать первую оригинальную оперу, составленную из Русских песен - «Перерождение»; по, опасаясь крайне за ее исполнение, Дирекция в предшествовавшем этой опере нарочно сочиненном разговоре испрашивала у публики позволения сыграть ее, и, несмотря на опасение, Русская опера имела большой ефект».

Из народа вышли первые актеры труппы, из народа вышли и первые русские музыканты: М. Матинский, крупнейший композитор конца XVIII века; Е. Фомин, избранный членом Болонской филармонической академии; Д. Кашкин, автор популярных песен, один из первых капельмейстеров московской сцены; М. Соколовский, учитель пения в Московском университете, он же скрипач оркестра и автор музыки нескольких опер, шедших в театре.

Через два года на той же Знаменской сцепе состоялось первое публичное исполнение оперы М. Соколовского на текст А. Аблесимова «Мельник - колдун, обманщик и сват». По свидетельству современника: «Сия пьеса столько возбудила внимания от публики, что много раз (27) сряду была играна и завсегда театр наполнялся... не только от национальных была слушана с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно: кратко сказать, что едва ли не первая Русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания...»

С самого начала деятельности Петровского театра его репертуар составили музыкальные и драматические спектакли, но особым успехом и вниманием зрителей пользовались оперы, поэтому театр в те годы чаще называли «Оперным домом».

О первоначальном репертуаре театра сохранились далеко не полные сведения, но известно, что среди многих других шли оперы «Розанна и Любим» И. Керцелли, «Санкт-Петербургский гостиный двор» М. Матииского, «Несчастье от кареты» В. Пашкевича. Балетная труппа показывала танцевальные картины из русского народного быта. Преобладал жанр балета-дивертисмента, основанного на играх, празднествах, песнях и плясках. Особой любовью пользовались спектакли «Глухая хозяйка», «Счастливое превращение», «Земира и Азор», «Цыганский балет», «Деревенская простота», восхищавшие публику всех рангов и сословий. Наряду с ними в репертуаре были и спектакли иностранных авторов, в большинстве написанные на мифологические сюжеты.

И в начале XIX века репертуар театра был очень пестрым, однако чаще других ставились любимые московской публикой оперы К. Кавоса, отца будущего строителя театра, «Любовная почта», «Мнимый невидимка» и особенно «Казар-стихотворец», не сходивший со, сцены в течение сорока лет.

Важную роль в формировании самобытных черт московского балета сыграл танцовщик, хореограф и педагог Адам Глушковский. Первым на балетной сцене он обратился к поэзии А. Пушкина и попробовал средствами хореографии воссоздать ее образы. В августе 1820 года появилась поэма молодого Пушкина «Руслан и Людмила», а уже 10 декабря 1821 года на сцене театра дома Пашкова, где в то время работала труппа, состоялась премьера большого героико-волшебного пантомимного балета «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», сочиненного и поставленного Глушковским на музыку капельмейстера театра Федора Шольца.

Становлению и творческому росту русской певческой школы способствовал композитор А. Верстовский, занимавший вначале должность инспектора музыки, инспектора репертуара, а затем управляющего Московской театральной конторой. При нем в театре прочно утверждаются произведения отечественной музыкальной драматургии: сначала оперы-водевили, а позднее романтические оперы большой формы, лучшей из которых явилась его «Аскольдова могила», впервые исполненная 16 сентября 1835 года и завоевавшая огромную популярность. Песни Торопки, главного героя оперы, в исполнении ведущего солиста московской оперы Александра Бантышева, сразу стали любимы публикой.

Событием театральной жизни стала постановка в Москве в 1843 году - через два года после парижской премьеры-балета Л. Адана «Жизель». С тех пор «Жизель» почти постоянно в репертуаре театра.

Историческим этапом в развитии театра, в формировании реалистических принципов вокально-сценического искусства стали создания основоположника русской классической музыки М. Глинки. Постановками на своей сцене «отечественной героико-трагической» оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в 1842 году и онеры «Руслан и Людмила» в 1845-м, развивающей традиции музыкального эпоса, театр взял курс на создание подлинно русского репертуара.

Московский балет этого периода обязан своими удачами талантливому французскому хореографу Мариусу Петипа, поселившемуся в России. Балетмейстер неоднократно приезжал из Петербурга в Москву для постановки спектаклей. Самой значительной из его московских работ стал «Дон-Кихот Ламапчский» Л. Минкуса, впервые показанный в 1869 году. Московскую редакцию этого балета Пе-типа перенес впоследствии на петербургскую сцену.

В 60-е годы дирекция отдает театр в аренду итальянскому антрепренеру Мерелли на четыре-пять спектаклей в неделю. Деятели русской культуры, особенно В. Одоевский и П. Чайковский, возглавили борьбу с «итальяноманией» дирекции, призывая в своих печатных выступлениях к национальной самобытности искусства сцены Большого театра.

Большое значение для развития русской исполнительской культуры имело творчество П. Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - «Воевода» (1869) и балетной - «Лебединое озеро» (1877) состоялись на сцене Большого театра. Здесь получила свое настоящее рождение опера «Евгений Онегин» (1881), первая проба на большой сцене после консерваторской постановки 1879 года; впервые увидел свет «Мазепа» (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция онеры «Кузнец Вакула», получившая в спектакле 1887 года новое название - «Черевички». Кстати, премьера «Черевичек» в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера.

Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы М. Мусоргского «Борис Годунов», в основу которой легла трагедия А. Пушкипа. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере» - гласит надпись, сделанная композитором на клавире «Бориса Годунова». И действительно, по глубине и жизненной правде характеров, по воплощению исторических событий и патриотических идей опера Мусоргского не знает себе равных. В премьере спектакля партию Бориса пел один из лучших баритонов того времени Богомир Корсов.

Развивая традиции Глинки и эстетические принципы «Могучей кучки», со своими операми выступил Н. Рим-ский-Корсаков. Широко используя русский эпос, обращаясь к истории, легендам и преданиям, композитор воплощал в своих произведениях идеи, рождаемые современной ему действительностью. Первой из его опер свет рампы Большого театра увидела «Снегурочка» (1893), а затем - «Ночь перед Рождеством» (1898).

В том же 1898 году театр впервые показал зрителям «Князя Игоря» А. Бородина, оперу, ставшую образцом национального героического эпоса в музыке; а через два года любители хореографического искусства познакомились с балетом А. Глазунова «Раймонда». Главную партию на премьере танцевала виртуозная Аделина Джури.

Одновременно с расширением русского репертуара театр осуществлял постановки лучших произведений зарубежных композиторов. К ранее поставленным операм добавились «Риголетто», «Аида» и «Травиата» Д. Верди, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Визе, «Тангейзер», «Валькирия» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера и др.

Намечаются изменения не только в репертуаре, но и в качестве спектаклей, их музыкальной трактовке, художественном оформлении. Состав оркестра театра был доведен до 100 музыкантов, а его главным дирижером был назначен прославленный Ипполит Альтани. Своими спектаклями часто дирижировали композиторы А. Рубинштейн, Э. Направник, П. Чайковский, А. Аренский. Яркий след в истории театра оставил талантливый Карл Вальц, свыше 60 лет работавший здесь в качестве декоратора и машиниста сцены.

Оперная труппа театра XIX - начала XX века насчитывает многих выдающихся певцов, передававших из поколения в поколение традиции русской вокальной школы и актерского мастерства, исполнение которых было отмечено глубокой содержательностью и искренностью. Среди славных имен прошлых лет - Евлалия Кадмина, Антон Барцал, Мария Дейша-Сионицкая, Павел Хохлов, Надежда Салина, Леонида Балановская, Иван Грызунов, Антон Боначич, Маргарита Гукова, Дмитрий Смирнов, Василий Петров и многие другие.

В 1899 году в Большом театре впервые пошла «Спящая красавица». Постановка этого балета, утвердившая содружество музыки и танца в русском балетном театре, явилась началом долгой и счастливой работы в Москве выдающегося хореографа, либреттиста и педагога Александра Горского. С ним работала большая группа талантливых артистов - Екатерина Гельцер, Вера Каралли, Софья Федорова, Александра Балашова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин, Владимир Рябцев, дирижер и композитор Андрей Аренде и другие. Для оформления новой постановки балета Л. Минкуса «Дон-Кихот» (1900) Горский впервые пригласил молодых художников Константина Коровина и Александра Головина, будущих великих мастеров театральной живописи. Апогеем творчества Горского стал балет «Саламбо» А. Арендса (1910). В этом спектакле хореограф достиг гармоничного слияния музыки, танца, оформления и литературной основы спектакля.

Успешное развитие московского балета становится настолько очевидным, что многие петербургские мастера танца добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда Кшесииская, Анна Павлова, Михаил Фокин и другие.

Небывалого расцвета достигает в эти годы и оперная труппа театра. На его сцене появляются певцы, имена которых становятся вскоре широко известны не только в России, но и за рубежом: Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова. Собинов дебютировал в 1897 году партией Синодала в опере А. Рубинштейна «Демон». В 1899 году в красном плаще Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» появился Шаляпин. Нежданова, к тому времени еще студентка Московской консерватории, в 1902 году впервые исполнила партию Антоииды в опере М. Глинки «Жизнь за царя».

Репертуар театра пополнялся значительными в художественном отношении постановками. 10 октября 1901 года в присутствии Н. Римского-Корсакова прошло первое представление в Большом театре его оперы «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Ивана Грозного, затем свет рам-пы увидели «Моцарт и Сальери» (1901) и «Пан-воевода» (1905). Под управлением Сергея Рахманинова с участием Шаляпина и Неждановой прошла премьера новой постановки оперы «Жизнь за царя» (1904). Период музыкального осмысления и освоения отечественной классики завершился премьерами «Хованщины» М. Мусоргского (1912; режиссерский дебют Шаляпина) и опер Н. Римско-го-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1913) и «Царская невеста» (1916). В эти же годы ставятся замечательные произведения зарубежных композиторов, в частности цикл опер Р. Вагнера, новинки итальянской оперной музыки - произведения Р. Леонкавалло, Д. Пуччини, П. Масканьи.

Плодотворной была деятельность в Большом театре Сергея Рахманинова, заявившего себя и за дирижерским пультом гениальным музыкантом. Сочетая профессиональное умение добиваться тончайшей отделки исполнения с огромным темпераментом, глубоко проникая в стиль исполняемого произведения, Рахманинов повысил качество звучания русской оперной классики в театре. Кстати, с именем Рахманинова связан перенос пульта дирижера на то место, где он находится сейчас, раньше дирижер стоял за оркестром, лицом к сцене.

Высочайшим профессионализмом отличался оркестр театра, на протяжении 25 лет руководимый Вячеславом Суком; хоровой коллектив, возглавляемый хормейстером и дирижером Ульрихом Авранеком. Знаменитые художники Аполлинарий Васнецов, Александр Головин, Константин Коровин, Василий Поленов, Александр Бепуа создают свой стиль оформления спектаклей театра.

Вместе с тем па рубеже двух столетий все более усиливаются противоречия между художественными устремлениями передовых творческих сил театра и реакционной политикой дирекции императорских театров, технической отсталостью и рутиной постановочной практики императорской сцены. Большой театр временами утрачивал ведущее положение в музыкально-театральной жизни Москвы, уступая ее Частной опере С. Мамонтова или оперному театру С. Зимина.

Первые годы деятельности советского Большого театра - это годы подлинно революционной перестройки искусства на основе приобщения его к задачам современности.

Теории «об отмирании оперного жанра», возникшие в начале XX века, получили свое распространение и после Октября. В частности, пролеткультовцы оценивали оперное искусство, как «располагающее исключительно отрицательным багажом». Выдвигалось, например, предложение о снятии со сцены Большого театра оперы «Снегурочка» за то, что в центре событий стоит «личность полубога, полумонарха» Берендея, об исключении из репертуара вообще всех опер Римского-Корсакова. Ярые нападки вызывали произведения Верди, особенно «Аида» и «Травиата».

В защиту оперы включились прогрессивные представители художественной интеллигенции во главе с А. В. Луначарским. Это была прежде всего борьба за классический репертуар против пролеткультовского нигилизма. Критикуя их вульгаризаторские взгляды, Луначарский говорил: «Я знаю многих людей, до умопомрачения любящих «Аиду» и притом принадлежащих к нашей партии. Не надо ни в коем случае со злостной улыбкой преследовать «Травиату»...»

В это время и балет многим казался чужим и ненужным явлением в искусстве, обреченным на уничтожение как бессмысленный пережиток прошлого. Правда, из-за рубежа в адрес балетной труппы поступали многочисленные предложения полным составом выехать туда на постоянную работу. Несмотря на самые лестные и заманчивые из них, ансамбль сохранил себя. Ведущие исполнители - Екатерина Гельцер, Василий Тихомиров, Маргарита Кандаурова, Викторина Кригер, Мария Рейзен, Леонид Жуков, Иван Смольцов и талантливая молодежь - Асаф Мессерер, Анастасия Абрамова, Любовь Банк, Валентина Кудрявцева, Нина Подгорецкая и другие во главе с художественным руководителем Александром Горским стали основателями советской школы танцевального искусства. На страницах печати с благодарностью отмечалась деятельность всемирно известных деятелей искусства, таких, как Екатерина Гельцер, которая «голодную рабочую Москву... предпочла «пиру во время чумы» буржуазных Парижей и Лондонов».

Сохранить ценное в репертуаре и создать новые современны.© спектакли - такова была задача, стоявшая перед коллективом театра. Вот как выразил всеобщее настроение дирижер Юрий Файер: «Когда свершилась революция, мы... задумались над тем, как отразить великое событие в нашем искусстве».

Очень активно работает в эти годы Л. Горский. В 1919 году он впервые на московской сцепе поставил балет П. Чайковского «Щелкунчик». В поисках драматической выразительности в музыке Горский пригласил в 1920 году участвовать в работе над новой постановкой «Лебединого озера» Вл. Немировича-Данченко.

Хореографы искали новые формы, чтобы в своих постановках выразить веяния эпохи. Успешно в жанре танцевально-пластической миниатюры работал Касьян Голей-зовский, лучшим спектаклем которого стал балет «Иосиф Прекрасный» на музыку С. Василенко (1925).

Большой общественный и художественный резонанс имел балет Р. Глиэра «Красный мак», поставленный Львом Лащилиным и Василием Тихомировым к 10-летию Великого Октября. Увлекал и восхищал всех танец «Яблочко», матросская пляска, отражавшая мажорные черты героя современности - стать, ловкость, смелость, уверенность в себе, заразительную веселость и оптимизм. «Красный мак» пользовался огромным успехом у зрителей, только за первые два сезона он прошел 200 раз.

Героическая революционная тема становится одной из ведущих в советском балете. Мощно прозвучала она в спектакле «Пламя Парижа» Б. Асафьева, поставленном Василием Вайноненом в 1933 году.

Постоянное место в репертуаре театра занимают произведения Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В 1927 году в полной редакции, с восстановленной сценой «У Василия Блаженного», прошла премьера оперы «Борис Годунов» (дирижер Арий Пазовский, режиссер Владимир Лосский). В спектакле, было много актерских удач и открытий: Владимир Политковский - Борис, Никандр Ханаев - Шуйский, Иван Козловский - Юродивый, Мария Максакова - Марина Мнишек, Николай Озеров - Самозванец.

Театр знакомит зрителей с выдающимися произведениями мирового искусства. Впервые были показаны оперы Р. Штрауса «Саломея» (1925), Д. Пуччини «Чио-Чио-саы» (1925) и «Флория Тоска» (1930), В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (1926).

С начала 20-х годов коллектив работает над сценическим воплощением произведений советских композиторов. В 1924 году состоялась премьера оперы «Трильби» талантливого молодого автора - композитора А. Юрасовского, а в 1927 году пошла опера молодого С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» с целым созвездием выдающихся певцов под руководством Николая Голованова. В спектакле пели Антонина Нежданова, Надежда Обухова, Александр Пирогов. За одно лишь шестилетие - с 1924 по 1930 год - было поставлено 14 оперных и балетных произведений советских композиторов. В эти годы в области музыкально-театрального творчества композиторы вели очень разнообразные и часто противоречивые поиски. В 30-е годы появились новые произведения Д. Шостаковича, И. Дзержинского, Б. Асафьева, Р. Глиэра и других. Происходил плодотворный процесс взаимного обогащения авторского и исполнительского мастерства. Здесь в первую очередь необходимо назвать оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», поставленную в 1935 году.

Первым на советской сцене Большой театр возродил оперу М. Глинки «Иван Сусанин». Постановка 1939 года (Дирижер Самуил Самосуд, режиссер Борис Мордвинов) раскрыла народно-героическую сущность произведения.

В спектакле засверкал жизнерадостный талант Валерии Барсовой (Антонида), а образ Сусанина, созданный Максимом Михайловым, вошел в историю советского музыкально-исполнительского искусства.

Мир возвышенных образов всегда был присущ русской хореографии. Стремясь создать спектакли, насыщенные глубоким содержанием, балетмейстеры все чаще обращались к инсценировкам произведений классической литературы. Этапным среди этих спектаклей стал балет Ё. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» (1936). Хореографию Ростислава Захарова отличали драматургическая четкость, гармония всех составных частей, богатые режиссерские находки. Интересно, что и в дальнейшем балетмейстер не раз обращался к воплощению в спектаклях поэзии и прозы А. Пушкина. На сцене Большого театра им поставлены балеты «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева (1946) и «Медный всадник» Р. Глиэра (1949).

Окончание войны коллектив театра отметил ярким, праздничным спектаклем - постановкой балета С. Прокофьева «Золушка» (балетмейстер Ростислав Захаров, художник Петр Вильяме, дирижер Юрий Файер). В главной партии с блеском выступали Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Марина Семенова, Раиса Стручкова.

А в следующем году состоялась премьера другого балета С. Прокофьева - «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского, огромного хореографического полотна, где лирические сцены, раскрывающие судьбу героев, чередовались с массовыми эпизодами уличных боев, празднеств, карнавальных шествий. «...Это не балет в нашем обычном и узаконенном веками понимании,- писал К. Паустовский.- Это - нечто новое и большее, чем балет. Это - высокая драма, выраженная пластическими средствами. После этой постановки становится ясно, что жест и движение могут звучать для нас не только с такой же силой, как слово, но, пожалуй, в иных случаях и сильнее слова». Наследницей и достойной продолжательницей лучших традиций русского балета стала в «Ромео и Джульетте» Галина Уланова.

Данью уважения театра к классическому наследию братских народов Чехословакии, Польши и Венгрии явились постановки опер «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948), «Галька» С. Монюшко (1949), «Ее падчерица» Л. Яначека (1958), «Банк бан» Ф. Эркеля (1959). Появляются новые постановки классических русских опер, многие из них становятся как бы началом их новой сценической жизни- «Евгений Онегин» П. Чайковского (1944) и «Садко» Н. Римского-Корсакова (1949) в редакции Бориса Покровского, «Борис Годунов» (1948) и «Хованщина» (1950) М. Мусоргского в постановке Леонида Баратова, «Сказание о граде Китеже» (1983; режиссер Роман Тихомиров) и «Золотой петушок» (1988; режиссер Георгий Ан-симов) Н. Римского-Корсакова. Продолжая работу над лучшими образцами западного наследия, театр поставил оперы Д. Верди «Аида» (1951), «Фальстаф» (1962), Д. Обера «Фра-Дьяволо» (1955), Л. Бетховена «Фиделио» (1954), а несколько позже оперы, довольно редко появляющиеся на сценических подмостках, а в Большом театре поставленные впервые - «Юлий Цезарь» Г. Генделя (1979) и «Ифигения в Авлиде» X. Глюка (1983). Успехом ознаменована работа оперной труппы над советскими произведениями.

Поисками новых форм хореографического языка отмечены постановки балетмейстеров Василия Вайнонена («Мирандолина» С. Василенко, 1949), Леонида Якобсона («Шурале» Ф. Яруллина, 1955), Вахтанга Чабукиани («Лауренсия» А. Крейна, 1956), Юрия Григоровича («Каменный цветок» С. Прокофьева, 1959), Ольги Тарасовой и Александра Лапаури («Подпоручик Киже» С. Прокофьева, 1УЬЗ), Константина Сергеева («Тропою грома» К. Караева, 1959), Касьяна Голейзовского («Лейли и Меджнун» ь. Баласаняна, 1964,- постановка, ставшая «лебединой песней» выдающегося советского хореографа). Интересными творческими поисками и находками отмечены постановки балетов «Героическая поэма» Н. Каретникова (1964, хореография Натальи Касаткиной и Владимира Васильева), «Чиполлино» К. Хачатуряна (1977, постановщик Генрих Майоров), «Эскизы» А. Шнитке (1985, хореограф Андрей Петров).

Театр постоянно поддерживает тесные контакты с творческими работниками других стран. В постановке оперы «Укрощение строптивой» В. Шебалина (1957) принимал участие дирижер из Чехословакии Зденек Халабала, а оперы «Дон Карлос» Д. Верди (1963) - болгарский дирижер Ясен Найденов. Режиссеры из ГДР Иоахим Херц и Эр-хард Фишер осуществили постановки опер «Летучий голландец» Р. Вагнера (1963) и «Трубадур» Д. Верди (1972), а художник миланского театра «Ла Скала» Николай Бе-нуа оформил несколько спектаклей театра: «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (1965), «Бал-маскарад» Д. Верди (1979) и «Мазепа» П. Чайковского (1986). В расчете на творческую индивидуальность Майи Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо создал спектакль «Кармен-сюита» на музыку Ж. Визе - Р. Щедрина (1967), а французские хореографы Вера Боккадоро и Ролан Пети поставили балеты «Любовью за любовь» Т. Хренникова (1976) и «Сирано де Бержерак» на музыку М. Констана (1988).

Более 45 лет с Большим театром связано творчество выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского. Спектакли мастера во многом определяют музыкально-актерский и режиссерский уровень театра. Этапными стали многие его постановки, в том числе «Руслан и Людмила» М. Глинки (1972), «Отелло» Д. Верди (1978), и оперы С. Прокофьева «Война и мир» (1959), «Семен Котко» (1970), «Игрок» (1974).

В лучших спектаклях послевоенного репертуара раскрылся талант многих выдающихся певцов: Сергея Лемешева и Ивана Петрова, Марка Рейзена и Павла Лисициана, Ирины Архиповой, Евгения Нестеренко и Владимира Атлантова, Алексея Кривчени и Бэлы Руденко, Тамары Милащкиной и Александра Огнивцева, Зураба Соткила-вы и Артура Эйзена, Галины Вишневской и Юрия Мазу-рока, Тамары Синявской и Маквалы Касрашвили и других.

Почти всегда спектакли театра отличались высоким уровнем режиссерского решения, над ними работали выдающиеся оперные режиссеры Иосиф Лапицкий, Андрей Петровский, Николай Смолич, Иосиф Туманов. Режиссурой занимались и солисты оперной труппы. Так, Сергей Лемешев в 1957 году, а Елена Образцова в 1986-м осуществили постановки оперы Ж. Массие «Вертер», а Алексей Иванов в 1963 году- «Риголетто» Д. Верди. В этих спектаклях они пели свои любимые партии - Вертера, Шарлотту и Риголетто.

В 1964 году художественным руководителем балета Большого театра стал один из выдающихся мастеров современного хореографического искусства Юрий Григорович. Балетам «Легенда о любви» А. Меликова (1965), «Иван Грозный» С. Прокофьева (1975), «Ангара» А. Эшпая (1976), «Золотой век» Д. Шостаковича (1982) в постановке Григоровича свойственны богатство хореографической формы, драматургическая целостность, широкое развитие действенного, симфонического танца. Ошеломляющее впечатление на зрителей произвел балет «Спартак» А. Хачатуряна (1968), ставший триумфом для его создателей: Юрия Григоровича, художника Симона Вирсаладзе и дирижера Геннадия Рождественского. В 1970 году спектаклю была присуждена Ленинская премия. Кроме постановщиков высшей награды страны были удостоены исполнители партий Спартака и Красса виртуозные танцовщики Владимир Васильев, Михаил Лавровский и Марис Лиепа. Григоровичем были осуществлены новые редакции шедевров классики-«Щелкунчик» (1966), «Лебединое озеро» (1969) и «Спящая красавица» (1973) Чайковского «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979), «Раймонда» Глазунова (1984).

Высокие достижения в искусстве танца связаны с именами солистов: Натальи Бессмертновой, Екатерины Максимовой, Нины Тимофеевой, Нины Сорокиной, Людмилы Семеняки, Надежды Павловой, Юрия Владимирова, Вячеслава Гордеева, Бориса Акимова, Ирека Мухамедова, Нины Ананиашвили, Аллы Михальченко, Нины Семизоровой и многих других.

В качестве хореографов в последние годы выступают ведущие солисты труппы. Зрелым мастером.зарекомендовал себя Владимир Васильев, поставивший балет «Икар» С. Слонимского (1976), хореографическую композицию «Эти чарующие звуки...» (1978), балет на музыку К. Молчанова «Макбет» (1980). С большим успехом прошла в 1986 году новая премьера Васильева-хореографа - балет «Ашота» В. Гаврилина с Екатериной Максимовой в главной партии. Хореографы стремятся к обобщениям, прибегают к формам иносказательно-поэтической образности. В атом направлении проходила и работа Майи Плисецкой над балетами Р. Щедрина «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985). Как никогда раньше, в этих спектаклях раскрылась драматическая сторона таланта выдающейся балерины, психологическая глубина ее танца.

Гордостью советской исполнительской культуры является оркестр театра. Это коллектив с безупречной техникой, тончайшим чувством ансамбля. Он состоит из первоклассных музыкантов, многие из которых являются лауреатами международных и всесоюзных конкурсов. За пультом оркестра стояли прославленные дирижеры Лев Штейн-берг, Николай Голованов, Арий Пазовский, Василий Небольсин, Самуил Самосуд, Александр Мелик-Пашаев, Борис Хайкин, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов. Свыше 40 лет бессменно дирижировал балетными спектаклями Юрий Файер. Ныне спектакли Большого театра ведут Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Фуат Мансуров, Александр Лазарев, Александр Копылов, Альгис Жюрайтис.

Больших успехов достиг и другой коллектив театра - хор, в разное время выступавший под руководством Михаила Шорина, Александра Рыбнова, Александра Хазаио-ва, Игоря Агафонникова, Станислава Лыкова,- один из самых важных участников оперного спектакля.

Целые главы в истории советского театрально-декорационного искусства составляет творчество выдающихся мастеров театральной живописи, работавших над оформлением спектаклей Большого театра,- Федора Федоровского, Михаила Курилко, Владимира Дмитриева, Петра Виль-ямса, Вадима Рындина, Николая Золотарева, Валерия Ле-венталя.

Ныне труппа Большого театра одна из ведущих в мире по численности - свыше 900 артистов оперы, балета, хора, оркестра, мимического ансамбля. Невозможно просто перечислить имена всех мастеров оперной и балетной сцены, выступавших в спектаклях Большого театра, но нельзя не сказать, что 80 из них присвоено высокое звание «Народный артист СССР»; 14 творческих работников удостоены Ленинской премии; многие носят звания народных и заслуженных артистов, лауреатов Государственных премий СССР и союзных республик. Семь мастеров сцены Большого театра - певцы Иван Козловский, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, балерины Майя Плисецкая и Марина Семенова, дирижер Евгений Светланов, балетмейстер Юрий Григорович - удостоены звания Героя Социалистического Труда, а Галине Улановой это звание присвоено Дважды.

За заслуги в развитии советского музыкально-театрального искусства коллектив Большого театра СССР Дважды - в 1937 и 1976 годах - награжден орденом Ленина.

Творческая жизнь Большого театра сложна и многообразна: и подготовка новых спектаклей, и капитальное возобновление золотого фонда - этапных спектаклей прошлых лет, завоевавших поистине всенародное признание, гастрольная и шефская работа. В этом видит основной смысл своей деятельности художественный руководитель и главный дирижер театра Александр Лазарев, а вместе с ним и весь огромный театральный коллектив. Только в сезоне 1988-1989 годов было показано несколько премьер. Так, новое рождение получила опера-балет Н. Римского-Корсакова «Млада» (1988; дирижер А. Лазарев, режиссер Б. Покровский, художник В. Левенталь). Та же постановочная группа возобновила оперу С. Прокофьева «Обручение в монастыре» (спектакль 1982 г.). Эстонский режиссер Аарне Мнкк осуществил новую постановку оперы Д. Верди «Риголетто». В самом начале нового сезона коллектив театра впервые воплотил авторский вариант бессмертного произведения М. Глинки - оперу «Жизнь за царя».

Балетная труппа театра, развивая классическое наследие мастеров прошлого, поставила два новых спектакля: «Бурнонвиль. Фрагменты из балетов датского хореографа» и «Хореографические композиции Касьяна Голейзовского».

Ответственные партии в оперных и балетных спектаклях все чаще исполняет талантливая молодежь: певцы - Екатерина Кудрявченко и Нина Раутио, Елена Заремба и Марина Шутова, Владимир Богачев и Александр Федип, Михаил Крутиков, Глеб Никольский, Максим Михайлов; артисты балета - Наталья Архипова, Илзе Лиепа, Инна Петрова, Ирина Пяткина, Юрий Васюченко, Александр Ветров, Марк Перетокин, Юрий Посохов, Алексей Фадее-чев, Михаил Шарков и другие. Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

«Вся опера пошла на маскарад» Принято считать, что маскарад - это костюмированный бал, не более. На самом деле отличия двух форм танцевальных вечеров были настолько существенны, что можно говорить о культурном противостоянии бала и маскарада. Если бал открыто

Из книги Древнерусская литература. Литература XVIII века автора Пруцков Н И

2. Русская комическая опера В январе 1779 г. на Московском театре была представлена комическая опера «Мельник колдун, обманщик и сват». Имя автора пьесы А. О. Аблесимова до этого мало кому было известно. Музыка к ней была «положена из русских песен российским московского

Из книги Марк Аврелий автора Фонтен Франсуа

БАЛЕТ ФАМИЛИЙ Структура римских имен подчиняется совершенно непонятным для нас правилам, обычаям и причудам. Можно набросать такую схему происхождения и эволюции имени Марка Аврелия.Во II веке человек из хорошей семьи был звеном в цепи почтенных предков; от них он и

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Пекинская опера Самым распространенным и самым влиятельным театральным жанром является пекинская опера. Пекинская опера появилась в Пекине в начале XIX века, это сценическое искусство объединяет в себе элементы пения, драмы, акробатики и боевого искусства. За 200 с лишним

Из книги Китайская головоломка автора Жемчугов Аркадий Алексеевич

Классическая опера под названием «Чжэнфын» 16 октября 1934 года принято считать началом Великого похода на 25 тысяч ли. В этот день Красная армия покинула Жуйцзинь и прекратила свое существование первая Китайская советская республика.А 22 октября 1935 года считается днем

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

Опера Петь Савва Иванович любил с детства. Пел и в гимназии, и в университете, и на домашних концертах, за что не раз подвергался отцовской критике. Учился пению в Италии. А в 1885 году основал первую в России частную оперу, которая так и называлась – Московская частная

Из книги Тигр на завтрак автора Пессель Мишель

IV. Большевики и балет Семья Лисаневич была родом из Одессы, крупного портового города Украины, расположенного на берегу тихих вод Черного моря.На мой вопрос, как началась его невероятная карьера, он дал поразивший меня ответ: - Я всем обязан русской

Из книги 5-ый пункт, или Коктейль «Россия» автора Безелянский Юрий Николаевич

Опера и балет Зато мы делаем ракеты И покоряем Енисей, И даже в области балета Мы впереди планеты всей. (почти фольклор) Начнем все-таки с балета, здесь у нас достижений больше. В советские годы балет стал настоящим экспортным товаром. Но, увы, балет - не русское

Из книги От неолита до Главлита автора Блюм Арлен Викторович

Не тот балет «Начальнику Леноблгорлита тов. Арсеньеву Ю. М. старшего цензора Липатова В. Ф.Театр оперы и балета им. С. М. Кирова поставил балет „Далёкая планета“. (…) Либретто балета, написанное народным артистом СССР Н. М. Сергеевым, слабо в идейном отношении, путано и

Из книги Русский Сан-Франциско автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Лица века автора Кожемяко Виктор Стефанович

Имя и честь театра НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МАЛОГО ТЕАТРА ЮРИЙ СОЛОМИН Юрию Соломину, одному из талантливейших воспитанников школы Малого театра, на рубеже веков выпало стать в полном смысле спасителем «Дома Островского» от разрушительных

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Сиднейская опера Здание оперного театра в крупнейшем городе Австралии Сиднее представляется огромным сказочным цветком, раскрывающим свои лепестки. Это чудесное сооружение расположено в морской гавани на Беннелонг Пойнт и лучше всего смотрится с воды. В 1954 г.

С чем у вас ассоциируется Одесса? С Дерибасовской и знаменитой комедией Леонида Гайдая? С «Двумя бойцами» и Костей-моряком? Или, может быть, с «Гамбринусом» Куприна? А вот для многих заядлых театралов Одесса ассоциируется в первую очередь с театром оперы и балета. Об истории знаменитого Одесского театра расскажет сегодня Diletant . media .

Театр-ровесник города

Одесский национальный театр уникален во всех отношениях. Начнем с того, что театр был построен спустя всего десяток лет после основания города. В 1804 году, когда Одессе было официально разрешено возвести здание театра, в Российской империи было всего два города, где театральные заведения уже были — Москва и Петербург. За дело взялся французский архитектор Тома де Томон, создавший здание петербургской Биржи и воплотивший в жизнь проект ансамбля стрелки Васильевского острова.

Одесский театр построен спустя десяток лет после основания города

В 1809 постройка была закончена, и уже в 1810 новоиспеченный театр открылся для публики. Первое здание располагалось немного не там, где сейчас, и было выдержано в классическом стиле. В течение XIX века последовали ­­­несколько перестроек, а в 1873, буквально через пару дней после окончания отделки, здание полностью сгорело из-за возгорания маленького газового рожка.

Театр в 40-е годы XIX века

Барокко по-одесски

К 1882 году был готов проект нового здания. На этот раз постройкой руководили венские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер. Интересно, что у австрийцев уже был опыт работы над театрами в Европе, а в качестве прототипа Одесской оперы послужила Дрезденская опера архитектора Земпера. Так что, если попадете в Одессу и случайно почувствуете себя в Европе XIX века — не удивляйтесь. Новый театр возвели за 5 лет. Выполнено здание в стиле венского барокко и делится на 3 этажа.

На фронтоне Одесского театра можно найти бюсты знаменитых русских творцов


Первые два из них украшены довольно скромно, а вот третий усыпан лоджиями, колоннами и пилястрами. Наверху театра красуются портик и крыша в виде купола. Кроме того, фасад украшен скульптурой, изображающей музу-покровительницу искусств Мельпомену с четверкой укрощенных ею пантер. Также можно найти статуи музы Тепсихоры, Орфея, играющего на кифаре, скульптуры, олицетворяющие Комедию и Трагедию. На фронтоне здания можно найти бюсты знаменитых русских творцов: Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя.



Перестроенный театр

Любимый театр Шаляпина

Интерьер не уступает в роскоши внешнему виду театра. Зрительный зал выдержан в стиле позднего французского рококо. Орнаменты, позолота, лепнина — все это, в сочетании с большой хрустальной люстрой и изобилием канделябров и светильников создает потрясающий эффект. На плафоне потолка изображены сцены из четырех произведений Шекспира: «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

«Я никогда в жизни не видел ничего красивее» — Шаляпин об Одесском театре

Знаменитый русский бас Федор Шаляпин, впервые побывав в Одесском театре, писал своей жене: «Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее». А Елена Образцова однажды сказала, что предпочитает Одесский театр даже самой Венской опере!



Интерьер Одесского театра


Итак, я жил тогда в Одессе

Изначально у театра не было собственной труппы, так что на его сцене выступали приглашенные артисты. В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам Александр Сергеевич Пушкин во время своей Южной ссылки. Именно об этом театре он написал: «Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей: там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей…» Оперные сезоны появились в театре впервые под руководством антрепренера Черепенникова, который пригласил на одесскую сцену итальянскую труппу.

В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам А. С. Пушкин


На 2 года он даже получил театр безвозмездно. В течение XIX веке одесская публика смогла увидеть выступления артистов Большого театра с их «Эсмеральдой» и «Своенравной женой», итальянских артистов с балетами «Сильвия» и «Брама». В 1891 году под руководством Грекова на сцене впервые появилась русская опера. Одними из первых стали «Демон» и «Пиковая дама», причем Чайковский лично следил за постановкой своего произведения и давал советы артистам и дирижеру.


От Павловой до Руффо

В конце столетия в Одесском театре выступали Шаляпин и Собинов, прошли концерты Рахманинова, Скрябинова, Глазунова. Появлялись и итальянские артисты: Тетрацини, Баттистини и сам Титта Руффо! В целом за все время существования театра на его сцене побывали настоящие легенды — балерины Анна Павлова, Айседора Дункан и Екатерина Гельцер, певцы Крушельницкая, Фигнеры, Ансельми. В разное время дирижировали Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Рубинштейн, Направник, Аренский, Глазунов.

Одесская опера отличается тем, что в ее стенах находится настоящий орган


К тому же Одесская опера отличается еще и тем, что в ее стенах находится настоящий орган, что дает возможность исполнения органных концертов. Кроме того, у театра уникальная акустика: благодаря особому строению стен даже самый тихий шепот со сцены можно услышать в любом уголке зрительного зала.



Анна Павлова в миниатюре «Умирающий лебедь»


Судьба театра в XX веке

Необычной была судьба театра во время Второй мировой войны. В начале 40-х Одесса была оккупирована румынами, декорации и инвентарь театра эвакуировать не успели. Оставшиеся в городе артисты решили не прерывать своей работы и продолжили выступать.

Во время Второй мировой артисты Одесского театра не перестали выступать


Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера». Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.


Театральная афиша времен румынской оккупации

Сегодня много раз отреставрированный театр открыт для публики, и на сцене в основном представляются классические оперы и балеты.



Ла Скала
В истории оперы нет другого оперного театра, столь же почитаемого, столь же часто копируемого, столь же часто упоминаемого в качестве эталона для сравнения, как "Ла Скала". Но "Ла Скала" - это отнюдь не только красивое место для оперных постановок, это самый символ оперы - итальянской оперы. Потому открытие в 1946 году восстановленного театра, который был разрушен во время бомбёжки в 1943 году, было, быть может, самым впечатляющим знаком преодоления последствий катастрофы второй мировой войны.



История "Ла Скалы" восходит к 1776 году, когда по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини началось строительство нового театра на месте церкви Санта-Мария делла Скала (откуда театр получил своё название). Закончилось это строительство в 1778 году. Для открытия нового театра, которое состоялось 3 августа 1778 года Антонио Сальери специально сочинил оперу "Узнанная Европа" (прежде предложение было сделано Глюку, но тот отказался).

До конца XVIII века на сцене "Ла Скалы" ставились также драматические спектакли, и только в начале XIX века театр стал исключительно оперным. В 1812 году на его сцене прошла премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень", положившая начало россиниевскому периоду истории театра. С 30-х годов XIX века история "Ла Скалы" связана с творчеством Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди. Во второй половине XIX века путь на сцену "Ла Скалы" находят оперные шедевры иностранных композиторов. Здесь впервые в Италии были поставлены "Фауст" Гуно, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Зигфрид", "Парсифаль" Вагнера, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. Чайковского, "Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского.
Миланская публика - это совершенно особый разговор. Она может восторженно превознести, но может и безжалостно растоптать. И это невзирая на имена. В 1904 году, например, "Мадам Баттерфляй" Пуччини на премьере в "Ла Скале" получила такой плохой приём, что была исключена из репертуара театра более чем на двадцать лет и вновь дана лишь в 1925 году. Волнующая история рассказывается об исполнении "Турандот" - оперы, которую Пуччини не успел закончить. После смерти композитора её дописал, как известно, Франко Альфано. Премьерой в "Ла Скале" дирижировал Артуро Тосканини. Дойдя до того момента, где прерывается запись Пуччини, Тосканини положил свою палочку, повернулся к публике и сказал: "Здесь опера кончилась. Маэстро умер", после чего покинул дирижёрский пульт.




ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener Staatsoper)
Венская государственная опера (Wiener Staatsoper) - государственная оперная сцена в Вене, ведущий оперный театр Австрии (до 1918 - Венская придворная опера).

Основан в середине XVIII века. Спектакли сначала проходили в венском "Бургтеатре" (с 1748), затем в "Кертнертортеатре". В 1869 спетаклем "Дон Жуан" было открыто современное здание оперного театра (2200 мест). В 1945 году оно было разрушено прямым попаданием бомбы, восстановлено в 1955 году. Сезон с сентября по июнь. Среди музыкальных руководителей и дирижёров: Рихтер, Малер, Вейнгартнер, Вальтер, Бём, Караян, Маазель, Аббадо. В Венской опере выступали и другие крупные дирижёры. Здесь осуществлены первые постановки многих выдающихся опер: "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Так поступают все" Моцарта (1782, 1786, 1790), ряда опер Глюка (в том числе "Орфей и Эвридика", 1762), "Эврианта" Вебера (1823), "Марта" Флотова (1847) и другие.


Из сочинений XX века отметим мировые премьеры ряда опер Р. Штрауса ("Женщина без тени", 1919; "Елена Египетская", 1928), Эйнема. Важным этапом в истории Венской оперы стали годы (1897-1907), когда её главным дирижёром являлся Малер, обеспечивший высочайший художественный уровень спектаклей, расширивший репертуар театра (именно в это время здесь прозвучали оперы Чайковского "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта").



СИДНЕЙСКАЯ ОПЕРА. В основе проекта Оперного театра лежит желание привести людей из мира ежедневной рутины в мир фантазии, где обитают музыканты и актеры.
Два фрагмента зубчатой крыши на олимпийской эмблеме - и всему миру понятно, в каком городе будут проходить Игры. Сиднейский оперный театр - единственное здание XX века, вставшее в один ряд с такими великими архитектурными символами XIX, как Биг-Бен, Статуя Свободы и Эйфелева башня. Наряду с Айя-Софией и Тадж-Махалом это здание принадлежит к высшим культурным достижениям последнего тысячелетия.


ДРЕЗДЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА
Дрезденская государственная опера, более известная как Оперный театр Земпера, - это великолепный вклад её архитектора Готтфрида Земпера в историю немецкой оперы. Поразительно, насколько гармонично интерьер здания, дизайн которого подчинён его назначению, продиктовал его внешний архитектурный облик.
Театр, расположенный на западной стороне Театральной площади, напротив Королевского дворца, отражает своё первостепенное значение для правящего дома, который на протяжении столетий демонстрировал свой глубокий интерес к искусствам.
Открывшийся в 1841 году как Королевский Саксонский оперный театр (Дрезденская придворная опера), он был одним из первых, в которых ставились спектакли самых разных жанров, прежде чем он был отдан исключительно опере.

Первой оперной постановкой в новом театре была "Эврианта" Карла Марии фон Вебера.
В 1843 году капельмейстером театра был назначен Рихард Вагнер. Это произошло через год после премьеры его оперы "Риенци". Вскоре после его назначения на сцене театра состоялись премьеры двух других его опер - "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1845). Ввиду своей политической деятельности Вагнер вынужден был покинуть Дрезден; он иммигрировал в Швейцарию, где прожил тринадцать лет, и вернулся только после того, как был прощён.


Первоначальное здание Земпер-Оперы сгорело в 1869 году. После долгих дискуссий здание было вновь отстроено по проекту Земпера. После 1918 года Земпер-Опера стала официально называться Дрезденской государственной оперой.
Первые четыре десятилетия XX века Дрезденская опера была главным местом постановки опер Рихарда Штрауса, именно здесь родилась и выросла мировая слава этого композитора. На этой сцене состоялись премьеры его "Саломеи" (1905), "Электры" (1908), "Кавалера роз" (1911), "Елены Египетской" (1928), "Арабеллы" (1933), "Молчаливой женщины" (1935).
Во время бомбардировки Дрездена в 1945 году театр быд полностью разрушен (остались только стены). Хотя театр впоследствии был покрыт современной крышей и было много дискуссий по поводу постройки театра по совершенно новому проекту, ничего не было сделано вплоть до 1975 года, когда в Вене были обнаружены первоначальные архитектурные проекты Земпера (как и Вагнер, Земпер, в силу своей политической деятельности, вынужден был в 1849 году покинуть Германию и жить в Лондоне, Париже и Вене). Понадобилось десять лет, чтобы восстановить театр в его первоначальном облике.
Открытие отреставрированного театра состоялось 13 февраля 1985 года (ровно сорок лет спустя после его разрушения) оперой "Вольный стрелок" Карла Марии фон Вебера - произведением, которое было исполнено последним перед закрытием театра в 1944 году. Это было признанием того вклада, который внёс композитор в историю Дрезденской оперы в первой четверти XIX века.
Отреставрированный театр стал одним из лучших в Европе по своим акустическим качествам, техническому оснащению сцены. Все спектакли в нём идут на немецком языке (из уважения к слушателям города, для которых он был построен, и в напоминание, что театр был создан в противовес итальянской оперной труппе), и в его репертуаре значительное место занимают творения "дрезденских" композиторов - Вебера, Вагнера и Рихарда Штрауса.




«Метрополитен-опера» (Metropolitan Opera), ведущий оперный театр в США. Открыт в 1883 в Нью-Йорке. Здание построено по проекту архитектора Дж. К. Кейди. Зрительный зал на 3625 мест. Единственный в США постоянный оперный театр (работает 7 месяцев в году). Создан на средства акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». Субсидируется крупными фирмами, обществами, частными лицами. Хор, оркестр и вспомогательные коллективы стабильны; солисты и дирижёры приглашаются на определённые сезоны или на спектакли (по контрактам).


Оперы исполняются на языке оригинала. Произведения американских авторов и современных композиторов др. стран ставятся редко, в репертуаре - мировая классика: оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Г. Доницетти, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Ж. Визе, В. А. Моцарта, Р. Штрауса и др. Успехом пользуются произведения русских композиторов («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»).


Львовский оперный театр.
Львовский национальный академический театр оперы и балета им. С.А. Крушельницкой. В 1895 году был объявлен конкурс, в котором победила работа директора Львовской высшей художественно-промышленной школы З. Горголевского. Он предложил смелое решение для места постройки нового театра. Так как центр города к тому времени был плотно застроен, проект предусматривал перекрытие городской реки, Полтвы, сплошными бетонными сводами. З. Горголевский руководил всеми земляными и строительными работами. Основанная нагрузка легла на львовскую фирму инженера И.Левинского. Строительство началось в июне 1897 года и длилось почти три года. Театр построен в классических традициях с использованием элементов архитектурных стилей ренессанса и барокко, в духе так называемого венского псевдоренессанса.


Большой городской театр (так назывался Оперный театр до 1939 года) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии приняли участие писатель Генрик Сенкевич, композитор И. Падеревский, художник Г. Семирадский. В этот вечер в театре показывали постанебановку драматической оперы «Янек» В. Желенского про жизнь жителей карпатской Верховины. В 1934 году театр закрыли из-за экономического кризиса. В 1939 году здесь прошли Народные сборы Западной Украины, которые поддержали присоединение Галиции и Волыни к УССР. Театр был вновь открыт в 1939 году и получил название Львовского государственного оперного театра. В 1956 году получил имя Ивана Франко, в 1966 - звание академического.


В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году. В 1996 году здесь происходила одна из встреч президентов стран Центральной и Восточной Европы. Львовский театр оперы и балета состоит из ряда коллективов: симфонический оркестр - около 90 профессиональных музыкантов; солисты оперы - это свыше 40 профессиональных вокалистов; хор - около 60 артистов профессионалов; балетная труппа - около 60 артистов. Репертуар театра составляют более 40 опер и балетов.


"Гранд-Опера" - государственный оперный театр, крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Его официальное название в настоящее время - "Национальная академия музыки и танца". В момент своего основания - в 1669 году - театр назывался Королевской академией музыки.


Король Людовик XIV выдал патент поэту П. Перрену и композитору Р. Камберу на организацию постоянного оперного театра в Париже. В 1671 году после объединения с Королевской академией танца театр был преобразован в Королевскую академию музыки и танца, которая начала свою деятельность 3 марта 1671 года постановкой музыкальной трагедии "Помона", написанной его основателями - П. Перреном и Р. Камбером. После Великой французской революции театр не раз менял своё официальное название - "Театр Искусств", "Театр республики и Искусств", "Театр Оперы", "Императоская академия музыки", "Королевская академия музыки и танца". В 1871 году театр получил своё теперешнее официальное название.

Свой современный облик здание "Гранд-Опера" (неофициальное название театра) получило в 1875 году, когда было закончено его строительство. Автором проекта был архитектор Шарль Гарнье (отсюда ещё одно название - "Палас Гарнье").

Строительство здания велось с 1862 года. В результате получилось одно из самых интересных произведений архитектуры эпохи Наполеона III. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп.

Перед вторым пилястром справа - восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо "Танец". Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана великолепным белым мрамором; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.


АРЕНА ДИ ВЕРОНА (Arena di Verona)
Арена ди Верона - римский амфитеатр, один из самых замечательных памятников археологии в Европе, построенный в первом веке нашей эры во время последних лет правления императора Августа. Арена ди Верона имеет форму овала, длина которого от одного конца до другого составляет 139 метров; внутренние оси амфитеатра длиной в 74 и 45 метров. Аудитория состоит из 45 ступеней, каждая высотой, примерно, в 45 сантиметров и вмещает 16000 зрителей.

За время своего существования Арена ди Верона была местом многих захватывающих развлечений: гладиаторских боёв, рыцарских поединков, турниров, ночных зрелищ. Начиная с XVIII века, театральные представления получили здесь постоянную прописку. Торжественный Конгресс Европейских Наций, проходивший в Вероне в 1822 году, заслуживает особого упоминания: по этому случаю Россини сочинил и поставил на Арене кантату "Святой союз" ("La Santa Alleanza") для всех европейских монархов.
Сегодня Арена ди Верона - знаменитый на весь мир "археологический театр", благодаря ежегодному летнему оперному фестивалю, проходящему в его стенах. Открытие фестиваля состоялось 10 августа 1913 года постановкой оперы Джузеппе Верди "Аида".


На сцене Арена ди Верона выступали выдающиеся артисты, такие как Рената Тебальди, Мария Каллас, Марио Дель Монако, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Туллио Серафин, Риккардо Мути.

Оперный сезон на Арене ежегодно привлекает более полумиллиона человек и более пятнадцати тысяч зрителей со всего мира ежедневно. В репертуаре фестиваля преимущественно массовые, масштабные сочинения ("Набукко", "Трубадур","Аида", "Кармен", "Турандот"). Без сомнения, оперный фестиваль "Арена ди Верона" на открытом воздухе - уникальный феномен в оперной жизни Европы.


БАВАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Bayerische Staatsoper)
Баварская государственная опера (Bayerische Staatsoper) - одна из ведущих оперных сцен Германии. Находится в Мюнхене (2100) мест.


Основана в 1818 году. В 1963 открыта после реставрации спектаклем "Женщина без тени" Р. Штрауса. Среди главных дирижёров: Бюлов, Мотль, Вальтер, Кнаппертсбуш, Шолти, Кемпе, Заваллиш, Шнайдер.

Значительный вклад в деятельность театра внёс режиссёр Поннель. С 1992 театром руководит известный театральный деятель П. Джонас, ранее возглавлявший Английскую Национальную оперу.

Летом в театре проходит традиционный фестиваль (оперы, балеты, концерты). На сцене театра прошли мировые премьеры ряда опер Вагнера, Пфицнера, Корнгольда, Хенце и других.


КОВЕНТ ГАРДЕН (Covent Garden)
Ковент Гарден (Covent Garden) - королевский оперный театр в Лондоне (Royal Opera House).
Крупнейшая оперная сцена Великобритании. Основан в 1732, как оперный и драматический театр (2250 мест). В 1808 перестроен, с 1847 становится исключительно оперным театром (это событие было отмечено постановкой оперы Россини "Семирамида"). После большого пожара 1856 театр вновь отстроен и в таком виде сохранился до наших дней.

В 1892 получил название Королевского оперного театра. В год открытия здесь была поставлена "Опера нищих" Пепуша. В 1734-37 состоялись премьеры ряда опер Генделя ("Верный пастух", "Ариодант", "Альцина" и другие), специально для Ковент Гардена Вебером написана опера "Оберон" (1826). В XIX веке в Ковент Гардене выступали крупнейшие певцы того времени Малибран, Тамбурини, Джулия Гризи, Патти. В конце XIX века в театре впервые в мире вводится традиция исполнения сочинения на языке оригинала.

В 1892 Гамбургской труппой под управлением Малера здесь была показана тетралогия "Кольцо нибелунга". Среди важнейших постановок XX века отметим "Электру" (1910), оперу Дилиуса "Сельские Ромео и Джульетта" (1910), "Бориса Годунова" (1928, с Шаляпиным в заглавной партии), "Норму" (1953, c Каллас). В 1961 на сцене Ковент Гардена была поставлена опера "Пиковая дама" (дирижёр Мелик-Пашаев), в 1962 партию Аиды здесь пела Вишневская.


Важное место в репертуаре театра занимает английская опера и, прежде всего, оперы Бриттена. В Ковент Гардене прошли мировые премьеры его произведений "Билли Бад" (1951), "Глориана" (1953). Среди постановок последних лет "Сон в летнюю ночь" (1986), "Питер Граймс" (1995). На сцене театра прошли также премьеры ряда опер Г. Бишопа (1786-1855), бывшего в 1810-24 главным дирижёром театра, Воана-Уильямса, Типпетта, Уолтона. Здесь долгое время пела Сазерленд. Среди главных дирижёров Шолти, Дейвис, Хайтинк.

В конце 1950-х годов в Ковент Гардене осуществил ряд постановок выдающийся кинорежиссёр Висконти. Здесь состоялась премьера оперы П. Дейвиса (р. 1934) "Тавернер" (1972).


Спектакли театра отличаются высоким художественным уровнем. Многих молодых певцов после успеха в Ковент Гардене ждала блестящая карьера. Так, например, случилось после блистательной премьеры "Травиаты" в 1994 (дирижировал Шолти) с исполнительницей партии Виолетты румынкой Георгиу. С 1946 на сцене Ковент Гардена выступает также балетная труппа "Сэдлерс-Уэлс-балле". С 1995 в Ковент Гардене проводятся ежегодные "Вердиевские фестивали".


ТЕАТР КОЛОН (Teatro Colon)
Театр Колон (Teatro Colon) - национальный оперный театр Аргентины (Буэнос-Айрес). Крупнейшая оперная сцена Южной Америки. Театр открыт в 1908 спектаклем "Аида". В год открытия в нём выступала выдающаяся итальянская труппа, в которую входили Руффо, Шаляпин и другие.

В театре 2478 мест. Сезон длится с мая по декабрь. На сцене театра выступали многие знаменитые певцы XX века: Карузо, Гобби, Дель Монако, Тебальди и другие, дирижёры Тосканини, Клемперер, Э. Клейбер.

Значительное место в репертуаре театра всегда занимала русская классика. Здесь ставились оперы "Борис Годунов" и "Демон" (обе в 1909), "Евгений Онегин" (1911), "Пиковая дама" (1924, с участием русских певцов), "Хованщина" (1929), "Садко" (1930) и другие.

Здесь выступала труппа Дягилева в 1913-17 годах. Эти традиции сохранились и до наших дней. Так, в 1996 в театре гастролировала труппа Московского камерного музыкального театра под управлением Покровского (были показаны спектакли "Нос" Шостаковича, "Четыре девочки" Денисова).



Большой театр - крупнейший театр оперы и балета России (находится в Москве). Основан в 1776 князем П. Урусовым. Здание в его современном виде существует с 1825 (после пожара 1853 открыто вновь в 1856). Зрительный зал на 2155 мест. В Большом театре были поставлены первые русские оперы Соколовского, Пашкевича. С 1806 Большой театр в ведении Дирекции Московских императорских театров. Здесь осуществлены первые постановки на русской сцене опер "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Пират" Беллини (1837), "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1839), "Фаворитка" Доницетти (1841), "Немая из Портичи" Обера (1849), "Травиата" Верди (1858), "Трубадур", "Риголетто" Верди (1859), "Фауст" Гуно (1866), "Миньон" Тома (1879), "Бал-маскарад" Верди (1880), "Зигфрид" Вагнера (1894), "Троянцы в Карфагене" Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Вагнера (1902), "Дон Карлос" Верди (1917), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1964), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, "Испанский час" Равеля (1978), "Ифигения в Авлиде" Глюка (1983) и другие.

В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского "Воевода" (1869), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887); опер Рахманинова "Алеко" (1893), "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1906), Прокофьева "Игрок" (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.

Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович.


Выступал здесь в качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской "Комише-опер" (1965).
В 1995-2000 художественным руководителем театра был выдающийся русский танцовщик и балетмейстер В. Васильев, в 2000-2001 - Г. Рождественский, в 2001 художественным руководителем и главным дирижёром назначен А. Ведерников.



БУДАПЕШТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
В 1872 году сразу после слияния Буды и Пешта и образования Будапешта по инициативе Ференца Листа и Ференца Эркеля, двух выдающихся венгерских композиторов, был создан комитет, возглавивший работы по строительству в городе оперного театра. К тому времени оперные спектакли давались в Венгрии вот уже почти двести лет. Это происходило в аристократических домах, например, у графа Я. Эрдёди. Ставились оперы Г. Бенды, К. Диттерсдорфа, Дж. Паизиелло, А. Сальери, А. Гретри.
Cтроительство здания театра началось в 1875 году. Автором проекта был архитектор Миклош Ибли. На строительстве использовались исключительно венгерские мастера и художники. Через девять лет - в 1884 году - оперный театр был открыт. В торжественной церемонии участвовал император Австро-Венгерской империи Франц-Йозеф. Театр назывался Королевский Венгерский оперный театр. На открытии были исполнены две венгерские оперы "Банк Бан" и "Ласло Хуньяди" Эркеля и первый акт немецкой оперы "Лоэнгрин" Вагнера.


После своего открытия, прошедшего с большой помпой, театр испытывал значительные финансовые трудности. В 1888 году директором театра на три года становится Густав Малер. Вместе с его венгеским коллегой Иштваном Кернеромоном Малер поднимает театр на очень высокий музыкальный уровень. Он приглашает иностранных исполнителей, с вниманием относится к венгеским певцам. С приходом на должность директора Шандора Хенеси расширился венгерский репертуар театра. Перед первой мировой войной широкой публике были впервые представлены два произведения Белы Бартока - балет "Деревянный принц" и опера "замок герцога Синяя Борода".

Межвоенная эпоха - время выступлений в театре самых знаменитых дирижёров - Томаса Бичема, Бруно Вальтера, Герберта фон Караяна.

Современный свой облик театр получил после реконструкции, которая началась в 1980 году и продолжалась 4 года. Вновь открытый в 1984, в год своего столетия, театр стал одним из лучших в Европе.


Одесский национальный академический театр оперы и балета - первый театр в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности.Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году.

Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.


В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели великие Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан.

Среди самых удачных постановок труппы театра: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Александр Пушкин упоминает Одесский театр в романе «Евгений Онегин».


АНГЛИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА (English National Opera)
Крупнейший английский оперный театр. Основан в 1931 как оперный театр "Сэдлерс Уэллс" (по названию театра, в помещении которого проходили спектакли). С 1958 труппа выступает в лондонском "Колизеуме" (2360 мест).


Современное название театр получил в 1974 году. Среди главных дирижёров театра Л. Коллингвуд, А. Гибсон, Дейвис, Маккерас и другие. Репертуар театра включает сочинения Моцарта, Вагнера (в том числе "Кольцо нибелунга"), Яначека (ряд сочинений которого поставлен здесь впервые на английской сцене), Стравинского и многих других. В 1985-93 театр возглавлял П. Джонас (р. 1946). Труппа гастролировала в СССР (1990). Спектакли идут преимущественно на английском языке.



САН-КАРЛО (Teatro San Carlo)
Сан-Карло (Teatro San Carlo) - оперный театр в Неаполе (Италия). Открыт в 1737 году. В 1816 году был восстановлен после пожара. В театре 3500 мест. Наибольший рассвет театр пережил в 1809-40, когда его руководителем был знаменитый импрессарио Барбайя.


На сцене театра прошли мировые премьеры ряда опер Россини ("Елизавета, королева Англии", 1815; "Моисей в Египте", 1818; "Дева озера", 1819; "Магомет II", 1820; "Зельмира", 1822), Доницетти ("Фауста", 1832; "Лючия ди Ламмермур", 1835; "Полиевкт, 1848); Верди ("Луиза Миллер", 1849) и другие.


Среди певцов, выступавших в театре: Донцелли, Ноццари, Кольбран, Паста, Патти, Таманьо (XIX век), Джильи, Лаури-Вольпи, Бергонци, Гедда, Гяуров, Доминго, Кабалье (XX век). Среди дирижёров Молинари-Праделли, Решиньо, Серафин, Д. Орен и другие.


Женевский Большой театр (Grand Theatre de Geneve) (названный так в 1910 году) открылся в 1879 году постановкой оперы Джоаккино Россини "Вильгельм Телль", оперы, которая считается швейцарским патриотическим произведением. Расположенный в старом городе рядом с музеем, консерваторией и университетом, оперный театр представляет собой замечательное архитектурное творение, отвечающее требованиям торжественных церемоний, часто происходящих в этом богатом городе. В 1951 году в театре произощёл пожар, после которого здание было реконструировано и особое внимание было уделено оборудованию сцены, которая сейчас оснащена всей необходимой машинерией.


Восстановленный театр был открыт в 1962 году оперой Верди "Дон Карлос", причём в её первоначальной французской версии, то есть в пятиактном варианте. В 1965 году директором театра становится Герберт Граф. Он начал свою деятельность с постановки "Волшебной флейты" Моцарта, пригласив в качестве художника Оскара Кокошку. Дальнейшее его пребывание в этой должности было отмечено возрождением многих забытых или малоизвестных произведений. В 1973 году его преемником стал Жан-Клод Рибер, многое поставивший в театре сам. Резко сменился стиль руководства театром, когда его директором в 1980 году стал Хюгус Галл, главным принципом которого было трактовать каждую новую оперную постановку как совершенно самостоятельную и именно для неё специально приглашать режиссёра, художника и дирижёра.
Продолжение следует........